Основные периоды функционального развития ребенка

Основные периоды функционального развития ребенка thumbnail
Основные периоды функционального развития ребенка

ТОП 10:

Детство человека имеет наибольшую длительность во всем эволюционном ряду, и путь, который проходит ребенок в своем развитии, поистине грандиозен. От беспомощного существа со скудным набором реакций, до всемогущего, наделенного разумом человека — такова возрастная эволюция мозга. Наиболее ответственными этапами этого пути являются первые 2—3 года жизни.

Первый год жизни ребенка — период наиболее интенсивного формирования двигательных навыков. Тогда же закладываются основы психической деятельности, поэтому знание главных этапов становления психофизического развития позволит своевременно диагностировать различные отклонения.

Условно можно выделить отдельные периоды становления нервно-психических функций ребенка первого года жизни. У новорожденного преобладают импульсивные движения, которые тормозятся к концу 1-го месяца жизни в результате развития зрительного и слухового сосредоточения, способности фиксировать взглядом предметы. В течение 1—3 мес жизни идет дальнейшее развитие дистантных рецепторов, вступают в деятельность мышцы-антагонисты. С 3 до 6 мес появляется способность устойчиво удерживать мышечные группы в известной степени сокращения, особенно в дистальных отделах конечностей. Важным является усложнение акта хватания. В период с 6 до 12 мес возникают более сложные, координированные движения. Постепенно удлиняются периоды спокойного бодрствования.

На 2-м году жизни закладываются основы психической деятельности, идет подготовка к самостоятельному хождению, к речевой деятельности. Хотя сон занимает у грудных детей большую часть суток, восприятие различных раздражителей, контакт с окружающим миром имеют для них в этот период огромное значение. Дефицит раздражений, их монотонность заметно сказываются на дальнейшем психическом развитии. Существует мнение, что в этот период происходит так называемое первичное обучение, т. е. формируются «нейронные ансамбли», которые в дальнейшем служат фундаментом для более сложных форм обучения.

Период первичного обучения является в известном смысле критическим, так как если ребенок не получает в это время достаточного количества информации, дальнейшее приобретение навыков заметно затрудняется.

Вероятно, существуют и другие критические периоды развития, многие из которых нуждаются в уточнении. Во всяком случае, широко известен факт, что дети, достигшие 8—10-летнего возраста вне человеческого общества («дети-маугли»), в дальнейшем так и не могут овладеть речью и многими другими человеческими навыками. Следовательно, можно предполагать существование периодов наибольшей готовности к усвоению тех или иных навыков. Вне этих периодов обучение затруднено или невозможно.

Весьма своеобразным критическим периодом в раннем возрасте является способность к обучению при помощи «запечатлевания» (импринтинга). Импринтинг обнаруживается в первые дни жизни, причем наиболее ярко у птиц. Например, только что вылупившиеся из яиц гусята имеют тенденцию следовать за любым движущимся предметом, издающим негромкие звуки. На месте такого предмета обычно оказывается их мать, но если это человек, то гусята следуют за ним. Впоследствии образ этого человека фиксируется и стоит ему пройти мимо гусиного выводка, как гусята покидают мать и устремляются за ним. Если же опыт по запечатлеванию провести на 2-й неделе жизни, то подобная установка уже не вырабатывается. По-видимому, импринтинг существует и у человека в первые дни и месяцы жизни, но точных доказательств этого еще не найдено.

К концу 1-го года или несколько позже, когда ребенок делает первые шаги, начинается очень важный этап познания окружающей среды. Передвигаясь самостоятельно, натыкаясь на предметы, ощупывая их и даже пробуя на вкус, ребенок овладевает чувством трехмерности пространства, существенно дополняя свои зрительные и слуховые восприятия, вырабатывает важные навыки активного познания мира. На этом этапе нередко моторное развитие связано с речевым; чем увереннее передвигается ребенок, тем лучше он овладевает речью, хотя возможны и отклонения в виде диссоциации указанных функций.

Непосредственный контакт с окружающими предметами способствует также формированию чувства «Я», т. е. выделению себя из окружающего мира. Впоследствии это чувство может в известной степени гипертрофироваться, приводя к появлению своеобразного, наивного раннедетского эгоизма.

В возрасте до 2-21/2 лет ребенок, как правило, общителен, дружелюбен, легко вступает в контакт с незнакомыми, редко испытывает чувство страха. В промежутке от 2 до 4 лет поведение ребенка может заметно измениться. Этот отрезок времени иногда условно называют первым пубертатным периодом, поскольку наблюдается значительное увеличение роста, что сопровождается некоторым рассогласованием нейроэндокринной и сосудистой регуляции. В психологическом плане в этот период наблюдается довольно сформированное чувство «Я». У ребенка, уже овладевшего фразовой речью и имеющего хотя и небольшой, но свой собственный жизненный опыт, отмечается очень сильная тяга к самостоятельности. Одним из последствий такого стремления является упрямство, не всегда понятное родителям. Это упрямство и своеволие значительно возрастают, если родители пытаются ограничить самостоятельность ребенка. В этом возрастном периоде могут наблюдаться различные невротические реакции психогенного и соматогенного характера.

В возрасте 6—8 лет ребенок вступает в новый ответственный период, называемый вторым пубертатным. У ребенка уже хорошо развиты моторика и речь, он тонко умеет анализировать ситуацию, у него развито чувство «психологической дистанции» в отношениях со взрослыми. В то же время у него нет еще достаточной самокритики и самоконтроля, не выработана способность к длительному сосредоточению; в деятельности преобладают игровые элементы. При поступлении в школу могут возникать отклонения, связанные с недостаточной психологической подготовленностью ребенка к систематическим занятиям, к коллективу. Некоторые дети не могут спокойно сидеть в течение урока, не могут сосредоточить внимание, рассеяны. На первых порах это может напоминать картину умственной недостаточности, слабой сообразительности, сниженной памяти. Для дифференцировки подобных проявлений необходимо тщательное психоневрологическое обследование.

Истинный пубертатный период (12—16 лет) также сопровождается значительными изменениями в поведении подростка. Движения становятся неловкими, резкими, порывистыми; порывистость обнаруживается и в психологических процессах. Стремление быть взрослым может проявляться в подражании привычкам взрослых, в ниспровержении всех авторитетов, активном сопротивлении любым мерам принуждения. У подростков появляется интерес к таким проблемам, как смысл жизни, любовь, счастье. В этом периоде вегетативная регуляция несовершенна: отмечаются избыточная потливость, неустойчивость артериального давления, кожно-трофические нарушения, лабильность сосудистых реакций.

Явления акселерации, наблюдавшиеся в последние десятилетия, вероятно, оказывают влияние и на формирование нервно-психических функций. Однако соматическое развитие в пубертатном периоде несколько опережает нервно-психическое, что может приводить к функциональным расстройствам нервной системы.

Окончательное формирование нервной системы в основном завершается к 18—20 годам. По данным электроэнцефалографии, картина электроактивности коры головного мозга приближается к таковой у взрослого примерно в 18-летнем возрасте. Сложность и многоэтапность становления нервно-психических функций в онтогенезе имеет большое клиническое значение.

Говоря о патологии нервной системы у детей, следует иметь в виду не болезнь вообще, а конкретный возрастной период, в котором находится ребенок. Частота многих заболеваний нервной системы в различных возрастных периодах неодинакова. Кроме того, одни и те же заболевания могут иметь заметные клинические различия в зависимости от возраста больного. Методы неврологического обследования также должны быть адаптированы к возрастным особенностям.



Источник

Детство человека имеет наибольшую продолжительность во всем эволюционном ряду, и путь, который проходит ребенок в своем развитии действительно грандиозный. От беспомощного малыша с минимальным набором реакций к всемогущей, наделенного разумом человека — такая возрастная эволюция мозга. Самый ответственный этап этого пути есть первые 2-3 года жизни.

Первый год жизни ребенка — период интенсивного формирования двигательных навыков. В это же время закладываются и основы психологической деятельности.

Читайте также:  Новогодние игры для развитие ребенка

Условно можно выделить отдельные периоды становления нервно-психических функций ребенка первого года жизни. У ребенка преобладают импульсивные движения, которые тормозятся до конца 1-го месяца жизни вследствие развития зрительных и слуховых сосредоточений, способности фиксировать взглядом предметы. В течение 1-3 месяцев жизни происходит дальнейшее развитие дистантных рецепторов, вступают в действие мышцы-антагонисты. С 3 до 6 месяцев появляется способность устойчиво удерживать мышечные группы при определенной степени сокращения, особенно в дистальных отделах конечностей. Важно также осложнения акта хватания. В период с 6 до 12 месяцев возникают сложные, более координированные движения. Постепенно увеличивается период спокойного бодрствования.

На 2-м году жизни закладываются основы психической деятельности, идет подготовка к самостоятельного хождения, к речевой деятельности. Хотя сон занимает у грудных детей большую часть суток, восприятия различных раздражителей, контакт с окружающим миром имеют для них в этот период огромное значение. Дефицит раздражителей, их однообразие сказываются на дальнейшем психическом развитии. Существует мнение, что в настоящее время происходит так называемое первичное обучение, то есть формируются «нейронные ансамбли», которые в будущем служат фундаментом для более сложных форм обучения.

Период первичного обучения является в какой-то мере критическим, ведь если ребенок не получит в это время достаточного количества информации, то дальнейшее усвоение навыков заметно затрудняется.

Наверное, существуют и другие критические периоды развития, многие из которых требуют уточнения. Во всяком случае хорошо известный факт, что дети, достигшие 8-10-летнего возраста вне человеческого общества («дети-маугли»), в дальнейшем так и не могут освоить язык и другие человеческие навыки. Соответственно, можно предположить существование периодов наивысшей готовности к усвоению тех или иных навыков. За этими периодами обучения затруднено или невозможно.

Довольно своеобразным критическим периодом в раннем возрасте является обучаемость с помощью «фиксирование» (имбринтингу). Имбринтинг проявляется в первые дни жизни, к тому же ярко у птиц. Например, гусята что только что вылупившихся из яйца, имеют тенденцию следовать любым предметом что движется и издает негромкие звуки. На месте такого предмета чаще оказывается их иметь, но если это человек, то гусята двигаются по ней. В дальнейшем образ этого человека фиксируется и стоит ей пройти мимо гусят, как они покидают мать и следуют за человеком. Если же опыт по фиксации провести на 2-й неделе жизни, то такая установка уже не производится. Очевидно, имбридинг есть и у человека в первые дни и месяцы жизни, но точных доказательств этого пока не найдено.

К концу первого года, или несколько позже, когда ребенок делает первые шаги, начинается очень важный этап познания окружающей среды. Передвигаясь самостоятельно, натыкаясь на предметы, ощущая их на ощупь и даже пробуя на вкус, ребенок овладевает чувством пространства, существенно дополняя свои зрительные и слуховые ощущения, производит важные навыки активного восприятия мира. На этом этапе нередко двигательный развитие связано с языковым; чем увереннее передвигается ребенок, тем лучше он владеет языком, хотя возможны и отклонения в форме диссоциации указанных функций.

Непосредственный контакт с окружающими предметами способствует формированию чувства «Я», т.е. выделению себя из окружающего мира. В дальнейшем это ощущение может гипертрофироваться в определенной мере и вызвать появление своеобразного наивного раннедетского эгоизма.

В возрасте до 2-2, 5 лет ребенок, как правило, коммуникабельная, дружелюбная, легко вступает в контакт с незнакомыми, редко испытывает чувство страха. В промежутке от 2 до 4 лет поведение ребенка может заметно измениться. Этот отрезок времени иногда условно называют первым пуберантним периодом, потому что происходит значительное увеличение роста, что сопровождается некоторым несогласованием нейроэндокринной и сердечно-сосудистой регуляции. В психологическом плане наблюдается достаточно сформировано чувство «Я». У ребенка, уже овладел фразовым языком и имеет пусть небольшой но собственный жизненный опыт, отмечается очень сильное влечение к самостоятельности. Одним из последствий такого стремления является упрямство, не всегда понятна родителям. Эта упрямство и своеволие значительно возрастают, если родители пытаются ограничить самостоятельность ребенка. В этот возрастной период могут наблюдаться различные неврологические реакции психогенного и соматогенного характера.

В возрасте 6-8 лет ребенок вступает в новый ответственный период называется вторым пуберантним. У ребенка уже хорошо развита моторика и речь, она точно умеет анализировать ситуацию, у нее уже развитое чувство «психологической дистанции» в отношениях со взрослыми. В то же время нет у нее чувство самокритики и самоконтроля, не выработана способность к длительному сосредоточению; в деятельности наблюдаются игровые элементы. При поступлении в школу могут наблюдаться отклонения, связанные с недостаточной психологической готовностью ребенка к систематическим занятиям, к коллективу. Некоторые дети не могут спокойно сидеть в течение урока, не могут сосредоточить внимание, рассеяны. На первых порах это может напоминать умственную отсталость, слабую сообразительность, пониженную память. Для дифференциации подобных проявлений необходимо тщательное психоневрологическое обследование.

Истинный пубертатный период (12-16 лет) тоже сопровождается значительными изменениями в поведении подростков. Движения становятся угловатыми, резкими, порывистыми; порывистость прослеживается и в психологических процессах. Желание быть взрослыми может проявляться и в подражании привычек взрослых, в отвержении всех авторитетов, активном противодействии любым методам принуждения. У подростков появляется интерес к таким проблемам, как смысл жизни, любовь, счастье. В этот период вегетативная регуляция несовершенна: отмечается повышенная потливость, неустойчивость артериального давления, кожно-трофические нарушения, лабильность сосудистых реакций.

Окончательное завершение формирования нервной системы заканчивается в 18-20 лет. По данным электроэнцефалографии, картина электроактивности коры головного мозга становится подобна таковой у взрослых примерно в 18-летнем возрасте. Сложность и многостепенность становления нервной системы имеет важное клиническое значение.

Источник

Купить игрушки для малышей>>

    Чтобы грамотно развивать и обучать своего ребенка, необходимо знать особенности его развития в каждый из периодов детства и отрочества. В этой статье мы  кратко познакомим наших читателей с основными этапами, которые проходит ребенок в своем развитии от первых дней жизни до подросткового возраста.

1. Период младенчества.

    Период младенчества можно условно разделить на два основных этапа: новорожденность  (от 1 до 4 недель) и собственно младенчество (от 1 месяца до 1 года). Психическое развитие в это время определяется тем, что малыш абсолютно беспомощен биологически и социально, а удовлетворение его потребностей полностью зависит от взрослых. В первые недели жизни ребенок плохо видит и слышит, хаотично двигается. Т.е. при своей полной зависимости он обладает минимальными возможностями общения и взаимодействия с окружающими. Поэтому главное направление развития ребенка на этом этапе – освоение основных способов взаимодействия с миром. Малыш активно развивает сенсомоторику: учится овладевать движениями тела (действовать руками, ползать, сидеть, а затем и ходить), осуществляет простые познавательные действия с целью исследования физической стороны предмета. Игрушки первого года жизни выполняют три основные функции: развитие органов чувств (в первую очередь, зрения, слуха, кожной чувствительности); развитие крупной и мелкой моторики ребенка; и, погремушкиближе ко второй половине года, усвоение информации о форме, цвете, размере, пространственном расположении предметов окружающего мира. Соответственно, нужно позаботиться о том, чтобы игрушки крохи были яркими, контрастными, сделанными из многообразных (различных на ощупь) безопасных материалов. Это будет стимулировать развитие органов чувств малыша.

    Развитие речи в этот период обусловлено одной любопытной особенностью. Новорожденный ребенок не способен к выделению не только себя, но и других людей из слитной ситуации, возникающей в результате его инстинктивного взаимодействия с миром. Субъект и объект еще не получили своего четкого различения в психике и мышлении ребенка. Для него не существует объекта переживания, он переживает состояния (голода, боли, удовлетворения), а не их причину и реальное содержание. Поэтому произнесение первых звуков и слов носит оттенок аутичности. Ребенок именует предметы, при этом, значения слов еще не закрепились и не постоянны. Роль играет только функция наименования и указания, ребенок не видит смысл слов самих по себе, не может соединить в слове его отдельные значения. Поэтому развитие речи в этот период может касаться только четкости произношения отдельных звуков и звуковых сочетаний.

Читайте также:  Ребенок откатился в развитии

2. Период раннего детства.

    В возрасте 1 – 3 лет ребенок приобретает некоторую степень самостоятельности: он уже произносит первые слова, начинает ходить и бегать, развивает активную деятельность по исследованию предметов. Однако диапазон возможностей ребенка еще очень ограничен. Основной вид деятельности, который ему доступен на этом этапе: предметно-орудийная деятельность, главный мотив которой – научиться манипулировать предметами. Образцом при действии с предметом для ребенка служит взрослый, схема социального взаимодействия такова: «ребенок – предмет – взрослый».

    Через подражание взрослым ребенок усваивает выработанные обществом способы работы с предметами. До 2 – 2,5 лет очень важны игры, в которых взрослый на глазах у ребенка что-то делает с предметом или игрушкой и просит малыша повторить действие. В это время все лучше делать вместе: строить башню из кубиков, клеить простые аппликации, вставлять вкладыши в рамку, собирать разрезные картинки, шнуровать игрушечные ботиночки и т.д. Полезны пособия, показывающие разные стороны предметов и рассчитанные на исследование с помощью пальцев рук: например, игрушки из разных видов ткани и с различными застежками (молниями, кнопками, пуговицами, шнурками). Чтобы научиться действовать с предметом, нужно исследовать его разные свойства и стороны. Именно этим с вашей помощью и будет заниматься ребенок.

    В подобных играх малыш делает несколько немаловажных для развития своей психики открытий. Во-первых, он постигает, что у предмета есть смысл – назначение, и что у него есть определенные технические особенности, которые обуславливают порядок манипуляций с ним. Во-вторых, благодаря отделению действия от предмета, происходит  сравненрамки-вкладышиие своего действия с действием взрослого. Как только ребенок увидел себя в другом, он смог увидеть себя самого – появляется субъект деятельности. Так рождается феномен «внешнее Я», «Я сам». Вспомним, «Я сам» — главная составляющая кризиса трех лет.

Именно в этом возрасте происходит формирование «Я», личности. Появляется и развивается самооценка, самоуважение, самосознание. Все это сопровождается значительным развитием речи, которое характеризуется увеличением словарного запаса, попытками построения предложений с учетом согласованности слов; началом фонематического анализа; поиском смысловых связей. К трем годам начинается освоение грамматического состава речи.

3. Младший дошкольный возраст (3 — 5 лет).

    Ребенок выходит из кризиса 3 лет с желанием действовать автономно и с системой самооценки.  Благодаря развитой речи и способности передвигаться он может чувствовать соразмерность со взрослыми. Но он понимает, что взрослые делают, что-то не на основе умений (как делать), а на смысловой основе (почему делать), однако, мотивационно-потребностная сфера у него пока не развита. Поэтому основной задачей ребенка в этом возрасте становится развитие этих смыслов, путем участия в человеческих отношениях. Поскольку взрослые ограждают его от этого активного участия, ребенок реализует это стремление в играх. Именно поэтому в 3 – 5 лет главное место в ежедневных занятиях малыша занимает сюжетно-ролевая игра. В них он моделирует мир взрослых и правила игрыфункционирования в этом мире. Для ребенка это не просто игровой процесс – это своеобразное отношение к действительности, в нем они создает мнимые ситуации или переносит свойства одних предметов на другие. Развитие у ребенка способности переноса свойств реальных предметов на предметы заменители (например, телевизор – коробочка из под конфет и т.п.) очень важно, оно говорит о развитии абстрактного мышления и знаково-символической функции. К концу этого периода сюжетно-ролевые игры начинают приобретать «режиссерский» характер. Ребенок уже не просто моделирует ситуацию, и сам непосредственно участвует в ней – он создает некоторый законченный сюжет, который может проигрывать по нескольку раз.

    В младшем дошкольном возрасте у ребенка также развиваются такие способности как:

  1. произвольность (возможность приостанавливать аффект для оценки ситуации и прогнозирования);  
  2. способность к обобщению переживаний (начинает появляться стойкое отношение к чему-либо,  т.е. развитие чувств); 
  3. в начале этого периода возникает наглядно-действенное мышление, а к его концу оно изменяется на наглядно-образное;
  4. в нравственном развитии осуществляется переход от принятия культурных и нравственных норм как данности к сознательному их принятию.

    Младший дошкольный возраст – благодатная пора для развития речи. Именно в период от 3 до 5 лет в развитии речи происходят значительные изменения.К4-м годам малыш начинает активно овладевать синтаксической стороной речи, в его речи возрастает количество распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

    Ребенок осваивает предлоги, сложные союзы. К 5 годам дети уже хорошо понимают прочитанный вслух текст, способны пересказать сказку или рассказ, построить рассказ по серии картин, обосновывать ответы на вопросы. В этот период важно не упустить время и регулярно проводить с малышом занятия на развитие речи: беседы по картинке, упражнения на развитие дикции, театральные игры.

    К 5 годам происходят существенные сдвиги и в развитии логического мышления детей. Они осваивают прием сравнения и сопоставления сходных и различных предметов (по форме, цвету, величине), умеют обобщать признаки и выделять из них существенные, успешно группируют и классифицируют предметы. 

4. Старший дошкольный возраст (5 — 7 лет).

    Возраст 5 – 7 лет – это время подготовки к школе, воспитания самостоятельности, независимости от взрослого, время, когда усложняются отношения ребенка с окружающими и когда он учится брать на себя ответственность за различные сферы своей жизни. К старшему дошкольному возрасту дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных знаний, и они уже способны делать серьезные логические выводы и научно-экспериментальные наблюдения. Дошкольникам доступно понимание общих связей, принципов и закономерностей, лежащих в основе научного знания.

   Главной заботой родителей в этот период становится подготовка ребенка к школе. При этом нужно помнить, что подготовка должна быть комплексной и включать в себя не только развитие речи, памяти, логического мышления, обучение чтению и азам математики, но и развитие способностей ребенка к успешной коммуникации и, как ни банально это звучит, воспитание так называемых «полезных привычек». Обязательность, пунктуальность, палочки кюизенераопрятность, умение следить за собой (например, убирать постель; приходя домой, переодеваться в домашнюю одежду; соблюдать режим дня без напоминаний мамы или папы), вежливость, умение вести себя в общественных местах – выработав у ребенка эти полезные привычки, вы сможете со спокойной душой отпускать ребенка на занятия.

    Ребенок старшего дошкольного возраста испытывает огромную потребность общения с други

    В развитии речи ребенка в это время происходит смещение акцентов. Если раньше главными были рост словарного запаса, правильное звукопроизношение и освоение грамматической структуры речи (на уровне построения простых и сложных, вопросительных и повествовательных предложений), то сейчас на первое место выходит умение воспринимать и понимать речь на слух и умение вести беседу. Количество слов, известных ребенку, к этому времени доходит до 5 — 6 тысяч. Но как правило, большинство этих слов связаны с конкретными бытовыми понятиями. Кроме того, далеко не все из знакомых ему слов ребенок активно использует в разговоре. Теперь задача взрослого – научить ребенка использовать не только бытовые, но и абстрактные слова и выражения в своей речи. В школе значительную часть весьма абстрактной информации ребенок должен будет усваивать на слух. Поэтому важно развивать слуховое восприятие и память. Кроме того, нужно подготовить его к системе «вопрос-ответ», научить его грамотно составлять устные ответы, обосновывать, доказывать, приводить примеры. Границами некоторых возрастных периодов детства являются возрастные кризисы, зная о которых можно избежать многих неприятных моментов и помочь ребенку перейти в новый период развития более мягко. Во всех случаях кризисные периоды возникают во время кардинальных психологических изменений и смены ведущей деятельности. Практически все возрастные кризисы сопровождаются капризностью, неуправляемостью, упрямством ребенка, его общей эмоциональной неустойчивостью. Ребенок сопротивляется всему, что исходит от взрослого, часто его мучают дневные и ночные страхи, которые могут привести даже к психосоматическим расстройствам. 7 лет – один из таких кризисных периодов. В это время нужно отнестись к ребенку с большим вниманием, при наблюдении нарушений сна, дневного поведения и т.п. обязательно обращаться к детскому психологу.

Читайте также:  Деятельность как основание личностного развития ребенка

5. Младший школьный возраст (7 – 11 лет)

   Даже если ребенок ходил на подготовительные занятия и привык к дисциплине и регулярной учебе уже в дошкольном возрасте, школа, как правило, кардинально изменяет его жизнь. Что уж говорить о ребенке, родители которого не уделяли особого внимания подготовке к школе. Школьная дисциплина, стандартный подход ко всем детям, необходимость выстраивать свои взаимоотношения с коллективом и т.п. оказывают сильнейшее воздействие на психику ребенка, и при этом он часто не может получить той эмоциональной поддержки, которую получал раньше. Переход в школьный возраст означает определенный этап взросления, и дабы воспитать «сильную личность», родители строги и неуклонны во всем, что касается учебы и дисциплины. Чтобы понять своего ребенка и его проблемы в этот период, следует учесть несколько новых особенностей, появившихся в психической жизни ребенка: Родители перестают быть единственным безусловным авторитетом ребенка. В системе отношений появляется учитель — «чужой взрослый», наделенный также непререкаемой властью. Ребенок впервые сталкивается с системой жестких культурных требований, предъявляемых учителем, вступая в конфликт с которым, ребенок вступает в конфликт с «обществом». Ребенок становиться объектом оценки, при этом оценивается не продукт его труда, а он сам. Взаимоотношения со сверстниками переходят из сферы личных предпочтений в сферу партнерских. Преодолевается реализм и предметность мышления, что позволяет видеть закономерности, не представленные восприятием. Ведущая деятельность ребенка в этот период – учебная. Она поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлексии, оценки того, «чем я был» и «чем я стал». В результате происходит формирование теоретического мышления, возникает рефлексия как осознание своих собственных изменений и, наконец, воспитывается способность к планированию. У ребенка этого возраста интеллект начинает играть ведущую роль – он опосредует развитие всех остальных функций. Таким образом, возникает осознание и произвольность действий и процессов. Так, память приобретает ярко выраженный познавательный характер. Во-первых, память теперь подчинена совершенно определенной задаче – задаче обучения, «хранения» информационного материала. Во-вторых, в младшем школьном возрасте идет интенсивное формирование приемов запоминания. В области восприятия также происходит переход от непроизвольного восприятия дошкольника к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом, подчиняющемуся определенной задаче. Происходит быстрое развитие волевых процессов.

6. Подростковый возраст (11 – 14 лет).

   Подростковый возраст можно условно разделить на два основных периода. Это собственно подростковый возраст (11 – 14 лет) и юношество (14 – 18 лет). В силу специфики нашего сайта, мы не будем затрагивать здесь тему старшего школьного возраста, рассмотрим лишь период до 14 лет, которым и завершим описание основных периодов психического развития ребенка. 11 – 13 лет – критический возраст, проблемы которого многие из нас помнят еще из собственного детства. С одной стороны, ребенок начинает осознавать, что он уже «взрослый». С другой, детство не теряет для него своей привлекательности: ведь на ребенке лежит гораздо меньше ответственности, чем на взрослом. Получается, что подросток хочет расстаться с детством и, одновременно, психически еще совершенно не готов к этому. Именно это является причиной частых стычек с родителями, упрямства, стремления противоречить. Очень часто подросток совершает бессознательные и безответственные поступки, нарушает запреты только ради того, чтобы «нарушить границы», не принимая на себя ответственности за последствия. Стремление подростка к независимости обыкновенно сталкивается в семье с тем, что родители относятся к нему еще как к «ребенку». В этом случае, растущее «чувство взрослости» подростка вступает в противоречие со взглядом родителей. Лучше всего в этой ситуации использовать это новообразование на пользу ребенку. В этом возрасте человек начинает выстраивать собственное мировоззрение и планы будущей жизни. Он уже не просто моделирует, кем он станет в будущем, а предпринимает конкретные шаги в построении своей будущей жизни. Помощь в выстраивании системы мотиваций в это время может иметь решающее значение. Станет ли подросток целеустремленной и гармоничной личностью или будет раздавлен бесконечной борьбой с окружающими и с самим собой – это зависит не только от него, но и от политики взаимодействия, которую изберут его родители. Как и ребенок младшего школьного возраста, подросток продолжает находиться в тех же условиях, что и ранее (семья, школа, сверстники), но у него появляются новые ценностные ориентации. У него меняется отношение к школе: она становиться местом активных взаимоотношений. Общение со сверстниками является ведущей деятельностью в этом возрасте. Здесь осваиваются нормы социального поведения, мораль и законы. Основное новообразование этого возраста – перенесенное внутрь социальное сознание, т.е. есть самосознание себя как части общества (иначе сказать, переосмысленный и переработанный опыт социальных отношений). Эта новая компонента способствует большей регуляции, контролю и управлением поведения, более глубокому пониманию других людей, создает условия дальнейшего личностного развития. Осознание себя в качестве члена общества является необходимой ступенькой к самоопределению, к пониманию своего места в мире. У ребенка происходит быстрое расширение социальных условий бытия: как в пространственном отношении, так и в увеличении диапазона «проб себя», поиска себя. Подросток старается конкретизировать свое положение в мире, найти свое место в обществе и определить значимость той или иной социальной позиции. Нравственные представления в этот период превращаются в развитую систему убеждений, которая приносит качественные сдвиги во всей системе потребностей и стремлений подростка. При использовании статьи или отдельных ее частей ссылка на первоисточник (с указанием автора и места публикации) обязательна!

Купить игрушки для малышей>>

Источник