Особенности физического развития ребенка третьего года жизни
МОУ Маслянинская средняя общеобразовательная школа № 3
ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Автор: Березан Александра,
10 «А» класс
Научный руководитель: ,
учитель биологии СОШ №3
МАСЛЯНИНО
2009
ОГЛАВЛЕНИЕ | Страница 2 |
Введение | 3-4 |
Глава 1. Особенности физического развития детей третьего года жизни. | 5 |
1.1 Ребёнок растёт. | 5 |
1.2 Органы дыхания. | 5 |
1.3 Сердечно-сосудистая система. | 5 |
1.4 Слух. | 5 |
1.5 Зрение. | 5 |
Глава 2. Условия правильного физического развития детей третьего года жизни. | 6 |
2.1 Режим дня. | 6 |
2.2 Правильное питание. | 6 |
2.3 Закаливание. | 6 |
2.4 Утренняя гимнастика. | 7 |
2.5 Организация физкультурных занятий в первой младшей группе. | 7 |
Глава 3. Исследование физических особенностей младших дошкольников и условий их правильного развития. | 8 |
3.1. Определение антропометрических данных: роста, веса, окружности грудной клетки. | 8 |
3.2 Оценка физического развития детей по совокупности антропометрических показателей | 9 |
3.3 Определение экскурсии грудной клетки | 10 |
3.4 Оценка физической нагрузки на ребёнка на физкультурном занятии. | 10 |
3.5 Оценка суточного рациона питания. | 11 |
3.6 Исследование условий, способствующих правильному физическому развитию младших дошкольников. | 11 |
Заключение | 13 |
Список литературы | 14 |
Приложения | 15 |
Приложение 1 | 16 |
Приложение 2 | 17 |
Приложение 3 | 18 |
Приложение 4 | 19 |
Приложение 5 | 20 |
Приложение 6 | 21 |
Приложение 7 | 22-23 |
Приложение 8 | 24 |
Приложение 9 | 25 |
Приложение 10 | 26 |
Введение
Третий год жизни — важный этап в развитии ребёнка. Темп физического развития замедляется, но организм в целом крепнет, движения совершенствуются. В это время закладываются основы его физической подготовленности. Физическое воспитание детей раннего возраста направлено на охрану и укрепление здоровья, обеспечение оптимального физического развития, своевременное формирование у них двигательных умений и навыков, овладение физическими упражнениями и подвижными играми. Решению задач физического развития способствует создание комфортных условий.
Физическое развитие происходит как в ходе игр со сверстниками и взрослыми, так и в процессе систематического обучения. Важную роль при этом играет осуществляемый грамотно организованный процесс физического воспитания. Занятия являются основной формой развития физических качеств и свойств ребёнка.
Гармоничное физическое развитие детей – одна из главных задач взрослых. Ранний возраст – период наиболее интенсивного развития всех органов и систем организма ребёнка. Темпы физического развития высоки, но строение всех органов и систем ещё не завершено, а поэтому деятельность их несовершенна. Этот период крайне важен для дальнейшего развития человека. Все навыки, выработанные в первые 3 – 5 лет, закрепляются особенно прочно и сохраняют своё значение в течение всей последующей жизни.
Контроль за физическим развитием детей — составная часть системы физкультурно — оздоровительной работы. В результате систематического контроля удаётся не только определить уровень развития ребёнка, но и увидеть первоначальные отклонения в его развитии, своевременно скорректировать воспитательные воздействия.
Объект исследования: дети младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности физического развития детей первой младшей группы.
База исследования: МДОУ детский сад комбинированного вида «Тополёк». Адрес: Новосибирская обл., 8.
Заведующая детским садом А.
Старшая медицинская сестра
Старший воспитатель
Инструктор по ф/к
Воспитатели группы: ,
Гипотеза: предположим, что физическое развитие ребёнка в значительной степени зависит от того, в каких условиях происходит это развитие.
Цель исследования: определить уровень физического развития детей третьего года жизни в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Задачи:
1. Проанализировать источники информации по данной теме.
2. Получить консультации специалиста в данной области.
3. Собрать фактические данные по проблеме исследования с использованием апробированных методик.
4. провести исследования особенностей физического развития детей.
5. Проанализировать условия развития детей.
6. Проанализировать и оценить результаты исследования.
Методы исследования:
1. Наблюдения за дошкольниками
2. Беседы
3. измерения антропометрических показателей
4. Теоретическое и практическое обобщение материала
Время проводимого исследования: февраль 2008 года.
Глава 1. Особенности физического развития детей третьего года жизни.
1.1 Ребёнок растёт.
На третьем году жизни в организме малыша интенсивно продолжается рост и развитие. Очень важен в этом возрасте контроль за полугодовой и годовой прибавкой в росте, т. к это один из показателей, не только непосредственно характеризующий рост ребёнка, но и говорящий об уровне своевременности его биологического развития.
Увеличивается и масса тела. Этот показатель тоже требует самого пристального внимания. Вес малыша зависит в первую очередь от характера и режима питания, уровня двигательной активности и состояния здоровья.
Недостаточно зафиксировать вес и рост ребёнка, важно установить соответствие этих двух показателей друг другу т. е выявить степень гармоничности физического развития.
На третьем году жизни у малышей изменяются и пропорции тела: уменьшается размер головы до 1/5 длины тела. В период от двух до трёх лет происходит заметное нарастание мышечной массы (до 23% от всей массы тела), меняется мышечный тонус, вместе с тем сила мышц ещё невелика. Вот поэтому в этом возрасте важны целенаправленные физические упражнения, которые позволяют укрепить мускулатуру тела, особенно мышцы спины, ног и все мышцы разгибатели.
1.2 Органы дыхания.
На третьем году жизни дети имеют сравнительно узкие верхние дыхательные пути, трахею, бронхи. Их слизистая обильно снабжена кровеносными сосудами, сохраняется поверхностное дыхание с частотой дыхательных движенийв минуту.
При физических нагрузках у малышей изменяется не глубина дыхания, а частота в свою очередь
атрудняет вентиляцию лёгких. А относительная потребность в кислороде в этом возрасте выше, чем в любом другом. Вот почему воздушная среда, которой находятся дети, всегда должна быть благоприятна с достаточным количеством кислорода.
1.3 Сердечно — сосудистая система.
Для сердечно сосудистой системы характерно быстрое увеличение объёма сердца и медленная дифференцировка его тканей. В сердце обилие нервных стволов и сосудов и это создаёт условия для его усиленной деятельности. Артерии относительно широкие, тонус их невысок, а артериальное давление колеблется в пределах/ мм. ртутного столба. В связи с невысоким артериальным давлением, при переутомлении и перегрузках дети склоны к обморочным состояниям. Чтобы этого избежать необходимо на занятии и в совместной деятельности правильно выбрать деятельность и распределить нагрузку на ребёнка.
1.4 Слух.
На третьем году жизни у ребёнка продолжают интенсивно развиваться анализаторы и речь. Громкая речь и другие источники шума адаптируют слух ребёнка именно к громким звуковым раздражителям. В результате малыш теряет способность различать не только шёпотную, но и тихую спокойную речь.
1.5 Зрение.
Третий год жизни это возраст, в котором продолжает формироваться острота зрения. У детей ещё не сформировались окончательно ни размер глазного яблока, ни глазодвигательная мускулатура. Вот почему важна охрана зрения.
Глава 2. Условия физического развития детей первой младшей группы ДОУ «Тополёк»
Уровень физического развития детей — один из ведущих показателей состояния их здоровья. Оно зависит не только от наследственных факторов, но и в значительной степени от условий жизни ребёнка.
2.1.Режим дня.
Непременным условием здорового образа жизни является её правильный режим. Режим — это распределение во времени и определённая последовательность в удовлетворении основных потребностей организма ребёнка (в активном бодрствовании, сне, пище.), а также чередование различных видов деятельности во время его бодрствования.
Соблюдение режима обеспечивает физиологически необходимую продолжительность сна и бодрствования, определённое чередование всех гигиенических процессов и приёма пищи, своевременность занятий и самостоятельных игр, прогулок, закаливающих процедур. Режим способствует нормальному функционированию организма, является основным условием своевременного и правильного физического и нервно психического развития, бодрого настроения, спокойного поведения малыша. Но недостаточно только установить правильный режим, очень важно правильно осуществлять все режимные процессы.
2.2.Правильное питание.
Рациональное питание является одним из основных факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребёнка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья малыша. Правильно сбалансированное питание, отвечающее физиологическим потребностям растущего организма, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям. Наиболее важно соблюдение принципов рационального питания для детей раннего дошкольного возраста, потому что этот период характеризуется интенсивными процессами роста, дальнейшим совершенствованием функций многих органов и систем, особенно нервной системы, усиленными процессами обмена веществ.
Так как пищевыми веществами, снабжающими организм энергией, являются белки, жиры и углеводы, то правильная организация питания предусматривает их поступление в организм ребёнка в достаточном количестве.
Белки — основной пластический материал для построения и постоянного обновления тканей и клеток. Белки идут на построение красных кровяных телец (эритроцитов) и гемоглобина, образование важных биологических соединений — ферментов и гормонов. Потребность в белке у дошкольников выше, чем у взрослого.
Жиры являются одной из важных составных частей клетки. Они обеспечивают основные энергетические траты организма, оказывают влияние на функцию сердечно — сосудистой и центральной нервной систем, процессы пищеварения, улучшают использование других пищевых веществ — белков, витаминов и минеральных солей.
Узнай стоимость своей работы
Бесплатная оценка заказа!
Углеводы являются основным энергетическим материалом. Они также входят в состав клеток и тканей, принимают участие в обмене веществ. В их присутствии улучшается использование белков и жиров.
Ежедневно в питании детей третьего года жизни должны присутствовать: хлеб, молоко, мясо, масло сливочное, сахар, масло растительное, картофель, овощи, фрукты, крупы, соль. Для сохранения питательной ценности продуктов, используемых в детском питании, строго соблюдаются правила кулинарной обработки.
2.3 Закаливание.
Закаливание — это система мероприятий, направленных на повышение устойчивости генетически предопределённых механизмов защиты и приспособления организма ребёнка ко многим факторам внешней среды, с тем чтобы суточные и сезонные,
периодические и внезапные изменения температуры, атмосферного давления не
вызывали у детей резких отклонений в протекании физиологических процессов, вследствие которых возможны заболевания.
Для закаливания детей раннего возраста основными факторами являются воздух, вода, солнце.
Обязательным закаливающим мероприятием для детей раннего возраста является прогулка. Прогулка — это прекрасная возможность для укрепления здоровья малыша. Свежий воздух благоприятно влияет на нервную, сердечно — сосудистую и дыхательную системы. В зимнее время дети первой младшей группы гуляют на улице при температуре не ниже 15° С с учётом силы ветра; в летний период + 28-30° С.
Если погодные условия не позволяют организовать прогулку на свежем воздухе, то прогулку проводят в зале при одностороннем проветривании.
Одежда детей — одно из важных условий результативности прогулки для здоровья. В наблюдаемой мной группе одежда детей соответствовала погодным условиям и не сковывала движения.
Дети третьего года жизни бывают на воздухе (дома и в саду) не менее 3-4 часов.
( приложение № 2)
2.4 Утренняя гимнастика.
В первой младшей группе гимнастика проводится ежедневно в игровой форме. Зарядка способствует укреплению костно-мышечного аппарата, развитию сердечно — сосудистой системы, дыхательной и нервной. Создаёт бодрое жизнерадостное настроение. Воспитывает привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями. В процессе утренней гимнастик формируется правильная осанка и развиваются физические качества.
Начинается гимнастика со строевых упражнений. Затем следуют разные виды ходьбы в чередовании с бегом. Затем дети перестраиваются для выполнения общеразвивающих упражнений, потом даются прыжки и интенсивный бег. Заканчивается гимнастика упражнениями на восстановление дыхания и спокойной ходьбой (приложение № 6).
2.5 Организация физкультурных занятий.
Каждое физкультурное занятие — это определённая «оздоровительная доза» в виде движений, физической нагрузки, работающая на здоровье ребёнка, его правильное физическое развитие, это и активный отдых, где движения, физическая нагрузка воспринимается организмом как «мышечная радость». Занятие также даёт ребёнку возможность общения со сверстниками взрослыми, освоение двигательных умений.
В первой младшей группе проводятся два занятия в неделю. Все физкультурные занятия начинаются они с разминочных упражнений, чтобы подготовить организм к нагрузке, пик нагрузки обеспечивается к концу занятия в процессе подвижной игры, а в самом конце проводятся малоподвижные игры для восстановления дыхания и отдыха.
Глава 3 Исследование физических особенностей младших дошкольников и условий их правильного развития.
Я проводила исследование физических особенностей детей третьего года жизни и условий их правильного развития в МДОУ «Тополёк» в первой младшей группе. Для исследования была отобрана подгруппа детей в составе 12 человек: 6 девочек и 6 мальчиков.
Список детей группы
Таблица 1
№ | Ф. И. ребёнка | Возраст | Пол |
1 | Белоусова Ира | 2г.9м | девочка |
2 | Голоскова Ксения | 2 г. 6м. | девочка |
3 | Дукальский Захар | 2 г. 6м. | мальчик |
4 | Ештокин Захар | 2 г 8м. | мальчик |
5 | Зайцев Кирилл | 2 г. 4м | мальчик |
6 | Загуляева Аня | 2 г. 6м. | девочка |
7 | Измайлов Саша | 2 г. 9 м. | мальчик |
8 | Косых Саша | 2 г. 6 м. | девочка |
9 | Никифоров Саша | 2 г. 4 м | мальчик |
10 | Ример Аня | 2 г 7м | девочка |
11 | Токарева Лиза | 2 г. 6 м. | девочка |
12 | Щепин Илья | 2 г. 4 м. | мальчик |
С этими детьми я проводила занятия по физической культуре, игры, прогулку, снимала показания антропометрических данных, определяла экскурсию грудной клетки, давала оценку суточного рациона питания, измеряла физическую нагрузку на детей во время занятий и др. О проделанной работе я расскажу ниже
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 |
Источник
У ребенка третьего года жизни наряду с продолжающимся развитием движений происходит значительное увеличение запаса слов, развитие внимания, памяти. Улучшается координация движений. Заметно изменяются важнейшие двигательные навыки ходьба становится ритмичнее, движения рук и ног более согласованными. В число упражнений для развития ходьбы включают ходьбу по узкой дорожке, по ребристой доске, по широкой стороне гимнастической скамеечки, по наклонной доске и т. п.
На третьем году жизни развивается такой важный двигательный навык, как бег. Во время бега в работу вовлекаются многие мышцы, что стимулирует работу сердечно-сосудистой системы, дыхание, обмен веществ. Все это делает бег особенно ценным для физического развития малыша. Многие авторы считают, что бег у детей раннего возраста отсутствует потому, что они не могут еще осуществить одновременный отрыв обеих ног от опоры — так называемую фазу полета. Эта фаза появляется на третьем году жизни. Дети начинают охотнее бегать, чем ходить. Бег маленького ребенка характеризуется малой ритмичностью, неравномерностью шага, отталкиванием от опоры всей ступней и легкой потерей равновесия. Развитие бега и его совершенствование происходит во время целенаправленных занятий по физическому воспитанию и находится в прямой зависимости от их качества.
Бросание и метание, появившиеся как двигательный навык на втором году жизни, продолжают развиваться: во время бросания ребенок учится принимать правильную позу, поворачивать туловище в сторону броска и т. д.
Подвижные игры детей этого возраста становятся более разнообразными. Дети легко подражают взрослым, особенно охотно играют с куклами.
Все это должно учитываться при организации физического воспитания. Утренняя гигиеническая гимнастика детей третьего года жизни строится по тем же принципам, только упражнения, входящие в нее, становятся более сложными по сравнению со вторым годом. Ниже мы приводим пример сюжетных «двигательных» рассказов для проведения утренней гимнастики с детьми от 2 до 3-х лет.
«Часики»
Ходьба с качанием рук влево и вправо — «тик-так, тик-так», подражая движениям маятника у часов. Ребенок ходит за взрослым по комнате.
- «Стрелки»: ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Круговые движения рук в одну и другую сторону — «стрелки крутятся». Возврат в исходное положение. 3-4 раза.
- «Бой часов»: стоя руки на поясе — наклон туловища вперед и выпрямление его. При наклоне произносить звуки — «Бим-бом». 3-4 раза.
- «Сломались часики»: из положения стоя, руки на поясе, ребенок делает глубокие приседания. 2-3 раза.
- «Ремонт часов»: исходное положение то же; поднять выпрямленные руки вверх с приподниманием на носочки — «сняли часики». Возврат в исходное положение — «будем чинить часики». 3-4 раза.
- «Часики пошли, маятник качается»: из положения стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе — боковые наклоны туловища. 3-4 раза.
- Бег 15-20 сек., постепенно замедляемый. Ходьба 30-40 сек.
«Прогулка в лесу»
«Идем гулять» — спокойная ходьба 1-2 минуты.
- «Большие деревья»: исходное положения стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднимание выпрямленных рук вверх, возврат в исходное положение. 3-4 раза.
- «Нюхаем цветочки»: стоя, руки на поясе. Приседание — «сорвали цветочек». Возврат в исходное положение — глубокий вдох — «нюхаем цветочек». 3-4 раза.
- «Ветер качает деревья». Из исходного положения стоя, руки вверх — боковые наклоны туловища. 3-4 раза.
- «Пилим бревнышко»: исходное положение стоя напротив взрослого или другого ребенка, взявшись за руки наперекрест. Сгибание и разгибание рук попеременно с поворотом туловища вправо и влево. 4-6 раз.
- «Переход через ручеек»: ходьба по узкой дорожке или широкой стороне гимнастической скамеечки; для равновесия руки в стороны.
- «Зайчик прыгает»: исходное положение стоя, ноги вместе, руки на поясе. Прыжки на носочках. 6-8 раз.
- Утренняя гимнастика заканчивается спокойной ходьбой по комнате с постепенным замедлением. 30-40 сек.
Специальные занятия по физическому воспитанию детей 3-го года жизни включают физические упражнения для всех мышечных групп из различных исходных положений, а также упражнения прикладного характера в виде ходьбы, бега, лазания, метания, элементы игры с .мячом и подвижные игры, соответствующие возрасту ребенка и его особенностям.
Эти занятия проводятся в домашних условиях индивидуально с каждым ребенком, а в условиях детского учреждения с группой детей от 6-ти до 8-ми человек. Проведение таких занятий в детском саду или яслях облегчено тем, что там имеется специальное оборудование, возможно музыкальное сопровождение занятий и более квалифицированное их проведение. Воспитание ребенка в детском учреждении, по крайней мере с третьего года жизни, имеет целый ряд неоспоримых преимуществ по сравнению с домашним. Это касается не только физического воспитания, но и других сторон воспитательного процесса.
Приводим пример специального занятия по физическому воспитанию с ребенком третьего года жизни в условиях семьи.
- Ходьба по кругу вслед за взрослым — обычная ходьба, на носочках, на наружном и внутреннем своде стопы.
- «Лодочка»: сидя верхом на скамеечке или табурете, поднять руки в стороны, наклониться вправо и влево, возвратиться в исходное положение. «Лодочка качается». 3-4 раза.
- Из положения лежа на спине поднимание выпрямленных ног до угла 90°. 2-3 раза.
- «Каша кипит»: глубокое дыхание, руки лежат на животе и груди. 6-8 раз.
- «Рыбка»: лежа на животе, ладони перед грудью, поднять голову и плечи, вытянув руки вперед, прогнуть спину — возврат в исходное положение. 2-3 раза.
- «Длинные и короткие ноги»: сидя на стульчике, вытянуть ноги, потом согнуть их. 4-6 раз.
- Игра «Мишка»: стоя на коленях, руки поднять вверх, наклониться и упереться ладонями в пол — «мишка поднимает лапы». Поочередно приподымая руки, подворачиваться вправо, затем влево — «мишка затопал».
При выполнении этой части упражнения колени ребенка остаются на месте, бедра под прямым углом к туловищу, на пятки не садиться. Стоя на четвереньках, поднять левую руку в сторону, поднять голову и посмотреть на поднятую руку. Возвратиться в исходное положение. То же ребенок проделывает в другую сторону — «мишка смотрит на лапу».
- «Дровосек»: исходное положение стоя, ноги шире плеч, пальцы рук в замке. Руки поднять вверх, наклон туловища вперед, руки проносятся между ног — «У-у-ух!-(раскололи полено». Возврат в исходное положение. 3-4 раза.
- Проползание на животе под скамеечкой или веревочкой (высота 20 см).
- «Переход через ручеек»: пройти по гимнастической скамеечке, сохраняя равновесие, спрыгнуть с нее. 2-3 раза.
- Метание малого мяча в обруч или корзину на уровне груди с расстояния 100-125 см. 4-6 раз.
- Ходьба с постепенным замедлением.
Подвижные игры в физическом воспитании детей раннего возраста. В развитии движений ребенка второго и третьего года жизни, да и в общем развитии детей большое значение имеют подвижные игры. Их роль не только в определенном воздействии на речь ребенка, в организации коллективных действий, но и в развитии разнообразных движений, производимых в благоприятной эмоциональной обстановке.
Во время подвижных игр развивается координация движений, совершенствуются такие важные двигательные навыки, как ходьба, бег, лазание, бросание. Здесь, в отличие от гимнастических упражнений, характер, точность движений не предусматриваются. Важен конечный результат, определяемый правилами игры. Однако двигательные навыки, выработанные в физкультурных занятиях, закрепляются в играх. В физическом отношении подвижные игры создают наилучшие условия для удовлетворения потребностей ребенка в движениях. Игры являются одним из средств для развития и закрепления правильной осанки, которой надо уделять внимание уже в раннем возрасте.
В играх воспитываются, конечно, не только двигательные навыки, важна и выработка определенных качеств характера — смелости, уверенности и т. д. Но эту сторону подвижных игр мы не имеем возможности подробно рассмотреть в нашей брошюре.
На втором году жизни используются различного рода игры с мячом — перекатывание его, отталкивание подвешенного в сетке мячика, прокатывание по дорожке и т. д. Помимо разных игр с мячом большое распространение имеют игры, включающие ходьбу типа «догоню — догоню». С развитием речи игры становятся все более разнообразными.
На третьем году при проведении подвижных игр от ребенка можно требовать не только четкости в выполнении отдельных элементов игры, но и согласования его действий с действиями других детей, участвующих в игре. Возможно усложнение игр введением определенных правил.
Для проведения подвижных игр лучше всего придумать небольшой рассказ, хорошо понятный малышу по содержанию и образам. Например, ребенок изображает кошечку, птичку: кошка убегает от собаки или птичка улетает…
Игра «Кошка и собачка»: ребенок-«кошечка» спокойно лежит на спине — «кошечка нежится на солнышке». По сигналу — «собака!» ребенок должен быстро встать и убежать в условленное место. Игра может быть усложнена: взрослый берет на себя роль «собачки», тогда «кошечка» убегает от догоняющей ее «собаки».
Игра «Зайчик и охотник»: ребенок поочередно изображает то охотника, то зайчика. «Охотник» тихо, на носочках, крадется по лесу, перепрыгивает через ручей, снова крадется тихо-тихо… Затем в лесу появляется «зайчик» — ребенок прыгает как зайчик. Все движения можно показать ребенку, стараясь, чтобы он повторял их за вами. Игру можно построить и так, чтобы малыш изображал зайчика, а взрослый взял на себя роль охотника.
Игра «Догони медведя»: взрослый с игрушечным мишкой убегает от ребенка — ребенок в игре пытается догнать медведя. Малыш может участвовать в игре и в роли медвежонка.
Много игр можно проводить с мячом — ребенок катает мячик, бросает его и приносит обратно, бросает мяч взрослому и ловит его и т. д.
Дома, а в детском учреждении в особенности, надо создать такую обстановку во время бодрствования, чтобы у малыша поддерживалось постоянное стремление к движениям. Этому способствует просторное помещение, подбор и расстановка детской мебели, достаточное количество мячей, шаров, обручей. Для детей второго и третьего года жизни надо позаботиться о разнообразных каталках или тележках, которые вначале толкают перед собой, а потом тянут за веревочку или шнурок. Крупный «строительный материал»: кирпичи, ящички и дощечки — дают возможность ребенку совершать самые разнообразные движения рук и туловища во время складывания, перекладывания, переноса этого материала. Конечно, в использовании всей этой обстановки для развития движений детей важна роль взрослого. Надо вызвать у малышей интерес, показать, как и что можно делать с имеющимися предметами, вовлечь детей в игру. Играя с ребенком, можно одновременно обучать его некоторым навыкам, например, спускаться и подниматься по лестнице, катать мяч, бросать его вверх и вниз. Важно также, чтобы во время игры ребенку предоставлялась возможность для отдыха — усиленная деятельность сменялась спокойной игрой.
Все виды физического воспитания детей этого возраста помогают овладению сложными видами движения — ходьбой по поверхности разного рельефа и наклона, преодолению препятствий, бегом в прямом направлении. Одновременно возникает и укрепляется навык согласовывать свои действия с указаниями взрослых: остановиться или продолжить движение по сигналу взрослого, изменить темп движения, перейти с ходьбы на бег, и наоборот.
Источник