Основным условием сенсорного развития ребенка является ответ
Психическое развитие детей дошкольного возраста
…
Тестовые задания
1. Инструкция. Выберите правильный ответ. Сенсорное развитие – это:
а) развитие анализаторов;
б) ознакомление с эталонами;
в) овладение способами обследования;
г) развитие анализаторов, ознакомление с эталонами;
д) развитие анализаторов, усвоение способов обследования, ознакомление с эталонами.
1. _____________________________________________________
2. Основным условием сенсорного развития ребенка является:
а) специальные тренировочные упражнения;
б) показ взрослыми способов действий;
в) активная деятельность ребенка;
г) манипулирование с предметом.
2. _____________________________________________________
3. Первые попытки специальных приемов запоминания отмечаются в возрасте:
а) 3–4 года;
б) 5–6 лет;
в) 7 лет.
3. _____________________________________________________
4. Взаимозависимость обучения и мышления:
а) состоит в расширении объема знаний;
б) состоит в обучении способам действий;
в) состоит в передаче новых способов действий, знаний в готовом виде;
г) состоит в активной деятельности ребенка по овладению знаниями, способами действий;
д) не прослеживается, развитие мышления не зависит от обучения;
е) незначительна.
4. _____________________________________________________
5. Изменения в умственном развитии дошкольника являются результатом усвоения:
а) готовой системы знаний, отражающей существенные связи;
б) способов общения со взрослыми;
в) системы знаний, приобретенных ребенком;
г) способов действий;
д) отдельных знаний, умений.
5. _____________________________________________________
6. Дошкольный возраст сензитивен для развития мышления:
а) наглядно–действенного;
б) наглядно–образного;
в) схематического;
г) логического.
6. ____________________________________________________
7. Положительные эмоции у детей вызывает:
а) свободная деятельность ребенка, насыщенная переживаниями;
б) ожидание начала обучения в школе;
в) незаслуженная награда;
г) наказание;
д) поощрение.
7. ____________________________________________________
8. Инструкция. Выберите основные условия, способствующие развитию общения дошкольника:
а) содержание общения;
б) общение взрослых;
в) потребности ребенка;
г) поощрение;
д) индивидуальные особенности;
е) наказание;
ж) опыт общения.
8. ____________________________________________________
9. Инструкция. Выберите правильный ответ.
Этапы формирования личности в дошкольном возрасте:
а) соподчинение мотивов;
б) отделение от взрослого;
в) усвоение нравственных норм;
г) «Я сам»;
д) самосознание и самооценка;
е) формирование произвольного поведения.
9. ____________________________________________________
10. Инструкция. Выберите правильный ответ.
Основными предпосылками учебной деятельности дошкольника являются:
а) познавательный интерес;
б) возраст;
в) здоровье ребенка;
г) правила;
д) принятие задачи;
е) овладение общими способами действий.
10. _____________________________________________________
11. Компоненты учебной деятельности дошкольника:
а) замысел;
б) контроль, самоконтроль;
в) достижение результата;
г) правила;
д) принятие задачи;
е) воображаемая ситуация;
ж) действия для выполнения задачи.
11. _____________________________________________________
12. Функции речи дошкольника:
а) планирующая;
б) коммуникативная;
в) мыслительная;
г) волевая;
д) эмоциональная;
е) регулирующая.
12. _____________________________________________________
13. Основным содержанием игры в старшем дошкольном возрасте является:
а) освоение способов действий;
б) получение удовольствия;
в) высвобождение лишней энергии;
г) воспроизведение человеческих отношений.
13. _____________________________________________________
14. Ведущим познавательным процессом в дошкольном возрасте является:
а) мышление;
б) восприятие;
в) память.
14. _____________________________________________________
15. Феномен «горькая конфета» иллюстрирует:
а) осознание незаслуженной награды;
б) неразвитость абстрактного мышления;
в) соподчиненность мотивов.
15. _____________________________________________________
16. Инструкция. Установите соответствие.
Изменение видов деятельности с возрастом:
16.1._____________________________________________________
16.2._____________________________________________________
16.3._____________________________________________________
17. Инструкция. Установите соответствие.
17.1._____________________________________________________
17.2._____________________________________________________
17.3._____________________________________________________
18. Инструкция. Установите соответствие.
18.1._____________________________________________________
18.2._____________________________________________________
99.3._____________________________________________________
19. Инструкция. Установите соответствие.
19.1.____________________________________________________
19.2.____________________________________________________
20. Инструкция. Установите соответствие.
20.1.____________________________________________________
20.2.____________________________________________________
20.3.____________________________________________________
21. Инструкция. Установите соответствие.
21.1.____________________________________________________
21.2.____________________________________________________
21.3.____________________________________________________
22. Инструкция. Установите соответствие.
22.1._____________________________________________________
22.2._____________________________________________________
22.3._____________________________________________________
23. Инструкция. Установите соответствие.
23.1._____________________________________________________
23.2._____________________________________________________
23.3._____________________________________________________
23.4._____________________________________________________
Инструкция. Добавьте пропущенные слова.
24. На протяжении дошкольного возраста изменяется содержание
мотивов, появляются новые их виды, формируется___________________мотивов.
25. Ребенок в рисовании проходит от___графических образов к изображению___предметов.
26. Развитие___образов в детском рисовании сталкивается с тенденцией превращения их в графические__.
27. Цель учебной деятельности – ___знаний, умений, навыков, а не получение__результата.
28. Трудовая деятельность дошкольника, связанная с__, не имеет___результата, служит средством для____личности ребенка.
29. Дошкольный возраст особенно сензитивен к обучению, направленному на развитие__мышления.
30. Произвольное внимание у дошкольника формируется в связи с общим возрастанием роли__в регуляции поведения ребенка.
31. Наиболее продуктивное запоминание в дошкольном возрасте, связанное с активной умственной работой, – это запоминание_.
32. У детей ограниченный жизненный опыт, поэтому их воображение ___, чем воображение взрослых.
33. Инструкция. Установите правильную последовательность. Овладение сенсорными эталонами:
а) овладение сенсорными эталонами;
б) «опредмечивание»;
в) переход к собственно эталонам.
33. _____________________________________________________
34. Инструкция. Установите правильную последовательность при обследовании предмета:
а) вычленение основных частей;
б) первичное восприятие;
в) определение взаимоотношений между частями;
г) целостное восприятие;
д) выделение более мелких частей.
34. _____________________________________________________
35. Произвольные формы памяти в дошкольном возрасте:
а) припоминание;
б) запоминание;
в) использование специальных действий.
35. _____________________________________________________
36. Вид общения взрослого с ребенком дошкольного возраста:
а) внеситуативно–познавательное;
б) ситуативно–деловое;
в) внеситуативно–личностное.
36. ____________________________________________________
37. Формирование осознанности правил поведения дошкольника:
а) сознательное выполнение правил;
б) строгое выполнение знакомых правил;
в) выполнение правил по привычке;
г) требование выполнения правил другими детьми и взрослыми.
37. ____________________________________________________
Ответы.
Источник
Тестовые задания
1. Инструкция. Выберите правильный ответ. Сенсорное развитие – это:
а) развитие анализаторов;
б) ознакомление с эталонами;
в) овладение способами обследования;
г) развитие анализаторов, ознакомление с эталонами;
д) развитие анализаторов, усвоение способов обследования, ознакомление с эталонами.
1. _____________________________________________________
2. Основным условием сенсорного развития ребенка является:
а) специальные тренировочные упражнения;
б) показ взрослыми способов действий;
в) активная деятельность ребенка;
г) манипулирование с предметом.
2. _____________________________________________________
3. Первые попытки специальных приемов запоминания отмечаются в возрасте:
а) 3–4 года;
б) 5–6 лет;
в) 7 лет.
3. _____________________________________________________
4. Взаимозависимость обучения и мышления:
а) состоит в расширении объема знаний;
б) состоит в обучении способам действий;
в) состоит в передаче новых способов действий, знаний в готовом виде;
г) состоит в активной деятельности ребенка по овладению знаниями, способами действий;
д) не прослеживается, развитие мышления не зависит от обучения;
е) незначительна.
4. _____________________________________________________
5. Изменения в умственном развитии дошкольника являются результатом усвоения:
а) готовой системы знаний, отражающей существенные связи;
б) способов общения со взрослыми;
в) системы знаний, приобретенных ребенком;
г) способов действий;
д) отдельных знаний, умений.
5. _____________________________________________________
6. Дошкольный возраст сензитивен для развития мышления:
а) наглядно–действенного;
б) наглядно–образного;
в) схематического;
г) логического.
6. ____________________________________________________
7. Положительные эмоции у детей вызывает:
а) свободная деятельность ребенка, насыщенная переживаниями;
б) ожидание начала обучения в школе;
в) незаслуженная награда;
г) наказание;
д) поощрение.
7. ____________________________________________________
8. Инструкция. Выберите основные условия, способствующие развитию общения дошкольника:
а) содержание общения;
б) общение взрослых;
в) потребности ребенка;
г) поощрение;
д) индивидуальные особенности;
е) наказание;
ж) опыт общения.
8. ____________________________________________________
9. Инструкция. Выберите правильный ответ.
Этапы формирования личности в дошкольном возрасте:
а) соподчинение мотивов;
б) отделение от взрослого;
в) усвоение нравственных норм;
г) «Я сам»;
д) самосознание и самооценка;
е) формирование произвольного поведения.
9. ____________________________________________________
10. Инструкция. Выберите правильный ответ.
Основными предпосылками учебной деятельности дошкольника являются:
а) познавательный интерес;
б) возраст;
в) здоровье ребенка;
г) правила;
д) принятие задачи;
е) овладение общими способами действий.
10. _____________________________________________________
11. Компоненты учебной деятельности дошкольника:
а) замысел;
б) контроль, самоконтроль;
в) достижение результата;
г) правила;
д) принятие задачи;
е) воображаемая ситуация;
ж) действия для выполнения задачи.
11. _____________________________________________________
12. Функции речи дошкольника:
а) планирующая;
б) коммуникативная;
в) мыслительная;
г) волевая;
д) эмоциональная;
е) регулирующая.
12. _____________________________________________________
13. Основным содержанием игры в старшем дошкольном возрасте является:
а) освоение способов действий;
б) получение удовольствия;
в) высвобождение лишней энергии;
г) воспроизведение человеческих отношений.
13. _____________________________________________________
14. Ведущим познавательным процессом в дошкольном возрасте является:
а) мышление;
б) восприятие;
в) память.
14. _____________________________________________________
15. Феномен «горькая конфета» иллюстрирует:
а) осознание незаслуженной награды;
б) неразвитость абстрактного мышления;
в) соподчиненность мотивов.
15. _____________________________________________________
16. Инструкция. Установите соответствие.
Изменение видов деятельности с возрастом:
16.1._____________________________________________________
16.2._____________________________________________________
16.3._____________________________________________________
17. Инструкция. Установите соответствие.
17.1._____________________________________________________
17.2._____________________________________________________
17.3._____________________________________________________
18. Инструкция. Установите соответствие.
18.1._____________________________________________________
18.2._____________________________________________________
99.3._____________________________________________________
19. Инструкция. Установите соответствие.
19.1.____________________________________________________
19.2.____________________________________________________
20. Инструкция. Установите соответствие.
20.1.____________________________________________________
20.2.____________________________________________________
20.3.____________________________________________________
21. Инструкция. Установите соответствие.
21.1.____________________________________________________
21.2.____________________________________________________
21.3.____________________________________________________
22. Инструкция. Установите соответствие.
22.1._____________________________________________________
22.2._____________________________________________________
22.3._____________________________________________________
23. Инструкция. Установите соответствие.
23.1._____________________________________________________
23.2._____________________________________________________
23.3._____________________________________________________
23.4._____________________________________________________
Инструкция. Добавьте пропущенные слова.
24. На протяжении дошкольного возраста изменяется содержание
мотивов, появляются новые их виды, формируется___________________мотивов.
25. Ребенок в рисовании проходит от___графических образов к изображению___предметов.
26. Развитие___образов в детском рисовании сталкивается с тенденцией превращения их в графические__.
27. Цель учебной деятельности – ___знаний, умений, навыков, а не получение__результата.
28. Трудовая деятельность дошкольника, связанная с__, не имеет___результата, служит средством для____личности ребенка.
29. Дошкольный возраст особенно сензитивен к обучению, направленному на развитие__мышления.
30. Произвольное внимание у дошкольника формируется в связи с общим возрастанием роли__в регуляции поведения ребенка.
31. Наиболее продуктивное запоминание в дошкольном возрасте, связанное с активной умственной работой, – это запоминание_.
32. У детей ограниченный жизненный опыт, поэтому их воображение ___, чем воображение взрослых.
33. Инструкция. Установите правильную последовательность. Овладение сенсорными эталонами:
а) овладение сенсорными эталонами;
б) «опредмечивание»;
в) переход к собственно эталонам.
33. _____________________________________________________
34. Инструкция. Установите правильную последовательность при обследовании предмета:
а) вычленение основных частей;
б) первичное восприятие;
в) определение взаимоотношений между частями;
г) целостное восприятие;
д) выделение более мелких частей.
34. _____________________________________________________
35. Произвольные формы памяти в дошкольном возрасте:
а) припоминание;
б) запоминание;
в) использование специальных действий.
35. _____________________________________________________
36. Вид общения взрослого с ребенком дошкольного возраста:
а) внеситуативно–познавательное;
б) ситуативно–деловое;
в) внеситуативно–личностное.
36. ____________________________________________________
37. Формирование осознанности правил поведения дошкольника:
а) сознательное выполнение правил;
б) строгое выполнение знакомых правил;
в) выполнение правил по привычке;
г) требование выполнения правил другими детьми и взрослыми.
37. ____________________________________________________
Ответы.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Источник
Русакова Дарья
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста.
Сенсорное развитие ребенка — это развитиеего восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.
Существует пять сенсорных систем,с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.
В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и пр.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности.
В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета, материала. Конструирование требует тщательного исследования формы предмета (образца, его структуры и строения. Ребенок выясняет взаимоотношение частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить объективные представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух — точное дифференцирование речевых звуков — и зрительное восприятие начертания букв. Эти примеры легко можно было бы возвести в n-ную степень.
Усвоение сенсорных эталонов — длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон — это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых разнообразных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов — это адекватное использование их в качестве “единиц измерения” при оценке свойств веществ.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.
Таким образом, можно выделить основные задачи в сенсорном развитии и воспитании детей от рождения до 6 лет.
На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.
На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.
Начиная, с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.
Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детейспособам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.
Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детейаналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.
В младшем и среднем дошкольном возрасте у детей складываются представления о соотношениях по величине между тремя предметами (большой — меньше — самый маленький). Ребенок начинает определять знакомые ему предметы как большие или как маленькие независимо от того, сравниваются ли они с другими. Например, четырехлетний ребенок может расставить «по росту» игрушки от самой большой к самой маленькой. Может утверждать, что «слон большой», а «муха маленькая», хотя он их и не видит в данный момент.
В старшем дошкольном возрасте у детейскладываются представления об отдельных измерениях величины: длине, ширине, высоте, а также о пространственных отношениях между предметами. Они начинают обозначать, как предметы располагаются относительно друг друга (за, перед, сверху, снизу, между, слева, справа и т. п.). Важно, чтобы дети овладели так называемыми глазомерными действиями. Это происходит, когда дошкольники овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту, форму, объем предметов. После этого они переходят к решению задач «на глаз». Развитие этих способностей тесно связано с развитием речи, а также с обучением детей рисованию, лепке, конструированию, то есть продуктивным видам деятельности. Продуктивная деятельность предполагает умение ребенка не только воспринимать, но и воспроизводить особенности цвета, формы, величины предметов, их расположение относительно друг друга в рисунках и поделках. Для этого важно не только усвоение сенсорных эталонов, но и развитие уникальных в своем роде действий восприятия.
Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения, которые помогут раскрыть творческий потенциал ребенка, обогатят его эмоциональный мир.
Осязание. Развить тактильные ощущения,помогут следующие игры:
«Поймай киску»
Педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска.По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.
«Чудесный мешочек»
В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.
«Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)
Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы.
«Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет»
Ребенку предлагают на ощупь определить,из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.
По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить,какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.
«Узнай фигуру»
На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.
«Узнай предмет по контуру»
Ребенку завязывают глаза и дают в руки вырезанную из картона фигуру (это может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка). Спрашивают, что это за предмет. Убирают фигуру, развязывают глаза и просят по памяти нарисовать ее, сравнить рисунок с контуром, обвести фигуру.
«Догадайся, что за предмет»
На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др., которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.
«Найди пару»
Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью.
Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.
«Что внутри?»
Ребенку предлагают воздушные шарики,содержащие внутри различные наполнители: воду, песок, муку с водой, горох, фасоль,различные крупы: манку, рис, гречку и др. Можно использовать воронку для наполнения шариков. Шарики с каждым наполнителем должны быть парными. Ребенок должен на ощупь найти пары с одинаковыми наполнителями.
Дополнительно можно небольшое количество каждого наполнителя поместить в тарелочках. В этом случае надо будет еще соотнести каждую пару с соответствующим наполнителем, т. е. определить, что находится внутри шариков.
«Отгадай цифру» (букву)
На спине ребенка обратной стороной карандаша (или пальцем) пишут цифру (букву). Ребенок должен определить, что это за символ.
«Что это?»
Ребенок закрывает глаза. Ему предлагают пятью пальцами дотронуться до предмета, но не двигать ими. По фактуре нужно определить материал (можно использовать вату, мех, ткань, бумагу, кожу, дерево, пластмассу, металл).
«Собери матрешку»
Двое играющих подходят к столу. Закрывают глаза. Перед ними две разобранные матрешки. По команде оба начинают собирать каждый свою матрешку — кто быстрее.
«Золушка»
Дети (2-5 человек) садятся за стол. Им завязывают глаза. Перед каждым кучка семян (горох, семечки и др.). За ограниченное время следует разобрать семена на кучки.
«Угадай, что внутри»
Играют двое. У каждого играющего ребенка в руках непрозрачный мешочек,наполненный мелкими предметами: шашками, колпачками ручек, пуговицами, ластиками, монетами, орехами и др. Педагог называет предмет, игроки должны быстро на ощупь найти его и достать одной рукой, а другой держать мешочек. Кто быстрее это сделает?
Зрение.
Дети очень наблюдательны. Учите детейпо-разному смотреть на один и тот же объект: через стекло, воду, целлофан, цветное стекло, лупу;с различного расстояния и под разным углом зрения: издалека, вблизи, в перевернутом виде, снизу вверх и сверху вниз. Например, возьмите любой комнатный цветок в горшке. Сначала предложите ребенку нарисовать его, бросив лишь беглый взгляд. Второй рисунок сделаем после пристального изучения этого растения. Третий — нарисуем свои ощущения после ощупывания цветка с закрытыми глазами. Четвертый получается после рассматривания объекта через увеличительное стекло, пятый — через банку с цветной водой, и т. д. Разложите на столе или на полу серию этих рисунков, и пусть малыш расскажет вам о своих ощущениях. Так он учится запоминать эти ощущения и уметь пользоваться ими в жизни.
Слух.
Научите ребенка распознавать звуки. Сделать это можно, например, при помощи такой игры.В одинаковые непрозрачные бутылочки положите самые разные предметы: рис, фасоль, перец, речной песок, камушки, канцелярские кнопки, пуговицы, горох и др. Предложите малышу потрясти каждый пузырек и нарисовать то, что он услышал.
А можно организовать занятие совсем по-иному. Включите зажигающую своим ритмом и темпераментом музыку, например этническую.Предложите ребенку взять импровизированные музыкальные инструменты: банки с водой; бутылки с горохом; металлическую бумагу, наждачную бумагу, деревянные ложки, металлические ложки, бубны, колокольчики, расчески, резиновые шары, пластмассовые бусы. Пусть он дополнит новыми звуками мелодию, уловив ее настроение.
Вкус.
«Вкусное путешествие».
Попросите ребенка закрыть глаза, чтобы зрительные образы не мешали работе мышления и воображения. Предложите попробовать какой-нибудь съедобный предмет с необычным вкусом, желательно такой, который он раньше не пробовал. Пусть теперь ребенок нарисует свое ощущение и возникший внутренний образ. Другими словами, ощущения от вкуса могут преломляться в изобразительный мотив.Дети любят дополнять полученное изображение интересной историей: в данной истории главным героем будет вкусовой образ.
Обоняние.
Поговорите с ребенком о том, насколько обогащают и оживляют нашу жизнь запахи. Обсудите самые приятные и неприятные запахи. Обращайте внимание на разные запахи, совершая прогулку.
«Что нам подскажет запах?».В пустые не прозрачные бутылочки поместите вещества с характерными запахами: духи, ванилин, мыло, лепестки розы, лук, чеснок, кофе, апельсиновая корка, мята и т. д.Научите ребенка правильно нюхать вещества: держа емкость с запахом на небольшом расстоянии от носа, втягивая ноздрями воздух, нагоняя запах из пузырька к носу ладонью руки. Ребенок должен понюхать все пузырьки и выбрать запах, который ему больше всего понравился. Приятный запах притягивает ребенка и ненавязчиво провоцирует на раскрытие и обретение новых чувственных ощущений.
Попросите ребенка закрыть глаза и впитывать аромат, общаться с ним.После чего можно начать работу над созданием чувственного образа: нарисовать рисунки с помощью кистей и красок, а возможно, и пальцев рук. Это могут быть сказочные картины природы, фантастические существа, инопланетные жители, цветы, пейзажи, люди. Если ребенок сочинит историю к рисунку, это усилит и конкретизирует выраженный на бумаге чувственный образ.
Совершая путешествие в волшебный мир музыки, звуков, мир вкуса, обоняния и осязания, вы не только будете способствовать гармоничному развитию ребенка, но и откроете для себя все многообразие окружающего и внутреннего мира.
Источник