Особенности развития ребенка и комплекс массажа и гимнастики до 1 года

Особенности развития ребенка и комплекс массажа и гимнастики до 1 года thumbnail

Скачала в интернете книгу «Энциклопедия методов раннего развития», вот инструкция из нее, как правильно делать гимнастику и массаж, малышам от 1 месяца, и варианты их проведения.

Зачем это нужно?
Массаж и гимнастика – это, прежде всего, лечебно-оздоровительные процедуры,
которые способствуют раннему развитию детей, улучшают психическое и физическое
самочувствие. Легкие спокойные прикосновения к коже ребенка помогают ему избавиться
от стрессов, активизируют внутренние резервы организма. Улучшается мышечный тонус
младенца, стимулируется его физическая активность – ведь в этом возрасте он еще не
может двигаться самостоятельно. Массаж и гимнастика способствуют усилению
кровообращения, очищают кожу малыша, удаляя отмершие клетки кожи.
Кроме того, эти занятия обычно доставляют ребенку огромное удовольствие, он учится
осознавать свое тело. Немаловажен и постоянный тактильный контакт с родителями,
который способствует стабилизации психики ребенка.

Что развивается с помощью массажа и гимнастики?
Костно-мышечная система. В результате систематических занятий массажем и
гимнастикой мышцы ребенка становятся крепкими и эластичными: при сокращении
мышц в местах их прикрепления происходит раздражение надкостницы, что стимулирует
рост костей, они становятся толще, шире и крепче.
Система кровообращения. Работающая мышца потребляет в семь раз больше кислорода
и в три раза больше питательных веществ, чем бездействующая. Это значит, что во время
упражнений мышечная ткань обильнее снабжается кровью; объем крови, выталкиваемой
сердцем в сосуды, увеличивается; усиливается и легочная вентиляция, то есть насыщение
крови кислородом.
Лимфатическая система. Массаж непосредственно действует на лимфатическую
систему, расположенную близко к коже. Ток лимфы ускоряется, тем самым содействуя
освобождению тканей от продуктов обмена веществ. Нормализуется течение обменных
процессов в организме.
Нервная система. Во время мышечной нагрузки происходит нормализация процессов
возбуждения и торможения. Кроме того, прикосновение материнских рук во время
проведения массажа и гимнастики способствует созданию атмосферы эмоционального
благополучия у ребенка.
Пищеварительная система. При коликах и болях в животе массаж приносит ребенку
существенное облегчение, высвобождая газы и позволяя малышу опорожнить кишечник.

Как этим заниматься?

Когда начинать?
Начинать занятия массажем и гимнастикой можно в первые же недели после родов.
Следует соблюдать принцип постепенности, переходя от простейших упражнений к более сложным.

Где и с кем заниматься массажем и гимнастикой?
В этом вопросе существуют две противоположные точки зрения. Некоторые врачи и
родители считают, что заниматься массажем и гимнастикой с ребенком первого года
жизни могут только подготовленные специалисты, закончившие профессиональные
курсы, знающие строение детского тела, направления течения крови и лимфы и прочие
тонкости. Сторонники этого взгляда предпочитают приглашать массажистов-
специалистов на дом или посещать их в детских поликлиниках, оздоровительных центрах.
Обычно в течение первого года жизни ребенку назначаются 4-5 курсов массажа и
гимнастики по 10-12 сеансов. Курсы проводятся один раз в 2-3 месяца, каждый сеанс
длится по 30-40 минут.
Другие врачи и родители считают, что никто лучше матери не чувствует тело своего
ребенка, а сам массаж не такая сложная наука, чтобы обычная женщина не смогла его
освоить. Кроме того, общение с чужим человеком является для ребенка раннего возраста
сильным эмоциональным стрессом. Сторонники такого подхода самостоятельно
занимаются с ребенком массажем и гимнастикой, обычно дважды в день – утром (вместо
«взрослой» зарядки) и вечером, перед купанием.

Как подготовиться к массажу и гимнастике?
Подготовьте стол, обеспечьте приток свежего воздуха
(например, откройте окна). В теплое время года можно проводить занятия на открытом
воздухе. Ребенка следует раздеть догола. Руки взрослого, проводящего занятия, должны
быть чистыми, сухими, мягкими и теплыми, с коротко остриженными ногтями. Часы,
кольца на время проведения занятий следует снять. Некоторые специалисты советуют
перед началом массажа смазать руки взрослого и тело ребенка маслом – для мягкости.
Однако против этого есть и возражения: масла и кремы усиливают скольжение, а тальк и
присыпки следует использовать только при повышенной потливости рук.

Как делать массаж и гимнастику?
Основные правила занятий массажа и гимнастикой.
1. Массаж и гимнастика не должны проводиться, если ребенок голоден, только что поел
или только что проснулся.
2. Упражнения должны доставлять ребенку удовольствие. Заниматься с плачущим
малышом недопустимо.
3. Следует чередовать упражнения для разных групп мышц, соблюдая принцип
«рассеянной нагрузки».
4. Строгая последовательность проведения – сначала массаж, потом гимнастика.
Рекомендуется проводить гимнастические упражнения с определенной областью тела
сразу после того, как закончен массаж этой области.
5. Обычно обе процедуры занимают 20-30 минут: 10-15 минут длится массаж и столько
же – гимнастика.

Вариантов проведения массажа огромное множество. Мы опишем два доступных
каждому варианта – самый простой и чуть посложнее. Самое главное – понять основные
принципы и применять их на практике.

Вариант 1
Массаж и гимнастика по Е. Комаровскому
В этом варианте массаж состоит из двух этапов: поглаживание и разминание.
Поглаживание – простейшее действие: взрослый проводит своей рукой по коже ребенка
без особого давления. Последовательность: ребенок лежит на спине – взрослый гладит ноги (стопа, голень, бедро), руки (кисть, предплечье, плечо). Ребенка переворачивают на
живот, гладят ягодицы, спину. Затем ребенок снова на спине – поглаживание живота,
грудной клетки, шеи, головы.
После окончания этапа поглаживания в той же самой последовательности взрослый
разминает мышцы, то есть проводит рукой и немного надавливает на тело ребенка. При
массаже живота основание кисти ставится ребенку на лобок, после чего четыре пальца
правой руки (кроме большого) массируют живот по часовой стрелке.
После окончания массажа проводится гимнастика, суть которой состоит в сгибании
конечностей.

Упражнение 1
Одной рукой возьмите ребенка за голень или бедро, другой – за большой палец ноги.
Крутите, наклоняйте, сгибайте голеностопный сустав в разные стороны (рис. 1). То же
самое повторите с другой ногой.

Упражнение 2
Одной рукой возьмите ребенка за бедро, другой – за голеностопный сустав или голень.
Сгибайте в разные стороны. То же самое повторите с другой ногой.

Упражнение 3
Обеими руками возьмите ребенка за обе голени и совершайте сгибательные движения,
аналогичные езде на велосипеде, а также круговые движения. При этом
одновременно задействованы коленные и тазобедренные суставы.

Читайте также:  Развитие эмоциональной сферы ребенка в подвижной игре

Упражнение 4
Одной рукой захватите руку ребенка чуть ниже локтя, другой – за пальцы рук. Крутите,
наклоняйте, сгибайте его руку в запястье. То же самое повторите с другой
рукой.

Упражнение 5
Вложите большой палец своей руки в ладонь ребенка, ухватив его при этом за запястье.
Сгибайте его руку в локте.

Упражнение 6
Обеими руками возьмите ребенка за обе руки, вложив большой палец в его ладонь и
ухватив остальными пальцами за запястье. Совершайте сгибательные и круговые
движения руками. Перекрещивайте его руки на животе и вновь разводите в
стороны.

Вариант 2
Массаж и гимнастика по И. Красиковой
В этом варианте массаж и гимнастика усложняются по мере взросления ребенка.
Отдельный комплекс упражнений предлагается для недоношенных детей.
Главная особенность предложенных упражнений – их комплексность, то есть каждое
упражнение представляет собой сложное комбинированное движение, в котором
участвуют многие группы мышц и не менее двух суставов. Эти комбинированные
движения соответствуют естественному развитию малыша, что отражено в названии
упражнений («ползание», «шаги» и др.). Отдельные суставные движения в этой системе
отсутствуют, так как считается, что они не свойственны ребенку раннего возраста.

Комплекс для ребенка в возрасте 1-3 месяцев
Упражнение 1. Массаж рук
Положите ребенка на спину, ногами к себе. Удерживайте руку ребенка за кисть, вложив
ему в ладонь ваш большой палец. Поглаживайте сначала внутреннюю, а затем внешнюю
поверхность его руки в направлении от кисти к плечу. Повторите то же с другой
рукой. Удобнее массировать правую ручку ребенка правой рукой, левую – левой.

Упражнение 2. Массаж ног
Поддерживайте ногу ребенка в полусогнутом положении, держа своей рукой его пятку.
Поглаживайте задненаружную поверхность в направлении от стопы к бедру. Повторите то же с другой ногой. Не рекомендуется массировать переднюю поверхность
голени, внутреннюю поверхность бедра, следует избегать толчков в коленные суставы.

Упражнение 3. Массаж спины
Положите ребенка на живот. Если малыш еще не удерживает голову, то поверните ее
набок сначала в одну, потом в другую сторону. Можно подложить ему под грудь
сложенную пеленку. Погладьте спинку ребенка несколько раз в направлении от ягодиц к
голове и обратно.

Упражнение 4. Разгибание позвоночника
Положите ребенка на бок. Одной рукой придерживайте малыша за ноги, двумя
пальцами другой рукой проведите вдоль позвоночника от крестца к шее. В ответ
малыш прогибает спинку. Если этого не происходит, повторите поглаживание, чуть
усилив нажим. Затем повторите движение, перевернув ребенка на другой бок.

Упражнение 5. Массаж живота
Ребенок лежит на спине. Взрослый поглаживает его животик круговым движением по
ходу часовой стрелки. Постарайтесь на надавливать на область печени (правое
подреберье). Затем проведите встречное поглаживание: левая рука лежит в нижней части
живота ребенка, а правая – в верхней. Одновременно руки движутся в противоположных
направлениях: левая вверх, правая вниз. Затем проведите поглаживание косых
мышц живота: ладони рук лежат под поясницей ребенка, обхватывающими движениями
руки направляются навстречу друг другу, пальцы соединяются над пупком.

Упражнение 6. Укрепление мышц живота
Подведите ладони обеих рук под спину ребенка, поддерживая его голову. Медленно
поднимайте малыша почти до вертикального положения, затем медленно опускайте. Следите, чтобы ребенок упирался стопами в живот взрослого и не запрокидывал
головку.

Упражнение 7. Массаж стоп
Удерживайте ногу ребенка одной рукой в области голени. Указательный и средний
пальцы другой руки приложите к тыльной стороне стопы, создавая опору. Подушечкой
большого пальца энергично поглаживайте подошву круговыми движениями или рисуя
«восьмерку». Затем, не меняя положения рук, несколько раз согните и разогните ножку
ребенка в голеностопном суставе. Повторите упражнения с другой ногой.

Упражнение 8. Рефлекторное ползание
Положите ребенка на живот, согните ему ножки, разведя в сторону колени. Осторожно,
не прикасаясь к подошвам, обхватите стопы ребенка с тыльной стороны.

Затем прикоснитесь большими пальцами к обеим подошвам одновременно. В ответ
малыш рефлекторно разгибает ноги, энергично отталкиваясь и продвигаясь вперед.
Следите, чтобы ваши руки создавали хорошую опору и малыш мог бы оттолкнуться от
них. Уложите руки ребенка под грудью, чтобы они не мешали ему.

Упражнение 9. Эмбрион
Положите ребенка на спину, «сгруппируйте» его: сложите ручки крест-накрест на груди,
подтяните согнутые ноги к животу, широко разведя в стороны колени, наклоните головку
к груди.
Одной рукой придерживайте ему руки и ноги, другой – голову под затылком. В таком
«эмбриональном» положении покачайте ребенка взад-вперед, из стороны в сторону и по
кругу.

Упражнение 10. Рефлекторная ходьба
Возьмите малыша под мышки в вертикальном положении. Дайте ему прикоснуться
стопами к твердой поверхности стола. Ведите его, слегка наклоняя вперед и как бы
перенося вес его тела с одной ноги на другую, закрепляя тем самым врожденный рефлекс
ходьбы.

Держа ребенка на весу, старайтесь не сдавливать ему грудную клетку и следите, чтобы
он полностью ставил стопу на опору, а не «ходил» на цыпочках.

Комплекс для ребенка в возрасте 3-4 месяцев
Вышеперечисленные упражнения сохраняются (при этом некоторые из них
усложняются) и добавляются новые.

Упражнение 11. Кольцевое растирание
К упражнениям 1-2 в этом возрасте добавляется кольцевое растирание: вложите свой
большой палец в кисть ребенка, а большим и указательным пальцем другой своей руки
обхватите его руку в области запястья. Делайте энергичные кольцевые растирания, в 3-4
оборота продвигаясь до локтя, а затем в 5-6 оборотов до плечевого сустава.
Повторите упражнение на другой руке. Аналогично проводится кольцевое растирание
ног, но ноги растираются обеими руками, которые движутся от стопы к бедру.

Упражнение 12. Повороты со спины на живот
Повороты выполняют 2-3 раза в каждую сторону. Вложите указательный палец своей
руки в ладонь ребенка, остальными пальцами обхватите его кисть. Указательным и
большим пальцем другой руки обхватите снизу одну ногу ребенка, а другими пальцами
той же руки – вторую ногу (захват «вилочка»). Поверните таз ребенка вперед,
малыш самостоятельно повернет верхнюю часть тела и голову. Задержите малыша в этом положении на несколько мгновений, затем выведите ручку немного вперед – и он
перевернется на живот.

Читайте также:  Индивидуальный маршрут развития ребенка в детском саду логопеду

Упражнение 13. «Боксер»
Ребенок лежит на спине. Вложите большие пальцы своих рук в ладошки ребенка,
остальными пальцами слегка придерживайте его кисти.
Попеременно сгибайте и разгибайте руки малыша, как бы боксируя ими.
Избегайте резких рывков.

Упражнение 14. «Пловец»
Поверните малыша на живот. Поддерживая его ноги «вилочкой» и поднимая их,
подведите свободную ладонь под живот, создавая ему опору, и поднимите ребенка над
столом. Малыш в течение нескольких секунд просто лежит на вашей ладони, как
на площадке.

Упражнение 15. Покачивание на мяче.
Положите ребенка животом на надувной мяч, широко разведя его ноги в стороны.
Покачайте его в различных направлениях. Побуждайте его самостоятельно
отталкиваться руками и ногами от поверхности стола. Затем положите ребенка на мяч
спиной и покачайте в разные стороны.

Комплекс для ребенка в возрасте 4-6 месяцев
К предыдущим упражнениям добавляются новые.

Упражнение 16. Скользящие шаги
Малыш лежит на спине. Удерживайте его ножки в нижней части голеней. Выпрямите
одну ногу, скользя при этом стопой по поверхности стола.
Таким же образом выпрямите другую ногу. Сгибайте ноги ребенка вместе или
поочередно, широко разводя колени в стороны. Можно менять темп движений:
медленно – быстро – медленно, и сопровождать шаги ритмичным счетом или присказкой.

Упражнение 17. Присаживание с прогибанием позвоночника
Дайте ребенку обхватить большие пальцы ваших рук, остальными слегка
придерживайте его кисти. Выпрямите руки ребенка, слегка разведя их в стороны. Легким
потягиванием руки и словами «садимся» побуждайте ребенка оторвать голову и верхнюю
часть тела. Приведите ребенка в сидячее положение. Перехватите своей левой
рукой обе руки малыша, соединив их спереди. Проведите двумя пальцами правой руки
вдоль его позвоночника снизу вверх. Ребенок будет разгибать спину.

Упражнение 18. Круговые движения руками
Малыш держится за большие пальцы ваших рук. Медленно, плавно разведите руки
ребенка в стороны, поднимите через стороны к голове и опустите вперед и вниз.
Затем измените направление движения: вперед, вверх, в стороны и вниз.

Комплекс для ребенка в возрасте 6-9 месяцев
К предыдущим упражнениям добавляются новые.

Упражнение 19. Ползание на четвереньках
Если ребенок еще не начал ползать, поставьте его на четвереньки, согнув ножки под
животиком, и, заинтересовав его игрушкой и слегка подталкивая сзади, побуждайте его
передвигаться вперед.

Упражнение 20. «Тачка»
Приподнимите малыша над столом горизонтально так, чтобы он опирался на
выпрямленные руки. Ноги захватите «вилочкой», свободной рукой поддерживайте его под
живот. Положите вперед игрушку и слегка покачивая вперед ребенка,
побуждайте его передвигаться на руках.

Комплекс для ребенка в возрасте 9-12 месяцев
В этом возрасте дети активно ползают и начинают ходить, поэтому занятия массажем и
гимнастикой часто приходится прекращать – сложно заставить ребенка делать то, что
хочет взрослый, а не он сам. Сохраняются все предыдущие упражнения в любых
сочетаниях. Побуждайте ребенка к самостоятельной ходьбе – например, поставьте его
ноги на свои и ходите вместе с ним.

Что для этого надо?
Прежде всего необходимо подготовить стол для занятий массажем и гимнастикой. Он
должен быть твердым и ровным (прекрасно подойдет обычный пеленальный столик).
Застелите его чистой пеленкой, под которую следует подложить клеенку и байковое
одеяло.
Желательно поставить стол так, чтобы к нему можно было подойти с разных сторон.
Место для занятий должно быть хорошо освещено, удалено от отопительных приборов,
острых углов, опасных предметов.
Очень полезно делать некоторые упражнения на мяче – он может стать первым
гимнастическим снарядом для ребенка. В магазинах можно найти большие надувные
пластиковые мячи (диаметром от 20 до 60 см). Чем ярче мяч, тем интереснее на нем
заниматься ребенку. Не забудьте перед началом занятий протереть мяч влажной тряпкой.

Источник

Особенности развития ребенка и комплекс массажа и гимнастики до 1 года

ЧТО ТАКОЕ ГИМНАСТИКА И МАССАЖ ДЛЯ МАЛЫША

Массаж и гимнастические упражнения являются наиболее выгодным и целесообразным способом воспитания у ребенка правильных и точных движений.

В процессе нормального развития ребенка врожденный гипертонус мышц-сгибателей идет на убыль и естественным путем но, содействие расслаблению мышц-сгибателей является целесообразным.

К средствам, способствующим этому, относятся

  • ежедневные теплые ванны,
  • легкий поглаживающий массаж,
  • стимулирование самостоятельных движений ребенка, связанных с разгибанием.

Своевременное уравновешивание сгибателей и разгибателей верхних конечностей дает возможность развитию умелости рук, что даст ребенку возможность тянуться к предмету, брать его, а затем, держась, подтягиваться, приподнимая туловище, а при своевременном развитии мелкой мускулатуры создаются предпосылки для развития крупной мускулатуры, что обеспечивает ребенку способность изменять положение.

Гимнастика и массаж должны применяться в комплексе со всеми другими воспитательными мероприятиями (режим питания, сна, организация бодрствования и пр.).

ГИМНАСТИКА ДЛЯ МАЛЫША

Физические упражнения назначаются каждому здоровому ребенку, начиная с 1,5—2 мес. возраста. К этому времени организм ребенка приспосабливается к условиям внеутробного существования, устанавливается определенный режим жизни, совершенствуется терморегуляция. Противопоказаний к назначению гимнастических упражнений и массажа здоровому ребенку в соответствии с его возрастом и индивидуальными особенностями не существует.

Как проводят гимнастику для малыша

  • Гимнастику проводят в кабинете специалиста при температуре 20—22°С на чистом пеленальном столе, накрытом плотным одеялом или матрасом и пеленкой.
  • Занятия проводят один раз в день за 45 минут до или через 45 минут после кормления.
  • Руки специалиста (мамы) должны быть чисто вымытыми, сухими и теплыми.
  • Ребенка раздевают; тело его должно быть теплым.
  • Во время занятия у ребенка необходимо поддерживать веселое настроение, разговаривать с ним, побуждать его к активности, улыбаться, использовать игрушки.
  • Во время выполнения тех или иных упражнений специалист внимательно следить за реакцией ребенка.
  • Ребенок не должен переутомляться.
  • Все движения надо делать ритмично, спокойно и плавно (без насилия), повторяя каждое 2-3 раза.
  • Гимнастические упражнения под контролем врача могут проводить и сами родители.

ОСНОВЫ ОБЩЕЙ МЕТОДИКИ МАССАЖА И ГИМНАСТИКИ ДЛЯ МАЛЫША

В соответствии с особенностями развития двигательной деятельности ребенка до 1 года определяются группы упражнений:

  1. упражнения для развития координации, равновесия,
  2. упражнения для развития дыхательных движений.
Читайте также:  Развитие ребенка по месяцам при беременности

Для развития дыхательной деятельности детей раннего возраста применяют:

  • пассивные упражнения,
  • рефлекторные упражнения.

Пассивные упражнения производятся не ребенком, а массажистом. Они рассчитаны на использование естественной двигательной фазы мускулатуры ребенка: сгибания при сокращении определенной группы мышц и разгибания при их расслаблении. Пассивные упражнения не должны применяться до 3 месяцев жизни ребенка, так как при имеющейся гипертонии сгибателей выполнение их связано с опасностью насилия над ребенком!

После 3 месяцев жизни, когда наступает полное уравновешивание мышц сгибателей и разгибателей верхних конечностей, можно постепенно вводить пассивные движения для рук, начиная с самых несложных и переходя в дальнейшем к более сложным. Уравновешивание мышц сгибателей и разгибателей нижних конечностей достигается между 4-5-м месяцами жизни, что дает возможность ввести пассивные движения для ног.

Рефлекторные упражнения. Для укрепления мышц шеи и туловища можно использовать рефлекторные упражнения, рассчитанные на движения, протекающие по типу безусловных двигательных рефлексов. Врожденные двигательные рефлекторные реакции появляются в ответ на раздражение рецепторов кожи, мышц, нервного аппарата.

Сначала в положении на вису на животе ребенок отклоняет голову назад. Приблизительно через месяц (к 4 месяцам) в том же положении у него начинает изгибаться все тело, образуя дугу, открытую кверху. Данное движение является энергичным раздражением и укреплением вестибулярного аппарата.

С 4 месяцев в положении на спине на вису ребенок отклоняет голову вперед, напрягая мускулатуру передней поверхности тела. Придавая регулярно указанные положения (держать ребенка на вису на животе, на спине), можно укрепить мышцы шеи и туловища.

В дальнейшем на базе этих врожденных рефлексов можно создать условные связи в ответ на такие сигнальные раздражители, как потягивание за ноги, звуковые сигналы, хватание и т. д.

Упражнения с помощью — пассивно-активные. Сюда относятся движения, которые выполняются ребенком самостоятельно только частично, например, присаживание при подтягивании ребенка за руки, за кисти; стояние при поддержке под мышками и т. д.

 Активные упражнения — произвольные упражнения, которые ребенок делает самостоятельно.

 Массаж — один из видов пассивной гимнастики.  Массаж бывает общий и местный. Общий массаж оказывает значительное и многообразное влияние на организм ребенка.

Различают пять основных приемов массажа:

  1. Поглаживание. При поглаживании кожа освобождается от чешуек эпидермиса, что ведет к открытию протоков сальных и потовых желез. Этот способ улучшает дыхание и питание кожи (кожные сосуды расширяются, улучшается артериальное и венозное кровообращение), повышается ее упругость и эластичность. До 3 месяцев детям проводят массаж исключительно путем поглаживания. После 3 месяцев присоединяют другие приемы массажа: разминание, поколачивание. Общий поглаживающий массаж продолжается до 6 месяцев. В дальнейшем он необходим, главным образом, при нарушении тургора и мышечного тонуса, а также как отдых между упражнениями. С поглаживания начинается массаж. Он чередуется с другими приемами и им заканчивается массаж. При поглаживании одна или обе руки массажиста плотно прилегают к массируемой поверхности, скользят медленно, спокойно, ритмично. Поглаживание всегда выполняется с учетом венозного и лимфатического оттока (по ходу).
  2. Растирание. Растирание имеет целью воздействовать главным образом на опорно-двигательный аппарат ребенка. При этом приеме улучшается питание сухожилий, сухожильных влагалищ, слизистых сумок; повышаются эластичность и сократительная способность мышц. При растирании кожа слегка потягивается пальцами. Растираются не только кожа, но и ткани, лежащие под ней.
  3. Разминание. Разминание направлено на усиление кровоснабжения и улучшение питания массируемого участка. Применяется, главным образом, для глубокого массажа мышц. Мышцы или отдельные мышечные пучки захватываются пальцами массажиста, слегка отводятся и разминаются в разных направлениях.
  4. Поколачивание. Поколачивание, как особый вид массажа, способствует снижению возбудимости периферических нервов, улучшению кровоснабжения, а следовательно, и питанию мышц. Поколачивание влияет также и на более глубоко лежащие внутренние органы. Этот прием производится легким поколачиванием отдельных частей тела (более богатых мышцами) концами пальцев обеих рук. У самых маленьких детей этот прием в виде ритмического похлопывания производится ладонной поверхностью пальцев то одной, то другой руки отдельных частей тела, чаще всего спины, бедер, реже задней поверхности голени.
  5. Вибрация. Вибрация состоит в передаче телу быстро следующих одно за другим равномерных сотрясений. Этот прием в раннем возрасте применяется весьма редко.

Возможные противопоказания к массажу для грудничков

  • Острые лихорадочные состояния, сопровождающиеся повышением температуры тела. Массаж способствует притоку крови, что может вызвать еще большее повышение температуры.
  • Гнойничковые, инфекционно-воспалительные или грибковые заболевания кожи являются строгим противопоказанием к проведению массажа, так как открытые зоны гнойных участков, так же как и пузырьковые элементы (высыпания) при некоторых инфекционных заболеваниях, во время массажа могут травмироваться, и возбудитель инфекции будет разноситься по кожным покровам.
  • Дерматиты, аллергические реакции на коже, которые часто сопровождаются образованием мокнутий, представляющих из себя открытую раневую поверхность. Массаж, как правило, требует применения кремов и масел, что недопустимо на участках пораженной кожи. Кроме того, дополнительное трение таких зон при массаже может вызвать у ребенка болезненные ощущения и способствовать ухудшению местного состояния кожных покровов.
  • Тяжелые врожденные пороки сердца с недостаточностью кровоснабжения, которая проявляется одышкой, отеками, кашлем. При данных заболеваниях признаки нарушения кровообращения возникают у ребенка даже в покое, а так как массаж является пусть и небольшой, но все же нагрузкой на организм, он будет способствовать ухудшению общего состояния малыша.
  • Болезни крови (гемофилия, геморрагический диатез), склонность к кровотечениям. Надавливание на кожу во время массажа может спровоцировать возникновению внутренних подкожных кровоизлияний.
  • Судорожный синдром, эпилепсия. При этих состояниях массаж противопоказан, так как он может спровоцировать новые приступы.
  • Рахит в период обострения. В этой стадии заболевания дети особенно беспокойны и возбудимы, проведение массажа, как дополнительного стрессового воздействия, не рекомендуется, так как необходим щадящий режим.
  • Грыжи больших размеров, когда в грыжевое выпячивание выпадают внутренние органы (пупочной, паховой и др.). Массаж может спровоцировать ущемление грыжи, что вызовет резкую боль и может потребовать немедленного хирургического вмешательства.

СТОИМОСТЬ  ЗАПИСАТЬСЯ  Наши специалисты

Источник