Основная линия отношений для социальной ситуации развития юноши ребенок
1. Выбрать правильный ответ
Ведущим видом деятельности подростка является:
- учебная деятельность
- учебно-профессиональная деятельность
- эмоциональное общение
- общение со сверстниками
2. Выбрать правильный ответ
Схема учебного взаимодействия:
- субъект — объект
- субъект — субъект
- объект — объект
- субъект — реакция
3. Выбрать правильный ответ
Важным (основным) стимулом к учению в подростковом возрасте является:
- притязание на признание среди подростков
- похвала родителей
- желание получить хорошую оценку
- все ответы верны
4. Выбрать правильный ответ
Преобладающим мотивом учения в юношеском возрасте является:
- практический мотив (связь с профессией)
- «чтобы быть не хуже других»
- мотив получения хорошей оценки
- все ответы верны
5. Выбрать правильные ответы
Структурными компонентами учения являются:
- аудиальный компонент
- мотивационный компонент
- операционный компонент
- контрольно-оценочный компонент
6. Выбрать правильный ответ
Основная линия отношений для социальной ситуации развития подростка:
- ребенок — воспитатель
- ребенок — учитель
- ребенок — родители
- ребенок — сверстники
- ребенок — ближайшее окружение
7. Выбрать правильные ответы
Особенности самосознания личности в подростковом возрасте:
- неадекватная самооценка
- самосознание через сравнение себя с другими
- направленность на будущее
- потребность быть взрослым
8. Выбрать правильные ответы
Особенностями самосознания личности в юношеском возрасте являются:
- мировоззрение и убеждения
- неадекватная самооценка
- самосознание через сравнение себя с другими
- самоанализ
- направленность на будущее
- потребность быть взрослым
9. Выбрать правильный ответ
К мотивам плохого поведения подростков НЕ относится:
- власть
- месть
- привлечение внимания
- избегание неудач
- хулиганство
10. Выбрать правильный ответ
Признаком компетентного человека является:
- старательность
- общительность
- конфиденциальность
- рефлексивность
11. Выбрать правильный ответ
Специфическим видом межличностных отношений у подростка является:
- игра
- общение
- учебная деятельность
- общественно-полезная деятельность
12. Выбрать правильные ответы
К особенностям общения подростка со взрослыми относятся:
- сопротивление по отношению к ранее выполняемым требованиям взрослых
- стремление к близкому эмоциональному контакту, доверительному общению
- попытки ограничить претензии взрослых по отношению к себе
- активное отстаивание своих прав на самостоятельность
13. Выбрать правильные ответы
К психологическим факторам, обуславливающим успех в учении, относятся:
- мотивация учебной деятельности
- произвольность психических процессов
- наличие волевых качеств личности
- здоровье учащихся
14. Выбрать правильный ответ
К психологическим факторами, обуславливающим успех в учении, не относится:
- мотивация учебной деятельности
- произвольность психических процессов
- здоровье учащихся
- наличие волевых качеств личности
14. Выбрать правильные ответы
Признаками положительного отношения учащегося к учебной деятельности являются:
- положительная мотивация
- осознание цели урока и отдельных его этапов
- умение связать полученную информацию со своими интересами и собственным ответом
- симпатия к учителю
15. Выбрать правильные ответы
Специфическими особенностями педагогического общения являются:
- направленность на нескольких субъектов
- ориентированность на субъект
- стиль общения
- позиция сторон
- дистанция
16. Выбрать правильные ответы
Профессионально-важными личностными качествами педагога являются:
- знание психологии ребенка
- любовь к детям
- чувство юмора
- глубокое знание предмета
- общительность
17. Выбрать правильный ответ
Стиль общения, который отличает стремление уклониться от принятия решений, переложить эту задачу на партнера, называется:
- авторитарный
- демократический
- либеральный
- партнерский
18. Выбрать правильный ответ
Стиль общения, для которого характерно превосходство одного партнера; деловые, короткие распоряжения; запреты с угрозой, неприветливый тон, возможность быстрого принятия решений о стабилизации общения, называется:
- авторитарный
- демократический
- либеральный
- партнерский
19. Выбрать правильный ответ
Стиль общения, для которого характерно: предоставление партнерам равных условий для принятия решений, постановке цели, оценке работы, уважительное отношение и забота о потребностях партнеров по общению, называется:
- авторитарный
- демократический
- либеральный
- партнерский
20. Выбрать правильный ответ
К вербальным средствам общения относится:
- жесты
- мимика
- речь
- пантомимика
- контакт глаз
21. Выбрать правильные ответы
К невербальным средствам общения относятся:
- жесты
- мимика
- речь
- пантомимика
- контакт глаз
22. Выбрать правильный ответ
Столкновение противоположных позиций на основе противоположно направленных мотивов или суждений — это:
- конфликт
- борьба
- дискуссия
- решение проблемы
23. Выбрать правильный ответ
Конфликтогены — это:
- проявления конфликта
- слова, действия (или бездействия), которые могут привести к конфликту
- причины конфликта, обусловленные социальным статусом личности
- состояния личности, которые наступают после разрешения конфликта
24. Выбрать правильные ответы
Одна учительница высказывает другой претензии по поводу многочисленных и часто повторяющихся ошибок в работе. Вторая учительница принимает высказываемые претензии за оскорбление. Между ними возникает конфликт.
Причинами конфликта в данном случае явились:
- неудовлетворительные коммуникации
- нарушение этики общения
- нарушение трудовой дисциплины
- психологические особенности конфликтующих
25. Выбрать правильный ответ
Верной комбинацией стратегий поведения в конфликте является:
- компромисс, критика, борьба
- уступка, уход, сотрудничество
- борьба, уход, убеждение
- сотрудничество, консенсус, уступка
26. Выбрать правильный ответ
Технология эффективного общения в конфликте позволяет:
- убедить соперника в своей правоте
- добиться превосходства в споре
- добиться соглашения даже ценой серьезной уступки соперника
- добиться взаимного понимания и взаимной эмпатии с соперником
27. Выбрать правильные ответы
Стратегиями поведения в конфликте являются:
- сотрудничество
- компромисс
- сопротивление
- соглашательство
28. Выбрать правильные ответы
Безоценочное отношение к личности ученика помогает:
- устанавливать доверительные отношения
- контролировать
- выстраивать отношения
- понимать мотивы поведения
29. Выбрать правильные ответы
Толерантный класс характеризует:
- похвала, согласие
- нетерпение
- подбадривание
- поддержка
Источник
Специфика социальной ситуации развития заключается в том, что подросток находится в положении (состоянии) между взрослым и ребенком – при сильном желании стать взрослым. Подросток стремиться отстоять свою независимость, приобрести право голоса. Избавление от родительской опеки является универсальной целью отрочества. Но избавление это проходит не путем разрыва отношений, а путем возникновения нового качества отношений.
Все то, к чему подросток привык с детства – семья, школа, сверстники, — подвергаются оценке и переоценке, обретают новое значение и смысл.
Переход во взрослый мир, выстраивание новых отношений с ним, овладение новой (взрослой) ролью предполагает наличие определенной (в том числе и внутренней) активности.
В социальной ситуации развития подростка появляется принципиально новый компонент – отчуждение, то есть дисгармония отношений, которая проявляется в деятельности, поведении, общении, внутренних переживаниях.
В С. Мухина рассматривает социальную ситуацию в жизни отрока в условиях семьи. Например, семья с высокой рефлексией понимает, что ребенок взрослеет и что с этим надо считаться, изменяя стиль взаимоотношений. К подростку начинают относиться с учетом появившегося у него чувства взрослости. Не навязывая своего внимания, родители выражают готовность обсудить его проблемы. Характер подростка в такой семье развивается вполне благополучно. Ценностные ориентации подростка направлены на проникновение в ценности всего многообразия реальной действительности. Высокая рефлексия окружения создает благоприятные условия для духовного развития подростка.
Семья отчужденная. В этой семье к подростку относятся так же, как и в детстве, — им мало интересуются, избегают общения с ним и держатся от него на расстоянии. Подросток в такой семье чувствует себя лишним. Он устремляется на улицу к своим сверстникам, где ищет удовлетворения в общении. Отчужденная семья может ограничить возможности ребенка в развитии.
Семья авторитарная продолжает предъявлять подростку те же жесткие требования, что и в детстве. Обычно, если это было принято ранее, здесь продолжают применять и физические наказания (в детстве – шлепали, теперь могут «врезать»). В авторитарной семье подросток так же одинок, несчастен и неуверен в себе, как и в детстве. Однако тенденции развития его характера уже отчетливо вырисовываются: он становится носителем авторитарного способа взаимодействия с людьми или, напротив, демонстрирует униженность, пассивность, за которой стоит высокая невротизация неуверенного в себе подростка. Авторитарная семья также может ограничить возможности подростка в развитии.
Семья с попустительским отношением. В такой семье продолжает господствовать принцип вседозволенности: подросток уже давно «сел на голову» родителям и хорошо освоил способы манипулирования ими. Эгоизм и конфликтность – основные характеристики характера подростков из таких семей. Здесь подросток несчастлив вдвойне: сам по себе возраст – уже кризис личностного развития плюс еще недостатки, сформированные в его личностной позиции отношениями вседозволенности, чего ему никогда не предложит действительная жизнь.
Семья гиперопекающая. Подросток в такой семье вырос под пристальным вниманием и заботой родителей, у которых масса своих внутренних проблем, возникающих по большей части на основе личных трагедий и комплексов. С подростком родители по-прежнему не расстаются, опекают его не только извне, но стремятся завладеть и его душевными переживаниями. Здесь подросток, как и в детстве, неуверен в себе, пассивен, не может дать отпор в случае необходимости. Сверстники дают ему прозвища типа «малыш», «маменькин сынок», «детский сад» и другие.
Но подросток может жить и в неполной семье (здесь чаще нет отца). Он начинает себя чувствовать особенно некомфортно, ведь именно в этот период возникает острое чувство потребности в отце. Отсутствие отца может ослаблять его социальную позицию.
Подросток в приемной семье – сложная проблема в отрочестве, особенно, если он знает, что его отец и мать не являются биологическими родителями. Если же ему повезло и он обрел хорошую семью, он все-таки постоянно испытывает внутреннее напряжение и неуверенность в том, как к нему относятся его приемные родители.
Подростки, живущие в деградирующих семьях, где родители дерутся, принимают алкоголь, наркотики, распутничают, обычно заражаются этими недугами еще в детстве. В отдельных счастливых случаях подросток из такой семьи начинает так активно противостоять деградации, что ему хватает духовных сил вырваться из этого ада и идти своим путем.
Особая проблема в современной российской семье – взаимоотношения по поводу вещевой и финансовой зависимости подростка. В России для них нет пока традиционных способов зарабатывания денег. Подросток может легко оказаться втянутым в теневые финансовые отношения взрослых. Поэтому проблема «Дети и деньги» весьма актуальна для каждой семьи, в которой подрастают дети.
Современный подросток может, исходя из критериев стоимости вещей, начать оценивать свою семью как «богатую» или как «бедную». Оценка материальных предметов, принадлежащих семье или отсутствующих в семье, может стать критерием достоинств родителей.
В отрочестве, как и в детстве, подросток продолжает посещать школу. Но отношение к школе и учению меняется. Если в младших классах ребенок был психологически поглощен самой учебной деятельностью, то теперь подростка в большей мере занимают собственно взаимоотношения со сверстниками.
Подросток, не игнорирую ученье, придает особое значение общению. В общении со сверстниками он расширяет границы своих знаний, развивается в умственном отношении. Общаясь со сверстниками, подросток постигает разные формы взаимодействий человека с человеком.
Так как большую часть времени подросток проводит в школе, то правильно считать, что в стенах школы создаются условия для развития его личности. Эти условия могут формировать взрослые. Взрослый друг – довольно редкое явление в индивидуальной жизни подростка. В этом возрасте уважаемый взрослый чаще всего достояние подростковой группы, если это учитель, руководитель спортивной секции, музыкального кружка и др. Другое дело – массовый кумир (например, певец). Он является предметом обожания многих, объединяя их одной общей эмоцией, что очень важно для подростков.
Социальная ситуация обладает таким разнообразием условий и всевозможных провокаций для испытания подростком самого себя, что взрослый подчас не может даже их себе представить.
Кризис 13 лет
Подростковый возраст разделяется на младший подростковый и старший подростковый кризисом 13 лет. Для этого существуют как внешние, так и внутренние (биологические и психологические) предпосылки.
К внешним относятся:
1. Изменение характера учебной деятельности:
а) многопредметность;
б) содержание учебного материала представляет собой теоретические основы наук;
в) предлагаемые к усвоению абстракции вызывают качественно новое познавательное отношение к знаниям.
2. Отсутствие единства требований: сколько учителей, столько различных оценок окружающей действительности, а также поведения ребенка, его деятельности, взглядов, отношений, качеств личности.
3. Введение общественно-полезного труда в школьное обучение приводит к появлению у подростка переживания себя как участника общественно-трудовой деятельности.
4. Появление новых требований в семье – реальной помощи по хозяйству, ответственности.
5. Изменение положения ребенка в семье – с ним начинают советоваться. Расширение социальных связей подростка – предоставляется возможность для участия в общественной жизни коллектива.
Наличие внутренних биологических предпосылок объясняется тем, что в этот период весь организм человека выходит на путь активной физиологической и биологической перестройки. Перестраиваются сразу три системы: гормональная, кровеносная, и костно-мышечная. Новые гормоны стремительно выбрасываются в кровь, оказывают будоражащее влияние на центральную нервную систему, определяя начало полового созревания. Различные органические системы созревают неравномерно. В кровеносной системе – мышечная ткань сердца опережает по темпам роста кровеносные сосуды, толчковая сила сердечной мышцы заставляет работать неготовые к такому ритму сосуды в экстремальном режиме. В костно-мышечной системе – костная ткань опережает темпы роста мышц, которые, не успевая за ростом костей, натягиваются, создавая постоянное внутреннее неудобство. Все это приводит к тому, что повышаются утомляемость, возбудимость, раздражительность, негативизм, драчливость подростков в 8-11 раз (А. П. Краковский, 1970).
Благодаря бурному росту и перестройке организма в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, излишний вес, худоба и пр. – все расстраивает, а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу.
С точки зрения внутренних психологических предпосылок является проблема интереса. Выделено четыре вида наиболее ярких интересов подростка, называемых доминантами:
q «эгоцентрическая доминанта» – интерес подростка к собственной личности;
q «доминанта дали» – установка на обширные, большие масштабы;
q «доминанта усилия» – интерес подростка к сопротивлению, преодолению, волевым напряжениям, которые проявляются иногда в упрямстве, хулиганстве, протесте;
q «доминанта романтики» – интерес к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму.
Кризис 13 лет протекает с такими симптомами: непослушание, грубость, немотивированное противостояние взрослым, негативизм по отношению к учителям, трагическое переживание ситуации невключенности в группу сверстников, надежда на неопределенное светлое будущее, бравада своей независимостью, приверженностью материальным интересам. Но суть кризиса не столько в ярко выраженных его проявлениях, сколько в качественном изменении процесса психического развития.
Подросток подвержен сильнейшим переживаниям, которые вызваны как чувством наступающей взрослости и формированием образа «Я», так и идентификацией с образом пола. Для подростков характерны переживания, связанные с их отношением к себе, к собственной личности, процессам познания себя и преимущественно эти переживания отрицательные. Самооценка обычно заниженная.
Вместе с тем подростку присущи и переживания, которые носят положительный характер – это переживания, связанные с самореализацией, активной работой по развитию собственной личности.
8.3. Новообразования личности в подростковом возрасте
Важнейшей особенностью личности в отрочестве является быстрое развитие самосознания. В этом возрасте последовательно появляются две особые формы самосознания: чувство взрослости и «Я — концепция». Потребность быть и считаться взрослым превращается в этот период в доминирующую.
Прежде всего это проявляется в стремлении подростка приобщиться к жизни и деятельности взрослых. Конечно, подростку еще далеко до истинной взрослости – и физически, и психологически, и социально. Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремится к ней и претендует на равные со взрослыми права. Новая позиция проявляется в разных сферах, чаще всего – во внешнем облике, в манерах.
Внешний вид подростка часто становится источником постоянных недоразумений и даже конфликтов в семье.
Подражание взрослым не ограничивается манерами и одеждой. Подражание идет и по линии развлечений, романтических отношений. Независимо от содержания этих отношений копируется «взрослая» форма: свидания, записки, поездки за город, дискотеки и т. п.
Но встречаются и по-настоящему ценные варианты взрослости. Это включение в интеллектуальную деятельность, когда подросток интересуется определенной областью науки или искусства, глубоко занимаясь самообразованием. Или забота о семье, оказание помощи тем, кто в ней нуждается – младшему брату, уставшей на работе маме или больной бабушке.
Одновременно с внешними объективными проявлениями взрослости возникает и чувство взрослости – отношение подростка к себе как взрослому, ощущение и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком. Это субъективная сторона взрослости считается центральным новообразованием младшего подросткового возраста (11-13 лет).
Как проявляется чувство взрослости подростка? Прежде всего, в желании, чтобы все относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности. Появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения. Поскольку в подростковом возрасте все нестабильно, взгляды могут измениться через пару недель, но защищать противоположную точку зрения ребенок будет столь же эмоционально.
К концу подросткового периода, примерно в 15 лет, подросток делает еще один шаг в развитии своего самосознания. После поисков себя, личной нестабильности у него формируется «Я – концепция» — система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я». Образы «Я», которые создает в своем сознании подросток, разнообразны – они отражают все богатство его жизни. Физическое «Я», представления о своем уме, способностях в разных областях, о силе характера, общительности, доброте и других качествах, соединяясь, образуют большой пласт «Я – концепции» — так называемое реальное «Я».
Помимо реального «Я», «Я – концепция» включает в себя идеальное «Я». При высоком уровне притязаний и недостаточном осознании своих возможностей идеальное «Я» может слишком сильно отличаться от реального. Тогда переживаемый подростком разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности. Когда идеальный образ представляется достижимым, он побуждает к самовоспитанию. Некоторые подростки разрабатывают целые программы самосовершенствования.
В конце подросткового возраста, на границе с ранней юностью, представления о себе стабилизируются и образуют целостную систему – «Я – концепцию». Это важнейший этап в развитии самосознания.
Источник