Особенности развития внимания ребенка младшего школьного возраста

Особенности развития внимания ребенка младшего школьного возраста thumbnail

Особенности развития внимания у младших школьников

Поступление в школу подводит итог дошкольному детству и становится стартовой площадкой младшего школьного возраста (6(7) —10(11) лет). Младший школьный возраст — очень ответственный период школьного детства, от полноценного проживания которого зависит уровень интеллекта и личности, желание и умение учиться, уверенность в своих силах [7, С. 222].

Существенные изменения наблюдаются в качественных характеристиках внимания. В младшем школьном возрасте внимание ребенка становится произвольным, однако это происходит не сразу. Довольно долго, особенно в начальных классах, сильным и конкурирующим с произвольным остается непроизвольное внимание детей. Вместе с этим происходит развитие и определенных свойств внимания ребенка, таких, как объем и устойчивость, переключаемость и концентрация, а также произвольное внимание [5, С. 251].

Объем внимания младшего школьника меньше, чем у взрослого человека, распределение внимания слабее. Младший школьник не может распределить внимание между различными видами работ, например, между своим чтением и слушанием товарища. Младшие школьники также не умеют быстро переключать свое внимание с одного объекта на другой. Но к окончанию начальной школы это свойство внимания совершенствуется [1, С. 20].

Например к возрасту 10-11 лет объем и устойчивость, переключаемость и концентрация произвольного внимания у детей почти такие же, как и у взрослого человека. более того, известно, что такая характеристика внимания, как переключаемость, у детей этого возраста развита существенно выше, сем средний ее показатель у взрослых. Вероятно, это обусловлено молодостью организма и подвижностью процессов в центральной нервной системе ребенка. Младшие школьники могут переходить от одного вида деятельности к другому без особых затруднений и внутренних усилий. Однако и здесь внимание ребенка сохраняет еще некоторые признаки «детскости» [5, С. 251].

Следует отметить, что развитие внимания у детей в этом возрасте вызвано не только биологическими причинами, но в первую очередь той деятельностью, которой занимается ребенок [5, С. 252].

Преобладающим видом внимания в начале обучения является непроизвольное внимание, физиологической основой которого служит ориентировочный рефлекс павловского типа — «что такое?». Ребенок еще не может управлять своим вниманием; реакция на новое, необычное настолько сильна, что он отвлекается, оказываясь во власти непосредственных впечатлений. Даже при сосредоточении внимания младшие школьники часто не замечают главного и существенного, отвлекаясь на отдельные, броские, заметные признаки в вещах и явлениях. Кроме того, внимание детей тесно связано с мышлением, и поэтому им бывает трудно сосредоточить внимание на неясном, непонятном, неосмысленном материале.

Но такая картина в развитии внимания не остается неизменной, в I—III классах происходит бурный процесс формирования произвольности в целом и произвольного внимания в частности. Это связано с общим интеллектуальным развитием ребенка, с формированием познавательных интересов и развитием умения работать целенаправленно [6, С. 358].

Большое значение в формировании произвольного внимания имеет четкая внешняя организация действий ребенка, сообщение ему таких образцов, указание таких внешних средств, пользуясь которыми он начинает руководить собственным сознанием. Например, при целенаправленном выполнении фонетического анализа используются картонные фишки. Точная последовательность их выкладывания организует внимание детей, помогает сосредоточиться.

Самоорганизация ребенка есть следствие организации, первоначально создаваемой и направляемой взрослыми, учителем. Общее направление в развитии произвольности внимания состоит в переходе ребенка от достижения цели, поставленной взрослым, к постановке и достижению собственных целей [6, С. 359].

По мнению Страхова И.В успешная организация учебной работы младших школьников требует постоянной заботы о развитии у них произвольного внимания и формирования волевых усилий в преодолении трудностей при овладении знаниями. Зная, что у детей этой возрастной группы преобладает непроизвольное внимание и что они трудно сосредоточиваются на восприятии «неинтересного» материала, учителя пытаются использовать различные педагогические средства, чтобы сделать обучение интересным. Познавательная активность ребенка, направленная на обследование окружающего мира, организует его внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякнет интерес. Если шести-семилетний ребенок занят важной для него игрой, то он, не отвлекаясь, может играть два, а то и три часа. Так же долго он может быть сосредоточен и на продуктивной деятельности (рисовании, конструировании, изготовлении значимых для него поделок). Однако такие результаты сосредоточения внимания — следствие интереса к тому, чем занят ребенок. Он же будет томиться, отвлекаться и чувствовать себя совершенно несчастным, если надо быть внимательным в той деятельности, которая ему безразлична или совсем не нравится [3, С. 280].

Так, по мнению Шинтарь З.Л произвольное внимание младшего школьника еще неустойчиво, так как он еще не имеет внутренних средств саморегуляции. Эта неустойчивость обнаруживается в слабости умения распределять внимание, в легкой отвлекаемости и насыщаемости, быстрой утомляемости, затрудненной переключаемости внимания с одного объекта на другой. В среднем ребенок способен удерживать внимание в пределах 15-20 минут, поэтому учителя прибегают к разнообразным видам учебной работы, чтобы нивелировать перечисленные особенности детского внимания. Кроме того, психологи обнаружили, что в I-II классах внимание более устойчиво при выполнении внешних действий и менее устойчиво при выполнении умственных действий. Эту особенность тоже используют в педагогической практике, чередуя умственные занятия с материально-практическими (рисование, лепка, пение, физкультура). Обнаружено также, что дети чаще отвлекаются, если выполняют простую, но монотонную деятельность, чем при решении сложных задач, требующих применения разных способов и приемов работы [6, С. 359].

Разные дети внимательны по-разному: раз внимание обладает различными свойствами, эти свойства развиваются в неодинаковой степени, создавая индивидуальные варианты. Одни ученики имеют устойчивое, но плохо переключаемое внимание, они довольно долго и старательно решают одну задачу, но быстро перейти к следующей им трудно. Другое легко переключаются в процессе учебной работы, но так же легко отвлекаются на посторонние моменты. У третьих хорошая организованность внимания сочетается с его малым объемом.

Встречаются невнимательные ученики, концентрирующие внимание не на учебных занятиях, а на чем-то другом — на своих мыслях, далеких от учебы, рисовании на парте и т.д. Если такой ребенок смотрит в учебник, он не видит правило и упражнение, а целенаправленно изучает текст или рисунок, не имеющий отношения к сегодняшнему уроку. Внимание этих детей достаточно развито, но из-за отсутствия нужной направленности они производят впечатление рассеянных. Для большинства невнимательных младших школьников характерны сильная отвлекаемость, плохая концентрированность и неустойчивость внимания [4, С. 54].

Читайте также:  Развитие координации движений ребенка 4 лет

Развитие внимания связано также с расширением его объема, умением распределять его. Поэтому в младших классах очень эффективными оказываются задачи с попарным контролем: контролируя работу соседа, ребенок становится более внимательным к своей. Н. Ф. Добрынин установил, что внимание младших школьников бывает достаточно сосредоточенным и устойчивым тогда, когда они полностью заняты работой, когда работа требует максимума умственной и двигательной активности, когда ею захвачены эмоции и интересы [6, С. 359].

Интересные данные о развитии внимания в I-IV классах получены в исследовании Г. Н. Понарядовой. С помощью лонгитюдного метода она изучала развитие таких характеристик внимания, как его устойчивость, распределение и переключение. Выявлено, что у детей с различной успеваемостью внимание на протяжении данного периода развивается по-разному. У средне- и хорошо успевающих школьников внимание развито средне, у большинства неуспевающих школьников исходно низкий уровень внимания. В дальнейшем в группе успевающих на «4» и «5» от класса к классу происходит интенсивное развитие произвольного внимания, в группах средне- и слабоуспевающих показатели I и II классов оказываются приблизительно равными (а по характеристикам переключения внимания во II классе даже снижаются), и лишь в III классе наблюдается некоторый рост.

Таким образом формирование внимания в наибольшей степени страдает у тех детей, которые уже в I классе являются слабоуспевающими, плохо подготовленными к школе [2, С.77-78].

Младший школьный возраст очень сензитивен для развития произвольного внимания. Это происходит, если учитель ставит цель перед учащимися сосредоточиться, на задании. У младших школьников произвольное внимание неустойчиво, велика рассеянность, плохо развито переключение. Однако при соблюдении учителем ряда условий в учебной деятельности все эти недостатки можно исправить. Важным средством формирования произвольного внимания являются специальные методики, игры, упражнения. Они позволяют в непринужденной атмосфере развивать внимание, интересны детям.

Главной особенностью развития когнитивной сферы детей младшего школьного возраста является переход познавательных процессов ребенка на более высокий уровень развития. Это прежде всего выражается в более произвольном характере протекания большинства психических процессов, а именно внимания. К концу младшего школьного возраста внимание от непроизвольного переходит в произвольное.

Список литературы:

  1. Долгова В. И, Шумакова О. А. Развитие внимание детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом: научно-методические рекомендации. — Челябинск: АТКСО, 2010.-93с.

  2. Дубровина И.В., Акимова М.К., Борисова Е.М. -Рабочая книга школьного психолога. — Москва: Просвещение, 1991 — с.303

  3. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. — СПб.: Питер, 2004. — 320 с.

  4. Кулагина И. Ю. /Младшие школьники: особенности развития -М.:Эксмо,2009.-176 с.: ил.-( Растим первоклашку).

  5. Реан А. А. Психология человека от рождения до смерти. Психологический атлас человека. — М.: АСТ; СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2012.-651с.

  6. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. — М.: Аспект пресс, 2001 — 460 с.

  7. Шаповаленко И. В. Возрастная психология. М.: Гардарики, 2005. — 349 с.

Источник

Особенности развития внимания младших школьников  

Начальная школа – наиболее ответственный период в жизни человека. Именно в младшем школьном возрасте начинается целенаправленное обучение и воспитание, а основным видом деятельности ребенка является учебная деятельность. Она то и играет важную роль в формировании и развитии всех психических свойств и качеств человека. В начальных классах закладывается то, что будет развиваться и укрепляться с возрастом.

Качество запоминания обусловлено вниманием человека к объекту записи. Часто плохое запоминание является прямым результатом невнимательности ребёнка, и, наоборот, концентрация внимания способствует значительному улучшению запоминания.

По мнению А.Н. Васильевой внимание 6-7-летних школьников продолжает оставаться неустойчивым, произвольное внимание часто находится в плену непроизвольного. Все новое, неожиданное, яркое, интересное привлекает внимание детей без всяких усилий с их стороны. Они склонны подмечать в предметах случайные детали, привлекающие его внимание яркостью, новизной,  динамичностью, в то время как более важные детали ускользают от его внимания. Заинтересовавшись какой-либо одной частью предмета или явления, совсем упускает из виду другие. Младший школьник еще не всегда правильно умеет выделить в наблюдаемом предмете главные, существенные признаки.  Дети не умеют долгое время сосредотачиваться на работе, их внимание легко отвлекается.  

Вот такие индивидуальные особенности внимания 7-летних младших школьников выделяет Б.С. Волков:

1. Устойчивое, но слабо переключаемое внимание. Ученики долго и старательно решают одну задачу, но с трудом переходят к следующей.

2. Легко переключаемое внимание в процессе работы, но также легко отвлекаемое на посторонние моменты.

3. Хорошо организованное внимание, сочетаемое с малым объемом.

4. Легко отвлекаемое внимание. Ученики сосредоточивают внимание не на изучаемом предмете, а на чем-то другом — на своих мыслях, не связанных с учебой, рисованием и т.д.

5. У младших школьников еще преобладает непроизвольное внимание, которое может быть сосредоточено на фактах, имеющее какие-то яркие особенности: красочное, интересное, в движении, в сравнении и т.д. Поэтому учебный материал учитель подает таким образом, чтобы он был небольшим по объему, прост, легко осмысливался, был бы связан с практическими действиями.

 Как указывает В.С. Мухина, переломный момент в развитии внимания исследователи связывают с тем, что дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах.

Умение распределять внимание, как считает И.В. Дубровина, развивается постепенно, с возрастом. Младшие школьники плохо распределяют внимание. На основе непроизвольного внимания у детей развивается внимание произвольное. Происходят существенные преобразования характеристик  внимания к окончанию начальной школы. Особенно быстро в 2,5 раза увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. Только к 9-10 годам ребенок становится способным достаточно долго сохранять и выполнять произвольно заданную программу действий.

Читайте также:  Ребенок отстает в речевом развитии что делать

Источник

Внимание среди психических явлений занимает особое место. Оно представляет
собой психическое действие, направленное на содержание образа, мысли или другого
явления, играет значительную роль в регуляции интеллектуальной деятельности. По
мнению П.Я. Гальперина “внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс,
оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой
психической деятельности на своем объекте, лишь как сторона или свойство этой
деятельности”. Внимание помогает нам выбирать самое важное и отсеивать ненужное
в данный момент.

Внимание необходимо человеку в его повседневной жизни: в быту, в процессе
общения с людьми. Оно обеспечивает правильную ориентировку в окружающей среде,
так как внимательный человек вовремя заметит опасность и сможет ее избежать,
устранит препятствия на пути. Внимание в процессе обучения может превратиться во
внимательность, а умение быть внимательным имеет значение не только в успешном
обучении наукам, но и в развитии личности. К.Д. Ушинский говорил: “…внимание
есть та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из
внешнего мира”. Действительно, чаще всего человек обращает внимание на то, что
ему интересно, отвечает его желаниям. Внимание свойственно всем людям, но его
особенности различны в зависимости от возраста.

Внимание — это всегда характеристика какого-то другого психического процесса:
восприятия, мышления, памяти, воображения. Поэтому, внимание — это способность
выбирать важное для себя и сосредотачивать на нем свое восприятие, мышление,
припоминание, воображение. Внимание — сквозной психический процесс,
заключающийся в сосредоточении сознания человека на определенных предметах или
явлениях при одновременном отвлечении от других.

Выделяют основные свойства внимания:

  • переключение — осознанный перенос внимания с одного объекта на другой;
  • объем — количество объектов, находящихся в поле внимания одновременно
    небольшой промежуток времени;
  • распределение — возможность одновременного удержания в сфере внимания
    нескольких объектов;
  • устойчивость — достаточная длительность сосредоточения внимания на
    объекте;
  • концентрация — степень сосредоточения сознания на определенном объекте.

Эти свойства внимания в значительной степени независимы друг от друга.
Внимание хорошее в одном отношении может быть не очень совершенным в другом.
Зная основные свойства внимания, можно их у себя развивать.

Существуют три причины возникновения внимания, они же характеризуют и три
вида внимания:

  • непроизвольное, привлекаемое силой, новизной, необычайностью
    раздражителя. Воля, как правило, здесь не проявляется;
  • произвольное (или волевое) — сосредоточенность на чем-то может быть
    достигнута желанием самого человека, усилием воли. Оно возникает тогда,
    когда человеку приходится преодолевать какие-то трудности (внешние или
    внутренние), чтобы быть внимательным к чему-то нужному;
  • послепроизвольное, основанное на чрезвычайном интересе, на отношении
    человека к какому-то предмету, к своей деятельности, к поставленной задаче,
    которая выражается в желании узнать что-то новое, раскрыть явления более
    глубоко и разносторонне.

Внимание такое обычно поддерживается активной умственной деятельностью
ученика.

На каком же из трех видов внимания следует строить повседневную работу с
маленькими школьниками на уроке? Совершенно очевидно, что первый вид, то есть
непроизвольное внимание не исключается полностью. Нельзя строить повседневную
работу только на волевом произвольном внимании детей, так как оно требует
большого нервного напряжения и оказывается очень трудным не только для маленьких
учеников, но и для взрослых. Значит, надо ориентироваться на третий вид
внимания, который поддерживается интересом на послепроизвольное. У детей надо
понемногу формировать способность к волевому сосредоточению. Такое “приучение”
должно совершаться постепенно, при обдуманной дозировке заданий, требующих
сначала короткого, а затем все более длительного волевого сосредоточения.

Внимание теснейшим образом связано с эмоционально-волевой сферой личности,
что и определяет особенности формирования этого процесса у детей младшего
школьного возраста. Индивидуальные особенности личности младших школьников
оказывают влияние на характер внимания. У детей сангвинистического темперамента
кажущаяся невнимательность проявляется в чрезвычайной активности. Сангвиники
подвижны, непоседливы, многое успевают сделать на уроке.

Флегматики и меланхолики пассивны, вялы, часто кажутся невнимательными. На
самом деле они сосредоточены на изучаемом предмете. Недостаточность внимания
может быть вызвана сочетанием субъективных и объективных причин. К субъективным
причинам могут быть отнесены типологические темпераментные особенности ребенка,
индивидуальный темп нервной деятельности, состояние здоровья. К объективным —
качество, степень новизны и сложности нервной деятельности, являющейся
содержанием процесса внимания.

Преобладающим видом внимания младшего школьника является непроизвольное,
физиологической основой которого является ориентировочный рефлекс. В этом
возрасте все еще сильная реакция на все новое, яркое, необычное. Ребенок не
может еще в достаточной степени управлять своим вниманием. Это можно объяснить и
преобладанием наглядно-образного характера мыслительной деятельности.

Учащиеся все свое внимание направляют на бросающиеся в глаза отдельные
предметы. Непроизвольное внимание в период обучения ребенка в школе развивается,
но происходит и развитие произвольного внимания учащихся. Произвольное внимание
в младшем школьном возрасте развивается вместе с развитием мотивов учения.
Возможности волевого регулирования внимания в младшем школьном возрасте
ограничены, младший школьник обычно может сосредоточенно работать лишь при
наличии близкой мотивации (перспективы получить “пятерку”, заслужить похвалу
учителя).

Объем внимания младшего школьника меньше, чем у взрослого человека,
распределение внимания — слабее. В работе группы психологов А.К. Марковой, А.Г.
Лидере, Е.Л. Яковлевой “Диагностика и коррекция умственного развития в школьном
и дошкольном возрасте” приведены нормативы объема внимания: 8-9 лет — объем
внимания 2-5 единиц (среднее — 3) 10-11 лет- объем внимания 3-6 единиц (среднее
значение — 4) 12-14 лет — объем внимания 3-7 единиц (среднее значение — 5).

У учащихся начальных классов небольшая устойчивость внимания, что связано с
возрастной слабостью процесса торможения. Первоклассники чаще всего имеют
рассеянное и неразвитое внимание. По нашим наблюдениям и многие учащиеся 2–4-х
классов показывают низкий уровень произвольного внимания. Устойчивость внимания
первоклассники, например, могут сохранять 30-35 минут, а учащиеся третьего
класса могут сохранять внимание непрерывно в течение урока. Очень важно
периодически менять виды работ, чтобы не наступило утомление.

Читайте также:  Развитие ребенка до года по дням

Младшие школьники также не умеют быстро переключать свое внимание с одного
объекта на другой, такие свойства внимания, как переключение и распределение
менее развиты в младшем школьном возрасте. На протяжении школьного возраста они
интенсивно развиваются. Ребенок младшего школьного возраста способен к
концентрированному и устойчивому вниманию при определенных условиях организации
учебной деятельности.

При задержке психического развития недостаточный уровень внимания — одна из
существенных и заметных особенностей познавательной деятельности. Дети с ЗПР на
уроках крайне рассеяны, часто отвлекаются, не могут долго настроиться на начало
урока, не способны сосредоточенно слушать или работать более 5-10 минут.
Динамика уровня внимания у таких детей не одинакова. У одних детей максимальное
напряжение внимания наблюдается в начале урока, по мере продолжения работы оно
неуклонно снижается, у других — лишь после некоторой деятельности, для третьих
характерна периодичность в сосредоточении внимания. Отвлечение внимания,
снижение уровня его концентрации наблюдается при утомлении детей (у некоторых
детей утомление наступает очень быстро). Они перестают воспринимать учебный
материал. Для таких детей характерны частые переходы от состояния активности
внимания к полной пассивности, смена рабочих и нерабочих настроений тесно
связано с нервно-психическим состоянием детей и возникает без видимых причин.
Часто сложность задания, большой объем работы могут выводить школьников из
равновесия, заставляют нервничать, снижают концентрацию внимания. Собственное
бессилие, невозможность сосредоточиться на задании вызывают у них часто
раздражение, категорический отказ от работы. Как следствие -крайняя
неуверенность в своих силах, нежелание учиться.

Для большинства детей с ЗПР характерно ослабленное внимание к словесной
информации даже во время увлекательного, интересного, эмоционального рассказа
такие дети отвлекаются на посторонние дела, теряют нить повествования. Учителю
приходится прилагать немало усилий, чтобы вернуть детей в рабочее состояние. Для
таких детей особенно необходимы занятия, способствующие развитию внимания.

При изучении внимания младших школьников необходимо опираться на возрастные
особенности детей этого возраста, подбирать методики, предназначенные для
младших школьников. Лучше всего использовать стандартизированные методики, в
которых есть бальные оценки. Изучая внимание младших школьников, необходимо
проанализировать прежде всего

  • объем внимания;
  • сосредоточенность, концентрацию внимания;
  • длительность сосредоточения и произвольного внимания в специально
    организованных условиях и без них.

На основании диагностических данных охарактеризовать особенности внимания
учащихся. Например: несформированность внутренней волевой регуляции внимания;
сосредоточение длительно по времени, внимание неустойчиво; при соответствующей
работе возможна достаточно эффективная коррекция указанных качеств внимания.

При необходимости разрабатывать индивидуальные программы по развитию внимания
отдельного ученика. Важно в начальной школе использовать метод наблюдения, что
расширяет реальное представление об ученике.

Система занятий для работы с детьми начальной школы, а так же с детьми,
для которых характерно ослабленное внимание.

Предложенные занятия могут быть использованы для работы с детьми начальной
школы, а так же детьми с ЗПР, так как для них характерно ослабленное внимание,
особенно к вербальной (словесной) информации.

Содержание материалаЧасыДата
1.Что такое внимание? Зачем оно нужно человеку?
2.Основные свойства внимания. Что значит быть
внимательным?
3.Виды внимания. Тренировка объема внимания.
4.Диагностико — мотивирующее занятие по развитию
внимания.
5.Развитие основных свойств внимания.
6.Корректурная проба (варианты).
7.Тренировка концентрации и устойчивости внимания.
8.Развитие наблюдательности.
9.Развитие зрительной наблюдательности, способности
выделять измененные признаки.
10.Развитие концентрации внимания.
11.Дидактические игры на развитие внимания.
12.Развитие основных свойств внимания.
13.Работа по тетради “Учимся быть внимательным”.
14.“Исправь ошибки”.1
15.Развитие объема внимания, переключение внимания.1
16.Развитие произвольности внимания.1
17.Итоги занятий.1

Описание видов упражнений, используемых при изучении данных тем.

В построении занятий используется принцип посильности занятий для данного
возраста, постепенности усложнения материала.

В целом для реализации этой программы необходимо, чтобы:

  1. решение заданий привлекало детей, поддерживало их интерес к занятиям;
  2. задания должны быть посильны для детей, но не слишком легкими, чтобы
    вызвать стремление их решать, не слишком трудными, чтобы не разочаровать
    детей невозможностью их решить;
  3. на занятиях необходимо чередовать различные виды работ (обычно не менее
    8-10 видов);
  4. необходимо включать интересные физминутки для снятия напряжения учащихся
    и отдыха.
Примерные тренировочные упражнения, рекомендуемые
для использования на занятиях
1)Беседа, ответы на вопросы
2)Игры на развитие внимания
3)Упражнение “Точки”. Игра “Что изменилось?”.
Зачеркни нужные буквы. Зачеркни букву О. Обведи в круг цифру 5.
4)Определение объема внимания, уровня развития
основных свойств внимания.
5)Зачеркни нужные буквы. Зачеркни нужные квадраты.
Раскрась нужные предметы. Выполни задание по образцу. “Отыскивание
чисел”.
6)Чем отличаются картинки? Раскрась буквы — красным,
цифры — зеленым, знаки — желтым. Игра “Кто самый внимательный?”
7)“Проследи за направлением”. Догадайся, к каким
домикам ведут дорожки? Проверь, есть ли ошибки в игре “Домино”.
8)Заметить всё. Запоминай порядок.
9)“Дополнение картинок”. Описание по памяти того, что
они видели много раз: школьный двор, путь из дома в школу, столовую,
фойе и т.д.
10)“Поиск рисунков — двойников”. “Поиск нужной
фигуры”. “Подбери пару”.
11)“Запомни и назови”. “Что исчезло?”. “Что
изменилось?”.
12)“5-й лишний”. “Составление квартета”.
13)Работа по тетради “Учимся быть внимательными”
14)Выбор картинок. Работа по ним.
15)Выявление запаса сведений о природных явлениях.
Определение времени года, суток, дней недели по вопросам и
картинкам.
16)Работа в тетради “Развивающие задания для малышей”
17)Диагностика объема внимания, основных свойств
внимания.

Источник