Особенности развития ребенка от рождения до школы

Особенности развития ребенка от рождения до школы thumbnail

Особенности программы «От рождения до школы», разработанной на основе требований ФГТ и ФГОС ДО

охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;

обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;

воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;

взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;

оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей;

Диагностика, коррекция и профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

• творческая организация воспитательно-образовательного процесса;

• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

• уважительное отношение к результатам детского творчества;

• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;

• соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.

Принципы

Принцип развивающего образования

Принципы научной обоснованности и практической применимости 

Принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности 

Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач 

Принцип интеграции образовательных областей

Принцип комплексно – тематического построения образовательного процесса;

Принцип решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей  не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

Принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. 

Принцип регионализации 

Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка

принципу развивающего образования,

принципы научной обоснованности и практической примени-

мости

соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности

единство воспитательных, развивающих и обучающих

целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста

принципа интеграции образовательных областей

на комплексно-тематическом принципе построения

образовательного процесса;

решение программных образовательных задач в

совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;

строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.

Образовательные области

«здоровье», «физическая культура», «музыка», «художественное творчество», «коммуникации», «познание», «чтение художественной литературы», «социализация», «труд», «безопасность».

Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие

Организационные формы

игровая деятельность (развивающие игры: настольно-печатные, динамические, словесные; театрализованные и режиссерские игры);

творческие задания, предполагающие организацию разных видов художественно-творческой деятельности детей (изобразительной, музыкально-исполнительской, театрально-игровой, двигательной, речевой);

экскурсия, путешествие;

исследование, экспериментирование (игровое экспериментирование и опыты с предметами и материалами);

прогулка в природу в разные сезоны (на различные городские и сельские объекты;

развлечение;

проектирование решения проблемы;

познавательная беседа (с использованием разнообразного наглядно-иллюстративного материала, музыкального сопровождения, художественного слова, развивающих игр упражнений, заданий);

чтение, прослушивание сказки;

трудовая деятельность (труд в природе и хозяйственно-бытовой труд).

Структура ООП ДО

Введение.

Целевой раздел

Пояснительная записка

Цели и задачи реализации Программы

Принципы и подходы к формированию Программы

Отличительные особенности Программы

Перспективы работы по совершенствованию и развитию

содержания Программы

Планируемые результаты освоения Программы

Целевые ориентиры

Система оценки результатов освоения Программы

Содержательный раздел

Содержание психолого-педагогической работы

с детьми от 2 месяцев до 1 года (младенческая группа)

Содержание психолого-педагогической работы с детьми 1–2 лет (первая группа раннего возраста)

Образовательная деятельность в соответствии

с направлениями развития детей от 2 лет до школы

Образовательная область

«Социально-коммуникативное развитие»

Образовательная область «Познавательное развитие»

Образовательная область «Речевое развитие»

Образовательная область

«Художественно-эстетическое развитие»

Образовательная область «Физическое развитие»

Описание форм, способов, методов

и средств реализации Программы

Коррекционная и инклюзивная педагогика

Инклюзивная практика (в группах комбинированной

направленности)

Коррекционная работа в ДОО (по образовательным областям)

Организационный раздел

Примерный распорядок дня детей от рождения до 1 года

(младенческая группа)

Примерный распорядок дня детей 1–2 лет

(первая группа раннего возраста)

Примерный распорядок дня детей от 2 лет до школы

Культурно-досуговая деятельность (особенности

традиционных событий, праздников, мероприятий)

Условия реализации Программы

Особенности организации предметно-пространственной среды

Материально-техническое обеспечение Программы

Кадровые условия реализации Программы

Финансовые условия реализации Программы

Рекомендации по написанию основной программы ДО

Приложения

Глоссарий

Список нормативных документов

и научно-методической литературы

Источник

Лилия Ханова
Анализ программы от рождения до школы: структура и принципы построения

К преимуществам программы «От рождения до школы»,безусловно,следует отнести то,что она охватывает все возрастные периоды физического и психического развития детей. Весь программный материал по раннему возрасту (от рождения до 2-х лет)выделен в отдельный раздел. Это обус-ловлено важностью этого возрастного периода для развития ребенка. Также,в программе имеется отдельный раздел,посвященный инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья.

Читайте также:  Семья как основа развития личности ребенка

Преимуществом Программы можно считать и наличие отдельного раздела по развитию игровой деятельности. В действующем ФГОС ДО, в отличие от ФГТ, игровая деятельность не включена ни в одну из образовательных областей. Это объясняется тем,что в дошкольном возрасте игра—ведущий вид деятельности и должна присутствовать во всей психолого-педаго-гической работе, а не только в одной из областей. Признавая исключи- тельную важность развития игровой деятельности дошкольника,авторы дополнили Программу отдельной главой, посвященной игре. В этой главе раскрывается содержание психолого-педагогической работы по развитию игровой деятельности для каждого возрастного периода,что позволяет педагогу комплексно видеть все аспекты игровой деятельности в поступательном развитии.

Программа подчеркивает ценность семьи как уникального института во- спитания и необходимость развития ответственных и плодотворных отношений с семьями воспитанников. В разделе «Взаимодействие детского сада с семьей» описаны основные формы работы с родителями воспитанников, использование которых позволяет педагогам успешно реализовать общеобразовательную программу дошкольного образования. Важным преимуществом Программы является то, что она обеспечена пособиями для занятий с ребенком дома — книгами серии «Школа Семи Гномов».

Удобство в использовании программы состоит и в наличии приложений с подробными перечнями. В современном издании Программы все примерные перечни вынесены в Приложение. Это существенно сокращает содержатель ную часть Программы и облегчает ее восприятие. Кроме того,такое по- строение Программы позволяет видеть,как содержание примерных переч- ней изменяется в зависимости от возраста детей. Например,теперь легко увидеть и проанализировать,что рекомендуется для чтения детям в каж- дой из возрастных групп.

Очевидным достоинством Программы является и то, что она обеспечена полным учебно-методическим комплектом,включающим методические пособия по всем линиям и направлениям развития ребенка, комплексно-тематическое планирование, наглядные пособия и рабочие тетради, а также пособия по работе психолога в ДОО,по инклюзивному образованию и работе семейного детского сада.

В структуре программы произошли изменения. В соответствии с требова- ниями ФГОС ООП включает в себя три основных раздела (целевой, содер- жательный,организационный,дополнительный. Каждый из основных разде- лов должен включать обязательную часть (это программа «От рождения до школы») и часть,формируемую участниками образовательных отноше- ний, в которой отражаются специфика Организации и приоритетные на- правления работы.

В целевой раздел включены:пояснительная записка,в которой раскрываются цели и задачи реализации ООП ДО,принципы и подходы к формированию ООП ДО и планируемые результаты освоения ООП ДОО.

В новой программе планируемые результаты освоения Программы пред- ставлены в ФГОС в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры рас

сматриваются как социально-нормативные характеристики возможных достижений ребёнка. Это ори- ентир для педагогов и родителей,обозна- чающий направленность воспитательно деятельности взрослых. Целевые ориентиры Программы «От рождения до школы» базируются на ФГОС ДО и целях и задачах,обозначенных в пояснительной записке к Программе. Целевые ориентиры образования даются для детей раннего возраста (на этапе перехода к дошкольному возрасту) и для старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования).

В данном разделе также идёт речь о системе оценки результатов освоения Программы. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. Данная Программа предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогичес- кой диагностики.

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активнос- тью детей в спонтанной и специально-организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики-карты наблюдений дет- ского развития,позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребёнка в

ходе:

-коммуникации со сверстниками и взрослыми

-игровой деятельности

-познавательной деятельности

-проектной деятельности

-художественной деятельности

-физического развития

В организационном разделе представлены распорядок дня для всех возрастных групп. Следует ометить,что в программе внесены некоторые изменения в режим дня, в том числе выделено время для второго зав- трака,изменены и приведены в соответствие с ФГОС нзвания возрастных периодов (вторая группа раннего возраста (от2до3 лет,младшая группа (от 3-до4 лет,средняя. ,увеличилось время прогулки. В данном разделе представлены особенности организации режимных моментов,раз- дел культурно-досуговая деятельность,в котором приведены примерные перечни возможных событий,праздников,мероприятий для каждой возрастной группы,физкультурно-оздоровительная работа,проектирование воспитательно-образовательного процесса,особенности организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды,новый раздел-кадровые условия реализации программы,в котором освещены требования к квалификации управленческих и педагогических кадров,а также профессиональные обязанности педагогов ДОУ.

В содержательном разделе представлены возрастные особенности психофизического развития детей 2-7 лет (возрастные особенности детей от рождения до 2-х лет даны в отдельном разделе «Воспитание и обучение детей в возрасте до 2-х лет»)а также формы,способы,методы и средства реализации Программы. Эта часть соответствует разделу «Психолого-педагогические условия реализации Программы» примерной Программы «От рождения до школы».Содержание психолого-педагогичес- кой работы излагается в программепо пяти образовательным областям:

1. социально-коммуникативное развитие;

2. познавательное развитие;

3. речевое развитие;

4. художественно-эстетическое;

5. физическое развитие

Содержание психолого-педагогической работы в образовательных областях изложено по тематическим блокам,внутри которых материал представлен по возрастным группам. Например,в образовательной области

«Социально-коммуникативное развитие»выделены тематические блоки:

Читайте также:  Развитие ребенка 1г 5мес

«Социализация,развитие общения,нравственное воспитание»,

«Ребёнок в семье и сообществе,патриотическое воспитание», —«Самообслуживание,самостоятельность,трудовое воспитание»,

«Формирование основ безопасности»

В образовательной области

«Познавательное развитие»следующие тематические блоки:

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности» (первичные представ- ления об объектах окружающего мира,сенсорное развитие,проектная деятель- ность,дидактические игры)

«Приобщение к социокультурным ценностям»,

«Формирование элементарных математических представлений»,

«Ознакомление с миром природы».

Образовательная область «Речевое развитие»

«Развитие речи»(развивающая речевая среда,формирование словаря,связная речь)

«Приобщение к художественной литературе».

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»«Приобщение к искусству»

«Изобразительная деятельность»,

«Конструктивно-модельная деятельность»(приобщение к конструированию, —«Музыкальная деятельность».

Образовательная область «Физическое развитие»

«Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни»

«Физическая культура».

Благодаря тому, что в Примерной программе «От рождения до школы» вся содержа- тельная часть изложена по тематическим блокам,дошкольная организация может легко ввести свою вариативную часть,заменив один или несколько тематических блоков на свои парциальные программы.

Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет органично вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения.

Следует отметить патриотическую направленность Программы,а также направленность на нравственное воспитание,поддержку традиционных ценностей (социо-культурный компонент,на сохранение и укрепление здоровья детей.

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребёнку и направлена на его всестороннее развитие,формирование духовных и общечеловеческих ценностей,а также способностей и интегративных качеств.

Источник

Введение.

Программа развития и (или) воспитания — необходимый стержень в работе дошкольного учреждения. Главные приоритеты образования: сохранение и укрепление здоровья, обеспечение благоприятных условий для развития всех детей, уважение права ребенка на сохранение своей индивидуальности при реализации базисного содержания обучения и воспитания. Важными компонентами любой программы и педагогического процесса в соответствии с ней являются построение режима и место игры в детском саду, гигиенические условия организации жизни, занятий и всех детских видов деятельности, профилактика заболеваний.

Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования. Программа разработана в соответствии с Федеральными государственными требованиями (ФГТ, Приказ № 655 от 23 ноября 2009 г.) Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» опирается на лучшие традиции отечественного образования и является переработанным в соответствии с действующими ФГТ вариантом «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, рекомендованной Министерством образования РФ.

Цели и задачи

реализации Программы

Примерная программа «От рождения до школы» разработана на 

основе Федерального государственного образовательного стандарта 

дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года) 

и предназначена для использования в дошкольных образовательных 

организациях для формирования основных образовательных программ 

(ООП ДО). Главной задачей, стоящей перед авторами Программы, 

является создание программного документа, помогающего педагогам 

организовать образовательно-воспитательный процесс в соответствии 

с требованиями ФГОС.

Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для 

полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование 

основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических 

и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными 

особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, 

к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. 

Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, 

сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у 

дошкольников таких качеств, как: 

• патриотизм; 

• активная жизненная позиция; 

• творческий подход в решении различных жизненных ситуаций; 

• уважение к традиционным ценностям. 

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: 

игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, 

продуктивной, музыкально-художественной, чтения. 

Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют: 

• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном 

всестороннем развитии каждого ребенка; 

• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения 

ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, 

добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности 

и творчеству; 

• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, 

их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-

образовательного процесса; 

• творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного 

процесса; 

• вариативность использования образовательного материала, позволяющая 

развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями 

каждого ребенка; 

• уважительное отношение к результатам детского творчества; 

• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного 

учреждения и семьи; 

• соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, 

исключающей умственные и физические перегрузки в содержании 

образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие 

давления предметного обучения. 

Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания 

возможно только при систематической и целенаправленной поддержке 

педагогом различных форм детской активности и инициативы, начиная 

с первых дней пребывания ребенка в дошкольном образовательном 

учреждении. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его 

культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого 

достигнет ребенок, степень прочности приобретенных им нравственных 

качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги 

дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны 

стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка. 

Принципы и подходы

к формированию Программы

В Программе на первый план выдвигается развивающая функция 

образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая 

Читайте также:  Развитие по монтессори ребенок 2 месяца

педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует 

современной научной «Концепции дошкольного воспитания»

Отличительные особенности программы «От рождения до школы»

  • Направленность на развитие личности ребенка
  • Патриотическая направленность Программы
  • Направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей
  • Нацеленность на дальнейшее образование
  • Направленность на сохранение и укрепление здоровья детей
  • Направленность на учет индивидуальных особенностей ребенка
  • Особенности структуры программы «От рождения до школы»
  • Гибкость выбора программного содержания с учетом уровня развития ребенка
  • Охват всех возрастных периодов (от рождения до школы)
  • Наличие отдельного раздела по развитию игровой деятельности
  • Взаимодействие с семьями воспитанников
  • Вариативность содержания раздела по инклюзивному и коррекционному образованию
  • Наличие приложения с подробными перечнями

 В Программе комплексно представлены все основные содержательные

линии воспитания и образования ребенка от рождения до школы.

Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация 

этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций 

в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального 

воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения 

ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, 

мораль, искусство, труд). 

Главный критерий отбора программного материала — его воспитательная 

ценность, высокий художественный уровень используемых произведений 

культуры (классической и народной — как отечественной, так 

и зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка 

на каждом этапе дошкольного детства (Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина, 

Н. А. Ветлугина, Н. С. Карпинская). 

Методические пособии.

Описание

В пособии предлагаются комплексные занятия с детьми на весь учебный год в средней группе (от 4 до 5 лет), которые помогут педагогам построить систему развивающего образования детей на основе требований Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (М.: Мозаика-Синтез, 2013), соответствующей федеральным государственным требованиям и ФГОС дошкольного образования.
Содержание организованной образовательной деятельности, включающее игры, слушание, чтение и обсуждение программных произведений, наблюдения, работу по обогащению чувственного опыта ребенка и формированию умения действовать с игрушками и предметами, исследования, продуктивное и художественное творчество, музыкально-ритмические движения и физические упражнения, отражает интеграцию всех образовательных областей, реализует комплексный подход к воспитанию и обучению в детском саду, обеспечивает рациональную совместимость основных видов детской деятельности и позволяет педагогам развивать предусмотренные программой интегративные качества воспитанников.
Предназначено методистам и воспитателям всех видов дошкольных учреждений; может быть полезно специалистам дошкольной педагогики; рекомендовано студентам средних и высших учебных заведений.

Пособие, выпущенное к программе «От рождения до школы» и соответствующее ФГОС, поможет сформировать у дошкольников опыт безопасного 
поведения в различных ситуациях, знания о правилах безопасного поведения, умение действовать в тех или иных ситуациях, оценивать 
собственные возможности по преодолению опасности; выработать привычку соблюдать меры предосторожности. Пособие адресовано педагогам 
дошкольных образовательных учреждений и родителям.

Рабочие тетради

«Прописи для дошкольников». Они очень отличаются о тех, к которым привыкли мы. Эти прописи нацелены на подготовку руки ребёнка к правильному написанию букв, а не на само написание.

 

Что интересно, задания практически все понятны, так как они все сводятся к одному-выводить правильно разнообразные линии. Либо нужно продолжить то, что на рисунке начато, либо дорисовать вторую половину например бабочки. Но задания всё-таки имеет отличие тем, что предметы разных цветов, форм и размеров. Тем самым малыш не рисует на автомате, а задумывается, оценивает что и как и приступает к заданию.
Линии как вы видите с изгибами, заворотами. Малыш не просто их рисует, но и видит во что могут вылиться его старания… Так возможно ребёнок обнаружит в себе и умение красиво рисовать!
Что касаемо качества бумаги, то обложка выполнена из картона, а сами листы обычные, мягкие.
Рисунки и персонажи, понятные и деткам и взрослым, довольно приятно выглядят. Рекомендую, как одну из полезных тетрадей для желающих учиться детей! 

Преемственность

Следует отметить, что программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ», являясь современным инновационным продуктом, опирается на лучшие традиции отечественного образования и по многим направлениям сохраняет преемственность по отношению к наиболее известной программе дошкольного образования последнего десятилетия — «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Благодаря такой преемственности, большинство пособий к «Программе воспитания и обучения в детском саду» могут быть использованы и при работе по программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ».

Она является инновационным документом, отвечающим всем требованиям достижениям науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования. Очень легко и интересно по ней работать.

Недостатки.

Программы по объему — значительно больше. Однако, кроме теоретического аспекта в ней нет ничего того, что помогло бы скоординировать работу в ДОУ по — новому. В программе отсутствует Содержательная часть, изложенная по возрастным группам. Т.е. нет разделов «возрастные особенности детей», «организация жизни и воспитания детей» (Примерный режим дня; Примерное комплексно‐тематическое планирование; Культурно‐досуговая деятельность)

Прогноз возможных затруднений для педагогического коллектива:  нет нового методического обеспечения по организации физкультурно-оздоровительной работы. Для успешной работы необходимо использовать современные методики и технологии по данному направлению.

И в заключение хочется сказать, любая программа хороша при хорошем педагоге.

Источник