Основные концепции развития ребенка
В результате освоения данной главы студент должен: знать
- • основные концепции и теории психического развития ребенка;
- • основания построения различных периодизаций психического развития; уметь
- • анализировать периодизации психического развития;
- • давать психологический портрет дошкольника в различных подходах; владеть
- • критериями сравнительного анализа концепций психического развития ребенка.
Основные положения концепции психического развития 3. Фрейда
Зигмунд Фрейд в психологии стал наиболее противоречивой фигурой, которую или яростно критиковали, или восхищенно хвалили. Его влияние на психологию, в том числе психологию ребенка, колоссально. Фактически теория Фрейда открывает ряд научных периодизаций психического развития, где авторы определяют логику развития психики, обоснованно выделяют этапы ее становления и обозначают механизмы психического развития в онтогенезе.
Оценка
Из послания к 80-летнему юбилею Фрейда, подписанного Томасом Манном, Роменом Ролланом, Гербертом Уэллсом и множеством других видных интеллектуалов:
«Этот смелый провидец и целитель на протяжении двух поколений ведет людей в неведомые области человеческой души… Пусть даже будущее придаст другую форму и изменит тот или иной результат его исследований, никогда больше не удастся замолчать вопросы, поставленные 3. Фрейдом перед человечеством; его вклад в знания не может быть оспорен или скрыт… Если какое-нибудь деяние нашей расы останется незабвенным, это будет его проникновение в глубины человеческой психики»[1].
Вот как охарактеризовал вклад Фрейда в мировую культуру один из историков психологии: «Коперник переместил человечество из центра мира на его окраину, Дарвин заставил признать свое родство с животными, а Фрейд доказал, что рассудок не является хозяином в собственном доме». Главным достижением концепции Фрейда применительно к детскому возрасту является открытие детской сексуальности и пристальное внимание к той роли, которую играют отношения с родителями в становлении личности.
Зигмунд Фрейд (1856—1939) — австрийский врач-психиатр и психолог, основатель психоанализа. Создатель теории психосексуального развития индивида. В формировании характера и его патологии главную роль отводил переживаниям раннего детства. Принципы психоанализа распространил на различные области человеческой культуры — мифологию, фольклор, художественное творчество, религию и т.д.
Наиболее важные работы: «Толкование сновидений» (1900), «Психопатология обыденной жизни» (1904), «Лекции по введению в психоанализ» (1910), «Тотем и табу» (1913), «Я и Оно» (1923).
Лечение психиатрических больных и изучение причин отклонений в эмоциональных переживаниях пациентов позволили Фрейду сначала выделить факторы неврозов, коренящиеся в раннем детстве, а затем проанализировать и описать общую логику психического развития и становления личности как процесс трансформации энергии либидо и зарождения различных структурных компонентов личности (эго и супер-эго). Переживания детства, такие как любовь и ненависть к родителям, чувства вины и стыда, чувственное влечение, — становятся основой формирования личности и влияют на ее последующее развитие, а неразрешенные детские конфликты запускают механизм развития неврозов. Таким образом, родительско-детские отношения и сексуальные переживания оказываются неотъемлемой частью становления личности, определяя влечения и подсознательные мотивы.
Рассматривая психику как имеющую три уровня функционирования: сознание, предсознание и бессознательное, Фрейд сосредоточился на феноменологии и логике функционирования бессознательного. Он не открывал бессознательное, вопреки традиционному представлению, но наполнил знания о бессознательном совершенно новым содержанием. До Фрейда бессознательное обычно понималось как некое хранилище неактуальных опыта и информации. Благодаря клинической практике великий австрийский аналитик выявил активную и наиболее влиятельную роль бессознательного в психической жизни человека в сравнении с другими структурным компонентами. Бессознательное оказалось вовсе не мирным хранилищем, а ареной баталий страстных и примитивных импульсов, желаний и побуждений, которые непрерывно оказывают влияние на сознание.
Вызвавшая взрыв в венском обществе работа Фрейда «Три очерка по теории сексуальности» раскрывает взгляды автора на сексуальность как доминирующую причину поведения человека и указывает, что все люди изначально рождаются с мощным сексуальным влечением, во многом извращенным. Соответственно, задача общества — правильно воспитать личность и направить сексуальные импульсы на адекватные объекты и социально приемлемые способы удовлетворения потребности в удовольствии1.
Современная психология уже не оспаривает некогда радикальный вывод Фрейда об инфантильной сексуальности. Фрейд писал: «Кажется несомненным, что новорожденный приносит с собой на свет зачатки сексуальных стремлений, которые в течение некоторого времени развиваются дальше»[2][3]. Однако следует понимать, что сексуальность, или энергия либидо, для Фрейда представляет общее стремление к чувственному удовольствию любого рода и является базовой энергией организма, определяющей его стремление к жизни (Эрос). Так, переживание удовольствия младенцем связано с ласковыми прикосновениями к любой части тела, а сосредоточено в области рта.
В дальнейшем анатомию психики Фрейд представил как динамическую модель взаимодействия трех компонентов: ид, эго и супер-эго. Ид полностью принадлежит бессознательному, а эго и супер-эго располагаются на всех трех уровнях психики: сознании, предсознании и бессознательном.
Супер-эго и ид ведут личность в противоположных направлениях, а эго — «слуга двух господ» — регулирует конфликт между ними и обеспечивает удовлетворение желаний ид социально приемлемыми способами, которые не вызывали бы отторжения со стороны супер-эго.
В качестве примера такого внутриличиостного конфликта можно привести ситуацию, когда воспитатель сердится, скажем, на гиперактивного, неугомонного ребенка, который мешает ей вести занятие. Его непослушание и разрушительное поведение выводят педагога из себя настолько, что у нее возникает желание ударить ребенка, чтобы компенсировать негативные эмоции. Это желание ид. Но супер-эго взрослого человека говорит воспитателю, что детей бить нельзя, напоминает все профессиональные ценности и жестко налагает запрет на агрессию в отношении детей. В свою очередь, эго, руководствуясь принципом реальности, ищет рациональный выход и подсказывает допустимые формы удовлетворения импульсов ид не нарушая запреты супер-эго — постучать указкой по столу или строгим голосом сделать ребенку замечание. Возможно, остаточные импульсы педагог выразит чуть позже в эмоциональной беседе с коллегой или в физической активности в спортзале. Здоровая личность функционирует в разумном равновесии всех компонентов психики.
Фрейд полагал, что дети проходят пять стадий психосексуального развития (табл. 3.1) и каждая из них воздействует на формирование личности. Кроме того, фиксация на любой из стадий (неспособность или невозможность решить задачи конкретного периода) ведет к формированию определенного патологического характера.
Источник
На сегодняшний день не существует единой теории, способной дать всеобъемлющее представление о психическом развитии ребенка. Чтобы получить более или менее полную картину развития, поведения и воспитания детей, нужно познакомиться с несколькими теориями, которые выражаются в типе периодизации.
Психоаналитическая теория
Ее предмет – человеческие эмоции и межличностные отношения. Наиболее известны две периодизации представителей психоаналитической теории: Зигмунда Фрейда и Эрика Эриксона. З.Фрейд (1856-1939) объяснял развитие личности действием биологических факторов и опытом раннего семейного общения. Он полагал, что дети проходят 5 стадий психического, точнее, психосексуального развития. На каждой стадии интересы ребенка сосредоточены вокруг определенной части тела, служащей источником получения удовольствия:
- оральная стадия (0 – 2 года);
- анальная стадия (2 – 3 года);
- фаллическая стадия (4 – 5 лет);
- латентная стадия (6 – 12 лет);
- генитальная стадия (12 – 18 лет).
Э. Эриксон (1902-1979) выделил 8 стадий психосоциального развития личности. На каждой человек испытывает специфический кризис, суть которого составляет конфликт между противоположными состояниями сознания, психики:
- доверие – недоверие к окружающему миру (0 – 1 год);
- чувство независимости – ощущение стыда и сомнения (1 – 3 года);
- инициативность – чувство вины (4 – 5 лет);
- трудолюбие – чувство неполноценности (6 – 11 лет);
- понимание принадлежности к определенному полу – непонимание форм поведения, соответствующего данному полу (12 – 18 лет);
- стремление к интимным отношениям – изолированность от окружающих (раннее взросление);
- жизненная активность – сосредоточенность на себе, возрастные проблемы (нормальное взросление);
- ощущение полноты жизни – отчаяние (позднее взросление).
Когнитивная теория
Касается главным образом проблем становления и развития мышления, процесса усвоения знаний. Наиболее полно процессы умственного развития были разработаны швейцарским ученым Жаном Пиаже (1896 – 1980). Человек, по Пиаже, в своем умственном развитии проходит 4 большие периода: 1) чувственно-двигательный (сенсомоторный) – от рождения до 2 лет; 2) дооперативный (2 – 7 лет); 3) период конкретного мышления (7 – 11 лет); 4) период формально-логического, абстрактного мышления (11-12 – 18 лет и далее).
Теория поведения
Пытается объяснить, почему, когда и каким образом дети и взрослые обучаются вести себя так, а не иначе. Эту теорию называют также бихевиористской (от англ. behavior – поведение). Основоположником бихевиоризма является Джон Уотсон (1878-1958). Большой вклад в практическое осуществление теории внес Б. Скиннер (1904-1992). Бихевиористы подчеркивают влияние среды на поведение и развитие детей и выделяют 3 типа социального обучения: классическое и оперантное обусловливание и подражание.
Биологическая теория
Сравнивает поведение людей и животных в естественных условиях и акцентирует внимание на определении общего и специфического в их поведении. Научное направление, занимающееся этими проблемами, носит название этология . Конрад Лоуренц (1903-1988), известный этолог, ввел в психологию понятие импринтинга (запечатлевания). По мнению этологов, человек рождается с определенными фиксированными образцами действий, генетически детерминированными формами поведения – инстинктами.
Гуманистическая теория
Рассматривает человека как уникального индивида, целостную личность, стремящуюся к самореализации. Наибольший вклад в развитие гуманистической теории внес Абрахам Маслоу (1908 – 1970). Согласно его теории, каждый человек обладает мотивационным набором, который помогает ему удовлетворять потребности пяти уровней:
- выживание, или биологические потребности;
- безопасность и уверенность в будущем;
- любовь и принадлежность к конкретной социальной группе (социальный статус);
- самооценка;
- самореализация.
Удовлетворив их, человек может стать творческим и независимым существом.
Культурно-историческая теория Л.С.Выготского
Основывается на том, что «всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва социальном, как категория интерпсихическая, потом – психологическом, как категория интрапсихическая, сперва между людьми, затем внутри ребенка». Все внутренние процессы, по Выготскому, являются продуктом интериоризации: они зарождаются в прямых социальных контактах ребенка со взрослыми, а затем «вращиваются» в его сознание. Все эти теории взаимодополнительны, так как их авторы используют различные «инструменты» при изучении психического развития человека и акцентируют внимание на различных уровнях и сторонах развития ребенка. В данном пособии в качестве основной используется концепция Л.С.Выготского.
Периодизация и закономерности психического развития ребенка
Большинство психологов делит детство на периоды.
В основу периодизации психического развития ребенка Л.С.Выготский положил понятие ведущей деятельности, которая характеризуется тремя признаками:
- Она должна быть смыслообразующей для ребенка. Например, в 3 года бессмысленные ранее вещи приобретают для ребенка смысл в контексте игры. Следовательно, игра и есть ведущая деятельность и средство смыслообразования.
- В контексте этой деятельности складываются базовые отношения со взрослыми и сверстниками.
- В связи с освоением ведущей деятельности возникают основные новообразования возраста (круг способностей, которые позволяют эту деятельность реализовывать, например, речь). На каждом из этапов психического развития ведущая деятельность имеет решающее значение. При этом другие виды деятельности не исчезают. Они есть, но существуют как бы параллельно и не являются главными для психического развития. Например, игра является ведущей деятельностью дошкольников. Но она не исчезает у школьников, хотя уже и не является ведущей деятельностью.
Кризисы и стабильные периоды
Ребенок развивается неравномерно. Есть периоды относительно спокойные, или стабильные , а есть так называемые критические .
Критические периоды
Кризисы открыты эмпирическим путем, причем, не по очереди, а в случайном порядке: 7, 3, 13, 1, 0. Во время критических периодов ребенок за очень короткий срок меняется весь в целом, в основных чертах личности. Это революционное, бурное, стремительное течение событий как по темпу, так и по смыслу совершающихся перемен. Для критических периодов характерны следующие особенности:
- Границы, отделяющие начало и конец кризиса от смежных периодов, крайне неотчетливы. Кризис возникает незаметно, очень трудно определить момент его наступления и окончания. Резкое обострение (кульминация) наблюдается в середине кризиса. В это время кризис достигает апогея.
- Трудновоспитуемость детей в критические периоды в свое время послужила отправной точкой их эмпирического изучения. Наблюдается строптивость, падение успеваемости и работоспособности, возрастание количества конфликтов с окружающими. Внутренняя жизнь ребенка в это время связана с мучительными переживаниями.
- Негативный характер развития. Отмечено, что во время кризисов, в отличие от стабильных периодов, совершается скорее разрушительная, нежели созидательная работа. Ребенок не столько приобретает, сколько теряет из приобретенного прежде. Однако возникновение нового в развитии непременно означает отмирание старого. Одновременно в критические периоды наблюдаются и конструктивные процессы развития. Выготский назвал эти приобретения новообразованиями .
Новообразования критических периодов носят переходный характер, то есть они не сохраняются в том виде, в котором возникают, например, автономная речь у годовалых детей (см. ниже).
Стабильные периоды
Во время стабильных периодов ребенок накапливает количественные изменения, а не качественные, как во время критических. Эти изменения накапливаются медленно и незаметно. Последовательность развития определяется чередованием стабильных и критических периодов.
Динамика развития
- К началу каждого периода складывается неповторимое отношение ребенка с окружающей действительностью – социальная ситуация развития.
- Она закономерно определяет его образ жизни, что ведет к возникновению новообразований.
- Новообразования влекут за собой новую структуру сознания ребенка, изменение отношений.
- Следовательно, изменяется социальная ситуация развития. Наступает связанный с этим критический период.
Сензитивные периоды
Каждый ребенок сензитивен к определенным воздействиям, к освоению реальности и развитию способностей в различные периоды. Сензитивные периоды связаны, во-первых, с ведущей деятельностью, во-вторых, с актуализацией в каждом возрасте тех или иных базальных потребностей.
Зона ближайшего развития
Взаимодействие ребенка с социальной средой является не фактором, а источником развития. Иначе говоря, все, чему научится ребенок, должны дать ему окружающие его люди. Важно при этом, чтобы обучение (в самом широком смысле) шло с опережением. У ребенка есть некий уровень актуального развития (например, он может решить задачу самостоятельно, без помощи взрослого) и уровень потенциального развития, то есть в сотрудничестве со взрослым.
Зона ближайшего развития – это то, на что ребенок способен, но не умеет без помощи взрослых. Все обучение строится на принципе учета зоны ближайшего развития, с опережением актуального развития.
Кризис новорожденности (0-2 месяца)
Кризис новорожденности был не открыт, а высчитан последним и выделен как особый, кризисный период в психическом развитии ребенка. Признак кризиса – потеря в весе в первые дни после рождения.
Социальная ситуация новорожденного специфична и неповторима и определяется двумя моментами. С одной стороны, это полная биологическая беспомощность ребенка, он не в состоянии удовлетворить ни одной жизненной потребности без взрослого. Таким образом, младенец – максимально социальное существо.
С другой стороны, при максимальной зависимости от взрослых ребенок лишен еще основных средств общения в виде человеческой речи.
В противоречии между максимальной социальностью и минимальными средствами общения заложена основа всего развития ребенка в младенческом возрасте.
Основное новообразование – возникновение индивидуальной психической жизни ребенка. Новое в этом периоде то, что, во-первых, жизнь становится индивидуальным существованием, отдельным от материнского организма. Вторым моментом является то, что она становится психической жизнью, ибо, согласно Выготскому, только психическая жизнь может быть частью социальной жизни окружающих ребенка людей.
Проявляется новообразование в форме комплекса оживления , который включает в себя следующие реакции:
- общее моторное возбуждение при приближении взрослого;
- использование крика, плача для привлечения к себе, то есть возникновение инициативы общения;
- обильные вокализации во время общения с матерью;
- реакция улыбки.
Комплекс оживления служит границей критического периода новорожденности, а сроки его появления – основным критерием нормальности психического развития ребенка. Комплекс оживления появляется раньше у тех детей, матери которых не только удовлетворяют витальные потребности ребенка (вовремя кормят, меняют пеленки и т.п.), но и общаются и играют с ним.
Автор-составитель Р. П. Ефимкина Новосибирск
Акушерское отделение №1
Акушерское отделение №2
Гинекологическое отделение
Отделение дневной стационар
Женская консультация №1
Женская консультация №2
Источник