Особенности развития ребенка дошкольного возраста таблица

Особенности развития ребенка дошкольного возраста таблица thumbnail

Параметры

Показатели развития детей в возрасте

2-3 года

3-4 года

4-5лет

5-6лет

6-7лет

Мышление

Обладают наглядно-действенным мышлением, т.е. при решении каких-либо задач и ситуаций малыши оперируют с помощью материальных предметов в наглядно воспринимаемой ситуации.

На основе наглядно-действенного формируется наглядно-образное мышление, т.е. происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто».

Ведущую роль играет наглядно-образное мышление. Развитие способности выстраивать умозаключения.

Наглядно-образное, начинает формироваться образно-схематическое мышление. Развивается соподчинение мотивов.

На основе наглядно-образного мышления у дошкольников развиваются элементы логического мышления.

Речь

Словосочетаниями, понимает глаголы

Формирование связной речи, начинает понимать прилагательные.

Более широкое использование речи как средства общения. Окончание формирования активной речи. Ребенок учится излагать мысли. Главный вопрос – «почему?»

Кроме коммуникативной, развивается планирующая функция речи,

т.е. ребенок учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом.

Развитие внутренней речи.

Произвольность познавательных процессов

Внимание и память непроизвольные

Внимание и память непроизвольные. Память характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание.

Зависимость внимания от эмоциональной насыщенности и интереса к ним сохраняется. Но развивается устойчивость и возможность произвольного переключения внимания, развиваться произвольное запоминание в игре.

Развитие целенаправленного запоминания,  наблюдается переход от непроизвольного внимания к произвольному. Развивается самоинструктирование, которое помогает ребенку заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности.

Начало формирования произвольности, как умения прилагать усилия и концентрировать процесс усвоения

Физиологическая чувствительность

Высокая чувствительность к физическому дискомфорту.

Сохраняется высокая чувствительность к дискомфорту

Уменьшается чувствительность к физическому дискомфорту. Ребенок становится более вынослив физически и психологически. Снижается утомляемость.

Уменьшение чувствительности к дискомфорту.

Индивидуально, у большинства низкая.

Объект познания

Непосредственно окружающие предметы, их внутреннее устройство.

Непосредственно окружающие предметы, их свойства и назначение.

Предметы и явления, непосредственно не воспринимаемые.

Детей начинают интересовать причины и следствия явлений.

Предметы и явления, непосредственно не воспринимаемые.

Нравственные нормы. Сфера взаимоотношений между людьми.

Причинно-следственные связи между предметами и явлениями.

Способ познания

Манипулирование предметами, их разбирание

Экспериментиро-вание, конструирование

Рассказы взрослого, экспериментиро-вание

Общение со взрослым, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментиро-вание.

Самостоятельная деятельность, познавательное общение со взрослыми и сверстниками.

Условия успешности ребенка

Разнообразие развивающей среды, в которой пребывает ребенок.

Развивающая среда и партнёрские отношения со взрослыми.

Кругозор взрослого, его стремление удовлетворять познавательный интерес ребенка, содержательно отвечать на все вопросы. Хорошо развитая речь ребенка.

Собственный широкий кругозор ребенка, хорошо развитая речь.

Собственный широкий кругозор, умение в чем-либо.

Форма общения

Ситуативно-личностное, т.е. вступает в общение при возникновении потребности, как реакции на ситуацию.

Ситуативно-деловое.

Внеситуативно-деловое.

Внеситуативно-деловое и внеситуативно-личностное.

Внеситуативно-личностное.

Отношения со сверстниками

Мало интересны

Мало интересны, но дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников.

Появляется интерес к сверстникам как к партнерам по игре. Начинают складываться предпочтения по половому признаку.

Появляется познавательная мотивация в общении, стремление поделиться со сверстниками своими знаниями и впечатлениями. Углубление интереса как к партнеру по играм.

Сверстник – это собеседник, партнер по деятельности.

Отношения со взрослыми

Взрослый для ребенка этого возраста источник защиты, ласки и помощи.

Взрослый для ребенка этого возраста источник способов деятельности, партнёр по игре и творчеству.

Взрослый для ребенка как источник информации.

Взрослый для ребенка является источником информации, собеседником.

Взрослый для ребенка – источник эмоциональной поддержки.

Наличие конфликтов

Со взрослыми («Я – сам»)

Со взрослыми (как продолжение «Я – сам»)

Отсутствуют

Представления ребенка о Я-реальном и Я-идеальном дифференцируются более четко.

К 7 годам – мотивационно-потребностный кризис. Стремление к смене социальной роли. Принятие роли школьника.

Эмоции

Сильной модальности, ярко выражены проявления всех переживаний. Резкие переходы из одного состояния в другое.

Сильной модальности, резкие переключения.

Фон настроения выравнивается, становится более стабильным.

Преобладание ровного оптимистического настроения. Ребенок может различать весь спектр человеческих эмоций. Формируются «высшие чувства».

Читайте также:  Инструментарий оценки индивидуального развития ребенка

Эмоции регулирует. Развиваются «высшие чувства».

Игровая деятельность

Предметно-манипулятивная. Игра «рядом» со сверстником, но не «вместе».

Партнерская со взрослыми, индивидуальная с игрушками, появляется самостоятельное игровое действие.

Коллективная: дети стремятся к партнерству в играх со сверстниками. Используется ролевой диалог, создаётся игровая ситуация. Игровые объединения становятся устойчивыми.

Усложнение игровых замыслов; длительные игровые объединения.

Длительные игровые объединения; умение согласовывать своё поведение в соответствии с ролью.

Источник

Таблица возрастные особенности детей

Возраст

       Тип

деятельности

Кризис

Ведущий    вид

деятельности

Характеристика

стадии  развития

Основные   психические

новообразования

 возраста

0- 1 года

Младен-чество

Ребенок-

общ.взрослый

Рожд.-

1г.-

3г.-

7.л.-

11л.-

15 л.-

18л.-

Непосредственное

эмоциональное

общение

Ребенок нуждается в

эмоциональном

общении с окружающими  его людьми

Стремление к общению со взрослыми. Комплекс оживления-

показатель нормального психического развития.

1-3 лет

Ранний

возраст

Ребенок-

общ.предмет

Предметно-

манипулятивная

деятельность

Ребенок совершает

манипуляции с раз-

личными предметами

и, тем  самым,

овладевает  общественно-

выработанными

способами действия

с ними.

Речь, ходьба, наглядно-

действенное мышление,

появление и формирование самосознания («Я»).

 3-7 лет

Дошколь-

ный возраст

Ребенок-

общ. взрослый

Ролевая

игра

Дети,  играя,

выбирают  роль того

человека, которому

симпатизируют.

Стремление к знаниям,

обучение идет в процессе  общения. Соподчинение мотивов

в поведении.

7-11 лет

Младший

школьный

возраст

Ребенок-

общ.

предмет

Учебная деятельность

Ребенок идет в школу

Произвольность психических явлений, внутрен

ний план действия,

самоконтроль,

рефлексия.

11-15

лет

Подрост-ковый

возраст

Ребенок-

общ. взрослый

Интимно-

Личностное

общение

Устанавливают интимно-личностные

отношения. Первая  влюблённость.

Самооценка, критическое отношение к людям, стремление к «взрослости», Самостоятельность,

умение подчиняться

коллективной жизни.

15-18

лет

Юношеский

возраст

Ребенок-

общ. предмет

Учебно-

профессиональная

деятельность

Поступление у учреждение  для приобретения

профессии.

Мировоззрение,

профессиональные

интересы, самосознание,

мечты, идеалы.

Введение в детскую психологию

Возрастные особенности психического развития детей дошкольного возраста

возраст

кризис

соц.ситуация

развития

ведущий  вид

деятельности

ведущ. вид общения

новообразования

рожд.- 1 года

младенческий

Рожд.- бурный

1г. — скрытый

Ребёнок — взрослый

Непосредственное

эмоциональное

общение

ситуативно-личностное

( I полугод)

ситуативно-

деловое

( II полугод)

Стремление к общению со взрослыми. Комплекс оживления — как

показатель нормального психического развития.

1-3 лет

ранний

3г.- бурный

Ребёнок – предмет — взрослый

Предметно-

манипулятивная

деятельность

ситуативно-

деловое

1г.Речь, ходьба; наглядно-

действенное мышление;

 к 3г.появление и формирование самосознания

( «Я» ); гордость за собственные достижения

3-7 лет

дошкольный

6-7л. — скрытый

Ребёнок – сверстник  

Ролевая

игра

ситуативно-

деловое

Стремление к знаниям,

обучение идет в процессе общения. 5 л. соподчинение мотивов  поведения; развитие воображения и памяти

Введение в детскую психологию

Возрастные особенности психического развития детей дошкольного возраста

возраст

кризис

соц.ситуация

развития

ведущий  вид

деятельности

ведущ. вид общения

новообразования

рожд.- 1 года

младенческий

Рожд.- бурный

1г. — скрытый

Ребёнок — взрослый

Непосредственное

эмоциональное

общение

ситуативно-личностное

( I полугод)

ситуативно-

деловое

( II полугод)

Стремление к общению со взрослыми. Комплекс оживления — как

показатель нормального психического развития.

1-3 лет

ранний

3г.- бурный

Ребёнок – предмет — взрослый

Предметно-

манипулятивная

деятельность

ситуативно-

деловое

1г.Речь, ходьба; наглядно-

действенное мышление;

 к 3г.появление и формирование самосознания

( «Я» ); гордость за собственные достижения

3-7 лет

дошкольный

6-7л. — скрытый

Ребёнок – сверстник  

Ролевая

игра

3-5 внеситуативно- познавательное

4-6 внеситуативно- личностное

Стремление к знаниям,

обучение идет в процессе общения. 5 л. соподчинение мотивов  поведения; развитие воображения и памяти

Возрастные особенности психического развития детей в период детства

Возраст

Тип

деятельности

Кризис

(скрытый, бурный)

Ведущий    вид

деятельности

Основные   психические

новообразования

возраста

0- 1 года

Младен-чество

Ребенок-

общ.взрослый

Рожд.-

1г.-

3г.-

7.л.-

11л.-

15 л.-

18л.-

Непосредственное

эмоциональное

общение

Стремление к общению со взрослыми. Комплекс оживления-

показатель нормального психического развития.

1.г.- речь, ходьба

1-3 лет

Ранний

возраст

Ребенок-

общ.предмет

Предметно-

манипулятивная

деятельность

Наглядно-действенное мышление

3 г.- появление и формирование самосознания ( «Я» ); гордость за собственные достижения

3-7 лет

Дошколь-

ный возраст

Ребенок-

общ. взрослый

Ролевая

игра

Стремление к знаниям,

обучение идет в процессе  общения.

5 л.- Соподчинение мотивов

в поведении;

развитие воображения и памяти (механич.)

7-11 лет

Младший

школьный

возраст

Ребенок-

общ.

предмет

Учебная деятельность

Произвольность

психических явлений,

внутренний план действия,

самоконтроль,

рефлексия.

11-15

лет

Подрост-ковый

возраст

Ребенок-

общ. взрослый

Интимно-

Личностное

общение

Самооценка, критическое

отношение к людям,

стремление к «взрослости», самостоятельность,

умение подчиняться

коллективной жизни.

15-18

лет

Юношеский

возраст

Ребенок-

общ. предмет

Учебно-

профессиональная

деятельность

Мировоззрение,

профессиональные

интересы, самосознание,

мечты, идеалы.

  Комментарии       
Читайте также:  Карамельки центр развития ребенка

Внимание! Представленные материалы, являются информацией общего характера и не могут заменить квалифицированной консультации врача специалиста.

Фитотерапевт онколог, травник онколог https://zdravoline.info/ Халисат Сулейманова

Источник

Возрастные особенности 4-5 лет

Возраст 4-5 лет — это период относительного спокойствия, который проходит без резких скачков или кризисов. Вместе с тем, темпы развития ребенка не снижаются. Происходят изменения во всех сферах его жизни.

Физическое развитие

Дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет) очень активны, у них отмечается постоянная потребность в движении. Это связано с некоторыми физиологическими особенностями их организма:

  • процесс окостенения позвоночника еще продолжается, позвоночник довольно гибкий и может деформироваться при длительных статических позах;
  • происходит развитие крупных мышечных групп, поэтому необходимы регулярные посильные нагрузки.

Также в данный период совершенствуются следующие физические возможности малышей:

  • повышается выносливость;
  • улучшается координация;
  • движения становятся более точными и уверенными;
  • улучшаются показатели скорости и ловкости.

Вместе с тем, нужно знать, что развитие мускулатуры происходит неравномерно. Ритм сердечных сокращений легко нарушается. Поэтому дети быстро устают и периодически нуждаются в отдыхе.

Совет №1

Предоставляйте ребенку возможности для активной подвижной деятельности. Не допускайте его переутомления (бледный вид, отдышка, потеря координации). Своевременно изменяйте нагрузку и вид деятельности. Не разрешайте выполнять силовые упражнения.

Психологическое развитие

В возрасте 4-5 лет многие психические процессы у ребенка становятся более произвольными и осознанными.

Мышление среднего дошкольника переходит на новый уровень — появляется образное мышление. Познание происходит на основе практических действий. Дети могут сопоставлять предметы по форме, находить подобные, группировать по существенным признакам.

Совет №2

Предлагайте ребенку для игры геометрические фигурки, пазлы, мозаику, конструкторы Лего и других производителей.

В 4-5 лет ребенок становится очень любознательным. У него появляется потребность в интеллектуальном общении. Он пытается осмыслить те явления, которые его окружают, задает много вопросов взрослым.

Совет №3

Рекомендации! Не отмахивайтесь ребенка, если он будет приставать к вам с вопросами. Постарайтесь в доступной форме объяснить интересующую его тему.

В среднем дошкольном возрасте увеличивается объем памяти. Дети могут запоминать около 7-8 названий предметов. Появляется произвольное запоминание, могут заучивать небольшие стишки наизусть. В процессе освоения речи и слушания художественных литературных произведений у детей развивается образная и словесная память.

Совет №4

Читайте детям сказки. Просите их пересказывать услышанное.

У средних дошкольников улучшается внимание, оно становится более устойчивым. Дети способны сосредоточенно заниматься одним видом деятельности в течение 15-20 минут.

Активно развивается воображение. Ребенок много фантазирует, придумывает вымышленных друзей, создает вокруг себя сказочный мир. Он мечтает о собственных сверхвозможностях, большом признании его заслуг. Благодаря развитому воображению ребенок может понять то, что он сам не видел, но о чем ему подробно и понятно расскажут. Вследствие бурной фантазии у него могут появиться страхи.

Совет №5

Не оставляйте детские страхи без внимания. Обсуждайте с ребенком то, что его пугает. Поищите информацию, как можно избавиться от страхов и в случае необходимости обращайтесь к специалистам.  

Преобладающим видом деятельности остается игра. Изменяется ее содержание и усложняются формы проведения. Появляются ролевые игры. Содержание игры акцентируется на обыгрывании отношений между людьми. У детей могут возникать конфликты при распределении ролей.

Читайте также:  Уровень интеллектуального развития ребенка 5 лет

Совет №6

С 4 лет нужно предлагать детям игры, соответствующие его полу.

В этом возрасте дети активно и с удовольствием осваивают различные виды творческой деятельности. Им очень нравится рисовать. У детей активно развивается мелкая моторика.

Совет №7

Рисуйте с детьми, занимайтесь художественной лепкой, учите их петь и танцевать. Пытайтесь их увлечь этими занятиями, а не заставлять. Предлагайте самые простые идеи для поделок. Хвалите за выполненную работу. Некоторые поделки можно дарить кому-то из близких людей, чтобы ребенок увидел значимость своего труда.  

Активно развиваются речевые способности. Увеличивается словарный запас. Улучшается звукопроизношение. Дети способны четко выражать свои мысли. Они могут описать свои ощущения, рассказать, как выглядит предмет, пересказать небольшой рассказ.

У детей развивается связная речь, формируется грамматическое чутье. Они учатся согласовывать слова, употреблять предлоги.

Совет №8

Если у ребенка остаются проблемы со звукопроизношением, не оставляйте эту проблему без внимания — обратитесь к логопеду.

Социальное поведение

Средний дошкольник еще не осознает правила поведения и различные социальные нормы, он импульсивен. Вместе с тем, у него уже формируется общее представление о том, как нужно себя правильно вести в обществе. Он хорошо понимает, что значит плохой поступок. Причем, ребенок способен выявлять признаки нехорошего поведения не только у своих сверстников, но и у себя самого. Он сильно переживает, если нашкодит, поскольку понимает, что это плохо. Поэтому взрослые могут регулировать его поведение.

Основные этические понятия только начинают формироваться. В ходе этого процесса ребенок больше внимания обращает не на нравоучения взрослых, а копирует их поступки и модель поведения. Он готов прислушиваться к советам родителей.

Совет №9

Никогда при детях не делайте то, что запрещаете им. Ваши требования должны быть обоснованными, тактичными. Будьте последовательны и терпеливы.

Дети уже умеют контролировать большинство своих эмоций. У них развивается эмоциональная отзывчивость. Они способны понимать чувства других людей, сопереживать.

Ребенок становится более усидчивым, покладистым и спокойным. Он может выполнять простые бытовые обязанности, однако быстро отвлекается, теряет интерес к труду и не всегда доводит начатое дело до конца.   

Совет №10

Если ребенок не закончил начатое дело, не ругайте его, а предложите доделать все вместе, заинтересуйте каким-то поощрением.

У детей в возрасте 4-5 лет возрастает потребность в общении, поиске друзей. К тому же от общения в деятельности (во время игры или прогулки), которое преобладает в младшем дошкольном возрасте, они переходят к личностному общению.

Повышается самостоятельность, ребенок способен проявлять инициативу. В этот период для него становится важным признание окружающих. Он старается добиться их уважения, услышать одобрение своих действий. В таком возрасте дети очень обидчивы и эмоционально реагируют на критику.

Совет №11

Почаще хвалите ребенка, обнимайте. Говорите, что гордитесь им, довольны его поведением или поступком.

Усиливается гендерное самосознание. Дети не только хорошо осознают свою половую принадлежность, но и учатся вести себя соответственно ей. Также расширяются их представления о половой принадлежности (мужской пол — мальчик, юноша, мужчина, сын, старик и т.д.). Они учатся различать мужские и женские профессии, понимать специфику поведения и общения с людьми разного пола.  

Средний дошкольник может анализировать свое самочувствие, начинает обращать внимание на свое здоровье. В случае недомогания способен сообщить об этом взрослому и объяснить в чем проблема.

Информация по возрастным особенностям детей является одним из способов осуществления активного сотрудничества между семьей и дошкольным учреждением. Благодаря такой педагогической поддержке родители смогут правильно выстроить свои взаимоотношения с малышом, что поспособствует формированию у  дошкольника высокой самооценки. Ребенок станет более уверенным, овладеет навыками и способностями, полезными для дальнейшей жизни.

Источник