Особенности развития общения ребенка

Особенности развития общения ребенка thumbnail

Можно сказать, что личность ребенка формируется в общении. Благодаря взаимодействию с окружающими людьми ребенок устанавливает связи с миром во всех его проявлениях. Особенности общения в дошкольном возрасте основаны на том, что это одновременно эмоциональная среда и своеобразная школа, которая обучает ребенка всему, что ему важно знать, понимать и уметь. 

Как меняется общение ребенка на протяжении дошкольного возраста

Потребность в общении заложена в самой природе человека. Но эта потребность имеет множество нюансов. На разных возрастных этапах общение выполняет свои актуальные функции. Меняется характер и мотивы коммуникации и на таком непродолжительном этапе как дошкольное детство.

Общение дошкольников

Во-первых, постепенно расширяется круг лиц, с которыми взаимодействует ребенок. Прежде всего, это взрослые люди, которые все поясняют, помогают, защищают. Но затем у дошкольника активизируется интерес к общению с такими же детьми, как он сам.

Во-вторых, меняется предметность общения. На смену коммуникациям на основе практических действий приходит умственное общение. Если 3-4-летний малыш тянется к собеседнику, чтобы показать, какое красивое платье у куклы или рассказать о новой машинке, то пятилетний ребенок может часами задавать свои «Почему?», просто шагая рядом с мамой.

Никакие подручные предметы или игрушки не нужны, чтобы расспрашивать, куда садится солнце, из чего сделана радуга, почему курица не летает. А все это так интересует детей.

Прогресс общения в дошкольном возрасте продолжается и далее, привнося новые мотивы в потребность общаться со взрослыми или сверстниками. Забросав родителей вопросами о природных явлениях и что-то для себя уяснив, дети стремятся поделиться своими знаниями со сверстниками. А взрослым адресуется следующая порция вопросов – теперь уже об отношениях людей, о профессиях, об увлечениях и других человеческих тонкостях.

Общение – лучшая возможность познать окружающую действительность и себя. Это один из видов активности, поэтому его называют коммуникативной деятельностью. Дошкольники вовлечены в эту деятельность. Они руководствуются разными мотивами. Формы общения в дошкольном возрасте приобретают внеситуативный характер, поскольку развитие познавательных процессов и речи позволяют ребенку рассуждать отвлеченно, а не только о том, что он видит и слышит в конкретный момент.

Основные условия развития общения в дошкольном возрасте

В жизни ребенка первостепенную роль играют близкие люди, и вовлечение малыша в общение зависит от них. В отличие от старших детей, любая деятельность дошкольников направляется взрослыми. Складываются соответствующие особенности общения детей дошкольного возраста:

  • Взрослый постепенно погружает ребенка в знания и умения, выработанные многими поколениями человечества, и без которых немыслима жизнь.
  • Ребенок воспринимает взрослых людей как образец — как вести себя, какие чувства и качества проявлять в разнообразных ситуациях.
  • Общаясь со взрослыми, дошкольник получает обратную связь в виде поддержки, похвалы.
  • Общение со сверстниками предоставляет возможность ребенку познавать себя и осознавать, что он один из таких же детей.

Мотивы общения дошкольников

Выясним, какие мотивы движут дошкольниками, когда они инициируют общение с взрослым или сверстником. 3-летний малыш подает папе детали конструктора – это уже приглашение к взаимодействию. 4-летний «почемучка» осаждает родителей вопросами, что да как. Дошкольник 5 лет усаживает бабушку в кресло и заявляет, что он будет ее лечить. 6-7-летний ребенок заявляет, что он пойдет играть с Мишкой, а вот с Владиком ему неинтересно.

В любом из этих случаев проявляется ведущий мотив. У младших дошкольников преобладают познавательные мотивы. Дети понимают, что взрослые многое умеют и знают, поэтому, кроме эмоционального притяжения к взрослым людям, ими управляет познавательный интерес.

Взрослые и дети в игре

В среднем дошкольном возрасте дети нуждаются в партнерах по игре. Их привлекают сюжетные игры, моделирующие повседневную жизнь.

А поскольку самым расторопным партнером по игре является взрослый, дети любят вовлекать в исполнение роли мам, бабушек и реже мужскую часть семьи. Пусть имеет место игровая деятельность, но преобладают в этом возрасте деловые мотивы общения.

Старшие дошкольники активно общаются как со взрослыми, так и с ровесниками. По отношению к сверстникам они становятся избирательными. У них появляются друзья, с которыми они готовы играть в «дочки-матери», в футбол и любую другую игру. Но выявляется и категория детей, с которыми они не намерены общаться. А если играть в командной игре, то в разных командах. На первый план на данном возрастном этапе выходят личностные мотивы.

К взрослым 6-летние дети также продолжают обращаться с вопросами или желанием услышать оценку, похвалу. Наряду с познанием мира, их теперь часто интересуют вопросы нравственного характера. Мотивы общения детей дошкольного возраста с взрослыми в подобных случаях также можно отнести к личностным.

Развитие навыков общения у детей дошкольного возраста

Коммуникативная потребность особенная. Она складывается как необходимость познания себя и других людей. Для удовлетворения названной потребности важны хотя бы первичные навыки общения. О каких коммуникативных навыках можно говорить в возрасте 3-5 лет?..

Читайте также:  Гармония центр развития ребенка керчь гармония

Чтобы направлять ребенка к развитию успешных взаимодействий, обратите внимание, как малыш проявляет себя, пытаясь общаться с такими же малышами. Для общения младших дошкольников характерно:

  • Внимание к сверстнику как к такому же «как я сам».
  • Эмоциональное восприятие взаимодействия с ровесником.
  • Стремление показать себя сверстнику: что умею, как делаю.
  • Чуткость и восприимчивость к тому, как относится маленький партнер по общению.

Все перечисленные компоненты важны. Наблюдая за ребенком, взрослым несложно заметить, что присутствует в избытке, а какие проявления и вовсе отсутствуют. Например, если дошкольник только демонстрирует свои достижения, необходимо вмешаться и предложить: «Давай посмотрим, как девочка/мальчик умеет делать…», «Показал свой экскаватор, а теперь твой друг хочет продемонстрировать, как ездят его машинки».

Полезно регулировать эмоциональный фон общения дошкольников. Насупившимся детям их настроение будет мешать. Изменению эмоций способствует удивление. Придумайте, как удивить малышей (построив необычную башенку, продемонстрировав неочевидные достоинства знакомой игрушки и пр.), и увидите, как положительно изменится их настроение и завяжется общение.

Если прививать культуру взаимодействий с раннего детства, со временем младшие дошкольники интуитивно проявляют столь важное качество — уделять внимание партнеру по общению. Это возможность развить коммуникативные способности ребенка.

Эмоциональное общение

Общение старших дошкольников более многопланово. После 5-ти лет дети проводят значительное время со сверстниками. Они связаны различными видами деятельности, требующими общения.

Это и сюжетно-ролевая игра, и творчество, и продуктивная деятельность. Взаимодействие с другими часто принимает форму сотрудничества.

Насколько успешно будет складываться сотрудничество, зависит от каждого участника. В старшем дошкольном возрасте развитие навыков общения тесно переплетено с формированием нравственных качеств. Доброжелательность и внимание к другому, приветливость и дружелюбие, готовность к взаимопомощи и способность уступить – те качества, без которых межличностные отношения не могут быть успешными.

Как способствовать развитию потребности в общении

Современные условия вносят свои коррективы в коммуникативную сферу, причем не всегда полезные. Быстрое распространение всевозможных гаджетов и интерактивных технологий захватило жизнь человека и проникло даже на этап дошкольного детства. В результате дети, вместо того чтобы тянуться к общению, с большим интересом застывают перед мигающим экраном.

Изучив особенности общения, присущие детям дошкольного возраста, видим, сколь велика роль взрослого человека в развитии у ребенка потребности к коммуникации. Безусловно, общительность дошкольника зависит от его природных данных, преобладания экстраверсии или интроверсии. Тем не менее, родителям важно осознавать свою причастность к развитию у малыша потребности в общении.

Взрослый и ребенок

Как бы ни было удобно родителям, когда ребенок занят своими игрушками, лучше отложить свои дела и пообщаться с ним. Расспросить об игрушках или что малыш строит, рисует и т.д. В такие беседы всегда можно внести познавательный элемент и доступно рассказать о животных, о технике, обратить внимание на цвет, форму, размер. Главное, предлагать полезную информацию доступным ребенку языком.

Очень активных детей важно учить другому: не сыпать вопросами, а выслушивать ответ, проявлять внимание к партнеру по игре, следить за корректностью высказываний. Такие привычки способствуют формированию бесконфликтного общения у детей дошкольного возраста.

Взрослые привьют ребенку полезные навыки для совместных игр, если несколько раз сами инициируют такую игру. Мама или папа легко могут выступить в роли организатора и участника действий. Введут правила игра, будут следить за их выполнением. Подобная совместная деятельность уместна и с 3-летними малышами (построить паровозик из кубиков одного цвета, поиграть в прятки) и старшими дошкольниками (придумывание слов на одну и ту же букву, рисование ребусов, игра в испорченный телефон). Вариантов совместных игр множество, и детям невероятно интересно играть с родителями.

Прочитав сказку или посмотрев детскую книжку, самое время пообщаться с ребенком, затрагивая нравственные качества героев. Кто из героев понравился, какие поступки совершали персонажи произведения, к кому возникло расположение и сочувствие, а кто, наоборот, заслуживает порицания. Детские произведения содержат богатый для обсуждения материал и способствуют формированию познавательных и личностных мотивов общения.

Очевидно, что развитие навыков общения в дошкольном возрасте происходит в естественных условиях. То, что получают дети в общении с родителями, в дальнейшем переносится в среду сверстников. Сугубо детское общение, конечно же, складывается иначе. Среди сверстников нет того рефери, который следит, как взрослый, чтобы все было по справедливости и по правилам. Тем не менее, каждый родитель ответственен за то, какие нормы и навыки его ребенок транслирует в детскую среду.

Источник

От автора: Без общения мы не можем представить жизнь человека. Ребенок, взаимодействуя с другими людьми, развивается, получает новые знания. Однако потребность в общении не дана человеку с рождения с том варианте, в котором она присутствует у взрослого человека. Она формируется у него в процессе жизни. На разных этапах жизни ребенка мы можем видеть, что ребенок по-разному общается со взрослыми и сверстниками.

Читайте также:  В доу интеграция как средство развития ребенка

1. ОБЩЕНИЕ РЕБЕНКА МЛАДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА 

В первом полугодии жизни ребенок взаимодействует с миром через взрослых, которые обеспечивают ему выживание (уход, кормление и т.д.). Взрослый удовлетворяет основные потребности младенца, взаимодействуя с ним. Одновременно происходит общение ребенка и взрослого.  В первый год жизни ведущей (основной, наиболее значимой для развития) деятельностью ребенка является эмоциональное общение со значимыми взрослыми, в первую очередь с мамой и папой. 

Уже с рождения ребенок предпочитает игрушкам социальные объекты.  Он дольше задерживает взгляд на лицах людей, нежели на игрушках. 

В первые месяцы жизни у ребенка формируется комплекс оживления. Комплекс оживления – это положительные эмоциональные проявления, которые возникают у младенца при виде знакомого человека, будь то мама или другой хорошо знакомый взрослый или ребенок. Комплекс оживления появляется примерно на третьей-четвертой недели жизни ребенка. Ребенок, при виде знакомого лица замирает, сосредотачивается на объекте. Через несколько недель ребенок начинает еще более бурно реагировать на других людей: он улыбается, вокализирует, совершает движения ручками и ножками. Комплекс оживления развивается примерно до 3-4 месяцев. 

О чем же свидетельствует комплекс оживления? Появление у младенца комплекса оживления свидетельствует о том, что у ребенка появляется и развивается потребность общаться со значимыми взрослыми. Комплекс оживления показывает, что у ребенка есть не только потребность общаться со взрослым, но также и то, что он сам проявляет  инициативу в общении. 

Отсутствие у ребенка комплекса оживления – тревожный фактор, свидетельствующий о недостатке общения ребенка со значимыми взрослыми. Так, известно, что у детей, растущих в домах малютки, комплекс оживления проявляется позднее и не так ярко, как у детей, которые достаточно общаются со взрослыми  и удовлетворяют собственную потребность в общении. 

Известный детский психолог М.И. Лисина называет общение ребенка в возрасте до шести месяцев со взрослых ситуативно-личностным общением. Это значит, что общение происходит в первую очередь с помощью таких средств общения как мимика, экспрессия. Эта форма общения важная для развития и эмоциональной, и интеллектуальной сферы ребенка.   

Рекомендации родителям.

Не нужно стараться всегда играть с ребенком в игрушки. Игрушка может присутствовать в игре, но она не должна всегда находится между родителем и ребенком. Для ребенка гораздо важнее непосредственный контакт, непосредственное взаимодействие с родителями, а не опосредованное игрушками. Разговаривайте с малышом, держите его за ручки, прикасайтесь к нему, играйте в простые игры («Ладушки», «Сорока» и т.д.). 

2. СТРАХ «ЧУЖОГО»

После появления комплекса оживления, эмоциональная сфера младенца активно развивается. Малыш тянется к взрослыми, радостно улыбается, что не может не радовать родителей.  Важно, что ребенок почти одинаково положительно реагирует и на хорошо знакомых взрослых и на тех, кого видит достаточно редко или даже впервые. Примерно до 7-8 месяцев младенец спокойно реагирует, если его берет на руки малознакомый человек. 

Примерно в 7-8 месяцев ситуация кардинально меняется. Появляется страх «чужого». Если раньше ребенок на прогулке спокойно, с улыбкой реагировал на проявления симпатии посторонних людей, то неожиданно он начинает пугаться и реагировать плачем. Ребенок уже не хочет идти на руки к бабушке, которая приезжает навестить его раз в месяц, однозначно предпочитая ей маму или бабушку, которая навещает его несколько раз в неделю и является хорошо знакомым, значимым взрослым. 

Что же произошло с малышом? Почему неожиданно он стал  совершенно другим?  Иногда взрослые беспокоятся, думают, что с малышом не все в порядке, что он стал «диким», необщительным. В реальности, произошел важный этап в развитии ребенка. А именно, ребенок стал различать «своих» (хорошо знакомых) и   «чужих» (малознакомых). Соответственно, ребенок начинает активно общаться с теми, кого хорошо знает и с опаской относится к малознакомым людям.   

Хорошо ли это? Нормально? Конечно, хорошо и совершенно нормально. Мы, взрослые, по-разному общаемся со знакомыми и малознакомыми людьми, не так ли? Именно этот процесс дифференциации на знакомых и незнакомых начинается и у ребенка. У ребенка сформировалась привязанность к тем, кого он хорошо знает. Естественно, он предпочитает общаться именно с этими людьми, опасаясь малознакомых. 

Также важно понимать, что взрослый, категоризируя других людей, учитывает свои знания об этом человеке. Так, для матери малыша, которая редко видит свекровь, она – безопасный объект. Потому что женщина знает, что свекровь – мать ее мужа. И уже это знание – основа спокойствия при общении. Для малыша категоризация строится не на знании о безопасности или опасности человека, а на эмоциональной привязанности. Именно поэтому, бабушка, которую малыш видит в третий раз в жизни для него не менее безопасна, чем человек на улице, которого он видит в первый раз. 

Читайте также:  Форма индивидуальной карты развития ребенка

Рекомендации родителям.

Если ребенок отрицательно реагирует на малознакомого взрослого (плачет, хмурится), оградите ребенка от неприятного для него на данный момент общения. Вы можете взять ребенка на руки, увеличить дистанцию между ребенком и малознакомым человеком.

Если взрослый расстраивается от реакции малыша или настаивает на общении, объясните ему, почему ребенок так реагирует.

3. ОБЩЕНИЕ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА

Ранний возраст – это возраст до одного года до трех лет. В этом возрасте ведущая деятельность ребенка смещается с эмоционального общения на предметно-практическую деятельность. Следовательно, и общение ребенка со взрослыми меняется. Оно начинает осуществляться за счет предметно-практической деятельности. 

Ребенок в этот период предпочитает предметно-практическую деятельность. Он с огромным удовольствием перекладывает мелкие предметы из коробочки в коробочку, пересыпает крупу, переливает воду, откручивает крышку бутылки и снова закручивает, крутит разные ручки и т.д. Однако ребенок не готов всегда самостоятельно овладевать предметно-практической деятельностью. Ему не менее важно общение со взрослым. Но если до этого ребенку было достаточно слышать голос взрослого, ощущать прикосновения его рук, то теперь ситуация меняется.  У ребенка появляется потребность не только в «чистом» общении, но и в общении, опосредованном предметно-практической деятельностью. Что это значит? Это значит, что ребенок хочет все делать вместе со взрослым. После года ребенок всеми стремится постоянно быть рядом со взрослыми и при этом хочет быть включен во все дела взрослого. Он хочет мыть посуду, наливать чай, стирать, гладить белье, поливать цветы и т.д. Именно поэтому ребенок обычно не может долго самостоятельно заниматься (лепить, рисовать, играть в игрушки), а вот вместе со взрослым он с удовольствием включается в разные виды деятельности. 

Бывает, что взрослые расценивают желание ребенка совместно со взрослыми заниматься разной деятельностью как несамостоятельность и стараются подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он занимался, играл самостоятельно. В реальности же ребенок начинает сотрудничать со взрослым. Это новый этап в его развитии, который важно поддержать. 

Рекомендации родителям.

Поддерживайте желание ребенка взаимодействовать  с вами. Занимайтесь вместе домашними делами, не старайтесь всеми силами научить ребенка занимать себя самому. Всему свое время. На данном этапе ребенку важно научиться сотрудничать, получить и принимать помощь. 

4. ОБЩЕНИЕ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Для ребенка младшего и среднего дошкольного (3-5 лет) возраста наиболее актуальным является общение со взрослым в контексте познавательной активности. 

В этом возрасте дети активно задают взрослым вопросы и ждут от взрослых ответа. Если ребенок задает один и тот же вопрос несколько раз на протяжении какого-то промежутка времени или мучительно думает, какой же вопрос задать, это значит, что ему важно не только получить ответ (знание), но и ему важно пообщаться со взрослым (эмоциональная составляющая процесса общения). Нередко взрослые устают от многочисленных детских «почему» и уходят от общения. Они не отвечают на вопросы, просят ребенка помолчать или перенаправляют ребенка к другому взрослому. 

Очевидно, что прерывать познавательную активность ребенка некорректно. Но что же делать взрослому, если он устал от того, что один и тот же вопрос задается ему несколько раз? Например, взрослый может спросить у ребенка, задавшего вопрос: «А ты как думаешь?». Нередко ребенок начинает сам с энтузиазмом  отвечать на вопрос, который задал только что. Получается, что ребенку на самом деле важно именно общаться со взрослым, обсуждать какие-то важные для него вопросы. 

В младшем и среднем дошкольном возрасте дети начинают обращать особое внимание на обратную связь, которую они получают от взрослых в процессе общения. А что такое обратная связь? Чаще всего оценка деятельности, оценка поступков ребенка. Формирование самооценки ребенка происходит за счет того, что ребенок получает обратную связь от взрослого. Дети 3-5 лет достаточно чувствительно к оценке. Нередко, получив негативную оценку своей деятельности, они отказываются продолжать начатое. Напротив, похвала действует на ребенка стимулирующее. 

В старшем дошкольном возрасте (6-7 лет) у ребенка проявляется интерес к «чистому» общению, не опосредованному предметно-манипулятивной деятельностью или познанием. Общение становится для ребенка самоценностью. 

В старшем дошкольном возрасте ребенок активно социализируется, то есть, усваивает нормы и ценности окружающих его людей. В связи с этим, взрослые становятся для ребенка эталоном, объектом для подражания. Именно через общение со взрослыми ребенок узнает, как целесообразно вести себя в определенной ситуации. 

Рекомендации родителям.

Поддерживайте инициативу ребенка общаться. Именно в общении с родителями у ребенка формируются первые навыки общения. Не старайтесь перенаправить ребенка, который задал вам вопрос, на другого взрослого.

Не осуждайте ребенка («ты плохой»). Можно осудить поступок ребенка, но не его личность. Обращайте внимание на достижения ребенка, хвалите его и поощряйте. Это поможет формированию у ребенка  адекватной самооценки.

Источник