Особенности развития ребенка дошкольного и преддошкольного возраста

Особенности развития ребенка дошкольного и преддошкольного возраста thumbnail

Преддошкольный и дошкольный возрастные периоды являются весьма важными с точки зрения дальнейшего физического, психического, социального, познавательного развития ребенка, которое может быть успешным только при соблюдении определенных условий, включающих правильную организацию дня, обеспечение безопасной среды его обитания, решение вопросов по адаптации ребенка к детскому коллективу, адекватное и рациональное питание.

При формировании оптимального режима дня необходимо:

• обеспечить ребенку удовлетворение потребности в сне, который должен иметь продолжительность, соответствующую возрасту ребенка;

• соблюдать регулярность в поступлении питательных веществ;

• создать условия для активной деятельности, своевременно чередуя ее с достаточным отдыхом,

• соблюдать определенную последовательность компонентов организации дня ребенка;

• при занятиях учитывать время сосредоточения и утомления.

Таким образом, режим дня должен предусматривать время для занятий с ребенком, время для прогулок, время для сна, гигиенических процедур и принятия пищи.

В зависимости от возраста в режиме дня ребенка могут преобладать те или иные моменты. На протяжении 2-го года жизни ребенка продолжительность периодов бодрствования достаточно резко меняется, увеличиваясь на 1,5—2 ч во втором полугодии. В этом возрасте может устанавливаться два разных варианта режима дня.

Основным отличием в этих режимах является наличие двух отрезков дневного сна в течение первого полугодия преддошкольного возраста.

Знание привычного режима ребенка поможет лучшей его адаптации к условиям детского дошкольного учреждения.

Так, в начале преддошкольного периода, в возрасте 1—1,5 года продолжительность ночного сна должна составлять 10—11 ч, дневного — 3,5—4,5 ч, количество отрезков дневного сна — 2; общее время периодов бодрствования составляет 8,5—9,5 ч при троекратном их количестве.

ребенок 4-6 лет ночью спит 10 часов днем 1 раз 2 часа, 4 раза питание, 12 часов бодрствование

При формировании режима дня детей преддошкольного и дошкольного возраста необходимо предусмотреть время для проведения закаливающих процедур и физического воспитания, которые можно сочетать между собой. К году ребенок уже должен быть знаком с основными естественными природными факторами, используемыми при закаливании (воздух, вода, солнечные лучи).

С года можно постепенно и очень осторожно назначать ребенку солнечные ванны, а после 3 лет, т.е. с началом дошкольного возраста, их проводят достаточно широко, но только после обязательного предварительного курса ежедневных световоздушных ванн в течение как минимум недели. Продолжительность солнечной ванны не должна превышать 10—20 мин, а предшествовать каждой должна воздушная ванна. Оптимальным для проведения солнечной ванны является время с 9 до 11 часов утра, через 1 — 1,5 ч после легкого завтрака.

Солнечные ванны начинают с минутной экспозиции в положении на спине и на животе, увеличивая время воздействия солнечных лучей на 1 мин каждые 2—3 дня, доводя продолжительность солнечной ванны до 10 мин на животе и спине. Солнечные ванны сочетают с водными процедурами: после нее (ни в коем случае не до солнечной ванны!) проводят обливание или купание под душем с температурой воды в начальном периоде воздействия солнечными лучами 36 °С с постепенным ее снижением до 28 °С. После водных процедур ребенка нужно обязательно насухо вытереть даже в жаркую погоду. За лето рекомендуется проводить 20—30 солнечных ванн.

Но начинать закаливание все-таки лучше с воздушных процедур. Воздушные ванны можно проводить как в помещении, так и на открытом воздухе. Если воздушная ванна проводится в помещении (в холодное время года), его нужно хорошо проветрить, доведя температуру воздуха до 18—19 °С. Длительность процедуры составляет при этом 30—40 мин. Воздушные ванны необходимо сочетать с гимнастическими упражнениями.

Дети старше 1,5 лет могут принимать воздушные ванны во время утренней гимнастики, одежда при этом должна быть легкой: майка, трусы, носки, тапочки.

Мощным закаливающим средством являются водные процедуры, оказывающие тонизирующее действие на весь организм.

В преддошкольном периоде можно использовать как применяющееся в грудном возрасте общее обтирание, так и новые виды водных процедур: обливание ног, общее обливание, душ; в дошкольном возрасте добавляется и купание в открытых водоемах.

В преддошкольном возрасте общее обтирание проводят водой, температура которой снижается до 24 °С, а начинают обтирание при температуре воды 33—32 °С. Длительность процедуры составляет 6—8 мин. используют воду сначала температурой 28 °С и, снижая ее на 1 °С каждые 2—3 дня, доводят до комнатной. Продолжительность процедуры составляет 20—30 с. С 1,5 лет можно применять контрастное закаливание.

Температура воды при проведении общего обливания составляет 24—28 °С, но начинают его при температуре воды —37 °С, снижая ее каждые 5 дней на 1 °С. С 1,5 лет можно применять душ, положительный эффект которого выше, чем при обливании. При этом необходимо следить за тем, чтобы зонтик душа не попадал на голову ребенка. Продолжительность процедуры — 1 — 1,5 мин.

Купание в открытых водоемах рекомендуется начинать не ранее 3-летнего возраста, после предварительной подготовки и обязательно в присутствии и под наблюдением взрослых.

Температура воздуха при этом должна быть не ниже 24 °С, а воды — 22 °С.

После любой водной процедуры ребенка необходимо растереть сухим махровым полотенцем.

Для закаливания детей дошкольного возраста возможно использование эффекта русской бани, сауны. Однако возможность посещения бани необходимо согласовать с врачом.

Основой закаливающего эффекта русской бани является соблюдение контрастного цикла: нагревание—охлаждение- отдых. Длительность каждого из этих этапов должна соответствовать формуле 1:1:2, т.е. находиться в парилке и принимать охлаждающие процедуры нужно примерно одинаковое время, а отдыхать — в два раза дольше. Длительность нахождения в парилке для детей, начинающих привыкать к русской бане, должна составлять вначале 3—5 мин, затем это время можно увеличить до 5—10 мин.

Исключительную роль в сохранении и укреплении здоровья ребенка играет физическое воспитание, к которому приступают еще в грудном возрасте. Массаж, как правило, к преддошкольному возрасту уже заканчивают, а гимнастические упражнения продолжают в соответствии с возрастом ребенка, его силами, двигательными умениями. Целью гимнастики в возрасте от 1 года до 2 лет является развитие и совершенствование основных движений ребенка (ходьба, бросание мяча в цель, перешагивание через препятствия, лазание вверх). Занятия с ребенком этого возраста проводят в течение 10—20 мин, чтобы не вызвать его утомления, сохранить бодрость, хорошее настроение. После 4 лет для физического воспитания широко используют упражнения спортивного характера.

Для нормального развития ребенка преддошкольного возраста, как и для грудного ребенка, большое значение имеет полноценный сон. Желательно приучить ребенка спать днем и вечером примерно в одно и то же время, так как в этом случае формируется условный рефлекс на время укладывания, что способствует лучшему засыпанию. Перевод на одноразовый дневной сон возможен в возрасте после 1,5 лет при условии, что ребенок здоров и ко времени укладывания для дневного сна активен, бодр, долго не засыпает.

Если же у ребенка, которого перевели на однократный дневной сон, через некоторое время проявляются признаки утомления нервной системы, физического утомления (становится вялым или возбужденным, плохо ест, капризничает, часто плачет, не хочет самостоятельно ходить), то его следует временно снова перевести на двукратный дневной сон, пока поведение ребенка не нормализуется. Перед переводом ребенка на новый режим ему следует сначала уменьшить продолжительность дневного сна, затем укладывать на ночь пораньше, а поднимать после ночного сна позже обычного, обеспечив необходимую общую продолжительность сна.__

Читайте также:  Игры для развития логики и памяти ребенка

В конце дошкольного периода, перед поступлением в школу, если ребенок здоров и выдерживает длительное бодрствование, его можно перевести на режим без дневного сна.

Существенную роль в нормальном развитии ребенка, сохранении его здоровья и активности играет адекватное, т.е. соответствующее возрасту и потребностям организма, и рациональное, правильно организованное, питание, которое должно обеспечивать достаточное поступление необходимых питательных веществ, минералов и витаминов. Это возможно при соблюдении определенных правил. Так, завтрак должен начинаться не позднее чем через 1 ч после пробуждения, а лучше через 30—40 мин после него, так как дети долго не выдерживают без приема пищи; последнее кормление следует проводить не позднее чем за 1 ч до сна, что позволит обеспечить ребенку спокойный сон. Время приема пищи желательно устанавливать одно и то же, пища должна быть разнообразной. Объем пищи увеличивается постепенно и составляет в зависимости от возраста 1400—1700 мл в сутки. Ориентировочно его можно рассчитать по формуле:

У= 1000 + 100п, (2.16)

где V — объем пищи; п — число лет

Количество пищи, получаемой ребенком, должно быть распределено на 4—5 кормлений. Объем и калораж пищи распределяются в течение дня на 2-м году жизни равномерно, а затем на завтрак — 25 %, на обед — 35—40 %, на полдник — 10 % и на ужин 20—25 %. Дети в возрасте от 1 года до 1,5 лет должны получать, как правило, 5-разовое питание, но они сравнительно быстро приспосабливаются и к 4-разовому.

Питание детей преддошкольного и тем более дошкольного возраста значительно отличается от питания детей грудного возраста, что связано с развитием жевательного аппарата, увеличением объема желудка, возросшими функциональными возможностями пищеварительной системы, поэтому пища детей после года постепенно приближается к пище взрослых. Однако структура и функции органов пищеварения еще во многом несовершенны, что требует сохранения принципа щажения пищеварительного аппарата, строгого контроля за качеством продуктов, их кулинарной обработки. Кроме того, пища детей должна содержать некоторые незаменимые вещества, поэтому ряд продуктов должен входить в состав рациона ежедневно. К таким продуктам относятся, в частности, молоко, мясо, масло, овощи, фрукты. Другие продукты могут входить в питание ребенка через день — это рыба, творог, яйца. Полноценный рацион предполагает обеспечение детей необходимым количеством белков животного происхождения.

В возрасте от 1 года до 3 лет они должны составлять 75 %, в возрасте 4—6 лет — 65 %, старше 7 лет — 50 % общего количества белка в пищевом рационе.

Одной из особенностей питания детей является достаточное обеспечение молоком (до 0,5 л в сутки) и творогом (40—50 г), использование в рационе кисломолочных продуктов.

Введение в состав рациона этих продуктов необходимо по крайней мере по двум причинам: 1) обеспечение растущего организма, у которого происходит формирование скелета, достаточным количеством кальция; 2) белки молочных продуктов легче усваиваются.

Жиры обязательно должны содержать полиненасыщенные жирные кислоты, поэтому рекомендуется использовать растительные жиры (не менее 10—15 % от общего количества жиров),

Соотношение между белками, углеводами и жирами должно быть в преддошкольном возрасте 1:4:1, а в дошкольном — 1:3,5:1.

В рационе детей этих возрастных периодов обязательно присутствие листовых овощей, корнеплодов, зелени, фруктов, ягод и соков, что позволит обеспечить организм необходимым количеством балластных веществ и минералов, а также пополнит поступление витаминов.

При составлении меню необходимо учитывать, что крупяные и макаронные изделия следует давать не чаще одного раза в день, а овощные блюда — два раза в день.

Набор продуктов с возрастом значительно обогащается, расширяется: так, с 2 лет ребенку можно давать немного неострого сыра, селедки, икры, квашеной капусты. Не рекомендуется кормить детей насильно, а также давать в перерывах между приемами пищи какую-либо еду, особенно это касается различных лакомств (конфеты, печенье, мороженое).

В течение суток важно правильно распределить продукты: в первую половину дня можно давать мясные, рыбные, бобовые блюда, а во второй половине (на ужин) — творожные, овощные, крупяные.

Кулинарная обработка продуктов также имеет свои особенности: до 1,5 лет готовят блюда кашицеобразной консистенции (пюре, суфле, паровые котлеты, пудинги), затем, с появлением коренных зубов и развитием жевательного аппарата, — мясо, нарезанное кусочками, винегреты, котлеты, дают целые фрукты.

Во время еды ребенку нужно дать в руки ложку, чтобы он учился есть самостоятельно. Вилку и нож, сделанные из нержавеющей стали, можно давать с 3 лет; В питании детей не следует использовать специи, острые блюда, пищевые добавки искусственного происхождения (ароматизаторы, красители), копчености, чипсы, жевательную резинку. Нежелательно также вводить в рацион баранину, жирные сорта свинины, мясо гусей, уток, натуральный кофе, какао. Шоколад не рекомендуется давать до 5 лет.

Очень важным является правильный подбор игрушек, соответствующих возрасту ребенка, его развитию. Общими принципами подбора игрушек являются слелующие:

• для каждого возраста существует свой набор игрушек;

• игрушки должны быть безопасными;

• материал, из которого сделана игрушка, Должен легко поддаваться гигиенической обработке;

• разнообразить набор игрушек не следует слишком часто;

• периодически необходимо пересматривать ассортимент игрушек, убирая часть из них на некоторое время;

• действия с новой игрушкой лучше продемонстрировать, показать, как с ней обращаться.

На 2-м году жизни, в возрасте 1 год — 1 год 3 мес можно рекомендовать игры с мячом, тележкой, машиной, обручем, полезными оказываются крупные разборные игрушки, развивающие у ребенка мышление, игрушки-вкладыши (пирамидки, матрешки, кубы, цилиндры разной величины). Игрушки-вкладыши формируют у ребенка усидчивость, терпение, настойчивость. Желательно, чтобы игрушки одного и того же наименования (например, мишка, заяц) были сделаны из разных материалов (мягкие, резиновые, пластмассовые). Это позволяет расширить восприятие ребенка, формировать функцию обобщения по признакам предмета.

В возрасте 1,5 года особо важным становится развитие движений, координированности, пространственного восприятия, поэтому при выборе игрушек предпочтительнее мячи разных размеров, кукольные коляски, предметы различной формы В возрасте 1 года 9 мес используют разнообразные игрушки, но среди них обязательны пирамидки, предметы разного материала, цвета, формы. Для развития речи необходимы картинки с действиями. Показывая их ребенку, можно задавать ему вопросы типа ≪Кто это?≫, ≪Что это?≫, ≪Что делает?≫. Такие действия взрослого будут стимулировать речевую активность ребенка, увеличивать его словарный запас.

Основой правильной организации дня ребенка преддошкольного и дошкольного возраста, как и в другие возрастные периоды, является обеспечение потребности в движениях.

Для ребенка 2 лет уже необходимы более сложные предметы и игры. Его могут заинтересовать различные сюжетные игры и игрушки — в этом возрасте начинает формироваться сюжетная игра. Большой интерес у детей вызывают книги, которые нужно не только рассматривать с ребенком, но и читать, причем дети любят неоднократно слушать уже знакомые сказки, стихи, запоминая их.

Выбор игрушек, игр и предметов для игры ребенка от 2 до 3 лет должен предусматривать достаточное их разнообразие, при этом каждая игрушка выполняет определенную функцию. В этом возрасте следует приобщать детей к изобразительной деятельности. С этой целью используют пластилин, карандаши, акварельные краски.

Читайте также:  Диагностика эмоционального развития ребенка тесты

В дошкольном возрасте роль игры в развитии ребенка не уменьшается. Особое значение приобретают коллективные, сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические, компьютерные игры, в ходе которых происходят сложные процессы обучения и воспитания ребенка, которые в конечном итоге обусловливают правильное и своевременное его развитие.

С 3 лет можно рекомендовать катание на трехколесном велосипеде, в зимнее время — на лыжах, санках.__

+++++++Достаточно серьезной проблемой в преддошкольном и дошкольном возрасте является поступление ребенка в дошкольное учреждение, посещение им различных подготовительных групп, групп гармоничного развития. Стремление как можно раньше отдать ребенка в дошкольное учреждение (ясли, детский сад) не может считаться оправданным, особенно если у ребенка наблюдаются какие-либо отклонения в развитии. В преддошкольном возрасте очень велика привязанность ребенка к матери, беспокойство при разлуке с ней сохраняется у девочек до 2,5, а у мальчиков — до 3,5 лет, поэтому нецелесообразно отделение ребенка от матери по крайней мере до 2 лет, когда велика угроза невротизации ребенка, которая может проявляться не только беспокойством при разрыве сложившегося эмоционального контакта, но и страхом при посторонних, незнакомых взрослых. До этого возраста разлука с матерью наносит серьезную травму чувству привязанности и является невротизирующим фактором в развитии ребенка, способным привести к утрате некоторых навыков (двигательных, гигиенических) и некоторой задержке психического развития. Поэтому, если ребенок не оторван от матери в более раннем возрасте (до 6 мес), следует дождаться возраста, когда привязанность к матери не будет носить ярко выраженного зависимого характера, когда уменьшится беспокойство во время ее отсутствия, обусловленное формирующимся чувством собственного ≪я≫, а контакты с незнакомыми взрослыми не будут сопровождаться настороженностью. Как правило, это наступает в возрасте после 2 лет.

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных



Поиск по сайту:

Источник

Преддошкольный возраст имеет огромное значение для каждого родителя. Именно на этой стадии можно выявить скрытые патологии и узнать об особенностях развития малыша в окружающем мире. Стоит подробнее поговорить о физическом и психологическом созревании крохи.

Возрастные стадии

Весь период роста ребенка педиатры подразделяют на несколько основных стадий:

  • новорожденный – с самого рождения и до 1 месяца;
  • ясельный или младенческий – с 1 месяца до 1 года;
  • преддошкольный – с 1 года до 3 лет;
  • дошкольный – с 3 до 7 лет;
  • школьный – с 7 до 12 лет;
  • пубертатный – с 12 до 17 лет.

ребенок мальчик

Именно преддошкольный возраст является самым интересным. В этот период карапуз познает окружающий мир и делает для себя новые открытия.

Физиологическое развитие

Важной особенностью преддошкольного, дошкольного возраста является физиологическое развитие. После 1 года малыш заметно становится крепче. Его мышечная ткань укрепляется, начинает формироваться соединительный каркас мышц. Движения малыша становятся более четкими и быстрыми.

Более совершенной стала и иммунная система. Ребенок меньше болеет. В этом возрасте продолжают расти и развиваться важные системы организма: костная, сердечно-сосудистая, мочевыводящая, кроветворная, нервная и эндокринная.

Психологическое развитие

Для детей преддошкольного возраста этот период является временем исследований. В год он начинает ходить и до полутора лет изучает окружающий мир: пытается открыть дверки шкафчиков, изучить на вкус все предметы в доме. Он становится чрезмерно активным, что приводит к появлению синяков и ссадин.

У детей от полутора до двух лет начинает формироваться характер. Кроха уже уверенно может продемонстрировать свою позицию. Наблюдая за играми на детской площадке, родитель способен определить, скромный его ребенок или боевой, жадный или щедрый, присутствуют ли в нем лидерские качества.

Завершающий этап периода преддошкольного возраста начинается в 2 и заканчивается в 3 года. В этот момент уже легко определить предпочтения малыша: у него появляются любимые мультики, игры и игрушки. С каждым месяцем родителю становится легче определить потребности крохи.

Развитие речи

На протяжении всего преддошкольного и дошкольного возраста у ребенка начинает активно развиваться речь. Этот процесс подразделяется на несколько основных стадий.

  • К первому году жизни маленький человечек начинает воспроизводить не связанные между собой слова. Родитель пока еще не понимает этого милого лепета, но с точностью может определить, когда его ребенок злится, а когда находится в хорошем расположении духа.
  • Приблизительно с года до полутора лет его речь становится указательной. Он начинает произносить фразы, указывая на знакомый для него предмет или обращаясь к близкому человеку.
  • На протяжении всего преддошкольного и дошкольного возраста, а именно с 1 до 7 лет, он продолжает учиться говорить — сначала слова, затем короткие фразы и предложения.

Не стоит огорчаться, если малышу 2-3 года, а он до сих пор не говорит. Развитие каждого ребенка происходит в индивидуальном порядке, стоит только набраться терпения.

Для того чтобы улучшить речевые навыки малыша, требуется как можно больше общаться с ним, читать книжки, рассказывать сказки и стихи. Педиатрам удалось выявить, что большинство молчунов — воспитанники семей трудоголиков. Родители, для которых самыми важными аспектами являются достижение прибыли и карьерный рост, поручают ребенка посторонним людям, оставляют его развлекаться в одиночестве с гаджетами и игрушками.

Пора на горшок

Развитие детей преддошкольного возраста подразумевает приобретение новых навыков. Как только малыш научился ходить, можно начинать постепенно обходиться без подгузников.

малыш на горшке

Опытными педиатрами было разработано несколько советов по приучению ребенка к горшку:

  • Стоит присматриваться к поведению ребенка и распознавать, как он начинает себя вести перед тем, когда хочет сходить на горшок. Затем требуется начинать высаживать при каждом позыве.
  • Следует надевать подгузник только во время сна и на прогулке. Если ребенок написает в штаны дома, ему будет неприятно ходить. Соответственно, он сам будет пытаться сходить на горшок.
  • Маленькие дети не отличаются усидчивостью. Рекомендуется приобрести для них музыкальный горшок, который сможет привлечь их внимание.
  • Обязательно стоит хвалить ребенка после того, как он сходил на горшок правильно. Таким образом, он начнет стремиться радовать родителей чаще.

Все дети развиваются по-разному. Кто-то самостоятельно начинает использовать горшок по назначению в 9 месяцев, а кто-то приобретает эти навыки только к 1,5-2 годам. Не стоит ругать ребенка, если он отличается от своих сверстников.

Сон

Важной частью дневного режима в преддошкольном и дошкольном возрасте является сон.

Годовалые и полугодовалые малыши в норме должны спать три раза в сутки:

  • ночью — 6-8 часов;
  • в первый дневной сон — 2-2,5 часа;
  • во второй дневной сон — 1-1,5 часа.

Двухгодовалые и трехгодовалые дети спят реже. Абсолютной нормой является сон, продолжительность которого составляет 6-8 часов ночью и 2-3 часа днем. Допускается отклонение от нормы в пределах 25-30 минут.

ребенок спит

Если кроха просыпается и укладывается спать в одно время, он всегда будет в хорошем расположении духа. Существует несколько уловок, помогающих заставить малыша заснуть:

  1. Требуется выключить в спальне телевизор и убрать все игрушки. Ничто не должно отвлекать кроху.
  2. Рекомендуется перед дневным сном погулять в течение 1,5-2 часов. Если на улице плохая погода, то можно заменить прогулку активными играми дома.
  3. Следует занавесить в комнате окна и выключить освещение. Яркий свет оказывает раздражающий эффект на нервную систему.
  4. Самый эффективный метод уложить малыша спать — обнять его и рассказать сказку. Если ребенок засыпает один, то можно включить ему классические композиции, которые не только расслабляют, но и формируют у него хороший вкус.
Читайте также:  Развитие ребенка 2 года и 1 месяц мальчик

Сначала малышу будет достаточно сложно заснуть тогда, когда этого требует родитель. Затем его организм самопроизвольно будет готовиться ко сну к нужному времени.

Кормление

Преддошкольный и дошкольный возраст – это время, когда маленький человечек приобретает навыки, которыми ему предстоит пользоваться на протяжении всей жизни. Кушать малыш должен 4-5 раз в день с интервалами 3-4 часа.

В основу рациона годовалого малыша входит готовое детское питание. Постепенно его можно переводить на более «взрослую» твердую пищу. Ежедневно ребенок в возрасте от 1 до 3 лет должен употреблять:

  • кашу;
  • блюдо из овощей (суп, пюре, суп-пюре);
  • фруктовое пюре;
  • мясное и рыбное пюре;
  • кисломолочный продукт (творог, йогурт, нежирный кефир).

Дети в преддошкольном возрасте от 1 до 2 лет дополнительно питаются смесью или грудным молоком.

Нельзя кормить ребенка жареными и жирными блюдами, стоит ограничить употребление сладкого и соленого.

Как научить есть ложкой самостоятельно?

учится есть ложкой

Как только кроха достиг возраста 1,5 года, можно начинать постепенно приучать его к самостоятельному приему пищи. Стоит заметить, что это очень долгий процесс. Практически у всех родителей возникают проблемы с обучением. Педиатры дают несколько советов по этому поводу:

  • Дети преддошкольного и школьного возраста перенимают привычки взрослых людей. Рекомендуется брать малыша с собой за обеденный стол. Он будет видеть, каким образом питаются родители, и начнет пытаться им подражать.
  • Следует дать малышу ложку, чтобы он изучил этот предмет.
  • Как только малыш познакомился с ложкой, можно перейти к основному этапу – обучению самостоятельному кормлению. Следует положить в емкость небольшое количество густой пищи, зачерпнуть ее ложкой и дать в ручку малышу. Как только он начнет подносить ее ко рту, следует поддерживать его ручку за локоть. Сначала кроха будет делать неуклюжие движения, но постепенно он научится кушать самостоятельно.

Стоит учесть, что во время обучения ребенок может испачкать одежду, волосы и окружающие предметы. Предварительно стоит надеть на него чепчик, слюнявчик и постелить на стол одноразовую салфетку.

Правильный режим дня для детей

ребенок гуляет

Педиатрами был разработан правильный режим дня для детей преддошкольного возраста, придерживаясь которого, малыш всегда будет чувствовать себя хорошо.

Режим дня для ребенка 1 — 2 летРежим дня для ребенка 2 -3 лет
21:30 — 7: 30сон21:30 — 7:30сон
8:00смесь или грудное молоко8:00завтрак
8:30 — 10:30прогулка8:30 -12:30прогулка
11: 00завтрак12:30обед
11:30 — 13:00дневной сон13:00 — 16:00дневной сон
13:30обед16:30полдник
14:00 — 16:00прогулка17:00 — 19:00прогулка
16:30полдник19:30ужин
17:00 — 18:00дневной сон20:00 — 21:00развивающие игры с ребенком
18:30ужин21:00 — 21:30водные процедуры
19:00 — 20:00активные игры с малышом
20:00 — 21:00гигиенические процедуры
21:30смесь или грудное молоко

Педиатры уверяют, что отклонение от привычного режима дня на 20-30 минут не критично для малыша. Если на улице мороз или дождь, то прогулку можно заменить просмотром мультфильма или игрой с родителем, но не стоит забывать о ежедневном проветривании помещения. Свежий воздух необходим любому живому организму.

Бытовые навыки

Дети преддошкольного и дошкольного возраста уже не являются беспомощными. В этот момент они начинают:

  • чистить зубы;
  • умывать лицо и руки;
  • надевать и снимать одежду;
  • уносить посуду за собой после еды;
  • надевать обувь.

ребенок чистит зубы

Многие мамы запрещают малышам тренироваться в бытовых навыках, так как боятся, что дома будет беспорядок. Да и сделать привычные вещи за малыша самой получится быстрее. Педагоги и психологи считают такое поведение ошибочным. Совсем скоро малыш пойдет в детский сад, где ему очень пригодится умение самообслуживания.

Купание и закаливание

Купание малыша является неотъемлемой частью режима дня. Следует проводить эту процедуру перед сном. Если малыш плохо спит, то в ванночку можно добавить череду или ромашку – эта трава оказывает успокаивающие действие.

папа моет малыша

Купая малыша, стоит придерживаться нескольких основных правил:

  • Температура воды должна быть в пределах от 36 до 37,5 градусов. Для ее измерения требуется приобрести специальный водный термометр.
  • Общая продолжительность процедуры не должна превышать 20 минут.
  • Нельзя мыть ребенка при повышенной температуре тела. Воздержаться от принятия ванны стоит и в дни проведения прививок.
  • После процедуры рекомендуется обработать кожу смягчающим маслом или кремом.

Педиатры рекомендуют в возрасте от 1,5 до 3 лет вводить в дневной режим процедуру закаливания. Она необходима для укрепления иммунитета малыша, нервной и дыхательной системы и для улучшения его самочувствия. Процедура подразделяется на нескольких основных этапов:

  • требуется налить в емкость воду температурой 35 градусов;
  • в ней необходимо тщательно смочить пеленку или полотенце;
  • теперь следует аккуратно обтереть ребенку ручки, ножки, грудь и спинку.

Пять дней требуется придерживаться одного температурного режима. Постепенно можно снижать температуру на 1 градус — до тех пор, пока отметка на термометре не достигнет показателя 24 градуса.

Тревожные признаки

Особенности преддошкольного возраста индивидуальны для каждого малыша. Один ребенок может начать говорить в 1,5 года, а другой эти навыки приобретает только к 2,5 годам. Один малыш активно употребляет пищу сам, а другой ждет, когда к его рту преподнесет ложку родитель. Не стоит торопить малыша, рано или поздно он освоит необходимые навыки. Но существуют некоторые особенности поведения, при выявлении которых родитель должен насторожиться:

  • Ребенок в течение длительного времени совершает однотипные движения ручками или ножками, при этом не отзывается на замечания родителя.
  • Он внезапно начинается набрасываться на людей, драться или кусаться.
  • Малыш внезапно просыпается во сне и кричит, при этом он не голоден и у него чистый подгузник.
  • Он не отзывается на просьбы родителей и не понимает их.

При выявлении любых аномальных признаков требуется незамедлительно обратиться к врачу для проведения диагностического обследования. Решить подобные проблемы помогут педиатр, невролог, психолог.

Заключение

Ребенок и родитель — это два неразлучных звена. Чем крепче между ними связь, тем счастливее и умнее будет малыш. Основной проблемой преддошкольного, дошкольного и школьного возраста может стать нехватка любви – требуется окружить ребенка заботой и вниманием. Только родительская любовь поможет ему вырасти полноценным человеком. Не стоит перекладывать его воспитание на других, ссылаясь на постоянную занятость. Любите свою кроху, общайтесь с ним и занимайтесь.

Источник