Особенности развития познавательной сферы умственно отсталого ребенка

В отечественной психологии основной структурной единицей познания рассматривается ориентировочное действие. Исследователи-психологи установили, что в основе умственного развития лежит овладение разными видами познавательных ориентировочных действий, причем первое место среди них занимают перцептивные и мыслительные действия. Образование перцептивных и мыслительных действий у детей происходит путём интериоризации внешних, материальных ориентировочных действий, когда обследование предметов и явлений, выделение их свойств и отношений происходит при участии различного рода реальных манипуляций. В свою очередь внешние ориентировочные действия либо возникают внутри практической деятельности, либо усваиваются ребёнком в ходе обучения.

В дошкольном возрасте у ребёнка в норме чрезвычайно усиливается познавательная активность, интерес к познанию окружающего мира. Их интересует не только внешний вид и назначение предмета, но и связи и отношения между предметами и явлениями, лежащие в их основе причинные зависимости, взаимоотношения людей, нравственные и социальные связи и закономерности. Но основой познания для ребёнка дошкольного возраста оказывается чувственное познание – восприятие и наглядное мышление. От того, как сформированы у дошкольника восприятие, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, зависят его познавательные возможности, а также дальнейшее развитие деятельности, речи и более высоких, логических форм мышления.

В то же время и само чувственное познание — восприятие и наглядное мышление — развивается в тесной связи с развитием деятельности (игровой, изобразительной, трудовой).

Познавательная деятельность заключается в познании окружающего мира: в восприятии его, осмыслении, запоминании. Для этого необходимо развитие таких психических процессов, как восприятие, мышление память, речь. Одним из условий, облегчающих ребёнку процесс познания, учения является наличие такого качества, как направленность психической деятельности, способность быть внимательным при выполнении того или иного задания

Особенность аномалии развития при умственной отсталости состоит в превалировании явлений общего необратимого недоразвития церебральных структур с преимущественным нарушением онтогенеза наиболее сложных и поздно формирующихся корковых систем, в первую очередь лобной коры.

Эти особенности патогенеза являются определяющими для понимания клинико-психологической структуры дефекта, основу которой составляют два фактора: тотальность и иерархичность недоразвития мозга и организма в целом.

Тотальность проявляется прежде всего в органическом недоразвитии всех нервно-психических функций, начиная с низших (моторика, элементарные эмоции) и кончая высшими, специфически человеческими, обеспечивающими познавательные процессы.

Иерархичность психического недоразвития является вторым важнейшим признаком олигофрении (умственной отсталости). Она выражается в том, что при отсутствии осложненности олигофрении недостаточность восприятия, памяти, речи, эмоциональной сферы, моторики при прочих равных условиях всегда выражена меньше, чем недоразвитие мышления. При лёгкой степени умственной отсталости можно даже говорить о нередко встречающейся относительной сохранности отдельных психических функций. Недоразвитие же высших форм мышления составляет кардинальный. Обязательный признак олигофрении.

Эта закономерность отражена и в структуре недостаточности каждой из психических функций. В конечном счёте в восприятии, речи, памяти, внимании, эмоциональной сфере и даже моторике при олигофрении всегда более страдает уровень, связанный с функцией отвлечения и обобщения.

Одна из основных особенностей умственного недоразвития — инертность психических процессов.

Восприятие

Ощущения и восприятия рассматриваются психологами как процессы отражения предметов, явлений при непосредственном воздействии их на органы чувств. Восприятие это не просто совокупность разных ощущений, это целостное отражение объектов и явлений окружающего мира. Оно связано с речью, мышлением, памятью, представлениями, а также особенностями личности.

Как правило, первичные поражения органов чувств при олигофрении отсутствуют, восприятие отличается бедностью, слабой избирательностью и недостаточно полно отражает окружающую действительность.

Развитие восприятия детей с нарушениями интеллекта имеет значительные отличия. Овладев выбором по образцу на основе зрительной ориентировки, дети не могут осуществить выбор из большого количества элементов, затрудняются при различении близких свойств, не могут учитывать эти свойства в действиях с дидактическими предметами. Без специального обучения не могут сделать обобщения по выделенным признакам, умение выстроить по определённому признаку ряд предметов, найти место предмета в данном ряду.

Страдает формирование целостного образа, он либо не формируется ни в какой форме, либо формируется неполноценно, искажённо.. У детей отсутствует ориентировочно-исследовательская деятельность, восприятие происходит неравномерно. Усвоенные эталоны зачастую оказываются нестойкими, расплывчатыми, отсутствует перенос усвоенного способа действий с одной ситуации на другую. Сложными являются взаимоотношения между восприятием свойства, знанием его назвавния, возможностью действовать с учётом данного свойства и возможностью производить на его основе простейшие обобщения. Дети, успешно выделяющие свойства во время занятий, не могут подобрать парные предметы по просьбе педагога, совсем не выделяют их в быту, в самостоятельной деятельности, тогда, когда нужно найти определённый предмет в помещении.

Таким образом при умственной отсталости наблюдаются выраженные недостатки этих процессов. Они проявляются в замедленном протекании, слабой дифференцированности. Восприятие умственно отсталых детей характеризуется нарушением избирательности, целостности, обобщенности. У них образуются лишь простейшие, а не главные связи между объектами, поэтому они с трудом постигают смысл воспринимаемого. У таких детей сужен объём восприятия, что мешает им ориентироваться в малознакомых местах. Перечисленные дефекты восприятия отрицательно влияют на всю познавательную деятельность ребёнка.

Коррекционная работа

1.Формировать навыки целенаправленного восприятия (в процессе любых видов деятельности обращать внимание детей на различные предметы, явления, на их свойства, узнавание предметов с помощью анализа. Восприятие ребёнка должно быть осмысленным, оречевлённым, необходима опора на практические действия.

Читайте также:  Развитие ребенка средствами аппликации

2.Вычленение в предмете его частей, определение величины, формы, цвета, формирование пространственных представлений, определению правой и левой стороны, восприятию перспективы направления и местоположения объекта.

3.Совершенствованию восприятия способствуют занятия рисованием, лепкой, конструированием, спортивные игры и физические упражнения. В процессе этой деятельности происходит освоение пропорций. Расположения на условном пространстве заданных конструкций.

Не нужно стремиться к упражнению отдельных органов чувств. Восприятие формируется в процессе осмысленных действий с предметами.

Внимание

Состояние внимания влияет на всю деятельность ребёнка. Часты случаи, когда именно из-за неумения управлять вниманием, из-за его несформированности, ребёнок испытывает трудности в школе. В случае умственной отсталости нарушения внимания, как правило, встречаются часто и выражены достаточно грубо. Особенно страдает произвольное внимание, когда требуется целенаправленная деятельность. У этих детей труднее привлекается внимание, невозможной оказывается его длительная активная концентрация, малейшие помехи отвлекают их.

По сравнению с нормальными сверстниками у умственно отсталых детей сужен объём внимания. бросая взор на какой-то объект они видят, они видят в нём меньше отличительных признаков. Это одна из причин, осложняющих ориентировку на улице, в помещении, особенно в малознакомых местах.

Недостатки внимания проявляются у умственно отсталых детей и при переключении с одного вида деятельности на другой. При переходе к новому заданию такие дети каждый раз затрачивают больше времени, чем их нормально развивающиеся сверстники.

Снижена у этих детей и способность к распределению внимания между различными видами деятельности. Они не могут делать одновременно два дела. Например, рисовать и рассказывать стихотворение, писать и подсчитывать удары карандашом по столу и т. д.

Присущие умственно отсталым детям грубые нарушения произвольного внимания препятствуют формированию у них целенаправленности в поведении и деятельности, резко снижают их работоспособность, значительно затрудняют организацию учебно-воспитательного процесса

Умственно отсталые учащиеся с преобладанием процессов возбуждения работают быстро, но крайне невнимательны, они часто отвлекаются. Периодически возникает необходимость организовать их деятельность. Эти ученики допускают массу ошибок, которые остаются ими незамеченными.

Дети с преобладанием процессов торможения допускают большое количество ошибок в сочетании с низким темпом работы.

Существенные различия устойчивости внимания требуют дифференцированного подхода в работе с умственно отсталыми школьниками. Им следует создавать условия, представляющие возможность для самостоятельной деятельности. при организации работы возбудимых учащихся нужна более строгая регламентация и определения отдельных этапов задания. Таким детям особенно необходимо частое варьирование видов выполняемой деятельности. В противном случае они н6ачинают сильно торопиться и делают много ошибок. Важно постоянно приучать их к самоконтролю, побуждать их работать в более медленном темпе, по возможности правильнее.

Детям с преобладанием процессов торможения, очень медлительным и малоактивным, необходимо давать больше времени для выполнения заданий, по возможности несколько уменьшать объём предлагаемых заданий

Источник

Äàëåå: Îñîáåííîñòè ëè÷íîñòíîãî ðàçâèòèÿ äîøêîëüíèêîâ
Ââåðõ: Ñîäåðæàíèå ðàçäåëà äèñöèïëèíû
Íàçàä: 2.1. Ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêàÿ õàðàêòåðèñòèêà äîøêîëüíèêîâ

2.2. Ïîçíàâàòåëüíàÿ äåÿòåëüíîñòü äåòåé ñ óìñòâåííîé îòñòàëîñòüþ

Ñíèæåíèå ïîçíàâàòåëüíîé àêòèâíîñòè ÿâëÿåòñÿ îñíîâíîé õàðàêòåðèñòèêîé äåòåé ñ
óìñòâåííîé îòñòàëîñòüþ. Ýòî ïðîÿâëÿåòñÿ âî âñåõ ñôåðàõ ïñèõè÷åñêîé
äåÿòåëüíîñòè òàêèõ äîøêîëüíèêîâ, ò.å. îòìå÷àåòñÿ
òîòàëüíîñòü ïðîÿâëåíèÿ äåôåêòà.

Âíèìàíèå. Âíèìàíèå êàê ïîçíàâàòåëüíûé ïðîöåññ îáåñïå÷èâàåò
îðãàíèçîâàííûé è öåëåíàïðàâëåííûé îòáîð ïîñòóïàþùåé èíôîðìàöèè,
èçáèðàòåëüíóþ è äëèòåëüíóþ ñîñðåäîòî÷åííîñòü ïñèõè÷åñêîé àêòèâíîñòè íà
îáúåêòå èëè äåÿòåëüíîñòè, à òàêæå íàïðàâëåííîñòü è èçáèðàòåëüíîñòü
ïîçíàâàòåëüíûõ ïðîöåññîâ. Âíèìàíèåì îïðåäåëÿåòñÿ òî÷íîñòü è äåòàëèçàöèÿ
âîñïðèÿòèÿ, ïðî÷íîñòü è èçáèðàòåëüíîñòü ïàìÿòè, íàïðàâëåííîñòü è
ïðîäóêòèâíîñòü ìûøëåíèÿ è âîîáðàæåíèÿ. Âíèìàíèå óìñòâåííî îòñòàëûõ
äåòåé íåïðîèçâîëüíî. Îíî õàðàêòåðèçóåòñÿ íåáîëüøèì îáú¸ìîì,
íåóñòîé÷èâîñòüþ è íàðóøåíèÿìè ïåðåêëþ÷àåìîñòè. Ïðîÿâëåíèÿ îñíîâíûõ ñâîéñòâ
âíèìàíèÿ ðåáåíêà çàâèñÿò îò êà÷åñòâåííîãî ñâîåîáðàçèÿ ñòðóêòóðû åãî äåôåêòà.
Íàïðèìåð, äåòè ñ íåéðîäèíàìè÷åñêèìè íàðóøåíèÿìè ïî òèïó ïðåîáëàäàþùåãî
âîçáóæäåíèÿ îòëè÷àþòñÿ îòâëåêàåìîñòüþ, èìïóëüñèâíîñòüþ, áûñòðûì
ïåðåêëþ÷åíèåì âíèìàíèÿ ñ îäíîãî îáúåêòà íà äðóãîé, ò.å. íàáëþäàåòñÿ
«ïîëåâîå ïîâåäåíèå». «Ïîëåâîå ïîâåäåíèå» — îñîáûé âèä
àêòèâíîñòè ðåáåíêà, ïðè êîòîðîì âíåøíèå ñòèìóëû ñðåäû óïðàâëÿþò åãî
ïîâåäåíèåì, âíóòðåííÿÿ ìîòèâàöèÿ äåÿòåëüíîñòè ôàêòè÷åñêè îòñóòñòâóåò.
Äîøêîëüíèêè-îëèãîôðåíû ñ õàðàêòåðíîé çàòîðìîæåííîñòüþ ìîãóò ïîêàçàòüñÿ íà
ïåðâûé âçãëÿä âíèìàòåëüíûìè, íî îáû÷íî ýòî âñåãî ëèøü âíåøíèå ïðîÿâëåíèÿ èõ
ìåäëèòåëüíîñòè è ïàòîëîãè÷åñêîé èíåðòíîñòè. Íåâíèìàòåëüíîñòü äåòåé ñ
íåäîðàçâèòèåì èíòåëëåêòà â îïðåäåë¸ííîé ìåðå îáóñëîâëåíà ñëàáîñòüþ èõ
âîëåâîé ñôåðû. Îíè íå ìîãóò â äîëæíîé ìåðå ñîñðåäîòî÷èòüñÿ íà âûïîëíÿåìîé
äåÿòåëüíîñòè, ðàáîòàòü, íå îòâëåêàÿñü. Áîëüøîå çíà÷åíèå èìååò òàêæå
íåñôîðìèðîâàííîñòü èíòåðåñîâ óìñòâåííî îòñòàëûõ äåòåé.

Îùóùåíèÿ è âîñïðèÿòèå. Ñóùåñòâåííóþ ðîëü â ïîçíàíèè ðåáåíêîì
îêðóæàþùåãî ìèðà èãðàþò åãî îùóùåíèÿ è âîñïðèÿòèå. Îíè ñîçäàþò êîíêðåòíóþ
áàçó äëÿ ôîðìèðîâàíèÿ ìûøëåíèÿ, ÿâëÿþòñÿ íåîáõîäèìûìè ïðåäïîñûëêàìè
ïðàêòè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè. Ó óìñòâåííî îòñòàëûõ äåòåé ÷àùå, ÷åì ó íîðìàëüíî
ðàçâèâàþùèõñÿ, èìåþò ìåñòî íàðóøåíèÿ îùóùåíèé ðàçëè÷íîé ìîäàëüíîñòè è,
ñîîòâåòñòâåííî, âîñïðèÿòèÿ îáúåêòîâ è ñèòóàöèé. Íåäîñòàòî÷íàÿ
äèôôåðåíöèðîâàííîñòü çðèòåëüíîãî âîñïðèÿòèÿ ýòèõ äåòåé îáíàðóæèâàåòñÿ â
íåòî÷íîì ðàñïîçíàâàíèè áëèçêèõ ïî ñïåêòðó öâåòîâ è öâåòîâûõ îòòåíêîâ,
ïðèñóùèõ òåì èëè èíûì îáúåêòàì, â ãëîáàëüíîì âèäåíèè ýòèõ îáúåêòîâ, ò.å.
îòñóòñòâèè âûäåëåíèÿ õàðàêòåðíûõ äëÿ íèõ ÷àñòåé, ïðîïîðöèé è äð.

Äëÿ óìñòâåííî îòñòàëûõ äåòåé õàðàêòåðíî ñâîåîáðàçíîå óçíàâàíèå îáúåêòîâ è
ÿâëåíèé. Îíè ñêëîííû îòîæäåñòâëÿòü â íåêîòîðîé ìåðå ñõîäíûå ïðåäìåòû,
íàïðèìåð, êîøêó è áåëêó, êðóã è îâàë. Íå óçíàþò èçîáðàæåíèÿ ïðåäìåòîâ â
óñëîæíåííûõ óñëîâèÿõ âîñïðèÿòèÿ, íàïðèìåð, ïåðåâ¸ðíóòûìè. Íàðóøåíèå
ïðîñòðàíñòâåííîé îðèåíòèðîâêè — îäèí èç ÿðêî âûðàæåííûõ äåôåêòîâ,
âñòðå÷àþùèõñÿ ïðè óìñòâåííîé îòñòàëîñòè.

Читайте также:  Развитие ребенка с помощью сказки

Ñâîåîáðàçèå çðèòåëüíîãî âîñïðèÿòèÿ äåòåé ñ óìñòâåííîé îòñòàëîñòüþ îò÷åòëèâî
ïðîÿâëÿåòñÿ ïðè ðàññìàòðèâàíèè ñþæåòíûõ êàðòèí, ïîíèìàíèå êîòîðûõ
îêàçûâàåòñÿ íåïîëíûì, ïîâåðõíîñòíûì, à â ðÿäå ñëó÷àåâ íåàäåêâàòíûì.
Ðàññìàòðèâàÿ ñþæåòíóþ êàðòèíó, îíè ÷àñòî íåïðàâèëüíî åå òîëêóþò,
ðóêîâîäñòâóÿñü ïåðâûì ñëó÷àéíûì âïå÷àòëåíèåì, ñïîñîáíîñòü ê àêòèâíîìó,
êðèòè÷åñêîìó ðàññìàòðèâàíèþ è àíàëèçó ñîäåðæàíèÿ ñèòóàöèè âûðàáàòûâàåòñÿ ó
íèõ ñ òðóäîì.

Âàæíîå ìåñòî â âîñïðèÿòèè îêðóæàþùåãî ìèðà çàíèìàåò îñÿçàíèå. Ñåíñîðíàÿ
ñèñòåìà, îáåñïå÷èâàþùàÿ ôîðìèðîâàíèå îñÿçàòåëüíîãî îáðàçà, âêëþ÷àåò êîæíûé è
êèíåñòåçè÷åñêèå àíàëèçàòîðû. Ñ ïîìîùüþ îñÿçàíèÿ ðàñøèðÿåòñÿ, óãëóáëÿåòñÿ è
óòî÷íÿåòñÿ èíôîðìàöèÿ, ïîëó÷àåìàÿ äðóãèìè àíàëèçàòîðàìè. Ïðè óìñòâåííîé
îòñòàëîñòè íàáëþäàåòñÿ ïàññèâíîñòü, íåäîñòàòî÷íàÿ öåëåíàïðàâëåííîñòü
îñÿçàòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè äåòåé, íåñîãëàñîâàííîñòü äâèæåíèé ðóê,
ïîñïåøíîñòü. ×àñòî ðàñïîçíàíèå îáúåêòà äåòåé ñ íåäîðàçâèòèåì èíòåëëåêòà
îñíîâàíî íà îäíîì-äâóõ íåñïåöèôè÷åñêèõ ïðèçíàêàõ, äîïîëíèòåëüíûõ ïîïûòîê
ïðîâåðèòü ïðàâèëüíîñòü ñâîåãî ðåøåíèÿ íå ïðîèñõîäèò.

Òàêèì îáðàçîì, åñëè ïðåäñòàâèòü ñåáå, ÷òî âñå ýòè âõîäíûå «âîðîòà», ÷åðåç
êîòîðûå âîçäåéñòâèÿ âíåøíåãî ìèðà äîëæíû ïðîíèêàòü â ñîçíàíèå ðåáåíêà è
ôîðìèðîâàòü åãî, óçêè è òðóäíîïðîõîäèìû, åñëè î÷åðòàíèÿ âíåøíåãî ìèðà
ïðåäñòàþò ïåðåä ðåáåíêîì ðàçìûòûìè, ðàñïëûâ÷àòûìè, è ëèøü íåìíîãîå
ïðîáèâàåòñÿ âíóòðü, ôèêñèðóåòñÿ â åãî ïðåäñòàâëåíèÿõ — ïîíÿòíûì ñòàíîâèòñÿ
ïðîèñõîæäåíèå åãî óìñòâåííîé íåäîñòàòî÷íîñòè. Òàêæå ïîíÿòíîé ñòàíîâèòñÿ
ìûñëü Ë.Ñ. Âûãîòñêîãî î ïåðâè÷íûõ (ÿäåðíûõ) è âòîðè÷íûõ ñèìïòîìàõ óìñòâåííîé
îòñòàëîñòè. Èìåííî ïëîõèå îùóùåíèÿ è âîñïðèÿòèÿ îêàçûâàþòñÿ, ñ òî÷êè çðåíèÿ
Ë.Ñ. Âûãîòñêîãî, ÿäåðíûìè ñèìïòîìàìè, êîòîðûå òîðìîçÿò, çàäåðæèâàþò ðàçâèòèå
âûñøèõ ïñèõè÷åñêèõ ïðîöåññîâ, â ÷àñòíîñòè ìûøëåíèÿ.

Ïàìÿòü. Ïàìÿòü êàê ïîçíàâàòåëüíûé ïðîöåññ çàêëþ÷àåòñÿ â
çàïå÷àòëåíèè, ñîõðàíåíèè è ïîñëåäóþùåì óçíàâàíèè èëè âîñïðîèçâåäåíèè òîãî,
÷òî áûëî ó ÷åëîâåêà â ïðîøëîì îïûòå. Ïàìÿòü óìñòâåííî îòñòàëûõ äåòåé
äîøêîëüíîãî âîçðàñòà ðàçâèòà î÷åíü ñëàáî. Îáúåì çàïîìèíàåìîãî äåòüìè
ìàòåðèàëà ñóùåñòâåííî ìåíüøå, ÷åì ó èõ íîðìàëüíî ðàçâèâàþùèõñÿ ñâåðñòíèêîâ.
Äåòè ñ íåäîðàçâèòèåì ïîçíàâàòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè óñâàèâàþò âñå íîâîå î÷åíü
ìåäëåííî, ëèøü ïîñëå ìíîãèõ ïîâòîðåíèé, áûñòðî çàáûâàþò âîñïðèíÿòîå è,
ãëàâíîå, íå óìåþò âîâðåìÿ ïîëüçîâàòüñÿ ïðèîáðåòåííûìè çíàíèÿìè è óìåíèÿìè íà
ïðàêòèêå. Ïðè÷èíà çàìåäëåííîãî è ïëîõîãî óñâîåíèÿ íîâûõ çíàíèé è óìåíèé
êðîåòñÿ, ïðåæäå âñåãî, â ñâîéñòâàõ íåðâíûõ ïðîöåññîâ äåòåé.

Ñëàáîñòü çàìûêàòåëüíîé ôóíêöèè êîðû ãîëîâíîãî ìîçãà îáóñëàâëèâàåò ìàëûé
îáúåì è çàìåäëåííûé òåìï ôîðìèðîâàíèÿ íîâûõ óñëîâíûõ ñâÿçåé, à òàêæå èõ
íåïðî÷íîñòü. Êðîìå òîãî, îñëàáëåíèå àêòèâíîãî âíóòðåííåãî òîðìîæåíèÿ,
îáóñëàâëèâàþùåå íåäîñòàòî÷íóþ êîíöåíòðèðîâàííîñòü î÷àãîâ âîçáóæäåíèÿ,
ïðèâîäèò ê òîìó, ÷òî âîñïðîèçâåäåíèå ó÷åáíîãî ìàòåðèàëà ìíîãèìè äåòüìè ñ
íàðóøåíèåì èíòåëëåêòà îòëè÷àåòñÿ êðàéíåé íåòî÷íîñòüþ. Ïîëüçóÿñü òåðìèíîì
Ë.Ñ. Âûãîòñêîãî, «ÿäåðíûå» ñâîéñòâà ïàìÿòè óìñòâåííî îòñòàëûõ äåòåé, à
èìåííî: çàìåäëåííûé òåìï óñâîåíèÿ âñåãî íîâîãî, íåïðî÷íîñòü ñîõðàíåíèÿ è
íåòî÷íîñòü âîñïðîèçâåäåíèÿ — îò÷åòëèâî âèäíû è ïðîÿâëÿþòñÿ â ïðîöåññå
îáó÷åíèÿ. Ïîìèìî ïåðå÷èñëåííûõ íåäîñòàòêîâ ïàìÿòè äåòåé ñ íåäîðàçâèòèåì
èíòåëëåêòà (çàìåäëåííîñòü çàïîìèíàíèÿ, áûñòðîòà çàáûâàíèÿ, íåòî÷íîñòü
âîñïðîèçâåäåíèÿ, ýïèçîäè÷åñêàÿ çàáûâ÷èâîñòü), ñëåäóåò òàêæå îòìåòèòü
íåñîâåðøåíñòâî èõ ïàìÿòè, îáóñëîâëåííîå ïëîõîé ïåðåðàáîòêîé âîñïðèíèìàåìîãî
ìàòåðèàëà. Ó íîðìàëüíî ðàçâèâàþùåãîñÿ ðåáåíêà â ïðîöåññå çàïîìèíàíèÿ
âïå÷àòëåíèÿ âíåøíåãî ìèðà ïîäâåðãàþòñÿ êëàññèôèêàöèè, îòáîðó, ïåðåðàáîòêå.
Ýòîò ïðîöåññ ïåðåðàáîòêè è îòáîðà, ïîäëåæàùèõ çàïîìèíàíèþ âïå÷àòëåíèé, òåñíî
ñâÿçàí ñ äðóãîé îñîáåííîñòüþ èëè ÷åðòîé ÷åëîâå÷åñêîé ïàìÿòè, à èìåííî ñ
îïîñðåäîâàííûì õàðàêòåðîì çàïîìèíàíèÿ. Îïîñðåäñòâîâàííîå çàïîìèíàíèå
îñìûñëåííîãî ìàòåðèàëà — ýòî âûñøèé óðîâåíü çàïîìèíàíèÿ. Ñëàáîñòü ìûøëåíèÿ,
ìåøàþùàÿ äåòÿì ñ íåäîðàçâèòèåì èíòåëëåêòà âûäåëèòü ñóùåñòâåííîå â ïîäëåæàùåì
çàïîìèíàíèþ ìàòåðèàëå, ñâÿçàòü ìåæäó ñîáîé îòäåëüíûå åãî ýëåìåíòû è
îòáðîñèòü ñëó÷àéíûå ïîáî÷íûå àññîöèàöèè, ðåçêî ïîíèæàåò êà÷åñòâî èõ ïàìÿòè.
Ðÿä èññëåäîâàòåëåé (Ë.Â. Çàíêîâ, Õ.Ñ. Çåìñêèé, Á.È. Ïàíñêèé) ïîêàçàëè, ÷òî
ïðè âîñïðîèçâåäåíèè ðàññêàçîâ äåòè ïîâòîðÿþò îòäåëüíûå ñëîâà, ôðàçû èç
ðàññêàçîâ, íî íå ìîãóò èçëîæèòü ñâîèìè ñëîâàìè îñíîâíîé ñìûñë èëè ñþæåò.

Ïëîõîå ïîíèìàíèå âîñïðèíèìàåìîãî ìàòåðèàëà ïðèâîäèò ê òîìó, ÷òî äåòè ëó÷øå
çàïîìèíàþò âíåøíèå ïðèçíàêè ïðåäìåòîâ â èõ ÷èñòî ñëó÷àéíûõ ñî÷åòàíèÿõ. Îíè ñ
òðóäîì çàïîìèíàþò âíóòðåííèå ëîãè÷åñêèå ñâÿçè è îòíîøåíèÿ, òàê êàê ïðîñòî íå
âû÷ëåíÿþò èõ. Âîñïðîèçâåäåíèå óìñòâåííî îòñòàëûìè äåòüìè çàïîìèíàâøåãîñÿ
ìàòåðèàëà çàâèñèò îò ñòåïåíè åãî êîíêðåòíîñòè. Êîíêðåòíûé ìàòåðèàë
çàïîìèíàëñÿ ëó÷øå, ÷åì áîëåå àáñòðàêòíûé. Ñëàáîñòü öåëåíàïðàâëåííîé
äåÿòåëüíîñòè äåòåé ñ íåäîðàçâèòèåì èíòåëëåêòà âûðàæàåòñÿ è â òîì, ÷òî îíè íå
óìåþò ïðèïîìèíàòü çàó÷åííûé ìàòåðèàë. Ïðåäñòàâëåíèÿ äåòåé ñ íåäîðàçâèòèåì
èíòåëëåêòà î ïðåäìåòàõ è ÿâëåíèÿõ îêðóæàþùåãî ìèðà çà÷àñòóþ áåäíû, íåòî÷íû,
à â ðÿäå ñëó÷àåâ ÿâëÿþòñÿ èñêàæåííûìè. Ñ òå÷åíèåì âðåìåíè îíè èçìåíÿþòñÿ:
òåðÿþò ñïåöèôè÷åñêèå ÷åðòû, óïîäîáëÿþòñÿ äðóã äðóãó èëè õîðîøî çíàêîìûì
îáúåêòàì. Ýòî â êîíå÷íîì èòîãå ðåçêî ñíèæàåò òåìïû è êà÷åñòâî îáó÷åíèÿ
äîøêîëüíèêîâ ñ óìñòâåííîé îòñòàëîñòüþ.

Ìûøëåíèå. Ìûøëåíèå åñòü âûñøàÿ ôîðìà îòðàæåíèÿ îêðóæàþùåé
äåéñòâèòåëüíîñòè, îáîáùåííîå è îïîñðåäñòâîâàííîå ñëîâîì ïîçíàíèå
äåéñòâèòåëüíîñòè. Ìûøëåíèå äàåò âîçìîæíîñòü ïîçíàòü ñóùíîñòü ïðåäìåòîâ è
ÿâëåíèé. Áëàãîäàðÿ ìûøëåíèþ ñòàíîâèòñÿ âîçìîæíûì ïðåäâèäåòü ðåçóëüòàòû òåõ
èëè èíûõ äåéñòâèé, îñóùåñòâëÿòü òâîð÷åñêóþ, öåëåíàïðàâëåííóþ äåÿòåëüíîñòü. Ó
óìñòâåííî îòñòàëûõ äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà èìååò ìåñòî íåäîñòàòî÷íîñòü
âñåõ óðîâíåé ìûñëèòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè.

Èç-çà äåôåêòîâ âîñïðèÿòèÿ ðåáåíîê íàêàïëèâàåò ÷ðåçâû÷àéíî ñêóäíûé çàïàñ
ïðåäñòàâëåíèé. Áåäíîñòü íàãëÿäíûõ è ñëóõîâûõ ïðåäñòàâëåíèé, êðàéíå
îãðàíè÷åííûé èãðîâîé îïûò, ìàëîå çíàêîìñòâî ñ ïðåäìåòíûìè äåéñòâèÿìè, à
ñàìîå ãëàâíîå — ïëîõîå ðàçâèòèå ðå÷è — ëèøàþò ðåáåíêà òîé íåîáõîäèìîé
áàçû, íà îñíîâå êîòîðîé äîëæíî ðàçâèâàòüñÿ ìûøëåíèå.

Ìûøëåíèå äåòåé ñ íåäîðàçâèòèåì èíòåëëåêòà ôîðìèðóåòñÿ â óñëîâèÿõ
íåïîëíîöåííîãî ÷óâñòâåííîãî ïîçíàíèÿ, ðå÷åâîãî íåäîðàçâèòèÿ, îãðàíè÷åííîé
ïðàêòè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè. Îíè î÷åíü îòëè÷àþòñÿ îò çäîðîâûõ äåòåé áîëüøîé
êîíêðåòíîñòüþ ìûøëåíèÿ è ñëàáîñòüþ îáîáùåíèé. Äîøêîëüíèêè ñ óìñòâåííîé
îòñòàëîñòüþ çàòðóäíÿþòñÿ ïðè ðåøåíèè äàæå ïðîñòåéøèõ íàãëÿäíî-äåéñòâåííûõ
çàäà÷, òàêèõ êàê «ïî÷òîâûé ÿùèê» è äð. Äåòè âûïîëíÿþò èõ ñ áîëüøèì
êîëè÷åñòâîì îøèáîê ïîñëå ðÿäà ïîïûòîê. Ïðè÷¸ì îäíè è òå æå îøèáêè
ìíîãîêðàòíî ïîâòîðÿþòñÿ, ïîñêîëüêó óìñòâåííî îòñòàëûå äåòè, íå äîñòèãíóâ
óñïåõà, îáû÷íî íå èçìåíÿþò ñïîñîáà äåéñòâèÿ.

Читайте также:  Тематические карточки для развития ребенка

Çàäàíèÿ, òðåáóþùèå íàãëÿäíî-îáðàçíîãî ìûøëåíèÿ, âûçûâàþò ó äîøêîëüíèêîâ åùå
áîëüøå òðóäíîñòåé. Îíè íå ìîãóò ñîõðàíèòü â ñâîåé ïàìÿòè ïîêàçàííûé îáðàçåö
è äåéñòâóþò îøèáî÷íî. Íàèáîëåå òðóäíûìè äëÿ äîøêîëüíèêîâ îêàçûâàþòñÿ
çàäàíèÿ, âûïîëíåíèå êîòîðûõ îñíîâûâàåòñÿ íà ñëîâåñíî-ëîãè÷åñêîì ìûøëåíèè.
Îíè ÷àñòî íå ïîíèìàþò äàæå íåñëîæíûå òåêñòû, ñîäåðæàùèå âðåìåííûå, ïðè÷èííûå
è äðóãèå çàâèñèìîñòè. Äåòè ñ íåäîðàçâèòèåì èíòåëëåêòà âîñïðèíèìàþò ìàòåðèàë
óïðîùåííî, îïóñêàþò ìíîãèå çíà÷èìûå åãî ÷àñòè, èçìåíÿþò ïîñëåäîâàòåëüíîñòü
ñìûñëîâûõ çâåíüåâ òåêñòà, íå óñòàíàâëèâàþò íåîáõîäèìûõ âçàèìîîòíîøåíèé ìåæäó
íèìè. Õàðàêòåðèçóÿ ìûøëåíèå óìñòâåííî îòñòàëûõ äåòåé, ñëåäóåò îòìåòèòü
ñòåðåîòèïíîñòü, òóãîïîäâèæíîñòü ýòîãî ïðîöåññà, åãî íåäîñòàòî÷íóþ ãèáêîñòü.
Èìåííî ïîýòîìó ïðèìåíåíèå óæå èìåþùèõñÿ çíàíèé â íîâûõ óñëîâèÿõ âûçûâàåò ó
äåòåé ñ íåäîðàçâèòèåì èíòåëëåêòà çàòðóäíåíèÿ è ÷àñòî ïðèâîäèò ê îøèáî÷íîìó
âûïîëíåíèþ çàäàíèé.

Ðå÷ü. Ðå÷ü — ýòî èñòîðè÷åñêè ñëîæèâøàÿñÿ ôîðìà îáùåíèÿ ïîñðåäñòâîì
ÿçûêà, îáåñïå÷èâàþùàÿ ñîõðàíåíèå è ïåðåäà÷ó îïûòà è çíàíèé, äîáûòûõ
ïðåäûäóùèìè ïîêîëåíèÿìè. Ðå÷ü — îðóäèå ÷åëîâå÷åñêîãî ìûøëåíèÿ, ñðåäñòâî
îðãàíèçàöèè è êîíòðîëÿ åãî äåÿòåëüíîñòè, à òàêæå âûðàæåíèÿ ýìîöèé. Ãðóáûå
íåäîñòàòêè ðå÷è äåòåé ñ íåäîðàçâèòèåì èíòåëëåêòà ðàñöåíèâàëèñü êàê îäèí èç
îñíîâíûõ êðèòåðèåâ íàðóøåíèé óìñòâåííîãî ðàçâèòèÿ. Íå èìåÿ íè ïîâðåæäåíèé
ñëóõà, íè îòêëîíåíèé â ñòðîåíèè ðå÷åâûõ îðãàíîâ, ýòè äåòè îâëàäåâàþò ðå÷üþ
çàìåäëåííî. Îíè ïîçäíåå, ÷åì ýòî áûâàåò ó íîðìàëüíûõ ñâåðñòíèêîâ, íà÷èíàþò
ïîíèìàòü îáðàùåííóþ ê íèì ðå÷ü è ïîëüçîâàòüñÿ àêòèâíîé ðå÷üþ.

Ðå÷ü ó ðåáåíêà-îëèãîôðåíà ñêóäíà è íåïðàâèëüíà. Îñíîâíûå ïðè÷èíû,
îáóñëîâèâøèå òàêîå ñîñòîÿíèå ðå÷è, — ñëàáîñòü çàìûêàòåëüíîé ôóíêöèè êîðû,
ìåäëåííàÿ âûðàáîòêà íîâûõ äèôôåðåíöèðîâî÷íûõ óñëîâíûõ ñâÿçåé âî âñåõ
àíàëèçàòîðàõ, à èíîãäà ïðåèìóùåñòâåííî â êàêîì-ëèáî îäíîì. Çíà÷èòåëüíóþ
îòðèöàòåëüíóþ ðîëü èãðàåò òàêæå îáùåå íàðóøåíèå äèíàìèêè íåðâíûõ ïðîöåññîâ,
çàòðóäíÿþùåå óñòàíîâëåíèå äèíàìè÷åñêèõ ñòåðåîòèïîâ — ñâÿçü ìåæäó
àíàëèçàòîðàìè. Ñòàíîâëåíèå ðå÷è ðåáåíêà ñ íåäîðàçâèòèåì èíòåëëåêòà
îñóùåñòâëÿåòñÿ ñâîåîáðàçíî è ñ áîëüøèì çàïîçäàíèåì. Îí ïîçäíåå è ìåíåå
âûðàæåíî âñòóïàåò â ýìîöèîíàëüíûé êîíòàêò ñ ìàòåðüþ. Ó äîøêîëüíèêîâ ñ
óìñòâåííîé îòñòàëîñòüþ ñëàáî âûðàæåíî ñòðåìëåíèå ïîäðàæàòü ðå÷è âçðîñëîãî.
Îíè íå ðåàãèðóþò íà ïðîñòåéøèå ñèòóàòèâíûå êîìàíäû, óñòàíàâëèâàþò ëèøü
èíòîíàöèþ, íî íå ñîäåðæàíèå îáðàùåííîé ê íèì ðå÷è.

 2-3 ãîäà èëè äàæå â 5 ëåò ïîÿâëÿþòñÿ ïåðâûå ñëîâà — ýòî ïðåèìóùåñòâåííî
èìåíà ñóùåñòâèòåëüíûå: íàçâàíèÿ ïðåäìåòîâ áëèæàéøåãî îêðóæåíèÿ è ãëàãîëû,
îáîçíà÷àþùèå ÷àñòî âûïîëíèìûå äåéñòâèÿ. Îòäåëüíûå äîøêîëüíèêè äàæå â 5 ëåò
ïîëüçóþòñÿ ëåïåòíûìè ñëîâàìè èëè ïðîèçíîñÿò ëèøü ïåðâûé ñëîã íóæíîãî ñëîâà.
Ïîýòîìó ôîíåòè÷åñêèé ñòðîé ðå÷è ïî÷òè ó âñåõ äåòåé ê íà÷àëó øêîëüíîãî
îáó÷åíèÿ ñôîðìèðîâàí äàëåêî íå ïîëíîñòüþ. Îäíàêî äåòè ïîñòåïåííî âñå æå
îâëàäåâàþò ýëåìåíòàðíûì ðå÷åâûì îáùåíèåì äàæå â òåõ ñëó÷àÿõ, êîãäà ñåìüÿ íå
îêàçûâàåò èì ðåàëüíîé ïîìîùè è îíè íå ïîñåùàþò ñïåöèàëüíîãî äîøêîëüíîãî
ó÷ðåæäåíèÿ. Ýòî ñâÿçàíî ñ íåîáõîäèìîñòüþ, æèâÿ ñðåäè ëþäåé,
âçàèìîäåéñòâîâàòü ñ îêðóæàþùèìè.

Ñëàáîå ðàçâèòèå ôîíåìàòè÷åñêîãî ñëóõà ïðèâîäèò ê çàìåíå îòäåëüíûõ çâóêîâ
äðóãèìè. Ðåáåíêó òðóäíî óñòàíîâèòü, â êàêîì ïîðÿäêå ñëåäóþò äðóã çà äðóãîì
çâóêè. Èç-çà ñëàáîñòè ôîíåòè÷åñêîãî àíàëèçà ðåáåíîê ñ íåäîðàçâèòèåì
èíòåëëåêòà ïëîõî ðàçëè÷àåò íà ñëóõ îêîí÷àíèÿ ñëîâ, ÷òî ïðåïÿòñòâóåò óñâîåíèþ
ãðàììàòè÷åñêèõ ôîðì ðå÷è. Îïðåäåëåííóþ ðîëü èãðàþò òàêæå îòêëîíåíèÿ, êîòîðûå
îòìå÷àþòñÿ â ìîòîðíîé ñôåðå äåòåé ñ íåäîðàçâèòèåì èíòåëëåêòà, â òîì ÷èñëå è
â äâèæåíèè èõ ðå÷åâûõ îðãàíîâ. Ó âîñïèòàííèêîâ ñïåöèàëüíûõ (êîððåêöèîííûõ)
ó÷ðåæäåíèé VIII âèäà ÷àùå, ÷åì ó íîðìàëüíî ðàçâèâàþùèõñÿ äåòåé, íàáëþäàþòñÿ
äåôåêòû ñòðîåíèÿ îðãàíîâ ðå÷è, â çíà÷èòåëüíîé ìåðå ïðåïÿòñòâóþùèå îâëàäåíèþ
ïðîèçíîøåíèåì.

Óìñòâåííî îòñòàëûå äåòè — ñëûøàùèå è ãîâîðÿùèå. Ýòî îáñòîÿòåëüñòâî
ñóùåñòâåííî îáëåã÷àåò ðàáîòó ñ íèìè. Îäíàêî íåäîñòàòêè ïðîèçíîøåíèÿ
çàòðóäíÿþò îáùåíèå ñ íèìè. Äåòÿì ñ íåäîðàçâèòèåì èíòåëëåêòà ïëîõî óäàåòñÿ
âçàèìîäåéñòâèå ñî âçðîñëûìè è äðóãèìè äåòüìè. Îíè íåäîñòàòî÷íî ïîíèìàþò òî,
÷òî ãîâîðÿò îêðóæàþùèå è, ñîîòâåòñòâåííî, âåäóò ñåáÿ íå òàê, êàê ñëåäîâàëî
áû. Ýòè äåòè íå óìåþò ñâÿçíî âûñêàçûâàòü ñâîè ïðåäëîæåíèÿ èëè ïðîñüáû.
Îáëàäàÿ âåñüìà îãðàíè÷åííûì ñëîâàðíûì çàïàñîì è íå âëàäåÿ ôðàçîé, îíè íå
ìîãóò íè ñïðîñèòü î òîì, ÷òî èõ èíòåðåñóåò, íè ðàçóìíî îòâåòèòü íà çàäàííûé
âîïðîñ. Èõ îáùåíèå ïðîõîäèò â óñëîâèÿõ îãðàíè÷åííûõ, æèòåéñêèõ, ìíîãîêðàòíî
ïîâòîðÿþùèõñÿ ñèòóàöèé ñ ïîìîùüþ õîðîøî çàó÷åííûõ, ñòàíäàðòíûõ âûñêàçûâàíèé.
Åñëè îíî âûõîäèò çà òàêèå ðàìêè, òî ýòî îáû÷íî ñòàâèò ðåáåíêà â òóïèê è
ïîä÷àñ ïîáóæäàåò åãî ê íåëåïûì îòâåòàì. Ïðè óìñòâåííîé îòñòàëîñòè
íåäîðàçâèòèå ðå÷è è êîíêðåòíîñòü ìûøëåíèÿ äåòåé âçàèìîñâÿçàíû è
âçàèìîçàâèñèìû. Îáà ýòè ÿâëåíèÿ âîçíèêàþò êàê ñëåäñòâèå íàðóøåíèÿ íåðâíûõ
ïðîöåññîâ.  òî æå âðåìÿ, áóäó÷è îáà ñëåäñòâèÿìè, ýòè äâà ÿâëåíèÿ
âçàèìîîáóñëàâëèâàþò äðóã äðóãà: íåäîðàçâèòèå ðå÷è îãðàíè÷èâàåò äàëüíåéøåå
óìñòâåííîå ðàçâèòèå ðåá¸íêà, à çàòðóäí¸ííîñòü îáîáùåíèé ìåøàåò ïðàâèëüíîìó
óñâîåíèþ çíà÷åíèé ñëîâ è ôîðìèðîâàíèþ ðå÷è â öåëîì. Èíûìè ñëîâàìè, äåôåêòû
ìûøëåíèÿ è ðå÷è âçàèìíî óñóãóáëÿþò äðóã äðóãà. Ðå÷åâîå íåäîðàçâèòèå
äîøêîëüíèêîâ ñ óìñòâåííîé îòñòàëîñòüþ íîñèò ñèñòåìíûé õàðàêòåð. Ýòî ïðèâîäèò
ê òîìó, ÷òî ðå÷ü äàæå ê êîíöó äîøêîëüíîãî äåòñòâà íå âûïîëíÿåò ó óìñòâåííî
îòñòàëûõ äåòåé ñâîèõ îñíîâíûõ ôóíêöèé: êîììóíèêàòèâíóþ è ðåãóëèðóþùóþ.
Îäíàêî â óñëîâèÿõ àäåêâàòíîãî îáó÷åíèÿ è âîñïèòàíèÿ âîçìîæíà ïîëîæèòåëüíàÿ
äèíàìèêà â ðå÷åâîì ðàçâèòèè óìñòâåííî îòñòàëûõ äåòåé.

Äàëåå: Îñîáåííîñòè ëè÷íîñòíîãî ðàçâèòèÿ äîøêîëüíèêîâ
Ââåðõ: Ñîäåðæàíèå ðàçäåëà äèñöèïëèíû
Íàçàä: 2.1. Ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêàÿ õàðàêòåðèñòèêà äîøêîëüíèêîâ

ßÃÏÓ, Îòäåë îáðàçîâàòåëüíûõ èíôîðìàöèîííûõ òåõíîëîãèé

21.11.2011

Источник