Особенности развития и общения ребенка в дошкольном возрасте

Особенности развития и общения ребенка в дошкольном возрасте thumbnail

Можно сказать, что личность ребенка формируется в общении. Благодаря взаимодействию с окружающими людьми ребенок устанавливает связи с миром во всех его проявлениях. Особенности общения в дошкольном возрасте основаны на том, что это одновременно эмоциональная среда и своеобразная школа, которая обучает ребенка всему, что ему важно знать, понимать и уметь. 

Как меняется общение ребенка на протяжении дошкольного возраста

Потребность в общении заложена в самой природе человека. Но эта потребность имеет множество нюансов. На разных возрастных этапах общение выполняет свои актуальные функции. Меняется характер и мотивы коммуникации и на таком непродолжительном этапе как дошкольное детство.

Общение дошкольников

Во-первых, постепенно расширяется круг лиц, с которыми взаимодействует ребенок. Прежде всего, это взрослые люди, которые все поясняют, помогают, защищают. Но затем у дошкольника активизируется интерес к общению с такими же детьми, как он сам.

Во-вторых, меняется предметность общения. На смену коммуникациям на основе практических действий приходит умственное общение. Если 3-4-летний малыш тянется к собеседнику, чтобы показать, какое красивое платье у куклы или рассказать о новой машинке, то пятилетний ребенок может часами задавать свои «Почему?», просто шагая рядом с мамой.

Никакие подручные предметы или игрушки не нужны, чтобы расспрашивать, куда садится солнце, из чего сделана радуга, почему курица не летает. А все это так интересует детей.

Прогресс общения в дошкольном возрасте продолжается и далее, привнося новые мотивы в потребность общаться со взрослыми или сверстниками. Забросав родителей вопросами о природных явлениях и что-то для себя уяснив, дети стремятся поделиться своими знаниями со сверстниками. А взрослым адресуется следующая порция вопросов – теперь уже об отношениях людей, о профессиях, об увлечениях и других человеческих тонкостях.

Общение – лучшая возможность познать окружающую действительность и себя. Это один из видов активности, поэтому его называют коммуникативной деятельностью. Дошкольники вовлечены в эту деятельность. Они руководствуются разными мотивами. Формы общения в дошкольном возрасте приобретают внеситуативный характер, поскольку развитие познавательных процессов и речи позволяют ребенку рассуждать отвлеченно, а не только о том, что он видит и слышит в конкретный момент.

Основные условия развития общения в дошкольном возрасте

В жизни ребенка первостепенную роль играют близкие люди, и вовлечение малыша в общение зависит от них. В отличие от старших детей, любая деятельность дошкольников направляется взрослыми. Складываются соответствующие особенности общения детей дошкольного возраста:

  • Взрослый постепенно погружает ребенка в знания и умения, выработанные многими поколениями человечества, и без которых немыслима жизнь.
  • Ребенок воспринимает взрослых людей как образец — как вести себя, какие чувства и качества проявлять в разнообразных ситуациях.
  • Общаясь со взрослыми, дошкольник получает обратную связь в виде поддержки, похвалы.
  • Общение со сверстниками предоставляет возможность ребенку познавать себя и осознавать, что он один из таких же детей.

Мотивы общения дошкольников

Выясним, какие мотивы движут дошкольниками, когда они инициируют общение с взрослым или сверстником. 3-летний малыш подает папе детали конструктора – это уже приглашение к взаимодействию. 4-летний «почемучка» осаждает родителей вопросами, что да как. Дошкольник 5 лет усаживает бабушку в кресло и заявляет, что он будет ее лечить. 6-7-летний ребенок заявляет, что он пойдет играть с Мишкой, а вот с Владиком ему неинтересно.

В любом из этих случаев проявляется ведущий мотив. У младших дошкольников преобладают познавательные мотивы. Дети понимают, что взрослые многое умеют и знают, поэтому, кроме эмоционального притяжения к взрослым людям, ими управляет познавательный интерес.

Взрослые и дети в игре

В среднем дошкольном возрасте дети нуждаются в партнерах по игре. Их привлекают сюжетные игры, моделирующие повседневную жизнь.

А поскольку самым расторопным партнером по игре является взрослый, дети любят вовлекать в исполнение роли мам, бабушек и реже мужскую часть семьи. Пусть имеет место игровая деятельность, но преобладают в этом возрасте деловые мотивы общения.

Старшие дошкольники активно общаются как со взрослыми, так и с ровесниками. По отношению к сверстникам они становятся избирательными. У них появляются друзья, с которыми они готовы играть в «дочки-матери», в футбол и любую другую игру. Но выявляется и категория детей, с которыми они не намерены общаться. А если играть в командной игре, то в разных командах. На первый план на данном возрастном этапе выходят личностные мотивы.

К взрослым 6-летние дети также продолжают обращаться с вопросами или желанием услышать оценку, похвалу. Наряду с познанием мира, их теперь часто интересуют вопросы нравственного характера. Мотивы общения детей дошкольного возраста с взрослыми в подобных случаях также можно отнести к личностным.

Развитие навыков общения у детей дошкольного возраста

Коммуникативная потребность особенная. Она складывается как необходимость познания себя и других людей. Для удовлетворения названной потребности важны хотя бы первичные навыки общения. О каких коммуникативных навыках можно говорить в возрасте 3-5 лет?..

Чтобы направлять ребенка к развитию успешных взаимодействий, обратите внимание, как малыш проявляет себя, пытаясь общаться с такими же малышами. Для общения младших дошкольников характерно:

  • Внимание к сверстнику как к такому же «как я сам».
  • Эмоциональное восприятие взаимодействия с ровесником.
  • Стремление показать себя сверстнику: что умею, как делаю.
  • Чуткость и восприимчивость к тому, как относится маленький партнер по общению.

Все перечисленные компоненты важны. Наблюдая за ребенком, взрослым несложно заметить, что присутствует в избытке, а какие проявления и вовсе отсутствуют. Например, если дошкольник только демонстрирует свои достижения, необходимо вмешаться и предложить: «Давай посмотрим, как девочка/мальчик умеет делать…», «Показал свой экскаватор, а теперь твой друг хочет продемонстрировать, как ездят его машинки».

Полезно регулировать эмоциональный фон общения дошкольников. Насупившимся детям их настроение будет мешать. Изменению эмоций способствует удивление. Придумайте, как удивить малышей (построив необычную башенку, продемонстрировав неочевидные достоинства знакомой игрушки и пр.), и увидите, как положительно изменится их настроение и завяжется общение.

Если прививать культуру взаимодействий с раннего детства, со временем младшие дошкольники интуитивно проявляют столь важное качество — уделять внимание партнеру по общению. Это возможность развить коммуникативные способности ребенка.

Читайте также:  Методы диагностики развития ребенка дошкольного возраста

Эмоциональное общение

Общение старших дошкольников более многопланово. После 5-ти лет дети проводят значительное время со сверстниками. Они связаны различными видами деятельности, требующими общения.

Это и сюжетно-ролевая игра, и творчество, и продуктивная деятельность. Взаимодействие с другими часто принимает форму сотрудничества.

Насколько успешно будет складываться сотрудничество, зависит от каждого участника. В старшем дошкольном возрасте развитие навыков общения тесно переплетено с формированием нравственных качеств. Доброжелательность и внимание к другому, приветливость и дружелюбие, готовность к взаимопомощи и способность уступить – те качества, без которых межличностные отношения не могут быть успешными.

Как способствовать развитию потребности в общении

Современные условия вносят свои коррективы в коммуникативную сферу, причем не всегда полезные. Быстрое распространение всевозможных гаджетов и интерактивных технологий захватило жизнь человека и проникло даже на этап дошкольного детства. В результате дети, вместо того чтобы тянуться к общению, с большим интересом застывают перед мигающим экраном.

Изучив особенности общения, присущие детям дошкольного возраста, видим, сколь велика роль взрослого человека в развитии у ребенка потребности к коммуникации. Безусловно, общительность дошкольника зависит от его природных данных, преобладания экстраверсии или интроверсии. Тем не менее, родителям важно осознавать свою причастность к развитию у малыша потребности в общении.

Взрослый и ребенок

Как бы ни было удобно родителям, когда ребенок занят своими игрушками, лучше отложить свои дела и пообщаться с ним. Расспросить об игрушках или что малыш строит, рисует и т.д. В такие беседы всегда можно внести познавательный элемент и доступно рассказать о животных, о технике, обратить внимание на цвет, форму, размер. Главное, предлагать полезную информацию доступным ребенку языком.

Очень активных детей важно учить другому: не сыпать вопросами, а выслушивать ответ, проявлять внимание к партнеру по игре, следить за корректностью высказываний. Такие привычки способствуют формированию бесконфликтного общения у детей дошкольного возраста.

Взрослые привьют ребенку полезные навыки для совместных игр, если несколько раз сами инициируют такую игру. Мама или папа легко могут выступить в роли организатора и участника действий. Введут правила игра, будут следить за их выполнением. Подобная совместная деятельность уместна и с 3-летними малышами (построить паровозик из кубиков одного цвета, поиграть в прятки) и старшими дошкольниками (придумывание слов на одну и ту же букву, рисование ребусов, игра в испорченный телефон). Вариантов совместных игр множество, и детям невероятно интересно играть с родителями.

Прочитав сказку или посмотрев детскую книжку, самое время пообщаться с ребенком, затрагивая нравственные качества героев. Кто из героев понравился, какие поступки совершали персонажи произведения, к кому возникло расположение и сочувствие, а кто, наоборот, заслуживает порицания. Детские произведения содержат богатый для обсуждения материал и способствуют формированию познавательных и личностных мотивов общения.

Очевидно, что развитие навыков общения в дошкольном возрасте происходит в естественных условиях. То, что получают дети в общении с родителями, в дальнейшем переносится в среду сверстников. Сугубо детское общение, конечно же, складывается иначе. Среди сверстников нет того рефери, который следит, как взрослый, чтобы все было по справедливости и по правилам. Тем не менее, каждый родитель ответственен за то, какие нормы и навыки его ребенок транслирует в детскую среду.

Источник

Юлия Тарасова
Консультация для воспитателей «Особенности развития общения детей дошкольного возраста»

Особенности развития общения дошкольного возраста

Важнейшее значение в возникновении и развитии у детей общения имеют воздействия взрослого. Ведь только тогда, когда ребенок появился на свет, ему необходима и нужна помощь окружающих людей. Только они помогают усвоить общественно-исторический опыт людей. Ребенок, которому не хватает общения со взрослыми или же его нет, возникает тяжелое нарушение психического развития – госпитализм: малое количество контактов и совершенно неудовлетворительное их качество – бедность эмоций, редкое поощрение успехов. У таких детей наблюдаются бедное внешнее выражение эмоций, медленное налаживание сотрудничества со взрослыми и сверстниками, недостаточная любознательность, задержка в развитии речи. Налаживания взаимоотношений со старшими позволяет детям преодолеть неблагоприятные ситуации.

О наличии у ребенка потребности в общениисо взрослыми и другими детьми выделяют четыре признака:

— первый признак – внимание и интерес к другому человеку;

— второй признак – эмоциональный отклик на появление другого;

— третий признак – желание ребенка привлечь к себе внимание другого человека;

— четвертый признак – ребенок добивается выражения партнером отношения к себе.

Особоважны третий и четвертый: инициативность в установлении контактов с другими людьми и чувствительность к их взаимодействиям. Они свидетельствуют об активном характере устремления к другому человеку и об отношении к нему как личности, субъекту.

Читайте также:  Ребенок отстает в своем развитии

Следовательно, ребенок, обладающий потребностью в общении, охотно вступает во взаимодействие с окружающими людьми.

Между тем за внешней картиной всегда лежит внутренний, невидимый, но очень важный слой общения – межличностные отношения, то есть то, что побуждает одного человека тянуться к другому. Чем меньше ребенку лет, тем большее значение для него имеет общение со взрослым. Взрослый это всегда конкретный человек мама, папа, воспитатель, медсестра.

М. И. Лисина выделила три основные категории мотивов общения это деловые, познавательные,личностные:

1. Деловые выражаются в способности к сотрудничеству, к игре, к общей активности. В общении взрослый выступает как партнер, как участник совместной деятельности.

2. Познавательные возникают в процессе удовлетворения потребности в новых впечатлениях, в познании нового. Взрослый выступает как источник новой информации и в то же время как слушатель способный понять и оценить суждения и вопросы ребенка. Деловые и познавательные мотивы общения включены в другую деятельность (практическую или познавательную) и играют в ней служебную роль.

3. Личностные характерны только для общения как самостоятельного вида деятельности. Здесь общение побуждается самим человеком. Это могут быть отдельные личностные качества, а могут быть отношения с другим человеком как с целостной личностью.

Каждый этап развития общения ребенка со взрослым тесно связан с особыми его формами:

1) Непосредственно-эмоциональная (до 6 месяцев) – необходимый период в жизни ребенка. Она зависит от особенностей сиюминутного взаимодействия ребенка и взрослого, ограничено узкими рамками ситуации, в которой удовлетворяются потребностями ребенка. Отсутствие серьезным образом сказывается на развитии ребенка, он растет вялым, безынициативным, возникают трудности в общении с окружающими. Ребенка привлекает личность взрослого, а все остальное, включая игрушки и прочие интересные предметы, остаются на втором плане.

2) Ситуативно-деловая (6 месяцев-3 года) здесь преобладает потребность в сотрудничестве. Ребенок начинает знакомиться с предметами, а взрослый для него – средство для овладения предметным миром. Дети, имеющие полноценное общение со взрослым, они стремятся привлечь его внимание к своим действиям, доверчиво относятся к взрослому, настойчиво требуют от взрослого соучастия в своих делах. Но если ребенок не привыкший к сотрудничеству со взрослым, то он проявляет робость, неуверенность, скованность.

3) Внеситуативное общение становится возможным потому, что ребенок овладевает активной речью. Тем самым, существенно раздвигая горизонты жизненного мира дошкольника. Внеситуативное общение предъявляет новые требования к поведению взрослого; ему теперь недостаточно проявлять внимание к ребенку и играть с ним в игрушки, а необходимо расширять представления о мире, рассказывать о том, чего сам ребенок не знает.

В дошкольном детстве выделяют внеситуативно-познавательную и внеситуативно-личностную формы общения.

Внеситуативно-познавательное общение развивается с трех до пяти лет. Ребенок стремится сотрудничать со взрослым, задавая ему бесконечное количество вопросов, так как только взрослый является для дошкольника главным источником знаний. Познавательная активность ребенка направлена на события, явления и их взаимосвязи в предметном мире, на выяснение закономерностей живой и неживой природы.

Интересно, что детей этого возраста удовлетворяют любые ответы взрослого. Поверхностные ответы вполне устраивают дошкольников и способствуют тому, что у них складывается своя, пусть еще примитивная, картина мира. С другой стороны, детские представления о мире надолго остаются в памяти ребенка, поэтому ответы взрослого не должны искажать действительность. При всей простоте и доступности эти ответы должны отражать реальное положение вещей.

В дошкольном возрасте складывается новая потребность – это потребность в уважении со стороны взрослого. Лучший способ научить чему-то дошкольника,привить интерес к какому-то занятию: с помощью похвалы, поощрение его успехов. Поощрение взрослого внушает ребенку уверенность в своих силах и делает любимой ту деятельность, за которую его похвалили.

В старшем дошкольном возрасте, к пяти-семи годам, интерес ребенка переключается на сферу социальных отношений. Внимание дошкольников привлекают события, происходящие среди окружающих людей, правила поведения, человеческие отношения, качества и поступки взрослых. Дети начинают отдавать предпочтение разговору со взрослыми на личностные темы, касающиеся жизни людей. Таким образом, возникает высшая в дошкольном возрасте – внеситуативно-личностная форма общения.

Личностный мотив является ведущим для коммуникативной деятельности старшего дошкольника. Потребность в общении приобретает новое содержание, характеризующееся стремлением ребенка к взаимопониманию и сопереживанию со взрослым. Для детей становится важным совпадение своей позиции с позицией взрослых, так как это служит доказательством ее правильности. Ребенку в старшем дошкольном возрасте важно быть хорошим, он не настаивает на похвале, для него гораздо важнее знать, как нужно поступать как все делать правильно, поэтому дошкольник охотно вносит поправки в свою работу.

Новая форма общения тесно связана с развитием сюжетно-ролевой игры дошкольника. В общении со взрослыми ребенок черпает материал для своих игр, внимательно наблюдая за всеми оттенками поведения старших.

Таким образом, в процессе игры, предметная сторона уходит для дошкольника на второй план, в то время как внимание ребенка акцентируется на отношениях, которые складываются между людьми.

Источник

Инна Капланова
Особенности общения в дошкольном возрасте

Совершенствование предметно — содержательной стороны игровой деятельности оказывается недостаточным для овладения навыками общения.

Необходимо знать, насколько ребенок умеет управлять своим поведением. Один из способов формирования управляемого поведения, является развитие самоконтроля у несдержанных детей, помочь в этом может длительная деятельность. Дети могут хорошо владеть игровыми способностями и готовы выполнять любую роль, но они могут не сдерживать себя, это обычно и препятствует этому.

Читайте также:  Развитие движений и поз ребенка

Существуют случаи, когда проявляется стремлением ребенка к игре в одиночку (такое поведение свидетельствует о недостаточно развитой потребности в общении) имеет смысл вначале подобрать для такого ребенка лишь одного партнера, к которому бы он отнесся с симпатией, и только впоследствии осторожно расширять круг его общения.

Своё общение со сверстниками дети строят по примеру взрослых, и только от поведения взрослых, их одобрения или не одобрения зависит формирование соответствующих стереотипов.

Когда ребенок выражает, объясняет свои чувства, окружающие получают возможность более адекватно на них отреагировать. И в таком случае у ребенка больше шансов получить ответ на свою просьбу или добиться желаемого. Необходимо научить ребенка больше делиться личными сведениями о себе. Необходимо объяснить ребенку, как важно определить собственные интересы, систему ценностей, чувства и мысли и не стесняться говорить о них окружающим. Лучшим способом приучить ребенка делиться самым важным – это чаще с ним разговаривать. Как только задушевные разговоры войдут в привычку, ребенок научится говорить о том, что для него важно и со сверстниками.

Беседуя, дети отправляют друг другу много невербальных и вербальных сообщений о том, когда хотят говорить сами, а когда предпочитают слушать. Если ребенок хочет заговорить, он может поднять голову или поднять указательный палец, податься вперед или посмотреть в глаза собеседнику, повысить голос. Когда ребенок будет готов слушать, он сигнализирует об этом паузой в разговоре, может также откинуться назад или изменить позу или спросить собеседника о его мнении («Что ты об этом думаешь?»).

Также ребенка можно вести диалог на равных. Это поможет ему в дальнейшем вести разговор с другими людьми.

Есть дети, которым эти навыки даются легко, но они отнюдь не в большинстве. Чтобы помочь ребенку действительно овладеть умением вести разговор на равных, можно посмотреть какую-нибудь телевизионную программу с дискуссией в эфире или же выпуск новостей, причем сначала с включенным звуком, а затем без звука. Указать ребенку на множество способов, которыми люди сигнализируют друг другу о готовности слушать собеседника или желании говорить самому.

Дети, которые страшатся социального отвержения, как правило, неохотно звонят по телефону. Они тревожатся, потому что не видят собеседника, их беспокоит, что, пока они говорят, тот, возможно, веселится над ними на другом конце провода или даже высмеивает их перед другими присутствующими, которых ребенок тоже не видит.

Дети любят получать похвалу и другие положительные отзывы от взрослых, но еще важнее для них заслужить одобрение сверстников, поэтому ребёнку необходимо умение выражать одобрение окружающим.

В пяти летнем возрасте дети обычно ограничиваются очень короткими разговорами.Это бывает так: один задает вопрос, другой отвечает, и на этом все. Но по тому как у ребенка развиваются языковые навыки и внимание, разговоры становятся все длиннее. Но социально скованному или даже застенчивому ребенку поддерживать длительный разговор очень часто бывает сложно.

лучше всего этому научится, если устроить так, чтобы он чаще и дольше беседовал. Так ребёнок научится вести продолжительные разговоры.

Для того чтобы научить ребенка проявлять и выражать участие к чувствам собеседника необходимо объяснить ребенку, что ему нужно показывать свою чуткость и заинтересованность в эмоциях собеседника, а сделать это проще всего, если отзываться на то, что он видит и слышит. Научить его, например,говорить: «Похоже, ты расстроен», «Это тебя наверняка подбодрит и порадует» или «Ты, наверное, здорово напугался» и тому подобным репликам. Ребенку нужно понять, что его замечания могут попасть мимо цели, а наблюдения, оказаться неверными,но ничего страшного в этом нет: главное — проявлять участие.

Простейший способ научить ребенка быть хорошим собеседником — чаще разговаривать с ним и подавать ему пример необходимых навыков.

Дети более склонны выдвигать новые идеи и предлагать новые затеи, когда они заинтересованы в чем-то конкретном. Именно поэтому так важно способствовать тому, чтобы ребенок горячо увлекся чем-то, что его по-настоящему интересует.

Игра для ребенка дошкольного возраста — наиболее естественный вид деятельности. Знаменитый отечественный психолог Д. Б. Эльконин называл игру «гигантской кладовой настоящей творческой мысли будущего человека». О первостепенном значении игры для естественного развития ребенка свидетельствует тот факт, что ООН провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка. Благодаря игре ребёнок развивает образное и логическое мышление, речь и воображение.

Итак,что могут помочь сформировать у детей занятия-игры: 1) коммуникативные способности и качества; 2) умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами; 3) позитивное отношение к другим людям, даже если они «совсем другие»; 4) умение сопереживать и радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений; 5) умение выражать свои потребности, чувства с помощью вербальных и невербальных средств;

6) умение взаимодействовать, сотрудничать.

Проанализировав всё выше изложенное, можно вывести несколько тезисов, характеризующих коммуникативные умения, необходимые ребёнку для полноценного общениясо взрослыми и сверстниками: выражать свои чувства, потребности и желания; больше делиться личными сведениями о себе; вести диалог на равных; правильно пользоваться телефоном; задавать вопросы; выражать одобрение окружающим; вести продолжительные разговоры; проявлять и выражать участие к чувствам собеседника.

Используемая литература: Коррекционные методики – Развитие навыков общение. Как сделать ребенка популярным.

Источник