Особенности развития голосового аппарата ребенка

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования детей

Дворец детского (юношеского) творчества Красногвардейского района Санкт-Петербурга

«На Ленской»

Детские возрастные особенности голосового аппарата

                                                                        Методическая разработка

                                                        педагога дополнительного образования

                                                        Комаровой Ксении Владимировны

Санкт-Петербург, 2014

Содержание

  1. Введение.
  1. Работа гортани.

1. Характеристики голосового аппарата детей категории младшего школьного возраста.

2. Работа гортани при пении и в бытовой речи.

3. Диапазон, регистры и переходные звуки детского голоса.

4. Зоны примарных тонов.

5. Атака звука, звуковедение и певческая артикуляция.

6. Методы педагогического воздействия, опосредованно способствующие нахождению и формированию нужного регистрового звучания.

  1. Этапы развития детского голоса.
  1. Общие выводы.
  1. Список использованной литературы.
  1. Введение. 

«Организм человека является сложнейшей тканью,

сотканной из бесчисленных разнообразнейших ритмов,

резонирующих с естественными ритмами Природы.

Наукой установлено, что постоянство внутренних биоритмов

необходимо для нормальной жизнедеятельности всего организма.

Поэтому у людей сложились положительные наследственные реакции

на синхронные с ними ритмы.

Так, например, обращает на себя внимание

близость внутренних частот биотоков мозга человека

к частотам народной и классической музыки».

Г. А. Струве

 Наиболее простым и естественным способом музыкального выражения для русского народа является пение. Это наиболее доступный и эффективный способ приобщения к музыкальному искусству и развития музыкальных способностей у ребенка. Под воздействием народной и классической музыки происходит обогащение внутреннего мира ребенка с самых ранних лет, воспитание чувств красоты, сопереживания, патриотизма, знакомство с культурой и традициями народов мира, расширение музыкального кругозора, а также заинтересованность в дальнейшем профессиональном обучении. Для того, чтобы не нанести вред формирующимся голосовым связкам ребенка неправильным режимом голосообразования в пении, преподавателю вокала и хормейстеру необходимо иметь четкое представление о строении голосового аппарата ребенка, знать методику и практические приемы развития певческого голоса, а также владеть навыками детской возрастной психологии и физиологии.

II Работа гортани.

1. Характеристики голосового аппарата детей категории младшего школьного возраста.

Одной из важнейших задач музыкальной педагогики является развитие певческого голоса у детей, однако нужно иметь ввиду, что певческий аппарат ребенка категории младшего школьного возраста анатомически и функционально еще только формируется (связки тонкие, небо мало подвижное, дыхание поверхностное). Пение должно быть удобным, доставлять детям удовольствие. В противном случае, при неправильном режиме голосообразования, нарушении гигиенических норм ребенок испытывает напряжение гортани, у него устает голос, возникают серьезные проблемы со связками (несмыкание, узелки и т.д.). Тем не менее, тренировать детский голос не только возможно , но и необходимо, так как характер работы голосового аппарата в пении влияет на его формирование, особенно в раннем детском возрасте.

2. Работа гортани при пении и в бытовой речи.

Любой звук голоса человека — результат работы гортани в том или ином регистровом режиме. Звуковой и динамический диапозон, тембр, интонация, резонирование звука, звукообразование, координация между звуком и голосом зависят от режима работы голосового аппарата.

Традиционно принято считать, что певческий голос имеет два натуральных (фальцет и  грудной) и один смешанный регистр. Каждый регистр имеет своеобразную тембровую окраску, более или менее определенный диапозон и границы перехода в другой регистр.

Основные характеристики регистров певческого голоса:

а) Грудной голос — полный настрой гортани, голосовые складки толстые, первично активные продольные сокращения вокальных мышц, голосовая щель закрыта сравнительно продолжительное время, поток воздуха проходит через щель толчкообразно, спектр источника с большим количеством гармонических составляющих.

б) Смешанный голос — промежуточный настрой гортани, средняя толщина голосовых складок, непрерывная регулировка равновесия между активными продольными сокращениями вокальных мускулов и пассивными продольными натяжениями голосовых связок, относительно короткое время смыкания голосовой щели, прерывное прохождение воздуха через щель, спектр источника со средним количеством гармонических составляющих; выраженностьсмешанного звучания зависит от степени звучания в голосообразовании той или иной системы управления, поэтому структурно функциональные характеристики имеют ту или иную степень приближения к крайним типам регистров голоса.

в) Фальцетный голос — краевой настрой, голосовые складки тонкие, первично пассивное продольное натяжение голосовых связок, отсутствие полного замыкания голосовой щели, синусоидальное прохождение воздуха через голосовую щель, спектр источника обеднен.

Вокальная функция голосового аппарата — эволюционно более древний физиологический механизм в сравнении с речью.

Первые коммуникативные проявления новорожденных детей, по сути, есть вокализации со скользящим тоном и сопутствующими двигательными реакциями, в которых первичен эмоционально-выразительный элемент.

До 2 лет формирование и развитие вокальной и речевой функции идет параллельно, затем продолжается уже в зависимости от индивидуальных проявлений и соотсветствующего обучения. Это подтверждает точку зрения методистов и физиологов, утверждающих, что речевой механизм работы голосового аппарата не может быть исходным при обучении пению.

3. Диапазон, регистры и переходные звуки детского голоса.

Звуковысотный диапазон детского голоса определить постоянным нельзя. Его ширина зависит от использования регистров (от рода и характера голоса, этапа развития учащегося, характера технического, художественного и фонетического задания).

При правильном выборе регистрового режима в соответствии с тесситурой и необходимой подготовкой, дети в 6-7 лет, не обучавшиеся пению, имеют диапазон певческого голоса f1-a2, если используют только фальцет, либо a-a2, если используют оба натуральных регистра.

При владении техникой звукообразования у детей 10 лет диапазон голоса может быть: сопрано: с1-с3 или h-b2, альт: c-f2 или e-g2.

Значительной разницы у мальчиков и девочек нет, однако имеются индивидуальные различия. Средний диапазон певческого голоса у детей младшего школьного возраста, обучающихся пению: a-b2.

4. Зоны примарных тонов.

Примарный — наиболее естественно и свободно звучащий тон.

С точки зрения физиологии, примарным тоном называют основной тон звука без сопровождающих его обертонов. При пении примарного тона в работе всех звеньев голосового аппарата проявляется естественная природная скоординированность. Это отражается на тембральной акустической и динамической целесообразности звука.

Традиционно принято считать, что зона примарных тонов находится в середине диапазона и составляет 2-3 звука. По мнению ряда специалистов, примарный тон у детей до наступления мутации: f1-a1. Однако Д.Е.Огороднов, В.В.Каменский считали, что примарные тона детского певческого голоса находятся значительно ниже официально установленных в методической литературе и совпадают с речевыми.

Преимущественное использование высокой тесситуры на начальном этапе вокального воспитания младших школьников в большей степени способствует формированию «опертого фальцета», чем использование низкой тесситуры. Это на практике подтверждает точку зрения В.В.Емельянова, указывающего на существование зоны примарных тонов фальцета в в верхнем участке диапазона.

5.Атака звука, звуковедение и певческая артикуляция.

С понятием регистра связано понятие атаки звука. Это начальный момент взаимодействия голосовых складок и дыхания. Известны два основных типа атаки звука: твердая и мягкая. Однако понимание твердости или мягкости может иметь различные степени сравнения, поэтому условно выделяют четыре вида атаки:

1) очень твердая (взрывная); 2) твердая; 3) мягкая; 4)очень мягкая (придыхательная). При голосообразовании атака звука имеет решающее значение для включения того или иного регистрового механизма.

Зажатое голосообразование с «каркающей» атакой или с придыхательной атакой, свойственные необученным певцам, следует считать физиологически вредными и неприемлемыми с акустической и эстетической точек зрения.

Мягкая атака многими специалистами справедливо рассматривается как основа правильного звукообразования. Твердая и придыхательная атаки используются в художественных целях, а так же для активизации смыкания голосовых складок при слишком вялом пении начинающих певцов.

Читайте также:  Пренатальный период развития ребенка это

Все эти четыре вида смыкания возможны при любом регистровом настрое гортани. Более твердая атака, возникающая в результате более сильного толчка подскладочного воздуха, рефлекторно заставляет голосовые складки смыкаться плотнее, колебаться большей своей массой, что и способствует возникновению грудного звучания.

При мягкой атаке происходит раздвижение не сомкнутых предварительно (как при твердой атаке) складок, а лишь сближенных, почему эта атака и называется мягкой.

О предварительной атаке можно сказать, что перед началом звучания голосовые складки пассивны и расслаблены. Лишь после свободного прохождения какой-то порции воздуха они начинают сближаться, не замыкаясь полностью, и в дальнейшем работают как при мягкой атаке. Следовательно, придыхательная атака — это разновидность мягкой, т.е. слишком мягкая.

После атаки звук может быть коротким или продолжительным. Каждый способ звуковедения начинается с определенной атаки звука и порождает соответствующую атаку звука.

Артикуляция при пении во многом отличается от артикуляции при обычной речи. В целом, певческая артикуляция значительно активнее речевой. При речевом произношении энергичнее и быстрее работают внешние органы артикуляционного аппарата (губы, нижняя челюсть), а при певческом — внутренние (язык, глотка, мягкое небо), причем работа артикуляционных органов при пении происходит замедленно за счет растягивания гласных.

Согласные в пении формируются так же, как и в речи, но произносятся более активно и четко. Гласные округляются, приближаясь по своему звучанию к гласному О. По сравнению с гласными речи, в певческих гласных увеличивается звонкость.

Главной задачей в работе над певческой артикуляцией является выравнивание звучания гласных по тембру, что называется их нейтрализацией, на основе округленности звонких гласных и приближения глухих по своему значению к звонким.

При пении гортань занимает вполне определенное устойчивое положение, характерное для каждого певца. У низких голосов гортань обычно занимает более низкое положение, чем у высоких. Это является результатом работы дыхательного аппарата.

Известно, что в речи при произношении гласных О, У гортань опускается вниз, при произношении И, Э — поднимается вверх, при произношении А — занимает нейтральное положение. Зевок опускает гортань. Когда оптимальное положение гортани найдено, то его следует сохранять при пении всех гласных и на всем диапазоне.

  1. Факторы педагогического воздействия, опосредованно способствующие нахождению и формированию нужного регистрового звучания.

Для фальцета характерна высокая и средняя тесситура, негромкая сила голоса, мягкая атака звука, отрывистый и слитный способ звуковедения, типы гласных У, О, А, губы на улыбке, небо слегка приподнято, рот открывается умеренно, гортань занимает относительно высокое положение, головное резонирование.

Для грудного регистра характерна низкая тесситура, средняя или громкая сила голоса, твердая атака звука, слитное, подчеркнутое звуковедение, типы гласных И, Э, А, губы предельно округлены, мягкое небо значительно приподнято, рот открывается широко, гортань опущена вниз, грудное резонирование.

Для укрепления фальцета необходима средняя тесситура, умеренно громкая сила голоса, твердо-мягкая атака звука, плотное, слитное, подчеркнутое звуковедение, типы гласных И, Э, А, Ы, губы округлены, рот открывается широко вниз, мягкое небо значительно приподнято, смешанное реонирование.

III. Этапы развития детского голоса.

Можно выделить четыре этапа развития детского певческого голоса:

1) освоение фальцета в диапазоне f1-es2, грудного регистра b-d1; используются упражнения, попевки и песни, с мелодиями, построенными на повторениях звуков, поступенных нисходящих и восходящих звукорядах, способствующие созданию необходимых условий для работы гортани в нужном регистровом режиме;

2) расширение диапазона фальцета (c1-fis2) и грудного регистра (g-es1), освоение навыка произвольного перехода из регистра в регистр, развитие продолжительности фонационного выдоха; используются упражнения, попевки и песни, построенные на мелодиях с поступенными нисходящими и восходящими звукорядами, скачками различного направления с постепенным увеличением их ширины.

3) укрепление фальцета на центральных звуках диапазона; используется принцип «концентрического» метода М.И.Глинки. При исполнении рекомендуемых упражнений необходимо сознательно сохранять плотность и активность звучания верхних тонов.

4) выравнивание звучания на всем диапазоне (g-a2) за счет сохранения оптимального положения гортани и рото-глоточного рупора. Перенесение плотного, активного звучания на верхние звуки и легкого звучания на нижние звуки способствует сглаживанию регистрового порога (e1-f1).

IV. Общие выводы.

1) Музыка оказывает влияние на интеллектуальное, нравственно-этическое и художественно-эстетическое развитие человека.

2) Характер работы голосового аппарата в пении влияет на его формирование.

3) Неправильный режим голосообразования при пении нередко может приводить к серьезным функциональным расстройствам и заболеваниям голосового аппарата.

4) Под развитием детского голоса подразумеваются качественные и количественные изменения состояния голосового аппарата и основных характеристик его звучания, а также развитие специфических способностей.

5) В вокальной теории и методике в настоящее время существуют две точки зрения по вопросу регистрового строения певческого голоса:

       а. певческий голос имеет два натуральных (фальцет и грудной) и один смешанный регистр;

       б. между фальцетом и грудным регистром нет промежуточной работы гортани (смешанного регистра).

6) Вокальная функция голосового аппарата — эволюционно более древний физиологический механизм, поэтому при обучении пению речевой механизм голосового аппарата не может быть исходным.

7) У детей с момента рождения уже имеется физиологическая основа звукообразования в различных голосовых регистрах.

8) Звуковысотный диапазон детского голоса определить постоянным нельзя, его ширина зависит от использования регистров.

9) Голосовые возможности детей 7-13 лет зависят от обучения.

10) Средний диапазон певческого голоса у детей младшего школьного возраста, обучающихся пению, — a-b2.

11) Регистровое строение диапазона всегда зависит от 4-х факторов: рода и характера голоса, этапа развития учащегося, характера технических, художественных и фонетических заданий.

12) На звуках d2-dis2 у альтов и f2-fis2 у сопрано существует верхний предел грудного регистра.

13) Верхний предел использования грудного регистра для женщин и детей — e1, f1.

14) В методической литературе существуют различные точки зрения на использование певческих регистров детьми в академическом пении.

15) При обучении детей пению необходимо использовать оба регистра: и фальцет, и грудной, т.к. только в этом случае будут созданы наилучшие условия для развития всех функциональных структур сенсомоторной системы.

16) Предполагается, что на начальном этапе вокального воспитания младших школьников преимущественное использование высокой тесситуры в большей степени способствует формированию «опертого фальцета», чем использование средней и низкой тесситуры.

17) При обучении детей пению необходимо учитывать возрастные голосовые возможности и целенаправленно использовать факторы педагогического воздействия, косвенно способствующие нахождению и формированию нужного регистрового звучания.

V. Список использоанной литературы:

1. Араксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1983

2. Багадуров В.А. Вокальное воспитание детей М.: АПН РСРФСР 1953.

3. Багадуров В.А Воспитание и охрана детского голоса: Сб.статей М.: АПН РСРФСР 1953.

4. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М.: Музыка, 2000

5. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. С-Пб, 1997

6. Емельянов В.В Фонопедический метод формирования певческого голосообразования. Новосибирск, «Наука».: 1991

7. Жинкин Н.И.Нарушение речи у дошкольников. М.: 1958

8. Левидов И.И. Вокальное воспитание детей. Л.: Тритон, 1936

Читайте также:  Развитие ребенка весна для детей

9. Малинина Е.М. Вокальное воспитание детей. Л.: Музка,1967

10. Маслова Н.Н. Воспитательное воздействие детского хорового коллектива на процесс формирования личности школьника. М. 1978

11. Медушевский В.О. О законометностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976

12. Менабени А.Г. Вокальные упражнения в работе с детьми. Вып. 13. М.: Музыка, 1978

13.Менабени А.Г. Методика обучения сольномк пению. Учебное пособие для стедентов пед.институтов. М.: Просвещение, 1987

14. Механизмы речеобразования и восприятия сложных звукрв. М.: Академия наук, 1966

15. Морозов В.П.Развитие физических свойств детского голоса/ от простого к сложному. Л, 1964

16.Назаренко И.К.Искусство пеня. М.: Муз.,1968

17. Транскультуральные исследования в психотерапии. Л.: 1989

18. Огороднов Д.Е. Музыкально-певческого воспитание детей в общеобразовательной школе. Л.: Музыка, 1972

19. Шацкая В.Н. Детский голос. М.: Музыка, 1974

20. Яковлев А. Физические закономерности певческой атаки. Тренировочные упражнения. Л., Муз. 1971

Источник

Исследовательский проект

«Возрастные особенности развития голосового аппарата у детей и школьников.

Охрана детских певческих голосов»

Выполнила: 

Преподаватель вокально- хоровых дисциплин

Колесникова Наталья Михайловна

2009 г.

План:

  1. Введение. Разговорный и певческий голос.

Значение пения в жизни человека.

2.1. Строение голосового аппарата:

2.1.1. Гортань- центральный звукообразующий орган;

2.1.2. Дыхательный аппарат. Диафрагма- основная дыхательная

         мышца;

2.1.3. Артикуляционные органы. Резонаторы.

2.1.4. Ротовая полость.

2.1.5. Механизм звукообразования в пении.

2.1.6. Свойства певческого голоса ( высота, тембр, сила,

 продолжительность).

2.2. Певческая установка.

  1. Возрастные особенности развития голосового аппарата.

Период мутации.

2.3.1.Изменения в органах голосового аппарата.

2.3.2.Мутация у девочек и у мальчиков.

2.3.3. Значение пения в период мутации.

  1. Вокальный и музыкальный слух.

3. Охрана детского голоса.

Пение оказывает огромное эмоциональное влияние на слушателей и на самого поющего, никакой музыкальный инструмент не может соперничать с голосом- этим замечательным даром природы, который с детства нужно беречь и соответственным образом воспитывать. Пение не только доставляет поющему удовольствие, но также упражняет и развивает его слух, дыхательную систему, а последняя тесно связана с сердечно- сосудистой системой, следовательно, он невольно, занимаясь дыхательной системой, укрепляет свое здоровье. В Японии, например, где широко распространена дыхательная гимнастика, редко встречается инфаркт миокарда. Пение требует также артикуляционный аппарат, без активной работы которого речь человека становится нечеткой, неясной, до слушающего не доносится главный компонент речи- ее содержание. Правильная ясная речь характеризует и правильное мышление.

Из всего сказанного, имеющего отношение главным образом к физиологической стороне пения, вытекает, что пение в жизни человека должно занимать не последнее место.

Голос у человека с момента рождения (врожденный, безусловный защитный рефлекс). На базе этого рефлекса путем образования цепных, условнорефлекторных реакций возникает разговорный и певческий голос.

О том, какое значение имеет участие возможно большего количества органов чувств для успешного овладения навыками в педагогике, было известно еще со времен замечательного славянского педагога Я. А. Каменского, «золотое правило» которого гласило примерно так: насколько можно, предоставлять чувствам: видимое- зрению, слышимое- слуху, обоняемое- обонянию, вкушаемое- вкусу, осязаемое- осязанию, а если что может быть одновременно воспринимаемо несколькими чувствами, то должно одновременно предоставлять нескольким чувствам. Это правило затем повторялось другими великими педагогами- И. Г. Песталоцци и К. Д. Ушинским- и отразилось в учении И. П. Павлова (динамический стереотип) и А.А.Ухтомского («созвездие центров»). К сожалению, педагоги прошлого не знали о том, что у человека есть еще шестое чувство, так называемое мышечно- суставное. После исследований И.М.Сеченого, И. П.Павлова и Н. И. Красногорского (1910) мышечно- суставное чувство стали называть «двигательным анализатором»; он играет большую роль в становлении как разговорного, так и певческого голоса.

Ребенок уже к концу второго года жизни овладевает речью, у него появляется речевой голос. В этом ему помогают и слух, и зрение, и артикуляционный аппарат, очень богатый кинестетическими рецепторами ( мышечное чувство).

Импульсы, идущие от этих органов в слуховую, зрительную и двигательную зоны коры мозга, создают так называемую обратную связь, благодаря которой возможна коррекция движений речевого аппарата. На этом основано исправление речи логопедами, чтение с губ глухими. Значительно труднее дело обстоит со становлением певческого голоса, при этом «золотое правило» оказывается суженным. Зрение не помогает видеть работу внутренних мышц гортани, слепые не видят и движений артикуляционного аппарата, а поют они в интонационном отношении не хуже зрячих. Артикуляционный аппарат с его ощущением движений при пении играет не главную, а вспомогательную роль: петь можно и с закрытым ртом. Главную роль в пении совместно с дыханием выполняет гортань. Поэтому для певца важно знать физиологическое строение своего певческого аппарата.Ведь процесс пения- суть движений различных групп мышц. В результате длительной и регулярной тренировки они могут стать в той или иной степени автоматизированными, т.е. навыками. Ссылаясь на учение И.И.Павлова, можно заключить, что общие законы формирования условных рефлексов относятся и к певческим навыкам, двигательным по своей природе.

Рассмотрим подробнее строение голосового аппарата и особенности его функционирования в пении. Основными частями голосового аппарата человека являются: дыхательный аппарат- легкие с дыхательными мышцами, гортань с голосовыми связками, где зарождается звук, и артикуляционный аппарат- совокупность резонаторов. Все части голосового аппарата находятся в непосредственной взаимосвязи и взаимозависимости. Деятельность голосового аппарата в целом подчинена регулирующему влиянию коры головного мозга.

 Гортань- центральный звукообразующий орган. Она выполняет три основные функции: дыхательную, защитную и голосовую. Все они сопряжены с движениями голосовых складок- основной группы гортани. Гортань имеет тесную связь с центральной нервной системой. Она представляет собой сложное образование, состоящее из хрящей, мышц и связок. Положение гортани в процессе ее функционирования не остается постоянным: при глотании она значительно поднимается, при выдохе и вдохе соответственно слегка поднимается и опускается. В вокальной практике положение гортани придается большое значение. Размер гортани зависит от пола, возраста и индивидуальных особенностей человека. У мужчин она примерно на 13 больше, чем у женщин. Хрящи женской гортани имеют меньшую толщину. Рост гортани в процессе развития организма неравномерен. У мальчиков интенсивный рост происходит в первые ти месяца рождения, а также  на 8-9-м месяцах; у девочек- от 1-го до 7-го месяца первого года жизни.

Затем объем и форма гортани мало изменяются. От 3 до 14 лет, т. е. до периода  мутации, развитие происходит медленно, постепенно. В период мутации рост ее становится более интенсивным. Гортанные хрящи и мышцы быстро увеличиваются в размере, особенно у мальчиков, гортань которых в мутационный период увеличивается на 23, а у девочек- на 12. К 12-13 годам длина голосовых сладок мальчиков равна 13-14 мм;  в период мутации длина их увеличивается на 6-8 мм, а к 25 годам достигает 22-25 мм. У девочек  в переходном возрасте голосовые складки растут значительно медленнее, и у взрослых женщин они достигают 18-20 мм.

Дыхательный аппарат- легкие с дыхательными мышцами. Основание грудной клетки составляет диафрагма- мощная дыхательная мышца, состоящая из поперечно- полосатых мышц. При вдохе она опускается вниз, при выдохе поднимается. Она работает как поршень и является главным регулятором подсвязочного давления в речи и пении.

Читайте также:  Речевое развитие ребенка периодизация

К артикуляционным органом относятся ротовая полость с языком, мягким небом, нижней челюстью губами, а также глотка и гортань. Роль резонаторов в человеческом голосовом аппарате выполняют различные воздушные полости дыхательного тракта, окружающие голосовые связки сверху и снизу. Отсюда и название: верхние и нижние. Нижними резонаторами являются трахеи и бронхи. Они придают голосу грудное резонирование, полноту и объемность. То, что находится над голосовыми складками относится к верхним резонаторам. Это глотка и ротовая полость. Верхние резонаторы, к которым относится также и носовая полость, в целом усиливают голос, возникший в гортани, сообщая звуку головное резонирование, значительно влияют на его тембр.

Твердое и мягкое небо с передними зубами- резцами образуют небный свод, строение которого также оказывает свое влияние на тембровые качества голоса. Замечено, что у хороших певцов строение небного свода отличается строгой симметричностью. Ротовая полость сзади широким отверстием- зевом открывается в средний отдел глотки. При пении зев расширяется. Таким образом, благодаря изменениям объема и формы ротового и глоточного резонаторов акустическая настройка их меняется и образуются различные гласные и согласные звуки. Кроме того, именно в речевом тракте создаются определенные резонансные условия, определяющие тембровые особенности голоса.

Звукообразование в певческом голосе является результатом взаимодействия дыхательных и артикуляционных органов с голосовыми складками. Механизм звукообразования- чрезвычайно сложный процесс. К моменту начала фонации голосовые складки сближаются и плотно смыкаются. В качестве активной действующей силы в этом процессе выступает напор дыхательной струи. Чем сильнее

натягиваются и сжимаются голосовые складки, тем больше частота их колебания, тем выше голос, и. наоборот. Т.е. Частота их колебаний определяется свойствами тканей голосовых складок в зависимости от их напряжения. Дыхательная система обеспечивает внешнюю силу, действующую на голосовые складки. Эта сила раздвигает складки и она же вызывает обратный эффект, когда складки открыты.

Звуки певческого голоса обладают следующими физическими свойствами: высотой, тембром, силой и продолжительностью. Высота певческого звука определяется частотой колебаний голосовых складок. Тембр и звуковысотный диапазон голоса у каждого певца свой и зависит от природных анатомо- физиологических особенностей его голосового аппарата. Сила певческого звука определяется величиной размаха движений голосовых складок- амплитудой их колебаний. Известно, что чем больше амплитуда, тем сильнее звук. Амплитуда колебания зависит от силы сокращения голосовых мышц, от величины воздушного потока подсвязочного воздуха, а также от состояния и взаимного расположения резонаторных частей.

Весьма существенным для правильной работы голосового аппарата является соблюдение правил певческой установки, главное из которых может быть сформулировано так: при пении нельзя ни сидеть, ни стоять расслаблено; необходимо сохранять ощущение постоянной внутренней и внешней подтянутости.

Приблизительно с 13 лет, иногда раньше  иногда позже у подростков начинается период мутации ( перемены) голоса, совпадающий с началом полового созревания. И.И. Мечников назвал этот период в жизни человека дисгармоничным, поскольку половое развитие опережает общее физическое созревание организма. Дисгармонично происходит и рост отдельных частей голосового аппарата подростка. Например, голосовые связки увеличиваются в длину, а ширина их остается прежней, потому что гортань больше растет в продольном направлении, чем в поперечном, резонаторные полости отстают от роста гортани, а надгортанник часто и у взрослого юноши остается детским. Вследствие неравномерного роста происходит дискоординация и в совместной работе дыхания и гортани.

Следует отметить, что у девочек мутационный период протекает более гладко, чем у мальчиков. Но и у обоих в голосе может появиться сипота, иногда покраснение связок. Период мутации продолжается 1-1,5, иногда- 2. У девочек диапазон не претерпевает больших изменений, голос приобретает грудное звучание, становится более сильным; переход от детского фальцетного звучания на грудной дается легче. У мальчиков голос понижается на октаву и даже больше.

Рост частей гортани и координация ее работы с дыхательным аппаратом и резонаторами протекают гораздо равномернее и глаже,

если школьник и до мутации, и в самом начале ее  все время занимается пением. Еще Ламарк полтораста лет тому назад выдвинул правильное положение: все, что упражняется,- развивается, все, что не упражняется,- разрушается. Затем это было повторено отцом лечебной физкультуры П. Ф.Лесгафтом, а на современном физиологическом языке звучит так: все, что не упражняется, — атрофируется от бездействия ( Фарфель).

Великие певцы Л. В. Собинов и Е. И. Богданович пели и в гимназическом хоре, и в студенческом хоре при Московском университете; А. В. Нежданова пела с 1 класса до окончания гимназии .

Слух является главным регулятором и корректором певческого поведения гортани и всего голосового аппарата, ему прежде всего должно быть уделено внимание при воспитании голоса. Слух развивается не попутно и не одновременно с голосом, как об этом часто пишут, а его развитие и воспитание должны идти всегда впереди. Формула для музыканта: «вижу, слышу, играю»- с заменой последнего слова на «пою» не теряет своего значения и для певца. Слух нужно развивать и воспитывать не только в отношении звуковысотного различения, но и в гармоническом отношении. Для различения звуковых красок, нюансировки.

К сожалению, наше ухо часто бывает беззащитным против вредных влияний окружающей среды. Если к нам в рот попадает что-нибудь несъедобное, мы его выплевываем, если перед глазами появляется неприятная картина, мы глаза закрываем. Но если что-нибудь неприятное действует на наш слух , то от этого не спасает даже вата. Много беспокойства причиняют слуху и различные передачи, музыка, включенные с сильной громкостью. Это со временем снижает слуховой порог и может даже привести к полной глухоте.

В связи со всем сказанным выше, особое внимание следует уделить охране голосового аппарата. Для этого необходимо знать и соблюдать основные правила:

  1. знать и правильно понимать основы анатомии и физиологии голосового аппарата;
  2. максимально бережно относиться к своему голосу;
  3. вести здоровый образ жизни, не поддаваясь вредным привычкам ( курению, спиртному и т.д.), что в итоге приводит к патологиям всего голосового аппарата;

Литература:

  1. Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания в школе.

М: 2000.

  1. Вопросы вокальной педагогики: Вып.5.- М., 1976.
  2. Вебров А. М. Техника постановки голоса.- 2-е изд.- М., 1996.
  3. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка.- М., 1968.
  4. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики.- М.- 1968.
  5. Кадыков Н.Ф. Удивительное о голосе и слухе.- М. , 1969.
  6. Канторович В. С. Гигина голоса.- М.- 1988.
  7. Малинина Е. М. вокальное воспитание детей.- Л.- 1987.
  8. Морозов В. П. Вокальный слух и голос.- М., Л., 1965.
  9. Назаренко И. К. Искусство пения.- М., 1968.
  10. Орлова Н. Д. О детском голосе.- М., 1966.
  11. Стулова Г. П.  Хоровой класс (теория и практика вокальной

работы в детском хоре). «Музыка»- М: Просвещение, 1988 г.

  1. Тевлина В. К. Вокально- хоровая работа\ Музыкальное воспитание в школе: вып.15.- М., 1982.
  2. Шацкая В. Н. Детский голос: экспериментальные исследования.

  М., 1970.

Источник