Основы лепки ребенок в 5 лет

Надежда Кондакова
Методические особенности руководства лепкой в старшей группе 5–6 лет

Методические особенности руководства лепкой в старшей группе (5-6 лет).

В данном возрасте дети уже, как правило, отлично определяют форму предмета, но имеют определенные трудности с соблюдением пропорций предмета. Отсюда, характер лепки предмета со временем усложняется. Поэтому, в старшей группе по программе вводится следующие виды лепки: сюжетная лепка, лепка с натуры и по представлению. В данной возрастной группе дети, в основном, лепят предмет по представлению. Данный факт сам по себе является для них сложным заданием. Поэтому, наблюдение должно быть правильно организовано, из которого ребенок будет использовать знания для лепки. В данном случае нужно четко ставить цель.

Задачи обучения лепке в старшей группе.

Учить лепить знакомые предметы с натуры и по представлению, выразительно передавая очертания форм, признаки, форму, строение, величину.

Учить детей лепить человека комбинированным способом, передавая несложные движения (подняты руки — танцуют) и персонажей по типу дымковской барышни.

Учить лепить пластическим способом.

Учить устанавливать фигуру в вертикальном положении и делать ее устойчивой (юбка у барышни).

Учить новому способу скреплению частей — вставление одной части в другую. Учить самостоятельно выбирать способ лепки.

Учить разрезать валик стекой для получения ног у человека, лап у животных.

Учить передавать в лепке разнообразные сюжеты на темы окружающей жизни, на темы литературных произведений, располагая предметы на подставке, используя доступные детям средства выразительности.

Для старшего дошкольного возраста определены 3 вида лепки: сюжетная, предметная, декоративная.

Предметная — происходит с натуры и по представлению, где главной задачей является овладение новой формой. В другом случае, если происходит решение задачи творческого характера, то дают лепку по представлению.

Постепенно переходя к сюжетной лепке, детям предлагается вылепить несколько однотипных предметов, например кошка с котятами.

К последнему виду — изображение декоративного характера. Перед этим дети лепят более знакомые для них предметы из окружающего мира. В большинстве, форму предметов дети знают, но здесь, активное внимание нужно направить на точное изображение контура предмета.

В старшей группе по-другому происходит процесс лепки человека. Сначала они Дети лепят по частям и из целого куска. В качестве примера можно предложить лепку дымковской куклы. В процессе лепки дети узнают основные пропорции нового предмета, учатся лепить голову и туловище из целого куска. Таким же способом происходит у детей процесс лепки образа Деда Мороза и Снегурочки.

Следующий этап обучения — лепка фигурки на ногах. Нужно предложить такую тему, при которой ноги у фигурок должны быть толстыми и плотными (девочка или мальчик в зимней одежде в шубке, валенках). В старшей группе обучаем детей изображать фигуру в движении. Положение фигуры требуется определить в самом начале лепки.

Интересной темой для лепки является изображение птиц. Дети лепят их в основном из одного куска, стремясь передать характерные признаки. В старшей группе появляется новый способ лепки посуды — соединение диска (дна) и лентообразной стенки — расплющенного цилиндра. На первом этапе обучения лепке можно использовать лепку с натуры. Рассматривание предметов можно организовать предварительно. В начале занятия остается лишь вспомнить способы изображения.

Лепка по представлению должна основываться на имеющихся знаниях и умениях детей, поэтому показ способов изображения здесь не нужен.

Овладение техникой лепки способствует развитию движений руки, позволяет детям передать в этом виде изобразительной деятельности разнообразные предметы действительности, изображать несложные сценки из жизни и сказок

Анализ работ в конце занятия можно провести как беседу. Педагог ставит вопросы, чтобы дети учились оценивать четкость выражения формы, движения, композиционное решение.

Источник

Лепка из пластилина позволяет детям 5-6 лет не только творить, но и развивать важные качества и навыки. Пошаговые мастер-классы по лепке помогают сделать это более увлекательным.

Особенности лепки с детьми 5-6 лет

Лепка из пластилина для детей 5-6 лет получила важное место в обучающих программах детских садов. Она является творческим процессом, ускоряющим выработку психофизических навыков у дошкольников.

Занятия лепкой помогают развитию:

  • мелкой моторики;
  • концентрации внимания;
  • воображения;
  • памяти;
  • усидчивости;
  • терпения;
  • речевых навыков.

Лепка стимулирует отделы головного мозга, отвечающие за мелкую моторику, а также центр речи. Происходит создание нейронных связей, и дети быстрее осваивают речь.

Во время лепки дети учатся фантазировать и мыслить творчески, это будет полезно и в школьные годы и во взрослой жизни.

Что понадобится для поделки

Для занятий лепкой понадобятся специальные инструменты:

  • Доска для лепки.
  • Пластиковый нож.
  • Стек обычный и зубчатый.
  • Зубочистки.
  • Стержень от ручки.
  • Кисточка.
  • Картон для композиций.

Для изготовления поделок подойдет обычный пластилин средней плотности.

Лепка из пластилина для детей 5-6 лет развивает мелкую моторику и речь

Необходимые цвета пластилина для представленных мастер-классов:

  • “Тигр”: два бруска оранжевого пластилина, немного белого, черного, розового и зеленого цвета;
  • “Пицца”: красный, бордовый, коричневый, бежевый, черный, зеленый.
  • “Голова человека”: бежевый, коричневый, немного черного, розового, синего и белого.
  • “Дракон”: яркие цвета оранжевого, желтого, зеленого, а также немного черного и белого.
  • “Динозавр”: 2 бруска зеленого пластилина, немного коричневого, черного и белого.
  • Композиция “Осень”:серый, черный, желтый, фиолетовый, синий, голубой, красный, оранжевый, бежевый, коричневый.
  • Композиция “Снегирь”: голубой или синий, белый, черный, красный или розовый, коричневый, зеленый.

Как слепить из пластилина животных. Мастер класс

Лепка из пластилина для детей 5-6 лет уже не составляет труда, так как большинство технических приемов уже освоено. С помощью пошаговой инструкции ребенок такого возраста легко вылепит симпатичную фигурку этого тигра, состоящего из простых деталей.

Последовательность создания тигра следующая:

  1. От бруска ярко-оранжевого пластилина отрезается 1/3 часть. Оба полученных куска скатываются в шары.
  2. Маленький шар будет головой тигра. Из второго шара часть пластилина вытягивается в продолговатое туловище.
  3. С помощью зубочистки или спички соединить голову и туловище вместе.
  4. От второго бруска оранжевого пластилина также отрезается 1/3 часть, из которой изготавливаются задние лапы. Эту часть необходимо размять и разделить на 2 равных куска, которым придать форму, похожую на конус. С широкой стороны конуса сформировать ступни.
  5. Для передних лап кусок пластилина скатывается в колбаску, затем разрезается на 2 части. Из них делаются лапы с утолщенными ступнями.
  6. Прилепить лапы к туловищу тигра.
  7. Скатать и прилепить к туловищу длинный хвост из тонкой колбаски.
  8. Вылепить небольшие округлые ушки с углублениями и присоединить их к голове.
  9. Белыми лепешками и носом из розового пластилина создать мордочку животного.
  10. Глаза тигра делаются из круглых лепешек белого, зеленого и черного цвета, налепленных друг на друга. По краям глаза можно добавить блики.
  11. На шею прикрепить белую грудку из полоски пластилина, на которой стеком прорисована шерсть.
  12. На задние лапы приклеиваются белые лепешки в качестве подушечки и пальцев.
  13. Теперь необходимо создать черные полоски. Из черного пластилина скатывается очень тонкая колбаска, короткие отрезки которой налепливаются по всему телу тигра. Также из них делаются когти на задних лапах и приклеиваются в сделанные стеком углубления подушек пальцев.
  14. С помощью стека сделать надрезы для обозначения пальцев передних лап. 15 Зубочисткой проделать точки на белой части морды тигренка.
Читайте также:  Истерики у ребенка 5 лет на пустом месте

Тигр из пластилина готов.

Как слепить из пластилина еду. Мастер класс

Из цветного пластилина можно слепить любое кулинарное изделие. К тому же пластилиновую еду можно резать на кусочки, что гораздо интереснее игрушечных наборов еды, изготовленных из резины и пластмассы. Лепка пиццы с последующим разрезанием ее на части и угощением ею кукол и членов семьи будет ребенку очень интересна.

Пошаговый план лепки пластилиновой пиццы:

  1. Смешать коричневый и белый пластилин до получения светло-коричневого цвета. Поделить кусок на 2 части.
  2. Одну часть скатать в шар, затем сплющить ее в лепешку-корж. Другую часть раскатать в длинный жгут.
  3. На светло-коричневый корж прилепить тонкую лепешку бежевого цвета. По ее краю прикрепляется жгут.
  4. Далее для пиццы создается начинка. Для изготовления колбасы следует раскатать пласт пластилина бордового цвета и выложить на него белые тонкие жгутики.
  5. Этот пласт необходимо скрутить в рулет и раскатать его в ладонях, чтобы он стал плотным.
  6. Затем его нарезают кольцами.
  7. Из красного пластилина создаются круглые лепешки, которые разрезаются пополам в качестве
  8. помидорных ломтиков. На них стеком или зубочисткой прорисовывается фактура.
  9. Из зеленого пластилина скатываются стручки спаржи.
  10. На корж выкладывается колбаса, затем помидоры и спаржа.
  11. Ломтиками шампиньонов лепятся из светлого пластилина. Стеком на них наносится рельеф гриба.
  12. На колбасе для фактуры зубочисткой делаются многочисленные точки.
  13. Из черного пластилина лепятся плоды маслин. Для блеска можно кое-где нанести на них бесцветный лак для ногтей. Он не должен попасть на другие ингредиенты.
  14. Для луковых колец смешиваются кусочки розового и белого пластилина, затем из них раскатывается колбаска. Ее делят на небольшие фрагменты, которые скручиваются колечками, а затем сплющиваются.
  15. Пицца украшается грибами, оливками и луковыми кольцами.
  16. При желании ее можно разрезать.

Как слепить из пластилина голову человека. Мастер класс

Лепка из пластилина головы человека подсказывает детям 5-6 лет пропорции тела.

Пройдя с ребенком поэтапный мастер-класс по лепке мужской головы, можно развивать в ребенке детализацию, так как голова имеет множество деталей. Если что-то не получилось с первого раза, пластилин дает возможность исправить все недочеты.

Пошаговая лепка:

  • Из бежевого или бледно-розового пластилина скатывается шар, которому придается форма человеческой головы и формируется овал лица с подбородком и лбом. Это делается с помощью приемов приминания и вытягивания пальцами в нужных местах.
  • Со стороны лица плоской стороной пластикового ножа делаются симметричные выемки для глаз.
  • В центре лица крепится небольшой кусок пластилина, из которого формируется нос. Начинать его следует от переносицы, плавно увеличивая бугорок. Места стыков носа с лицом необходимо загладить, затем проделать ноздри зубочисткой.
  • Далее с помощью стека розовым пластилином прорисовываются губы.
  • В глазные выемки крепятся овальные белки глаз.
  • На глазные яблоки лепятся голубые кружки с и черными точками-зрачками.
  • Из тонких колбасок прикрепляются верхние и нижние веки.
  • К голове добавляются небольшие овальные уши.
  • Накладываются коричневые брови.
  • Из множества слегка сплющенных коричневых колбасок делается прическа, которая закрывает макушку, виски и затылок.
  • Чтобы вылепить человека более старшего возраста, нужно с помощью стека добавить морщины на лице, а волосы маленькими мазками белого пластилина сделать седыми.

Как слепить из пластилина дракона. Мастер класс

Лепка из пластилина для детей 5-6 лет будет еще интереснее, если им предложить создание сказочного персонажа, например, дракона.

Пошаговая инструкция:

  • Создание дракона начинается с головы. Для этого из зеленого пластилина скатывается шар.
  • К этому шару крепится большой зеленый бугорок квадратной формы, который внизу разрезается стеком, чтобы сделать рот. На оставшейся части вверху сделать 2 вмятины для ноздрей.
  • В выемки для ноздрей помещаются 2 маленькие оранжевые колечка.
  • Над ноздрями прикрепляются овальные глаза с черными зрачками.
  • Далее делается зеленое каплевидное туловище дракона.
  • Из оранжевого пластилина раскатывается тонкая колбаска, которая нарезается короткими сегментами. Они прикрепляются рядом друг с другом на грудь и живот дракона.
  • Соединить голову и туловище с помощью зубочистки.
  • Лапы делаются из 2 зеленых треугольников, широкая часть которых надрезается в виде пальцев.
  • На кончик каждого пальца добавляется шарик из оранжевого пластилина
  • Лапки нижних конечности состоят из ступней и согнутых в коленях ногах. На ступнях ног также стеком делаются пальцы и прикрепляются оранжевые шарики.
  • Верхние и нижнии лапки присоединяются по бокам туловища. Сзади добавляется длинный зеленый хвост.
  • Из колбаски оранжевого цвета, завернутой в широкую желтую лепешку и разрезанной после этого колечками, формируются треугольные двухцветные чешуйки дракона.
  • Эти треугольники крепятся по центру спины от макушки до кончика хвоста.
  • Вылепить 2 оранжевых треугольных уха и прилепить их к голове.
  • Слепить из красного пластилина лепешку и разрезать ее зигзагами на 2 равные части. Чтобы они были похожи на крылья дракона, необходимо стеком нанести на них соответствующие линии. После этого крылья можно прикрепить к спине.

Сказочный дракон готов!

Как слепить из пластилина динозавра. Мастер класс

Динозавры – необычные животные, жившие в далекие времена. В процессе лепки ребенку можно рассказать факты об их жизни и разновидностях.

Поэтапная схема лепки динозавра:

  1. Отрезать треть от зеленого бруска пластилина, скатать из нее голову динозавра в форме шарика. Далее из шарика создается треугольная форма со мягкими углами.
  2. Для туловища понадобится целый брусок пластилина зеленого цвета. Его необходимо хорошенько размять, затем придать ему овальную форму, которую следует преобразовать с помощью вытягивания в продолговатую каплю.
  3. С помощью зубочистки обе детали соединяются вместе.
  4. Для изготовления массивных лап динозавра необходимы 4 зеленых шарика одинакового размера.
  5. Из шаров раскатываются колбаски, затем формируются ноги.
  6. Лапы нужно соединить с туловищем, для этого их края следует немного расплющить.
  7. Делаем для динозавра большой воротник. Для этого раскатывается лепешка из куска зеленого пластилина.
  8. Из нее стеком вырезается дугообразная полоска, затем зубчатым стеком по краю создается зигзагообразный узор.
  9. Воротник приклеивается к макушке динозавра, а зубчатый край красиво отгибается.
  10. На голове около воротника прикрепляем пару бежевых рогов.
  11. На нос наклеивается зеленый рог.
  12. Вдоль спины и хвоста прикрепляются треугольные зеленые пластины.
  13. Теперь необходимо изготовить двухцветную пластину. Для этого скатывается колбаской кусок коричневого пластилина, который затем оборачивается тонкой лепешкой черного цвета.
  14. Из получившейся детали нужно сформировать прямоугольник и разрезать его на 7-8 полосок.
  15. Прилепить их на спину динозавру и вдавить в туловище.
  16. Прикрепить к голове белые глаза с черными зрачками.
  17. По всей поверхности обратной стороны стержня шариковой ручки коже динозавра придается рельефность.
  18. Стеком прочерчиваются полосы по воротнику, линия рта и кончикам лап.

Динозавр готов.

Композиции для лепки с детьми в детском саду на тему зима, осень, весна

Лепка из пластилина для детей 5-6 лет должна содержать композиции из разных времен года. Это позволяет ребятам узнать, понять и запомнить характеристики и различия природных сезонов.

Ниже представлены примеры осенней и зимней композиции.

Композиция «Осень»

Этот мастер-класс покажет, как передавать настроение и краски поздней осени:

  • Чтобы изобразить свинцовое небо необходимо смешать темные и яркие цвета. Для этого соединяем следующие цвета пластилина: серый с черным, желтый с фиолетовым, синий с черным. Также понадобится кусок голубого цвета.
  • Пальцами на бумагу начинаем с верхнего угла намазывать желто-фиолетовый пластилин, ниже проводится голубая полоса.
  • Над голубым цветом размазать пальцем грязно-желтое пятно, растягивая его во все стороны как скудные лучи солнца.
  • Заполнить небо полностью с помощью серо-черной и сине-черной смеси, изображающих нависшие тучи.
  • По нижней части неба продлить голубую полосу для контраста.
  • Для земли используется смесь коричневого, белого и желтого пластилина. Эту массу необходимо сначала размять в руках, затем намазывать на нижнюю часть картона.
  • Полностью этой смесью заполнить пустое место до голубой полосы.
  • Вылепить темно-коричневые ветки и плоский ствол дерева, а также листву желтого и оранжевого цвета.
  • Прилепить ветки и ствол в качестве дерева слева и кустарника справа. Ветви должны быть наклонены вправо, будто их сгибает сильный ветер.
  • На ветки и под дерево прилепить желтые листики.
  • Придавить каждый листок стеком, чтобы осталась полоска в виде прожилки.
  • Добавляем оранжевые листики на кустарник, и также проходимся по ним стеком.
  • Лепим дополнительные детали: коричневый пенек, бежевые опята, черные птицы.
  • Все они крепятся на картину.
  • На кустарник добавить ягоды шиповника.
Читайте также:  Пазл для ребенка 5 лет полицейская машина

Осенняя композиция готова.

Композиция «Снегирь»

Этот мастер-класс по лепке яркой объемной композиции снегиря на ветке:

  • Картон покрыть тонким слоем из смеси белого и голубого или синего пластилина. Голубой и белый пластилин не следует смешивать до полной однородности, необходимо, чтобы оставались видны мраморные разводы и вкрапления.
  • Из коричневого бруска раскатать длинную колбаску, сужающуюся к одному краю и расширяющуюся к другому концу.
  • В качестве иголок еловой ветки приготовить много тонких зеленых нитей из пластилина.
  • Коричневую ветку прилепить примерно в центр картины примерно по диагонали.
  • Далее от зеленых нитей отрываются фрагменты, сгибаются пополам и крепятся на ветку в качестве елочных иголок. Это единственный долгий и процесс в создании композиции.
  • Всю ветку необходимо заполнить иголками.
  • Можно добавить еще ветки ниже и выше основной, учитывая, что центральную часть картины следует оставить для снегиря.
  • Для изготовления птицы необходимо вылепить 2 толстые лепешки: черная для туловища и красная для грудки. Придать им нужную форму.
  • Также понадобится одно серое крыло с 4 тонкими белыми полосками.
  • Скрепить туловище с грудью и прикрепить к нему крыло.
  • К голове прилепить белый кружок глаза с черным зрачком и треугольный желтый клюв.
  • Прикрепить снегиря к фону над веткой.
  • Сделать коричневую лапку и прикрепить ее к птице и еловой ветке.

Зимняя композиция готова.

Лепка из пластилина — это хороший способ детям дошкольного возраста с пользой проводить часть своего свободного времени.

Оформление статьи: Натали Подольская

Видео про лепку из пластилина

Лепка из пластилина для детей 5-6 лет:

Источник

Лариса Кулагина
Сенсомоторное развитие детей 5–6 лет в лепке

Современные исследователи все чаще отмечают недостаточный уровень развития сенсомоторики у детей старшего дошкольного возраста. Это связано с несовершенностью механизмов сенсомоторного восприятия и воспроизведения, а также с несформированностью комплекса сенсомоторных координаций. В первую очередь у современного дошкольника наблюдается слабое развитие мелкой моторики руки, что приводит к возникновению трудностей в начальной школе, тормозящих процесс обучения и творчества. Русский физиолог И. П.Павлов писал: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга». Известный педагог В. А.Сухомлинский отмечал: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Иными словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Одним из мощных средств развития сенсомоторики детей является лепка.

Лепка оказывает большое воздействие на развитие мелкой мускулатуры рук, чувствительности кожи ладоней, «мышечных» ощущений кисти, пальцев. Творя тот или иной предмет, ребенок познает форму, осязает ее своими руками, соотносит его пропорциональные составные части. А чем больше органов чувств принимает участие в восприятии, тем ярче впечатление. Кроме того после лепки можно продлить творческий процесс дальше,а именно: раскрасить, составить коллективную композицию, применить в игровой деятельности, придумать новые истории о слепленных героях. В процессе лепки формируется и характер ребенка, развиваются такие качества, как настойчивость, упорство, уверенность в себе, инициативность, творчество, аккуратность, самооценка, индивидуальность, взаимопомощь, умение работать в коллективе сообща. Во время подготовки к лепке ребенок получает много знаний о предмете (название, форма, строение, цвет, назначение). Вместе с тем обогащается и развивается его словарь, связная речь, с помощью которой можно описать образ по памяти. Это оказывает содействие развитию его мышления, внимания, воображения и других процессов. В процессе лепки больше, чем в какой-либо деятельности, можно добиться максимальной активности обеих рук, развивать и укреплять пальцы, особенно большие, указательные, средние. Чтобы усвоить технику лепки, ребенку нужно развить специальные движения относительно их силы, точности, темпа, направленности, плавности, ритмичности. Эти качества необходимы дошкольнику для овладения разными видами учебной, трудовой деятельности.

Вопросами сенсомоторного развитиязанимались многие отечественные ученые: Л. А. Венгер, А. П. Усова, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков и др. Но проблема сенсомоторного развития дошкольников, как и много лет назад остается одной и важнейших проблем дошкольной педагогики. В большинстве способностей человека лежит именно его сенсомоторный опыт. Значение сенсомоторного развития трудно переоценить. Это основа и для познавательно – речевого развития, и для физического, и для художественно – эстетического, и для социально – личностного.

Данная потребность в практике детского сада обусловила выбор темы нашего исследования, и явилась основой для проведения экспериментальной деятельности.

В начале учебного года для изучения уровня развития сенсомоторных навыков и умений детей посредством игровых заданий и упражнений проводилось обследование дошкольников,в процессе которого были выявлены следующие показатели:

развитие сенсомоторных координаций: низкий уровень-61%, средний-39%, высокий-0%;

развитие глазомера: низкий уровень-55%, средний-45%, высокий-0%;

развитиезрительно-пространственной ориентации в микропространстве: низкий уровень-55%, средний уровень-45%, высокий-0%;

развитие чувства симметрии: низкий уровень-55%, средний-45%, высокий-0%;

развитиетворческих способностей: низкий уровень-22%, средний-78%, высокий- 0%.

По его результатам был сделан вывод о том, что дети имеют недостаточный уровень развития исследуемых показателей, исходя из требований программы «Двенадцать месяцев» по данному разделу. Результаты обследования обусловили постановку задач развивающейработы с дошкольниками:

• Обогащать сенсорный опыт детей, формировать способы зрительного и тактильного обследования различных объектов для обогащения и уточнения восприятия особенности их формы, пропорций, цвета, фактуры, пространственной ориентировки, т. е. механизмов восприятия сенсомоторных эталонов.

• Формировать технические приемы, способы лепки, конструктивные навыки.

Развивать мелкую моторику рук ребёнка и выносливость мышц кисти, синхронизировать работу обеих рук, сенсомоторные координации, произвольность движений, глазомер.

Развиватьпсихические процессы: воображение, мышление, творческие способности.

• Воспитывать аккуратность, усидчивость, уверенность в себе, взаимопомощь, чувство коллективизма.

Для решения поставленных задач использовались здоровьесберегающие педагогические технологии сенсомоторного развития детей, представленные в программе «Двенадцать месяцев» (авт. коллектив Л. В. Филиппова, Ю. А. Лебедев и др.). В данной программе представлены развернутые конспекты занятий, сопровождающиеся подробными методическими рекомендациями, спланирована как предварительная, так и последующая работа по теме, варианты заданий и игровых упражнений, предложены художественное слово и музыкальное оформление. Достаточно полно отражен прием объяснения и показ приемов лепки, предложены схемы и модели процесса работы. В начале деятельности всегда присутствует игровой мотив или проблемная ситуация. Тематическое планирование работы на неделю, представленное в программе, позволяет получить ребенком наиболее полную картину о предмете, явлении, пропустив информацию через все виды деятельности, используя все анализаторы. Также в этой программе предложено и диагностическое наблюдение за уровнем развития каждого ребенка.

Читайте также:  Новогоднюю игрушку сделать своими руками ребенком 5 лет

Задачи решались через разные формы работы с детьми – это непосредственно организованная образовательная деятельность, образовательная деятельность в режимных моментах и самостоятельная деятельность детей.

В непосредственно организованной образовательной деятельности (НООД) по лепке происходило формирование технических умений и навыков лепки, знакомство с новыми приемами, способами (пластичный, конструктивный, комбинированный, барельеф) и видами лепки (предметная, сюжетная, декоративная). В структуре каждой НООД соблюдали определенную этапность.

На первом этапе обеспечивали перцептивное восприятие детьми предмета. Для этого обязательно использовали натуру (предмет, скульптуру или человека, например, при лепке фигуры человека в движении). Дети знакомились с натурой, обследовали ее, рассматривали, анализировали, составляли рассказы, экспериментировали (например, если это человек, то придавали ему разные позы, рассматривая, какое положение тело приобретало при ходьбе, беге, посадке, прыжке и т. д.). При восприятии предмета старались задействовать как можно больше анализаторов у детей.Обследование предмета шло по определенной схеме: восприятие в целом, анализ основных частей и определение их свойств (формы, величина, пропорции, цвет, выделение более мелких, второстепенных частей и установление их свойств и пространственного положения по отношению к основным частям и повторное целостное восприятие предмета.

На втором этапе активизировали процесс переноса детьми полученного сенсорного опыта в деятельность лепки. Знакомили или напоминали способ, прием лепки, включали детей в объяснение и совместное проговаривание движения рук, пальцев. Обращали внимание на развитие самостоятельности в создании образа, творческой активности в использовании способов и приемов лепки. В процессе НОД наблюдали, как дети создают форму предмета, передают пропорции, действия, создают композицию. С помощью вопросов и советов направляли детей на интересные решения в создании образов. Так, увидев, что ребенок, решивший лепить летящую птичку, вылепил ее в статичном положении,спрашивали: «Подумай, что нужно сделать с птицей, чтобы она полетела? В каком положении лапы, крылья, когда птица летит?» Подобные вопросы не давали прямых советов, но приучали детей думать над образами во время лепки. В том случае, когда дети затруднялись в правильной передаче формы, пропорций,использовали индивидуальную работу: показывали ребенку картинку, уточняли его представления; в крайнем случае, показывали способ лепки на отдельном куске глины. В НОД включали динамические паузы с использованием музыкального сопровождения, художественного слова. Если лепили животное, то его оживляли и показывали, как оно умывается, лежит, играет, потягивается и т. д. В процесс лепки включали мелкий природный материал (ракушки, камешки, скорлупки от фисташек, шишек, горох, бобы, семена растений). Например, при лепке ежика использовали для глазок горошинки черного перца, сосновые и еловые иголки для колючек. При лепке барельефа «Подсолнухи» использовали семечки арбуза и подсолнуха, засушенные листья березки. Для развития чувствительности кожи ладоней, «мышечных» ощущений кисти и пальцев брали разный материал для лепки — это пластилин, шариковый пластилин, глина, соленое тесто. Положительно действовал на детей момент объединения их работ в сюжетную коллективную композицию. Ребенок получал удовольствие от того, что его старание внесено в общее дело.

На 3 этапе работы большое значение для детей 5-6 лет приобретал анализ работ в конце деятельности, который проходил в виде беседы. Задавали вопросы о форме и пропорциях изображенных предметов, о способах лепки, схожести с натурой. При анализе работ выслушивали мнение автора, что получилось, над чем надо постараться, высказывались другие дети, выделяли аккуратную работу или самую веселую, с необычными деталями выразительности. Старались, чтобы оценка была справедливой, тактичной, не обижала тех, кто выполнил работу.

В течение дня для развития моторики рук проводили пальчиковую гимнастику, самомассаж, имитационные движения, развивающие игры с разными мелкими предметами (мозаика, счетные палочки, пуговицы, бусины, теннисные шарики, канцелярские скрепки, бельевые прищепки). Так например, осенью в рамках темы «Природа родного края осенью»разучивали пальчиковые гимнастики схожей тематики: «Капустка», «Пошли пальчики гулять», «Будем мы варить компот», «Заяц и кочан капусты» и т. д. Из мелких предметов выкладывали «Ежика», «Листья и деревья», «Грибочки на кочке». Упражнение «Покатай клубочек» было эффективно в развитии сенсомоторных навыков, закреплении формообразующих движений, в массаже ладошек и пальчиков. Упражнение «Кто быстрее смотает ниточку» развивало моторику руки, закрепляло сенсорные эталоны (цвет нити, ее качество, длина, какая на ощупь и т. д.).

Режимные моменты также использовали для развития сенсомоторных умений и навыков лепки. На прогулке наблюдали, сравнивали окружающие предметы, например, скатывали снежные комочки разного размера и превращали их в разные предметы, оживляли их с помощью дополнительных деталей (две палочки, три камешка – вот и колобок, палочки, камешки, сухие листочки – головка кошки).Также проводили серию наблюдений о птицах: строение, как передвигаются разные птицы, чем любят лакомиться, чем похожи и чем отличаются. При умывании определяли, какое мыло на ощупь, намыливали ладошки так, как скатываем жгутик. При вытирании рук полотенцем и надевании перчаток на прогулку делали массаж каждому пальчику и т. д.

При планировании работы на тематическую неделю продумывали как предварительную, так и последующую работу по лепке, включая слепленные изделия в игровую, конструктивную, коммуникативную деятельность детей.

Данные итоговых обследований детей в конце учебного года показали позитивную динамику в развитии сенсомоторных умений и навыков:

развитие сенсомоторных координаций: низкий уровень-11%, средний-62%, высокий-27%;

развитие глазомера: низкий уровень-11%, средний-67%, высокий-22%;

развитиезрительно-пространственной ориентации в микропространстве: низкий уровень-11%, средний уровень-83%, высокий-6%;

развитие чувства симметрии: низкий уровень-11%, средний-83%, высокий-6%;

развитиетворческих способностей: низкий уровень-11%, средний-67%, высокий- 22%.

Тем самым позволили говорить об эффективности проведенной экспериментальной работы по развитию сенсомоторики детей в таком виде художественной деятельности как лепка с применением здоровьесберегающих педагогической технологии сенсомоторного развития детей.

Литература:

1. Вайнерман С. М., Большев А. С. Вербовская Е. В., Филиппова Л. В., Лебедев Ю. А. «Развитие сенсомоторики и творчества средствами арт-педагогики»: Учебное пособие. — Н.Новгород: Нижегород. Гос. архит. — строит. ун-т, 2001.

2. Филиппова Л. В., Лебедев Ю. А., Силкин Ю. Р., Прима Е. В., Кольцова И. Н., и др. «Педагогические технологии содействия развитию детей дошкольного возраста «Двенадцать месяцев», Учебное пособие –Москва Нижний Новгород, 2003.

3. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений, творческий цент СФЕРА, Москва 2010.

Источник