Особенности физического развития ребенка младшего школьного возраста

Особенности физического развития ребенка младшего школьного возраста thumbnail

Прежде чем поговорить о том, каким образом происходит физическое развитие младших школьников, разберемся с терминологией. Итак, детьми младшего школьного возраста принято считать тех, кому от 6 до 10 лет. Именно в этом возрасте можно наблюдать серьезные изменениями как в физическом, так и психологическом состоянии малыша.физическое развитие детей младшего школьного возраста

В периоде физического развития от 6 до 10 лет можно выделить отдельные этапы, которые характеризуются разными особенностями и изменениями. Так, например, с 7 до 9 лет дети особенно активно растут, в этот же период у них заканчивается формирование тазовых костей, активнее становятся процессы коллагенизации.

Есть одна важная особенность у детей младшего школьного возраста. Несмотря на то, что к 8-9 годам навыки ходьбы отточены практически до совершенства, связи между темпом и длиной шага, как у взрослого человека, у детей не наблюдается. Это лишний раз подтверждает, что этот возраст особенно важен для совершенствования моторных функцией.

Как развивается мышечная система младшего школьника?

В период младшего школьного возраста особенно активно увеличивается мышечная масса ребенка. Так, если сравнить физическое развитие детей младшего школьного возрастапоказатели мышечной массы школьника младших классов с показателями новорожденных, то увеличение отмечается более чем на 30 %.

Активно развиваются мелкие мышцы верхних конечностей, движения рук малыша становятся более точными и совершенными.

Наиболее заметной перестройка мышечных тканей становится в возрасте 7-8 лет. Именно в этот период движения конечностей ребенка становятся наиболее координированными. Признаком функциональной зрелости мышц становится повышенная возбудимость. Возбуждающие стимулы от нерва к мышце передаются в ускоренном темпе, скорость сократительного акта становится заметно выше.

Между тем в младшем дошкольном возрасте частым явлением является незрелость процесса взаимодействия полушарий мозга, что вытекает в несформированность доминирования ведущей руки и находит свое отражение в двигательной координации, процессе развития психических функций малыша.

До 8 лет физическое развитие ребенка проявляется в совершенствованиифизическое развитие детей младшего школьного возраста рецепторного аппарата суставов. Малыш начинает ходить практически так же координированно, как взрослый, так называемые лишние движения, присущие детям 5-6 лет, исчезают.

Заметно лучше становится и координация точных мелких движений, как только ребенку исполнится 6-7 лет. Именно в это время школьник начинает лучше справляться с ручкой, осваивая навыки письма, с игрой на музыкальных инструментах, мелкими операциями с подручными предметами.

Основные системы жизнеобеспечения: особенности развития

Физическое развитие младших школьников затрагивает все основных систем организма, в частности сердечно-сосудистую и дыхательную. В 7-9 лет у детей налаживается частота дыхания, наблюдаются некоторые изменения в системе кровообращения, что становится причиной повышенной потребности младших школьников в кислороде и учащенного сердечного ритма.

В ходе роста и развития детей младшего школьного возраста для их организмов первостепенным является процесс обмена веществ. Так,физическое развитие детей младшего школьного возраста белковый обмен у молодых людей в возрасте от 20 до 25 лет по интенсивности составляет 100%, тогда как у младших школьников в возрасте 10 лет это 190%, а у шестилетних – все 230%!

Важные изменения происходят и с нервной системой детей младшего школьного возраста. Мозговая часть черепа продолжает расти, и завершается этот процесс не ранее 10 лет, после чего происходит совершенствование нервной системы. Особую интенсивность процесса развития коркового отдела полушарий головного мозга можно отметить в период с 7 до 9 лет.

У детей в 6-7 лет можно наблюдать снижение возбудимости нервных центров, что происходит за счет усиления тормозных процессов. Двигательный участок коры головного мозга становится более активным, поэтому дети в этот период получают удовольствие от новых возможностей двигательной активности.

Таким образом, можно отметить, что у детей младшего школьного возраста физическое развитие происходит достаточно активно, что позволяет им реализовывать сложные психомоторные акты.

Влияние социальных факторов на развитие младшего школьника

Нужно принимать во внимание, что на физическое развитие детей младшего школьного возраста не могут не влиять социальные причины. Так, малыши, которые только поступают в школу, достаточно часто сталкиваются с проблемой недобора массы тела. физическое развитие детей младшего школьного возрастаОсновная причина — это сложный адаптационный период детей в первых классах. Кроме того, на здоровье младших школьников негативным образом сказывается необходимость начала обучения с 6 лет, когда многие из них не готовы продемонстрировать функциональную зрелость.

Негативными последствиями преждевременного обучения в школе являются:

  • снижение зрения;
  • резкое падения уровня гемоглобина в крови;
  • наращивание астении;
  • нарушение работы сердечно-сосудистой системы;
  • сбои в работе органов пищеварения;
  • проблемы с осанкой и развитием стопы;
  • расстройства нервно-психического характера.

Все дело в том, что многие дели в младшем школьном возрасте вынуждены находиться в школе очень долго, даже после занятий – в группах продленного дня – из-за занятости родителей, что негативно сказывается на их развитии, как физическом, так и психическом. Особенно это касается девочек, которые в результате чаще всего начинают испытывать проблемы с работой органов пищеварения и мочеполовых путей.физическое развитие детей младшего школьного возраста

Основная причина сбоев в работе организма школьника в случае пребывания в группе продленного дня — это нарушение режима дня и питания. Кроме того, нельзя упускать такой важный момент, как переохлаждение во время бесконтрольных прогулок.

Также нужно отметить, что негативные изменения в организме младшего школьника, могут быть связаны с необходимостью продолжительное время пребывать в сидячем положении, что приводит к нарушению обмена веществ, нервным срывам у детей, имеющих избыток энергии.

Как повлиять на ситуацию?

Чтобы, несмотря на на всегда благоприятные социальные условия, физическое развитие детей проходило без сбоев, необходимо правильно организовать их день, включив в него уроки физического воспитания. В младшем школьном возрасте дети намного лучше справляются физическое развитие детей младшего школьного возрастас теми видами физических упражнений, которые наиболее просты и не требуют серьезных усилий.

Читайте также:  Этапы развития ребенка дошкольного возраста конспект

Спорту в жизни младшего школьника должна отводиться особая роль. Он положительным образом влияет на развитие мышечной системы малыша, способствует укреплению его дыхательной мускулатуры, улучшению координации движений. В этом возрасте особенно актуальными станут такие виды спорта, как:

  • танцы;
  • легкая атлетика;
  • плавание;
  • теннис;
  • боевые искусства и пр.

Очень важно, чтобы выбранный вид спорта не только позитивно влиял на физическое развитие, но и нравился младшему школьнику.

В заключение отметим, что нормальное физическое развитие у детей в младшем школьном возрасте возможно только при условии правильного питания, соблюдения режима сна и отдыха, мотивации для сохранения собственного здоровья, занятий любимым видом спорта, по возможности на свежем воздухе.

Источник

Лекции.Орг

Развитие детей в младшем школьном возрасте идет довольно интенсивно и относительно равномерно. В среднем ежегодно у мальчиков и девочек длина тела увеличивается на 4-5 см, масса — на 2-3 кг, окружность грудной клетки – на 1,5-2 см.

Происходит дальнейшее окостенение и рост позвоночника (тел позвонков, остистых отростков). Позвоночник все еще гибок и податлив. В связи с этим длительное неправильное положение тела ребенка во время занятий, ношение тяжести в одной руке, ранняя спортивная специализация могут привести к искривлению позвоночника и деформации грудной клетки, ранним остеохондрозам, вследствие чего происходит сдавливание кровеносных сосудов, находящихся между позвонками, что приводит к ухудшению питания позвонков и нарушению их развития. Позвоночник в жизни человека выполняет еще и рессорную функцию. В этом периоде начинается его формирование. К 7 годам устанавливается шейная и грудная кривизна. Позвоночник обладает наибольшей подвижностью с 8-9 лет. Именно в этот период нередки нарушения осанки и деформации позвоночника.

В младшем школьном возрасте происходит нарастание мышечной массы, увеличивается мышечная сила. Более интенсивно развиваются крупные группы мышц.

Формируются все изгибы позвоночника – шейный, грудной, пояснич­ный. Однако окостенение скелета еще не заканчивается, поэтому он об­ладает большей гибкостью и подвижностью. Это способствует физиче­скому развитию или появлению различных нарушений, прежде всего осанки.

Энергично крепнут мышцы и связки, возрастает общая мышечная сила. При этом крупные мышцы развиваются раньше мелких. Поэтому детям этого возраста легче производить размашистые движения, а мелкие и точ­ные движения вызывают у них значительные трудности. Окостенение фаланг пясти рук заканчивается к 9-11 годам, а запястья – к 10-12 годам. Поэтому у младших школьников вызывают большие трудности пись­менные задания и написанные ими буквы неровные.

У младших школьников растет и хорошо снабжается кровью мышца сердца, поэтому оно сравнительно выносливо. Благодаря большому диаметру сонных артерий головной мозг получает необходимое количество крови, поэтому умственная работоспособность младших школьников высока.

Масса головного мозга заметно возрастает после 7 лет. Особенно уве­личиваются лобные доли мозга, играющие большую роль в формировании высших психических функций.

Меняется соотношение процессов возбуждения и торможения. Тор­можение более выражено, чем у дошкольников. Однако склонность к воз­буждению велика, чем объясняется непоседливость младшего школьника. Нужна частая сменяемость заданий и игр, перемежающаяся кратковременным отдыхом или упражнениями не связанными большими нагрузками.

Все данные изменения существенны для учебной деятельности.

№ 35. Развитие наглядно-действенного мышления. Формирование символических замещающих действий и усвоение понятий.

Как же происходит развитие мышления у ребенка? Первые проявления наглядно-действенного мышления можно наблюдать в конце первого — начале второго года жизни. С овладением ходь­бой встречи ребенка с новыми предметами значительно расширя­ются. Передвигаясь по комнате, трогая предметы, перемещая их и манипулируя ими, ребенок постоянно наталкивается на препят­ствия, на затруднения, ищет выход, широко используя в этих слу­чаях пробы, попытки и т.д. В действиях с предметами ребенок отходит от простого манипулирования и переходит к предметно-игровым действиям, соответствующим свойствам предметов, с которыми действуют: например, колясочкой не стучит, а катает ее;, куклу кладет на кроватку; чашечку ставит на стол; ложкой мешает в кастрюльке и т. д. Производя различные действия с пред­метами (ощупывания, поглаживания, бросания, рассматривания и др.), он практически познает как внешние, так и скрытые свой­ства предметов, обнаруживает некоторые связи, существующие между предметами. Так, при ударе одного предмета о другой воз­никает шум, один предмет можно вставить в другой, два предме­та, столкнувшись, могут отодвинуться в разные стороны и т.д. В результате предмет становится как бы проводником воздействия ребенка на другой предмет, т.е. результативные действия могут совершаться не только воздействием непосредственно рукой на предмет, но и с помощью другого предмета — опосредованно. За предметом в результате накопления некоторого опыта его исполь­зования закрепляется роль средства, с помощью которого можно получать желаемый результат. Формируется качественно новая форма деятельности — орудийная, когда ребенок для достижения цели использует вспомогательные средства.

Со вспомогательными предметами дети знакомятся преж­де всего в быту. Детей кормят, а потом они сами едят с помо­щью ложки, пьют из чашки и т.д., начинают использовать вспо­могательные средства, когда нужно что-то достать, закрепить, передвинуть и т.п. Опыт ребенка, полученный при решении практических задач, закрепляется в способах действия. Посте­пенно ребенок обобщает свой опыт и начинает использовать его в различных условиях. Например, если ребенок научился ис­пользовать палку для приближения к себе игрушки, то зака­тившуюся под шкаф игрушку он достает с помощью другой, подходящей по форме и длине: игрушкой-лопаткой, сачком, клюшкой и т.д. Обобщение опыта деятельности с предметами подготавливает обобщение опыта в слове, т.е. подготавливает формирование у ребенка наглядно-действенного мышления.

Развитие предметной деятельности и ее «оречевление» у ре­бенка происходит при активном участии окружающих его лю­дей. Взрослые ставят перед ребенком те или иные задачи, по­казывают способы их решения, называют действия. Включение слова, обозначающего выполняемое действие, качественно ме­няет мыслительный процесс ребенка, даже еще не владеющего разговорной речью. Обозначенное словом действие приобрета­ет характер обобщенного способа решения группы однородных практических задач и легко переносится в другие аналогичные ситуации. Включаясь в практическую деятельность ребенка, речь, даже сначала только слышимая, как бы изнутри перестра­ивает процесс его мышления. Изменение содержания мышле­ния требует более совершенных его форм, и уже в процессе на­глядно-действенного мышления формируются предпосылки для наглядно-образного мышления.

Читайте также:  Оценка физического развития ребенка центильным способом

В младшем дошкольном возрасте происходят глубокие из­менения как в содержании, так и в формах наглядно-действен­ного мышления. Изменение содержания наглядно-действенно­го мышления детей приводит к изменению его структуры. Используя свой обобщенный опыт, ребенок может мысленно подготовить, предусмотреть характер последующих событий.

Наглядно-действенное мышление содержит все основные компоненты мыслительной деятельности: определение цели, анализ условий, выбор средств достижения. При решении прак­тической проблемной задачи проявляются ориентировочные действия не только на внешние свойства и качества предметов, но и на внутренние взаимосвязи предметов в определенной си­туации. В дошкольном возрасте ребенок уже свободно ориен­тируется в условиях возникающих перед ним практических задач, может самостоятельно найти выход из проблемной си­туации. Под проблемной ситуацией понимают такую ситуа­цию, в которой нельзя действовать привычными способами, а нужно преобразовать свой прошлый опыт, найти новые пути его использования.

· Каким образом происходит развитие навыков символической репрезентации? Как только дети начинают пользоваться символами, их мыслительные процессы усложняются. Ребенок демонстрирует понимание сходства между двумя объектами или событиями, давая им одно и то же название; начинает сознавать прошлое и формировать ожидания в отношении будущего; проводит грань между собой и человеком, к которому он обращается. Фейн считает, что символическая игра облегчает социальное взаимодействие: она помогает детям становиться более чуткими к чувствам и точке зрения других людей. Эта чуткость, в свою очередь, помогает им совершить переход от эгоцентричного к более социоцентричному мышлению. Однако для созревания такого социально-ориентированного мышления требуются многие годы.

Дата добавления: 2017-04-15; просмотров: 3629 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление

Источник

Физическое развитие детей младшего школьного возраста

Физическое развитие – закономерный процесс изменения морфологических и функциональных особенностей организма, тесно связанный с возрастом и полом человека, состоянием его здоровья, наследственными факторами, условиями жизни и специфическими влияниями занятий определённым видом спорта.

В настоящее время оценка физического развития строится на сравнении индивидуальных показателей со средними нормами для данной возрастно-половой группы. Несмотря на то, что физическое развитие младших школьников подчиняется общим анатомо-физиологическим закономерностям, присущим каждому этапу развития, оно тем не менее изменяется под влиянием условий внешней среды, в частности, занятий спортом. Сравнение физического развития юных пловцов и школьников, не занимающихся спортом, показало преимущество первых по антропометрическим показателям и уровню развития основных физических качеств.

Среди морфологических параметров, определяющих физическое развитие, основными являются: масса тела, продольные размеры тела (длина тела, длина верхних и нижних конечностей), широтные размеры (обхват грудной клетки, ширина плеч и др.), а также интегральные показатели развития размеров тела (поверхность тела, пропорции тела).

Среди показателей физического развития наиболее важными для плавания являются: высокий рост, небольшой вес, большая жизненная ёмкость лёгких, широкие плечи, узкий таз, подвижные плечевые, тазобедренные и голеностопные суставы, лёгкий костяк, длинная стопа и широкая кисть. Перечисленные показатели позволяют пловцу выполнять мощные гребки при небольшом сопротивлении воды и высоком положении тела относительно поверхности воды.

Физическое развитие ребёнка протекает неравномерно, периоды усиленного роста сменяются периодами его замедления, во время которых происходит интенсивная дифференцировка и формирование тканей организма.

Младший школьный возраст является узловым этапом в развитии ребенка, в том числе в развитии двигательного анализатора, координации движений, всей двигательной функции. В этом возрасте мышца полностью созревает как орган чувств (ее окончательное развитие как рабочего органа завершается много позже). Размеры тела мальчиков и девочек различаются пока еще незначительно. Как известно, с годами меняются и пропорции тела. В младшем школьном возрасте происходит уменьшение размеров головы: в 6 лет высота головы составляет 1/6 часть длины тела, а в 12 лет – 1/7 часть. Это уже почти взрослые (1/8 часть тела) пропорции. Если рост головы с возрастом замедляется, то конечности, напротив, растут быстрее. Разнообразная двигательная активность становится для детей физиологической потребностью и определяет общее физическое развитие, интеллект, здоровье.

Отметим, что подобным оптимальным периодом развития двигательной системы является и возраст от 2 до 3 — 4 лет, когда одновременно с развитием речи интенсивно формируются физиологические механизмы произвольных движений. Если этот срок упущен для педагогических воздействий, наверстать потерянное практически невозможно. После 6 – 8-летнего возраста очередной узловой этап формирования двигательной системы приходится на возраст от 11 – 12 до 14 – 15 лет.

Указанные закономерности свидетельствуют о целесообразности ведения на соответствующих возрастных этапах интенсивного обучения движениям с использованием широкого круга средств и методов. Насколько перспективным окажется в спортивном отношении даже чрезвычайно моторно одаренный от рождения ребенок, зависит прежде всего от школы движений, которую он пройдет в отмеченные возрастные периоды.

При исследовании физического развития детей используется оценка по паспортному возрасту, что не всегда совпадает с возрастом биологическим. Наиболее удобным критерием биологического возраста принято считать «костный возраст». При этом существует взаимосвязь между скоростью полового созревания и размерами тела, сроками окостенения, уровнем зрелости функции сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и других систем организма.

Читайте также:  Развитие интеллекта ребенка дмитриева

По возрастной периодизации, принятой в педиатрии, исследуемый возраст относится к началу второго периода детства. Этот период является более спокойным в развитии детей, замедляются изменения основных показателей – роста, веса, окружности головы и грудной клетки. Ежегодное увеличение массы тела составляет в среднем 3–4 кг, длина тела увеличивается на 4–5 см, окружность грудной клетки возрастает на 1,5–2 см .

Существуют различные мнения по поводу зависимости физического развития детей младшей возрастной группы от пола. С.В.Хрущёв не видит больших отличий между мальчиками и девочками в росте, массе тела и пропорциях частей тела. Масса тела мальчика больше массы тела девочки лишь на 0,2 кг, рост мальчика превышает рост девочки всего на 1 см. До 11–12 лет обхват грудной клетки у девочек меньше на 1,2 см, а ЖЕЛ – на 100–200 см³ по сравнению с их ровесниками. Напротив, по мнению И.И.Бахраха, С.Н.Попова, половые различия в физическом развитии обнаруживаются уже при рождении и сохраняются в течении всей жизни, причём до 10 лет средние показатели физического развития значительно больше у мальчиков.

Начиная с 7 лет пропорции тела у детей приближаются к пропорциям тела взрослого человека. Мышечная система младших школьников продолжает интенсивно совершенствоваться за счет развития преимущественно длинных мышц, от которых зависит быстрота и гибкость движений, и в меньшей мере за счет развития силовых мышц. Существенно расширяются возможности в движениях руками. Дети легко разучивают не только однонаправленные, но и перекрестные, попеременные движения. В 8 – 9 летнем возрасте они способны с успехом, овладевать плавательными движениями с оптимальными усилиями и амплитудой, осваивать основы рациональной координации в спортивных способах плавания. Но им еще с трудом даются мелкие, точные движения (детали техники), а также тонкости сложных сочетаний элементов техники (таких, например, как частично слитное согласование движений рук и ног в брассе, сравнительно позднее выполнение второго удара ногами в дельфине и др.). Поэтому на этапе предварительной спортивной подготовки в занятиях с младшими школьниками целесообразно использование обширного комплекса средств, направленных на приобретение всесторонней физической подготовленности, овладение основами техники физических упражнений.

У младших школьников продолжается окостенение скелета, которое происходит неравномерно. Кости таза в этот возрастной период интенсивнее развиваются у девочек. Скелет детей содержит значительное количество хрящевой ткани, суставы очень подвижны, связочный аппарат легко растягивается. Вследствие изменения в строении связочного аппарата, хрящевых и костных элементов позвоночника постепенно фиксируются его изгибы: к семи годам устанавливается шейная и грудная кривизна, к 12 – поясничная. Позвоночник у детей младшего школьного возраста обладает наибольшей подвижностью.

При занятиях спортом необходимо принимать во внимание особенности формирования скелета. Следует помнить, что резкие толчки во время приземления при прыжках, неравномерная нагрузка на левую и правую ногу могут вызвать смещение костей таза и неправильное их срастание.

В возрасте 8–9 лет наблюдается интенсивный рост костей стопы и кистей рук, в 10–11 лет значительно повышается устойчивость (жесткость) кисти за счет роста костей предплечья и запястья.

В младшем школьном возрасте мышцы конечностей развиты слабее, чем мышцы туловища. Значительно наращивается сухожильный компонент мышц, что улучшает прикрепление мышц к костям и вследствие расширения площади их фиксации повышается коэффициент полезного действия. Мышцы детей имеют тонкие волокна, бедны белком и жиром, содержат много воды, поэтому развивать их надо постепенно и разносторонне.

Ростовые процессы у детей с наибольшей интенсивностью протекают в летнее время и минимальны зимой. Специалисты связывают эти сезонные колебания с повышенным потреблением пищи в летнее время, максимальным усвоением и задержкой в костной ткани кальция и фосфора, максимальным содержанием витамина D в крови весной и летом. Особенно интенсивно ребёнок растёт ночью, что может быть связано с суточным ритмом экскреции гормона роста. Показано, что дети, родившиеся осенью, имеют несколько большие темпы прироста, чем дети, родившиеся зимой и весной.

Установлено, что современные дети подвержены процессу акселерации, которая проявляется в увеличении длины тела и других его параметров (окружности головы, груди) по сравнению с этими показателями у предшествующего поколения. Признаки акселерации отмечаются во всех возрастных периодах, в том числе и в младшем школьном возрасте. Однако акселерация не оказала такого стимулирующего влияния на физиометрические показатели, на уровень физической работоспособности и на развитие вегетативных систем, как это определяется в отношении морфометрических показателей. Поэтому у современных школьников наряду с увеличением длины и массы тела наблюдается усиление гетерохронности развития различных функциональных систем, что может привести к известной физиологической дезинтеграции и снижению функциональных возможностей растущего организма. Сердце детей в меньшей степени подвержено воздействию акселеративных факторов и поэтому темпы его роста отстают от темпов нарастания длины тела и массы, особенно в случаях изолированной высокорослости. В то же время систематические и методически правильно организованные тренировочные занятия могут влиять на формирование отдельных макроморфологических и функциональных признаков и тем самым содействовать гармоничному развитию тела, организма в целом.

Н.А.Фомин, В.П.Филин указывают на благоприятное воздействие движений в период интенсивного роста и развития организма. При этом двигательная активность ребёнка играет важную роль в совершенствовании двигательного аппарата.

Ряд авторов считают, что повышенный двигательный режим более эффективно влияет на показатели физического развития детей, тогда как ограничение их двигательного режима является причиной появления разного рода отклонений в здоровье, а недостаточные физические нагрузки, не обеспечивающие тренирующего эффекта, тормозят развитие ребёнка.

6

Источник