Особенность нравственного развития ребенка раннего возраста

Особенность нравственного развития ребенка раннего возраста thumbnail

В раннем возрасте у детей начинается процесс нравственного развития личности, которое включает три аспекта:

  • когнитивный (информационный) аспект – знания и представления о нравственных понятиях, эталонах, нормах, правилах, личностных нравственных качествах;
  • эмоционально-мотивационный аспект – нравственные чувства, социально-нравственные эмоции, моральные мотивы и предпочтения, нравственная оценка и самооценка;
  • поведенческий аспект – моральные действия и поступки, нравственные привычки, т.е. реализация нравственных норм и требований.

Взаимосвязь когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов в личностной сфере обусловливает единство нравственного сознания и поведения. Данные компоненты только начинают формироваться в раннем возрасте. Этому способствуют стремление детей к совместной деятельности со взрослыми, их высокая подражательность.

В раннем детстве ребенок начинает понимать определенные нравственные правила поведения. Такое понимание ограничено конкретной ситуацией, рамками наглядно-действенного мышления ребенка. Понимание правил и норм поведения основано на собственном опыте ребенка, когда он осознает негативные последствия при нарушении правил и позитивные – при соблюдении. В связи с этим уже с раннего возраста ребенка взрослый должен обосновывать выдвигаемые требования, опираясь на конкретные жизненные ситуации и на собственный опыт ребенка. В активном словаре детей мало слов, обозначающих нравственные категории, используется оценка, этические понятия: хорошо – плохо, добро – зло и др. Понятия «плохо» и «хорошо» первоначально выражают отношение взрослого, а ребенок только вспоминает и повторяет их в подобных ситуациях. Содержание мотивационной направленности с позиции нравственной воспитанности еще слабо развито.

Развитие эмоционального компонента нравственности ребенка связано с формированием интеллекта, его мыслительной деятельности, системы знаний о поощряемых и порицаемых образцах поведения. Посредством этого у ребенка постепенно появляется возможность оценивать свое поведение, подготовиться к восприятию предстоящей оценки своей деятельности со стороны взрослых. Нравственные эмоции ребенка проявляются и укрепляются в процессе наблюдений за конкретными действиями и поступками человека. Для нравственного развития ребенка необходима органическая связь знаний (моральных понятий) и моральных оценок поведения (хорошо – плохо). Формирование только знаний о моральных качествах людей не может обеспечить возникновение у ребенка соответствующих нравственных чувств и эмоций, они появляются у него как выражение собственного отношения к определенному поступку человека, на основе имеющихся потребностей, совокупности знаний и переживаний. Роль взрослого в нравственном развитии детей заключается в том, что он учит ребенка оценивать поступки и вызывает у него соответствующее эмоциональное отношение к тому, что в данный момент происходит в конкретной ситуации. Закрепляясь в сознании ребенка, такие оценки начинают выражать его положительное или отрицательное отношение к себе и поступкам других.

Усложнение деятельности ребенка и его возрастающая самостоятельность приводят к необходимости введения более сложных нравственных правил поведения. Подчиняясь этим правилам, ребенок учится регулировать свои действия. Выполнение нравственных норм и правил имеет для детей не самостоятельное значение, а является средством поддержания положительных контактов со взрослым и получения положительной оценки взрослого. Потребность в позитивной оценке взрослого стимулирует ребенка поступать в соответствии с правилами.

Ранний возраст соответствует доморальному уровню развития морального сознания ребенка по концепции Л. Колберга. Доморальному уровню соответствуют стадии:

  • послушание ребенка для избегания наказания;
  • обусловленность поступков эгоистическими соображениями взаимной выгоды (послушание в обмен на получение каких-то конкретных благ и поощрений);
  • обусловленность поступков желанием одобрения со стороны «значимых других» и стыдом перед их осуждением.

Это не значит, что ребенок под влиянием этих мотивирующих факторов систематически контролирует свое поведение. Детям раннего возраста очень сложно удержаться от немедленного удовлетворения сиюминутного желания и еще сложнее выполнить непривлекательное действие по предложению взрослого. При выполнении неинтересных заданий взрослого, дети либо изменяют их, либо отвлекаются и не доводят дела до конца.

Формирование нравственных привычек и поступков формируется постепенно, если взрослый сознательно выдвигает систематические, непротиворечивые и мотивированные требования, проверяет их выполнение, то выполнение таких правил становится привычным для ребенка. Ребенок быстро реагирует на привычные правила. Постепенно формируются дисциплинированность, организованность, потребность выполнять правила, что способствует усвоению более сложных правил поведения и становлению нравственных качеств личности. Формирование нравственных привычек в раннем детстве происходит в повседневной деятельности, когда взрослый показывает модель-образец поведения и требует от ребенка следовать данному образцу сначала в совместной с ним деятельности, а затем в самостоятельной.

Практический пример

Максим М., 2 года 8 месяцев. Его мама старается, чтобы сын видел проявления сочувствия и заботы членов семьи по отношению друг к другу. «Не шуми, папа устал, он спит. Не разбуди папу», – говорит мама шепотом. Максим, подражая ей, начинает вести себя тихо и, если кто-нибудь из взрослых случайно забудется, он сам напомнит: «Незя, папа пит».

В целом для ребенка раннего возраста характерна стихийная нравственность. Положительные поступки ребенок совершает по просьбе взрослого и чаще всего не выделяет их как таковые. Без контроля и оценок со стороны взрослого ребенок действует ситуативно и импульсивно, поэтому часто правила нарушает. Нравственное поведение детей раннего возраста тесно связано с положительным эмоциональным отношением к объекту, на который оно направлено. Ребенок скорее совершит хороший поступок по отношению к тому взрослому или ребенку, к которому хорошо относится. Позитивное эмоциональное состояние, симпатия и доброжелательность по отношению к окружающим людям и животным являются основой для нравственных проявлений.

Таким образом, нравственное развитие ребенка раннего возраста происходит на основе предъявления взрослым системы требований и приучения к их выполнению. Этому способствует стремление детей к установлению и поддержанию положительных контактов со взрослым. На основе подражания оценкам взрослых формируются первые оценочные суждения, которые затем трансформируются в собственное отношение ребенка к себе и другим людям. Однако ситуативность и импульсивность поведения часто приводит к нарушению требований и запретов. Нравственные проявления ребенка зависят от эмоционального отношения к объекту и возникают стихийно, неосознанно при побуждении взрослого или в конкретной ситуации.

Читайте также:  Как влияет киста головного мозга на развитие ребенка

Источник

Гузель Мирхайдарова
Основы нравственного воспитания детей раннего возраста

Ребёнок не рождается злым, жестоким или добрым. Нравственные качества ему предстоит приобрести. Они формируются у детей с самого раннего возраста. Многое начинается с привычки.

Нравственное поведение – поведение глубоко сознательное основанное на принятых человеком моральных принципах, на его мировоззрении. Однако в том возрасте, о котором идёт речь, ребёнок, ещё не способный к сознательным нравственным поступкам, под руководством взрослых усваивает привычные нормы поведения которые соответствуют нормам морали и этики, принятым в нашем обществе.

У маленького ребёнка нужно воспитывать положительное доброжелательное отношение к окружающим его взрослым, желание охотно выполнять их просьбы. На развитии у ребёнка представлений о морали оказывают влияние одновременно семья, детский сад, окружающая действительность. Поэтому необходимо тесное сотрудничество между воспитателями и родителями. Чтобы были единые требования для ребёнка как в детском саду, так и в семье. Например, отправляя утром малыша в детский сад, мама может несколько раз повторить «Никому не давай свою игрушку,её сломают». В детском саду же воспитатель учит детей быть добрыми, делиться игрушками. Что же делать как поступить малышу? Такого рода противоречия вызывают раздражение, неудовлетворенность, а иногда рождают хитрость, приспособленчество.

Ребёнку нет ещё и года, а его приучают погладить куклу по голове, покормить игрушечную собачку (сами же взрослые могут на глазах у малыша покормить и живую кошку или птичку)

На втором году малыша учат, делиться с окружающими игрушками, сочувствовать тому кто упал, ушибся, плачет. Ребёнок чуть постарше приобретает привычку помогать младшим. В детском саду ребёнок получает богатый опыт взаимоотношений со сверстниками.

В этом возрасте ребёнок должен освоить правила — уступить, поделиться. Пример других, поощрение воспитателем его первых уступок, поддержанное родителями, учат детей уступать другим. Нужно малыша упражнять в доброте, создавать ситуации, в котором могла бы формироваться привычка оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, услугу, проявлять заботу.

Сначала малыш поступает так,как подсказывают ему взрослые: помогает воспитателю, бабушке и другим взрослым, делится гостинцами со сверстниками и т. п. Постепенно у него формируются соответствующие привычки, и он уже испытывает потребность поступать именно так. Полезно давать детям посильные поручения; подать бабушке очки или принести отцу одежную щётку, полить под руководством старших комнатные растения, помочь матери нести небольшую покупку.Особенно ценно научить малыша браться за дело по собственной инициативе: увидел что газета упала, отнеси на место, разбросал игрушки- собери. Сейчас ребёнку все это интересно. Он охотно, с большим желанием выполняет любые поручения взрослых и бывает очень рад, когда его хвалят, подчеркивают, что он «уже большой»

Привитие малышу навыков и привычек, связанных с самообслуживанием (одеваться, умываться, есть и др., с оказанием помощи членам семьи, — начало трудового воспитания, формирования трудолюбия как черты характера.

Для того чтобы эта ценная черта характера была сформирована в будущем, уже в раннем детстве ребенка приучают уважать труд взрослых (няни – в детском саду; родителей, бабушки – дома): не сорить, вытирать ноги или переобуваться, входя в помещение и т. д.

В одних случаях взрослые опираются на возрастающую потребность детей в проявлении самостоятельности (формируя привычку, скажем, складывать игрушки, самостоятельно умываться, оказывать посильную помощь взрослым и младшим детям, в других – побуждают ребёнка к сочуствию. В третьих – радуются вместе по поводу правильного поступка.

Как и при воспитании гигиенических навыков, в формировании нравственности с успехом могут использоваться игра, детские праздники, где ребёнок может выступать в роли гостеприимного хозяина. Угощая и одаривая участников. Играя, например, в доктора, малыш приобретает такое качество, как готовность оказать помощь «пострадавшим»— плюшевым зайцам, мишкам или или своим сверстникам. Взрослые поддерживают подобные игры. Включаясь в детскую игру, руководят ею и направляют действия ребенка

Делить одно яблоко на всех

Психолог Екатерина Аруцева, у которой трое собственных и двое приемных детей-инвалидов, считает, что родители часто (как это ни странно) не достаточно любят своих детей:

«Детей надо любить, тогда они вырастают добрыми. Любить – значит понимать, уметь их слушать, быть отзывчивым к их нуждам. Если говорить о каких-то методах, то детей воспитывают не словами, а личным примером. Если родители добры к детям, друг к другу и окружающим (не в ущерб детям, конечно, то и дети вырастают добрыми.

Если в доме принято делить все на всех: единственную конфету на всех, единственное яблоко на всех, дети учатся быть добрыми. Легко отдать то, чего много, доброта – это когда ты отдаешь то, чего мало, но хочется всем. Нужно учить детей дарить подарки. Причем отдавать нечто важное, ценное для самих детей, но при этом, не покушаться на что-то для них сокровенное. Учить отличать доброту от откупа. Можно купить дорогой, но не нужный подарок, а можно совсем дешевый, но ценный своей нужностью.

Дарить можно время, любовь, тепло, заботу, добрые слова. Детям нужно рассказывать о трудностях и горестях других людей или животных. Учить сочувствию, но не жалости. Хорошо, когда родители вместе с детьми делятся вещами или игрушками, в которых дети уже не нуждаются. Проще все это выбросить, но лучше позаботиться о том, чтобы найти тех, кто в этом нуждается, и поделиться. Это тоже воспитательный момент. Но самое главное, конечно, любовь и доброта самих родителей».

Читайте также:  Понятие нормы и аномалии в социальном развитии ребенка

Итак, если мы хотим, чтобы наши дети были заботливы и внимательны, благородны и отзывчивы, сочувствовали трудностям и старались помочь, нам ничего не остается делать, как подобреть самим. Совершив это усилие над собой, мы сделаем первый шаг на пути к ответу на вопрос,заданный вначале: «Как воспитать ребенка добрым».

Источник

Взаимоотношения между людьми регулируются с помощью нравственных норм и правил, которые определяют социально одобряемые способы поведения личности в разнообразных ситуа­циях. Общественное мнение выражает отношение общества к со­блюдению или нарушению норм. Нравственная зрелость личности предполагает, что человек сам контролирует свое поведение и само­стоятельно строит его в соответствии с этическими эталонами, превратившимися во внутренние мотивы поведения и деятель­ности.

Нравственное развитие предполагает формирование в единстве и взаимосвязи:

— нравственного сознания (нравственных представлений и по­нятий, знаний норм и правил поведения);

— нравственного поведения (готовности к поступку, действию в соответствии с нравственными нормами и правилами);

— нравственных чувств и отношений (переживаний чувства удов­летворения или неудовлетворения от совершенного поступка).

С момента рождения взрослые организуют жизнь ребенка по социальным правилам. Его кормят, укладывают спать, купают в определенное время, приучая к режиму дня. Ухаживая за малы­шом, родители пользуются предметами, которые имеют строго фиксированные функции и правила применения: для пеленания — пеленки, для кормления — бутылочка с соской или ложка, для купания — ванночка, полотенце, мыло. После 4 мес. развитие хва­тания приводит к тому, что резко возрастает активность малыша в отношении предметов. Он начинает манипулировать с ними. И снова родители направляют манипулирование в определенное русло, в соответствии с правилами, которым ребенок подчиняет­ся лишь в ситуации непосредственного контакта со взрослыми. Выполнение действий по правилам придает жизни малыша извест­ную организованность.

Напомним, что в первом полугодии жизни у ребенка форми­руется потребность в общении со взрослым, стремление войти с ним в контакт, привлечь к себе его внимание. В ответ на любовь и заботу взрослого у младенца складываются положительное само­ощущение, жизнерадостность, доброжелательность, любознатель-

ность. Указанные особенности выступают как предпосылки нрав­ственного развития.

На всем протяжении первого года жизни взрослый выражает свое отношение к поведению ребенка, используя для этого экс­прессивно-мимические средства: мимику, пантомимику, интона­ции речи. Одни действия малыша взрослый поощряет, другие порицает и таким образом выражает свои требования к ребенку. Младенец еще не понимает смысла этих требований, но хорошо чувствует интонацию голоса, улавливает эмоциональное отно­шение. Например, ребенок хорошо поел, а взрослый одобри­тельно кивает ему, улыбается, поглаживает, говорит ласково: «Молодец».

Важной вехой в развитии младенца выступает включение взрослым в общение слов, означающих требования, — «можно» и «нельзя». Малыш еще не понимает значения этих слов. Взрос­лый подкрепляет высказывания выражением соответствующих эмоций, говорит «Можно» с радостной улыбкой и «Нельзя» хмурясь.

Младенец очень чувствителен к отношению взрослого. Он хо­чет чувствовать, что его любят, относятся к нему внимательно и доброжелательно. Поэтому слово «нельзя» в сочетании с соот­ветствующей мимикой и интонацией голоса вызывает у него от­каз от какого-либо действия или предмета. Так взрослый, обща­ясь с ребенком, выделяет из его спонтанных реакций социально одобряемые образцы поведения и фиксирует их в сознании мла­денца.

Развитие ориентировки на речь взрослого приводит в конце первого года жизни к установлению связей между словом и дей­ствием, способом поведения. Такие связи способствуют освоению ребенком социальных форм поведения. «Скажи тете «до свида­ния»», — говорит мама малышу, и он машет рукой. «Скажи «спа­сибо»» — и он наклоняет голову.

Особенности нравственного развития в младенческом воз­расте:

— предпосылками нравственного развития ребенка являются стремление к установлению контактов со взрослыми и к совмес­тным действиям, доброжелательность, потребность во внима­нии;

— выделение положительных способов поведения у малыша про­исходит при положительном подкреплении этого поведения взрос­лым;

— вводятся слова «можно» и «нельзя», выполняющие тормозящую и побуждающую функции;

— на основе установления связи между словом и действием появ­ляются первые формы нравственного поведения.

§ 2. Нравственное развитие в раннем детстве

В раннем детстве освоение ходьбы значительно расширяет сфе­ру взаимодействия малыша с окружающим миром. Усложняются формы поведения ребенка, и расширяется круг доступных малышу предметов. Он все больше включается в совместную со взрослым деятельность, в частности бытовую. В то же время расширяется сфера проявления самостоятельности. Происшедшие изменения в жизни ребенка вызывают необходимость введения более сложных нравственных правил. Например, проявлять умение подождать, если воспитатель занят с другим ребенком, бережно обращаться с игрушками, убирать их на место, просить игрушки и делиться ими с другими детьми, не топтать зеленые насаждения, бросать мусор только в предназначенные для этого места.

Кроме слов «можно» и «нельзя» появляется новый регулятор поведения малыша — слово «надо». Подчиняясь ему, ребенок мо­жет противостоять своим желаниям, преодолеть нежелание.

Подчеркнем, что по-прежнему выполнение норм и подчине­ние правилам имеют для малыша не самостоятельное значение, а служат средством поддержания положительных контактов со взрос­лым. Стремление заслужить положительную оценку, быть «хоро­шим» побуждает малыша действовать так, как этого требуют пе­дагоги и родители.

Требования, предъявляемые к малышу (от одного года до двух лет), должны быть обязательно посильны и положительно окра­шены. Выдвигая их, необходимо учитывать желания ребенка и не ущемлять его интересы, растущее стремление к самостоятельно­сти. Чрезмерно частые, необоснованные одергивания и запреты отрицательно влияют на поведение малыша, вызывая у него про­тест. Чем младше ребенок, тем меньше должно быть запретов. Иначе он их забывает, путает и в результате не понимает, что можно делать, а что нельзя. Важно не только указать малышу на те дей­ствия, которые нежелательны, но обязательно показать то, что можно. Ребенок должен знать, где не запрещается проявлять ак­тивность.

Читайте также:  Развитие ребенка в футболе

Если взрослый сознательно выдвигает требования малышу, делает это систематически, следит, чтобы они не противоречили друг другу, и неукоснительно проверяет их выполнение, то сле­дование таким правилам становится привычным для малыша.

Ребенок быстро и четко реагирует на привычные правила, у него складываются послушание, дисциплинированность, органи­зованность, потребность выполнять просьбы взрослых. А появле­ние этих качеств, в свою очередь, создает предпосылки для усво­ения более сложных правил поведения. Например, на втором году жизни ребенка учат бережно относиться к игрушкам и убирать их

на место. А в возрасте двух-трех лет ребенок должен замечать по­ломанную игрушку и просить взрослого ее починить.

Формирование нравственных привычек в раннем детстве про­исходит в бытовой и предметной деятельности, когда взрослый демонстрирует способ поведения и требует от ребенка его выпол­нения сначала в совместной с ним деятельности, а затем в само­стоятельной. «Чем моложе ребенок, тем непосредственнее долж­но быть его нравственное воспитание, тем больше должно его не учить, а приучать к хорошим чувствам, наклонности и манерам, основывая все преимущественно на привычке», — подчеркивал В. Г. Белинский.

Так, взрослый показывает малышу, куда и как надо убирать игрушки, и приучает его сначала вместе, а затем самостоятельно это делать. Он каждодневно организует выполнение ребенком пра­вила «после игры игрушки нужно расставлять по местам».

В раннем детстве ребенок уже может понять определенные прави­ла, которые необходимо выполнять во взаимодействии с людьми или предметами. Конечно, такое понимание ограничено рамками наглядного, практического мышления малыша. Оно охватывает немногие признаки, данные в конкретной ситуации, в которую включен ребенок. Шумел — и разбудил бабушку. Не убрал игруш­ки — они потерялись. Разорвал книжку — ее нельзя читать. Разбил чашку — из нее нельзя пить молоко.

Указанные примеры говорят о том, что понимание правила и нормы поведения основано на собственном опыте малыша, когда он наблюдает или ощущает на самом себе негативные послед­ствия при нарушении правил и позитивные — при соблюдении. Поэтому уже с раннего возраста взрослый должен мотивировать выдвигаемые требования, опираясь на конкретные жизненные ситуации, на опыт деятельности ребенка.

Стремление малыша к совместной со взрослым жизни и дея­тельности, его высокая подражательность делают особенно важ­ным для нравственного развития пример взрослых. Он перенимает у воспитателей и родителей стиль поведения, манеры, привычки и даже отношение к людям, предметам, животным. Так, слова «плохо» и «хорошо» сначала выражают отношение взрослого, а ребенок лишь вспоминает и повторяет их в похожих ситуациях.

Взрослый учит ребенка оценивать поступки и вызывает у него соответствующее эмоциональное отношение к тому, что в дан­ный момент малыш видит в жизни или на картинке: «Мальчик толкнул другого мальчика. Так делать нельзя. Это плохо».

Закрепляясь в сознании ребенка, такие оценки включаются в его собственную реакцию, выражая его положительное или отри­цательное отношение к себе и поступкам других.

В целом для ребенка раннего возраста характерна стихийная нравственность. Положительные поступки малыш выполняет по

Ч Урунтаева 305

побуждению взрослого: помочь маме донести продукты, подать дедушке газету, угостить сверстника конфетой.

Совершая положительные поступки, ребенок (до трех лет) не выделяет их как таковые. Оценивает поступки взрослый, придавая им позитивный оттенок. Без контроля с его стороны малыш дей­ствует ситуативно и импульсивно, поэтому часто нарушает запре­ты. Чтобы устранить возможность нарушения запретов, целесооб­разно убрать предметы, с которыми не разрешается действовать, в недоступное место; исключить возможность того, что ребенок их найдет или достанет; сделать недоступными опасные места; создать условия для положительных проявлений активности и са­мостоятельности (например, в движении, в игре, предоставив малышу достаточное количество игрушек в соответствии с его возрастом и интересами). Кроме того, ни в коем случае не следует разрешать ребенку делать то, что будет потом запрещено.

Нравственное поведение ребенка слито с положительным эмо­циональным отношением к объекту, на который оно направлено. Малыш скорее поделится игрушкой или сладостями с тем сверст­ником, к которому у него взрослый вызвал сочувствие. Поэтому хорошее настроение, доброжелательность к окружающим создают предпосылку для нравственных проявлений.

В раннем детстве, когда взрослый выдвигает определенные тре­бования к малышу и следит за их выполнением, помогает дово­дить начатое дело до конца, правильно оценивает положительные и отрицательные поступки, мотивирует свои требования, можно воспитать у ребенка такие нравственные качества, как стремле­ние помочь, умение считаться с интересами других, терпеливо ждать, не шуметь, не мешать другим, проявлять доброту и отзыв­чивость.

Особенности нравственного развития ребенка в раннем детстве:

— нравственное развитие малыша происходит на фоне положи­тельного отношения к взрослому;

— выполнение ребенком нравственных норм и правил поведения направлено на установление положительных контактов со взрос­лым;

— выдвижение взрослым системы требований и приучение ребен­ка к их выполнению создают основу для нравственного развития малыша;

— требования и запреты взрослых нередко нарушаются вследствие объективных особенностей поведения малыша — ситуативности и импульсивности;

— нравственные проявления ребенка тесно связаны с эмоциональ­ным отношением к объекту, на который они направлены;

— у малыша складываются оценочные суждения («хороший», «пло­хой») сначала как подражание оценкам взрослых, а затем как вы­ражение отношения ребенка к себе и другим;

— нравственное поведение возникает стихийно, по побуждению взрослого или под влиянием ситуации и не осознается малышом как таковое;

— формируются первые нравственные привычки и качества, преж­де всего в бытовой и предметной деятельности;

— создаются возможности для того, чтобы подвести малыша к осо­знанию необходимости соблюдать нормы и правила, связанные с конкретными ситуациями, в которые он включен.



Источник