Основные и дополнительные методы в изучении ребенка с нарушением развития

методы психологического изучения- это те приемы и средства, с помощью которых психологи и дефектологи получают достоверные сведения об интеллектуальном, речевом и физическом развитии детей с ООП.

Самым распространенным и простым методом с точки зрения его организации является наблюдение. Существует несколько вариантов наблюдения: внешнее, внутреннее, свободное, стандартизированное, включенное и стороннее.

Беседа как метод психологического исследования применяется психологами по отношению к аномальным детям довольно часто. Задавая определенные вопросы, анализируя полученные ответы и реакцию аномального ребенка, исследователь получает информацию о его представлениях об окружающем мире, самом себе, о его отношении к определенным понятиям, явлениям.

Тестирование является удобным методом психологического изучения аномальных детей. Применяя тестирование в процессе обследования, можно получить точную количественную или качественную характеристику интеллектуального, речевого и физического развития аномального ребенка. Этот вид психологического исследования предполагает четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации.

Эксперимент как метод психического исследования аномальных детей используется не так часто, как наблюдение, беседа и тестирование. Особенность этого метода заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой, так или иначе, проявляется исследуемое свойство личности или мышления аномального ребенка.

Метод — это способ получения информации о том или ином факте. Современная психология выделяет основные и дополнительные методы изучения психики. Основными являются наблюдение и эксперимент. Среди дополнительных выделяют метод тестов, метод опроса, метод моделирования, анализ продуктов деятельности и т.д.

Наблюдение в психологии — это научный метод исследования, не ограниченный простой констатацией и регистрацией фактов, а научно объясняющий причины того или иного психического явления.

Эксперимент в психологии — изучение психического явления, условия проявления и развития которого создаются искусственно, специально, поэтому они могут строго учитываться и при необходимости воссоздаваться. Эксперименту предшествует выработка гипотезы, с помощью которой определяются замысел эксперимента и его цель.

Олигофренопсихология использует весь арсенал научных методов исследования, но их выбор определяется целью и задачами каждого конкретного исследования и особенностями исследуемой группы испытуемых. Наблюдение как метод олигофренопсихологии применяется достаточно широко, т.к. не требует создания особенных условий для проведения изучения и понимания инструкции испытуемыми. Эксперимент как метод используется реже, т.к. существуют ограничения по возрасту испытуемых, сложности в понимании инструкции умственно отсталыми детьми, возможно возникновение «эффекта присутствия экспериментатора и, соответственно, искажения результатов.

Дополнительные методы — тесты, опросы, анализ документов, анализ продуктов деятельности применяются в практике психолого-педагогического изучения детей с недоразвитием интеллекта. Например, анализ документов в варианте изучения анамнеза ребенка является первоначальным этапом диагностической процедуры.

Метод наблюдения. Роль педагогического наблюдения для изучения детей с проблемами в развитии.

Метод наблюдения — один из ведущих при изучении детей на комиссии. Наблюдение начинается с момента появления ребенка в комиссии и продолжается на протяжении всего времени обследования. Оно всегда должно проводиться целенаправленно.

Особое значение имеет наблюдение за игровой деятельностью ребенка, так как в ряде случаев оно является основным методом исследования в условиях психолого-медико-педагогических комиссий.

Свободная игра позволяет установить контакт с ребенком, особенно когда он боится обследования. Предоставив ребенку возможность заниматься с игрушками («Возьми какие хочешь игрушки и поиграй, а я пока с мамой поговорю»), фиксируются первые сведения о нем, характер эмоциональных реакций при виде игрушек (радость, выраженная или сдержанная, безразличие), способность самостоятельно выбрать игрушки и организовать игру, разумность производимых действий с игрушками, стойкость интереса к игровой деятельности.

Создавая игровые ситуации, ребенок практически проводит анализ, синтез, обобщение и классификацию, отбирая именно те игрушки, которые нужны для определенного действия (отбирает предметы одежды, чтобы организовать игру с куклой; кубики, чтобы погрузить их на машину, и т.д.). В ходе производимых ребенком манипуляций наблюдают за координацией движений, состоянием моторики.

Источник

Методы изучения детей с особыми потребностями разнообразны и в основном совпадают с методами изучения детей с нормальным развитием, однако имеют свою специфику.

1. Изучение документации ребенка. Задача изучения документации– сбор анамнестических данных и составление представления об истоках аномального развития. В комплексном изучении ребенка каждый из специалистов должен уметь «читать» документацию своих коллег и черпать из нее сведения, которые необходимы ему для составления полной картины истории развития ребенка. Для психологического изучения ребенка такие сведения можно получить из выписки из истории развития ребенка, которая должна содержать заключения:

– педиатра;

– психиатра, невропатолога с обоснованным медицинским диагнозом;

– оториноларинголога с характеристикой состояния;

– офтальмолога с характеристикой состояния зрения;

– ортопеда (для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата).

Материалы подробной выписки ориентируют психолога и формируют исходные предпосылки для выявления направления исследования психических функций.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Важным документом является педагогическая характеристика ребенка, отражающая данные о продолжительности его обучения и воспитания в школе и детском саду, подробный анализ успеваемости, поведения, мероприятия, проведенные для повышения успеваемости (индивидуальная работа, лечение и т.д.). Эти данные станут полезными при исследовании обучаемости ребенка и прогнозировании темпов его развития.

Читайте также:  Центр раннего развития ребенка волгоград

2. Изучение продуктов деятельности ребенка. Анализируя конечный результат (детские рисунки, поделки, учебные работы: диктанты, упражнения, решение задач и т.п.), можно понять особенности работы ребенка и составить представление о его воображении, сформированности зрительных представлений, развитии мелкой моторики, степени сформированности у ребенка навыков учебной деятельности и др.

Для правильной оценки достижений ребенка необходимо знать:

– психологические механизмы получения того или иного результата, условия, в которых он получен;

– типичные затруднения в усвоении знаний для разных групп школьников;

– особенности развития данного навыка в процессе обучения;

– методы, позволяющие обнаруживать подлинные причины затруднений на каждом этапе обучения.

3. Метод наблюдения. Наблюдение позволяет судить о состоянии тех или иных психических функций в процессе спонтанной деятельности ребенка при минимальном вмешательстве со стороны наблюдающего. Наиболее важными видами наблюдения при психологическом изучении ребенка является наблюдение за игрой, поведением, общением и состоянием работоспособности ребенка. Начиная обследование ребенка с наблюдения за игрой, можно расположить ребенка к себе и ситуации обследования, постепенно перейти к экспериментальным методикам.

4. Метод беседы. Беседа – метод сбора информации о психических явлениях в процессе личного общения по специально составленной программе. При изучении детей метод беседы используется в двух направлениях: беседа с родителями (учителями, воспитателями) с целью сбора анамнестических данных и беседа с ребенком с целью установления контакта с ним и составления общего представления о его развитии. Это исходный этап знакомства, от которого зависит установление контакта с ребенком и очень важный метод, потому что многие дети с отклонениями в развитии имеют негативный опыт общения с взрослыми.

5. Метод эксперимента предполагает сбор фактов в специально смоделированных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых явлений. Он может быть применен для изучения различных видов деятельности детей, выявления особенностей развития их личности и возможностей обучения. При проведении эксперимента ребенку предлагается по определенной инструкции выполнить задание, представляющее собой модель обычной интеллектуальной или любой другой деятельности.

Метод эксперимента, как и все другие методы, призван обеспечить выявление и негативных, и позитивных возможностей ребенка, кроме того, обеспечить получение сведений об обучаемости ребенка.

Определение способности к обучению – это определение резервов развития ребенка. Поэтому в ходе изучения ребенка особое значение имеет обучающий эксперимент. Принцип обучающего эксперимента заключается в следующем: при проведении эксперимента избираются заведомо трудные для ребенка задания, а затем экспериментатор обучает ребенка решению задачи. Помощь экспериментатора строго регламентируется в виде фиксированных инструкций – кратких «уроков». В качестве показателя обучаемости учитывается:

– количество и качество помощи, необходимой для правильного выполнения задания (процесс формирования навыка);

– возможность и качество словесного отчета ребенком о проделанной работе;

– возможность переноса полученного навыка на новые условия.

Мера помощи связана с изменением степени сложности предлагаемой ребенку задания. Учитывая это, каждое из экспериментальных заданий может быть представлено как задание с несколькими степенями сложности. Понятие «степень сложности» включает:

– характеристику объема материала, с которым действует ребенок во время выполнения задания;

– степень участия экспериментатора в разъяснении ребенку пути выполнения задания;

– виды помощи, которые могут быть предложены ребенку в процессе выполнения задания (помощь стимулирующая, организующая, разъясняющая, наглядно-действенная, конкретная).

Помощью является стимуляция к действию (подумай, постарайся сделать, у тебя получится); разъяснение сущности действия (например, при классификации: сюда будем откладывать все желтые, а сюда красные кружочки); введение наглядности при показе пути решения (экспериментатор выкладывает перед ребенком детали, необходимые для заданной конструкции, и начинает конструирование, предлагая ребенку продолжить действие); демонстрация образца (конкретная помощь) – выполнение задания с последующей репродукцией ребенком (например, экспериментатор сложил разрезную картинку, показал результат ребенку, разобрал конструкцию и предложил ребенку сделать то же самое).

При таком подходе к исследованию способы предъявления материала ребенку могут быть разнообразными, что обеспечивает постепенность изменения степени трудности задания и требований к ребенку. Это дает возможность ребенку перейти от элементарных к более сложным формам деятельности. Такая последовательность предъявления заданий позволяет определить степень сформированности того или иного действия. Результаты исследования покажут, способен ли ребенок вообще действовать в данной сфере деятельности, может ли решать поставленную задачу в обычных, или хотя бы облегченных условиях.

Полученные с помощью обучающего эксперимента данные могут быть использованы для первичной оценки обучаемости детей, для сравнения сдвигов в развитии при различных системах обучения. Они помогут обеспечить индивидуальный подход при обучении.

В процессе работы выделяются следующие этапы обучающего эксперимента:

1. Введение ребенка в ситуацию эксперимента.

2. Сообщение содержания задания (инструкция).

3. Наблюдение за деятельностью ребенка при выполнении задания (решение задания) и оказание дозированной помощи.

4. Оценка результатов деятельности ребенка.

При оценке результатов деятельности фиксируется и анализируется принятие задачи ребенком, понимание им инструкции, возможность самостоятельного выполнения задания и возможность коррекции ошибок (контроль за деятельностью), обучаемость, факторы, влияющие на изменение результатов работы.

Резюмируя вышеизложенное, можно сказать, что анализ результатов изучения детей с особыми потребностями в обучении предполагает концентрацию внимания исследователя на анализе характера нарушений, возникающих при выполнении ребенком заданий, и учет условий эксперимента. Сюда относятся анализ истощения, наступающего в процессе выполнения ребенком экспериментального задания; учет темпа проведения эксперимента, характеризующего скорость нервных процессов, изменение объема предполагаемых задач или материала, с которым действует ребенок (что в случаях превышения доступных ребенку пределов вызывает запредельное торможение). Отражение этих результатов в заключении по результатам эксперимента позволяет получить объективные данные, характеризующие особенности аномального ребенка.

Читайте также:  Игры для развития грамотности ребенка

Процедура психологического исследования

Психологическое исследование ребенка с особыми потребностями в обучении специфично по отношению к другим видам изучения, например к медицинскому, однако структура проведения этих исследований во многом совпадает. В целом комплексное обследование проводится по единой схеме, согласно которой меняется роль и участие каждого из специалистов при проведении отдельных разделов обследования.

Процедура психологического исследования включает 3 этапа:

1. Изучение жалоб и анамнестических сведений.

2. Непосредственное обследование ребенка.

3. Составление заключения по данным психологического обследования.

При проведении обследования на каждом этапе используются соответствующие методы (изучение документации, беседа и т.п.).

Для анамнестических сведений важным является анализ особенностей психического развития ребенка, эффективность работы по преодолению дефектов развития (если такая работа проводилась), реакция ребенка на дефект, обычное поведение ребенка, нетипичные проявления и характер ситуаций, влияющих на изменение поведения.

Применительно к психологическому изучению значимой является характеристика следующих параметров развития:

– сроки, то есть моменты времени начала и завершения разных этапов развития;

– характер, динамика, то есть последовательность моментов интенсивного и замедленного совершенствования навыков и умений;

– спонтанность – степень самостоятельности ребенка;

– результативность, то есть уровень развития ребенка к моменту обследования.

Эти параметры анализируются при изучении развития моторики и навыков самообслуживания, игры, интересов и познавательных способностей, общения, обучаемости.

Следует помнить, что многое о ребенке может сказать его внешний вид: осанка, походка, координация движений, взгляд, мимика лица и т.п. При снижении интеллекта, некоторых речевых нарушениях (ринололия, дизартрия) или при наличии комплексных дефектов внешний вид ребенка часто неблагоприятен. В качестве отклонений от нормального внешнего вида отмечаются невыразительное, маскообразное, амимичное лицо, отсутствие фиксированного взора, блуждающий взгляд, слюнотечение, неправильная форма или нестандартная величина головы, расщелины губы, неба, нарушение точности и координации движений при ходьбе.

При наблюдении следует отмечать, насколько быстро вступает ребенок в контакт и возможен ли контакт речевой. Нужно учитывать, ситуация ли исследования затрудняет установление контакта или же это несформированность средств общения.

Большую роль следует отводить анализу пути развития форм и средств общения ребенка с окружающими. Особое внимание нужно уделить анализу первых трех лет жизни ребенка, так как в это время закладывается фундамент речевой деятельности. Для большинства детей с речевыми нарушениями характерно отставание сроков появления слов и фразовой речи. В таких случаях следует узнавать, как ребенок привлекал к себе внимание (использовал жесты, изменение силы голоса, крик, изменение эмоционального состояния и т.п.).

Слабую речевую интенцию отмечают у большинства детей при сниженном слухе, при психических отклонениях от нормы. Дети со сниженным интеллектом часто бывают говорливы, легко вступают в контакт с окружающими, хотя этот контакт по существу формален.

Активное стремление к речевому общению наблюдается у детей с сенсорной алалией. Однако эта тенденция сочетается у них с раздражительностью, эмоциональной лабильностью и часто – острой эмоциональной реакцией на ситуацию непонимания окружающими их речи.

При организации процесса взаимодействия с детьми выявление уровня общения имеет большое значение, так как при завышении требований к ребенку он может отказаться от общения.

Наблюдение за игрой ребенка проводится с детьми дошкольного возраста и младшего школьного возраста. В ситуации обследования ребенку предоставляется возможность самостоятельно выбрать игрушки и действовать с ними. При этом фиксируется наличие у него эмоциональной реакции на игрушки, желание играть ими, целенаправленность и адекватность действий.

В результате проведения первой части непосредственного исследования психического развития аномального ребенка в процессе наблюдения можно установить реакцию ребенка на ситуацию обследования, оценить его поведение в этой ситуации и проследить некоторые особенности спонтанного поведения ребенка. Таким образом, на этом этапе работы психолога осуществляется ориентация в исследовании и определяется его стратегия и тактика.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

Источник

Дневное отделение — 2 ч; очно-заочное отделение — 1 ч.

Занятие 1-е. Учебные вопросы.

1. Основные и дополнительные методы специального психоло­гического исследования детей с нарушениями развития.

2. Особенности применения методов психологического исследо­вания при изучении познавательного развития детей с отклоне­ниями в развитии.

3. Психологическая служба, обеспечивающая работу специаль­ных образовательных учреждений.

Методические рекомендации к проведению занятия

Разбор содержания первого вопроса занятия проводится путем обсуждения подготовленных студентами докладов — сообщений, посвященных характеристике различных методов психологического исследования детей (наблюдение, эксперимент, беседа, анализ до­кументов, анализ продуктов деятельности ребенка и др.). При под-готовке своих выступлений обучающиеся могут воспользоваться методическим материалом, представленным в Практической час­ти пособия (с.с. 76-84).

С учетом материала прослушанных сообщений проходит и обсуждение второго вопроса. Основное внимание студентов об­ращается на специфику применения указанных методов при об­следовании детей, имеющих нарушения развития. Целесообраз­ным является обсуждение (в форме дискуссии) вопроса о наибо­лее адекватных методах психологического исследования детей, находящихся на различных возрастных этапах развития. При этом подчеркивается различие в соотношении (по степени и ва­риантам использования) тех или иных методов исследования в зависимости от возраста ребенка, содержания и специфики веду­щей деятельности и особенностей отмечаемого нарушения раз­вития. Преподаватель указывает на важную роль метода наблю­дения (особенно при обследовании детей дошкольного и млад­шего школьного возраста), в связи с чем на занятии подробно обсуждается вопрос о роли психологического анализа игровой и предметно-практической деятельности детей как средства диагностики нарушений развития и метода дифференциальной диагностики (уровень развития игровой и предметно-практичес­кой деятельности, обучаемость и др.).

Читайте также:  Развитие речи два года ребенку

Далее рассматривается вопрос об организации психологиче­ской службы (ПС) в системе образовательных учреждений (дет­ские сады компенсирующего вида и специальные школы, дошко­льные и школьные учреждения общего типа). [Приложения, с.304-308.] Преподаватель знакомит студентов с основными за­дачами и организацией работы психологической службы. (ПС при органах управления образованием, ПС в психолого-медико-педагогических комиссиях и консультациях, ПС в центрах пси­холого-педагогической и медико-социальной реабилитации, ПС в консультационно-диагностических учреждениях.) Рассматрива­ется также вопрос об организации работы и функциях психолого-медико-педагогического консилиума в специальном и общеобра­зовательном учреждении (Приложения, с.с. 308-312; Методиче­ская часть пособия, с.62.) Под руководством педагога обсужда­ются подготовленные студентами рефераты-сообщения на тему: «Организация и формы психологической поддержки семей, в которых воспитываются дети с проблемами в развитии».

Занятие 2-е. Учебные вопросы.

1. Организация, содержание и процедура специального психоло­гического исследования.

2. Особенности построения программы психологического иссле­дования детей с различными нарушениями развития.

3. Основные требования к составлению заключения по данным психологического исследования.

Методические рекомендации к проведению занятия

Обсуждение первого вопроса проводится после выступле­ний двух-трех студентов с краткими сообщениями по данной тематике. Преподаватель обращает внимание студентов на важ­ность каждого из этапов исследования (анализ документов, сбор психологического анамнеза и изучение сведений, полученных от родителей, психодиагностическая беседа с ребенком, тестовое психологическое обследование, анализ данных исследования, составление заключения). Совместно с преподавателем студенты обсуждают и оценивают методы, используемые на разных этапах психологического обследования.

Разбор содержания второго вопроса предусматривает озна­комление студентов с различными вариантами программы пси­хологического исследования с учетом отмечаемого нарушения развития, а также в зависимости от возраста ребенка.

В настоящее время принято выделять несколько катего­рий (типов) детей с нарушениями развития:

• Дети с нарушениями слуха (неслышащие и слабослыша­щие);

• Дети с нарушениями зрения (незрячие и слабовидящие);

• Дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппа­рата;

• Дети с тяжелыми нарушениями речи;

• Дети с задержкой психического развития;

• Умственно отсталые дети;

• Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы и на­рушениями поведения;

• Дети со сложными нарушениями развития, у которых от­мечается сочетание двух или более первичных дефектов.

Каждая категория детей имеет специфические психолого-педагогические особенности, которые необходимо учитывать при определении стратегии и тактики психолого-педагоги­ческого исследования.

Используя знания, полученные при изучении других учеб­ных курсов (возрастная и педагогическая психология, методы психологической диагностики и др.), студенты под руководством преподавателя обсуждают и анализируют методы и конкретные психодиагностические методики психологического исследования различных категорий детей с нарушениями развития (дети с сен­сорными нарушениями, дети с отклонениями в интеллектуальном развитии, дети, имеющие нарушения речи и др.).

Преподаватель дает разъяснения, касающиеся особенностей составления программы исследования детей той или иной кате­гории. Особое внимание обращается на значение качественного анализа полученных в ходе обследования данных. (См.: Методи­ческая часть пособия, с. 117.) Обучающиеся знакомятся с систе­мой качественных показателей, характеризующих предметно-практическую и интеллектуальную деятельность ребенка. Ре­зультатом совместной работы преподавателя и студентов могут стать несколько вариантов примерных программ исследования детей с различными нарушениями в развитии, которые на после­дующих практических занятиях (в том числе проводимых в кор-рекционных учреждениях) будут уточняться и дополняться по мере приобретения студентами новых знаний в рамках изучения курса.

В конце занятия студенты знакомятся с примерной схемой психолого-педагогического заключения по данным психологиче­ского обследования детей и методическими рекомендациями к его составлению (Практическая часть пособия, с. 90-92).

В качестве практического задания студентам предлагается провести (совместно со школьным психологом или психологом, работающим в ДОУ) психологическое обследование ребенка с нарушением в развитии и составить заключение по результатам исследования. Выполненные студентами задания разбираются на последующих занятиях по соответствующей тематике.

ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ

 1. Анастази А. Психологическое тестирование. — М., 1982. Кн.1, II.

2. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патоп­сихологии. — М., 1994.

3. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. — М., 2002.

4. Левченко И.Ю. Патопсихология: теория и практика. — М.. 2004.

5. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии. — М., 2005.

6. Лубовский В.В. Психологические проблемы диагностики аномаль­ного развития детей. — М., 1989.

7. Основы специальной психологии /Под общей ред. Л.В.Кузнецовой. -М., 2002.

8. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонения­ми развития / Сост. и общая ред. В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. — Спб., 2001.

9. Психолого-педагогическая диагностика /Под общей ред. И.Ю. Лев­ченко. — М., 2003.

10. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного

возраста / Под ред. Е.А.Стребелевой. — М., 1998.

И.Семаго Н.Я. Технология психологического обследования ребенка

старшего дошкольного возраста // Психолог в детском саду. — М., 1998.

-№2.

12. Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. — М., 1995.

Источник