Особенности развития речи ребенка раннего возраста беседа с родителями

Развитие речи детей раннего возраста

Хотя взрослым кажется, что речь ребенка развивается спонтанно, хаотично, это далеко не так. Дети из разных стран и континентов осваивают родной язык в одной и той же последовательности.

Родители начинают общаться с ребенком задолго до того, как он сможет произнести свое первое слово. Общение строится главным образом на жестах и объяснениях родителей. Годовалый малыш начинает сознательно использовать жесты для общения.

Указательные жесты в диалоге между ребенком и взрослым означают «посмотри на …», «расскажи мне о …». Если родители смотрят в указанном направлении, называют предмет или что-нибудь рассказывают о нем, малыш остается доволен. Когда указательный жест использует взрослый, годовалый ребенок смотрит в указанном направлении, а не на руку или лицо родителей, как он делал это ранее.

С помощью жестов-дотягиваний (протягивание открытой ладони, хватательный и др.) ребенок пытается попросить взрослого «дай мне …», «дай мне Усмотреть па (потрогать, поиграть с) …»• Когда малыш использует такой жест, он ждет немедленного ответа или действия. Для того чтобы быстрее добиться желаемого, ребенок повторяет жест иди начинает хныкать.

Оба типа жестов являются предшественниками слов, выражающих утверждение и просьбу. Когда в речи ребенка появятся слова, отражающие эти понятия («вот», «дать», «ма» — усеченное обратение-просьба к матери), он будет продолжать пользоваться жестами, но недолго. Вообще, первые слова детей очень часто сочетаются с жестами. Например, традиционное «пока-пока» сопровождается помахиванием, «ам» — движением руки по направлению ко рту.

Постепенно речь становится основным способом общения малыша и вытесняет жесты и лепет. Ребенок усваивает новые слова с помощью своеобразного ритуала называния: родители показывают предмет, называют его и поправляют малыша, если он неправильно повторил слово. Некоторым детям достаточно несколько раз повторить слово, чтобы они начали его понимать, а чуть позже употреблять в своей активной речи.

Пассивная (понимание значения слова) и активная речь (произнесение слова) ребенка пока не соответствуют друг другу. Малыш знает и понимает гораздо больше слов, чем умеет произносить. Исследования показали, что с начала второго года жизни ребенок начинает понимать около 20 новых слов в месяц, тогда как произносит в среднем около девяти.

Слова «мама», «папа» и «баба» — самые значимые для малыша, и потому появляются одними из первых. Кроме того, они состоят из наиболее простых для произнесения ребенком звуков. Какие слова появятся в речи следующими, зависит от потребностей и окружения малыша, интересов его семьи.

Первые слова ребенка еще далеки от «взрослых» слов: они не являются словами в привычном смысле. Чаще всего они представляют собой звуковые комплексы из 1 —2 слогов, нередко одинаковых(«ав-ав, «пи-пи», «да-да»). Такие комплексы называют «языком нянь» или «языком младенцев». Эти слова обычно обозначают наиболее важные и интересные для малыша объекты, предметы и действия: названия членов семьи, еды и напитков, игрушек, предметов, которые движутся и меняются. По мере увеличения словарного запаса в детской речи появляются эмоцмонально окрашенные междометия, отражающие состояние человека («oй-ой», «бо-бо»).

Ребенок озвучивает просьбы и утверждения, которые актуальны для него и настоящий момент, называет предметы, которые показывает или просит. С этой целью малыш начинает использовать слова-предложения, которые имеют определенный смысл, но пока грамматически не оформлены. Ребенок может сказать «мяч» вместо «дай мяч!» — таким образом он просит помочь ему достать мяч, «бах!» в значении «мяч упал», «ав-ав» вместо «собака идет».

Первые слова ребенка иногда трудно узнаваемы или вообще не похожи на оригинал. По тому как дети произносят слова, их можно разделить на две группы:

•                                           одни малыши сокращают слова до одного слога, обычно первого или ударного. Так, слово «пить» преобразуется в «пи», а молоко — в «ако»;

•                                        другие дети не сокращают слова, а строят их по модели исходного слова. Новое слово имеет то же количество слогов, что оригинал, и сохраняет правильное ударение. Однако малыш не старается точно воспроизвести слово, например слово «лекарство» превращается в «нанАна», «кирпичи» — в «тититИ».

Первые слова искажаются ребенком еще и по другой причине. Активно лепеча на первом году жизни, малыш научился произносить различные звуки. Но при переходе от лепета к словам многие звуки становятся для детей временно недоступными. Последовательность освоения ребенком звуков зависит от сложности их произнесения:

•                                               губные согласные ([м], [п], [б]) появляются раньше язычных ([т], [д], [н]);

•                                               мягкие согласные звуки появляются раньше твердых. Именно поэтому речь ребенка приобретает характер «общего смягчения», которое большинство взрослых называют сюсюканьем (ребенок говорит «папитька» вместо «папочка», «атебюсь» вместо «автобус»);

•                                                глухие согласные появляются раньше звонких. Точность произнесения звука зависит от его позиции в слоге и в

Читайте также:  Развитие ребенка до года учимся говорить

слове, от его звукового окружения. Основной единицей языка является слово. Слово состоит из последовательности звуков (фонем). Ребенок должен научиться слышать и правильно воспроизводить сочетания звуков так, как это делают взрослые. В словах, трудных по звуковому составу, малыш переставляет согласные, пропускает оги и конечные согласные, заменяет несколько идущих друг за дру-м согласных одним звуком. Такие звуковые искажения в речи де -тей могут наблюдаться до пяти-шести лет. Это связано не со сложностью произнесения отдельных звуков, а с тем, что ребенок еще не умеет различать звуки, похожие по звучанию, не запоминает последовательность звуков в слове, поэтому нарушает ее.

Примерно с полутора лет ребенок начинает активно расширять свой словарный запас. В возрасте от 18 до 24 месяцев он увеличивается от 25 до 90 слов. Однако в этом возрасте словарный запас каждого ребенка очень индивидуален. Некоторые дети активно осваивают новые слова, другие весьма неохотно отказываются от лепета и жестов и потому их речь развивается гораздо медленнее.

Источник

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 26»

Консультация для родителей на тему «Особенности развития речи детей раннего возраста»

Подготовила воспитатель

Высшей квалификационной

                                                      категории  

Карпушева Л.Я.

г.Сатка

2018 г.

         Ранний возраст очень значимый для речевого развития ребенка. Он обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности. В раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы. Задачи родителей в этот период: помочь детям овладеть родным языком, накопить значительный запас слов, научить произносить звуки.

Чем больше родители будут разговаривать с ребенком, тем лучше он будет развиваться. Внимание к ребенку положительно влияет на повышение уровня его интеллекта. Обращенная речь является основным стимулом развития мозга в раннем возрасте.

Ребёнок хорошо понимает обращённую к нему речь и содержание сказок.

У ребёнка раннего возраста возрастает потребность в общении и сверстниками. Ребёнок понимает простые вопросы, например, «Где лежит мяч?», «Куда мы положили игрушки?» … Интерес к окружающим предметам побуждает его обращаться ко взрослым с вопросами типа: «Что это?», «Зачем?», «Куда?».

Словарный запас увеличивается в 3 – 4 раза. Ребёнок знает названия многих предметов: игрушек, посуды, одежды, то есть тех предметов, которые находятся в ближайшем окружении. Ребёнок начинает пользоваться глаголами, прилагательными, обозначающими не только размеры предметов, но и их цвет, форму, качество, например, красный, зелёный, круглый, длинный, зелёный…

Речь детей к концу третьего года жизни характеризуется появлением сложных предложений. Ребёнок воспринимает простые по содержанию и небольшие по объёму сказки, может отвечать на некоторые по прочитанному. «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят» — эти произведения доступны пониманию детей, но при пересказе они способны лишь договаривать за взрослыми отдельные слова, либо группы слов. Небольшие тексты, многократно прочитанные, малыши почти полностью запоминают наизусть, самостоятельно же построить связный пересказ они, как правило, не могут, хотя некоторые дети к концу третьего года легко справляются и с таким заданием.

Возраст от 0 до 3 лет – сензитивный период речевого становления – период наиболее чувствительный к воздействию, будь – то воспитание или развитие. Развитие речи ребёнка тесно связано с его общим психическим развитием. Занимаясь развитием речи, мы способствуем интеллектуальному развитию.

Чтобы речь малыша развивалась полноценно, необходимы соответствующие условия. Речь возникает при наличии определённых биологических предпосылок и, прежде всего нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Однако, речь является важнейшей социальной функцией, поэтому для её развития одних биологических предпосылок недостаточно. Потребность в общении формируется в жизненной практике взаимодействия ребёнка с окружающими людьми.

Очень важно, чтобы в семье для ребёнка были созданы такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, чётко произносить звуки, интересно рассказывать.

Предлагаю вашему вниманию рекомендации по стимулированию речи детей раннего возраста.

«Разговор с самим собой»

Когда малыш находится недалеко от вас, начните говорить вслух о том, что видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорить нужно медленно (но, не растягивая слова) и отчётливо, короткими простыми предложениями – доступными восприятию ребёнка. Например, «Где чашка?», «Я вижу чашку», «Чашка стоит на столе», «В чашке чай», «Я буду пить чай».

«Параллельный разговор»

Этот приём отличается от предыдущего тем, что вы описываете все действия ребёнка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя «параллельный разговор», вы как бы подсказываете ребёнку слова, выражающие его опыт, слова, которые впоследствии он начнёт использовать самостоятельно.

«Провокация, или искусственное непонимание ребёнка»

Этот приём помогает ребёнку освоить ситуативную речь и состоит в том, что взрослый не спешит проявить свою понятливость. Например, если малыш показывает на полку с игрушками, просительно смотрит на вас и вы хорошо понимаете, что нужно ему в данный момент. Попробуйте дать ему не ту игрушку. Конечно же, первой реакцией ребёнка будет возмущение вашей непонятливостью, но это будет и первым мотивом, стимулирующим малыша назвать нужный ему предмет. При возникновении затруднения подскажите малышу: «Я не понимаю, что ты хочешь: кошку, куклу или машинку?» В подобных ситуациях ребёнок охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого. Этот приём эффективен не только для называния предметов, но и словесного обозначения действий, производимых с ними.

Читайте также:  Роль ручного труда в развитии ребенка

«Распространение»

Продолжайте и дополняйте всё сказанное малышом, но не принуждайте его к повторению – вполне достаточно того, что он вас слышит. Например, Ребёнок: «Суп». Взрослый: «Овощной суп очень вкусный», «Суп едят ложкой» … Отвечая ребёнку распространённым предложением с использованием более сложных языковых форм и богатой лексики, вы постепенно подводите его к тому, чтобы ребёнок заканчивал свою мысль и, соответственно, готовите почву для овладения контекстной речью.

 «Приговоры»

Использование игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с детьми доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребёнка словами способствует непроизвольному обучению его умения вслушиваться в звуки речи, улавливать её ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность малыша в эмоциональном и тактильном (прикосновения и поглаживания) контакте со взрослыми. Большинство детей по своей природе – кинестетики: они любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки.

Устное народное творчество как раз и способствует насыщению потребности в ласке, в физическом контакте.

«Выбор»

Предоставляйте возможность выбора своему ребёнку. Формирование ответственности начинается с того момента, когда ребёнку позволено играть активную роль в том, что касается лично его. Осуществление возможности выбора порождает у ребёнка ощущение собственной значимости и самоценности. («Ты хочешь играть с куклой или медвежонком?», «Тебе налить полстакана молока или целый стакан?»)

«Игры с природным материалом»

Огромное влияние на рост речевой и познавательной активности ребёнка оказывают разнообразие и доступность объектов, которые он время от времени может исследовать: смотреть, трогать, пробовать на вкус, экспериментировать… (ребёнок рвётся к песку, воде, глине). В «возне» с ними заключён большой смысл: ребёнок занят делом, он знакомится с материалом, изучает его свойства…

«Продуктивные виды деятельности»

На ранней стадии речевого развития ребёнок овладевает самыми разнообразными языками, заменяющими слова – жестикуляцией, мимикой, звукоподражанием. Более доступными являются продуктивные виды деятельности: лепка, рисование, аппликация. Они развивают не только речевые способности ребёнка, но и сенсорные, которые имеют особое значение в формировании мыслительной деятельности. Старайтесь любой рисунок ребёнка превратить в рассказ, а рассказ – в рисунок, к которому нужно неоднократно возвращаться, «прочитывать», дополнять. Когда таких рассказов и рисунков наберётся достаточное количество, можно сшить их в книжку и «читать» своим друзьям и родственникам.

«Замещение»

 «Представь, что…» — эти слова наполнены для ребёнка притягательной силой. В этом возрасте ребёнок с удовольствием представляет, что кубик – пирожок, коробка из – под обуви – домик…В этом возрасте детям очень нравятся игры – пантомимы, игры – имитации, которые активизируют наблюдательность и любознательность ребёнка. Вовлечь ребёнка можно в игру вопросом – предложением: «Угадай, что я сейчас делаю?» Начинайте с простых действий: причёсываться, чистить зубы, наливать сок в чашку…

«Ролевая игра»

Этот вид детской деятельности только ещё формируется.

Например, игра в телефон, когда ребёнок, используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе…Такая игра стимулирует речевое развитие ребёнка, формирует уверенность в себе, повышает функцию общения. Поощеряйте склонность детей к подражанию – это развивает внимательность к деталям, осознание прямого и переносного смысла слов.

«Музыкальные игры»

Значение музыкальных игр в речевом развитии ребёнка трудно переоценить. Дети с удовольствием подпевают, обожают музыкальные инструменты, игры, типа, «Каравай», «По кочкам» … Поощряйте желание ребёнка двигаться под музыку, подпевать. Ничего страшного в том нет, что ребёнок проговаривает только окончания или последние слова. Впоследствии ребёнок начнёт пропевать небольшие песенки целиком; помогайте ему, пойте вместе с «главным исполнителем». Ребёнок танцует и поёт о том, что видит вокруг, слышит, придумывает собственные песни и мелодии – так рождается творец!

Очень важно помнить о том, что речь взрослого является образцом для речи ребёнка!

Поэтому, чем больше ребёнок будет общаться с взрослым и сверстниками, тем быстрее и качественнее будет развиваться его речь.

Речь взрослого должна быть:

  • чёткой, неторопливой;
  • доступной для понимания малыша, то есть не перегруженной труднопроизносимыми словами и сложными предложениями;
  • грамотной, не содержащей лепетных слов и искажений звукопроизношения.

Таким образом, чем чаще родители будут разговаривать с ребёнком, разумеется, не переутомляя его, и доступным, правильным языком, рассказывать ему сказки, разучивать вместе с ним стихотворения, потешки, играть, тем скорее он овладеет правильной речью!

Источник

Родительское собрание в I младшей группе

Тема собрания: «Развитие речи детей раннего возраста»

Задачи:

— познакомить родителей с особенностями развития речи ребёнка раннего возраста;

— проанализировать речевое развитие детей группы;

— познакомить с речевыми играми, в которые полезно играть с ребёнком дома;

— способствовать развитию коммуникативных качеств детей; воспитывать культуру общения;

— вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.

Форма проведения: консультация

Оборудование:

— методическая литература по теме родительского собрания;

— «Что читаем» (детская художественная литература);

— иллюстрации художников — сказочников, картины природы;

— аудиозаписи «Сказки для детей».

План проведения собрания

I. Вступительная часть.

(Родители знакомятся с выставками и садятся за столы)

Вступительное слово воспитателей.

II. Основная часть

1. Педагогический всеобуч «Совсем немного науки»

2. Задание.

3. Рекомендации «Игры на кухне».

III. Практическая часть

Работа в микрогруппах.

IV. Заключительная часть.

Подведение итогов собрания. Прощание.

Приложение 1

Вступительное слово воспитателей.

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.

Всем известно. Что ведущая роль в развитии ребёнка принадлежит семье. Семья — это источник. Который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром. Даёт ребёнку первые знания и умения.

(Воспитатель обращает внимание родителей на схему.)

Во время пребывания ребёнка в детском саду мы (педагоги, дети и родители) составляем треугольник. Главной вершиной треугольника, конечно же, является ребёнок. Его задача — познавая новое, открывать самого себя (что я могу, умею, на что я способен).

Читайте также:  Что такое сопровождение развития ребенка

Задача взрослых — помочь ему в этом нелёгком деле. Что произойдёт с трёхногим табуретом. Если подломится одна ножка? Он упадёт! А как говорится в басне И. Крылова «Лебедь, Рак и Щука»: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт, а выйдет из него не дело, только мука». Поэтому наши усилия необходимо объединиться для того, чтобы ребёнку хорошо жилось в его втором доме — в дошкольном учреждении, чтобы он всесторонне развивался.

Мы призываем вас к сотрудничеству, к взаимодействию. Только вместе, только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка.

Сегодня наш разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека — речи. Сегодня вам будут предложены несложные задания. Надеемся, что вы примите в их выполнении активное участие.

Приложение 2

1. Педагогический всеобуч «Совсем немного науки»

Речь — форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по двум взаимосвязанным направлениям:

• речь ребёнка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками;

• речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

Основные задачи речевого развития детей:

• овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста;

• развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться).

Основу речевого развития ребёнок получает в семье в самые первые годы жизни. Ребёнок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми. Хорошо развитая речь ребёнка способствуют успешному обучению в школе. Нарушения же речи отражаются на формировании детского характера, так как не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным.

Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи: создают новые слова, сочиняют стихи. Но при стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создавать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи.

Приложение 3

Задание для родителей

Выберите из предложенного перечня факторы успешного речевого развития ребёнка и объясните свой выбор.

1. Эмоциональное общение родителей с ребёнком с момента рождения.

2. Общение ребёнка с другими детьми.

3. Речь взрослого — образец для подражания.

4. Развитие мелкой моторики рук.

5. Чтение детской художественной литературы.

6. Игры с ребёнком взрослых и друзей. (Обсуждение.)

Приложение 4

. Рекомендации, «игры на кухне».

Например, предлагаются игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук.

«Помогаю маме» большую часть времени вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина, малыш крутится возле вас, предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он окажет вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.

На кухне можно проводить игры на обогащение словаря ребенка.

«Давайте искать на кухне слова». Какие слова живут в борще? Винегрете? В кухонном шкафу? В плите? и пр.

«Угощаю». «Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» вам на ладошку, затем вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «сладкие2, «кислые», «соленые», «горькие» слова.

Игровые упражнения на развитие мелкой моторики.

1. Пока вы заняты пришиванием пуговиц, ребенок может выкладывать из пуговиц, ярких ниточек красивые узоры.

2. Попробуйте вместе с ребенком сделать панно из пуговиц. Пуговицы можно пришивать (с вашей помощью, а может укрепить их на тонком слое пластилина (без Вашей помощи).

3. Очень красивые картинки получаются из кнопок, особенно из цветных. В детском саду педагоги не могут дать детям кнопки (в целях безопасности). Но дома Вы можете проконтролировать своего ребенка. Кнопки лучше всего втыкать в плотный поролон.

Приложение 5

Работа в микрогруппах

(Воспитатель предлагает родителям объединиться в небольшие группы.)

Задания 1:

1. Подберите по пять эпитетов к словам: ветер, дождь, луна, метель, кошка, лягушка, ворона, червяк, жук.

2. Какими ласковыми словами вы называете своего ребёнка?

3. Знает ли ваш ребёнок, как зовут вас — родителей? Знакомите ли вы его со своими родителями, рассматриваете ли вместе семейные фотоальбомы?

Общаясь с ребёнком, учите его рассказывать о любимых игрушках. О членах семьи, об отдыхе в выходной день, об интересных событиях в жизни ребёнка и его близких, об увлекательных прогулках в природу, за город т. д. Чем больше мы разговариваем с ребёнком, чем больше мы ему показываем и рассказываем, тем лучше для его развития.

Сказка нужна всем — и большим, и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать путь, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка с родителем, разрешить конфликт и взяться за дело. Рассказывайте, читайте детям сказки. А хорошо знакомые сказки можно ещё и играть.

Задание 2. Придумайте продолжение сказок «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок».

Приложение 6

Подведение итогов собрания

1. Уделять должное внимание развитию речи ребёнка, больше общаться с ним, читать сказки, стихи, потешки, загадки и разучивать их.

2. Поощрять в семье занятия ребёнка лепкой, рисованием, конструированием, играм с мозаикой. Приобрести для этого пластилин, цветные карандаши, фломастеры, краски, конструктор, мозаику и т. д.

3. Посетить вместе с ребёнком зоопарк, театр. Выставку.

4. Больше бывать на природе, знакомить детей с её красотой и многообразием.

5. Принимать активное участие в работе детского сада.

6. Принести в группу старые вещи пригодные для игр детей.

7. Сшить костюмы для героев сказок. Изготовить разные виды театров.

В заключение хочется пожелать вам крепкого здоровья, счастья, благополучия в семье, успехов и терпения. Пусть дети радуют вас!

Источник