Особенности развития игры у ребенка с нарушениями интеллекта

Особенности развития игры у ребенка с нарушениями интеллекта thumbnail

Игра
занимает важное место в жизни ребенка дошкольного и младшего
школьного возраста, являясь ведущим видом их деятельности. Все дети
живут в игре, она- их мир, их бытие… А все ли дети живут в
игре? Для всех ли она становится миром?.. Как сделать так, чтобы игра
стала неотъемлемым элементом жизни каждого ребенка, оказывала на него
развивающее воздействие? Эти вопросы возникают закономерно, так как в
поле нашего зрения попадают умственно отсталые дети. Это весьма
неоднородная по своим характеристикам и возможностям группа.

Система
обучения игре умственно отсталых детей строится на признании того,
что игра является самым действенным средством коррекции
психофизического развития умственно отсталых детей. Процесс обучения
игре, который мы рассматриваем как особую форму взаимодействия
взрослых с детьми, обеспечивает не столько формирование определенных
игровых умений и навыков, сколько активизацию их психической и
двигательной сферы, развитие всех познавательных процессов,
эмоционально-волевой сферы, навыков общения со взрослыми и
сверстниками. [7, с.4] В связи с этим ведущими являются
коррекционно-развивающие и воспитательные задачи, что необходимо
учитывать, оценивая результативность проводимой работы. Обучение
детей игре строится на основе глубокого знания и учета индивидуальных
возможностей развития каждого ребенка, что является традиционным
подходом в специальной педагогике.

Принципиально
важным для специальной педагогики и психологии является выдвинутое
Л.С. Выготским положение об общности закономерностей развития
нормального и аномального ребенка. В связи с этим в психическом
развитии ребенка с интеллектуальной недостаточностью присутствуют те
же стадии, что и в развитии нормального ребенка. Следовательно, в
жизни дошкольника с интеллектуальной недостаточностью игра должна
стать ведущей деятельностью, обеспечивать зону его ближайшего
развития. Однако это происходит лишь в том случае, когда создаются
особые условия для развития ребенка и он включается в процесс
систематически осуществляемой коррекционно-воспитательной работы,
элементом которого является целенаправленное формирование игровой
деятельности. [4, с. 62-76]

Недоразвитие
игровой деятельности у детей с аномальным развитием оказывается как
бы «запрограммированным» уже в раннем детстве. Основные
причины, тормозящие самостоятельное последовательное становление
игры: низкий уровень познавательной активности, запаздывание в сроках
овладения двигательными функциями, предметными действиями, речью,
эмоциональным и ситуативно-деловым общением со взрослыми (О.П.
Гаврилушкина, А.А. Катаева, Н.Г. Морозова, Н.Д. Соколова, Е.А.
Стреблева).

Большинство
детей с выраженной умственной отсталостью обнаруживают слабо
выраженный и неустойчивый интерес к игрушкам, что является
показателем общей низкой познавательной активности. Как правило, у
таких детей нет любимых игрушек, и они начинают выполнять игровые
действия с теми, которые в данный момент попадают в поле их зрения
или которые привлекают их внешним видом, а не возможностью воплотить
в жизнь конкретный замысел, как это имеет место у нормально
развивающих детей. Поэтому интерес является кратковременным,
неустойчивым и ребенок быстро бросает игрушку. [1, с 35-36]

Все эти особенности
приводят к длительной задержке развития у детей с умеренной и
выраженной умственной отсталостью всех компонентов игровой
деятельности.

У
отдельных детей наблюдается избирательный интерес к игрушкам.
Выделяются даже любимые игрушки, с которыми они предпочитают играть.
Однако этот интерес размыт. Недифференцирован, неустойчив, что
проявляется в отсутствии даже кратковременного поглощения игрой.
Случайные раздражители быстро отвлекают внимание от игры. После чего
игра прекращается.

К
тому же у этих детей не сформирован целевой компонент. Их действия не
имеют осмысленного и целенаправленного характера. Ребенок не умеет
ставить перед собой конкретную, значимую для него игровую цель. Часто
механически или по подражанию взрослому он выполняет те или иные
простые манипулятивные действия с игрушками, нередко не отражающие ни
физических свойств, ни назначения предметов. И лишь под влиянием
длительного обучения у некоторых детей формируется умение осознанно
ставить элементарную цель в игре с помощью взрослого (покатать куклу
в коляске, покормить куклу и.т.п.) [3, с.76-80]

Вне
специально организованного обучения дети с умеренной и выраженной
умственной отсталостью в возрасте 8-9 лет овладевают игровыми
действиями процессуального характера, которые многократно,
стереотипно, однообразно повторяют, как правило, не сопровождая их
эмоциональными реакциями и речью.

Читайте также:  Чем заниматься с ребенком в 4 года дома для развития речи

Вместе
с тем в процессе обучения эти дети способны овладеть не только
разнообразными игровыми действиями, но разными вариантами их цепочек,
что необходимо для развертывания сюжетных и сюжетно-ролевых игр.
Последовательное выполнение нескольких действий весьма сложно для
детей этой категории, поэтому они допускают нарушения порядка
действий в цепочке, часто забывая, что следует делать дальше, и
ожидая подсказки от взрослого. [6,
с.136-147­­­]

В
процессе самостоятельных игр 10-12-летние умственно отсталые дети
могут воспроизводить отдельные игровые действия и их цепочки в таком
варианте, в каком они предлагались им в процессе обучения. При этом,
как правило, они обогащают игровые действия привнесением в игру нечто
«от себя». Действия имеют более развернутый характер и
предельно детализированы. Даже в этом возрасте у детей данной
категории, в отличии от старших дошкольников с легкой умственной
отсталостью, не наблюдается замещение отдельных действий в цепочке
словом или символическим жестом. [5, с.80]

У
детей с выраженной и тяжелой умственной отсталостью проявляется
характерная для всех умственно отсталых склонность к использованию
игрушек, являющихся копией реальных предметов окружающей
действительности. Функция замещения спонтанно у них формируется.
Поэтому необходимо учить использовать различные предметы не только в
их прямом назначении, но и в качестве заменителей, например:
кубик-мыло, стол, стул и.т.д., стул-мотоцикл, лошадка и.т.п.,
палочка-градусник, расческа и др. Неумение использовать
предметы-заменители связано не только с недоразвитием у детей
образного мышления и воображения, но, прежде всего, с тем, что у них
чрезвычайно скуден запас представлений об окружающем мире и беден
опыт предметных действий.

Сказанное
выше позволяет сделать вывод о том, что к 9-10 годам игра у детей с
выраженной и тяжелой формой умственной отсталости начинает оказывать
коррекционно-развивающее воздействие на них. Наступает время
овладения ею, так как формируются необходимые предпосылки: ребенок
относительно хорошо овладевает предметными действиями, накоплен
достаточно бытовой опыт, опыт взаимодействия со взрослыми, а иногда и
со сверстниками, появилась активная речь и др. В связи с этим важное
место в процессе обучения детей с умеренной, выраженной и тяжелой
степенью отсталости должно быть отведено формированию игровой
деятельности.

Формирование игровой
деятельности у всех детей построено на основе комплексного подхода,
который включает следующие компоненты:

  • Организация
    предметно-игровой среды;

  • Обогащение жизненного
    опыта детей;

  • Обучающие
    игры;

  • Общение взрослого с детьми
    в процессе игры.

С
целью выявления возможностей развития игровой деятельности детей
с тяжелой умственной отсталостью, определения условий, этапов и
методов ее
формирования проводится
диагностика овладения игровыми умениями детьми с умственной
отсталостью.

Для
оценки сформированности игровой деятельности были выделены следующие
критерии:

  1. Наличие интереса к
    игрушкам и действиям с ними.

  2. Эмоциональные реакции на
    игрушки и действия с ними.

  3. Развитие игровых
    контактов.

  4. Игровая инициатива.

  5. Продолжительность игры со
    взрослым.

  6. Характер
    используемых игрушек (предметные, сюжетные).

  7. Использование
    предметов-заменителей.

  8. Речевая активность во
    время игры.

  9. Отношение к роли в игре.

  10. Овладение ролевым
    диалогом.

  11. Разнообразие
    сюжетов игр.

  12. Продолжительность
    самостоятельной игры.

В ходе диагностики особенностей игровой деятельности
детей с тяжелой умственной отсталостью в условиях детского дома
интерната, были сделаны следующие выводы:

  1. Дети с тяжелой умственной отсталостью характеризуются разнообразием
    нарушений и неравномерностью развития психических функций.

  2. У детей с тяжелой умственной отсталостью игровая деятельность, как
    ведущая деятельность дошкольников не возникает спонтанно. Без
    специального обучения ограничивается простейшими однообразными
    манипуляциями с игрушками.

  3. Возможности овладения игрой у детей с умственной отсталостью
    находятся в зависимости от общего уровня психического развития.

  4. Игра детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями характеризуется
    хаотичностью в поведении, неумением использования образца, низким
    уровнем самостоятельности, значительным нарушением
    последовательности игровых действий и их планированием.

  5. Игра остается зависимой от тех сюжетов, действий и порядка, которые
    предлагает взрослый в процессе обучения.

  6. По уровнюовладения игровыми действиями выделяются три группы
    детей: с предметно-игровыми действиями, с сюжетно-отобразительными
    действиями и с элементами сюжетно-ролевой игры.

  7. Разработана программа по обучению детей с
    выраженной умственной отсталостью. Она позволяет подойти к
    организации и проведению групповых занятий дифференцировано и
    выделить последовательность этапов формирования игры.

  8. Целенаправленное формирование игры показало
    возможности ее развития при условии вовлечения детей в процессе
    совместной деятельности со взрослым:

  • выявление и учет имеющихся нарушений развития;

  • правильная организация обучающей среды;

  • раннее начало коррекционно-педагогической работы

  • использование показа и демонстрации способов обыгрывания игрушек;

  • разъяснения смысла совершаемых действий, с обязательным речевым
    сопровождением их последовательности.

  1. В структуре учебно-воспитательной деятельности
    в учреждении педагогу отводится ведущая роль в организации
    коррекционно-образовательной среды.

Читайте также:  Развитие познавательно речевой активности ребенка дошкольного возраста

Литература:

  1. Баряева Л.Б., Зарин А.
    Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального
    развития: Учебно-методическое пособие.-СПБ.: Изд-во РГПУ им. А.И.
    Герцена; Изд-во «Союз», 2001. (Серия «Коррекционная
    педагогика»).-416 с.

  2. Баряева Л.Б., Зарин А.П.
    Опыт организации коррекционной помощи детям с интеллектуальным
    недоразвитием /Инновации в Российском образовании: Дошкольное
    образование.- М.: Изд. МГУП, 1999.-С.46-50.

  3. Вопросы воспитания и
    обучения аномальных детей дошкольного возраста. /Отв. Ред.Л.П.
    Носкова.-М., 1980

  4. Выготский Л.С. Игра и ее
    роль в психическом развитии ребенка// Вопросы психологии. –
    1966.-№ 6- С. 62-76.

  5. Гаврилушкина О.П.,
    Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых
    дошкольников.- М.: Просвещение, 1980.

  6. Соколова Н.Д. Игровая
    деятельность умственно отсталых дошкольников //Дошкольное воспитание
    аномальных детей: Книга для учителя и воспитателя / Под ред. Л.П.
    Носковой.- М.: Просвещение, 1993.- С. 135-147.

  7. Эльконин
    Д.Б. Психология игры. — М.: Педагогика, 1978.

Источник

Инфоурок

Дошкольное образование
›Презентации›Особенности организации игровой деятельности детей с нарушением интеллекта

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Тема: «Особенности организации игровой деят...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Тема: «Особенности организации игровой деят

Описание слайда:

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Тема: «Особенности организации игровой деятельности у детей с нарушениями интеллекта в условиях ДОО». Студент Синюгина Наталья Николаевна группа 604-2 Руководитель ВКР Яковлева Елена Владиславовна

2 слайд

Оглавление Введение ГЛАВА I. Теоретический анализ проблемы игровой деятельнос

Описание слайда:

Оглавление Введение ГЛАВА I. Теоретический анализ проблемы игровой деятельности детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта 1.1. Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых детей дошкольного возраста 1.2. Роль игры в развитии дошкольников с нарушением интеллекта 1.3. Особенности игровой деятельности у детей с нарушениями интеллекта ГЛАВА II. Опытно – экспериментальная работа по обучению сюжетно — ролевой игре дошкольников с интеллектуальной недостаточностью 2.1. Организация и методика проведения экспериментальной работы 2.2. Основные технологии обучение игровым действиям, направленным на формирование основ сюжетно – ролевой игры дошкольников с интеллектуальной недостаточностью 2.3. Анализ эффективности предложенной системы занятий в обучении дошкольников с интеллектуальной недостаточностью сюжетно — ролевой игре Заключение Список использованной литературы Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3

3 слайд

Актуальность У детей с нарушением интеллекта это происходит лишь в том случае

Описание слайда:

Актуальность У детей с нарушением интеллекта это происходит лишь в том случае, когда создаются особые условия для развития ребенка и он включается в процесс систематически осуществляемой коррекционно-воспитательной работы. Особое место занимают сюжетно-ролевые игры. В сюжетно – ролевой игре дети приобретают навыки социальной активности. Для дошкольников с интеллектуальной недостаточностью – игра становится незаменимым орудием интеграции в социум.   Актуальность данной проблемы определила тему дипломной работы «Особенности организации игровой деятельности у детей с нарушениями интеллекта в ДОО».

4 слайд

Цель исследования: изучить особенности организации игровой деятельности у дет

Описание слайда:

Цель исследования: изучить особенности организации игровой деятельности у детей с нарушением интеллекта в условия ДОО. Объектом исследования является игровая деятельность старших дошкольников с нарушениями интеллекта. Предмет исследования — процесс обучения сюжетно-ролевой игре дошкольников с нарушением интеллекта.

5 слайд

Гипотеза исследования: обучение сюжетно – ролевой игре дошкольников будет про

Описание слайда:

Гипотеза исследования: обучение сюжетно – ролевой игре дошкольников будет проходить более эффективно, если: • работа, ведется комплексно и систематически • процесс обучения сюжетно – ролевой игре будет протекать в специально созданной игровой обстановке (игровой зоне), с использованием разнообразного игрового материала, который будет стимулировать оречевление игровых действий ребёнком. База исследования: Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №4» г. Воронежа

6 слайд

Задачи исследования: 1. Изучить особенности формирования игровой деятельност

Описание слайда:

Задачи исследования: 1. Изучить особенности формирования игровой деятельности детей с отклонениями в интеллектуальном развитии; 2. Провести опытно-экспериментальную работу, направленную на изучение сформированности сюжетно — ролевой игры у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью; 3. На основе полученных данных разработать систему занятий по обучению дошкольников с отклонениями в интеллектуальном развитии, сюжетно – ролевой игре База исследования: Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №4» г. Воронежа

Читайте также:  Упражнения на развитие познавательной деятельности ребенка

7 слайд

Дипломная работа состоит из двух глав. В главе 1. Теоретический анализ пробле

Описание слайда:

Дипломная работа состоит из двух глав. В главе 1. Теоретический анализ проблемы игровой деятельности детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта Вторая глава посвящена опытно –экспериментальной работе по обучению сюжетно — ролевой игре дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

8 слайд

Опытно – экспериментальной работе по обучению сюжетно - ролевой игре дошкольн

Описание слайда:

Опытно – экспериментальной работе по обучению сюжетно — ролевой игре дошкольников с интеллектуальной недостаточностью Задачи эксперимента: 1. Выяснить уровень сформированности сюжетно – ролевой игры дошкольников с интеллектуальной недостаточностью воспитывающихся в ДОУ [40]); 2. Определить особенности сюжетно – ролевых игр дошкольников экспериментальной группы. 3. Проанализировать полученные данные и определить основные направления коррекционной работы, акцентирование на которых в процессе формирующего эксперимента, приведёт к повышению уровня сюжетно ролевой игры дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

9 слайд

Особенности развития игры у ребенка с нарушениями интеллекта

10 слайд

Особенности развития игры у ребенка с нарушениями интеллекта

11 слайд

Особенности развития игры у ребенка с нарушениями интеллекта

12 слайд

Особенности развития игры у ребенка с нарушениями интеллекта

13 слайд

Особенности развития игры у ребенка с нарушениями интеллекта

14 слайд

Особенности развития игры у ребенка с нарушениями интеллекта

15 слайд

Протокол наблюдения за игрой Показатели игры	Результаты наблюдения	Оценка вос

Описание слайда:

Протокол наблюдения за игрой Показатели игры Результаты наблюдения Оценка воспитателя Примечания Количество играющих объединений 0 — Сюжеты игры (тема, продолжительность) «Пирог» (3 мин.), «На даче» (2 мин.), «Машина» (1,5 мин.), «Мишка» (2 мин.) —

16 слайд

Ролевое поведение в игре Список детей	Ролевые действия	Называние роли	Ролевая

Описание слайда:

Ролевое поведение в игре Список детей Ролевые действия Называние роли Ролевая речь Использование атрибутов роли Соблюдение ролевых правил 1. Лёша К. + — — + — 2. Олег С. + — — — — 3. Ваня Т. + — — — — 4. Женя Ш. + — — + — 5. Вера Л. + — — — — 6. Серёжа М. + — — — — 7. Витя Ш. + — — — — 8. Серёжа Ш. + — — — — ИТОГО 100 0 0 25 0

17 слайд

Протокол наблюдения за игрой в экспериментальной группе Показатели игры	Резул

Описание слайда:

Протокол наблюдения за игрой в экспериментальной группе Показатели игры Результаты наблюдения Оценка воспитателя Примечания Количество играющих объединений 1 Сюжеты игры (тема, продолжительность) «Семья» (4 мин.), «Доктор» (5 мин.)

18 слайд

Протокол наблюдения за игройв контрольной группе Показатели игры	Результаты н

Описание слайда:

Протокол наблюдения за игройв контрольной группе Показатели игры Результаты наблюдения Оценка воспитателя Примечания Количество играющих объединений 0 — Сюжеты игры (тема, продолжительность) «На даче» (2 мин.), «Машина» (1,5 мин.) —

19 слайд

Ролевое поведение в игредетей экспериментальной группы

Описание слайда:

Ролевое поведение в игредетей экспериментальной группы

20 слайд

Сравнительные результаты ролевого поведения детей в экспериментальной группе

Описание слайда:

Сравнительные результаты ролевого поведения детей в экспериментальной группе

21 слайд

Ролевое поведение в игредетей контрольной группы

Описание слайда:

Ролевое поведение в игредетей контрольной группы

22 слайд

Сравнительные результаты ролевого поведения детей контрольной группы

Описание слайда:

Сравнительные результаты ролевого поведения детей контрольной группы

23 слайд

Заключение Развитие игровой деятельности у детей контрольной и эксперименталь

Описание слайда:

Заключение Развитие игровой деятельности у детей контрольной и экспериментальной групп после проведения коррекционной работы отличается — игровая деятельность контрольной группы находится на том же уровне, что и раньше, а у экспериментальной группы уровень её развития несколько улучшился. Но всё же, обе группы достаточно отстают от нормы Разработанная нами система коррекционных занятий была выстроена с учётом всех особенностей игровой деятельности изучаемой категории детей. Задания выстраивались по степени возрастания трудностей в сюжетно – ролевой деятельности. Постепенно в игру вводились игрушки – заменители, дети активно вовлекались в освоение игрового пространства. Происходила смена ролевого поведения. Доказана эффективность нашей работы, считаем, что предложенная нами система сюжетно ролевых игр прошла успешную апробацию и может быть предложена, как вариант работы с детьми в ДОУ коррекционного вида.

Выберите книгу со скидкой:

Особенности развития игры у ребенка с нарушениями интеллекта

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Особенности развития игры у ребенка с нарушениями интеллекта

Курс профессиональной переподготовки

Воспитатель детей дошкольного возраста

Особенности развития игры у ребенка с нарушениями интеллекта

Курс повышения квалификации

Особенности развития игры у ребенка с нарушениями интеллекта

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-1718567

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник