Особенности развития ребенка раннего и дошкольного возраста

Особенности развития ребенка раннего и дошкольного возраста thumbnail

Медицина / Физиология / Физиология (статья)

Ранний и дошкольный возраст. Особенности развития

Статья | 
3-03-2018, 19:36
 | 

Развитие ребенкаРазвитие ребенкаПервые три года жизни ребенка характеризуются быстрым темпом роста и развития. Однако эти три года далеко не равнозначны по темпу и содержанию.

Первый год жизни – Период грудного возраста

Особое место в развитии ребенка первого года жизни занимает период новорожденности (3—4 недели после рождения), который характеризуется приспосабливаемостью организма ребенка к условиям внеутробной жизни. В этот период основные функции организма находятся в состоянии неустойчивого равновесия. Это связано с морфологической и функциональной незаконченностью строения органов и систем, и в первую очередь центральной и периферической нервной системы. В этот период процессы торможения преобладают над процессами возбуждения (новорожденный спит 20—22 часа в сутки). Проявлением незавершенности развития организма новорожденного являются различные пограничные состояния, граничащие с патологией: физиологическая желтуха, физиологическое падение массы тела, физиологический мастит, мочекислый инфаркт и др. Новорожденный ребенок особо раним и требует самого тщательного ухода, соблюдения необходимых гигиенических условий его содержания, обязательного вскармливания грудью.

Для грудного возраста (от периода новорожденности до 12 месяцев) характерно:

— быстрый темп физического развития — за первые 4—5 месяцев у ребенка удваивается, а к 12 месяцам более чем утраивается масса тела при рождении; за год увеличивается рост на 23—25 см;

— быстрый темп нервно-психического развития: с первых месяцев развивается деятельность всех органов чувств, формируются положительные эмоции, к году ребенок может самостоятельно ходить, формируются подготовительные этапы развития речи;

— начинается развитие высших психических функций: внимания, памяти, мышления;

— работоспособность нервной системы еще мала, длительность бодрствования нарастает от 30—40 минут в 1 месяц до 2,5—3 часов к концу года;

— некоторая относительная функциональная слабость органов и систем на фоне интенсивного их роста и развития, что может привести к повышенной кратности острых заболеваний, к отклонениям в здоровье (экссудативный диатез, рахит, анемия, различные расстройства питания — диспепсия, гипотрофия);

— большая ранимость организма и низкая сопротивляемость к различным острым заболеваниям в силу ослабления первоначального пассивного иммунитета, полученного от матери, и еще отсутствия приобретенного.

От 1 года до 3 лет – Преддошкольный возраст

Преддошкольный возраст характеризуется постепенным совершенствованием всех функциональных возможностей детского организма.

Второй год жизни ребенка занимает особое место в этом периоде в связи с началом формирования сложных функций мозга, быстрым развитием речи. Совершенствуется высшая нервная деятельность, увеличивается предел ее работоспособности (к началу второго года ребенок может бодрствовать подряд 5 часов), легко и быстро формируются условные связи, развивается речь, совершенствуется сенсорное восприятие (различение формы, величины, цвета и т. д.).

К двум годам ребенок хорошо ходит, движения занимают большое место в его жизни. Однако быстро формирующиеся психические процессы, умения, навыки еще находятся в стадии становления, поэтому они недостаточно устойчивы. Кроме того, дети второго года жизни легко возбудимы и трудно приспосабливаются к любым изменениям условий жизни, отличаются большой ранимостью центральной нервной системы. Сопротивляемость организма ребенка различным болезнетворным воздействиям еще остается резко пониженной, поэтому в этом возрасте дети подвержены, больше чем дети первого года жизни, острым заболеваниям.

На третьем году жизни у ребенка замедляется интенсивность физического развития, так характерная для первых двух лет. Повышается работоспособность нервной системы (длительность бодрствования увеличивается до 6—6,5 часов). Происходит дальнейшее развитие речи, сенсорики, ориентировочно-познавательной деятельности, совершенствуются движения. Ход развития ребенка третьего года жизни зависит от уровня, достигнутого им к двум годам. При этом, как отмечают специалисты, большие изменения в психике детей третьего года жизни, а также в умственном развитии связаны с развитием речи. Быстро увеличивается словарный запас. Речь в этом возрасте становится основным средством общения со взрослыми и друг с другом.

Постепенно повышается сопротивляемость организма вредным воздействиям внешней среды и физическая выносливость детей. Характеризуя детей раннего возраста, специалисты утверждают, что ребенок при рождении не может произносить ни одного членораздельного звука. В первые месяцы жизни во время гуления (стадия доречевого развития ребенка, следующая за криком и предшествующая лепету) у ребенка совершенствуется артикуляционный аппарат, а с 7—8 месяцев, слыша звуки человеческого голоса, он начинает произносить повторные слоги. В 1 год ребенок из этих лепетных слогов образует первые 10—12 слов. Затем наступает период как бы некоторого затишья — медленное нарастание новых слов. На протяжении первого полугодия 2-го года идет быстрое накопление понимаемых слов, установление связей слышимого слова и предмета. Количество же слов, которыми ребенок активно пользуется, увеличивается незначительно, к возрасту 1 год 5 месяцев у него лишь 30—40 слов. В возрасте 1 год 5 месяцев — 1 год 7 месяцев происходит бурный скачок (быстрое нарастание новых слов), к 2 годам активный словарь равен примерно 300—400 словам. На 3-м году происходит дальнейший темп роста словарного запаса (к 3 годам он составляет 1200—1300 слов), совершенствование качества речи — произношения, построения, осмысления.

Быстрый темп морфологического и функционального развития всех органов и систем, незавершенность иммунитета способствуют тому, что дети раннего возраста заболевают от самых незначительных нарушений в питании и гигиеническом уходе, при контакте с любой инфекцией. В то же время каждое перенесенное острое заболевание может привести к развитию хронических болезней, повлечь за собой отставание в физическом или нервно-психическом развитии ребенка, между которыми имеется очень большая взаимозависимость и единство.

В обеспечении нормального развития и полноценного здоровья детей раннего возраста огромна роль взрослого. Малыш еще не может организовать свою жизнь вне тесных контактов со взрослыми, поэтому его здоровье и развитие обеспечивается лишь при выполнении задач физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания.

От 3 до 6-7 лет – Дошкольный возраст

Дошкольный возраст характеризуется началом самостоятельного существования ребенка, расширением контактов с окружающим миром. В этот период продолжается дальнейший морфологический рост и функциональное совершенствование всех органов и систем. К концу дошкольного периода начинается смена молочных зубов. Продолжается интенсивное развитие интеллектуальных способностей ребенка. В этом возрасте легко возникают травмы вследствие большой любознательности малыша и отсутствия собственного опыта. Поэтому правильная организация среды в детском учреждении и дома, введение в процесс воспитания элементов трудового и общественного воспитания являются лучшим средством профилактики возможных дефектов в развитии и здоровье ребенка дошкольного возраста. Нельзя забывать, что дети в этом возрасте еще отличаются повышенной ранимостью, легко подвергаются острым детским инфекциям и другим заболеваниям.

Одной из основных задач, решаемых дошкольным учреждением, является подготовка детей к поступлению в школу. Исследованиями доказано, что для некоторых детей (10—12%) режим и программа начальной школы трудны, они не справляются с теми требованиями, которые предъявляет к ним школа. Проблемой функциональной готовности (зрелости) отдельных органов и систем детского организма к выполнению требований школы («школьная зрелость») в настоящее время занимаются педагоги, психологи, врачи.

Доказано, что одни, так называемые «незрелые», дети полностью не усваивают учебную программу, другие же справляются с нагрузкой, но с чрезмерным напряжением организма, что приводит к различным нарушениям их здоровья, в частности к неврозам. Детей, которые своевременно не овладевают умениями и навыками, предусмотренными программой детского сада, т. е. незрелых, воспитатель направляет к врачу. С учетом его рекомендаций педагог проводит с такими детьми индивидуальные занятия. Таким образом, в осуществлении задач подготовки детей к школе важны совместные усилия врачей и педагогов.

Читайте также:  Ребенок 2 года развитие центр

Источник

Воспитатель МБДОУ детский сад №139

г. Иркутск

Тёткина Екатерина Григорьевна.

Особенности развития детей раннего дошкольного возраста.

В соответствии с периодизацией, дошкольным детством считается период от 3-х до 7 лет, но своё внимание я хочу остановить на предшествующий ему период младенчества (от 1-го года) и раннего возраста (от 1-го года до 3-х лет).

Исходя из опыта работы воспитателем и опираясь на жизненный опыт — матери  двоих детей, хочу своё мнение, что основы всестороннего развития ребенка закладываются в первые годы его жизни, и каждый период раннего детства приобретает особое значение.

С первых дней жизни ребенка взрослые отвечают за бушующую личность. Вовремя начатое развитие и воспитание детей обеспечивают стабильное развитие психики, сенсорной сферы, двигательной активности, без чего не будет полноценного развития речи, слуха, зрения. Раннее развитие ребенка сегодня очень популярно и среди педагогов, и среди родителей, особенно молодых, склонных к экспериментам. И действительно, кому не хочется гордиться  успехами своего ребенка? Но модная теория  раннего развития возникла не на пустом месте, у её истоков стояли поколения философов, педагогов, психологов всех времен народов. Мы им обязаны появлению в сегодняшней науке о детях идеи о неисчерпаемых возможностях в каждом младенце.

Согласно А.Н. Леонтьеву, ведущая деятельность — это такая деятельность, в процессе овладения которой происходит психическое развитие ребенка и подготавливается переход к другой ведущей деятельности. В младенчестве в качестве ведущей деятельности определяется эмоционально-личностное общение ребенка и взрослого. В ходе этого общение происходит  психическое развитие ребенка: он начинает выделять взрослого и окружающие предметы. Особенность восприятия предметов заключается в том, что младенец не может проанализировать их свойства, однако различать их.

Элементы мышления в младенческом возрасте носят наглядно-действенный характер. Их появление связано с развитием акта хватания, благодаря чему ребенок оказывается способен удерживать небольшие предметы в руке. Он может не только удерживать, но и манипулировать им, и просто встряхивать им, извлекая  звуки, или ударять им по другому предмету. Манипуляция с предметами (в присутствии взрослого) дают малышу дополнительную информацию об их свойствах, и подготавливают развитие мышления. Мышление возникает в процессе решения проблемных ситуаций. Первые проблемные ситуации связаны с развитием ползания. Преодоление препятствий во время ползания разрешается за счет отодвигания препятствий. В целом восприятие и мышление ребенка ещё не развиты, происходит лишь подготовка к развитию этих процессов.Память младенца также очень ограничена. В основном она связана с образами близких взрослых. Эта особенность память позволяет взрослому управлять состоянием ребенка, отвлекая его, и просто от нежелательных действий с теми или иными предметами. Достаточно  взять ребенка на руки поднести к окну и сознание малыша оказывается погруженным в ноте впечатления.

К концу первого года жизни ситуация кардинально меняется в связи с появлением так называемых мотивированных представлений. К этому возрасту  у младенца формируются образы эмоционально привлекательных для него предметов (игрушки), что резко затрудняет управление поведением ребенка. Если раньше малыша можно было легко отвлечь от интересного объекта, то теперь он может ярко, эмоционально выражать стремление взаимодействий с ним. Когда взрослому, кажется, что он успокоил ребенка, малыш все равно может вспомнить об объекте и начать  его требовать или негативно-эмоционально реагировать в случае отказа. Возникновение таких ситуаций  говорит о том, что  ребенок переходит на новый этап  психологического развития, где  в качестве ведущей вступает  предметная деятельность. При этом роль взрослого меняется: он начинает обслуживать освоение  ребенком  предметной деятельности. Как говорил Д.Б. Эльконин, если раньше взрослый сам был предметом деятельности, но теперь таковыми становятся  различные объекты, а взрослый помогает малышу раскрывать их свойства и правила пользования ими.

Значение первого опыта общения ребенка с взрослым сложно переоценить. Родители, должны внимательно относится к своему малышу, следовать своим побуждениям и не бояться избаловать ребенка. Избалованность возникает тогда, когда  родители не следуют за ребенком, а берут всю инициативу на себя  и изливают свою любовь вне зависимости от того, хочет этого малыш или нет. Родители должны чутко реагировать на различные проявления активности малыша, тем самым давая ему понять, что он не останется в трудную минуту один и может спокойно исследовать окружающий мир.

В отличие от ребенка первого года жизни, который просто манипулировал объектами, для ребенка второго года жизни объекты выступают в ином качестве, как предметы человеческой культуры. Каждая вещь в этом случаи обладает своим, особым свойством, отличным от свойств других вещей. Задача ребенка — узнать это свойство и научиться действовать с предметом в соответствии с культурными правилами, эти свойства предметов не видны малышу. Взрослый выполняет двойную функцию: с одной стороны он общается с ребенком и ухаживает за ним, а с другой  стороны является носителем образцов  предметных действий. В процессе обучения предметных действий желательно, чтобы ребенок представлял себе внешний вид  предмета, ситуацию, в которой возможно действовать с ним, и само действие. Например: взрослый, показывая, показывая ребенку лопатку, говорит: «Это лопата. Лопатой можно копать землю, снег, песок.»

На втором году жизни малыш стремится выполнить действия всякий раз по-новому. Это период, когда ребенок активно экспериментирует, с объектами и собственными действиями.

Для  детей  второго года жизни характерно переводить взгляды с одного предмета на другой, играть с теми предметами, который они увидели. Если малыш заметил мяч, то он играет с ним, заметил красивую машину — бросил мяч и схватил машину. Внимание в этом возрасте неустойчиво, ребенок все время отвлекается, сеанс действий с предметами ограничен. В это же время ребенок все время находится в движении.

Маленькие дети еще не умеют хорошо говорить, не могут правильно выразить свои желания, но уже учатся строить свои взаимоотношения с такими же малышами. Если они играют вместе, то они только  находятся друг около друга, а играют каждый в свою игру, взглядом следят друг за другом и при случае отбирают игрушки у другого. Они не могут согласовывать свои действия, поэтому происходят ссоры.

Малыши в этом возрасте эмоциональны: проявляют свои чувства мимике, возгласах, что-то лепечут на своем языке. Их эмоциональное состояние, будет сильно зависеть от того, сколько времени проводит с ним взрослый, чему он их учит. Но надо помнить и о том, что малыши быстро утомляются, легко возбудимы, психологически ранимы.

Читайте также:  История развития ребенка форма 112 заполненная

Малышам требуется активная помощь взрослого. Они поминают речь окружающих, но еще не способны уяснить, чего от них хотят. В таких случаях нужно проделать с ними вместе то, что от них требуется, а потом предложить повторить то же самое самостоятельно. Малыш уже понимает, о чем его спрашивает взрослый, учится в своей речи связывать явление действительности с именами, с предметами. Малыш уже качественно подражает речи взрослого, как по значению (кукла, машина), и по звуковому составу. Малыши все чаще обращаются с вопросами к окружающим их взрослым. Речь малыша становится основным  средством общения с взрослым. Подражая ему, ребенок повторяет короткие стихи, с помощью незнакомых фраз пополняется словарный запас; он начинает овладевать грамматическим строем языка.

Малыши могут проявить  сострадательное отношение к своим сверстникам,  могут испытывать к ним чувство жалости при возникновении физической боли. Они легко могут отказаться от лакомства в пользу своего друга. Это  начало проявления у детей  гуманных чувств. Нравственное воспитание у малышей двух лет проявляется в играх с предметами — это умение с ними обращаться.  Детей необходимо привлекать к посильной помощи по уходу за игрушками.

Таким образом, перед взрослым встает главная задача — раскрыть ребенку мир человеческой культуры. При этом важно не  погасит детскую активность, а наоборот, всячески поощрять.

И в заключении хочу выразить свое мнение, что межличностное отношение в семье для малыша являются чрезвычайно важными т. к. представляют собой первый наиболее устойчивый опыт социализации. В семье он осваивает формы  и содержание общения, которые затем переносятся в дошкольное учреждение и применяются там и к взрослому, и к сверстнику.

Уже в системе семейных отношений выделяются две стороны значимого воздействия: деловая и эмоционально-личностная, эти же стороны общения также оказываются очень важными и при взаимодействие с педагогом, но особое  значение они приобретают при общении со сверстниками. Если у ребенка отсутствуют навыки общения в обеих сферах, то он может оказаться неприятным в детское сообщество, но если хотя бы одна из этих сфер достаточно развита, то ребёнок может войти в устойчивое объединение со сверстниками либо на основе деловых качеств, либо эмоционально-личностных симпатий.

Источник

Характеристики особенностей развития детей раннего

и дошкольного возраста

Особенности психического развития  детей  в возрасте от 1 до 3-х лет:

Познание себя, своего образа, идентификация с именем. Начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией имени и пола.

Детям характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Они легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников.

Дети этого возраста соблюдают элементарные правила поведения, обозначенные словами «можно», «нельзя», «нужно».

На этом году жизни ведущим видом деятельности является предметная деятельность ребёнка, внутри которой развивается самостоятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого, наглядно-действенное мышление. Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами, которые определяются как соотносящие и орудийные. Количество понимаемых слов значительно возрастает, и регуляция поведения совершенствуется на основе обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослого.

К 3 годам осваиваются основные грамматические структуры речи, используются простые предложения, а активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов. К концу 3 года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование. Игра носит процессуальный характер, в которой главное – действия. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами-заместителями. Совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет воспитанникам безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из двух-трех предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь. Совершенствуется фонематический слух, и дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями. Особенность наглядно-действенного мышления детей 3-го года жизни заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.

Становление личности характеризуется неосознанностью мотивов, импульсивностью и зависимостью чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Завершается ранний возраст кризисом 3 лет, который может сопровождаться рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения с взрослым и др.

Возрастные особенности психического развития детей в возрасте от 3 до 4 лет:

В возрасте 3-4 лет общение ребёнка становится внеситуативным, и взрослый выступает для ребенка не только как член семьи, но и как носитель определенной общественной функции. Главной особенностью игры, как новой ведущей деятельности, является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете, поэтому у одних детей в изображениях отсутствуют детали, а у других рисунки могут быть детализированы. Дети уже могут использовать цвет. Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации, которая оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В младшем дошкольном возрасте развивается обследовательская деятельность. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до пяти и более форм предметов, до семи и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Взаимоотношения детей со сверстниками ярко проявляются в игровой деятельности. Дети скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие, но уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Сознательное управление поведением только начинает складываться, но воспитанники, в значительной мере, ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

Возрастные особенности психического развития детей в возрасте от 4 до 5 лет:

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия, что указывает на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться ради смысла игры, происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Графическое изображение человека характеризуется значительной детализацией (туловище, глаза, рот, нос, волосы, иногда одежды и ее детали). Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности и дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д. Усложняется конструирование, и постройки могут включать пять-шесть деталей. Появляется конструирование по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий. Двигательная сфера ребенка характеризуется развитием мелкой и крупной моторики, ловкости, координации движений.

Читайте также:  Задержка развитие речи ребенка

К концу среднего дошкольного возраста дети способны называть форму, на которую похож тот или иной предмет, вычленять в сложных объектах простые формы, из простых форм воссоздавать сложные объекты, упорядочивать группы предметов по сенсорному признаку (величина, цвет, высота, длина, ширина). Начинает складываться произвольное запоминание и развивается образное мышление (использование простых схематичных изображений) для решения несложных задач. Развиваются такие особенности воображения, как оригинальность и произвольность, и дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Устойчивость внимания позволяет ребёнку сосредоточиться на деятельность в течение 15-20 мин. и удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие. В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция, а речь становится предметом активности детей. Дети активно занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. В содержании общения ребенка и взрослого ведущим становится познавательный мотив. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм, а в группах начинают выделяться лидеры. Возрастные особенности психического развития детей в возрасте от 5 до 6 лет:

Игровое взаимодействие детей 5-6 лет сопровождается речью, соответствующей по содержанию и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. В играх действия детей становятся разнообразными. Это возраст наиболее активной изобразительной деятельности. Рисунки представляют собой схематизированные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер, а изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и об эмоциональном состоянии человека.

В конструктивной деятельности дети используют и называют различные детали деревянного конструктора, овладевают обобщенным способом обследования образца. Конструктивная деятельность может осуществляться по схеме, по замыслу и по условиям, а также в ходе совместной деятельности. Используется различный материал (бумага, природный материала к художественному образу (в этом случае ребенок «достраивает» природный материал). Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; происходит систематизация представлений детей, легко выстраивают объекты по возрастанию или убыванию. С развитием образного мышления дошкольники 5-ти лет способны решить задачу в наглядном плане, совершить преобразования объекта. Совершенствуются обобщения, как основа словесно-логического мышления, а развитие воображения в старшем дошкольном возрасте обусловливает возможность сочинения детьми достаточно оригинальных и последовательно разворачивающихся историй. Продолжает совершенствоваться звуковая сторона речи, фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов, словотворчество. Развитие связной речи позволяет старшим дошкольникам пересказывать, рассказывать по картинке, составлять описательные рассказы.

Возрастные особенности психического развития детей в возрасте от 6 до 8 лет:

В сюжетно-ролевых играх дошкольники седьмого года жизни осваивают сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации.

Игровые действия становятся сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Образы окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. При условии правильного педагогического руководства у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.

Дошкольники 7 – го года жизни в значительной степени осваивают конструирование из строительного материала и свободно овладевают обобщенными способами анализа изображений, построек (постройки становятся симметричными и пропорциональными). Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал, достаточно точно представляют себе последовательность постройки. В этом возрасте дети могут освоить сложные формы сложения бумаги, придумывать собственные. В конструировании из природного материала дошкольникам доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных в различных условиях действия.

Продолжают развиваться обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации. Внимание становится произвольным и может достигать в некоторых видах деятельности 30 минут. В связной речи отражается нарастающий словарь, характер обобщений (существительные, синонимы, антонимы, прилагательные). В результате правильно организованной образовательной работы у детей оказываются хорошо развитыми диалогическая и некоторые виды монологической речи.

Основные достижения дошкольника 7-8 лет связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры, освоением форм позитивного общения с людьми, развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что и позволяет ему в дальнейшем успешно обучаться в школе.

Характеристика ребенка перед поступлением в школу

Характерная черта старшего дошкольника — устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах, открытость внешнему миру. Ребенок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах детской деятельности — игре, общении, конструировании, рисовании, лепке, в сфере решения элементарных социальных и бытовых задач.

Он активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, организует их. Способен договариваться, учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции. Ребенок проявляет доброжелательное внимание к окружающим, отзывчив к переживаниям другого человека, обладает чувством собственного достоинства, уважает достоинство других. В ходе совместной деятельности обсуждает возникающие проблемы, правила, может поддержать разговор на интересную для него тему.

Находясь в обществе сверстников в предметно насыщенной среде, ребенок легко выбирает себе род занятий, партнеров и обнаруживает способность к порождению и воплощению разнообразных, сменяющих друг друга замыслов. Способность ребенка к фантазии, воображению особенно выпукло выступает в ролевой и режиссерской игре, которая к концу дошкольного периода характеризуется наличием оригинального замысла, гибкостью развертывания сюжетной линии сообразно условиям и обстоятельствам. Творческие способности детей также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении. Дети любят фантазировать вслух, играть звуками и словами. Эта способность тесно связана с развитием речи и свидетельствует о возникновении внутреннего плана действия, развитии функции воображения и становлении произвольности предметного действия.

Особым объектом освоения становятся для ребенка собственное тело и телесные движения; детские движения приобретают произвольный характер.

Волевое начало в действиях ребенка проявляется в продуктивной деятельности, где он обнаруживает способность достигать цели, стараться сделать продукт качественно, переделывать, если не получилось. Произвольность также проявляется в социальном поведении: ребенок может выполнять инструкцию педагога, следовать установленным правилам.

В дошкольном детстве получают развитие познавательные способности ребенка. Он проявляет широкую любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?)» пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Любит наблюдать, экспериментировать, собирать разнообразные коллекции. Проявляет интерес к познавательной литературе, к символическим языкам, графическим схемам, пытается самостоятельно пользоваться ими.

Одновременно с развитием этих качеств повышается компетентность ребенка в разных видах деятельности и в сфере отношений. Компетентность ребенка проявляется не только в том, что он обладает знаниями, умениями, навыками, но и способен принимать на ее основе собственные решения.

Источник