Особенности развития мышления и речи ребенка раннего возраста

 «Психологические особенности развития речи и мышления в раннем возрасте»

Ранний возраст — это период с года до 3 лет. В это время происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей — формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые качества личности. Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная деятельность. Она возникает постепенно из орудийной деятельности младенцев. Эта деятельность подразумевает, что предмет используется в качестве орудия по закрепленным в данной культуре правилам и нормам — например, ложкой едят, лопаткой копают.

Выявляя важные свойства предмета, ребенок начинает соотносить их с операциями, которые он совершает. Дети учатся использовать предметы, исходя из логики самого предмета, т.е. из того, что им лучше всего можно делать.

Ребёнок родится, не обладая мышлением. Познание окружающей действительности начинается с ощущения и восприятия отдельных предметов и явлений, образы которых сохраняются памятью.

На основе практического знакомства с действительностью,  складывается у ребёнка мышление. Решающую роль в формировании мышления ребёнка играет развитие речи.

Овладевая в процессе общения с окружающими людьми словами и грамматическими формами родного языка, ребёнок научается вместе с тем обобщать при помощи слова сходные явления, рассуждает по поводу их особенностей и т. д.

Обычно в начале второго года жизни у ребёнка возникают первые обобщения, которые он использует впоследствии. С этого начинается развитие детского мышления.

Развитие мышления у детей происходит не само собой, не стихийно. Им руководят взрослые, воспитывая и обучая ребёнка. Опираясь на опыт, имеющийся у ребёнка, взрослые передают ему знания, сообщают ему понятия, до которых он не смог бы додуматься самостоятельно.

Под влиянием воспитания ребёнок усваивает не только отдельные понятия, но и выработанные человечеством правила мышления. Подражая взрослым и следуя их указаниям, ребёнок постепенно приучается правильно строить суждения, правильно соотносить их друг с другом, делать обоснованные выводы.

Решающую роль в формировании первых детских обобщений играет усвоение названий окружающих предметов и явлений. Взрослый в разговоре с ребёнком называет одним и тем же словом «стол» различные столы, находящиеся в комнате, или одним и тем же словом «падать» падение различных предметов. Подражая взрослым, ребёнок и сам начинает употреблять слова в обобщённом значении.

Следует, однако, отметить, что в силу ограниченного опыта и недостаточного развития мыслительных процессов маленький ребёнок вначале испытывает большие трудности в овладении общеупотребительным значением самых обыкновенных слов. Иногда он чрезвычайно суживает их значение и обозначает, например, словом «мама» только свою мать, недоумевая, когда другой ребёнок называет так же свою маму. В других случаях он начинает употреблять какое-либо слово в слишком широком значении, называя им ряд предметов, только внешне сходных, не замечая существенных между ними различий. Так, один полуторагодовалый ребёнок называл одним словом «киса» кошку, меховой воротник на маминой шубе, белку, сидящую в клетке, и тигра, нарисованного на картинке.

Характерным для детей раннего возраста является своеобразный характер первых обобщений. Наблюдая окружающую действительность, ребёнок различает в первую очередь внешние признаки предметов и явлений, обобщает их по внешнему сходству. Ребёнок не может разобраться ещё во внутренних, существенных особенностях предметов и судит о них лишь по внешним качествам, по наружному облику.

Второй особенностью детского мышления на ранних этапах его развития является то, что они мыслят, главным образом, о вещах, которые ими воспринимаются в данный момент и с которыми они действуют в настоящее время. Сравнение и другие мыслительные процессы ещё неотделимы от практических действий с самим предметом, соединением элементов в одно целое и т. д.

Таким образом, мышление ребёнка раннего возраста, хотя и неразрывно связано с речью, носит ещё наглядно-действенный характер.

В раннем возрасте кроме наглядно-действенного мышления начинает формироваться и наглядно-образное. В исследованиях Запорожца и Венгера были разработаны методы изучения и диагностики мышления, исходя из способов ориентировки ребенка в ситуации. Эта ориентировка может быть связана с непосредственными действиями с предметами, их зрительным изучением или словесным описанием, определяя тем самым и вид мышления — наглядно-действенное, образное, схематическое, словесно-логическое.

При этом наглядно-действенное мышление возникает к концу первого года жизни и является ведущим видом мышления до 3,5-4 лет.

Наглядно-образное мышление возникает в 2,5-3 года и является ведущим до 6-6,5 лет.

Наглядно-схематическое мышление возникает в 4,5-5 лет, оставаясь ведущим видом мышления до 6-7 лет.

И, наконец, словесно-логическое мышление возникает в 5,5-6 лет, становясь ведущим с 7-8 лет, и остается основной формой мышления у большинства взрослых людей.

Таким образом, в раннем возрасте основным (и практически до конца этого возраста единственным) видом мышления является наглядно — действенное, предполагающее непосредственный контакт ребенка с предметами и поиск правильного решения задачи путем проб и ошибок. Помощь взрослого, который показывает ребенку, на что следует обратить внимание, чтобы правильно решить задачу, необходима для развития мышления ребенка и перехода его на более высокий образный уровень. В то же время к концу раннего возраста при решении простых, связанных с прошлым опытом задач, дети должны уметь ориентироваться практически мгновенно, не прибегая к пробным действиям с предметами, т.е. решать задачи на основе образного мышления. Характерной особенностью мышления ребенка в этот период является его нерасчлененность — ребенок пытается решить задачу, не выделяя в ней отдельные параметры, но воспринимая ситуацию как целостную картинку, все детали которой имеют одинаковое значение. Поэтому помощь взрослого должна быть направлена, прежде всего, выделение отдельных деталей в ситуации, из которых потом ребенок выделит главные и второстепенные.

Таким образом, общение со взрослым, совместная предметная деятельность могут существенно ускорить познавательное развитие детей, Однако общение со взрослым имеет большое значение и для развития личности детей раннего возраста. Окружающим надо помнить, что представление о себе, первая самооценка детей в это время является на самом деле интериоризованной оценкой взрослого.

На основе практического знакомства с действительностью у ребёнка складывается мышление. Решающую роль в формировании мышления ребёнка играет развитие речи.

Библиографический список:

  1. Запорожец, А. В. Психология [Текст] / А. В. Запорожец. — М.: Учпедгиз, 1953.
  2. Леонтьев, А. Н. Очерки психологии детей [Текст] / А. Н. Леонтьев. – М., 1950.
  3. Новоселова, С.  П. Развитие мышления в раннем возрасте [Текст] / С. П. Новоселова. – М., 1978.
  4. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов [Текст] / под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльпопина. – М., 1964.
  5. Рубинштейн, С. Л. О мышлении и путях его исследования [Текст] / С. Л. Рубинштейн. — М., 1958.
Читайте также:  Развитие и тренировка внимания у ребенка

Источник

1.1 Развитие речи и мышления в раннем детстве

Раннее детство — сензитивный период для усвоения речи.

Автономная речь ребенка довольно быстро (обычно в течение полугода) трансформируется и исчезает. Необычные по звучанию и значению слова заменяются ловами «взрослой» речи. Но, разумеется, быстрый переход на уровень речевого развития возможен только в благоприятных условиях – в первую очередь при полноценном общении ребенка со взрослым. Если общение со взрослым не достаточно или, наоборот, близкие исполняют все желания ребенка, ориентируясь на автономную речь, освоение речи замедляется. Наблюдается задержка речевого развития и в тех случаях, когда растут близнецы, интенсивно общающиеся друг с другом на общем детском языке.

Осваивая родную речь, дети овладевают как фонетической, так и семантической ее сторонами. Произнесение слов становится более правильным, ребенок постепенно перестает пользоваться искаженными словами и словами-обрывками. Этому способствует и то, что к 3 годам усваиваются все основные звуки языка. Самое важное изменение в речи ребенка – то, что слово приобретает для него предметное значение. Ребенок обозначает одним словом предметы, различные по своим внешним свойствам, но сходные по какому-то существенному признаку или способу действия ними. С появлением предметных значений слов связаны поэтому первые обобщения.

В раннем возрасте растет пассивный словарь – количество понимаемых слов. К двум годам ребенок понимает почти все слова, которые произносит взрослый, называя окружающие его предметы. К этому времени он начинает понимать и объяснения взрослого (инструкции) относительно совместных действий. Поскольку ребенок активно познает мир вещей, манипуляции с предметами для него – значимая деятельность, а освоить новые действия с предметами он может только совместно со взрослым. Инструктивная речь, организующая действия ребенка, понимается им достаточно рано. Позже, в 2 – 3 года, возникает понимание и речи-рассказа.

Интенсивно развивается и активная речь: растет активный словарь (причем количество произносимых слов всегда меньше, чем количество понимаемых), появляются первые фразы, первые вопросы, обращенные ко взрослым. К трем годам активный словарь достигает 1500 слов. Предложения первоначально, примерно в 1,5 года, состоят из 2 – 3 слов. Это чаще всего субъект и его действия («Мама идет»), действия и объект действия («Дай булку», «пошли гулять») или действие и место действия («Книга там»). К трем годам усваиваются основные грамматические формы и основные синтаксические конструкции родного языка. В речи ребенка встречаются почти все части речи, разные типы предложений, например: «Я очень рад, что ты приехал», «Вова обижал Машу. Когда я буду большой, я Вову побью лопатой».

Речевая активность ребенка обычно резко возрастает между 2 и 3 годами. Расширяется круг его общения – он уже может общаться с помощью речи не только с близкими людьми, но и с другими взрослыми, с детьми. В таких случаях в основном проговаривается практическое действие ребенка, та наглядная ситуация, в которой и по поводу которой возникает общение. Часты диалоги, вплетающиеся в совместную со взрослыми деятельность. Ребенок отвечает на вопросы взрослого и сам задает вопросы о том, что они делают вместе. Когда же он вступает в разговор со сверстником, он мало вникает в содержание реплик другого ребенка, поэтому такие диалоги бедны и дети не всегда отвечают друг другу.

Овладение ходьбой и речью изменяет весь образ жизни ребенка и всю его познавательную деятельность. В повседневной жизни ребенок встречается с многочисленными и разнообразными задачами, которые вынужден решать сам. Если привлекательный предмет находится высоко на полке, ребенок ищет знакомую скамеечку, подставляет ее к шкафу и, влезая, достает игрушку. Речевое оформление задачи и путей ее решения ведет к быстрому накоплению ребенком опыта и вносит существенные изменения в его действия. Овладевая действием как практическим способом решения конкретных задач, ребенок делает шаг вперед по пути развития мышления.

Развитие мышления у ребенка начинается со второго года жизни. Оно связано с освоением ходьбы, совершенствованием движений, расширением кругозора и овладением речью.

Мышление в раннем детстве принято называть наглядно-действенным. Примерно в двухлетнем возрасте у ребенка проявляется внутренний план действий, но на протяжении всего раннего детства важной основой и источником интеллектуального развития остается предметная деятельность.

В это время в совместной со взрослыми деятельности ребенок усваивает способы действия с разнообразными предметами. Взрослый учит его тому, как следует использовать ложку и чашку, как держать в руке карандаш и как – совочек, что нужно делать с игрушками – возить машину, укачивать куклу, дуть в дудочку. Действия с предметами зависят от их функциональных особенностей и условий их использования. Так, ребенок научается подносить чашку к губам, но ем гораздо легче обращаться с пустой или полупустой чашкой, чем с чашкой молока. Несколько большую свободу действий он приобретает, манипулируя с игрушками.

Внешние ориентировочные действия, как мы знаем, служат исходным пунктом для образования внутренних, психических действий. Уже в пределах раннего детства у ребенка возникают мысленные действия, выполняемые в уме, без внешних проб. Так, познакомившись с употреблением палки для доставания отдельного предмета, ребенок догадывается применить ее и для того, что бы вытащить мячик, закатившийся под диван. В основе такой догадки лежит проба, проделанная в уме. В процессе ее ребенок действовал не с отдельными предметами, а с образами, представлениями о предметах и о способах их употребления. Мышление ребенка, в котором решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами, называется наглядно-образным. В раннем детстве ребенок овладевает умение решать наглядно-образным путем только ограниченный круг простейших задач. Задачи более сложные им либо не решаются вовсе, либо решаются в наглядно-действенном плане.

Включение речи, слова, обозначающего выполняемое действие, качественно меняет мыслительный процесс ребенка, даже не владеющего разговорной речью. Если в мыслительном процессе выделить ориентировочное действие как основное и исполнительное действие (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин), то включение речи отчетливо изменяет именно первое, основное звено, так как ребенок теперь знает, что он должен сделать, для чего и как. Поэтому его поиски нацелены и все действие осмысленно, что не исключает, конечно, возможных ошибок, так как маленький ребенок еще не умеет отобрать и применить нужные действия в необходимой последовательности.

Читайте также:  История развития уполномоченного по правам ребенка

И все же на этом, раннем, этапе развития интеллекта уже имеет место подлинное действенное мышление. Оно приобретает проблемную направленность и разумный характер.

С овладением речью начинается интенсивное развитие словесного мышления ребенка. Задолго до того, как он сумеет логически рассуждать и строить правильные умозаключения, преддошкольник обнаруживает способность к элементарным обобщениям – мысленного объединения предметов или действий, обладающих общими признаками. Основу для обобщений создает усвоение речи, поскольку значения слов, пониманию и употреблению которых учат ребенка взрослые, всегда содержат в себе обобщения. Например, слово «часы» ребенка учат относить и к маленьким ручным часам, и к будильнику, и к большим стенным часам.

Обобщения предметов по их функции первоначально возникает в действии, а затем закрепляется в слове. Первыми носителями обобщения становятся предметы-орудия. Усвоив способ действия с помощью того или иного орудия (палки, ложки, совочка, карандаша), ребенок пытается использовать это орудие в разнообразных ситуациях, выделяет его обобщенное значение для решения определенного рода задач. В то же время в орудии выделяются те признаки, которые важны для его употребления, остальные отступают на задний план.

У детей раннего возраста название предмета иногда очень прочно ввязывается с его функцией. Поэтому, сталкиваясь с новым предметом, который взрослый называют знакомым словом, ребенок может пытаться употребить этот предмет соответствующим образом в любом случае. Например, двухлетний мальчик спросил у мамы: «Что это?», показывая крохотный игрушечный стульчик. «Это стул» — ответила мама. Мальчик повернулся к нему спиной и попытался на него сесть.

Складывающиеся у детей обобщения имеют форму образов и используются в процессе наглядно-образного решения задач.

В раннем детстве ребенок не только замечает уже имеющиеся связи между предметами, но начинает самостоятельно устанавливать новые вязи и отношения, учитывать их в своих действиях.

Раздел: Психология
Количество знаков с пробелами: 69615
Количество таблиц: 1
Количество изображений: 0

… уровень мыслительных операций можно оценить как низкий и подчеркнуть необходимость развития логических операций у каждого участника экспериментального исследования. 2.2 Развитие мышления у детей с умеренной умственной отсталостью Умственная отсталость рассматривается как явление необратимое, однако это не означает, что оно не поддается коррекции. При планировании коррекционной работы с …

… явления, выражающиеся в низкой интеллектуальной работоспособности, а также инертность психической деятельности. Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей развития мышления у детей старшего дошкольного возраста с двигательными нарушениями 2.1 Задачи, методы и организация исследования Практическая часть состояла в организации и проведении экспериментального исследования по выявлению …

… Целью формирующей работы является развитие мышление у детей шестого года жизни посредством игровых занимательных задач. Задачи: 1.  Разработать систему игр и упражнений по развитию мышления у детей шестого года жизни посредством игровых занимательных задач. 2.  Определить эффективные педагогические условия развития мышления у детей шестого года жизни посредством игровых занимательных задач. …

… выдвинутой нами гипотезы. Положительным этапом нашей работы стало повышение общего уровня развития наглядно-образного мышления детей с задержкой психического развития. 3.3. Методические рекомендации по использованию дидактических игр как средства развития наглядно-образного мышления дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. 1.                          Решение задач в образ

Источник

Любовь Душебаева
Развитие речи и мышления у детей раннего возраста

Всё, что мы говорим, отражает то, что мы думаем. Проблема взаимодействия речи и мышления постоянно интересовала и продолжает интересовать многих учёных.

Какой детский возраст требует наибольшего внимания к себе в плане предоставляемых возможностей для ускорения психического (умственного) развития ребёнка, использование или неиспользование которых может иметь серьёзные последствия? С психолого-педагогической точки зрения это ранний детский возраст. По данным, которыми в настоящее время располагает психологическая наука, этот возраст является одним из ключевых в жизни ребёнка и во многом определяет его будущее психологическое развитие.

Речь — ведущий процесс психического развития ребёнка. Эмоциональность ребёнка, его потребности, интересы, темперамент, характер — весь психический склад личности выявляются в речи. С процессом развития речи у детей раннего возраста связан процесс возникновения и формирования у них мышления.

Очевидно, что органом речи, по сути дела, является мозг — в нём происходит понимание слышимых слов, в нём же формируются программы движений, которые нужны для артикуляции звуков, и звукосочетаний речи, отсюда идут команды на речевые мышцы. Мозг отвечает на все воздействия из внешней среды (зрительные, звуковые, температурные и другие) и из самого организма (голод, жажда и т. д.).

Ребёнок рождается, обладая относительно высоко развитыми органами чувств, органами движения и нервной системой, формирование которых происходит во внутриутробный период. Кора головного мозга, в общем уже полностью анатомически оформлена, но развитие микроскопической структуры ещё не завершено. И здесь очень важно подчеркнуть, что на умственное развитие и своевременное, правильное развитие речи в раннем возрасте влияет несколько факторов,а именно:

— ребенок должен быть психически и физически здоровым;

— иметь нормальные зрение, слух и умственные способности;

— иметь достаточную психическую активность и обладать потребностью в речевом общении; находиться в полноценном речевом окружении (речевой среде).

Конечно, некоторые из этих условий зачастую находятся вне сферы нашего влияния, однако соблюдение ряда этих пунктов вполне под силу организовать внимательным родителям. Особенно это касается вопросов стимуляции речевой активности ребёнка и создания развивающего речевого окружения.

Как известно, речь не передаётся по наследству, она формируется постепенно, с ростом ребёнка, в процессе общения с ним.

Уровень умственного развития малыша и развитие его речи связаны неразрывно. Речь — одно из главнейших средств познания мира, а значит, плохо развитая речь будет препятствовать полноценному развитию личности, прежде всего усвоению школьных знаний. Своим поведением вы можете ускорить или замедлить темпы развития речи ребёнка.

В 2-3 месяца ребенок начинает гулить, т. е. выражает свои эмоции и желания отдельными звуками (а-а-а, у-у-у, агу-агу).

В 4-5 месяцев появляется лепет, который может длиться до года. Сначала ребёнок произносит лишь отдельные слоги или набор букв (ма-ма, да-да, ба-ба, затем в его речи рождаются лепетные слова (мама, ляля, дядя, баба, на, да). Необходимо отметить, что у детей с нарушением слуха лепета нет.

Читайте также:  Центр развития ребенка двфу

Уже в полгода ребёнок осваивает простые игры «Ладушки» или «Забодаю», «Прятки», где взрослый и ребёнок выполняют одинаковые действия. Во время игры развивается лепетное говорение, малыш учится прислушиваться к речи. Чем больше вы будете разговаривать с ребёнком, тем раньше он заговорит.

Очень важно, чтобы ребенок хорошо видел лицо взрослого, который разговаривает с ним, его артикуляцию.

Здесь интересно рассказать об опытах, проведенных с несколькими младенцами в возрасте 2 месяцев в «доме ребёнка». С детками проводились занятия, в которых взрослый на протяжении 2–3 минут проделывал перед ребёнком артикуляторные движения («а», «у» и т. д., но звуков не произносил. Дети пристально смотрели в лицо взрослого и очень точно повторяли его мимику.

Когда взрослый начинал произносить звуки, малыши сейчас же подхватывали их и воспроизводили довольно точно. Но стоило взрослому прикрыть лицо, как тотчас же прекращалась и имитация мимики и звуков.

Перед другими детьми этого же возраста (вторая группа) взрослый произносил те же звуки «а», «у», «ы», но лицо его было закрыто медицинской маской и не было видно ребёнку. Дети второй группы не обращали внимания на произносимые перед ними звуки и не делали никаких попыток подражать им. Таким образом, выяснилось — сначала должны выработаться точные связи между звуком и соответствующей артикуляторной мимикой, только после этого появляется способность к звукоподражанию.

В жизни, к сожалению, постоянно приходится наблюдать, что с маленькими детьми разговаривают на расстоянии и не заботятся о том, чтобы лицо говорящего было хорошо видно ребенку. Длительные разговоры между делом, когда ребёнок слышит голос взрослого, но не видит его лица — для малыша будут только шумом.

Во второй год жизни ребенка его словарь очень быстро растет. Если к году дети говорят лишь несколько слов, то в два года их словарь увеличивается до 100-150 слов, а к 3 годам достигает полутора тысяч.

Между 2,5 и 3 годами формируется фразовая речь. У ребенка уже есть и желание, и возможности более совершенно подражать речи взрослых. Малыши усваивают падежные окончания, некоторые предлоги, употребляют больше глаголов и прилагательных. В этом возрасте дети уже не только «почемучки», но и активные «рассказчики». Речь становится для них полноценным средством общения, и именно взрослый должен стать для ребёнка примером речевого общения. Не отгораживайтесь от детей повседневными заботами, ваше внимание к ребёнку сегодня — залог успешного его развития завтра.

Эффективному развитию речи в раннем возрасте способствует применение специальных приёмов:

1. Комментирование происходящего. С самого раннего возраста заведите привычку проговаривать вслух всё то, что вы делаете или думаете, комментируйте увиденное и услышанное вами и ребёнком. Постоянно разговаривайте с ребенком, даже если вы уверены в том, что он еще слишком мал и не понимает вас. Объясняйте ему каждое свое действие. Чем младше ребёнок, тем проще и короче должны быть предложения и тем чётче должна быть ваша дикция. Проговаривайте слова медленно и отчётливо, давая малышу возможность видеть ваши губы. Полезно проговаривать не только свои действия и чувства, но и то, что происходит в настоящий момент с ребёнком.

Например,вы можете сказать: «Коля купается», «Коля ударился, Коле больно», и т. п. С помощью этого приёма вы выражаете опыт и ощущения ребёнка словами, которые в скором времени он сможет произносить самостоятельно.

2. Потешки, стихи и песенки. Многие детки получают большое удовольствие от сопровождения их повседневных действий стишками, потешками и попевками. А уж пользу от таких занятий на развитие речи «между делом» вообще трудно переоценить!

Рифмованный характер текста и простые запоминающиеся мелодии способствуют развитию навыка активного слушания, умения вычленять из звукового потока отдельные звуки и их сочетания, улавливать ритмический строй речи. А простота и понятность содержания таких потешек и их соотнесение с практическими действиями и конкретными ситуациями из жизни ребёнка позволяют ему очень скоро вникнуть в смысловое значение слов и выражений.

3. Пальчиковая гимнастика и развитие мелкой моторики. О наличии взаимосвязи между моторикой руки и развитием речи и необходимости регулярно заниматься с ребёнком пальчиковой гимнастикой известно, пожалуй, каждой маме.

Стоит подчеркнуть лишь то, что не стоит ограничивать репертуар ваших занятий только зарядкой для пальчиков, используйте максимально разнообразные варианты игр и упражнений на развитие мелкой моторики, так как каждый новый материал или дидактическая игра требует новых движений руки, а значит, способствует формированию новых связей в головном мозге ребёнка.

4. Работа с изображениями (методике Домана). В принципе, работа с изображениями предметов, будь то карточки, картинки в книгах или на мониторе компьютера при просмотре презентаций, сводится к тому, чтобы научить ребенка соотносить изображение с реальным предметом.

После того как эта веха будет пройдена, направляйте внимание ребёнка на различные детали изображений, учите находить на картинках знакомые предметы, цвета, формы и называть их.

5. Чтение вслух. Чтение книг чрезвычайно важно как для накопления пассивного словарного запаса ребёнка, так и для развития грамматически правильного строя речи. Старайтесь подбирать книги по возрасту малыша и всегда заканчивайте чтение раньше, чем это наскучит ребенку.

6. Ролевые игры. Уже в раннем возрасте у ребенка появляются первые зачатки будущей ролевой игры в форме подражания действиям и движениям взрослых. Задача родителей – стимулировать и поощрять такие подражательные игры, направленные на речевое развитие ребенка. Например, вы можете предложить малышу «позвонить» бабушке по игрушечному телефону или «почитать» вслух сказку кукле.

7. Очень важно создавать такие условия, чтобы ребенок чувствовал необходимость попросить взрослого о чем-то или ответить ему словами. Подчас пригодится наблюдать, особенно в семье, где ребенку уделяется много внимания, что его желания предупреждаются прежде, чем он успеет их выразить словами.В таких условиях малышу нет надобности пользоваться речью: взрослые все скажут за него сами — и он не будет пытаться говорить.

Нельзя перегружать ребенка массой сведений — здесь нужна система и последовательность. При этом не надо давать все в готовом виде, давать исчерпывающие ответы на вопросы; нужно, чтобы ребенок попытался сам догадаться кое о чем, а для этого задавайте ему наводящие вопросы. Активность ребенка — основное условие его полноценного развития.

Источник