Основная линия отношений для социальной ситуации развития юноши ребенок

1. Выбрать правильный ответ

Ведущим видом деятельности подростка является:

  • учебная деятельность
  • учебно-профессиональная деятельность
  • эмоциональное общение
  • общение со сверстниками

 2. Выбрать правильный ответ

Схема учебного взаимодействия:

  • субъект — объект
  • субъект — субъект
  • объект — объект
  • субъект — реакция

 3Выбрать правильный ответ

Важным (основным) стимулом к учению в подростковом возрасте является:

  • притязание на признание среди подростков
  • похвала родителей
  • желание получить хорошую оценку
  • все ответы верны

 4Выбрать правильный ответ

Преобладающим мотивом учения в юношеском возрасте является:

  • практический мотив (связь с профессией)
  • «чтобы быть не хуже других»
  • мотив получения хорошей оценки
  • все ответы верны

5. Выбрать правильные ответы

Структурными компонентами учения являются:

  • аудиальный компонент
  • мотивационный компонент
  • операционный компонент
  • контрольно-оценочный компонент

 6Выбрать правильный ответ

Основная линия отношений для социальной ситуации развития подростка:

  • ребенок — воспитатель
  • ребенок — учитель
  • ребенок — родители
  • ребенок — сверстники
  • ребенок — ближайшее окружение

 7Выбрать правильные ответы

Особенности самосознания личности в подростковом возрасте:

  • неадекватная самооценка
  • самосознание через сравнение себя с другими
  • направленность на будущее
  • потребность быть взрослым

 8Выбрать правильные ответы

Особенностями самосознания личности в юношеском возрасте являются:

  • мировоззрение и убеждения
  • неадекватная самооценка
  • самосознание через сравнение себя с другими
  • самоанализ
  • направленность на будущее
  • потребность быть взрослым

 9Выбрать правильный ответ

К мотивам плохого поведения подростков НЕ относится:

  • власть
  • месть
  • привлечение внимания
  • избегание неудач
  • хулиганство

10. Выбрать правильный ответ

Признаком компетентного человека является:

  • старательность
  • общительность
  • конфиденциальность
  • рефлексивность

11. Выбрать правильный ответ

Специфическим видом межличностных отношений у подростка является:

  • игра
  • общение
  • учебная деятельность
  • общественно-полезная деятельность

 12Выбрать правильные ответы

К особенностям общения подростка со взрослыми относятся:

  • сопротивление по отношению к ранее выполняемым требованиям взрослых
  • стремление к близкому эмоциональному контакту, доверительному общению
  • попытки ограничить претензии взрослых по отношению к себе
  • активное отстаивание своих прав на самостоятельность

13. Выбрать правильные ответы

К психологическим факторам, обуславливающим успех в учении, относятся:

  • мотивация учебной деятельности
  • произвольность психических процессов
  • наличие волевых качеств личности
  • здоровье учащихся

 14Выбрать правильный ответ

К психологическим факторами, обуславливающим успех в учении, не относится:

  • мотивация учебной деятельности
  • произвольность психических процессов
  • здоровье учащихся
  • наличие волевых качеств личности

 14Выбрать правильные ответы

Признаками положительного отношения учащегося к учебной деятельности  являются:

  • положительная мотивация
  • осознание цели урока и отдельных его этапов
  • умение связать полученную информацию со своими интересами и собственным ответом
  • симпатия к учителю

 15Выбрать правильные ответы

Специфическими особенностями педагогического общения являются:

  • направленность на нескольких субъектов
  • ориентированность на субъект
  • стиль общения
  • позиция сторон
  • дистанция

16. Выбрать правильные ответы

Профессионально-важными личностными качествами педагога являются:

  • знание психологии ребенка
  • любовь к детям
  • чувство юмора
  • глубокое знание предмета
  • общительность

 17Выбрать правильный ответ

Стиль общения, который отличает стремление уклониться от принятия решений, переложить эту задачу на партнера, называется:

  • авторитарный
  • демократический
  • либеральный
  • партнерский

 18Выбрать правильный ответ

Стиль общения, для которого характерно превосходство одного партнера; деловые, короткие распоряжения; запреты с угрозой, неприветливый тон, возможность быстрого принятия решений о стабилизации общения, называется:

  • авторитарный
  • демократический
  • либеральный
  • партнерский

 19Выбрать правильный ответ

Стиль общения, для которого характерно: предоставление партнерам равных условий для принятия решений, постановке цели, оценке работы, уважительное отношение и забота о потребностях партнеров по общению, называется:

  • авторитарный
  • демократический
  • либеральный
  • партнерский

20. Выбрать правильный ответ

К вербальным средствам общения относится:

  • жесты
  • мимика
  • речь
  • пантомимика
  • контакт глаз

 21Выбрать правильные ответы

К невербальным средствам общения относятся:

  • жесты
  • мимика
  • речь
  • пантомимика
  • контакт глаз

 22Выбрать правильный ответ

Столкновение противоположных позиций на основе противоположно направленных мотивов или суждений — это:

  • конфликт
  • борьба
  • дискуссия
  • решение проблемы

23. Выбрать правильный ответ

Конфликтогены — это:

  • проявления конфликта
  • слова, действия (или бездействия), которые могут привести к конфликту
  • причины конфликта, обусловленные социальным статусом личности
  • состояния личности, которые наступают после разрешения конфликта

24. Выбрать правильные ответы

Одна учительница высказывает другой претензии по поводу многочисленных и часто повторяющихся ошибок в работе. Вторая учительница принимает высказываемые претензии за оскорбление. Между ними возникает конфликт.

Причинами конфликта в данном случае явились:

  • неудовлетворительные коммуникации
  • нарушение этики общения
  • нарушение трудовой дисциплины
  • психологические особенности конфликтующих

25. Выбрать правильный ответ

Читайте также:  Показателем развития ребенка младшего дошкольного возраста является

Верной комбинацией стратегий поведения в конфликте является:

  • компромисс, критика, борьба
  • уступка, уход, сотрудничество
  • борьба, уход, убеждение
  • сотрудничество, консенсус, уступка

 26Выбрать правильный ответ

Технология эффективного общения в конфликте позволяет:

  • убедить соперника в своей правоте
  • добиться превосходства в споре
  • добиться соглашения даже ценой серьезной уступки соперника
  • добиться взаимного понимания и взаимной эмпатии с соперником

 27Выбрать правильные ответы

Стратегиями поведения в конфликте являются:

  • сотрудничество
  • компромисс
  • сопротивление
  • соглашательство

 28Выбрать правильные ответы

Безоценочное отношение к личности ученика помогает:

  • устанавливать доверительные отношения
  • контролировать
  • выстраивать отношения
  • понимать мотивы поведения

 29Выбрать правильные ответы

Толерантный класс характеризует:

  • похвала, согласие
  • нетерпение
  • подбадривание
  • поддержка

Источник

Специфика социальной ситуации развития заключается в том, что подросток находится в положении (состоянии) между взрослым и ребенком – при сильном желании стать взрослым. Подросток стремиться отстоять свою независимость, приобрести право голоса. Избавление от родительской опеки является универсальной целью отрочества. Но избавление это проходит не путем разрыва отношений, а путем возникновения нового качества отношений.

Все то, к чему подросток привык с детства – семья, школа, сверстники, — подвергаются оценке и переоценке, обретают новое значение и смысл.

Переход во взрослый мир, выстраивание новых отношений с ним, овладение новой (взрослой) ролью предполагает наличие определенной (в том числе и внутренней) активности.

В социальной ситуации развития подростка появляется принципиально новый компонент – отчуждение, то есть дисгармония отношений, которая проявляется в деятельности, поведении, общении, внутренних переживаниях.

В С. Мухина рассматривает социальную ситуацию в жизни отрока в условиях семьи. Например, семья с высокой рефлексией понимает, что ребенок взрослеет и что с этим надо считаться, изменяя стиль взаимоотношений. К подростку начинают относиться с учетом появившегося у него чувства взрослости. Не навязывая своего внимания, родители выражают готовность обсудить его проблемы. Характер подростка в такой семье развивается вполне благополучно. Ценностные ориентации подростка направлены на проникновение в ценности всего многообразия реальной действительности. Высокая рефлексия окружения создает благоприятные условия для духовного развития подростка.

Семья отчужденная. В этой семье к подростку относятся так же, как и в детстве, — им мало интересуются, избегают общения с ним и держатся от него на расстоянии. Подросток в такой семье чувствует себя лишним. Он устремляется на улицу к своим сверстникам, где ищет удовлетворения в общении. Отчужденная семья может ограничить возможности ребенка в развитии.

Семья авторитарная продолжает предъявлять подростку те же жесткие требования, что и в детстве. Обычно, если это было принято ранее, здесь продолжают применять и физические наказания (в детстве – шлепали, теперь могут «врезать»). В авторитарной семье подросток так же одинок, несчастен и неуверен в себе, как и в детстве. Однако тенденции развития его характера уже отчетливо вырисовываются: он становится носителем авторитарного способа взаимодействия с людьми или, напротив, демонстрирует униженность, пассивность, за которой стоит высокая невротизация неуверенного в себе подростка. Авторитарная семья также может ограничить возможности подростка в развитии.

Семья с попустительским отношением. В такой семье продолжает господствовать принцип вседозволенности: подросток уже давно «сел на голову» родителям и хорошо освоил способы манипулирования ими. Эгоизм и конфликтность – основные характеристики характера подростков из таких семей. Здесь подросток несчастлив вдвойне: сам по себе возраст – уже кризис личностного развития плюс еще недостатки, сформированные в его личностной позиции отношениями вседозволенности, чего ему никогда не предложит действительная жизнь.

Семья гиперопекающая. Подросток в такой семье вырос под пристальным вниманием и заботой родителей, у которых масса своих внутренних проблем, возникающих по большей части на основе личных трагедий и комплексов. С подростком родители по-прежнему не расстаются, опекают его не только извне, но стремятся завладеть и его душевными переживаниями. Здесь подросток, как и в детстве, неуверен в себе, пассивен, не может дать отпор в случае необходимости. Сверстники дают ему прозвища типа «малыш», «маменькин сынок», «детский сад» и другие.

Но подросток может жить и в неполной семье (здесь чаще нет отца). Он начинает себя чувствовать особенно некомфортно, ведь именно в этот период возникает острое чувство потребности в отце. Отсутствие отца может ослаблять его социальную позицию.

Подросток в приемной семье – сложная проблема в отрочестве, особенно, если он знает, что его отец и мать не являются биологическими родителями. Если же ему повезло и он обрел хорошую семью, он все-таки постоянно испытывает внутреннее напряжение и неуверенность в том, как к нему относятся его приемные родители.

Читайте также:  Развитие речи гиперактивного ребенка

Подростки, живущие в деградирующих семьях, где родители дерутся, принимают алкоголь, наркотики, распутничают, обычно заражаются этими недугами еще в детстве. В отдельных счастливых случаях подросток из такой семьи начинает так активно противостоять деградации, что ему хватает духовных сил вырваться из этого ада и идти своим путем.

Особая проблема в современной российской семье – взаимоотношения по поводу вещевой и финансовой зависимости подростка. В России для них нет пока традиционных способов зарабатывания денег. Подросток может легко оказаться втянутым в теневые финансовые отношения взрослых. Поэтому проблема «Дети и деньги» весьма актуальна для каждой семьи, в которой подрастают дети.

Современный подросток может, исходя из критериев стоимости вещей, начать оценивать свою семью как «богатую» или как «бедную». Оценка материальных предметов, принадлежащих семье или отсутствующих в семье, может стать критерием достоинств родителей.

В отрочестве, как и в детстве, подросток продолжает посещать школу. Но отношение к школе и учению меняется. Если в младших классах ребенок был психологически поглощен самой учебной деятельностью, то теперь подростка в большей мере занимают собственно взаимоотношения со сверстниками.

Подросток, не игнорирую ученье, придает особое значение общению. В общении со сверстниками он расширяет границы своих знаний, развивается в умственном отношении. Общаясь со сверстниками, подросток постигает разные формы взаимодействий человека с человеком.

Так как большую часть времени подросток проводит в школе, то правильно считать, что в стенах школы создаются условия для развития его личности. Эти условия могут формировать взрослые. Взрослый друг – довольно редкое явление в индивидуальной жизни подростка. В этом возрасте уважаемый взрослый чаще всего достояние подростковой группы, если это учитель, руководитель спортивной секции, музыкального кружка и др. Другое дело – массовый кумир (например, певец). Он является предметом обожания многих, объединяя их одной общей эмоцией, что очень важно для подростков.

Социальная ситуация обладает таким разнообразием условий и всевозможных провокаций для испытания подростком самого себя, что взрослый подчас не может даже их себе представить.

Кризис 13 лет

Подростковый возраст разделяется на младший подростковый и старший подростковый кризисом 13 лет. Для этого существуют как внешние, так и внутренние (биологические и психологические) предпосылки.

К внешним относятся:

1. Изменение характера учебной деятельности:

а) многопредметность;

б) содержание учебного материала представляет собой теоретические основы наук;

в) предлагаемые к усвоению абстракции вызывают качественно новое познавательное отношение к знаниям.

2. Отсутствие единства требований: сколько учителей, столько различных оценок окружающей действительности, а также поведения ребенка, его деятельности, взглядов, отношений, качеств личности.

3. Введение общественно-полезного труда в школьное обучение приводит к появлению у подростка переживания себя как участника общественно-трудовой деятельности.

4. Появление новых требований в семье – реальной помощи по хозяйству, ответственности.

5. Изменение положения ребенка в семье – с ним начинают советоваться. Расширение социальных связей подростка – предоставляется возможность для участия в общественной жизни коллектива.

Наличие внутренних биологических предпосылок объясняется тем, что в этот период весь организм человека выходит на путь активной физиологической и биологической перестройки. Перестраиваются сразу три системы: гормональная, кровеносная, и костно-мышечная. Новые гормоны стремительно выбрасываются в кровь, оказывают будоражащее влияние на центральную нервную систему, определяя начало полового созревания. Различные органические системы созревают неравномерно. В кровеносной системе – мышечная ткань сердца опережает по темпам роста кровеносные сосуды, толчковая сила сердечной мышцы заставляет работать неготовые к такому ритму сосуды в экстремальном режиме. В костно-мышечной системе – костная ткань опережает темпы роста мышц, которые, не успевая за ростом костей, натягиваются, создавая постоянное внутреннее неудобство. Все это приводит к тому, что повышаются утомляемость, возбудимость, раздражительность, негативизм, драчливость подростков в 8-11 раз (А. П. Краковский, 1970).

Благодаря бурному росту и перестройке организма в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, излишний вес, худоба и пр. – все расстраивает, а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу.

С точки зрения внутренних психологических предпосылок является проблема интереса. Выделено четыре вида наиболее ярких интересов подростка, называемых доминантами:

Читайте также:  Индивидуальная карта развития ребенка в доу по фгос вераксы

q «эгоцентрическая доминанта» – интерес подростка к собственной личности;

q «доминанта дали» – установка на обширные, большие масштабы;

q «доминанта усилия» – интерес подростка к сопротивлению, преодолению, волевым напряжениям, которые проявляются иногда в упрямстве, хулиганстве, протесте;

q «доминанта романтики» – интерес к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму.

Кризис 13 лет протекает с такими симптомами: непослушание, грубость, немотивированное противостояние взрослым, негативизм по отношению к учителям, трагическое переживание ситуации невключенности в группу сверстников, надежда на неопределенное светлое будущее, бравада своей независимостью, приверженностью материальным интересам. Но суть кризиса не столько в ярко выраженных его проявлениях, сколько в качественном изменении процесса психического развития.

Подросток подвержен сильнейшим переживаниям, которые вызваны как чувством наступающей взрослости и формированием образа «Я», так и идентификацией с образом пола. Для подростков характерны переживания, связанные с их отношением к себе, к собственной личности, процессам познания себя и преимущественно эти переживания отрицательные. Самооценка обычно заниженная.

Вместе с тем подростку присущи и переживания, которые носят положительный характер – это переживания, связанные с самореализацией, активной работой по развитию собственной личности.

8.3. Новообразования личности в подростковом возрасте

Важнейшей особенностью личности в отрочестве является быстрое развитие самосознания. В этом возрасте последовательно появляются две особые формы самосознания: чувство взрослости и «Я — концепция». Потребность быть и считаться взрослым превращается в этот период в доминирующую.

Прежде всего это проявляется в стремлении подростка приобщиться к жизни и деятельности взрослых. Конечно, подростку еще далеко до истинной взрослости – и физически, и психологически, и социально. Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремится к ней и претендует на равные со взрослыми права. Новая позиция проявляется в разных сферах, чаще всего – во внешнем облике, в манерах.

Внешний вид подростка часто становится источником постоянных недоразумений и даже конфликтов в семье.

Подражание взрослым не ограничивается манерами и одеждой. Подражание идет и по линии развлечений, романтических отношений. Независимо от содержания этих отношений копируется «взрослая» форма: свидания, записки, поездки за город, дискотеки и т. п.

Но встречаются и по-настоящему ценные варианты взрослости. Это включение в интеллектуальную деятельность, когда подросток интересуется определенной областью науки или искусства, глубоко занимаясь самообразованием. Или забота о семье, оказание помощи тем, кто в ней нуждается – младшему брату, уставшей на работе маме или больной бабушке.

Одновременно с внешними объективными проявлениями взрослости возникает и чувство взрослости – отношение подростка к себе как взрослому, ощущение и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком. Это субъективная сторона взрослости считается центральным новообразованием младшего подросткового возраста (11-13 лет).

Как проявляется чувство взрослости подростка? Прежде всего, в желании, чтобы все относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности. Появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения. Поскольку в подростковом возрасте все нестабильно, взгляды могут измениться через пару недель, но защищать противоположную точку зрения ребенок будет столь же эмоционально.

К концу подросткового периода, примерно в 15 лет, подросток делает еще один шаг в развитии своего самосознания. После поисков себя, личной нестабильности у него формируется «Я – концепция» — система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я». Образы «Я», которые создает в своем сознании подросток, разнообразны – они отражают все богатство его жизни. Физическое «Я», представления о своем уме, способностях в разных областях, о силе характера, общительности, доброте и других качествах, соединяясь, образуют большой пласт «Я – концепции» — так называемое реальное «Я».

Помимо реального «Я», «Я – концепция» включает в себя идеальное «Я». При высоком уровне притязаний и недостаточном осознании своих возможностей идеальное «Я» может слишком сильно отличаться от реального. Тогда переживаемый подростком разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности. Когда идеальный образ представляется достижимым, он побуждает к самовоспитанию. Некоторые подростки разрабатывают целые программы самосовершенствования.

В конце подросткового возраста, на границе с ранней юностью, представления о себе стабилизируются и образуют целостную систему – «Я – концепцию». Это важнейший этап в развитии самосознания.



Источник