Индивидуальный маршрут развития ребенка в детском саду логопеду

Индивидуальный маршрут развития ребенка, имеющего нарушение речи

Сергеев

Дмитрий

18.03.05

МДОУ д/с № 22

Содержание

1. Договор ——————————————————————————————стр.

2. Анкета родителей ——————————————————————————стр.

3. Речевой профиль ——————————————————————————стр.

4. План работы ————————————————————————————стр.

           4.1. Подготовительный этап ————————————————————стр.

           4.2. Автоматизация звуков —————————————————————стр.

   4.3. Дифференциация звуков ——————————————————————стр.

5. Взаимодействие логопеда с педагогами и родителями в организации

    коррекционного процесса ДОУ —————————————————————стр.

6. Модель выпускника ——————————————————————————стр.

Договор между родителями (законными представителями)

_____________________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество ребенка)

группы №______ и логопунктом детского сада № 22

г. Коврова                                                                                        “_____”__________________20_____г.  

Логопункт в лице логопеда Тайковой Натальи Викторовны  и администрации детского сада № 22 в лице заведующей Ивановой Ларисы Николаевны с одной стороны и родителями __________________________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество ребенка)

группы № _______ с другой стороны, руководствуясь Положением о логопункте, утвержденным Министерством Образования Российской Федерации 14 декабря, 2000 года, заключили соглашение о нижеследующем:

1. Предмет договора

1.1. Стороны принимают на себя обязательства по реализации коррекционно — развивающей программы в объеме, предусмотренном Положением о логопункте.

2. Обязанности логопункта

Специалисты логопедического пункта обязаны:

2.1. Охранять жизнь и здоровье воспитанников.

2.2. Обеспечить условия для проведения коррекционно — развивающих логопедических занятий.

2.3. Выявлять воспитанников с первичной речевой патологией и отслеживать динамику коррекционной работы на начало и конец нахождения воспитанников в логопункте.

2.4. Проводить логопедические консультации по вопросам коррекции звукопроизношения и речевого развития детей по запросам родителей. Информировать их о ходе коррекционно -развивающих занятий.

3. Права логопункта

3.1.Логопункт оставляет за собой право на расторжение соглашения в следующих случаях:

 Отсутствие ребенка в ДОУ сроком более двух месяцев без уважительной причины;

3.2. В случае необходимости уточнения логопедического заключения воспитанника с нарушениями речи с согласия родителей (законных представителей) направить на ПМПК, а так же к узким специалистам (невропатолог, лор, окулист и др.).

3.3. Самостоятельно выбирать коррекционно-речевую программу и методы, форму, организацию работы.

4. Обязанности родителей (законных представителей)

4.1. Обеспечивать материальную поддержку коррекционно — развивающих занятий.

4.2. Выполнять все рекомендации логопеда и информировать в случае их невыполнения в письменной или устной форме.

4.3. Выполнять требования логопеда о направлении ребенка на консультирование на ПМПК, к узким специалиста.

5. Права родителей (законных представителей)

5.1. Защищать права и интересы ребенка.

5.2. Ознакомиться с результатами комплексного речевого обследования ребенка и с первичным логопедическим заключением.

5.3. Присутствовать на индивидуальных занятиях с ребенком, посещающим логопункт.

5.4. Требовать выполнение условий настоящего договора.

6. Ответственность сторон

6.1. Стороны несут ответственность за невыполнение или ненадлежащее исполнение взятых на себя обязательств.

6.2. Настоящий договор составлен в двух экземплярах, из которых один хранится у родителей (законных представителей), другой – в логопункте.

Подпись заведующей ДОУ         _____________________________________________________

Подпись логопеда                       _____________________________________________________

Подпись родителя (законного представителя)     ______________________________________

Анкета для родителей о раннем развитии ребенка

Сведения о родителях.

Мать: (Ф.И.О., профессия, образование, работает, домохозяйка)___________________

Отец: (Ф.И.О., профессия, образование, работает, безработный)___________________

Наследственные заболевания матери, отца, ближайших родственников_____________

Общий анамнез.

От какой беременности ребенок_______________________________________________

Характер беременности: токсикоз (в 1-ю и 2-ю половину беременности), хронические заболевания, их обострение во время беременности (болезни сердца и сосудов, гипертоническая болезнь, диабет и другие эндокринные заболевания, аппендицит и другие воспалительные заболевания органов брюшины, холецистит и т.д.), инфекционные болезни, вирусные заболевания матери (опасны грипп, краснуха), нарушения питания матери.

Роды: быстрые, стремительные, обезвоженные, недоношенный плод (предрасположен к родовой травме и внутричерепным кровоизлияниям).________________________________________

Резус-фактор: отрицательный, совместимость._______________________________________

Вес и рост ребенка при рождении._________________________________________________

Вскармливание: к груди приложили на … день, грудь взял активно, не взял, с помощью. Сосал активно, засыпал во время кормления, быстро утомлялся, срыгивал, поперхивания.___________

Читайте также:  Развитие спортивного творчества в ребенке

Вскармливание грудью до … Последующее вскармливание: смешанное, искусственное_______

Выписка из родильного дома на … день.

Дополнительное пребывание в роддоме, причины________________________________________

Раннее развитие:

Держит голову с __________мес., сидит с ___________ мес., ползает с __________ мес, стоит с ________ мес., ходит с __________ мес.

Первые зубы с ____________ мес., к 1 году зубов ________________________________________

Перенесенные заболевания

до 1года___________________________________________________________________________

после 1 года________________________________________________________________________

Инфекции_________________________________________________________________________

Ушибы и травмы головы_____________________________________________________________

Судороги при высокой температуре___________________________________________________

Данные о развитии речи

Лепет в ___________________________________________________________________________

Первые слова______________________________________________________________________

Речевое развитие шло с особенностями, прерывалось, нет_________________________________

Использование жестов (замена речи, дополнение речи)___________________________________

Успешность выполнения

100

90

80

70

60

50

40

30

20

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Параметры обследования

Диагностика на начало занятий в логопункте показала:

—  понимание речи (1) — сформировано на бытовом уровне. Некоторые задания выполняются после нескольких повторений;

 — фонематическое восприятие (2) — нарушено;

— артикуляционная моторика (3) — замедленное и напряженное выполнение;

—  искажение  слоговой структуры слова (4);

— нарушено произношение звуков (5): Ш/С, Ч/ТЬ, Ж/З, Р/Л, РЬ/ЛЬ;

— грамматический строй речи (6) – сформирован недостаточно. Большинство заданий выполняется с помощью (расширение инструкций, уточнение вопроса, подсказка);

— навыки словообразования (7) — в стадии формирования. Большинство заданий выполняется с помощью (расширение инструкций, уточнение вопроса, подсказка);

— в состоянии связной речи (8) выявлены затруднения:

  • Рассказ по сюжетной картинке составлен с помощью (акцентирование внимания на элементах сюжета, подсказки, наводящие вопросы); отмечается бедность и однообразие употребляемых языковых средств, нарушения структуры предложений.
  • Пересказ сказки составлен самостоятельно; допускаются нарушения связности и плавности рассказа, недостаточная развернутость.

—  мелкая и общая моторика (9) сохранна.

Логопедическое заключение: ОНР 3 ур.

Речевая карта

Серия 1. Исследование понимания речи

1. Исследование понимания лексики

1.1. Исследование понимания обобщающих слов по темам.

    Педагог: Посмотри на картинки. Покажи, где:

  • птицы
  • транспорт
  • дикие животные
  • обувь

1.2. Исследование дифференциации предложно-падежных конструкций.

    Педагог: Посмотри на картинки. Покажи, где:

  • мальчик входит в дом, выходит из дома
  • девочка ставит чайник на стол, берет чайник со стола
  • заяц сидит под кустом, выскакивает из-под куста

2. Исследование дифференциации форм словообразования

2.1.Исследование понимания существительных с суффиксом – инк –

    Педагог: Посмотри на картинки. Покажи, где:

  • бусы – бусинку
  • машину – машинку
  • виноград – виноградинку

2.2. Исследование понимания глаголов с различными приставками.

    Педагог: Посмотри на картинки. Покажи, где:

  • выходит, заходит, подходит
  • заезжает, выезжает, подъезжает

3. Исследование понимания словосочетаний и простых предложений

3.1. Исследование понимания словосочетаний.

    Педагог: Посмотри на лежащие перед тобой картинки и предметы. Внимательно прослушай мои инструкции и выполни действия. Покажи:

  • ключом карандаш
  • ключ карандашом
  • положи карандаш на платок
  • накрой платком карандаш

3.2. Исследование понимания простых распространенных предложений.

    Педагог: Посмотри на картинки. Покажи, где:

  • девочка рвет цветы
  • девочка играет в мяч

3.3. Исследование понимания вопросительных предложений.

    Педагог: Посмотри на картинки, покажи, где:

  • Кого ловит девочка?
  • Чем девочка ловит бабочку?
  • Кто ловит бабочку?

3.4. Исследование понимания слов с противоположным значением.

    Педагог: Посмотри на картинки. Покажи, где:

  • узкая – широкая (лента)
  • что кислое – что сладкое
  • толстая – тонкая (книга)

Серия 2. Исследование сенсомоторного уровня речи.

1. Проверка состояния фонематического восприятия.

    Педагог: Повтори за мной слоговые ряды:

  • ба-ба-па
  • та-да-та
  • га-ка-га
  • ба-бя-ба
  • са-ша-са
  • жа-за-жа
  • ча-ша-ча
  • ла-ра-ла
  • па-ба-па
  • да-та-да

2. Состояние фонематического анализа и синтеза.

    Педагог: Скажи, какой первый звук в слове:

  • Аня
  • Осы
  • Аист
  • Оля
  • Ира
  • Улица
  • Инна
  • Ухо

3. Исследование артикуляционной моторики.

    Педагог: Повтори движения:

  • “лопаточка – иголочка”
  • “трубочка”
  • “качели”
  • “цоканье”
  • “грибок”

4. Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова, предложения.

    Педагог: Повтори за мной слова:

  • Сквозняк___________
  • Велосипед__________
  • Простокваша________
  • Температура________
  • Скворечник_________
  • Водопроводчик______
  • Сковорода__________
  • Регулировщик__________________________

     Педагог: Повтори за мной предложения:

  • Мальчики слепили снеговика.________________________________________________________
  • Водопроводчик чинит водопровод.____________________________________________________
  • Волосы подстригают в парикмахерской.________________________________________________
  • Саше понравился пластмассовый кораблик._____________________________________________
  • У девочки Дины котенок Тима._______________________________________________________
  • Регулировщик стоит на перекрестке.___________________________________________________
Читайте также:  Центры дошкольного развития ребенка витебск

5. Исследование звукопроизношения.

Звуки

Характер произношения звуков

Балл

Изолированно

В слогах

В словах

В

Д

Б

Г

С

З

Сь

Зь

Ц

Ш

Ч

Ж

Щ

Л

Р

Ль

Рь

М

Н

Й

Серия 3. Исследование грамматического строя речи и словоизменения.

1. Исследование употребления существительных в единственном и множественном числе.

    Педагог: Я назову один предмет, а ты назови много:

  • Ухо – уши______________________________________________________________________
  • Лист – листья___________________________________________________________________
  • Дерево – деревья_________________________________________________________________
  • Воробей – воробьи_______________________________________________________________

2. Исследование употребления существительных в форме единственного числа творительного падежа.

    Педагог: Посмотри на картинки, скажи, чем ты рисуешь:

  • карандашом
  • ручкой
  • мелом
  • кистью

3.Исследование употребления предложно-падежных конструкций.

    Педагог: Посмотри на картинки, ответь на вопросы:

  • Где стоит машина (около дома)__________________________________________________
  • Где летает бабочка (над цветком)________________________________________________
  • От кого убегает мышка (от кошки)________________________________________________
  • Куда подходят мальчики (к дому)________________________________________________

4. Исследование употребления прилагательных и существительных в единственном и множественном числе женского, мужского и среднего рода.

    Педагог: Посмотри на картинки, скажи, что на них изображено и какого цвета изображенные предметы:

  • Красные ягоды____________________________________________________________________
  • Желтые листья____________________________________________________________________
  • Синее одеяло______________________________________________________________________
  • Голубые глаза______________________________________________________________________

5. Исследование употребления существительных с числительными.

    Педагог: Посмотри на картинки, что на них нарисовано?

  • Один, одна – утка, гусь, дом._________________________________________________________
  • Два, две – кошка, заяц, яблоко._______________________________________________________

Серия 4. Исследование словаря и навыков словообразования

1. Исследование активного словаря

1.1. Исследование предметного словаря.

    Педагог: Я покажу, а ты назови части тела:

  • пальцы
  • спина
  • грудь
  • живот
  • брови

1.2. Исследование существительных, обозначающих части предметов.

    Педагог: Посмотри на картинки, какие предметы на них изображены? Из каких частей состоят эти предметы?

  • одежда (рукав, воротник, карман, пуговица, пояс)_______________________________________
  • детали машины (кабина, колесо, руль, дверь, фара, мотор)________________________________

1.3. Исследование существительных, обозначающих название профессий.

    Педагог: Посмотри на картинки. Люди каких профессий на них изображены?

  • фотограф___________
  • птичницы__________
  • почтальон__________
  • библиотекарь_______
  • строитель__________

1.4. Исследование глагольного словаря.

    Педагог: Ответь на вопросы:

  • кто как передвигается? (птица, рыба, змея, заяц)________________________________________
  • кто как голос подает? Кто как ест? (кошка, воробей, мышь, корова, гусь)____________________
  • что ты делаешь в течение дня? (подобрать семь слов-действий)____________________________
  • что делают люди этих профессий? (врач, повар, воспитатель, продавец, парикмахер – подобрать по два-три слова-действия по предъявленным картинкам)_________________________________
  • что делают девочки? (по предъявленным картинкам: шьет, вяжет, подметает, поливает, гладит)

1.5.Исследование словаря прилагательных (определений).

    Педагог: Посмотри на картинки. Назови слова-признаки:

  • цвет (оттенки: оранжевый, розовый, коричневый, фиолетовый, голубой)____________________
  • качественные прилагательные (длинный, короткий, высокий, низкий, толстый, тонкий, кислый, горький, сладкий, соленый)__________________________________________________________
  • форму (овальный, четырехугольный) __________________________________________________

2. Исследование словообразования

2.1. Употребление существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом

    Педагог: Я скажу про большой предмет, а ты – про маленький, ласково:

  • шкаф______________
  • береза_____________
  • ваза_______________
  • ухо________________
  • миска_____________

2.2. Образование названий детенышей.

    Педагог: Скажи, как называют детенышей:

  • зайца______________
  • собаки_____________
  • волка______________
  • медведя____________
  • белки_____________

2.3. Образование приставочных глаголов

    Педагог: Образуй как можно больше слов-действий от слов:

  • ходить____________________________________________________________________________
  • лететь____________________________________________________________________________
  • ехать_____________________________________________________________________________

Серия 5. Исследование связной речи.

1. Составление рассказа по сюжетной картинке.

    Педагог: Посмотри на картинку. Составь по ней рассказ._____________________________________

________________________________________________________________________________________

2. Пересказ сказки.

    Педагог: Посмотри на картинки. Расскажи по ним сказку._____________________________________

________________________________________________________________________________________

Серия 6. Исследование общей и мелкой моторики

1. Исследование общей моторики

1.1. Исследование движений рук и плечевого пояса.

    Педагог: Выполни мои инструкции.

  • Подними руки вверх (покажи, какой ты большой).
  • Покажи, как летают птицы, машут крыльями.

1.2. Исследование движений туловища.

    Педагог: Выполни мои инструкции.

  • Покачайся, как маятник часов (тик-так).
  • Наклонись и возьми предмет с пола (колени не сгибать).

1.3. Исследование движений ног и сохранение равновесия.

Читайте также:  Ракета карточки для развития ребенка изучаем цветы

    Педагог: Выполни мои инструкции.

  • Покажи, каким ты был маленьким (приседание)
  • Покажи, как петушок стоит на одной ноге.
  • Прыгай на одной ноге (до указанного ориентира)
  • Перешагивай через “лужи” или “камни” (ходьба с высоким подниманием колен).

1.4. Исследование статической координации движений.

    Педагог: Выполни мои инструкции.

  • Вытяни руки вперед и закрой глаза. Стой так в течение 5 секунд.

1.5. Исследование динамической координации движений.

    Педагог: Выполни мои инструкции.

  • Шагай, как солдат (маршировка).
  • Выполни подряд 3 приседания.

1.6. Исследование пространственной ориентации по подражанию.

    Педагог: Выполни мои инструкции.

  • Пройди по кругу сначала по часовой стрелке. Потом против часовой стрелки.
  • Пройди по кругу и встань в центр.
  • Обойди весь кабинет и встань в заданном месте.

2. Исследование мелкой моторики

2.1. Исследование кинестетической основы движений.

    Педагог: Выполни мои инструкции.

  • Покажи “козу рогатую” (указательный палец и мизинец вытянуты вперед, остальные сжаты) поочередно каждой рукой, а затем обеими руками вместе.
  • Покажи “ушки зайчика” (указательный и средний палец вытянуты вверх, остальные сжаты в кулак) поочередно каждой рукой, а затем обеими руками вместе.
  • Покажи колечко (поочередно каждым пальцем соприкасаемся с большим пальцем на одной руке, а затем на другой).
  • Покажи “очки” (одновременно двумя руками).

2.2. Исследование кинетической основы движений.

    Педагог: Выполни мои инструкции.

  • Поочередно сгибай пальцы правой и левой руки (возможно чтение потешки “Сорока-сорока”).
  • Пальчики “здороваются” (поочередное касание подушечками пальцев руки, а затем одноименных пальцев обеих рук).
  • “Игра на пианино”
  • Изменение положения кистей рук (1-кулак, 2-выпрямленная ладонь и наоборот).
  • Кулак – ребро – ладонь.

План работы по коррекции звукопроизношения

Автоматизация – Щ –

Число

№ занятия

Развитие фонематического восприятия

Дыхательные

упражнения

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика

Слоги

Слова

Предложения, связная речь,

лексико-грамматические игры

1.

“Дворник подметает улицу…” Артикуляционная поза звука, рассматривание профиля.

Игра “Ритмическое путешествие”.

“Повтори за мной”.

“1-5”;

Игра “Закончи слово” (слогом ЩЕ);

Упражнение в употреблении увеличительных суффиксов существительных;

Разучивание скороговорки “Два щенка”.

Результат:

Материал: картинка-символ, артикуляционная поза звука, игра “Ритмическое путешествие”, мяч.

2.

“Дворник подметает улицу…” Артикуляционная поза звука, рассматривание профиля.

  Игра “Ритмическое путешествие”.

“Закончи стихотворение”.

Игра “Отгадай, что там лежит”;

Размытое письмо “Катин щенок”;

Повторение скороговорки “Два щенка”.

Результат:

Материал: картинка-символ, артикуляционная поза звука, игра “Ритмическое путешествие”, мяч, 6-8 предметов в названии некоторых должен быть звук Щ, “письмо”, мяч.

И т.д.

Взаимодействие логопеда с педагогами и родителями

 в организации коррекционного процесса  МДОУ

Воспитатели

Специалисты

Родители

Муз. рук.

Физ. Рук.

Психолог

Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой) выполняется в течение дня 3-5 раз.

отработка дыхания (длительность воздушной струи, объем, ротовой выдох и др.)

отработка дыхания (длительность воздушной струи, объем, ротовой выдох и др.)

формирование личности ребенка с нарушением речи, работа над вторичными неречевыми проявлениями (тревожность, негативизм).

Обеспечивают материальную поддержку коррекционно-развивающих занятий.

Выполняют все рекомендации логопеда.

Присутствуют на индивидуальных занятиях с ребенком, посещающим логопункт.

Пальчиковая гимнастика выполняется в комплексе с артикуляционной 3-5 раз в день.

Проводит работу по развитию мелкой моторики рук, активизации внимания, воспитанию музыкального ритма, ориентировки в пространстве.

развитие общей и мелкой моторики, координации движений (что важно при коррекции звукопроизношения)

Коррегирующая мини-гимнастика для профилактики нарушений осанки и стопы выполняется ежедневно после сна.

Проведение логоритмических упражнений.

 Проведение логоритмических упражнений.

Коррекционная работа: во время режимных моментов,      самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях.

Адаптирование логопедом речевого материала, используемого на утренниках.

уточнение и накопление словаря, в основном глагольного (как называются движения и т.д.)

Модель выпускника логопункта

Список использованной литературы

1. Т.В. Кабанова, О.В. Домнина. Тестовая диагностика: обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет с речевыми нарушениями. Издательство “Гном и Д”, Москва 2008

2. Ю.В. Иванова. Дошкольный логопункт. Документация, планирование и организация работы. Издательство “Гном и Д”, Москва, 2008.

Источник