Особенности развития личности ребенка с нарушением зрения

Особенности развития личности ребенка с нарушением зрения thumbnail

Особенности личности ребенка при дефектах зрения

Учитель-логопед Якименко И.Ю.

Формирование личности ребенка зависит от многих факторов (социальных, физиологических и т. д.) и говорить о том, что нарушение зрения не откладывает свой отпечаток конечно нельзя.

В тифлопедагогике доказан тот факт, что нарушение зрения оказывает влияние на различные компоненты структуры личности.

В связи с тем, что одни черты и качества личности оказываются в значительной зависимости от дефекта зрения, другие в меньшей в тифлопедагогике сложилось несколько точек зрения на эту проблему.

Так, Ф.И.Шоев считал, что тифлопсихология как наука не нужна, так как психика слепого ничем не отличается от психики зрячего. Теория А. Адлера о сверхкомпенсации, утверждала, что поражение зрения оказывает положительное влияние на развитие личности. К. Бюркленом выдвигалась идея о специфическом развитии слепого как человека особого типа, мир которого несходен с внутренним миром зрячего[3]. На самом деле, психика и все психические процессы слепых и слабовидящих развиваются по тем же законом, что и у нормально видящих людей. Но мы опять же возвращаемся к тому, что первичный дефект накладывает на развитие личности свой отпечаток.

Дефект — это физический или психический недостаток, влекущий за собой отклонения от нормального развития. Эти отклонения называются вторичными.

Впервые сущность дефекта и обусловленное им аномальное развитие были проанализированы Л.С. Выготским.

При любом физическом и психическом дефекте автоматически включаются биологические компенсаторные функции организма.

По Павлову И.П. компенсация является «физиологической мерой организма» в ответ на какое-либо нарушение его функций.

Физиологическая компенсация при слабовидении не может быть достаточной, и для нормальной жизнедеятельности человека, необходима специальная коррекционная помощь.

Любой первичный дефект (с ним работает врач) влечёт за собой вторичные отклонения (с ними работает уже педагог).

Для гармоничной коррекционной помощи слабовидящим детям, для усиления социального фактора необходимо понимать иерархию вторичных отклонений, являющихся следствием первичного дефекта.

Вторичные отклонения

  1. Снижен запас представлений об объектах и явлениях окружающего мира. Этот недостаток приводит к вербализму. Вербализм у детей — использование слов без опоры на конкретные представления и понятия. А в процессе обучения — преобладание словесного способа сообщения знаний. Недостаточность информации об окружающем мире так же снижает познавательный интерес.

  2. Затруднена или отсутствует возможность овладения предметно — практическими действиями по подражанию. Следствия — слабая моторика пальцев рук, трудности в скоординированных движениях рук, самообслуживании, выполнении различных предметно-практических действий социально-бытового назначения.

  3. Трудности ориентировки в пространстве. Следствия — снижена мобильность, отставание в физическом развитии, угловатость движений, плохая координация, стереотипность движения, это когда двигательная деривация преодолевается простыми движениями, которые хорошо знакомы. Избавиться в последствии от которых очень сложно.

  4. Затруднена коммуникативная деятельность.

Здесь несколько причин:

первая- дети плохо видят партнера по общению. Сверстники не принимают их в коллективные игры, так как зрительная недостаточность делает этих детей менее успешными в практической деятельности (совместная деятельность нарушена). Уменьшение контактов с окружающими приводят к замкнутости, необщительности, уходу ребенка в свой внутренний мир.

вторая — дети с нарушениями зрения еще в дошкольном возрасте начинают понимать свое отличие от нормально видящих детей, а в подростковом — по- настоящему переживать свое физическое несовершенство. Наличие у них недостатков зрения и осознание своего отличия от нормально видящих приобретает личностный смысл и могут стать серьезной проблемой [1].

Все эти отклонения могут привести к тому что ребенок приобретает негативные характерологические особенности, такие как эгоизм, замкнутость, необщительность, упрямство, снижение любознательности, тревожность, застенчивость, скованность, неуверенность в себе, несамостоятельность, повышенная раздражительность, неадекватность реакций, некоторое безразличие к окружению, инертность, пассивность и др.

Задача педагога построить так коррекционную работу, чтобы свести к минимуму вторичные отклонения. Эта работа должна проводиться не только на уроках, но и во внеурочное время, и конечно же в семье, где ребенок находится большую часть времени.

Компенсация слабовидения но своей сути не являются замещением одних функций другими.

Она представляет собой создание на каждом этапе развития ребенка новых сложных систем связей и взаимоотношений сенсорных, моторных, логических структур, позволяющих воспринимать и использовать информацию из внешнего мира для адекватного отражения и поведения в соответствии с условиями жизни и деятельности [2]

Таким образом, можно говорить о том. что нарушения зрения оказывают влияние на формирование всей психики человека, включая и личность. Однако эго влияние нивелируется коррекционным воздействием и окружающими условиями в семье, в учебном учреждении.

Читайте также:  Что такое карта развития ребенка

Литература:

  1. Денискина В.3. лекция: «Первичный дефект и вторичные отклонения в развитии детей с нарушение зрения».

  2. Земцова М.И. Учителю о детях с нарушениями зрения. М.: Просвещение.

1973.

  1. Статья: «Личность и особенности ее развития при нарушениях зрения» Л. И. Солнцевой в соавторстве с Р. А. Курбановым.

  2. Психология воспитания детей с нарушением зрения /Под ред. Л.И. Солнцевой и В.З. Денискиной. М.: Налоговый вестник. 2004.

4

Источник

Нарушение зрительных функций оказывают серьезное влияние на развитие личности в связи с той огромной ролью, которую играет зрение в жизни человека.

Психическое развитие слепого или слабовидящего ребенка имеет свои особенности.

· во-первых, ряд психических процессов (ощущение, восприятие, представления) оказывается в прямой зависимости от глубины дефекта, а некоторые психические функции (цветоощущение, скорость восприятия, и др.) зависят также и от характера патологии;

· во-вторых, имеются психические процессы и состояния, на которые нарушение зрения оказывают опосредованное влияние(например, мышление, развитие которого до определенного момента зависит от нарушений в области восприятий и представлений);

· в-третьих имеются такие структурные компоненты психики, которые ни от глубины дефекта, ни от характера патологии зрения оказываются независимыми(мировоззрение, убеждения, темперамент, за исключением его внешних проявлений, моральные черты характера и т. д.).

Однако надо помнить, что никаких принципиальных различий в представлениях лиц с дефектами зрения и нормально видящих об окружающем мире не существует.

Формирование компонентов личности при нарушениях зрения.

В формировании основных компонентов личности на первый план выступают социальные факторы, действие которых оказывается относительно или полностью независимым от времени возникновения и глубины патологии зрения.

При формировании направленности личности, некоторых моральных, волевых, интеллектуальных черт характера дефекты зрения могут быть первопричиной отклонения их от нормы, затрудняя и сокращая общение ребенка со сверстниками и взрослыми, препятствуя накоплению индивидуального опыта. Такие отклонения как негативизм, внушаемость, эгоистичность, недоразвитие познавательных интересов, отмечаются многими учеными.

Центральное ядро личности, образующее те внутренние условия, через которые преломляются все внешние воздействия, обусловлено общественными отношениями, отражающимися во внутренних отношениях человека к миру вещей и людей.

При организации нормального общения слепого ребенка с людьми, при расширении его возможностей проникновения в окружающий мир формирование ядра личности должно протекать без каких бы то ни было отклонений. Иными словами, нарушение зрительных функций не является непреодолимым препятствием для формирования всесторонне развитой личности.

Своеобразие личностного развития и межличностных отношений у детей при дефектах зрения.

Первоначально в дошкольном возрасте межличностные отношения между слепыми и слабовидящими детьми в группах и коллективах складываются своеобразно и оказываются зависимыми от состояния зрения. Причем в наиболее неблагоприятном положении оказываются тотально слепые. Это объясняется их меньшей мобильностью и активностью, меньшей коммуникабельностью и проявляется в том, что они получают наименьшее количество выборов, оказываясь в положении отвергаемых.

В среднем и старшем школьном возрасте зависимость отношений от состояния зрения не наблюдается. Это можно объяснить , во первых однородностью коллектива , во вторых, тем, что в это время изменяются ценностные ориентировки, и на первый план при выборе лидеров выступают морально-волевые, интеллектуальные качества членов коллектива.

Социально-психологические последствия дефектов зрения проявляются наиболее отчетливо тогда, когда инвалид по зрению попадает в смешанный коллектив, где трудятся или учатся слепые и зрячие. В этих новых условиях ограничение возможности воспринимать измерения в окружающей среде усложняют установление связей личностей со средой, вызывают затруднения в деловом свободном общении. Слепые становятся людьми, уходящими от контактов со зрячими, замкнутыми, ориентированными на свой внутренний мир.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите особенности психического развития незрячего человека.

2. Дайте характеристику формированию компонентов личности при нарушениях зрения.

3. Опишите личностные особенности лиц с нарушениями зрения.

4. Дайте характеристику межличностным отношениям незрячих.

Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 8170 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2021 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования

(0.002 с)…

Источник

Статья:

Дошкольный возраст является одним из самых важнейших периодов не только в развитии основных психических процессов, но и для становления личности. Именно в дошкольном детстве закладываются основы для развития личностных качеств. Поэтому дети этого возрастного периода требуют по отношению к себе гораздо больший объем внимания со стороны окружающих. Это не только семья ребенка, но и те люди, которые непосредственно участвуют в воспитании детей. К таковым относятся педагоги и психологи дошкольных образовательных учреждений [3].

Читайте также:  Роль дидактической игры в развитии ребенка раннего возраста

Проблемой развития личности дошкольников занимались многие отечественные ученые-психологи. Среди них мы можем выделить таких выдающихся детских психологов, как Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин, В.С. Мухина, А.Н. Леонтьев и т.д.

Всем детям, независимо от их индивидуально-психологических особенностей развития, нужно целенаправленное влияние взрослого, сознательно использующего различные методы и приемы для формирования определенных черт характера ребенка. У всех дошкольников воспитывают устойчивые нравственные чувства, нравственные мотивы поведения, послушание и любознательность, активность. Однако в воспитании детей с различными индивидуальными особенностями важно опираться на положительные особенности высшей нервной деятельности, изменяя при этом нежелательные их проявления [11].

Дошкольный возраст – это именно тот период, когда обрисовываются первые контуры характера, начинает складываться привычный образ поведения, определенные отношения к действительности. Проявления коллективизма, настойчивости, выдержки, смелости в дошкольном возрасте формируются прежде всего в игре, особенно в коллективных сюжетных играх с правилами.

Подобные сложности возникают и в процессе формирования таких качеств личности, как смелость, настойчивость, ответственность и т.д.

Волков Б.С., Волкова Н.В. говорят о том, что настроение ребенка во многом зависит от взаимоотношений со взрослыми и сверстниками [7].

Если же дети, не имеющие нарушений в своем развитии, испытывают трудности в становлении личности, то детям с нарушениями зрения тем более гораздо сложнее привить эти личностные качества.

Теория Л. С. Выготского о первичных и вторичных дефектах и их влиянии на ход психического развития с большой яркостью выступает в формировании личности при нарушениях зрения. Это проявляется в различном влиянии глубоких нарушений зрения на компоненты структуры личности. В связи с тем, что одни черты и качества личности оказываются в значительной зависимости от дефекта зрения, другие в меньшей, а на третьих отражаются неблагоприятные условия ее развития, в истории тифлопсихологии сложилось несколько различных взглядов на личность слепого [30].

В. И. Лубовский выделил влияние дефекта на развитие личности как одну из важнейших закономерностей развития, общих для всех аномальных детей [19].

Ж.И. Шиф отмечала, что «общим для всех случаев аномального развития является то, что совокупность порождаемых дефектом следствий проявляется в изменениях в развитии личности аномального ребенка в целом» [10].

Отсутствие зрения или тяжелые хронические нарушения его ведущих функций вносят существенные изменения и жизнь человека, затрудняя его взаимодействие с окружающим миром, снижая его активность [18].

Так, Ф. И. Шоев не только отрицал влияние слепоты на личность, но и считал, что тифлопсихология как наука не нужна, т.к. психика слепого ничем не отличается от психики зрячего. Теория А. Адлера о сверхкомпенсации, которой придерживался и Л. С. Выготский, утверждала, что поражение зрения оказывает положительное влияние на развитие личности, поэтому слепые превосходят зрячих по многим показателям психического развития. К. Бюркленым выдвигалась идея о специфическом развитии слепого, представляющего из себя особый тип человека, мир которого не сходен с внутренним миром зрячего [30].

Л.И. Солнцева утверждает о том, что такие глубокие нарушения зрения, как слепота и слабовидение, оказывают влияние на формирование всей психологической системы человека, включая и личность. Однако это влияние нивелируется коррекционным воздействием и условиями развития, как в семье, так и в воспитательных учреждениях [30].

Нарушение социальных контактов приводит к отклонениям в формировании личности детей, имеющих нарушения зрения и может вызвать появление негативных характерологических особенностей, таких как изменения в динамике потребностей, связанные с затруднением их удовлетворения; сужение круга интересов, обусловленное ограничениями в сфере чувственного отражения и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что нарушение зрения не полностью, а лишь косвенно влияет на формирование личностных качеств детей. Все-таки главенствующая роль при формировании качеств, принадлежит социальным факторам.

Л.С. Выготский утверждал, что нарушение социальных контактов проводит к ряду отклонений к формированию личности у слепорожденных и рано утративших зрение и может при отсутствии или недостаточной квалификацированном педагогическом вмешательстве вызвать появлненине негативных характерологических особенностей [30].

 На данный момент особенно остро стоит вопрос о выделении тех психолого-педагогических условий, которые оказывают коррекционно-развивающее влияние на формирование личности ребенка, имеющего глубокие нарушения зрения.

Читайте также:  Протокол обследования развития ребенка

Формирование основных личностных структур невозможно без самого главного и основного условия формирования личности ребенка — наличия возможностей для приобретения широкого социального опыта. В первую очередь получение такого опыта возможно лишь в широком коммуникационном пространстве ребенка со взрослым. Взаимодействуя со взрослым, а потом и со сверстниками, ребенок получает разнообразный опыт, который приводит к формированию дифференцированной системы отношений личности.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Источник

ОБЩИЕ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ. ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.

Весельева Л.Н.

учитель – логопед  МКОУ «СОШ №5»

г. Нововоронеж

   Известно, что у слабовидящих детей имеется ряд специфических нарушений познавательных процессов, связанных со зрительным дефектом. Зрительное восприятие характеризуется замедленностью обзора, не точностью, пропуском деталей изображения. При этом отражаются лишь некоторые, часто второстепенные признаки объектов, в связи с чем возникающие образы искажаются и часто бывают неадекватны действительности ( Ю.А. Кулагин, 1967).

        Невозможность или сложность получения ряда чувственных данных препятствует тонкому различению и дифференцировке объектов, а следовательно, и их сравнению. Пробелы в чувственном опыте ребенка значительно затрудняют формирование мыслительных операций. Например,  операция сравнения осуществляется либо по несущественным, либо по слишком общим, генерализованным признакам. При операциях обобщения и классификации используются единичные признаки (Н.Г. Цветков, 1975). Однако эти недостатки не делают мышление слабовидящего ребенка неполноценным. В процессе обучения и воспитания в значительной мере устраняется основная причина замедленного развития – пробелы в сфере чувственных, конкретных знаний. Направляя и организуя восприятие, расширяя и уточняя круг представлений, формируя на их основе полноценные понятия, можно успешно развивать мыслительную деятельность слабовидящих.

        Наблюдение за слабовидящими детьми свидетельствует о недостаточном уровне развития их внимания. Уменьшенное количество раздражения при нарушениях зрения снижает устойчивость внимания. В то же время длительное воздействие преимущественно слуховых раздражителей быстро утомляет и ведет к рассеиванию внимания (Л.А. Фомина, П.М. Румянцева, 1955).

        Память слабовидящих младших школьников характеризуется меньшей продуктивностью в сравнении с нормой, снижением объема запоминания наглядного материала, недостаточным уровнем развития логического запоминания. Эти особенности памяти обусловлены недостаточной полнотой, четкостью и стойкостью представлений, их низким уровнем обобщенности ( А.И. Зотов, 1981).

        У слабовидящих школьников слабее, чем у нормально видящих, проявляется действие «закона края». Наиболее продуктивно они запоминают лишь начальный ряд материала, что, вероятно, объясняется их повышенной утомляемостью.

        Отмеченные выше особенности  познавательных процессов у слабовидящих детей накладывает специфический отпечаток на их учебную деятельность. Например, при чтении часто возникают оптикогностические нарушения, основными причинами которых являются нерасчлененность зрительного восприятия, смешение сходных форм, несформированность представлений ( Н.Б. Лурье, 1968). Выявлено также отрицательное влияние снижения зрения на формирование графических навыков письма. Дети часто не различают строку в тетрадях, допускают искажение элементов букв, их неправильное расположение относительно друг друга в словах, строках (М.И. Земцова, 1973).

        У слабовидящего обычно слабее, чем у других детей, осуществляются контакты с окружающими. Слабовидящие сравнительно меньше играют в подвижные игры, ограниченно или совсем не занимаются спортом, в силу чего их физическое развитие часто не соответствует возрасту (Б.В.Сермеев, 1983).

        Нарушение социальных контактов приводит к ряду отклонений в формирование личности. Сюда относятся некоторые изменения в динамике потребностей (например, недоразвитие перцептивных потребностей), связанных с затруднением их удовлетворения: сужение круга интересов, обусловленное ограничениями в сфере чувственного отражения; редуцированность способностей к видам деятельности, требующим визуального контроля; отсутствие или резкая ограниченность внешнего проявления внутренних состояний. В результате формируется ряд отрицательных черт характера: моральных (эгоцентричность, эгоизм, отсутствие чувства долга, товарищества), волевых (отсутствие самостоятельности, внушаемость, упрямство, негативизм), эмоциональных (отсутствие любознательности, чувства нового).

        Таким образом, отмеченные специфические особенности познавательной деятельности и наличие ряда вторичных негативных проявлений личности у слабовидящих детей требует организации психокоррекционных мероприятий.

         Формы организации занятий должны учитывать психофизиологические особенности слабовидящих детей (в частности, повышенную общую и зрительную утомляемость), носить охранительный характер. С этой целью необходимо использовать смену различных видов деятельности, подвижные игры, всевозможные физминутки (в том числе для снятия зрительного утомления).

Источник