Особенности развития эмоциональной сферы умственно отсталого ребенка

Особенности развития эмоциональной сферы умственно отсталого ребенка thumbnail

Библиографическое описание:


Федосеева, О. А. Особенности развития эмоциональной сферы умственно отсталого ребенка / О. А. Федосеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 3 (50). — С. 446-447. — URL: https://moluch.ru/archive/50/6372/ (дата обращения: 22.07.2020).

Психология
занимается изучением своеобразия развития психики умственно отсталого
ребёнка, путей формирования его личности, резко меняющегося хода его
развития в зависимости от характера обучения и воспитания,
сохранных возможностей, на которые можно опереться при обучении
и воспитании тех или иных качеств, путей компенсации дефекта.

Одной из важных
характеристик личности ребёнка-олигофрена является незрелость его
эмоциональной сферы.

Эмоции и чувства
играют существенную роль в развитии личности.
У ребёнка-олигофрена наличие в эмоциональной сфере грубых
первичных изменений способствует своеобразному психопатологическому
формированию характера, новых отрицательных его качеств, резко
осложняющих коррекцию основного психического дефекта. Вот почему
изучение эмоций и чувств умственно отсталого ребёнка, их
формирование и воспитание имеют столь важное значение.

Как и все другие дети,
умственно отсталые дети на протяжении всех лет своей жизни
развиваются. С. Л. Рубинштейн подчёркивал, что «Психика
развивается даже при самых глубоких степенях умственной отсталости…
Развитие психики — это специфика детского возраста,
пробивающаяся сквозь любую, самую тяжелую патологию организма»
[1, 42].

Наряду со специфичным
развитием психики происходит своеобразное развитие эмоциональной
сферы умственно отсталого ребёнка, проявляющееся, прежде всего,
в незрелости.

Незрелость эмоций и чувств
умственно отсталого ребёнка обусловлена в первую очередь
особенностями развития его потребностей, мотивов и интеллекта.

У олигофрена-школьника
недоразвитие личности наиболее ярко проявляется в игровой
деятельности.

Н. Л. Коломинский
отмечает, что
«Умственно
отсталый ребёнок пассивен в игре, она для него не становится как
для нормального школьника моделью приобретения социального опыта.
Недаром неумение активно играть считается важным диагностическим
показателем умственной отсталости» [2, 9].

Это объясняется тем, что
у ребёнка-олигофрена очень слабо развиты потребности в новых
впечатлениях, любознательность, познавательные интересы, мало
выражены побуждения к осуществлению новых видов деятельности.
Его деятельность и поведение подвержены влиянию
непосредственных, ситуативных побуждений внешних воздействий.
Симптомами нарушения эмоциональной сферы являются раздражительность,
повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, неусидчивость,
отсутствие опосредованной мотивации. В отличие от нормального
школьника, у ребёнка-олигофрена
не происходит формирование социальных чувств.

Незрелость в эмоциональной
сфере в школьном возрасте ещё резче проявляется в школьный
период, когда перед ребёнком ставятся задачи, требующей сложной
и опосредованной формы деятельности.

Школьный возраст отличается
рядом особенностей, которые не имеют места на равных этапах развития
детей, и требуют от ребенка совершенно новых видов психической
деятельности. Если в дошкольном возрасте ребёнок развивался
в процессе игры и общения с окружающими, то в школе
он попадает в условия обучения по твёрдой программе. Изменяется
тип ведущей деятельности из игровой в учебную, перестраиваются
мотивы. Основным мотивом становятся указания учителя.

Для эмоциональной сферы
умственно отсталого ребёнка характерны малодифференциированность,
бедность переживаний. Как отмечает С. С. Ляпидевский
и Б. И. Шостак, его «чувства однообразны,
неустойчивы, ограничиваются двумя крайними состояниями (удовольствие
или неудовольствие), возникают только при непосредственном
воздействии того или иного раздражителя» [3, 27].

То есть, переживания
умственно отсталого ребенка примитивны и еще нет
дифференцированных тонких оттенков переживаний.

Это объясняется тем, что
у ребёнка есть наличие примитивных потребностей.

Вместе с тем
отмечается живость эмоций у ребёнка —
олигофрена
(приветливость, доверчивость, оживленность), наряду с поверхностью
и непрочностью. Такие дети легко переключаются с одного
переживания на другое, проявляют несамостоятельность в деятельности,
лёгкую внушаемость в поведении и играх, следуют за другими
детьми.

Кроме того,
у детей-олигофренов часто бывают неадекватные воздействиям
эмоции и чувства. У одних детей наблюдается чрезмерная
лёгкость и поверхностная оценка серьёзных жизненных событий.

Типичны малая
дифференцированность и однообразие эмоций, бедность либо
отсутствие оттенков переживаний, слабость побуждений и борьбы
мотивов, эмоциональные реакции в основном на непосредственно
воздействующие раздражители. Недоразвитие эмоциональной сферы
усугубляет общую косность психики, слабую психическую активность,
недостаточность интереса к окружающему, отсутствие инициативы,
самостоятельности. В то же время неспособность подавлять аффект
либо влечения часто проявляется в склонности к импульсивности,
интенсивной аффективной реакции (бурные вспышки гнева, агрессивные
разряды) по незначительному поводу.

В эмоционально-волевой
сфере выступает недоразвитие более сложных эмоций. Неадекватность
эмоциональных реакций часто связана с неспособностью отделить
главное от второстепенного, побочного. Отсутствуют либо очень слабы
те переживания, которыми определяются интерес и побуждения
к познавательной деятельности. Но в то же время даже при
выраженных степенях слабоумия нередко сохранны эмоции, связанные
с элементарными потребностями, конкретной ситуацией, а также
“симпатические” эмоции: проявления сочувствия
к конкретным лицам, способность к переживанию обиды, стыда.

Слабость мысли, интеллекта
умственно отсталого ребёнка и незрелость, примитивность
мотивационно-потребностной сферы тормозят у них формирование
высших чувств.

Изучение эмоций и чувств
такого ребёнка, правильное их формирование и воспитание,
способствует формированию его характера, новых положительных свойств
личности и в конечном итоге, коррекции основного психического
дефекта.

При всем этом, личность
аномального ребенка развивается. Специфически, своеобразно
развивается и его эмоциональная сфера. Поэтому очень важно,
опираясь, на имеющиеся сохранные функции и возможности умственно
отсталого ребенка и зная специфику, особенности, своеобразие его
эмоциональной сферы, умело проводить коррекционную работу по
устранению или частичному устранению нарушений в эмоциональной
сфере. Это будет играть важную роль в развитии личности
умственно отсталого ребенка в целом и в решении актуального
вопроса социально трудовой адаптации в его дальнейшем.

Читайте также:  Особенности физического воспитания и развития ребенка

Литература:

      1. Рубинштейн С. Л. Бытие
        и сознание. -М.: Изд-во,
        1957 г.

      2. Психология и психопатия
        слабоумия. -Киев; Радянська школа, 1981.

      3. Ляпидевский С. С.,
        Шостак Б. И. Клиника олигофрении. -М.: Просв.
        1973г.

Источник

Как и все другие дети, умственно отсталые дети на протяжении всех лет своей жизни развиваются. С. Л. Рубинштейн подчёркивал, что «Психика развивается даже при самых глубоких степенях умственной отсталости…Психология занимается изучением своеобразия развития психики умственно отсталого ребёнка, путей формирования его личности, резко меняющегося хода его развития в зависимости от характера обучения и воспитания, сохранных возможностей, на которые можно опереться при обучении и воспитании тех или иных качеств, путей компенсации дефекта.

Одной из важных характеристик личности ребёнка-олигофрена является незрелость его эмоциональной сферы. Эмоции и чувства играют существенную роль в развитии личности. У ребёнка-олигофрена наличие в эмоциональной сфере грубых первичных изменений способствует своеобразному психопатологическому формированию характера, новых отрицательных его качеств, резко осложняющих коррекцию основного психического дефекта. Вот почему изучение эмоций и чувств умственно отсталого ребёнка, их формирование и воспитание имеют столь важное значение. Развитие психики — это специфика детского возраста, пробивающаяся сквозь любую, самую тяжелую патологию организма» . Наряду со специфичным развитием психики происходит своеобразное развитие эмоциональной сферы умственно отсталого ребёнка, проявляющееся, прежде всего, в незрелости. Незрелость эмоций и чувств умственно отсталого ребёнка обусловлена в первую очередь особенностями развития его потребностей, мотивов и интеллекта. У олигофрена-школьника недоразвитие личности наиболее ярко проявляется в игровой деятельности. Н. Л. Коломинский отмечает, что «Умственно отсталый ребёнок пассивен в игре, она для него не становится как для нормального школьника моделью приобретения социального опыта. Недаром неумение активно играть считается важным диагностическим показателем умственной отсталости» . Это объясняется тем, что у ребёнка-олигофрена очень слабо развиты потребности в новых впечатлениях, любознательность, познавательные интересы, мало выражены побуждения к осуществлению новых видов деятельности. Его деятельность и поведение подвержены влиянию непосредственных, ситуативных побуждений внешних воздействий. Симптомами нарушения эмоциональной сферы являются раздражительность, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, неусидчивость, отсутствие опосредованной мотивации. В отличие от нормального школьника, у ребёнка-олигофрена не происходит формирование социальных чувств. Незрелость в эмоциональной сфере в школьном возрасте ещё резче проявляется в школьный период, когда перед ребёнком ставятся задачи, требующей сложной и опосредованной формы деятельности. Школьный возраст отличается рядом особенностей, которые не имеют места на равных этапах развития детей, и требуют от ребенка совершенно новых видов психической деятельности. Если в дошкольном возрасте ребёнок развивался в процессе игры и общения с окружающими, то в школе он попадает в условия обучения по твёрдой программе. Изменяется тип ведущей деятельности из игровой в учебную, перестраиваются мотивы. Основным мотивом становятся указания учителя. Для эмоциональной сферы умственно отсталого ребёнка характерны малодифференциированность, бедность переживаний. Как отмечает С. С. Ляпидевский и Б. И. Шостак, его «чувства однообразны, неустойчивы, ограничиваются двумя крайними состояниями (удовольствие или неудовольствие), возникают только при непосредственном воздействии того или иного раздражителя» . То есть, переживания умственно отсталого ребенка примитивны и еще нет дифференцированных тонких оттенков переживаний. Это объясняется тем, что у ребёнка есть наличие примитивных потребностей. Вместе с тем отмечается живость эмоций у ребёнка — олигофрена (приветливость, доверчивость, оживленность), наряду с поверхностью и непрочностью. Такие дети легко переключаются с одного переживания на другое, проявляют несамостоятельность в деятельности, лёгкую внушаемость в поведении и играх, следуют за другими детьми. Кроме того, у детей-олигофренов часто бывают неадекватные воздействиям эмоции и чувства. У одних детей наблюдается чрезмерная лёгкость и поверхностная оценка серьёзных жизненных событий. Типичны малая дифференцированность и однообразие эмоций, бедность либо отсутствие оттенков переживаний, слабость побуждений и борьбы мотивов, эмоциональные реакции в основном на непосредственно воздействующие раздражители. Недоразвитие эмоциональной сферы усугубляет общую косность психики, слабую психическую активность, недостаточность интереса к окружающему, отсутствие инициативы, самостоятельности. В то же время неспособность подавлять аффект либо влечения часто проявляется в склонности к импульсивности, интенсивной аффективной реакции (бурные вспышки гнева, агрессивные разряды) по незначительному поводу. В эмоционально-волевой сфере выступает недоразвитие более сложных эмоций. Неадекватность эмоциональных реакций часто связана с неспособностью отделить главное от второстепенного, побочного. Отсутствуют либо очень слабы те переживания, которыми определяются интерес и побуждения к познавательной деятельности. Но в то же время даже при выраженных степенях слабоумия нередко сохранны эмоции, связанные с элементарными потребностями, конкретной ситуацией, а также “симпатические” эмоции: проявления сочувствия к конкретным лицам, способность к переживанию обиды, стыда. Слабость мысли, интеллекта умственно отсталого ребёнка и незрелость, примитивность мотивационно-потребностной сферы тормозят у них формирование высших чувств. Изучение эмоций и чувств такого ребёнка, правильное их формирование и воспитание, способствует формированию его характера, новых положительных свойств личности и в конечном итоге, коррекции основного психического дефекта. При всем этом, личность аномального ребенка развивается. Специфически, своеобразно развивается и его эмоциональная сфера. Поэтому очень важно, опираясь, на имеющиеся сохранные функции и возможности умственно отсталого ребенка и зная специфику, особенности, своеобразие его эмоциональной сферы, умело проводить коррекционную работу по устранению или частичному устранению нарушений в эмоциональной сфере. Это будет играть важную роль в развитии личности умственно отсталого ребенка в целом и в решении актуального вопроса социально трудовой адаптации в его дальнейшем.

Читайте также:  Написание индивидуальной программы развития ребенка

Источник

Нохрина
Особенности развития эмоционально — волевой сферы у детей с умеренной умственной отсталостью

Особенности развития эмоционально-волевой сферы у детей с умеренной умственной отсталостью.

Учитель МАОУ «Школа-интернат №113

для обучающихся с ОВЗ» г. Перми

Нохрина Г. П.

Эмоции – особый класс субъективных психических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результат его практической деятельности.

Эмоционально-волевая сфера признана первичной формой психической жизни, «центральным звеном» в психическом развитии ребенка. На исключительное значение формирования эмоций и воли как центрального фактора психического развития и адаптации детей в социуме указывали отечественные и зарубежные учёные: Лев Семёнович Выготский, Константин Дмитриевич Ушинский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Е. Д. Худенко, Л. В. Занков, А. Валлон и др.

Л. С. Выготский. «Эмоциональное развитие детей – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека и, прежде всего, ребёнка».

Эмоционально-волевая сфера играет большую роль в усвоении знаний, умений и навыков, также в установлении контактов с окружающими и в социальной адаптации. Эмоции и чувства пронизывают всю жизнь человека. От них во многом зависит отношение к людям, оценка собственных действий и поступков.

К классу эмоций относятся настроение, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Они включены во все психические процессы и состояния ребенка. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Жить без эмоций не возможно. Доказано, что готовность ребенка к социализации, в жизнедеятельности во всех сферах прямо пропорционально зависит от уровня развития эмоциональной сферы. В процессе роста происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения к окружающим. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастают. Формирование эмоционально-волевой сферы является одним из важнейших условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно обогащается. Развитию эмоциональной сферы способствует семья, школа, вся та жизнь, которая окружает и постоянно воздействует на ребенка.

Все авторы считают, что наряду с умственной недостаточностью всегда имеет место недоразвитие эмоционально-волевой сферы, речи, мелкой моторики и всей личности в целом. И недостатки эмоционально-волевой сферы у детей с интеллектуальной недостаточностью поддаются коррекции в условиях специального обучения и воспитания.

О развитии эмоциональной сферы детей с тяжёлой умственной отсталостью материала очень мало. Выделяют две отдельные группы персон с тяжелой умственной отсталостью, одна группа вяло-апатическая, индивидуум равнодушен и интересуется лишь удовлетворением своих потребностей. Другая группа, эректильные персоны очень живые и подвижные, им присуща агрессия и живость, они подвижны и нередко непоседливы. Но вторая группа встречается гораздо реже. Все аспекты личностной сферы у этих детей развиваются медленно и с большими отклонениями. Для них характерно резко выраженное отставание в развитии эмоций, недифференцированность и нестабильность чувств, ограничение диапазона переживаний, крайний характер проявлений радости, огорчения, веселья, тревожность, низкая самооценка. Многие из них чувствительны к оценке своей личности другими людьми. Когда их хвалят, они бурно проявляют свою радость, при порицании часто обижаются, могут быть вспыльчивыми, агрессивными. Эмоциональные реакции детей проявляются по-разному. Так для одних характерны вялые, заторможенные, стереотипные эмоциональные реакции. Дети как бы безразличны к воздействующим на них раздражителям. У других — реакции чрезмерно бурные, по своей силе не соответствующие вызвавшим их причинам, в ряде случаев неадекватные. Вместе с тем у всех детей эмоции не отличаются многообразием и дифференцированностью,

им свойственно «тугоподвижность» эмоциональных проявлений.

Характерной чертой является неустойчивость эмоций. Имеют место случаи то повышенной эмоциональной возбудимости, то выраженного эмоционального спада. Развитие отстает. Интеллект формируется медленно. Речи нет. Они не обучаемы. Не способны абстрагировать и обобщать. Счет им практически недоступен, некоторых можно обучить считать до трех — пяти, но не далее. У них у всех плохое запоминание, но в отличии от идиотии они отличают своих близких. У детей с ТУО имеются нарушения инстинктов и воли, что может вести к сложностям проживания с ними. Эмоции у них плохо дифференцированы, но они узнают родных, учителей, работающих с ними, и прислушиваются к похвалам и наоборот. Бывают агрессивны как по отношению к окружающим, так и к себе (кусаются, могут подраться, не отличаются благодушием, раздражительны и замкнуты. Некоторые могут съесть готовую еду и одеться сами, но практически всем детям при одевании нужна помощь. Часто присутствует саливация, многие не контролируют выделения. Их нельзя оставлять одних, иначе они пропадут, легко внушаемы, не ориентируются в новой обстановке и не способны обиходить себя самостоятельно, имеют необходимость в надзоре. Никаких особых интересов не проявляют, но могут пересматривать картинки в журналах. Они любят заниматься старым, хорошо известным, так как косность и стереотипность поведения – отличительная черта детей с тяжелой умственной отсталостью.В результате наблюдения в различных видах деятельности у всех учащихся с ТУО отмечается:

Читайте также:  Смежное развитии ребенка в школе

• Познавательная активность снижена до минимума;

• Пассивность в любом виде деятельности;

• Чувства повышенной тревожности;

• Упрямство;

• Частые неадекватные эмоциональные реакции;

• Повышенный уровень агрессивности, недоброжелательности к окружающим;

• Двигательная расторможенность;

• Сниженный уровень самоконтроля.

Эмоциональная возбудимость и лабильность, частая смена настроений, проявление аффекта приводят к сложностям в общении со сверстниками и взрослыми. Негативизм, боязнь, агрессивность не способствуют благоприятному развитию личности ребенка с отклонениями в развитии, поэтому важна своевременная коррекция его эмоциональной сферы.

Для достижения наилучших результатов крайне важно начать продуманное и целенаправленное воспитание и обучение умственно отсталого ребенка как можно раньше, так как ему для усвоения даже самого простого навыка требуется очень много времени и усилий. Очень чётко прослеживается разница в развитии у тех детей, которые до школы ходили в дс и тех, которые воспитывались дома.

Основная задача коррекции и развития эмоционально-волевой сферы: формирование коммуникативного поведения в процессе эмоционально-положительного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Коррекция эмоциональных нарушений у детей с ТУО направлена на:

• Смягчение эмоционального дискомфорта у детей;

• Повышение их активности и самостоятельности;

• Устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессия, повышенная возбудимость, тревожность и пр. Предупреждение подобных аффективных реакций. Важно не допускать конфликтных ситуаций, а также переутомления детей.

И реализуется коррекция эмоционально-волевой сферы через:

1.Создание благоприятных условий обучения:

Доброжелательное отношение;

Соблюдение охранительного режима;

Положительный психологический климат.

2. Формирование волевых и эмоциональных качеств у детей:

Усидчивость;

Заинтересованность;

Эмоциональная адекватность действий.

3.Формирование положительной мотивации к учению:

Посильные задания;

Создание ситуации успеха;

Поощрение, похвала.

Коррекционная работа проводится с использованием следующих методов и приемов:

1. Проведение комплексных лечебных и оздоровительных мероприятий,

щадящий режим посещения занятий, лечебно-профилактическое оздоровление детей в центрах реабилитации.

2.Создание благоприятных условий обучения:

• Соблюдение охранительного режима;

• Доброжелательное отношение;

• Положительный психологический климат на уроках.

Все занятия ориентированы на психическую защищённость ребёнка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом.

3. Наиболее широко применяется при работе с детьми с тяжёлой умственной отсталостьюнекоторые виды арт-терапии:

• Живопись красками, раскрашивание, пальчиковое рисование;

• Лепка (пластилинография);

• Музыкотерапия;

• Игры на музыкальных инструментах;

• Прослушивание музыкальных книг;

• Использование ИКТ;

• Предметно-практическая деятельность, работа с разными конструкторами;

• Сказкотерапия, водотерапия, пескотерапия.

4.Игровая психотерапия:

Различные релаксационные упражнения;

Дидактические игры в лото на разные темы;

Игры с пуговицами и игрушками;

Игры с геометрическим материалом и различными цветными картинками.

Данные занятия направлены на улучшение эмоционально-волевой сферы. Они помогают снять напряжение, избавиться от стресса, апатии, различных страхов, побороть агрессию. Метод пластилинотерапии эффективен при невротических расстройствах, психопатиях и прочих психических нарушениях. Дети с удовольствием работают с мягким пластилином. В процессе манипуляций с пластилином идёт естественный массаж биологически активных точек расположенных на ладонях и пальцах рук, что положительно сказывается на общем самочувствии ребёнка. Формируется общая умелость рук, в том числе и мелкая моторика –движения рук совершенствуются под контролем зрения и кинестетических ощущений, поэтому приобретаемые навыки оказывают колоссальное влияние на развитие физических и психических процессов и на всё развитие ребёнка в целом.

Огромную роль в развитии эмоционально – волевой сферы у детей с ТУО играет музыкотерапия. Музыка — это своеобразный «проводник» в мир чувств и эмоций, так необходимых для детей (особенно детям, которым трудно использовать речь). Очень важна роль музыкальных занятий в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи, с глубокими нарушениями психического развития. Они не понимают, о чём говорит педагог, и восприятие музыки для них оказывается легче обращённой к ним речи, ведь музыкальные произведения (видеофильмы, видеоролики, музыкальные сказки, песенки и пр.) несут большую информационную нагрузку. Безусловно, на музыкально-коррекционных занятиях с такими детьми осуществляются задачи, которые направлены прежде всего, на развитие эмоциональной сферы личности, развитие и коррекцию психических процессов, коммуникативной и речевой активности детей, социальной адаптации, формирование произвольной регуляции поведения, снятие нервного перенапряжения и утомления.

При помощи музыкальных игр, совместного пения стимулируется и активная речь, т. к. при этом у детей снижается контроль за речью, и они с успехом начинают подпевать, преодолевая тот барьер, который не всегда преодолевается на индивидуальных занятиях с логопедом или психологом. Различные релаксационные упражнения, игры на музыкальных инструментах, дидактические игры с разными предметами, чтение и проигрывание сказок — всё это способствует развитию у детей с ТУО коммуникативных умений, обогащает эмоциональный опыт, формирует личностное развитие. Только при кропотливой ежедневной работе, при единых требованиях к детям, можно достичь положительных результатов в развитии эмоциональной сферы воспитанников, в их взаимодействии друг с другом, с окружающими и в их поведенческих навыках.

Литература:

1. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе, М., 1999.

2. Ильина С. Ю., Чижова А. С. Использование личностно-ориентированных технологий в обучении русскому языку детей с интеллектуальной недостаточностью. Специальное образование, 2013.

3. Разина Н. А. Технологические характеристики личностно-ориентированного урока, 2004 год.

4. Библиофонд, сайт.

Источник