Особенности развития ребенка с косоглазием

Особенности развития ребенка с косоглазием thumbnail

Особенности развития ребенка с косоглазиемДети с косоглазием и амблиопией имеют свои специфические особенности в развитии. Детально анализируя своеобразие монокулярного видения, что характерно для данной категории детей, в связи с его наличием страдает точность, полнота зрительного восприятия, наблюдается неспособность глаза выделять точное местоположение объекта в пространстве, его удаленность, выделение объемных признаков предметов, дифференциация направлений. Освоение предметного мира, развитие предметных действий, где требуется зрительный контроль и анализ у детей с косоглазием и амблиопией происходит сложнее, они носят замедленный характер. Отмечаются затруднения в работе с объемными материалами и желание непосредственного контактирования с объектами. Отмечается общая обедненность предметных представлений и снижение уровня чувственного опыта детей за счет неточности, фрагментарности, замедленности зрительно-пространственной ориентировки.

У детей 3—4-х лет с косоглазием и амблиопией из-за ограничения чувственного опыта возникают значительные затруднения предметно-практической и словесной ориентировки в пространстве.

За счет монокулярного видения пространства у детей с косоглазием и амблиопией затрудняется ориентация в пространстве на уровне предметно-практических действий, так как многие из признаков зрительно не воспринимаются.

У детей с нарушением зрения отсутствуют четкие представления о своем теле и связи между пространственным расположением парно-противоположных направлений своего тела с их словесными обозначениями. Отмечается неустойчивость и фрагментарность пространственных представлений о своем теле, а это в свою очередь делает невозможным практическую ориентировку «на себе» и перенос действий в конкретные предметно-пространственные ситуации.

Особенности развития речи у детей с косоглазием и амблиопией старшего дошкольного возраста: овладение обобщающими словами и уровень выделения общих признаков предметов у детей с косоглазием и амблиопией в сравнении с детьми с нормальным зрением значительно снижены.А это в свою очередь затрудняет формирование предметно-практических действий сравнения, классификации и сериации предметов по общим или отдельным признакам. Процесс формирования умения строить описательный рассказ сдерживается из-за недостаточности зрительно-сенсорного опыта, трудностей анализа зрительных признаков в изображении и понимания смысла изображений.

У детей старшего дошкольного возраста (6—7 лет) существуют трудности ориентации в признаках и свойствах предметов окружающего мира, при этом собственные сенсорные возможности детьми не осознаются. У детей с косоглазием и амблиопией наблюдаются бессистемные неточные сведения о собственных сенсорно-перцептивных возможностях,
о внешних признаках, строении, функциональном назначении органов чувств, что не позволяет ребенку с патологией зрения активно включиться в процесс компенсации собственного дефекта. В процессе сенсорной ориентации дети с косоглазием и амбляопиейбез специального обучения полностью доверяются поступающей зрительной информации. Лишь отдельные дошкольники осознают необходимость использования сохранных органов чувств, отдавая при этом предпочтение осязанию и слуху. Почти отсутствует ориентация на обоняние и вкусовые ощущения. При этом у детей практически отсутствует планомерное обследование предметов, как зрением, так и сохранными анализаторами, снижена их перцептивная активность.

Существуют отклонения в развитии двигательной сферы детей, их мобильности, связанных с монокулярным видением пространства, которое характеризуется возможностью анализа таких признаков пространства, как протяженность, удаленность, глубина, объемность.

Косоглазие и амблиопия как сложный зрительный дефект обуславливают появление отклонений в развитии двигательной сферы ребенка, приводят к снижению двигательной активности, сложностям ориентировки в пространстве и овладения движениями. Овладение основными движениями (ходьбой, бегом, метанием, прыжками, лазанием) во многом определяется состоянием и характером зрения, уровнем зрительно-пространственной ориентации. Дети с косоглазием и амблиопией за счет снижения остроты зрения и монокулярном его характере затрудняются в видении предметов и объектов в пространстве, в выделении расстояния и глубины пространства. Поэтому во время ходьбы и бега дети затрудняются в сохранении дистанции, наталкиваются друг на друга, протягивают вперед руку при движении в пространстве. Качество прыжков ‘детей характеризуется несогласованностью рук и ног, приземлением на одну ногу, отсутствием отталкивания, слабой силой толчка за счет сложности видения глубины, удаленности объектов при монокулярном зрении.

При метании у детей наблюдается отсутствие прослеживания взором предмета и действий бросающей руки, снижение быстроты восприятия действий метания.

Итак, мы представили общую картину психофизического развития детей с косоглазием и амблиопией которая отражена в указанных работах. Однако применительно к индивидууму и описанию своеобразия конкретного ребенка мы не обнаружили в литературе никаких данных.

Выделяются  отклонения в эмоционально-волевой сфере детей с косоглазием и амблиопией. Не всегда дети бывают активны, не проявляют желания организовывать, участвовать в игре, труде, в занятиях, часто предпочитают играть в одиночку. Это явление объясняется не только имеющимся зрительным дефектом, но и негативным влиянием лечебного процесса на психоэмоциональное  состояние детей, а также некоторым разрывом между ребенком и окружающей средой.

Источник

Ухудшение экологии, неправильное питание, нездоровый образ жизни родителей — одни из самых частых причин, негативно влияющих на состояние органов зрения детей. И если ложное косоглазие новорожденных с возрастом проходит, то истинное нуждается в ранней диагностике и коррекции. Как же распознать — где истинное косоглазие, а где ложное?

Родители новорожденных часто бывают обеспокоены несимметричным взглядом малыша, но получают «доказательства» в виде историй знакомых с благополучным исходом, у детей которых тоже было косоглазие, но прошло само собой. Да, иногда бывает и так — по мере взросления малыша структуры его глаза становятся крепче, а косоглазие проходит.

Обычно к пяти месяцам первого года жизни косоглазие, связанное с неспособностью младенца контролировать глазные мышцы, исчезает.

Но бывает и по-другому: родители ждут, когда все наладится без участия врачей и теряют драгоценное время, потому что у ребенка развивается истинное косоглазие. Поэтому, разбираясь в особенностях определения такой патологии у детей, как косоглазие, стоит понимать важность ранней диагностики.

Особенности развития ребенка с косоглазием

Косоглазие у детей — когда стоит беспокоиться?

Если своевременно отправиться на прием к специалисту для полной диагностики, то беспокоиться не придется, потому что ясность диагноза облегчает ход лечения. Обычно косоглазие замечают педиатры на первых осмотрах новорожденного. У младенцев часто диагностируется страбизм — из-за слабых мышц глазкам трудно двигаться согласованно, правильно фокусируясь на предмете.

Чаще всего глаза новорожденных косят от случая к случаю, а не постоянно. Если же родители замечают, что зрительные оси одного, а то и двух глаз ребенка смещены к переносице или смещаются не к ней, а в противоположную сторону — к вискам, причем постоянно, то необходимо отправиться к врачу для обследования и получения консультации.

Читайте также:  Разработка программ индивидуального развития ребенка

Особенности развития ребенка с косоглазием

Профилактика косоглазия в раннем возрасте:

  • плановые осмотры у офтальмолога;

  • своевременное лечение сопутствующих глазных патологий — например, детской дальнозоркости;

  • контроль зрительной нагрузки — необходимо обеспечить хороший уровень освещения игровой комнаты, предлагать малышу крупные игрушки;

  • ответственное отношение к назначенному окулистом аппаратному лечению, посещение всех сеансов магнитной, лазерной стимуляции.

Если физиологическое косоглазие младенцев проходит к шести месяцам, то диагноз истинного косоглазия у детей постарше, при правильном подходе, адекватной терапии и профилактике, может быть снят после двух-трех лет лечения.

Какие типы косоглазия бывают?

В норме оси обоих глаз человека должны быть параллельны. Если у малыша отмечается несимметричный взгляд, можно говорить о косоглазии, которое, в свою очередь, делится на типы. Оно бывает горизонтальным, вертикальным и комбинированным.

Особенности развития ребенка с косоглазием

Типы косоглазия:

  • горизонтальное косоглазие — глазки могут сходиться к переносице или наоборот, расходиться, тяготея к височной зоне;

  • вертикальное косоглазие — глазная мышца в этом случае не может удерживать глаз и он отклоняется вверх или вниз;

  • комбинированное — это вертикально-горизонтальное поражение глазодвигательного аппарата;

  • паралитическое и содружественное — при паралитическом недуге отмечается паралич одной или нескольких двигательных мышц глаза, а при содружественном глазные яблоки сохраняют свою подвижность без паралича, парезов — это лечится ношением очков, сеансами аппаратной терапии.

Гиперфункция нижней косой мышцы глаза является главной причиной того, что при содружественном косоглазии по сходящемуся типу отмечаются отклонения вверх. Вертикальная девиация сложно поддается лечению и обычно требует оперативного вмешательства. При врожденном косоглазии она диагностируется в 90% случаев.

Особенности развития ребенка с косоглазием

Среди причин появления преобладают: перенесенные инфекционные заболевания, парез глазной двигательной мышцы, травмы головы. При дальнозоркости наиболее часто отмечается сходящееся косоглазие, а при близорукости — расходящееся.

Кроме горизонтального, вертикального и комбинированного косоглазия, различают еще монокулярное или альтернирующее.

При альтернирующем косоглазии косят оба глаза периодически. При монокулярном — один глаз. Если болезнь своевременно не диагностировать и не лечить, может развиться амблиопия — синдром «ленивого глаза», когда информация от косящего глаза игнорируется мозгом.

При коррекции очками здоровый глаз необходимо закрывать, чтобы глаз с амблиопией стал фиксирующим. Чтобы он снова включится в работу, косоглазие корректируется очками, в ряде случаев маленькому пациенту рекомендуется операция.

Косоглазие у детей: где ложное, а где истинное?

Диагностировать тип косоглазия и выбирать метод лечения должен профильный специалист. Он же и назначает при необходимости терапевтические мероприятия. Самостоятельно определить, ложное или истинное косоглазие нельзя, так как эффект асимметричности глаз новорожденного усиливается за счет анатомических особенностей лицевой части черепа, например, широкой переносицы.

Особенности развития ребенка с косоглазием

Врач при осмотре обращает внимание на наличие или отсутствие тех или иных глазодвигательных нарушений. Если глазодвигательных нарушений нет, то можно говорить о ложном косоглазии, которое в скором времени не будет заметно.

Что должно насторожить родителей?

  • Если ребенок поворачивает голову под необычным углом для того, чтобы лучше рассмотреть интересующий его предмет.
  • Если малыш часто натыкается на предметы, расположенные со стороны косящего глаза.
  • Дети старше года могут жаловаться на головные боли.

Определить мнимое или истинное косоглазие помогают тесты. Есть тест, при котором окулист проецирует источник света на два глаза и сравнивает расположение корнеального светового рефлекса в каждом глазу. При отсутствии патологий световое отражение симметрично, при косоглазии будет смещено от центра. Такой тест не позволяет обнаружить малый угол отклонений.

Также для диагностирования зрительных патологий у детей младенческого возраста используется тест с яркой игрушкой, которая должна полностью взять на себя зрительное внимание малыша. В то время, как ребенок будет увлечен рассматриванием игрушки, врач проведет тест с поочередным закрыванием глаз. При наличии отклонений от нормы глаз будет совершать быстрое установочное движение, как только закроют другой глаз. Тест выполняется с фиксацией на близких и удаленных предметах.

Причины истинного косоглазия у детей

Каковы причины истинного косоглазия? Болезнь может быть врожденной или приобретенной. Бывает, что ребенок рождается с патологией зрения, но зачастую косоглазие развивается на фоне неврологических заболеваний, а также из-за дальнозоркости или анизометропии (разница рефракции между левым и правым глазом).

Особенности развития ребенка с косоглазием

Как только ребенок начинает собирать мозаику, играть с конструкторами, зрительная нагрузка повышается, а в это время продолжается рост и формирование оптических структур глаза, формируется бинокулярное зрение.

Если, кроме игр с конструкторами и мелкими деталями, малыш увлекается играми на смартфоне, планшете, то нагрузка на его глаза возрастает многократно, что способствует развитию различных патологий, в том числе и косоглазия.

Провоцирующим фактором для развития истинного косоглазия у детей может стать любой стресс: испуг, травма, инфекционные заболевания, протекающие с многодневной температурой. Если своевременно не начать лечение косоглазия, оно может перерасти в серьезную функциональную патологию. К сожалению, люди с не вылеченным косоглазием воспринимают мир плоским, им недоступно восприятие объема.

Как лечить косоглазие

Это не косметический дефект, это серьезное нарушение, лечить косоглазие нужно обязательно. Косящий глаз со временем может перестать участвовать в зрительной работе из-за того, что мозг не воспринимает поступающую от него информацию. Чтобы этого не произошло, предпринимается ряд терапевтических мероприятий: назначается коррекция очками, усиливается нагрузка на косящий глаз. Методы лечения косоглазия:

  • плеоптическое лечение — рекомендуется проходить до трех-четырех курсов в год аппаратной терапии, которая стимулирует работу косящего глаза, нагружая его (используются компьютерные программы, терапевтический лазер);

  • физиотерапия, ежедневная гимнастика, включающая специальные упражнения для глаз, укрепляющие аккомодационную мышцу;

  • очки для коррекции зрительных нарушений — в очках можно выполнять интересные задачки по поиску выхода из лабиринта, решать головоломки, собирать целые картинки из частей;

  • хирургическое вмешательство.

Особенности развития ребенка с косоглазием

Лечение косоглазия зависит от причин, способствовавших появлению недуга, а так как при нем затрагивается работа всех отделов зрительного аппарата, то лечение должно быть комплексным. Если оно оказалось эффективным и косоглазие стало менее заметным, терапию стоит продолжать до 20-23 лет, даже при исчезновении видимых дефектов зрения.

В случае, когда аппаратное лечение не помогло, специалисты рекомендуют оперативное вмешательство.

Когда необходимо лечить косоглазие и проводить операцию?

При истинном косоглазии, если не удалось достичь стойкого терапевтического эффекта аппаратными методиками, тренажерами, коррекцией очками и упражнениями, необходимо делать операцию. Специалисты рекомендуют её детям с косоглазием до четырех-шести лет. Благодаря новым методикам математического моделирования операции стали менее травматичными, а реабилитационные сроки сократились. По окончании процедуры маленькому пациенту можно будет отправиться домой уже на следующий день.

Читайте также:  Центр развития ребенка академический район

Особенности развития ребенка с косоглазием

Что происходит во время операции? Оперировать, в зависимости от причин косоглазия, хирург будет так, чтобы усилить слабую мышцу, поддерживающую глазное яблоко. Либо расслабить ее, если она фиксирует глаз в неправильном положении. Сегодня врачи используют лазерные методики для исправления косоглазия. Эти методы бескровные и щадящие: операции выполняются под местным наркозом, а восстановление занимает около месяца.

Источник

Нарушения зрения в дошкольном возрасте разнообразны по своим клиническим формам, степени выраженности дефекта, структуре нарушенных функций. Наибольшее количество исследований в этой области посвящены изучению особенностей слепых и слабовидящих. Дети данных категорий характеризуются своеобразием развития и протекания психических и физических процессов, которое определяется характером дефекта и возникающими на его фоне вторичными отклонениями, а также позитивными возможностями компенсаторного развития (Л.С.Выготский [10], Р.М.Боскис [7], А.Г.Литвак [21], Л.И.Солнцева [42-44], М.С.Певзнер [29] и др.).

Наиболее часто встречающееся нарушение зрения у детей дошкольного возраста — это косоглазие. Термин «косоглазие» объединяет различные по происхождению и локализации поражения зрительной и глазодвигательной систем, вызывающие периодическое или постоянное отклонение (девиацию) глазного яблока [26, с. 46].

Косоглазие характеризуется постоянным или периодическим отклонением одного из глаз от совместной точки фиксации и нарушением функции бинокулярного зрения. В зависимости от того, куда отклонен глаз, наблюдается:

— внутренние, или сходящееся;

— наружное, или расходящееся;

— косоглазие кверху;

— косоглазие книзу.

Сходящееся косоглазие встречается в 10 раз чаще, чем расходящееся. Оно в 70-80 % случаев сочетается с дальнозоркой рефракцией.

Косоглазие бывает:

— односторонним (монолатеральным) — косит постоянно один глаз;

— двусторонним (альтернирующем) — попеременно косят оба глаза.

При альтернирующем косоглазие зрение, как правило, достаточно высокое и одинаковое в обоих глазах. Постоянное косоглазие сложнее альтернирующего, так как при нем в результате постоянного отклонения одного глаза, при отсутствие фузии (слияние двух изображений) довольно быстро развивается амблиопия.

Нарушение слияния двух изображений в одно может возникнуть вследствие усиленной (при дальнозоркости) или ослабленной (при близорукости) аккомодации и связанной с ней конвергенции (сведении осей глаз). Такое косоглазие называют аккомодационным, а все другие формы содружественного косоглазия неаккомодационным.

Под влиянием неблагоприятных условий высокая и точная согласованность деятельности обеих половин зрительного анализатора может нарушатся, что приводит к расстройству бинокулярного зрения. При косоглазии зрительная ось одного глаза отклоняется от совместимой точки фиксации. В таком случае изображения объекта попадают на неидентичные точки сетчаток правого и левого глаза, становятся несовместимыми, появляется тенденция к двоению зрительного изображения, затрудняется ориентировка в пространстве. Центральная нервная система принимает активные меры к тому, чтобы изображение, воспринимаемое с отклоненного глаза, подавлялось, из-за чего на нем возникает функциональная скотома. Острота зрения отклоненного глаза понижается, развивается амблиопия этого глаза. Функции зрения выполняет один глаз [2638].

Термином «амблиопия» обозначаются такие формы поражения зрения, которые не имеют видимой анатомической или рефракционной основы. Наиболее частой причиной амблиопии у детей бывает косоглазие, или страбизм, — не параллельность оптических осей глаза, при этом в 85-90% случаев косоглазия наблюдается разная степень снижения зрения, то есть появление амблиопии.

В зависимости от степени понижения остроты зрения различают амблиопию:

— слабой степени (острота зрения 0,8-0,4);

— средней степени (острота зрения 0,3-0,2);

— высокой степени (острота зрения 0,1-0,05);

— очень высокой (острота зрения 0,04 и ниже) степени (Э. С. Аветисов) [1].

Такое многообразие зрительных нарушений, встречающихся у детей раннего возраста, предопределяет их различные пути психофизического развития. Современные тифлопедагоги (Солнцевой Л. И., Хорош С. М, Брамбринг М.) занимаются изучением психологических особенностей детей данного возраста, их работы посвящены детям с глубокими нарушениями зрения.

Психическое развитие ребёнка с ослабленным зрением, так же как и нормально видящего, подчиняется общим законам возрастных изменений и протекает в условиях ведущей для каждого возраста деятельности [21, с. 62].

Для детей с нарушением зрения характерны неравномерность развития психики на различных возрастных этапах. Исследование чувствительности различных анализаторов показало, что различия между слепыми и зрячими зависят не от уровня развития чувствительности, а связаны с индивидуальными различиями.

Первичный сенсорный дефект зрения обуславливает появление иерархического комплекса вторичных отклонений, начиная от недоразвития отдельных функций, наиболее приближенных к первичному дефекту, и кончая сложными личностными образованиями.

На основе проведённых в тифлопсихологии и тифлопедагогике исследований можно представить определённым образом взаимосвязанную структуру нарушений у детей с патологией зрения:

— нарушение зрения: снижение остроты зрения, чёткости видения, снижение скорости переработки информации, нарушение поля обзора, глазодвигательных функций, нарушение бинокулярности, стереоскопичности, выделение цветности, контрастности и количества признаков и свойств при симультанном восприятии объектов и др.;

— неполнота, неточность, фрагментарность, замедленность, обеднённость зрительного восприятия;

— обеднённость представлений и образов предметов, снижение уровня чувственного опыта, определяющего содержание образов мышления, речи и памяти, замедление хода развития всех познавательных процессов;

— нарушение двигательной сферы, трудности зрительно-двигательной ориентации, приводящей к гиподинамии и затем снижение функциональных возможностей организма;

— нарушение эмоционально-волевой сферы, проявляющееся в неуверенности, скованности, снижении познавательного интереса, замкнутости, проявлении беспомощности в различных видах деятельности, социальных коммуникациях, снижении различных желаний [15, с. 83]

Своеобразие проявления вторичных отклонений в развитии обусловлено временем наступления зрительного дефекта, а также временем его выявления и своевременной медицинской и психолого-педагогической коррекции, позволяющих предупредить возникновение и развитие внутрисистемных и межсистемных нарушений и отклонений.

Внутрисистемные нарушения зрения выражаются в снижении остроты зрения, ограничении деятельности глазодвигательных функций, в нарушении цветоразличения, бинокулярности, фиксации, локализации, стереоскопического видения и др. Всё это приводит к сложности зрительной ориентации, замедляет ход развития других системных структур, таких как зрительное восприятие, ориентировка и движение в пространстве, развитие мышления, речи, памяти, воображения. (Л.А.Григорян,1994, М.И.Земцова,1978; Г.В.Никулина, 1999)

Читайте также:  Развитие ребенка от года до полтора года

Так, процесс зрительного восприятия при слабовидении характеризуется замедленностью, неточностью, фрагментарностью, недостаточностью зрительного анализа и синтеза; снижение остроты зрения, нарушение глазодвигательных функций, цветоразличения, бинокулярности, стереоскопии приводят к тому, что страдает его точность, скорость и полнота. Всё это осложняет формирование чувственно-практического опыта детей, они не могут в полном объёме получать адекватную информацию об окружающем мире, а имеющиеся у них знания о нём часто бессистемны, вербализированы. Это является предпосылкой возникновения вторичных отклонений в развитии ребёнка.

Вследствие зрительного дефекта у детей нарушается зрительное восприятие, что влечёт за собой задержку самостоятельного передвижения, нарушение координации движений; у них обнаруживаются трудности ориентировки в пространстве, несовершенство зрительно — моторных координаций, слабая дифференцированностью моторики. У таких детей чаще, чем у нормально видящих, может наблюдаться отсутствие самоконтроля, саморегуляции, что не может не сказаться на координации, согласованности движения рук и глаз. Монокулярный характер зрения определяет недоразвитие микрокоординации движений. Поэтому выполнение заданий с использованием различных предметных действий у этой категории детей менее успешно.

Нарушения зрения снижают мотивационную сторону познавательной деятельности, обусловливают отсутствие интереса к ежедневной работе по лечению и коррекции зрения. Это объясняется вялостью, инертностью, малой подвижностью из-за трудностей пространственной ориентировки, нарушения моторики и координации движений, бедностью представлений об окружающем мире. У детей страдает ориентировка на рабочем месте.

Особые трудности представляет овладение такими способами умственных действий как:

— восприятие;

— запоминание;

— следование инструкциям взрослого.

Дети часто не реагируют на вопрос. Отвечают в том случае, если к ним обращаются. Несмотря на сохранный слух, дети не слышат и не понимают предложенную задачу.

Формализм речи, нечёткость, неадекватность представлений, стоящих за словом, свойственный детям с нарушениями зрения, проявляется в очевидном количественном преобладании словарного запаса по отношению к предметным образам. Дети неправильно понимают и используют слова (М.И.Земцова [12], Л.И.Плаксина [32], Л.И.Солнцева [43] и др.).

Меньшее количество предметов привлекает внимание ребенка и вызывает эмоциональные реакции, а, следовательно, меньше предметов становятся объектом его познания. Это отражается на формировании сенсорных эталонов, объёме и качестве представлений, формировании предметной и ориентировочно – исследовательской деятельности.

У детей со зрительной патологией отстаёт в развитии не только зрительное, но и другие виды восприятия Адекватное отражение пространственных отношений и признаков слепыми и слабовидящими обусловлено общностью механизма их восприятия для всех сохранных анализаторных систем, при этом именно от состояния зрения в значительной степени зависит, насколько успешным будет это отражение. Как отмечают исследователи (А.Г.Литвак [21], Л.И.Солнцева [43] и др.), зрительная функция играет ведущую роль в восприятии пространства и ориентировке в нём даже у лиц с глубоким нарушением зрения. Без специального обучения восприятие в развёрнутом виде не формируется, а следовательно, ребёнок не получает той информации, которая необходима для формирования полноценных представлений.

Е.Н.Подколзина отмечает, что затруднения в ориентировке в пространстве у детей с нарушениями зрения различной степени тяжести связаны со сложностью анализа и синтеза получаемой информацией, с недостающим объёмом имеющихся у них предметных и пространственных представлений, а также обусловлены непрочной связью между восприятием пространственных признаков и отношений и их словесным обозначением.

Координация движений, равновесие и ориентировка в пространстве у детей имеют некоторые особенности, которые наряду со зрительным нарушением отрицательно влияют на развитие основных движений. Особенно значительный дискомфорт при передвижении дети испытывают в период плеоптического лечения, когда из акта зрения выключен лучше видящий глаз [33, с. 12]

В работах тифлопедагогов представлена общая картина психолого-педагогического развития детей с косоглазием и амблиопией.

Дети с косоглазием и амблиопией при некоторой их общности с психофизическим развитием слепых и слабовидящих детей имеют свои специфические особенности в развитии.

Детально анализируя своеобразие монокулярного видения, что характерно для данной категории, Л.И. Плаксина уточняет, что в связи с его наличием страдает точность, полнота зрительного восприятия, наблюдается неспособность глаза выделять точное местоположение объекта в пространстве, его удаленность, выделение объемных признаков предметов, дифференциация направлений.

Л.С. Сековец, М.А. Мишин показали наличие отклонений в развитии двигательной сферы детей, их мобильности, связанных с монокулярным видением пространства, которое характеризуется возможностью анализа таких признаков пространства, как протяженность, удаленность, глубина, объемность [40,54].

Косоглазие и амблиопия как сложный зрительный дефект обуславливают появление отклонений в развитии двигательной сферы ребенка, приводят к снижению двигательной активности, сложностям ориентировки в пространстве и овладения движениями. При этом Л.С. Сековец отмечает, что овладение основными движениями (ходьбой, бегом, метанием, прыжками, лазанием) во многом определяется состоянием и характером зрения, уровнем зрительно-пространственной ориентации [40].
Дети с косоглазием и амблиопией за счет снижения остроты зрения и монокулярном его характере затрудняются в видении предметов и объектов в пространстве, в выделении расстояния и глубины пространства. Поэтому во время ходьбы и бега дети затрудняются в сохранении дистанции, наталкиваются друг на друга, протягивают вперед руку при движении в пространстве. Продолжая говорить о недостатках развития детей с косоглазием и амблиопией Л.С. Сековец установила, что качество прыжков детей характеризуется несогласованностью рук и ног, приземлением на одну ногу, отсутствием отталкивания, слабой силой толчка за счет сложности видения глубины, удаленности объектов при монокулярном зрении [39, с. 61]. При метании у детей наблюдается отсутствие прослеживания взором предмета и действий бросающей руки, снижение быстроты восприятия действий метания.

В ряде исследований по выявлению особенностей психофизического развития детей с косоглазием и амблиопией отмечено, что спонтанное развитие выявленных отклонений будет протекать медленно или совсем не произойдет, необходима организация психолого-педагогической коррекционной помощи детям.

Таким образом, мы представили общую картину психофизического развития детей с косоглазием и амблиопией, которая отражена в указанных работах. Однако применительно к индивидууму и описанию своеобразия конкретного ребенка мы не обнаружили в литературе никаких данных.

Резюмируя сказанное, можно отметить, что зрительная патология, затрудняя и обедняя чувственное познание, тем самым обусловливает разнообразие вторичных отклонений в психическом и физическом развитии детей.



Источник