Оригами как метод развития творчества ребенка дошкольного возраста

Оригами как метод развития творчества ребенка дошкольного возраста thumbnail

Оригами как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Одним из любимых детьми видов творческой деятельности являются занятия по технике оригами. Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Не возможно перечислить все возможности оригами. Это искусство является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в частности развитие мелкой моторики. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кисти рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка, в том числе и на развитие речи ведь еще Сухомлинский В.А. сказал: «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошки, тем умнее ребенок». Важное значение оригами несет в развитии творческих способностей детей. Это позволяет оптимизировать работу с детьми, максимально использовать все возможности для развития творческих способностей ребенка, выращивать ростки детских талантов, учитывая интерес каждого ребенка.

Занятие оригами интересно детям и доставляет им огромное наслаждение. Искусство оригами – интригующая загадка, и она манит каждого ребенка невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги. Это даже не фокус, это – чудо! В одном листике скрыты многие образы: и кораблик, самолетик, домик, шапка, птицы, животные и другие интересные вещи. В руках ребенка бумага оживает: машет крыльями журавлик, высоко парит самолетик, прыгает лягушка, каркает ворона. Сколько радости, сколько восторга.

Значительное место оригами занимает в образовании ребенка, а именно: развитие у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствуется мелкая моторика, происходит развитие глазомера, заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, развивает способности конструирования, учит последовательности, приемам и способам складывания, обучает специальным терминам, учит читать чертежи, расширяет коммуникативные способности, учит экономно использовать материал, учит содержать в порядке рабочее место, развивает художественный вкус и творческие способности детей.

Оригами – это такой вид деятельности, в котором задействованы обе руки. Именно поэтому складывание – это полезное занятие, способствующее повышению активности обоих полушарий головного мозга, поскольку в работу вовлечены обе руки (одной рукой бумагу не сложить!) Для освоения техникой оригами необходимо внимание, память, воображение, сообразительность. Все эти психические особенности неразрывно связаны и зависят от активности полушарий головного мозга. Известно, что правая половина нашего тела управляется левым полушарием головного мозга, а левая – правым полушарием. Так что, когда мы что то делаем правой рукой, активизируется левое полушарие мозга, а если левой правое полушарие. Медики утверждают, что занятия оригами глубоко влияют на психическое состояния ребенка, приводя его в здоровое равновесие. У детей, занимающихся этим искусством, снижается тревожность, что помогает им легче адаптироваться к сложным ситуациям.

Так же оригами применяют в качестве творческого лекарства, так называемой арт — терапии, в случаях, когда детям поставлен диагноз – аутизм или существуют проблемы психоневрологического характера. К тому же занятия оригами благотворно сказываются в развитии детей с нарушением слуха, зрения.

Занятия оригами помогают улучшить подготовить ребенка к школе. Педагоги, которые проводят занятия по оригами в детских садах, школах и кружках, считают, что такие занятия помогают детям лучше осваивать математику и чтение, у них также улучшается почерк. Оригами знакомит детей с основами геометрическими понятиями, такими как сторона, угол, квадрат, треугольник, одновременно их словарь обогащается специальными терминами, активизируются мыслительные процессе.

Приучать к оригами можно с самого раннего детства. И пусть это будет пока что визуальное знакомство, но младенец будет с интересом наблюдать за подвесной игрушкой выполненными в технике оригами. В год ребенку интересно все потрогать, пощупать и помять. Так малыш изучает мир вокруг, и в этом ему могут помочь яркие игрушки выполненные в технике оригами. Кроме того они безопасны и экологичны. Начиная с трех лет можно знакомить ребенка с изготовлением простейших игрушек. В этом возрасте конструирование из бумаги представляет для ребенка некоторые трудности, так как бумага – плоский материал – надо перевести в объемные формы. Поэтому с самого начала надо учить детей простейшим приемам складывания. Для детей это трудная задача, чтобы воспроизвести действия показанные взрослым приходится постоянно думать. Поэтому поделки основываются на базовой форме – треугольник. С возрастом, базовые формы пополняются, так дети 5-6 лет осваивают складывания на основе нескольких базовых форм: треугольник, двойной треугольник, конверт, воздушный змей. В 6-7 лет детям доступны уже более сложные формы: рыба, двойной квадрат.

Интерес детей к оригами появляется в тот момент, когда им становится ясно, что из бумаги можно делать определенные поделки, игрушки. Очень важно научить детей складывать базовые формы. А обучение базовых форм лучше проводить индивидуально, чтобы быть уверенным в том что ребенок научился их складывать. Часто у малыша не получается делать четкие сгибы, и фигурки получаются немного неказистые, но главное, чтобы родители положительно оценивали ребенка. Это послужит стимулом к дальнейшему совершенствованию техники оригами. Прежде чем переходить от одного изделия к другому, надо убедится, что ребенок хорошо овладел тем или иным приемом складывания и научился складывать игрушку от начала до конца самостоятельною. Также помогите ему овладеть такими способами как модульное оригами (фигуры, собранные из нескольких элементов). Создавая вместе с ребенком поделок из оригами, вы можете уделить ему качественное внимание, «поговорить по душам». Это поможет ребенку удовлетворить ежедневную потребность во внимании и любви.

Читайте также:  Развитие ребенка процесс или результат

В педагогическом процессе формирование творческих способностей – это необходимое условие всестороннего развития личности. Творческая активность ребенка – это проявление готовности изменять себя и окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, целями. Творческая активность успешно развивает познавательные способности в овладении знаниями, воспитывает постоянное стремление к самообразованию, настойчивость достижения цели.

Стимулом к творчеству в этом виде деятельности служит желание ребенка создавать фигурку из бумаги, а процесс превращения листа бумаги в игрушку способствует дидактической проблемы, для решения которой учащимся необходимо активизировать мыслительные процессы: самостоятельно понять и сформулировать ее суть, найти пути решения, оценить полученный результат.

Таким образом, занятия оригами интересно детям и доставляет им огромное наслаждение. Оригами развивает конструктивное мышление, способность комбинировать, пространственное мышление, чувство формы, творческое воображение, художественный вкус и самое главное – творческие способности.

Список литературы:

1. Аксенова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи. — Дошкольное воспитание № 8, 1990

2. Выгорнов В.В. — Мир оригами. — М., 1992

3. Дементьева Л., Бумажная пластика оригами. Дошкольное воспитание № 8, 20

4. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. — М., 1990 5. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка, «Академия развития», Ярославль.

Источник

Анна Саркисян
Проект «Технология оригами как средство развития конструктивных и творческих способностей дошкольников»

Актуальность

Актуальность выбранной темы заключается в том, что оригами как вид конструирования из бумаги развивает у детей творческие способности, мышление, память, мелкую моторику, пространственное воображение. Это неоднократно подтверждалось исследованиями таких ученых как Д. Б. Эльконин, Куцакова Л. В., Афонькина С, Тарабарина Т. И., Шумаков Ю. В., Шумакова Е. Р., Косминская В. Б., Васильченко Е. И., Макаренко А. С, Комарова Т. С. и другие.

Овладение методикой использования бумаги как средства пластического моделирования позволит педагогам дошкольных учреждений развивать не только творческие способности ребенка-дошкольника, но и будет способствовать самореализации и саморазвитию детей через художественное творчество.

Кроме того, работа с бумагой, требует сосредоточенности, внимания, усидчивости, то есть таких качеств, которые в дальнейшем помогут ребенку успешно учиться в школе.

Проблема

Недостаточная степень развития технических умений тормозит работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает качество результатов деятельности. Поэтому в дошкольном возрасте важно создать условия для овладения детьми техническими навыками складывания, сгибания бумаги это приводит к успешному овладению сенсорными эталонами; приобретению первоначальных навыков поисковой деятельности; усваиванию простейших навыков совместной работы; активному общению друг с другом и воспитателем, стимулированию творческого отношения к работе.

Противоречия

• сегодня в процессе развития творческого воображения детей-дошкольников налицо противоречие между современными требованиями к уровню развития творческого воображения ребенка и недостаточно раскрытыми основаниями его применения;

• чрезмерной вербализацией практики, подавляющей развитие ребёнка, особенно в младшем возрасте, и мало востребованными развивающими возможностями знаковых средств;

• потребностями общества, личности в развитии самоорганизующего начала человека и ограниченными возможностями для реализации этого заказа;

Гипотеза

если педагог в своей работе будет учитывать возрастные, индивидуальные особенности, широко применять конструирование из бумаги в условиях дошкольного образовательного учреждения, активно вовлекать детей в процесс работы с бумагой и личный пример взрослого (воспитатели, родители, то уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста будет высоким.

Цель

формирование у детей интереса к искусству оригами и раскрытие творческого потенциала детей.

Задачи

Обучать детей различным приёмам работы с бумагой, умению следовать устным инструкциям, оперировать понятиями, обозначающими пространственные характеристики

Развивать творческие способности и художественный вкус, мелкую моторику рук и глазомер.

Воспитывать культуру труда, коммуникативные способности детей.

Планируемые образовательные результаты

Для детей:

Сформированные знания у детей об искусстве оригами

Освоение детьми базовых форм оригами

Умеют использовать в работе схемы

Умеют действовать в соответствии с замыслом

Самостоятельно изготавливать поделки оригами

Созданы условия для развития творческих способностей у детей

Владеют умением выстраивать композицию

Для родителей:

Информированность об искусстве оригами

Проявляют интерес к деятельности детей в детском саду

Работа с родителями

Консультации:

«Для чего нужно оригами детям

«Роль оригами в развитии детей»

«Поделки из бумаги»

Семинар-практикум:

Изготовление оригами совместно с детьми дома

Буклет на тему:

«Оригами – через игру к творческому развитию»

Привлечение к оформлению выставок

Работа с педагогами ДОУ

Консультации:

«Что такое оригами

Читайте также:  Кроватка для развития ребенка

«Развитие творческой активности детей

в продуктивных видах деятельности»

«Играем пальчиками»

Мастер класс:

«Что можно сделать из бумаги?»

Выставки детских работ:

«Чего мы достигли»

Работа с детьми

Увлекательное путешествие в мир бумаги

Рассказ воспитателя: «Из чего делают бумагу?»

Беседа с детьми: «Зачем нужна бумага?»

Знакомство со свойствами бумаги (экспериментальная деятельность).

Что можно сделать из бумаги?

Увлекательное путешествие в мир бумаги

Рассказ воспитателя: «Из чего делают бумагу?»

Беседа с детьми: «Зачем нужна бумага?»

Знакомство со свойствами бумаги (экспериментальная деятельность).

Что можно сделать из бумаги?

Принципы построения педагогического процесса:

1. От простого к сложному

2. Системность работ.

3. Принцип тематических циклов.

4. Принцип индивидуального подход

Наши работы.

Проект «Технология оригами как средство развития конструктивных и творческих способностей дошкольников»Оригами как метод развития творчества ребенка дошкольного возраста

Бумага – один из технологичных, декоративных, конструктивных,

доступных и безопасных материалов.

Бумажное моделирование является эффективным средством воспитания дошкольников. Занятия оригамиформируют нравственные качества: коллективизм, умение сопереживать, желание радовать окружающих результатами своего труда.

В ходе работы ребенок учится внимательно слушать устные инструкции, последовательно выполнять действия, контролировать тонкие движения рук. Оригами улучшает пространственное воображение, глазомер, знакомит с основными геометрическими понятиями, учит аккуратности, последовательности, формирует терпение, смекалку.

Работа в технике оригами является эффективным средством развития творческих способностей.

Оригами как метод развития творчества ребенка дошкольного возрастаОригами как метод развития творчества ребенка дошкольного возраста

Источник

Автор: Бокарева Елена Николаевна

Влияние оригами на развитие детей дошкольного возраста

        Оригами — этот искусство бумажной пластики, родившееся в Японии. Несмотря на то, что сама бумага появилась в Китае, именно в Японии научились складывать из нее удивительные по своей красоте фигурки. Много должен знать и уметь ребенок, вступая в незнакомую, но такую притягательную жизнь. Подготовить ребенка к этому важному моменту жизни поможет оригами – искусство близкое ему и доступное.

      Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они легко овладевают различными приемами и способами действия с бумагой, таким как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Оригами развивают у детей способность работать руками под контролем сознания. Прежде всего, он учится общаться с бумагой, угадывать ее качества, развивается мелкая моторика пальцев. Психологи считают, что это очень важно для нормального формирования речи. Оригами имеет огромное значение в развитие конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса. Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и. т. д), происходит развитие глазомера, одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соединения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значений в практическую деятельность, т. е. самостоятельное выполнение действий. И, конечно, развивает привычку сосредоточенно, кропотливо работать. Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Изготовление различных поделок из цветной бумаги — увлекательное занятие для детей дошкольного возраста, имеющее большое значение в развитии их художественного вкуса, творческого воображения, конструктивного мышления и т.д. Можно соединить занятия оригами с игрой. Сложив из бумаги поделки животных, дети могут рассказывать с их помощью знакомые сказки, сами становятся сказочными героями, совершают путешествия в мир цветов и т. д. И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами. Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Оригами помогает:

 — сделать рывок в развитии речи;

— улучшить произношение и обогатить лексику;

— подготовить руку к письму, что особенно важно для ребят, которые скоро пойдут в школу, ведь там им придется много писать;

— предотвратить появление так называемого писчего спазма — частой беды начинающих школьников;

 — развить внимание, терпение, так называемый внутренний тормоз — умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо;

— стимулировать фантазию, проявить творческие способности;

 — играя, освоить начало геометрии, как на плоскости, так и в пространстве;

 — научиться управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе «телесных координат», что предотвратит возможность возникновения неврозов;

 — ощутить радость взаимопонимания без слов, понять возможности несловесного общения.

      Оригами совершенствует трудовые умения ребенка. Систематические занятия с ребенком оригами — гарантирует его всестороннее развитие и успешную подготовку к обучению. В исследованиях целого ряда выдающихся отечественных педагогов (Д.В. Куцакова, 3.В. Лиштван, Л.В. Пантелеевой и других), посвященных детскому конструктивному творчеству, складыванию из бумаги отводится большая роль. По мнению этих исследователей, складывание из бумаги активно способствует развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста, а так же совершенствованию глазомера и сенсорной моторики в целом.

      В настоящее время доказано (Ю.В. Шумаков, Е.Р. Шумакова), что занятия оригами способствуют повышению активности работы мозга и уравновешиванию работы обоих полушарий у детей дошкольного возраста, что способствует повышению уровня интеллекта, развитию таких психических процессов, как внимательность, восприятие, воображение, смышленость, логичность. Активизируется творческое мышление, растет его скорость, гибкость, оригинальность.

      Конструирование из бумаги и других материалов является сложным видом конструирования в детском саду. Впервые дети знакомятся с ним в средней группе. Эта работа позволяет детям проявлять свои творческие способности, приобрести новые изобретательные навыки. Для конструктивных работ, как правило, используются готовые формы, соединяя которые дети получают нужное изображение.

Читайте также:  Таблица развития ребенка четыре месяца

       Работа с бумагой способствует дифференцированному восприятию простейших трудовых процессов по созданию и преобразованию предметов, развитию логического мышления, эмоциональной отзывчивости, мелкой моторики и пространственного воображения.

Оригами — это вид творчества, который успокаивает нервную систему, улучшает работу мозга и синхронизирует работу обоих полушарий головного мозга. Помимо этого оригами воспитывает любовь к природе, эстетический вкус, доброту и чуткость, удовлетворяет потребности человека в самооценке, самоуважении и саморазвитии. Занятия оригами помогают человеку в самовыражении. В частности, создание оригамического спектакля приводит к тому, что даже самые замкнутые и стеснительные ребята полностью раскрепощаются.

Оригами – это одно из уникальных занятий для всех и каждого, независимо от физического и психического состояния, на любом этапе жизни, с раннего детства до старости.

Оригами – это освобождение от тревожного состояния и гнева, проявление творческого потенциала личности. Оригами привносит радость в жизнь человека и его окружения, увеличивает жизненные силы, помогает найти новое призвание в жизни. Оригами в качестве уникального средства воздействия на эмоциональную сферу ребенка начали применять еще в начале 19 века.

Существует специальное  направление арт-терапия, которое использует оригами. Оригами в состоянии воздействовать на эмоциональную сферу человека. Это особенно важно для тех, у кого есть различные проблемы общения, кто застенчив или, напротив, излишне агрессивен. При помощи оригами можно отрабатывать различные поведенческие модели. Например, выполнение традиционных японских бумажных шаров — кусудам- требует участия нескольких человек, коллектива. Каждый из участников складывания должен выполнить один или несколько элементов будущего шара. При этом его изделия должны абсолютно точно повторять те элементы, которые выполнены другими членами группы. Если один из участников группы не смог найти общего языка с другими, договориться с партнерами, шар выполнен быть не может. Маленькая проблема поиска общего языка в группе сказывается на следующих уровнях общения в группе. Таким образом, складывание красивого бумажного шара становится обычной психологической задачей, для решения которой следует выбрать лидера, распределить роли, договориться об условиях участия в работе, взаимодействия или правилах. Ведь кому-то в этой группе придется выступить в роли художника, подбирая цвета для выполнения модели, кто-то станет руководить сборкой элементов. А кому-то придется выполнять роль статистов.

Помимо решения вопросов коммуникабельности, такая деятельность способствует развитию эстетического чувства, что не менее важно в работе с самыми различными группами. Любовь детей к складыванию фигурок разных животных можно использовать для борьбы с различными фобиями. Например, малыш боится волка. Можно предложить ему сложить фигурку волка методом оригами. Ребенок видит, что волк, по сравнению с ним, совсем маленький, не страшный. К тому же этого волка в любой момент можно просто смять и выбросить. Или поступить еще проще. Развернуть фигурку. И вместо волка перед ребенком появится слегка помятый квадратик бумаги. И окажется, что волк может появиться и исчезнуть по желанию ребенка. Страх постепенно исчезает. 
        Одной из интереснейших форм работы может стать и новогодний маскарад. Работа с бумажными масками позволяет решать некоторые психологические проблемы. Оценка состояния ребенка начинается с наблюдением за тем, как он выбирает цвет и размер листа для работы. Или он выберет белый лист, чтобы раскрасить его по своему выбору. Основным моментом является выбор ребенком персонажа для изготовления маски. И его собственная оценка характера героя его выбора. Веселый, грустный, злой, робкий, трусливый. Можно предложить ребенку сделать маску того, кем бы он хотел себя видеть, или, каким, как ему кажется, его видят окружающие, или, каким он не хочет быть. Необходимо дать ребенку возможность «отыграть» свою роль, почувствовать себя в том или ином качестве. Выбрал малыш маску агрессии, значит необходимо поставить его в соответствующие внешние условия. Пусть он в полной мере ощутит на себе все грани такого поведения, поймет, в чем его проблема. Здесь очень важно и роль группы, которая подыгрывает ребенку. Пусть он чувствует тот страх или презрение, которые вызывает у окружающих его маска (читай — «роль»). Маска выступает в роль концентрата эмоций, характера, личности. Эмоциональная разрядка, происходящая в результате игры с масками, способствует некоторой психологической коррекции поведения ребенка. Таким способом можно нейтрализовать страхи и агрессию, зло и зависть.

Не перечислить всех достоинств оригами. Вы поймете это, когда откроете для себя и своих детей волшебное искусство – оригами.

Таким образом, ведущими педагогами и психологами доказано, что оригами имеет большое значение в развитии пространственного воображения у детей старшего дошкольного возраста, их подготовки к обучению в школе, а также для решения психологических проблем личности дошкольника.

comments powered by HyperComments

Источник