Основные функции родителей в развитии и воспитании ребенка

Основные функции родителей в развитии и воспитании ребенка thumbnail

Родители являются неотъемлемой частью жизни своего ребенка, независимо от того, сколько ему лет. Но именно в детском возрасте – особенно дошкольном, в так называемые сензитивные периоды, взрослые важны как никогда. Роль родителей в воспитании ребенка заключается в демонстрации образцов поведения и заложения основ мировоззренческих установок, что напрямую влияет на формирование основных аспектов личности будущего взрослого.

Статья расскажет о выделенных стилях воспитательной работы, роли семьи в системе детско-родительских отношений. Подробнее будут рассмотрены два основных вида воспитания – физическое и нравственное, также будет затронута тема потребностей ребенка и условий для его правильного развития.

Содержание:

  • Стили воспитания
  • Физическое воспитание
  • Нравственное воспитание
  • Правильный родитель и как им стать

Характеристика различных стилей семейного воспитания

Многие родители полагаются на собственные материнские и отцовские инстинкты, а также опыт старшего поколения родственников. Подчас, не уделяется достаточно времени изучению детской психологии и теории педагогической науки. Нерешенные вопросы и отсутствие основных знаний в этой области могут создать сложности при взаимодействии с ребенком уже на ранних этапах. Родителям имеет смысл познакомиться с существующими стилями воспитательной работы и выбрать наиболее подходящий для них (и ребенка!) с учетом особенностей окружающей обстановки.

Традиционно выделяют следующие методы воспитания:

  1. Попустительский, либеральный. Данный вариант предполагает большую свободу в действиях ребенка и минимальный контроль со стороны взрослого. Психологи отмечают, что ребенок в таких условиях способен вырастить творческой и социально активной личностью. При этом либеральный стиль может стать причиной чрезмерной импульсивности и агрессии, так как с малых лет ребенок не будет знать ни правил, ни запретов.
  2. Авторитарный. Противоположный по содержанию, этот стиль характеризуется гиперопекой и тотальным руководством родителей. Взрослые стараются участвовать во всех сферах жизнедеятельности ребенка. С одной стороны, они дают ему ощущение безопасности, четкие правила, с другой – излишне ограничивают. Последствием может быть неприспособленный к жизни, апатичный взрослый, не имеющий своего мнения и стремлений.
  3. Демократический – наиболее адекватный и позитивный вид; нечто среднее между описанными выше стилями. Демократия предполагает разумные правила поведения, некоторые запреты, но без лишних ограничений. Каждый член семьи одинаково значим и имеет право голоса. Реализуется помощь, поддержка, при этом сохраняется самостоятельность как родителей, так и детей. Данный стиль воспитания – положительный пример в воспитании детей.

Физическая и нравственная системы воспитания

Физическое воспитание

Воспитание и развитие ребенка должно носить всесторонний характер. И важными факторами становления малыша является физическая и нравственная сторона.

Первая включает освоение фундаментальных навыков:

  1. Координация движений.
  2. Равновесие.
  3. Скорость реакций.
  4. Выносливость.

Все необходимые физические качества формируются и в специальных секциях, и в домашних условиях. Этому способствуют пешие прогулки, пробежки, езда на велосипеде и роликах, зарядки на свежем воздухе, закаливание и другое. Физическое воспитание предполагает определенный режим дня, который соблюдают все члены семьи, и полноценное здоровое питание. Подробнее о физическом развитии ребенка в разном возрасте.

Отдельно следует акцентировать внимание на мелкой моторике. В отличие от крупной, она формируется через более тонкие действия: игры с крупами, творческие занятия с пластилином, рисование карандашом и пальцами, собирание пазлов и т. д. На начальных этапах детского развития она рассматривается не только как полезное умение в целом, но и имеет прямую связь с зарождением речи.

Нравственность в жизни ребенка

Нравственное или этическое развитие имеет отношение больше к духовной составляющей жизни. Оно определяет не столь видимые характеристики поведения, но формирует глубокую структуру индивида, влияя на все социальные взаимодействия. Задачи и содержание данного вида воспитания заключены в требованиях общества. Условно можно говорить о необходимости:

  • Накопления представления о нормах поведения в общественных местах (на улице, в школе и детском саду и пр.).
  • Реализации усвоенных правил при общении с окружающими людьми, а также стимулировании человека к дальнейшему самовоспитанию в этом направлении.

Нравственность проявляется в таких человеческих качествах как внимательность и заботливость, скромность и деликатность, ответственность, чувство долга и чести, любовь к труду, толерантность и бережное отношение к своей и чужой собственности.

Разумеется, физическое и нравственное воспитание являются не единственными видами. В популярных классификациях выделяют и умственное, и эмоциональное, и трудовое, и некоторые другие (подробнее о других видах воспитания). И ошибкой родителей будет пренебрежение каким-либо из направлений, как было сказано – требуется реализовывать всестороннее воспитание ребенка.

Правильный родитель и как им стать

Установление контакта с ребенком

Одно из простых и базовых условий для развития гармоничной личности ребенка – проявление безусловной любви и уважения к нему. Педагогическая роль родителя заключается, помимо развития умственных способностей, в эмоциональном принятии своего малыша, в установлении с ним близких доверительных отношений в совместной деятельности. Контакт формируется на нескольких уровнях:

  1. Телесном – в виде прикосновений, поглаживаний, объятий.
  2. Визуальном – жесты и мимика, внешний образ.
  3. Аудиальном – выстраивании диалога с ребенком, эмоционально-личном общении на волнующие малыша темы. Диалог предполагает не только высказывания, рассуждения и объяснения от мамы, но обязательно выслушивание того, что говорит ребенок, ответы на его вопросы. Ребенку требуется, чтобы его слушали и слышали. Способом реализации аудиального взаимодействия могут быть ситуативные разговоры или регулярные семейные вечера вместе с ребенком.

Условия становления гармоничной личности

В каждом возрасте у малыша свои потребности, а у родителей, соответственно, задачи и цели воспитательной деятельности. Младенец в 2 месяца по всем показателям совершенно отличается от ребенка в 2 года. Однако, есть факторы, актуальные для ребенка всегда. Прежде всего, это выражено в отношении родителей, от которых малыш ждет:

  • Уверенность и адекватную самооценку. Не ребенок, а родитель должен выполнять руководящую функцию. Он должен воплощать в себе опыт и знания, опираясь на которые способен вести ребенка, контролировать его развитие и оказывать необходимую поддержку.
  • Способность анализировать. Нельзя недооценивать наблюдательность детей. Ребенок должен видеть не хаотичные действия родителей, но выстроенную систему поведения. Стремление взрослых к анализу и объяснению действий ребенка даст малышу понимание причинно-следственных связей собственной активности.
  • Четкие запреты и ограничения. Ребенок чувствует себя в большей безопасности, когда понимает, что есть границы и правила. Задача взрослого – выставить нормы взаимодействия с окружающим, показать, что можно или нельзя делать. В данном случае обоим родителям полезно не только проговорить или показать, а самостоятельно следовать установленным принципам – ребенок учится на их примере. При этом все правила должны быть разумными, адекватными действительности и выполнимыми для малыша.
  • Здоровые эмоции, эмоциональная уравновешенность. Весь спектр чувств естественен – от проявлений искренней радости до раздражения и печали. Не нужно скрывать свои чувства, иначе малыш не сможет оценить ваше состояние и соответствующе вести себя. В будущем это может негативно отразиться на его способности опознавать эмоции других и понимать собственные реакции.
  • Взаимопонимание, доверие между папой и мамой. Счастливый ребенок – показатель гармоничной семьи и положительных отношений между родителями. Любые разногласия отражаются на самочувствии, настроении детей и желании строить взаимоотношения с миром.
Читайте также:  Физическое воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста по фгос

Воспитывая и продумывая направления педагогических действий, следует помнить, что даже маленький ребенок индивидуален и уникален, он юная личность и нуждается в понимании и принятии.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Источник

РОДИТЕЛЬСКИЕ ЗАДАЧИ

 Родительские задачи

Невозможно дать другому то,

 чего нет у тебя!

В этой статье хочу поразмышлять о роли родителей в жизни детей. Попробую кратко ответить на ниже следующие вопросы, чтобы не превращать статью в объемную книгу:

Какова роль родителей для детей?

Какие родительские задачи?

Что происходит в том случае, если родители проваливают свои родительские  функции?

 Каковы последствия таких провалов для детей?

Мне представляется в целом родительская функция метафорически в виде ракеты-носителя, выносящей ребенка на орбиту – орбиту его жизни.

Задачи родителей разнообразны и привязаны к этапам развития ребенка. Предложу свое видение этих задач, основываясь на своем терапевтическом и родительском опыте.

Основные задачи родителей:

  • Обеспечить безопасность для родившегося ребенка. На этом этапе у ребенка должна появиться идея: «Мне здесь безопасно». Родители создают все условия, чтобы у ребенка появилось базовое ощущение, что ребенок нужен в этом мире: «Я нужен», «Меня ждали». Это ляжет в основу формирования его витальной идентичности.
  • Создать условия для того, чтобы у ребенка появилось и проявилось его Я – «Я есть!» Это возможно через функцию контакта с родителями, через их отражение ребенка, отзеркаливание его.
  • Создать условия для появления у ребенка любви к себе – «Я себя люблю таким, какой я есть!». Происходит это благодаря безусловной любви и  безусловному принятию родителями ребенка.
  • Сформировать в психической реальности ребенка идею Другого – «Другой есть!» и научить взаимодействию с Другим.
  • Отпустить ребенка в Мир.
  • Эти задачи комплементарны задачам ребенка. Задачи родителей – создать условия под потребности ребенка, в то время как задача ребенка – воспользоваться этими условиями для реализации своих потребностей.

    Если родители потентны и у них в паре все хорошо,  то они оказываются способны решать стоящие перед ними задачи, они хотят это делать. И ребенок последовательно от задачи к задаче, как по ступенькам, постепенно взрослеет,  попутно отдаляясь от родителей и уходя во взрослую жизнь. Если же этого не происходит, то он оказывается фиксирован на нерешенной задаче развития  и в своей последующей жизни пытается навязчиво ее решить. Для этого он использует либо те же родительские фигуры, либо их заместителей – партнеров по браку, создавая комплементарные отношения. Я об этом писал неоднократно. Например. здесь Комплементарный брак… и др. . К примеру, ребенок не решил первую задачу развития «Мир не безопасен» и тогда львиная часть его энергии уходит на ее решение и  мало ее остается на обеспечение контакта с миром  — познание мира, себя и других.

    ОТЦОВСКИЕ И МАТЕРИНСКИЕ ЗАДАЧИ

    У ребенка есть мать, и есть отец. Это базовое условие его развития.

    Второе условие для его успешного развития – между ними должны быть отношения. Они должны быть парой.

    Однако так бывает не всегда. Кто-то из родителей может отсутствовать. Родитель может отсутствовать как физически, так и психологически. И здесь как кому повезет.

    Родители накачивают ребенка энергией любви, энергией жизни, которая ему в будущем очень пригодится. Много зависит от того, насколько родители сами в свое время решили свои задачи развития.

    Поэтому на вопрос: Когда родителям идти на терапию? Я бы ответил так:  если родители хотят обеспечить хорошие условия для развития ребенка – то сначала необходимо решить свои задачи развития, проработать свои незавершенные задачи. В противном случае нет возможности передать детям что-то, даже при очень сильном желании. К примеру, тревожная мать, не сможет создать условия для решения своему ребенку задачи безопасности. Или скажем, родитель, не способный любить и принимать  себя безусловно, будет любить ребенка условно, не создавая у него основу для устойчивой самооценки.  Общая идея здесь следующая – невозможно дать другому то, чего нет у тебя!

    Во многом отцовские и материнские задачи в развитии ребенка схожи, особенно на первых этапах, но в дальнейшем они становятся все более специфичными, оставляя при этом возможность их взаимозамены.

    В психотерапии есть идея, что мать это про жизнь, отец про закон. Мать – это образ мира, отец – способ действия в нем. Задачи матери – любить ребенка, кормить его, принимать его, задачи отца – обучать правилам и поддерживать границы. И оценивать. Любовь отца в большей степени условна, любовь матери же – безусловна.

    Все вышесказанное – достаточно условно. Потому что, во-первых, все зависит от этапа развития. Так, на первом этапе развития, когда речь идет о безопасности, нет мамы и нет папы. Точнее, нет как такового папы. Папа здесь, впрочем, и не нужен. Если и есть здесь папа, то это вторая мама. Либо любой из родителей, кто максимально может здесь обеспечить потребность ребенка – в безопасности. Чаще всего это все же мама и тогда задача папы заключается в том, чтобы поддерживать маму.

    Читайте также:  Развитие ребенка зпр в детском саду

    Очень часто на этом этапе отцы прокалываются. На мать здесь ложится большая нагрузка. Она вынуждена жертвовать собой – отказываясь на какое-то время от ряда своих идентичностей – профессиональной, женской, супружеской и пр. И это неудивительно. Она на этом этапе должна очень многое дать ребенку, для того чтобы запустить в нем все витальные механизмы его развития. На это уходит много ее энергии и тогда задача отца – поддерживать мать. Мать накачивает своей энергией ребенка, поддерживает его, контейнирует его эмоции и у нее скапливается большое количество аффектов ребенка, она переполняется ими  и ей нужно что-то с этим делать  и тогда задача отца – быть контейнером для матери.

    Появление в семье ребенка – серьезный вызов для родителей. Каждый из родителей попадает в свои травмы развития, если они были, и в силу этого часто оказывается не способным выполнять свои родительские функции.

    Какие в этом возрасте могут быть родительские проколы?

  • Мать может быть инфантильной, психологически незрелой и в силу этого неготовой решать свои материнские задачи;
  • Мать может быть «мертвой» — находится в этот период в состоянии депрессии, либо в болезни. Быть погруженной в свои интенсивные переживания и в силу этого оказываться неспособной часть энергии отдавать  ребенку;
  • Мать может быть травмированной и в силу этого нечувствительной к потребностям ребенка.
  • Мать может быть тревожной, не способной выдерживать аффекты ребенка.
  • Для отца это период также непростой, связанный серьезными испытаниями. Ему приходится на время забыть о своих мужских потребностях. Этого не может сделать инфантильный, психологически незрелый и слабый партнер, неспособным поддерживать мать. Такой отец может конкурировать за любовь жены с ребенком, быть вторым ребенком в семье, он может быть не включенным в вопросы воспитания ребенка…

    В первый период, да и в два последующие мать и отец вполне заменимы. Дифференциация в задачах появляется на этапе появления Другого в картине мира ребенка. Здесь появление отца очень важно. Благодаря этому у ребенка возникает возможность выделить отца как  иного, как отличного от матери. Здесь у отца появляются свои особые задачи. Причем они будут отличаться от пола ребенка. Отец по-разному ведет себя с сыном и дочерью.  В отношении  к дочери отец больше проявляет безусловную любовь, а в отношении к сыну – условную. Совсем иная картина наблюдается и в специфике отношений матери к сыну и дочери. Мать, как правило, любит сына безусловно, а дочь условно. И это неслучайно. Отец должен ввести сына в мир мужчин, рассказать и научить его правилам организации этого мира, задача матери – познакомить дочь с миром женщин и научить правилам жизни в нем. И в этих задачах им сложно замениться.

    Поэтому очень важно, чтобы на каком-то этапе развития мама и папа разошлись в своих функциях, тем самым создав условия для ребенка возможности прожить как безусловную, так и условную любовь и сформировать личностную и социальную идентичность. Научить его жить в этих полярностях и гармонично совмещать их в себе.

    Сложности могут возникнуть в ситуации неполной семьи, когда на одного родителя сваливаются противоположные задачи: он должен демонстрировать как способность безусловно любить и принимать ребенка, так и оценивать его. У ребенка в такой ситуации возникает внутренняя спутанность и невозможность сформировать целостный образ своего Я.

    На пятом этапе , этапе сепарации, задачи родителей – отпустить ребенка в мир.

    Родители здесь  неизбежно встречаются со сложными переживаниями, описанные в психологии как синдром пустого гнезда. Здесь очень важно, чтобы родители были не только как родители, а как пара. Если в родительской паре есть взаимное влечение-притяжение, то отпускать детей им проще. Если же этого нет, то ребенок может придерживаться родителями (родителем) при себе, чтобы не встречаться друг с другом (с собой).

     Еще более сложным является процесс расставания в том случае, когда родитель воспитывает ребенка один. Вся энергия родительской любви направляется на ребенка, создавая ситуацию зависимости. Такой ребенок, став физически взрослым, остается патологически привязанным к родителю и не может создать здоровых отношений с партнером.

    Так, нерешенные задачи родителей переходят к детям, становятся задачами ребенка.

    Важно своевременно решать свои задачи развития, не тиражировать эти нерешенные задачи, передавая их от поколения к поколению. А для этого, слава Богу, есть терапия – то место, где можно их обнаружить и проработать.

    Источник

    Реакция игнорирования

    Семья — самая важная социальная группа в обществе. Она играет важную роль в жизни и развитии ребенка, удовлетворении его физических и эмоциональных потребностей, а также в моральном воспитании. Какие ошибки часто допускают родители в воспитании?

    Обучение и воспитание ребёнка в семье

    Одна из главных ролей семьи в обществе заключается в создании условий, в которых дети могли бы учиться позитивным ценностям, отношениям, поведению и навыкам на протяжении всей жизни. Родители должны научить своих детей быть ответственными за свой выбор, принимать участие в образовании своих детей, преподавать необходимые жизненные уроки. Ценности, формирующиеся в семье, влияют на выбор, который члены семьи делают как внутри, так и вне своей семьи в течение всей жизни.

    Воспитание детей зависит от семейного опыта, который накоплен всей историей, традициями и культурой данной семьи.

    Родители защищают и материально обеспечивают детей

    Когда дети рождаются и растут, они сильно зависят от своих родителей и других членов семьи, которые заботятся о них. Семья нужна, чтобы защитить и материально обеспечить детей, любить их и оказывать эмоциональную поддержку.

    Ребёнок нуждается не только в пище, одежде и крове, чтобы выжить, но у него также есть эмоциональные потребности. Дети, да и каждый из нас, хочет, чтобы его любили, понимали и поддерживали. В идеале члены семьи любят друг друга безусловно и поддерживают во всём, независимо от обстоятельств.

    В такой семье каждый, и маленький ребенок, обучающийся катанию на велосипеде, и подросток, пытающийся пережить свой первый разрыв, и молодой женатый взрослый с детьми, которого только что уволили, может найти утешение в любви и эмоциональной поддержке своей семьи.

    Доверительные отношения в семье

    Читайте также:  Условия для развития интеллектуальной готовности ребенка

    Ошибки современного воспитания

    Семейные ценности за последние несколько десятилетий значительно изменились в связи с тем, что более 40 процентов из рожденных детей приходится на незамужних женщин. Это семьи, в которых мать заменяет отца. Растет число семей с неродным отцом, вследствие повторного брака матери.

    По различным причинам многие из детей живут без своих родителей (ныне здравствующих) в доме бабушки и дедушки или родственников. При этом родительская роль в воспитании детей, особенно в долгосрочной перспективе, значительно снижается.

    Вместо того, чтобы воспитывать своих детей в духе добра и благородства, целеустремленности и взаимопомощи, помогать ребёнку искоренить его личностные дефекты и усвоить хорошие качества, большинство сегодняшних родителей считают, что покупать дорогую одежду и продукты питания, платить высокую плату за образование — это их единственная обязанность. Они не понимают, что все это заставляет детей желать только материальных удовольствий, подпитывающих в них недостатки.

    Вместе с тем, только счастливые родители могут породить счастливое поколение. Научить детей быть счастливыми возможно при доверительном общении родителей с детьми. Однако большинство современных родителей живут в спешке и стрессе. Когда мать и отец постоянно находятся в стрессовом состоянии, детям не хочется разговаривать с ними, делиться своими идеями, мыслями и проблемами.

    Можно выделить несколько основных ошибок в поведении родителей, которые негативно сказываются на воспитании ребёнка:

    1. Привычка всегда жить прошлым не позволяет родителям понять своих детей, которые в силу своей природы легко забывают свое прошлое и всегда живут в настоящем. Поэтому дети счастливы здесь и сейчас. Когда родители вспоминают события прошлого и продолжают нести на себе бремя плохого опыта, с которым сталкивались в прошлом, они не могут слышать и понимать своих детей. Вывод — стараться жить настоящим, чтобы услышать своего ребёнка.
    2. Негативный разговор и подход в виде высказываний, типа «вы ничего не знаете», «вы бесполезны» причиняют детям огромную боль. Физические травмы исцеляются, но боль, причиненная на моральном уровне, не так легко исцелить. Вывод — мы должны быть всегда позитивны в своем подходе и речи, разговаривая с детьми. Наша беседа должна быть такой, чтобы она воодушевляла ребёнка.
    3. Не признание своих ошибок перед детьми приводит к напряжению и непониманию. Ведь дети видят все наши ошибки. Но, если родители пытаются скрыть свои ошибки или оправдать себя, то дети стараются сделать, то же самое. Вывод – признавать свои ошибки, тогда дети развивают в себе уважение к нам и пытаются подражать, учатся честно принимать свои ошибки. Ведь без ошибок нет опыта.
    4. Постоянно пытаться найти недостатки у детей – плохая привычка, приводящая к формированию заниженной самооценки у ребёнка. Вывод — стараться замечать и признавать хорошие качества у ребёнка. В результате со временем он осознает и примет свои личностные дефекты и попытается их искоренить. Постоянно акцентируя внимание на достоинствах наших детей вместо того, чтобы находить в них недостатки, мы будем сами в позитивном настроении, и докажем свою любовь к ребёнку, в которой он так нуждается.
    5. Сохранение своего личного имиджа во время общения с детьми или другими словами, проявление гордыни своим положением в обществе перед детьми, приводит к тому, что ребёнок игнорирует такого родителя. Он чувствует стену непонимания, и даже отчуждения. Вывод — родители должны вести себя естественно со своими детьми, забывая об своей карьере и положении в обществе. Только тогда они смогут оставаться счастливыми и эффективно воспитывать своих детей.
    6. Говорить авторитетно не стоит с детьми. Они нуждаются в разговоре на равных и с родительской любовью.
    7. Не учитывать, что у каждого человека своя природа при общении с детьми, значит отрицать, что ваш ребёнок уникален, как каждый человек. Он может иметь свои природные особенности, которые нужно уважать и принимать родителю как данность Всевышнего. Вывод — разговаривая с детьми, не думайте, что вы говорите с таким же человеком, как и вы. У вашего дитя есть другие черты и природные наклонности, которые вы должны принять и любить их вместе с ним.
    8. Отсутствие общения с детьми обычно связано с занятостью работой. Мы не всегда выслушиваем проблемы наших детей. Поручив ребёнка школе, мы забываем, что учителя чаще озабочены завершением своей учебной программы, а не состоянием ребёнка. В результате дети оказываются в психическом замешательстве. Они теряют уважение и веру в своих родителей, дерзят и не слушают их. Вывод — непринужденный разговор сближает детей и родителей. Поэтому очень важно, чтобы мы находили время, посидеть и непринужденно поговорить со своими детьми, хотя бы 15 минут в день. Это поможет воспитывать счастливого ребёнка.
    9. Завышенные ожидания родителей дети чувствуют интуитивно. Поскольку, их эго очень мало, они сразу же воспринимают вибрации ожиданий. Это отрицательно сказывается на их самооценке и мотивации, особенно тогда, когда родители их сравнивают с более успешным другом или подругой. Вывод — любите детей без ожиданий. Вместо того, чтобы ожидать, что «мой сын или дочь сохранит и укрепит мою репутацию в обществе», желательно думать: «я люблю своего ребёнка таким, какой он есть, он моё продолжение…».

    Итак, семья выступает в роли защитника, чтобы обеспечить наилучшие возможности для жизни детей. На родителях лежит ответственность не только за физическое, но и духовное развитие своих чад. Обязанности семьи — воспитывать детей в любви и праведности, дать им моральный компас, чтобы они отличали добро от зла, научились верить и надеяться на лучшее.

    Родители имеют огромную свободу воспитывать детей в соответствии со своей совестью и ценностями (в рамках законов государства).

    Помните: только счастливые родители могут воспитать счастливого ребёнка!

    Удачи в воспитании!

    Текст: Анатомия здоровья

    БЛАГОДАРИМ ЗА ВАШИ ЛАЙКИ И РЕПОСТЫ ЭТОЙ СТАТЬИ!

    Источник