Особенности развития ребенка в алкогольной семье

Особенности развития ребенка в алкогольной семье thumbnail

Получите помощь сейчас! Бесплатно. Анонимно.

Оставить отзыв

Имя Ваш отзыв

Выберите регион или город

  • Верните
  • покой и радость
  • в ваш дом

Психология зависимостей База знаний

Особенности развития ребенка в алкогольной семье

Сделайте первый шаг в восстановлении сейчас!

Внимание!

Употребление наркотиков наносит невосполнимый вред здоровью и представляет опасность для жизни!

Родители, имеющие сложные отношения с алкоголем, причиняют своему ребенку непоправимый вред – кроме разнообразных хронических заболеваний и патологий он может унаследовать и психологические проблемы. И даже если алкогольное злоупотребление не отразилось на состоянии здоровья ребенка, во многих случаях оно изначально определяет дальнейшее развитие его жизни – у большинства детей, которые выросли в семьях, где один из взрослых имеет зависимость от спиртосодержащих напитков, отмечаются проблемы в познавательной сфере. Они проявляются в невозможности долго удерживать свое внимание на каком-либо объекте, нарушении коммуникабельности, проблемах с дисциплиной – последствия бывают разнообразными.

Отличительные признаки ребенка из семьи алкоголиков

Медики и ученые давно изучают вопрос наследственных проблем, связанных с алкогольной зависимостью. В результате они смогли определить ряд общих поведенческих шаблонов, которые присущи детям, выросшим в семьях, где есть проблема с зависимостью от спиртных напитков. К ним можно отнести следующие признаки:

  • Неумение отказывать. Условия воспитания в семьях, где взрослые пьют, нередко способствуют развитию нерешительности – ребенок не в состоянии самостоятельно принять решение в результате того, что нетрезвые родители жесткими методами отучали его от непослушания. В результате страх сделать что-то не так парализует его в моментах, когда требуется проявить самостоятельность.
  • Скрытность. К этому приводит чувство стыда за своих родителей. Из-за этого дети, выросшие в подобных семьях, тщательно скрывают свою ситуацию. Они рано перестают приглашать в гости друзей, предпочитая встречаться на улице, не распространяются о семейных обстоятельствах.
  • Низкий уровень самооценки. Особенно это проявляется в ситуациях, когда употребляют алкоголь оба родителя – ребенок достаточно рано начинает осознавать, что его семья отличается от других, и далеко не в лучшую сторону. Это невольно накладывает отпечаток на оценку его положения среди сверстников; ребенок начинает ощущать себя ущербным, лишенным многих вещей, которые для его друзей и одноклассников являются обычными.
  • Бессистемность действий. Обычно в семьях с алкогольной зависимостью не существует четкого уклада, их жизнь отличается непредсказуемостью и сиюминутностью. В результате у детей затруднено формирование ориентиров, отсутствует понимание последовательности.
  • Предрасположенность к нарушению правил. Многие дети алкоголиков отличаются склонностью к невротичному поведению, импульсивны. Это нередко приводит к регулярным дисциплинарным нарушениям еще в школе. Впоследствии такие дети достаточно быстро попадают в поле зрения полиции.
  • Сложности с адаптацией. Наличие психологических проблем мешает ребенку проявлять необходимую в ряде ситуаций гибкость, из-за чего его поведение нередко становится не только нелогичным, но и диаметрально противоположным тому, что требуется в ситуации. Нередко это вытекает из особенности, упомянутой в предыдущем пункте.
  • Внушаемость. Нарушение нормальной коммуникации в семье приводит к тому, что ребенок становится излишне доверчивым, его проще ввести в заблуждение. В результате он часто становится жертвой манипуляций. К тому же, нередко родители-алкоголики обвиняют ребенка в своем образе жизни, что лишь усугубляет последствия – чувство вины может прижиться на десятилетия.
  • Сложности с проявлением быстрого мышления. Во многих ситуациях, которые требуют демонстрации находчивости, гибкости, креативности, дети родителей с зависимостью сдаются и не могут найти выход из положения. В результате ответной реакций становится замыкание в себе, отказ от коммуникации. Это происходит из-за того, что в свое время родители не сформировали у ребенка правильный шаблон поведения в критической ситуации.
  • Агрессия. Причин у матрицы поведения, связанной с агрессивностью, множество – это и нарушения нервной системы, и копирование поведения одного из родителей, и неспособность выразить свои чувства иным способом. К сожалению, такой шаблон на долгое время может стать одним из самых привычных, если вовремя не скорректировать поведение ребенка.

Смертельно опасно!

Самым страшным последствием является необратимая умственная деградация

Необходимо как можно раньше распознать зависимость и начать ее лечить.

Разумеется, ни один из указанных признаков не является характерной чертой любого ребенка, чьи родители злоупотребляют алкогольными напитками – есть и исключения, противоречащие всем правилам. Однако такие поведенческие особенности часто проявляются у детей, воспитывавшихся в семьях с алкогольными проблемами. Агрессия у детей

Психологические особенности развития ребенка в семье алкоголиков

Ребенок, воспитывающийся в семье, где один или оба родителя имеют проблемы с алкоголем, изначально находится в стрессовой ситуации, что отражается на формировании его личности. Прежде всего, это вызвано отсутствием стабильной реакции взрослых – за одним и тем же поступком ребенка могут последовать совершенно разные отклики, от игнорирования до избиения. Дети, сталкивающиеся с подобной ситуацией, испытывают вполне ощутимые сложности при формировании отношения к родителям – страх, несмотря на любовь, избегание, но при этом еще ощутимая тяга и желание получить одобрение. Сказываются и деформированные педагогические методы, из-за чего ребенку вовремя не объясняют какое поведение является неприемлемым или толкают к совершению объективно плохих поступков. Также при анализе психологических особенностей детей из проблемных семей стоит учитывать, кто из родителей имеет зависимость от алкоголя.

Влияние пьющих родителей

Самая сложная для ребенка ситуация – это когда оба родителя имеют алкогольную зависимость, что изначально оказывает деформирующее воздействие на формирование личности. Нередко это накладывается на физиологические последствия, которые проявляются у детей, рожденных в таких семьях. Ввиду отсутствия поблизости хотя бы одного взрослого с социально-нормальной матрицей поведения такие дети с малых лет чувствуют себя ненужными, испытывают депрессивные переживания, чувство безысходности. У них нарушена социализация – это начинает проявляться уже с начальных классов школы.

Поскольку дома ребенок себя не чувствует спокойным и защищенным, у него достаточно быстро начинают появляться проблемы с учебой – он не может сконцентрироваться на усвоении школьных знаний или выполнении домашнего задания. После того, как дети из семей с обоюдной алкогольной зависимостью начинают ощущать отсутствие должного контроля со стороны взрослых, начинаются проблемы с дисциплиной – они убегают с уроков, могут вести себя вызывающе, охотно вступают в конфликты. Именно среди таких детей высок процент активного участия в асоциальных компаниях – там они находят сверстников со схожим пережитым травматичным опытом.

Профессиональный колл-центр!

Звоните, и вы успеете спасти своего близкого человека!

Каждый день может стать последним!

  • Круглосуточно
  • Анонимно
  • Бесплатно

Влияние пьющего отца

Отец-алкоголик для ребенка нередко является олицетворением негативной стороны – он проявляет грубость, невнимателен по отношению к родственникам. В результате весь этот травмирующий опыт пытается сгладить мать, проявляющая гиперопеку и любовь. Это вызывает в семье ярко выраженную амбивалентность, что зачастую стимулирует детей на манипуляцию – например, получить от матери какие-то послабления в результате агрессии, проявленной отцом.

Также отец с алкогольной зависимостью существенно снижает шансы на то, что у ребенка сложится правильный образ мужского поведения в семье. Впоследствии сын может проявлять инфантильность, а дочь будет просто презирать мужчин. Если говорить о конкретных последствиях воспитания в семьях с пьющим отцом, то отмечаются следующие черты у людей, выросших в таких условиях:

  • охотно видят проявления любви даже в проявлениях жалости, неспособны увидеть разницу
  • могут быть патологически привязчивы к людям
  • склонны ощущать тревожность даже без должного повода
  • эмоционально реагируют на ситуации, в которых не могут ничего изменить, не могут смириться и отпустить
  • не отличаются системностью мышления, имеют сложности с планированием
  • с легкостью врут
  • избегают авторитарных людей, не мирятся с критикой и с легкостью обижаются
  • имеют ожидания лишь сиюминутного результата, из-за чего не могут долгое время чем-либо заниматься на перспективу
  • даже при хорошо развитой коммуникабельности не могут эффективно работать в команде
  • постоянно ждут одобрения
Читайте также:  Развитие ребенка на 32 неделе беременности при маловодии

Обиженный ребенок

Дополнительный травматизм воспитания в семье с пьющим отцом заключается не только в том, что отец может проявлять агрессию. Также последствия проявляются как результат изменения социальной и экономической роли матери – она становится основным «добытчиком», а также тратит больше сил на обеспечение сохранности своего брака. Обычно это происходит в ущерб воспитанию ребенка – времени на все не хватает.

Влияние пьющей матери

Если сложилась обратная картина, и зависимость от алкоголя характерна только для матери, это также имеет свои специфические последствия. К ним можно отнести:

  • нарушения эмоциональной сферы у ребенка, неспособность проявлять любовь
  • повышенная скрытность – изначально такие дети не могут спокойно признаться в том, что воспитывались матерью-алкоголичкой
  • гипертрофированная потребность во внимании
  • склонность видеть корень любой проблемы только в себе
  • существенная недооценка собственных возможностей
  • истеричное поведение
  • отчужденность
  • сложности с усвоением новых навыков и знаний

Во многом проблемы у детей, которых воспитывали матери с зависимостью, обусловлены тем, что было оказано токсичное воздействие на их организм еще в фазе эмбриона – нередко это сопровождается существенным сбоем в развитии нервной системы.

Психологические травмы детей при воспитании в семье с алкозависимостью

Пребывание в семье, где родители пьют, сопряжено для ребенка с комплексом травмирующих впечатлений, которые сказываются на его дальнейшей жизни. Эта деформация проявляется в том, что у человека изначально формируются неверные установки, которых он впоследствии будет придерживаться. К часто встречающимся последствиям относятся:

  • убеждение в том, что употребление алкоголя – нормальное поведение для взрослого человека
  • наличие моральных травм, которые вызваны побоями – запуганность, агрессивность, подчиненное положение
  • сложности с дисциплиной и самоорганизацией ввиду отсутствия таких качеств у родителей
  • недостаток денег воспринимается как норма
  • формируется завистливость ввиду того, что ребенок изначально был лишен многих материальных благ

Нередко провоцирует развитие психотравм и тот фактор, что в результате зависимости родителей, мамы и папы других детей запрещают им общаться с ребенком, который воспитывается в сложной семье, что приводит к изоляции.

Синдром ВДА

Синдром «взрослых детей алкоголиков» неспроста был обозначен психотерапевтами – ему подвержено около сорока процентов людей. Это массовое явление, которое проявляется в том, что деструктивные привычки пьющих родителей вызывают деформацию личностных качеств их детей. В результате человек с синдромом ВДА не может вести полноценную жизнь и склонен «застревать» в своих прошлых травмирующих переживаниях, которые оказывают существенное влияние на его дальнейшие поступки. К таким последствиям относятся сложности при выборе партнера, поиске работы и в других сферах – «эхо» психологических травм получается весьма масштабным. Нередко отмечают у таких людей и деформацию в понимании роли родителя из-за чего они начинают со своими детьми поступать по привычной для себя схеме.

В результате психологи выделяют несколько типов людей с синдромом ВДА:

  • Неполноценный. Эти люди склонны к самопринижению ввиду с детства сформированного механизма защиты, который можно сформулировать как «Я плохой». Как правило, они испытывают большие сложности с любым видом общения – от построения отношений до решения конфликтных ситуаций. В результате срабатывания привычного шаблона, у таких взрослых отмечается пониженный уровень аналитических способностей по отношению к собственному поведению.
  • Отчужденный. Считают, что пережили особенно травмирующий опыт по сравнению с другими людьми, ощущают себя сложными личностями. Такие люди склонны проявлять высокий уровень контроля при общении с другими.
  • Обиженный. Даже во взрослом возрасте продолжают чувствовать себя израненными, ощущают ненависть по отношению к пьющему родителю. Также такие люди склонны к оценке и анализу сквозь свою травмирующую картину мира.
  • Депрессивный. Люди с синдромом ВДА такого типа часто и очень охотно впадают в уныние, им нравится возвращаться к травмирующим воспоминаниям. Временами даже пытаются излечиться, но психотерапия заканчивается, не успев начаться из-за того, что они не могут расстаться с привычным эмоциональным шаблоном.
  • Зависимый. К такому типу относят людей, которые полностью переняли модель поведения родителей – от злоупотребления алкоголем до семейных отношений.
  • Созависимый. Обычно к таковым относятся старшие дети в семье, которые, несмотря на свой возраст, были вынуждены ухаживать за кем-либо (бабушка, младший брат). Велика вероятность, что они смогут построить отношения только с тем человеком, о котором нужно заботиться.
  • Успешный. Под такое определение попадает человек, на которого пережитый травмирующий опыт оказал не деморализующее действие, а наоборот, мобилизующее. Они добиваются успехов в построении карьеры, отличаются высоким уровень ответственности, собраны и ориентированы на результат. Однако все это – только каркас. Внутри такие люди продолжают на себе ощущать последствия своего детства.

Каждый человек без труда сможет найти среди своих знакомых тех, кто подвержен той или иной форме синдрома ВДА и убедиться, что в ряде случаев травмирующее воздействие оказывается чрезмерным. В результате сложной семейной обстановки многие люди не могут развиваться – пережитый опыт не только мешает в этом, но и буквально определяет дальнейшее течение жизни. Поэтому многие психологические клиники оказывают услуги людям, которые ощущают спустя годы последствия пережитого деструктивного опыта – без серьезной терапии совладать с этим бывает сложно.

Особенности развития ребенка в алкогольной семьеОсобенности развития ребенка в алкогольной семье

Внимание!

Употребление наркотиков наносит невосполнимый вред здоровью и представляет опасность для жизни!

Бесплатная консультация

Не можете уговорить на лечение?

Наши консультанты помогут вам найти эффективную мотивацию и уговорить близкого на лечение

Опубликовано: 2019-05-28 Обновлено: 2020-07-01

Особенности развития ребенка в алкогольной семье

Автор статьи:

Мария Мануйлова

 Зубрицкий Денис Андреевич

Редактор статьи:

Зубрицкий Денис Андреевич

Вся информация на этой странице была рассмотрена и проверена сертифицированным профессионалом: 2019-05-28

медицинский эксперт - Зенцова Наталья Игоревна

Международный сертифицированный психолог EUROPSY, ICE, ICTA, эксперт по психологической реабилитации и гармонизации межличностных (семейных, трудовых, партнерских) отношений любой сложности. Более 14 лет помогаю людям обрести любовь, счастливую семью, уверенность в себе и здоровье, работая с самыми сложными случаями.

Зенцова Наталья Игоревна

Выберите регион или город

Восстановление пароля

Новый пароль будет выслан вам на почту

Email

Cообщить о месте

Информация о персональных данных авторов обращений, направленных в электронном виде, хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных

Категория Адрес Комментарий

Отправить петицию

Информация о персональных данных авторов обращений, направленных в электронном виде, хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных

Сообщить о проблеме Адрес

Сообщить об ошибке

Реабилитационый центр Сообщите нам об ошибке или неточности

Если вы располагаете подробной информацией по данному реабилитационному центру, просим прислать нам её по адресу naskontent@gmail.com

Из чего складывается общий рейтинг?

На сегодняшний день существует большое количество реабилитационных центров.

Многие из них заинтересованы исключительно в получении прибыли, отодвигая на второй план качество лечения и профессионализм сотрудников.

Мы собрали полный перечень действующих реабилитационных центров Российской Федерации. Каждому из них на портале присвоены рейтинги:

  • Индикаторы процентов — отражают общие показатели уровня проживания и безопасности в реабилитационном центре.
  • На основании данных, обработанных аналитическим департаментом, сформированы параметры качества, которые также влияют на общий рейтинг.
Читайте также:  Неврологические нормы развития ребенка

На рейтинг влияют:

  • Анкета заведения. Реабилитационный центр заполняет анкету, которая отражает основные направления деятельности по работе и оказанию качественных услуг больным.
  • Контент. Специалисты портала НАС принимают от центров реабилитации: отчёты о работе, программы лечения, фото и видеоотчеты, информацию о проведении тренингов и культурно-досуговых мероприятиях для зависимых и их родственников.
  • Отзывы прошедших реабилитацию. Если Вы или Ваш родственник проходили лечение в одном из реабилитационных центров, представленных на нашем портале, оставьте свой отзыв или сообщите дополнительную информацию по адресу naskontent@gmail.com

Рейтинг реабилитационных центров постоянно анализируется и корректируется для предоставления пользователям нашего портала качественной информации.

Источник

1.2 Особенности личности детей, воспитывающихся в семьях алкоголиков

Выделим то общее, что присуще детям алкоголиков в плане становления их характера как сочетания врожденных и внешних влияний. Прежде всего, дети из семей алкоголиков очень впечатлительны. Впечатлительность близко примыкает к эмоциональности как особая разновидность долговременной эмоциональной памяти. Она способствует запоминанию неприятных событий, их фиксации. Ребенок долго помнит обиду, оскорбление, страх, возвращается своими переживаниями в прошлое и не может так легко. как другие, отталкиваться в своих действиях и поступках от настоящего. Почти все лети алкоголиков не могут идентифицировать или выразить свои чувства Ребенок попросту изолирован от чувств. С рождения он ощущает диссонанс между поведением родителей и уверениями их, что «все в порядке», «ничего не произошло». Ребенок учится не замечать, не реагировать на чувства других, свои переживания старается держать в себе. То есть импрессивность (склонность к внутренней переработке чувств и переживаний) — качество, также присущее большинству детей из алкогольных семей.

Особенно тяжело дети переживают обиду, полученную от родителей, которые в состоянии алкогольного опьянения оскорбляют, угрожают побоями или даже убивают их. Но дети ни с родителями, ни в среде сверстников никогда не скажут об этом, о своих страданиях. Ведь вполне естественно для детей гордиться своими родителями, однако, когда они понимают, что их семьи невыгодно отличаются от других, все равно начинают защищать свою семью. Дети переживают все в душе, они убеждены, то о чем не высказано вслух, того не существует. Сохранение этого «большого секрета» является более важным, чем рассказать о своих чувствах. [ 12]

Также дети из алкогольных семей обладают внутренней неустойчивостью, обусловленной наличием трудносовместимых, противоположнонаправленных чувств и переживаний, склонностью к беспокойству и волнениям. Последнее качество детерминируется, по мнению Л.И. Захарова повышенной эмоциональной чувствительностью, потрясениям и испугами, заостряющими эмоциональность, или передачей тревоги и беспокойства со стороны родителей, неразрешимостью какой-либо жизненно важной ситуации для ребенка, блокированием его насущных потребностей, интересов и влечений, неспособностью утвердить себя, отсутствием внутреннего единства. [22]

Неразрешимые для детей переживания обусловлены хронической психотравмирующей ситуацией, источником постоянного психического напряжения. На этом фоне дополнительно действующие психические травмы усиливают патогенность жизненной ситуации, поскольку ребенок не может справиться с ними. Вместе с внутренним конфликтом и неблагоприятным стечением жизненных обстоятельств в целом, это позволяет говорить о появлении неудачного, травмирующего жизненного опыта. Положение осложняется тем, что дети могут из-за своего ограниченного и уже деформированного опыта, условий воспитания и отношений в семье эмоционально отреагировать на накапливающееся нервно-психическое напряжение. [30, с.42] Когда длительно действующий стресс превосходит приспособительные возможности детей, не дает им выразить себя, своевременно разрешить травмирующую ситуацию, то он подрывает способность адекватно воспринимать себя, сопровождаясь понижением самооценки, неуверенностью в своих силах и возможностях, страхами и тревогой, чувством беспомощности и бессилия, т.е. развитием идей самоуничтожения, неполноценности, неспособность быть собой среди других. Все эти нарушения приводят к различным формам неправильного поведения у детей. [23, с.8-11]

К.Хорни (1993) полагала, что травмирующие переживания в семье способствуют формированию у ребенка особого склада характера, который она называет базальной тревожностью (неразрывно связанной с базальной враждебностью). В данном случае у ребенка развивается чувство собственной незначительности, беспомощности, покинутости, подверженности опасности, нахождения в мире, открытом обидам, обману, нападкам, оскорблениям, предательству, зависти. Как считает К.Хорни, чем больше ребенок скрывает недовольство своей семьей, например, путем подчинения установкам родителей, тем в большей степени он проецирует свою тревожность на внешний мир, приобретая таким образом убеждение в том, что мир в целом опасен и страшен. Ребенок лишается уверенности в своей нужности, ценности для других, становится ранимым и обидчивым, неспособным к самозащите. Острые реакции на частые провоцирующие ситуации кристаллизуются постепенно в данный склад характера. [22, с.16-18]

Ф. Райс (2000) приводит данные, согласно которым существует взаимосвязь между конфликтами в семье и склонностью подростков к совершению правонарушений, а также снижением их школьной успеваемости, низким уровнем профессиональных устремлений. [29, с.28]

У детей алкоголиков часто имеются трудности в школе. Дети алкоголиков часто считают, что они будут неудачниками, даже если у них хорошая академическая успеваемость. Они часто не могут представить себя преуспевающими людьми. Дети алкоголиков более подвержены тому, чтобы пропускать школьные занятия, бросить учёбу, остаться на второй год в том же классе, или получить направление к школьному психологу. Это может быть не связано с их академическими способностями. Скорее всего, детям алкоголиков сложно установить связь с учителями, с другими учащимися, со школой. Они могут испытывать волнение по поводу успеваемости. Или они просто могут опасаться провала. Подлинные причины ещё нужно установить.

У многих детей алкоголиков имеется то, что психологи именуют проблемой социальной отчуждённости. Их отношения с другими людьми являются поверхностными, а число и интенсивность их контактов с другими людьми ограничены. Работая с такой проблемой, необходимо быть особенно чувствительными в вопросах оценки сильных и слабых сторон общения детей алкоголиков с другими людьми. [13, с.28]

Крайне важно помочь детям алкоголиков правильно относиться к родителям. Это то отношение, избежать которого они могут очень редко, вне зависимости от их возраста или от того, покинули ли они дом.

Взаимоотношения с людьми вне семьи могут также создать структуру для выживания ребенка и его роста как личности. Дружба со сверстниками сыграет важную роль в здоровом личном развитии ребёнка. Поэтому следует уделить значительное внимание тому, чтобы помочь детям алкоголиков развить отношения с их сверстниками.

 Часто дети алкоголиков не в состоянии видеть собственных достижений отдельно от достижений своего родителя-алкоголика, и они недоумевают, не зная как помочь себе. Однако они могут научиться сдерживать своё личное поведение, достижения и чувства. Необходимо развивать у таких детей чувство самообладания над собственной жизнью, и это будет способствовать развитию личности с правильными и ценными чувствами, качествами и способностями. Другими словами, важно, чтобы дети алкоголиков, подобно другим, развили чувство личной ответственности за многое, что с ними произойдёт. К сожалению, довольно часто дети алкоголиков делают вывод, что их несчастье или счастье — это результат чужого поведения. Довольные или недовольные, они осознают неспособность распоряжаться собственной жизнью. Дети, воспитывающиеся в семьях алкоголиков должны верить в то, что они в состоянии контролировать чувства, вызываемые происходящими в их жизни событиями. Они должны знать, что они в состоянии повлиять на то, что должно произойти. [13]

Е.М. Мастюкова выделяет следующие формы, поведения детей алкоголиков. Прежде всего, это реакции протеста. Такие реакции чаще всего возникают при наличии алкоголизма одного из родителей. Ребенок становится грубым, непослушным, стремится все сделать назло. Наряду с активными реакциями протеста могут отличаться пассивные реакции, когда ребенок уходит из дома, боится родителей и не возвращается, затем постепенно начинает избегать общения и со сверстниками. На этом фоне у ребенка легко возникают невротические расстройства: нарушения сна, неустойчивость настроения. Могут наблюдаться тики, заиками, энурез.

Читайте также:  2 месяц развития ребенка массаж

Более резким проявлением пассивного протеста являются попытки самоубийства, в основе которых лежит чрезмерно выраженное чувство обиды, желание отомстить, напугать. В некоторых случаях эти попытки носят демонстративный характер. Другой формой нарушения поведения детей при семейном алкоголизме является имитационное поведение. У детей в силу их обшей невротизации, повышенной внушаемости, эмоционально-волевой неустойчивости имеется повышенная склонность к возникновению социально отрицательных форм имитационного поведения, как сквернословие, хулиганские поступки, мелкое воровство, бродяжничество. Эти данные убедительно показывают роль окружения и предупреждении нарушений поведения и патологии характера у детей алкоголиков. [12, с.114 -120]

В условиях хронически тяжелой семейной обстановки указанные трудности поведения постепенно нарастают и приобретают для ребенка характер привычного поведенческого стереотипа. Все указанные нарушения могут стать основной для формирования стойких патологических свойств личности, затрудняющих ее социальную адаптацию.

Исследования Е.М. Мастюковой показывают, что переживания детей, родители которых страдают алкоголизмом, поверхностны и неустойчивы, не оказывают существенного влияния на мотивационную и интеллектуальную сферы, а, следовательно, и на поведение в целом. Это связано с недостаточным осознанием детьми своих переживаний; не попадая в сферу сознания, они быстро забываются и в результате дети редко задумываются о последствиях своих поступков и не планируют их. Отставание в общем психическом развитии, с одной стороны, и высокие требования со стороны школы с другой, приводят к возникновению конфликтных ситуаций, основным способом выхода из которых в младшем школьном возрасте является уход: прогулы занятий, побеги из дома. Такой протест против требований социальной среды приобретает наиболее активный характер к подростковому возрасту. Из 20 обследованных подростков14 состояли на учете в наркологическом диспансере по поводу эпизодического либо систематического употребления алкоголя, веществ с наркотическим действием. Недоступность выполнения многих социальных требований, например, связанных с обучением в школе, приводит к поиску обходных путей самоутверждения, в частности к антиобщественны поступкам. Цели у нормально развивающихся детей на подростковый возраст приходится пик в формировании самосознания, то у подростков с признаками хронического алкоголизма, наркомании самосознание развито слабо. Своеобразной компенсацией незрелости самосознания служит повышенная внушаемость таких подростков к асоциальным действиям. Нарушения психического развития детей при семейном алкоголизме могут усугубляться за счет таких нервно-психических заболеваний, как эпилепсия, умственная отсталость, дефекты зрения и слуха. [12]

В процессе работы в качестве нарколога она обследовала много семей и выделила основные черты, присущие детям алкоголиков. Во — первых, это низкая самооценка. Невозможно, воспитываясь в обстановке эмоционального пренебрежения или, в лучшем случае, противоречивого воспитания, обрести достаточную уверенность в себе. Появление низкой самооценки детей алкоголиков зависит в основном от роли, которую они играли и своих семьях.

Э. Смит выделяет 4 группы:

1) «герой семьи» — постоянное стремление «героя» нравиться и заслужить одобрение других, особенно в семье, мотивируется крайне низкой оценкой собственных возможностей. Такие дети сосредоточены на том, чтобы все делать идеально и нести ответственность за происходящее.

 2) «козел отпущения» — внешне проявляют низкую самооценку деструктивным поведением. Они готовы оскорбить, обидеть других, порождая в своей душе внутренние конфликты и недовольство собой. Несмотря на их желание быть другими, дети становятся очень похожими на своих родителей, которых они ненавидят.

3) «потерянный ребенок» — страдает от постоянного одиночества, ощущения неадекватности в сравнении с другими. Их низкая самооценка мироощущения заметна и внешне: они часто бывают застенчивыми.

 4) «фамильный талисман» — постоянно стремится привлечь к себе внимание своим юмором, нежностью, болезненностью. [12, с.137]

Специалисты по детской психиатрии считают, что первые пять лет жизни ребенка являются решающими в формировании здоровой и положительной концепции собственного «Я». Многие нарушения происходят до формирования памяти ребенка. Поэтому работу с детьми важно начать как можно раньше. [6, с.18]

Во-вторых, это фокусировка на внешнее окружение. Алкогольные семьи вынашивают мысль, что если выждать достаточное время, то все встанет на свои места без принятия определенных мер. Постоянная жизнь в атмосфере стресса, когда превалирует чувство беспомощности, приводит к мысли о том, что не стоит что-либо изменять, т.к. ни к чему хорошему это не приведет. Каждый день дети алкоголиков оценивают по поступкам, мыслям, чувствам других. Эта способность развивается в силу необходимости и семье алкоголика, где моральный климат полностью зависит от того, что алкоголик делает или что делал. Фокус на внешнее окружение в таких семьях приводит к тому, что дети живут реакциями на окружающий мир, они искренне заблуждаются, полагая, что когда «обстановка» изменится, у них тоже все будет хорошо.

Третья характерная черта-это неспособность идентифицировать или выразить свои чувства. У детей алкогольных семей отсутствует возможность учитывать в качестве примера для выражения чувств отношения своих родителей. Они могут точно знать, что должны чувствовать и даже как реагировать при этом, но в действительности сами не чувствуют в полном смысле этого слова.

Взрослые дети алкоголиков могут хорошо понимать других страдающих людей и даже помогать им, но оказываются не в состоянии справиться со своими переживаниями. Четвертая отличительная черта — неспособность попросить о помощи, поскольку отрицание является главным симптомом алкоголизма, то в самой природе заболевания заложено стремление скрыть употребление алкоголя и связанных с этим семейных трудностей. Поэтому как бы ни было тяжело детям, они не попросят о помощи, скроют обстановку в себе. То ли по необходимости. то ли из страха довериться, дети алкоголиков учатся заботиться сами о себе. И став взрослыми, дети не могут надеяться на то, что другие желают им помочь, и становятся неспособными, сам и попросить помощи у других. В тоже время они обязательны в отношении помощи другим, даже когда нет необходимости или люди не заслуживают этого.

И последняя характерная черта — экстремальное мышление. Наша способность принимать решения рассматривать альтернативы и соответственно действовать в трудных ситуациях зависит в большей степени от примеров, преподанных нам в семьях. Семьи алкоголиков, которые чуть ли не постоянно живут под стрессом, имеют уникальные способы уживаться со стрессом. А когда признанная ситуация неизбежна, то процесс принятия решения и последующих действий, главным образом, сводится к поиску виновного, а затем наблюдается или чрезмерная активность, или почти полная пассивность.

Итак, по результатам наблюдений Э. Смит были выделены эти основные черты, присущие детям из семей алкоголиков. Взрослея, дети не могут избавиться от этих недостатков, и их искаженно сформировавшаяся эмоциональная сфера накладывает сноп отпечаток на появление круга проблем, обусловленных трудностями во взаимоотношениях, незнанием языка чувств, низкой самооценкой и большой раздражительностью. Все это и комплексе препятствуют нормальному вхождению во взрослую жизнь. [12, с.142]

Таким образом, проблеме влияния алкоголизма родителей на развитие детей посвящено достаточно литературы. Однако, большая часть источников посвящена изучению нарушения развития на уровне органов и систем организма ребенка, в том числе и интеллекта. А формирование личности, характера, эмоционально-волевой сферы ребенка изучено не так тщательно.

Раздел: Психология
Количество знаков с пробелами: 61544
Количество таблиц: 46
Количество изображений: 2

в межличностных отношениях. Объекты исследования: студенты заочного отделения гуманит?