Основные этапы развития личности ребенка и образовательный процесс

Основные этапы развития личности ребенка и образовательный процесс thumbnail

Развитие личности – часть общего развития человека, наряду с физическим и психическим. Вопрос, как происходит личностное развитие ребенка, волнует, пожалуй, всех родителей. Переход от младенца, который еще пока не может быть личностью, к взрослому, который имеет сформированную личность, происходит не одномоментно – это постепенный процесс – путь, на котором ребенок делает шаг за шагом, продвигаясь к тому, чтобы стать личностью.

Развитие личности ребенка

Основные этапы развития личности ребенка

Любой детский психолог скажет, что ребенок – это личность. Чтобы разобраться, как происходит личностное развитие ребенка, необходимо выяснить, что подразумевается под этим понятием. В психологии и социологии имеются разные определения личности, чаще всего под этим термином подразумевается человеческий индивид, как субъект отношений и сознательной деятельности. При этом процесс становления индивида, как личности, происходит не вдруг, а постепенно, и под влиянием очень многих факторов.

Детские психологи выделяют следующие этапы развития и формирования личности ребенка, в соответствии с его возрастом:

  • ранний детский, от рождения до 3 лет;
  • дошкольное и школьное детство, от 4 до 11 лет;
  • отрочество – 12-15 лет;
  • юность – 16-18 лет.

Новорожденный малыш, уже с первого дня вступая в контакт с внешним миром: мамой, врачами и медсестрами, начинает познавать окружающую действительность, а значит, его личность начинает развиваться. Именно первые три года, когда ребенок воспитывается в семье, и его мир ограничен этой социальной группой, являются самыми важными для дальнейшего развития его личности. Если в семье царит сотрудничество, доброжелательность и взаимопонимание, ребенок становится человеком заботливым, нежным, он умеет признавать свои промахи и отвечать за них.

В каждом из возрастных периодов малыш проходит 3 фазы развития личности:

  • Адаптация – он осваивает простейшие навыки, овладевает языком.
  • Индивидуализация – при этом происходит противопоставление себя окружающим, выделение собственного «Я».
  • Интеграция – ребенок учится управлять своим поведением, подчиняться взрослым и взаимодействовать с окружающими.

При этом если к следующему возрастному периоду у ребенка не завершится фаза интеграции предыдущего, формируются предпосылки для кризиса развития личности (кризис 3 лет, 7 лет и т.п.). Эту особенность развития личности ребенка необходимо учитывать при поиске путей преодоления возрастных кризисов.

Влияние коллектива на личностное развитие ребенка

В дошкольном возрасте ребенок сталкивается с еще одной значимой с точки зрения развития личности социальной группой – коллективом, чаще всего это происходит в детском саду. На развитие и формирование личности ребенка оказывают воздействие взаимоотношения со сверстниками и воспитателями, здесь он учится дисциплине, общению, приобретает трудовые навыки.

Находясь в фазе индивидуализации для данного возрастного периода, ребенок будет стараться выделиться в коллективе. Это будет происходить либо за счет позитивной подачи себя в различных видах деятельности, либо за счет проказ и непослушания. При этом оценка воспитателя для него будет так же важна, как и оценка родителей. Все эти же 3 фазы развития личности ребенка проходят и в младшем школьном возрасте, когда он входит в новую социальную группу – школу. Теперь для него будет значима оценка учителя.

Подростковый возраст и становление личности

В подростковом возрасте условия развития личности ребенка меняются, он не переходит в новую группу, изменяется сама группа. В этом возрасте для него все большее значение приобретает общение в компании сверстников. Теперь их мнение и оценка становятся равнозначными или даже более авторитетными, чем мнение родителей и учителей. В подростковом возрасте есть и другая особенность развития личности ребенка – слишком быстрые изменения социально-психологической структуры группы, в которой он находится, приводят к кризису личности, для которого характерен дух противоречия, стремление приобрести свой собственный опыт.

Как правило, к 18 годам процесс формирования и развития личности ребенка завершается, кардинально поменять ее уже нельзя, можно лишь направлять молодого человека, корректировать его поведение. Поэтому прививать ребенку морально-этические ценности и обучать его нормам поведения нужно с раннего возраста. Следует понимать, что характер ребенка – это следствие того жизненного опыта, который он имеет. Он зависит от условий развития личности ребенка. На начальных этапах развития убеждения и нормы поведения малыша формируются на основе того, что он видит в семье. По мере взросления ребенка появляется все больше факторов, влияющих на социальное развитие личности, его окружают больше хороших и плохих примеров для подражания, он видит разные ситуации, которые и формируют его мнение обо всем, с чем он сталкивается в жизни. На этом этапе только лишь положительного примера родителей может оказаться недостаточно, нужно как можно больше разговаривать с ребенком, объясняя ему в доступной форме основные человеческие ценности. Главная задача родителей на этапе взросления маленького человека – сохранить его доверие, тогда они обязательно смогут воспитать его хорошим и добрым.

Читайте также:  Упражнения для физического развития ребенка 3 лет

Источник

Приветствуем вас на страницах нашего интернет издания. Каждая мама мечтает, чтобы ее родившийся на свет карапузик, стал выдающейся личностью. Но некоторые мамочки даже не задают себе вопрос, когда же дитя становится той самой личностью, да и не многие знают верное определение этого слова. Если вы читаете эту статью, значит, вы не относитесь к кругу этих безответственных родителей.

В этой статье вы найдете:

  • Основные этапы развития личности ребенка
  • По Фрейду

Личность – это человек, который обладает сознанием, он развит настолько, что может самостоятельно управлять своими мыслями, действиями. Прекрасно осознавая сложность выполнения, и последствия.

Этапы

devochka_i_chkatulka

Развитие личности столь же важно как, к примеру, физическое, умственное развитие. Каждый малыш, появившийся на свет, это уже человек, но вот для того, чтобы ему стать индивидуальностью должно пройти время, и не мало. Давайте рассмотрим более подробно все этапы, которые проходит маленький человек до того как его с гордостью можно будет называть личностью.

Ранняя стадия. Первые шаги к личности начинаются с самого рождения и до года. На этом этапе карапуз формирует свой взгляд на мир, людей, вещи, действия. Как карапуз будет смотреть на жизнь, зависит от любви, заботы родителей и общей атмосферы в доме. Чем больше любви увидит ребеночек в семье, тем добрее и доверчивее он вырастит.

Например, если в доме принято выяснять отношения на повышенных тонах, обижать животных то, как в таком случае можно ждать от ребенка все поглощающей любви к окружающим. Малыш будет копировать поведение взрослых, отстаивать свое мнение криком, обижать более слабых. Сыграет ли такое поведение добрую услугу в будущей самостоятельной жизни? Кто захочет видеть среди своих подчиненных или коллег, истеричную озлобленную личность.

etapi_razvitiya_rebenka

Второй этап.  Длится с 2 до 3 лет.  В раннем и дошкольном возрасте развитие личности формируется на моторных умениях. Ребенок начинает познавать свое тело, учится делать свои первые неловкие движения. О реакции родителей зависит, сформируется ли у пупса понятие о самостоятельности, без которого не обойтись во взрослой жизни.

Родителям нужно позволять своему отпрыску самостоятельно одевать одежду, завязывать шнурки, преодолевать препятствия. Пусть первые его попытки будут неумелые, и даже смешные. Не стоит ругать малыша, и тут же все делать за него. Проявите немного терпения, дайте ребенку понять весь процесс, потренироваться и у него обязательно все получится. Если вы все будете делать за него, он вырастет человеком не умеющим решать не только бытовые вопросы, но и не научится принимать решения самостоятельно.

Третья стадия развития. Карапузу исполнилось 4 – 5 лет. У ребенка начинает активно формироваться фантазия. Теперь малыш не пытается во всем подражать взрослым, он начинает придумывать нечто свое, у него появляется свое мнение при выборе одежды, он выдумывает свои собственные игры.

Теперь цель родителей показать свою заинтересованность в деятельности ребенка, давать понять малышу, что у него отлично, получается, подбирать гардероб, и придумывать увлекательные игры.  Если этого не делать, или еще хуже не одобрять замыслы, то в подсознании карапуза формируется чувство вины, которое он может пронести сквозь всю жизнь.

rebenok_na_prirode

Этап четыре, наступает в возрасте от 6 до 12 лет. Школьник начинает проявлять интерес к творчеству. Здесь так же важно поощрение окружающих. Если детеныш заметит, что его творческие старания напрасны, то у него может пропасть интерес развиваться дальше, начнет отставать и по школьным предметам.

Последний пятый этап. Ребенок 12 – 18 лет. Чадо начинает выбирать свое место в социуме. Вот тут и могут вылезти все ошибки, которые наделали родители в воспитании. Выбор ребенка может пасть на занятия спортом, музыкой. Но может случиться и так что подросток примкнет к группе наркоманов, пьяниц, в общем, асоциальных персонажей.

Вот мы рассмотрели основные этапы развития ребенка, начиная с рождения и до юношества.

По Фрейду

Думаю, что вдаваться в подробности о том кто такой З. Фрейд не стоит, поскольку это личность достаточно известная. В этой части статьи мы рассмотрим теорию Фрейда, на то, как развивается психология ребенка. Теория эта, честно говоря, достаточно оригинальная.

Читайте также:  Ребенок 4 года норма развития это

remenok_i_rakushka

Фрейд считает, что рождаясь на свет, человек уже имеет сексуальные инстинкты, он проводит параллель между развитием личности и психосексуальным развитием и доказывает что одно без другого не возможно.

И так этапы развития по Фрейду:

  • Оральная стадия – с рождения до 18 месяцев. Возраст, когда ребеночек питается грудью.
  • Анальная стадия – с 18 месяцев до 3 лет. Ребенок приучается к горшку.
  • Фаллическая – с 3 до 7 лет. Чадо начинает отличать пол, интересоваться отличиями.
  • Латентная – с 7 до 13 лет. Этакое затишье в психическом развитии.
  • Генитальная – с 14 до 18 лет. Окончательная фаза формирования личности в ребенке, интерес к сексу.

Изучая все стадии, родители смогут понять, почему у их детище в характере присутствует та или иная черта. Каждая черта характера человека зависит от того, как протекало его психическое воспитание в детстве. В какой обстановке рос ребятенок, какие отношения в семье, привили ли родители своему чаду уважение и любовь к окружающим. От всего этого зависит, каким человеком вырастет ваш отпрыск, и как сложится его судьба.

Предлагаем вам подписаться на обновления сайта, для того чтобы мы оповестили вас о новой публикации. Также вы можете общаться с другими читателями через комментарии, оставлять свое мнение, выкладывать свой вопрос на обсуждение.

Рекомендация

Бесплатный курс «Как упорядочить занятия с ребенком и стать супер мамой»

Чтобы скачать курс бесплатно, перейдите по ссылке >>>

Источник

Елена Кузнецова
Становление личности ребенка в образовательной среде

Аннотация: В статье отражены основные аспекты, связанные с вхождением в образовательную среду детей дошкольного возраста. Образовательная среда выступает одним из основных факторов становления и развития личности.

Ключевые слова: образовательная среда, дошкольный возраст, дошкольное образовательное учреждение, личность, становление личности.

На современном этапе становление личности ребенка в образовательной среде становится приоритетным направлением воспитательного и образовательного процесса. Образование сегодня признано основным ресурсом социальноэкономического и политического развития государства и гражданского общества. Целью образования является воспитание, социальнопедагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого и компетентного гражданина.

Согласно ФГОС дошкольного образованияперед педагогами в данном контексте стоят следующие задачи:

— создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

— объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

— формирование общей культуры личности ребенка, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка.

Процесс становления и развития личности подчиняется определенным закономерностям. Рассмотрим их подробнее.

В старшем дошкольном возрасте дети приобретают устойчивые психологические характеристики, влияющие на их действия и поступки, произвольность поведения.

Целостная структура личности, по Л. С. Выготскому, определяется направленностью и активностью, характеризуя строение мотивационной сферы человека. Развитие личности дошкольника состоит из постепенного осознания своего места в мире и развития чувств и воли, обеспечивающих соподчинение мотивов, устойчивость поведения.

В процессе становления личности дошкольника происходит формирование самосознания (представлений ребёнка о себе, своём месте в мире, оценивании собственных поступков по сравнению с окружающими). В старшем дошкольном возрасте появляется критичность мышления, складывается адекватная дифференцированная самооценка. Именно в дошкольном возрасте происходит активное личностное развитие ребенка: среди мотивов начинают преобладать познавательные и социальные мотивы, формируются навыки саморегуляции и произвольности, самостоятельность в практической и познавательной деятельности, способность адаптироваться к изменяющимся условиям среды.

Развитие ребенка и его личности, по Л. С. Выготскому, идет по линии осознанности и произвольности в процессе взаимодействия ребенка со взрослыми и со сверстниками. Таким образом, личность понималась Л. С. Выготским как осознание себя и отношений к себе как к физическому, духовному и общественному существу.

Личность — это конкретный человек со своими мыслями, точкой зрения, нормами поведения и нравственностью. В дошкольном возрасте дети уже способны управлять собственным поведением, нести ответственность за свои поступки.

Образовательная среда рассматривается в контексте понимания образования как сферы социальной жизни, а среды, как фактора образования. Среда — это окружение, совокупность условий вокруг человека. Проблемой развития образовательной среды занимались Г. А. Ковалев, В. И. Панов, А. В. Петровский, Б. Д. Эльконин, В. А. Ясвин, а также зарубежные ученые А. Бандура, К. Левин, К. Роджерс.

Читайте также:  Умка центр развития ребенка набережные челны

Образовательную среду определяют как совокупность исторически сложившихся факторов, обстоятельств, ситуаций. Она представляет собой совокупность специально организованных педагогических условий для развития личности обучающегося. В современных исследованиях образовательная среда рассматривается как категория, характеризующая ребенка, что определяет ее целевое и функциональное назначение.

Проблема образовательной среды становится все более актуальной в настоящее время. По мнению В. А. Ясвина, образовательная среда – это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственнопредметном окружении. В понимании В. В. Рубцова «образовательная среда – это такая общность, которая в связи со спецификой возраста характеризуется взаимодействием ребенка с взрослыми и детьми; процессами взаимопонимания, коммуникации, рефлексии; историкокультурным компонентом. Как пишет С. Д. Дерябо, образовательная среда – это совокупность всех возможностей обучения, воспитания и развития личности. В. И. Слободчиков говорит о том, что, среда, понимаемая как совокупность условий и обстоятельств для образования, не существует как нечто однозначное и данное заранее. В. В. Степанова и Н. Н. Толстых придают большое значение организации образовательной среды, под которой они понимают единство компонентов реальности, имеющих как культурное, так и природное происхождение. Предполагается, что взаимодействие культурной и природной среды дает возможность развивать и изменять способности личности.

Таким образом, мы можем говорить о том, что образовательная среда является совокупностью различных факторов образовательного процесса и специально организованных психологических и педагогических условий для становления и развития личности.

Образовательная среда ДОУ относится к особому типу среды. Дети находятся в детском саду по 810 часов каждый день. В это время они посещают логопедические, физкультурные, музыкальные, психологические, общеразвивающие занятия. Образовательная среда ДОУ информационно насыщенна и многообразна в коммуникационном плане.

Именно в дошкольном возрасте закладываются общественные основы направленности личности, развиваются навыки поведения в обществе. Это определяет именно детский сад как основную организационную форму воспитания ребенка.

Приходя в детский сад, ребенок становится членом группы сверстников во главе с воспитателем. Наряду с родителями и членами семьи, воспитатель становится значимым взрослым в жизни ребенка.

Общение со взрослыми помогает ребенку устанавливать и развивать социальные контакты, познавать себя и других, оказывает воздействие на особенности и развитие его коммуникативных навыков. Взрослый является для ребенка образцом для подражания, эталоном. И таким образом субъектсубъектные отношения выходят на первое место в дошкольном возрасте.

В связи с возрастными особенностями дошкольников воспитатель оказывает на ребенка педагогическое воздействие и своими интеллектуальными, и педагогическими способностями, и личностными качествами.

По мнению Л. С. Выготского, воспитание и образование в качестве единого целенаправленного формирования личности ребенка можно определить,как поле активного взаимодействия трех компонентов: дошкольника, педагога и среды между ними.

Образовательная среда в детском саду должна являться средством развития природных способностей, а для этого она должна быть разнообразной и вариативной, включая как различные проекты, конкурсы и изготовление поделок, продолжая компьютерными программами и интерактивными приложениями. В такой среде у дошкольника будет возможность испытать себя в различных учебных и игровых ситуациях, погружаясь в различные виды деятельности. В то же время, образовательное пространство должно быть максимально насыщено предметным и нравственно-эстетическим содержанием.

Задача же воспитателя заключается в том, чтобы в этом пространстве создавать для дошкольника ситуацию успеха в выбранном виде деятельности.

Образовательное пространство необходимо насыщать ситуациями, способствующими развитию творческого подхода. В творчестве дошкольник не только концентрируется на отдельной задаче, но и получает со стороны сверстников и значимых взрослых положительное эмоциональное подкрепление при выполнении определенной деятельности, необходимое для того, чтобы поддержать развитие способности на должном уровне.

Образовательная среда ДОУ – это многообразная система, элементы которой в своей совокупности обеспечивают развитие личности дошкольника.

Список литературы

1. Васильева К. Е. Управление в дошкольном образовании. — М., 2015.

2. Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М., 2013.

3. Солодянкина О. В. Социальное развитие ребенкадошкольного возраста: методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2014.

4. Солодянкина О. В. Система планирования в ДОУ. – М., АРКТИ, 2013.

5. Сушкова И. В. Социально-личностное развитие: анализ программ дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2015.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования науки РФ от17 октября 2013г. №1155).

Источник