Особенности развития познавательной сферы ребенка с дцп

Особенности развития познавательной сферы ребенка с дцп thumbnail

Восстановительное лечение ДЦП – долгий и трудный процесс, требующий многосторонних знаний врача, терпения и действенной помощи родителей.

Применяя все многочисленные комплексы восстановительного лечения и начиная его с первых дней жизни ребёнка, пострадавшего внутриутробно и в родах (если поражение мозговых структур обратимо), в течение 2 – 3 лет удаётся добиться практического выздоровления 65 процентов детей. Это значит, что они смогут посещать ясли, детский сад, школу. В этих целях помимо назначаемой невропатологом фармакотерапии с учётом нейроортопедического статуса больного назначают массаж и лечебную физкультуру, гидрокинезотерапию и гидромассаж, иглорефлексотерапию и искусственную локальную гипотермию, используют лечебное плавание, проводят логопедические занятия и психологическую коррекцию (например, иппотерапию), направленную на оптимизацию высших психических функций и социальную адаптацию. Если заболевание диагностируется, когда ребёнку уже исполнился год и в более поздние сроки, что, к сожалению, наблюдается очень часто, прогноз бывает значительно хуже – даже в случае не столь тяжёлого поражения мозга. В последние десятилетия удаётся, как правило, не только поставить детей на ноги, но и обучить их по программе массовой школы. Поэтапную, разработанную за последние десятилетия восстановительную терапию, начатую в возможно более ранний период заболевания, необходимо проводить постоянно по системе стационар – поликлиника – санаторий в течение ряда лет. Санаторный курс в зависимости от формы заболевания, тяжести его течения, осложняющих основное заболевание синдромов, следует повторять каждый год, минимум – раз в два года и необязательно в условиях курорта. Есть много местных санаториев, в которых работают квалифицированные специалисты. Предупреждение заболеваний и интоксикаций матери в период беременности, рациональное питание, гигиенический режим являются основой профилактики внутриутробных поражений нервной системы ребёнка. Для профилактики родовой травмы большое значение имеет наблюдение за матерью в период беременности, раннее помещение в стационар при наличии отклонений от нормы в её состоянии или в положении плода, правильное и своевременное родоразрешение. Литература

1. Дробинская А.О. Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.

2. Мастюкова Е.М. Причины детских заболеваний.- М.: Просвещение,1999.

Особенности познавательной сферы детей с ДЦП

Особенности развития психических процессов зависят от степени тяжести интеллектуального дефекта.

Восприятие у детей с ДЦП существенно отличается от восприятия нормально развивающихся детей. Оно характеризуется замедленностью, узостью, слабой дифференцированностью, недостаточной сформированностью основных свойств восприятия, фрагментарностью, недостаточной точностью, малой устойчивостью.

Дети не в состоянии следить глазами за своими движениями, у них нарушена зрительно-моторная координация, нет единства поля зрения и поля действия, что негативно сказывается на формировании образа восприятия, препятствует выработке навыков самообслуживания, развитию предметной деятельности, пространственных представлений, наглядно-действенного мышления, конструирования, а в дальнейшем тормозит усвоение учебных навыков, развитие познавательной деятельности в целом.

У детей с ДЦП нарушение зрительного восприятия (гнозиса) затрудняет узнавание усложненных вариантов предметных изображений (перечеркнутых, наложенных друг на друга, «зашумленных» и др.). Существенные трудности наблюдаются в восприятии наложенных изображений. У некоторых детей часто долго сохраняется зрительный след от предыдущего изображения, что мешает дальнейшему восприятию. Наблюдается нечеткость восприятия картинок: одну и ту же картинку со знакомым предметом дети могут «узнавать» по-разному. Многие не умеют найти нужную картинку или узнать ее, не умеют найти нужную деталь на картинке или в натуре. Возникают затруднения в написании цифр и букв: изображения могут быть зеркальными либо перевернутыми, ребенок плохо ориентируется на строке или в клетках тетради. Трудности графического воспроизводства букв могут быть связаны не только с нарушением оптико-пространственных представлений, но и с неврологическими проявлениями (атаксия, парез, гиперкинезы и др.). Нарушение зрительного восприятия может быть связано с недостаточностью зрения, что нередко наблюдается у детей с ДЦП. Такие особенности зрительного анализатора, как снижение остроты зрения, косоглазие, двоение в глазах, нистагм и другие, приводят к дефектному, искаженному восприятию предметов и явлений окружающей действительности. Таким образом, нарушения зрительного восприятия у детей с ДЦП могут объясняться патологией зрительной системы.

У некоторых детей с ДЦП отмечается снижение слуха, что отрицательно влияет на становление и развитие слухового восприятия, в том числе и фонематического (не различение сходных по звучанию слов: «коза» — «коса», «дом» — «том»). Любое нарушение слухового восприятия приводит к задержке речевого развития. Ошибки, обусловленные нарушением фонематического восприятия, ярче всего проявляются на письме.

Слабое ощущение своих движений и затруднения в ходе осуществления действий с предметами являются причинами недостаточности активного осязательного восприятия у детей с ДЦП, в том числе узнавания предметов на ощупь (стереогноза). У большинства детей с ДЦП имеет место ограниченность предметно-практической деятельности, ощупывающие движения рук слабые, осязание и узнавание предметов на ощупь затруднены. Это ведет к дефициту знаний и представлений об окружающем мире, препятствует становлению различных видов деятельности.

Читайте также:  Деятельность социального педагога по воспитанию и развитию личности ребенка

Восприятие пространства затруднено.

Нарушение этих функций значительно затрудняет овладение такими учебными предметами, как черчение, геометрия, география. Кроме того, эти дефекты лежат в основе особого вида дисграфии и дислексии (нарушения письма и чтения). В процессе коррекционной работы выявилось, что вначале компенсируется дефект зрительного восприятия, затем дефект пространственного восприятия и впоследствии астереогноз.

Таким образом, у ребенка с ДЦП в силу двигательной недостаточности и других нарушений задерживается развитие пространственных представлений и формирование схемы тела.

Некоторые специалисты отмечают сенсорную сверхчувствительность у детей с ДЦП. Например, ребенок усиленным мышечным сокращением реагирует на внезапный шум или на неожиданное приближение человека. Малейшее сенсорное возбуждение, если оно внезапно, может вызвать резкое усиление спазма.

Таким образом, для детей с ДЦП уже с первого года жизни характерно нарушение процесса активного восприятия окружающего мира, что зачастую приводит к задержке психического развития даже при хороших потенциальных интеллектуальных возможностях, поскольку именно восприятие, как основа чувственного познания, составляет фундамент всей психической познавательной системы.

Внимание

Внимание детей с ДЦП характеризуется рядом патологических особенностей. У большинства детей с ДЦП отмечается повышенная психическая истощаемость и утомляемость, пониженная работоспособность. Дети с трудом сосредоточиваются на задании, быстро становятся вялыми и раздражительными.

Обычно при ДЦП все свойства внимания задерживаются в своем развитии и имеют качественное своеобразие. Нарушается формирование избирательности, устойчивости, концентрации, переключения, распределения внимания.

Особенно значимые трудности возникают при формировании произвольного внимания. Бывает, что ребенок не в состоянии целенаправленно выполнять даже элементарные действия. Отмечается слабость активного произвольного внимания. При нарушениях активного произвольного внимания страдает начальная стадия познавательного акта — сосредоточение и произвольный выбор во время приема и обработки информации.

Память

Образная память включает в себя зрительную, слуховую, осязательную и некоторые другие виды памяти. Образная память тесно связана с восприятием и базируется на нем. Образы восприятия фиксируются в памяти. Таким образом, все недостатки восприятия у детей с ДЦП определяют недостатки образной памяти.

Например, нистагм не дает возможности ребенку создать целостное оптическое представление о предмете. Образ восприятия оказывается нечетким, «рваным», фрагментарным и искаженным. Таким же он и «закладывается» в память.

Невозможность последовательного зрительно-осязательного восприятия игрушки приводит к тому, что образ памяти отличается фрагментарностью, нечеткостью, ребенку не удается оценить контуры предмета, его форму, детали, пропорции, его фактуру, другие особенности.

Двигательная память, т.е. запоминание, сохранение, воспроизведение движений, развивается у детей с ДЦП с опозданием и весьма своеобразно. Это обусловлено тяжестью двигательной патологии при ДЦП. Исследования И. И. Мамайчук и Е. Н. Бахматовой по изучению слухоречевой механической памяти у детей с ДЦП (предлагалось запомнить 10 слов и цифр) выявили у некоторых детей существенные трудности в удержании запоминаемого материала; при повторении дети нарушали порядок цифрового и словесного рядов, добавляли слова и цифры, которые не встречались в тексте. Аналогичные ошибки наблюдались и при запоминании материала, предъявляемого в зрительной модальности.

У некоторых детей с ДЦП механическая память по уровню развития может соответствовать возрастной норме или превышать ее, тогда механическая память на начальных этапах обучения помогает осваивать счет и чтение. Часто, однако, наблюдается механическое запоминание порядка следования явлений и их названий. Дети с ДЦП правильно перечисляют сезонные изменения, части суток и дни недели, но затрудняются в понимании каждого явления, путают то, что уже было, с тем, что наступит, т.е. возникают трудности в осмыслении, в понимании сущности явлений.

Словесно-логическая память предполагает достаточный уровень развития речи и мышления, а поскольку эти функции у детей с ДЦП, как правило, формируются с опозданием, то и данный вид памяти задерживается в своем становлении.

Таким образом, у детей с ДЦП наблюдается специфическое развитие памяти и своеобразие в формировании мнемических процессов.

Рекомендуемые страницы:

Источник

При ДЦП имеет место сложная структура дефекта.

При ДЦП можно говорить об особом виде психического дизонтогенеза: о дефицитарном развитии. Данный вид психического дизонтогенеза возникает при тяжелых нарушениях отдельных анализаторных систем, в том числе и при нарушениях в функционировании двигательного анализатора при ДЦП. Первичный дефект анализатора ведет к недоразвитию функций, связанных с ним наиболее тесно, а также к замедлению развития ряда психических функций, связанных с пострадавшей опосредованно. Нарушения развития отдельных психических функций тормозят психическое развитие в целом. Дефицитарность моторной сферы обусловливает явления двигательной, сенсорной, когнитивной, социальной депривации и нарушения эмоционально-волевой сферы.

Прогноз психического развития ребенка с дизонтогенезом по дефицитарному типу связан в тяжестью поражения опорно-двигательного аппарата. Однако решающее значение имеет первичная потенциальная сохранность интеллектуальной сферы.

Оптимальное развитие такого ребенка может происходить только при условии адекватного воспитания и обучения. В случае недостаточности коррекционно-развивающей работы возникают и нарастают явления депривации, усугубляющие двигательную, познавательную и личностную недостаточность.

Все познавательные психические процессы при ДЦП имеют ряд общих особенностей:

Читайте также:  Основные закономерности развития ребенка в младенческом возрасте

1.нарушение активного произвольного внимания, которое негативно отражается на функционировании всей познавательной системы ребенка с ДЦП, так как нарушения внимания ведут к нарушениям в восприятии, памяти, мышлении, воображении, речи;

2. повышенная истощаемость всех психических процессов (цереброастенические проявления), выражающаяся в низкой интеллектуальной работоспособности, нарушениях внимания, восприятия, памяти, мышления, в эмоциональной лабильности. Церебро-астенические проявления усиливаются после различных заболеваний, нарастают к концу дня, недели, учебной четверти.

3.повышенная инертность и замедленность всех психических процессов, приводящая к трудностям в переключении с одного вида деятельности на другой, к патологическому застреванию на отдельных фрагментах учебного материала, к «вязкости» мышления и др.

Внимание

Внимание детей с ДЦП характеризуется рядом патологических особенностей. У большинства детей с ДЦП отмечается повышенная психическая истощаемость и утомляемость, пониженная работоспособность. Дети с трудом сосредоточиваются на задании, быстро становятся вялыми и раздражительными.

Восприятие

для детей с ДЦП уже с первого года жизни характерно нарушение процесса активного восприятия окружающего мира, что зачастую приводит к задержке психического развития даже при хороших потенциальных интеллектуальных возможностях, поскольку именно восприятие, как основа чувственного познания, составляет фундамент всей психической познавательной системы.

Память

Образная память включает в себя зрительную, слуховую, осязательную и некоторые другие виды памяти. Образная память тесно связана с восприятием и базируется на нем. Образы восприятия фиксируются в памяти. Таким образом, все недостатки восприятия у детей с ДЦП определяют недостатки образной памяти.

Мышление

у ребенка с ДЦП не дают ему возможности полноценно освоить все многообразие наглядно-действенных задач, которые нормально двигающийся малыш решает почти ежечасно в повседневной жизни. Ребенок с ДЦП лишен возможности двигаться, либо такая возможность ограничена. Следовательно, наглядно-действенное мышление будет формироваться с большим опозданием и весьма своеобразно.

Речь

Речевое развитие детей с ДЦП характеризуется количественными и качественными особенностями, значительным своеобразием. Частота речевых нарушений при ДЦП, по разным данным, составляет от 70 до 80%. Длительное исследование детей с ДЦП позволило выделить ряд патологических особенностей уже в предречевой период. Е. Ф. Архиповой было проведено исследование 155 детей с церебральным параличом в возрасте от 6 мес. до 2 лет, у 73 из них лепет отсутствовал, у 62 детей спонтанный лепет появился лишь к 1 году, ау 20 детей — только к 2 годам. У детей была малая активность звуковых проявлений, их лепет был беден звуками (наиболее характерными в лепете были сочетания: ма, па, эа, аэ), фрагментарен, слоговые ряды отсутствовали.

Источник

При ДЦП можно говорить об особом виде психического дизонтогенеза — дефицитарной развитие. Дефицитарнисть моторной сферы обусловливает явления двигательной, сенсорной, когнитивной, социальной депривации и нарушения эмоционально-волевой сферы.

Прогноз психического развития ребенка с дизонтогенез за дефицитарной типу связан с тяжестью поражения опорно-двигательного аппарата. Однако решающее значение имеет первичная потенциальная сохранность интеллектуальной сферы.

Выраженная диспропорция и неравномерное, нарушен темп развития, а также качественное своеобразие в формировании психики — это главные особенности познавательной деятельности и всей личности ребенка с ДИДП.

Основные виды психических нарушений при ДЦП — это задержка психического развития (встречается примерно у 50% детей с ДЦП) и олигофрения (имеет место у 25% детей с ДЦП). От 25 до 35% с ДЦП имеют потенциально сохранен интеллект, однако развитие этих детей идет в дефицитарной условиях, что сказывается на психическом развитии. Вместе с тем существует прямой зависимости между тяжестью двигательной патологии и степени интеллектуальной недостаточности при ДЦП. При различных формах ДЦП может встречаться и нормальный, и задержан психическое развитие, умственная отсталость.

Все познавательные психические процессы при ДЦП имеют ряд общих особенностей:

нарушение активной произвольного внимания, что негативно отражается на функционировании всей познавательной системы ребенка с ДЦП;

• повышенная истощаемость всех психических процессов (цереброастенические проявления), что выражается в низкой интеллектуальной работоспособности, нарушении внимания, восприятия, памяти, мышления, в эмоциональной лабильности.

Внимание

Обычно при ДЦП все свойства внимания задерживаются в своем развитии и имеют качественное своеобразие. Нарушается формирование избирательности, устойчивости, концентрации, распределения внимания. Кривая работоспособности отличается неравномерностью. Отмечаются также трудности в переключении внимания, застревание на отдельных элементах, связано с инертностью психической деятельности.

Отмечается слабость активной произвольного внимания. При нарушениях активной произвольного внимания страдает начальная стадия познавательного акта — сосредоточение и произвольный выбор во время приема и обработки информации.

Нарушение внимания также могут быть связаны с отклонениями в функционировании зрительного анализатора: с невозможностью фиксации взгляда, с ограничением поля зрения, нистагмом и др.

Восприятие

Восприятие у детей с ДЦП характеризуется количественным отставанием от возрастных нормативов и качественным своеобразием в формировании данной психической функции.

Наблюдается своеобразное развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций: на оптический и звуковой раздражитель возникает притормаживание общих движений, при этом отсутствует двигательный компонент ориентировочной реакции (у некоторых детей вместо ориентировочных реакций возникают защитно-оборонительные реакции).

Читайте также:  Развитие ребенка в липецке

Зрительное сосредоточение появляется у детей с ДЦП после 4-8 мес. и характеризуется рядом патологических особенностей: фрагментарностью, скачкообразности и ограничением поля зрения, вызываемых косоглазием, нистагмом или влиянием позотоничних рефлексов на мышцы глаз.

У детей с ДЦП перцептивная активность затруднена в силу двигательного дефекта. У некоторых детей глазодвигательная реакция имеет рефлекторный, а не произвольный характер. Дети не в состоянии следить глазами за своими движениями, у них нарушена зрительно-моторная координация, нет единства поля зрения и поля действия, что негативно сказывается на формировании образа восприятия, препятствует выработке навыков самообслуживания, развития предметной деятельности, пространственных представлений, наглядно-действенного мышления , конструирование, а в дальнейшем тормозит усвоение учебных навыков, развитие познавательной деятельности в целом. Недостаточность зрительно-осязательной интеграции отражается на всем ходе их психического развития.

У детей с ДЦП нарушение зрительного восприятия затрудняет узнавание осложненных вариантов предметных изображений. Существенные трудности наблюдаются в восприятии конфликтных составляющих фигур (например, утки и зайца). У некоторых детей часто долго сохраняется зрительный след от предыдущего изображения, мешает дальнейшему восприятию. Наблюдается нечеткость восприятия картинок: одну и ту же картинку со знакомым предметом дети могут «узнавать» по-разному. Многие дети не умеют найти нужную картинку или узнать ее, не умеют найти важную деталь на картинке или в натуре, что мешает осмыслению сюжетных картин. Возникают трудности в написании цифр, изображения могут быть зеркальными или перевернутыми. Трудности воспроизведения букв могут быть связаны не только с нарушением оптико-пространственных представлений, но и с неврологическими проявлениями (парез, гиперкинезы и др.).

Нарушение зрительного восприятия может быть связано с недостаточностью зрения, что нередко наблюдается у детей с ДЦП. Такие особенности зрительного анализатора, как снижение остроты зрения, косоглазие, двоение в глазах, нистагм и другие, приводят к дефектного, искаженного восприятия предметов и явлений окружающей действительности.

У некоторых детей с ДЦП отмечается снижение слуха, негативно влияет на становление и развитие слухового восприятия, в том числе и фонематического (неразличение подобных по званию слов: «коза» — «коса»). Ошибки, обусловленные нарушением фонематического восприятия, ярче проявляются на письме.

У большинства детей с ДЦП имеет место ограниченность предметно-практической деятельности, что приводит к дефициту знаний и представлений об окружающем мире, препятствует становлению различных видов деятельности.

В силу двигательной недостаточности, ограниченности поля зрения, нарушение фиксации взгляда, речевого дефекта развитие ориентировки в пространстве может задерживаться, а к школьному возрасту у ребенка с ДЦП обычно выявляются выраженные пространственные нарушения. У детей с ДЦП многими авторами (Р. Абрамович-Лехтман, К. Семенова, М. Эйдинова и др.) Были выявлены значительные нарушения пространственного восприятия.

При всех видах ДЦП наблюдается нарушение пространственного восприятия. При гемиплегии возбуждено боковая ориентация, при диплегии — ориентация по вертикали, при тетраплегии — ориентация в направлении спереди назад. При последней форме искажения пространственного восприятия несет тяжелые последствия для психики ребенка.

Исследования ученых показали, что недостаток объемных представлений приводит к тому, что в парализованной ребенка возникает неправильное представление о форме и сущность окружающих ее предметов. В большинстве изученных детей с ДЦП был грубо нарушен двигательно-кинестетический анализатор при сохранности зрения. У половины обследованных детей оказались нарушенными представление об объеме и соотношение плоскостного изображения с тем же объемным предметом.

У детей с ДЦП могут страдать самые разные звенья пространственного и временного восприятия: чувственное восприятие, предметно-пространственное и временное ориентирование, пространственная организация двигательного акта, словесное обозначение пространственных и временных компонентов.

Причиной трудностей в освоении пространственно-временных отношений является то, что у детей с ДЦП формирования пространственно-временных понятий происходит при малом включении активного перемещения самих детей, при ограничении практического, бытового, игрового опыта.

По данным Н. Симоновой, у детей с выраженной эластичностью оказывается наиболее выраженное нарушение ориентации в пространстве, сопровождается чувством страха, которое возникает при первом знакомстве с объемными предметами, а затем при развитии объемных представлений. Исследования автора показали также, что дети с гиперкинетической формой ДЦП ранее обнаруживают способность к пространственному восприятию и простых обобщений. В них по-прежнему развивается представление о схеме своего тела, в то время как у детей с другими формами ДЦП обычно существует только формальное знание схемы своего тела, основанное на длительном обучении.

Некоторые специалисты отмечают сенсорную сверхчувствительность у детей с ДЦП. У совсем маленьких детей можно наблюдать мышечный спазм, даже когда на лицо ребенка падает солнечный луч. Меньше сенсорное возбуждение, если оно внезапное, может вызвать резкое усиление спазма.

Таким образом, для детей с ДЦП уже с первого года жизни характерно нарушение процесса активного восприятия окружающего мира, часто приводит к задержке психического развития даже при хороших потенциальных интеллектуальных возможностях, поскольку именно восприятие, как основа чувственного познания, составляет фундамент всей психической познавательной системы.

Источник