Ошибки при воспитании 4 года ребенку

Ошибки при воспитании 4 года ребенку thumbnail

Ошибки при воспитании 4 года ребенку

Здравствуйте, тема воспитания детей очень актуальна в наше время. Все чаще и чаще можно услышать о том, что семья начала воспитывать детей по какой-то методике, которую они могли выбрать из тысячи предложенных великим интернетом.  При этом часто забывая про, казалось бы, логичные и элементарные вещи, которые иногда исключаются в подобных методиках. Именно это и подтолкнуло к написанию этой статьи. Так как грубых ошибок, на самом деле, большое количество, статья будет разделена на две части, в которых будет подробно описано каждая ошибка, и как ее исправить. Рассматриваться это будет по такой схеме: ошибка —> последствия —> как не допустить / как это исправить.

Возраст 3-5 лет выбран не случайно, как раз в этот момент родители начинают совершать большое количество ошибок, которые могут в дальнейшем повлечь за собой большие и неутешительные последствия. В данном возрасте ребенок начинает себя чувствовать отдельной частью маленького общества в виде своей семьи. Если же в начале своей жизни он чувствовал полный симбиоз с родителями, в большей мере с матерью, то сейчас начинается его активное познание мира и себя в этом мире. Проблема в том, что в такие моменты родители не совсем понимают, кто они такие в глазах ребенка.

Ошибка родителей №1. «Не давать право на самостоятельность и совершение ошибок». Это достаточно распространено в воспитании. Это допускается не со зла, а является лишь проявлением любви и заботы. Ребенок в данный период проявляет интерес ко многим вещам и пытается делать их самостоятельно. Родители же беспокоясь либо о безопасности ребенка, либо ссылаясь на его неподготовленность, не доверяют ему то, что он хотел сделать. В пример можно привести любую помощь, которую предложил ребенок: помощь в уборке, готовка, понести пакеты и т. п.

Что может произойти! В более позднем возрасте вы рискуете получить ребенка, который не будет включен в домашние дела, несамостоятельный, безответственный.

Что делать, чтобы  не допустить этого! Беспокойство родителей нельзя отключить, и естественно давать ребенку полную самостоятельность тоже рискованно. Однако не отказывайтесь от помощи вашего ребенка, даже если знаете, что он справится не очень удачно. Если ребенок предложит, например, помочь донести покупки, не стоит говорить «тебе будет тяжело», а особенно «ты не справишься», дайте ему покупку по его возможности. Конечно для вас это видимость помощи, а для него целое событие, а если приправить это похвалой, и важностью такого поступка, вы обречены на повторное искреннее желание помочь вам. Такое же может произойти во время готовки или уборки. Помните, у ребенка в этом возрасте нарушена координация и если он, что-либо недометёт, или испачкает в процессе готовки, не стоит его ругать, лучше помогите ему. В этом возрасте, ребенку очень нужна ваша поддержка и понимание.

Как исправить ошибку! Сразу оговорю, про исправление ситуации с подростками, я буду рассказывать в последующих статьях, так как там более глубокая проблема. Если все же случилось так, что ребенок перестал предлагать вам помощь или проявлять заинтересованность в какой-либо деятельности, вполне вероятно, что в нем уже посеяны сомнения в его силах. Ваша задача — поддержка вашего ребенка в его начинаниях, если интересов совсем нет, то вам придется помочь ему их найти. Также стоит все же включать ребенка в домашние дела, и давать ему какую-либо ответственность. Мне очень понравился лайвхак одного психолога: «Когда вы переводите ребенка за руку через дорогу, вы снимаете полную ответственность с него. Лучше сделайте наоборот, скажите ему, чтобы это он вас перевел за руку, и тогда ребенок возьмет на себя обязанность сохранить то, что ему дорого, он полностью включится в процесс, и почувствует важность не только своего поступка,  а и свою».

Ошибка №2. «Родители недостаточно уделяют внимания ребенку». Многие родители скажут «Я достаточно уделяю внимание своему ребенку». Но правильно ли вы понимаете, какое именно внимание ему сейчас нужно? Для детей вы сейчас целая вселенная, и когда вы отказываетесь с ним играть, поговорить, прогуляться, он чувствует себя будто он попал на необитаемый остров и остался один. Объясню, ребенку важно даже не само действие, а ваше присутствие и участие в этом действии. Так не работает, если вы гуляете с ним по парку, но разговариваете с кем-либо по телефону, от вас требуется полная включенность.

Что может произойти! Запомните, для ребенка в таком возрасте любое внимание лучше, чем игнорирование. Из этого исходит, что он пойдет на любые способы, чтобы привлечь внимание родителей, даже если они его за это будут очень сильно ругать, это всё же лучше, чем игнорирование. Если вы очень мало уделяете внимания ребенку, не удивляйтесь потом, что ребёнок стал вовсе неуправляем.

Что делать, чтобы не допустить этого! Ответ очевиден – уделять больше внимания ребенку, играть ВМЕСТЕ с ним, проводить с НИМ время, интересоваться его увлечениями. Вы должны знать кто он такой и что ему интересно, ведь это ваш ребенок.

Как исправить ошибку! Есть два пути в зависимости от того, какой путь привлечения внимания выбрал ваш ребенок:

  • Ребенок пытается добиться внимания, через хорошие оценки, послушное поведение, какие-либо порядочные поступки, о которых он вам обязательно расскажет. Со стороны может показаться, что он хвастает, но на самом деле, он привлекает ваше внимание. В связи с этим, путь решения довольно прост и сходится с предыдущим подпунктом. Однако не забывайте воспитывать своего ребенка, прививая ему какие-либо нормы зависящие от ситуации.
  • Ребенок хулиганит. В этом случае решение требует всё тоже, что говорилось выше, но также следует принимать ребенка. Вообще непринятие родителем ребенка будет оговорено в следующей статье, но не сказать об этом, в рамках этой проблемы, я не могу. Так как ребенок уже привык обращать на себя внимание хулиганством, то вам нужно проявить выдержку, и не смотря ни на что, быть на стороне вашего ребенка. Не стоит его ругать, ваша задача попытаться понять своего ребенка. Следует вместе с ним находить выходы из любой ситуации, таким образом, вы показываете ему, что вы не отказываетесь от него.
Читайте также:  Ребенку 4 года врет

Ошибка №3. «Непринятие ребенка и вечные нравоучения». Эти две ошибки объединены вместе, потому что они, в частых случаях, взаимосвязаны. В предыдущей ошибке, мы немного затронули тему принятия ребенка. Принятие личности ребенка – это очень важная функция, которая должна быть выполнена каждым родителем. Непринятие можно увидеть, например, когда ребенок хотел пойти в кружок танцев,  а его отдают на карате, когда ребенку не нравится суп, а его насильно заставляют его есть, когда ребенку хочется быть активным, а ему это запрещают, говоря «посиди лучше и порисуй». Стоит запомнить ребенок – это не игрушка, которую можно наделить качествами и интересами, которые нравятся вам, у него тоже есть желания и интересы. Частая ошибка – это когда родители проецируют на ребенка свои несбывшиеся детские мечты, забывая о желаниях ребёнка.

Чем может произойти! Ребенок будет выполнять только то, что от него ждут, потеря интереса к жизни, зажатость, игнорирование своего и зависимость от чужого мнения.

Что делать, чтобы не допустить этого!  Следует отделять свою личность от личности ребенка. Соглашусь, что не все идеи и желания ребенка хороши, но для этого вы ему и нужны, чтобы воспитывать. Не стоит путать это с нравоучениями! Воспитание происходит при доверительном отношении, когда родитель, учитывая особенности своего ребенка, помогает ему адаптироваться в жизни. Нравоучения же, служат для того, чтобы превознести родителя над ребенком. Согласитесь ведь услышать «Сынок, ты уже кушал конфеты сегодня, а я волнуюсь, что у тебя могут болеть зубки от этого, давай мы купим тебе эту конфету завтра» намного приятнее чем «У тебя будут зубы болеть и попа слипнется!». Вторая фраза строится на угрозе, первая же подчеркивает ваши эмоции. По этому, важно не обрывать желание ребенка, потому что так НАДО, а оговорить, почему лучше не нужно этого делать. Опять же, если у ребенка есть желание пойти на танцы, а вам это не нравится, вам нужно принять сторону ребенка, ведь не вы идете танцевать, а он.

Как исправить ошибку! Следует начать учитывать интересы ребенка, давать поручения, которые он сможет сделать самостоятельно, каким ему удобно способом, важные решения следует принимать, учитывая его мнение, особенно если это касается каких-либо личных вещей. Например, спросите какую игрушку он хотел бы, чтобы вы ему купили, что он хотел бы на ужин, попросите его помочь вам с готовкой и пусть делает это как ему удобно.

На этом пока все, в следующей части  мы разберем еще больше ошибок, которые  допускают родители, а также способы их исправления. А сейчас спасибо за внимание! Подписывайтесь на мой инстаграм

https://www.instagram.com/psy.bychek.ivan_ .

Источник

Часто маленький ребенок может проявлять непослушание истерикой и скандалом. Он плачет, топает ногами, разбрасывает игрушки, а мама не знает, как успокоить его и провести в чувство.
Что предпринять в этом случае: запретить что-либо, чтобы наказать маленького проказника, оставить его одного на какое-то время, чтобы он перестал капризничать и как вообще правильно воспитывать и развивать ребенка в возрасте 3-4 лет.

Почему дети не слушаются или кризис 3 лет

Чтобы правильно воспитывать малыша, следует разобраться, что стоит за его плохим поведением. Сразу следует оговориться, что отличий между плохим поведением детей разных полов не существует, как правило, причины непослушания всегда одни и те же.

В психологии есть такое понятие, как «фрустрация», характеризующее такое психическое состояние, при котором все желания человека (в данном случае, ребенка) не могут быть удовлетворены в полном объеме.

Понимая, что не все ему позволено, не все он может подчинить своим желаниям, чему-то он должен подчиниться, ребенок взрослеет.

Каждый чуткий родитель, имеющий склонность к рефлексии и наблюдательности, хорошо понимает своего ребенка и чувствует, когда он капризничает с целью чего-либо добиться для удовлетворения своих желаний или причина непослушания кроется в чем-то другом, например, недомогание, проблемы в детском саду, о которых малыш боится рассказать дома и прочее.

Рассмотрим основные причины плохого поведения детей в возрасте 3-4 лет:

  1. Борьба за внимание родителей. Часто причиной непослушания становится желание ребенка привлечь к себе внимание, особенно если родителя заняты своими делами и проблемами и не уделяют малышу должного внимания. Малыш еще не знает, как конструктивно взаимодействовать со взрослыми и как строить с ними диалог и нормальные отношения, а выбирает тот способ, который ему более доступен.
  2. Вторая причина – это самоутверждение малыша, которое идет в разрез с родительской гиперопекой. Уже в 2 года ребенок начинает стремиться к самостоятельности, все мы помним его лепетание «я сам». Родители же из гуманных побуждений пытаются навязать ему свою точку зрения: контролировать во всем, поучать, упрекать и прочее. Ребенок воспринимает эту критику « в штыки» и пытается с ней бороться посредством непослушания.
  3. Желание отомстить. По ряду различных причин, родители, желая того или нет, причиняют ребенку какие-то страдания (например, мама спрятала любимую игрушку, заставила доедать «невкусную» кашу и прочее).
  4. Потеря веры в собственные силы. Если ребенок в чем-то разочаровывается или отчаивается, он начинает вести себя неадекватно. Эта причина чаще всего связана с неуверенностью в себе и заниженной самооценкой ребенка и выражается в некой манере протеста.
Читайте также:  Занятия на внимательность с ребенком 4 года

Родительские запреты и что за ними кроется

Следует понимать, что запрет представляет собой некую границу, которая ставится перед ребенком, для его же собственной защиты.

Запреты несут важную воспитательную функцию: они помогают формировать в ребенке восприятие действительности. Малышу необходимо научиться понимать, когда следует остановиться в выражении своих капризов, что можно делать, чего нельзя и как правильно вести себя в обществе.

Безусловно, все родительские запреты воспринимаются детьми без особого энтузиазма, ребенок зачастую реагирует на них протестом, раздражением, злостью или обидой, но следует понимать, что психологически запреты важны для правильного воспитания ребенка. Они позволяет малышу ощутить заботу родителей о себе, успокоиться и развивать дисциплину.

К сожалению, в современном обществе существует одна из проблем, когда родители, росшие сами в большом количестве запретов, теперь считают, что ребенку нужно разрешать абсолютно все. Постепенно, с взрослением малыша, у него начинает формироваться стойкая зависимость к манипуляциям, ребенок прибегает к различного рода провокациям, растет инфантильным и капризным. Второй распространенной ошибкой родителей является чрезмерное количество запретов, когда детям запрещается абсолютно все или практически все. В этом случае ребенок растет несмелым, робким, нерешительным, так как у него формируется другая поведенческая проблема: перед принятием какого-либо своего решения он будет искать одобрения родителей.

Чтобы избежать подобных проблем в воспитании ребенка, родители должны понимать, что все запреты должны иметь причину и объяснение. Ребенок должен четко понимать, почему нельзя вести себя тем или иным образом, и какие последствия может иметь тот или иной его поступок.

Все запреты по своим первопричинам делятся на две категории: осознанные и неосознанные.

  1. Осознанный запрет – это такой, при котором родитель стремиться защитить ребенка от чего-либо. Например, запретив мороженное, он защитит его от появления ангины, запретив переходить улицу в неположенном месте, он защитит ребенка от попадания в ДТП и прочее.
  2. Также в эту категорию входят такие запреты, которые, по мнению родителей, развивают дисциплину, так как без запретов воспитание не принимает нужной формы (формируется вседозволенность, баловство, капризы и прочее).
  3. Третьей первопричиной осознанных запретов, как ни странно, является привычка. Родители словно перенимают опыт в воспитании от своих родителей: если в свое время многое запрещалось им самим, то теперь, став родителями, они все запрещают своим детям.

Первопричины неосознанных запретов несколько сложнее.

  1. Прежде всего, за ними родители могут скрывать какие-то свои чувства и переживания, обиды и раздражения. В этом случае запрет выглядит как наказание: «ты не сделал(а) то-то, а я тебе говорил(а), значит это не получишь, нельзя».
  2. Второй первопричиной родительских неосознанных запретов является банальная зависть. Запрещая что-то ребенку, родитель может сам мысленно возвращаться в свое детство и сравнивать ту свою жизнь с нынешней жизнью сына или дочки. Отсутствие достаточного количества игрушек, множества красивых платьев и прочего, может неосознанно вызывать подобное чувство, результатом которого будет запрет.

    Здесь следует понимать, что в этом случае никакой защитной функции он не несет, а, следовательно, и воспитательной составляющей.

  3. Тревога родителей является следующей первопричиной родительских запретов. В этом случае проявляется излишняя забота о детях, чтобы с ними не случилось ничего опасного.
    Например, ребенок хочет завести собаку, и в этом нет ничего плохого. Забота о четвероногом друге будет воспитывать в малыше чувство ответственности, долга, развивать дисциплину. Но мама может чрезмерно волноваться, что от домашнего питомца у ребенка появится масса неприятностей (вдруг укусит, мало времени на занятия и прочее) и о покупке щенка не может стоять и речи.

Запрещая что-либо трех-четырех летнему малышу, родители допускают серьезную ошибку, если делают это осуждающим тоном. Стыд, досада, чувство вины – вот то, что чувствует ребенок в это время. Очень важно, занимаясь воспитанием, не переусердствовать с запретами.

Нельзя делать запретным предметом какое-либо увлечение ребенка, будь-то любимая игрушка или компьютерная игра. Воспитывая малыша даже в таком раннем возрасте, важно достигать с ним диалога.

Темперамент ребенка: типичные ошибки и особенности воспитания

Порой родители замечают, что на одни и те же вещи разные дети могут реагировать совершенно по-разному: одни спокойно выслушивают замечания, другие начинают шалить и баловаться, а третьи закатывают настоящий ураган непослушания.

Оказывается, нельзя ко всем без исключения детям применять один и тот же подход, так как каждый ребенок обладает своим типом темперамента. Учитывая этот факт, можно найти подход к любому, даже самому проблемному малышу.

Читайте также:  Как дать парацетамол ребенку 4 года

Неверное воспитание ребенка 3-4 лет без учета типа его темперамента может привести не только к возникновению проблем и непослушанию, но и полной деградации его личности в будущем. Стандартный дедовский метод в воспитании детей совершенно не подходит, накричать на малыша или даже может быть его отшлепать не станет решением проблемы. Такие родители не пытаются выстроить доверительные отношения с ребенком, а просто ломают его психику под себя и какие-то свои стандарты и стереотипы.

Дети, которые в детстве часто ругали и били, во взрослой жизни, как правило, имеют проблемы с зависимостями какого-либо рода (алкогольная, наркотическая, никотиновая и т.д.). Они имеют сложность в общении со сверстниками и другими людьми.

В 3-4 года у ребенка уже проявляются отличительные черты его темперамента, начинает формироваться основная концепция его поведения. Психологи рекомендуют родителям различать такие понятия, как «характер» и «темперамент». Темперамент дается ребенку природой, это тип нервной системы, а характер определяется воспитанием, позволяющий компенсировать недостатки темперамента.

Существует четыре типа темперамента: меланхолик, флегматик, сангвиник и холерик.

Идеально чистых типов практически не бывает, поэтому в большинстве случаев происходит смешение типов в соотношении примерно 70 на 30 процентов. То, какой тип будет доминировать, зависит от того, как родители будут общаться с ребенком.

Дети с разным темпераментом на одну и ту же ситуацию реагируют по-разному. Особенно ярко это проявляется в тех ситуациях, когда ребенку в чем-то отказывают.

Сангвиники – самые не проблемные дети в воспитании: у них всегда хорошее настроение и серьезных проблем с ними не возникает. Для ребенка сангвиника характерны следующие черты:

  • у него не бывает перепадов настроения, даже если он чем-то расстроен, он не станет падать на пол и бить ногами;
  • это подвижный ребенок, у него всегда есть желание куда-то бежать и с чем-то взаимодействовать;
  • имеет хорошую нервную систему и высокую самооценку;
  • он быстро засыпает и легко просыпается, эти критерии отражают работу его нервной системы.

Но и у этих идеальных детей есть свои недостатки. Одна из главных особенностей детей-сангвиников заключается в том, что они довольно хитрые. Если такой ребенок чего-то не хочет делать, заставить его практически невозможно. Ошибкой родителей, воспитывающих сангвиника является то, что они верят на слово своему ребенку. В результате ребенок вынуждает родителей идти у него на поводу.

Если не обращать внимания на подобные мелочи, то ребенок вырастет вруном и аферистом. Чтобы предотвратить возможные последствия, в воспитании родители должны придерживаться того, чтобы малыш выполнял их требования. Делать это нужно спокойно, без криков и нотаций.

Вторая ошибка родителей детей-сангвиников заключается в чрезмерной похвале. Не смотря на то, что это спокойные уравновешенные дети с хорошей самооценкой, хвалить их в избытке может привести к развитию у детей «звездной болезни». Поэтому родители должны не просто хвалить малыша за его достижения, но и поощрять к тому, чтобы он делал что-то еще лучше.

Тип темперамента меланхолик относится к одному из наиболее требующих к себе внимания. Такие детки очень восприимчивы, их легко расстроить или обидеть. Накричать на такого ребенка равносильно физической расправе.
Особенностями этого типа темперамента являются:

  • чувствительность;
  • сложность адаптации к новым условиям;
  • быстрая утомляемость.

Ключевыми ошибками при воспитании меланхолика являются наказание за неуспеваемость и пристыживаение перед окружающими. Обучение меланхолика в больших коллективах уже считается стрессовой ситуацией, поэтому его главной задачей я дошкольным и младшем школьном заведении является адаптация к новым условиям, а не достижение больших успехов в освоении учебного материала.

Флегматики уравновешены и спокойны. Их основными чертами является:

  • безэмоциональность;
  • медлительность;
  • способность спать около 10-12 часов.

Ошибки воспитания флегматика заключаются в словесном разъяснении требований к малышу и пассивном времяпровождении вместе с ним. Лучше демонстрировать ему все на собственном примере. Если же активно не заниматься развитием ребенка-флегамика, они так и останутся очень инертными.

Холерики – это двигатели прогресса, им все время нужно куда-то бежать и что-то делать, но они часто бросают все на начальном этапе. Основными чертами являются:

  • эмоциональность;
  • активность, подвижность и шумность;
  • обладают тревожным сном.

Ребенка-холерика важно воспитывать правильно, иначе он может вырасти слишком эмоциональным, агрессивным и склонным к асоциальному поведению. Типичные ошибки родителей в воспитании таких детей заключаются в проявлении агрессии по отношению к ребенку и чрезмерная забота и опека. С таким ребенком следует вести себя уравновешено, особенно если он шалит и кричит. Подавить его невозможно, лучше реагировать на его капризы противоположным тоном. Потакать требованиям ребенка также нельзя, лучше устанавливать свои жизненные принципы, долгосрочные договоренности и запреты (в разумной количестве).

Подводим итоги

Занимаясь воспитанием ребенка, родители должны проявлять бдительность и внимательность, чтобы уметь отличать причины непослушания своих детей и вовремя на них реагировать. Отношения родителей с детьми является непрерывным ежедневным процессом. Если в семье два и больше малышей, то часто возникает ситуация, что с кем-то родителям удалось построить доверительные отношения на интуитивном уровне, а с кем-то нет. Если определить тип темперамента у своих детей, то и общение, и воспитательные моменты будут проходить намного легче и правильнее, а значит, получится вырастить гармоничную личность.

Источник