Опыт с ребенком 4 года
В Монтессори-группе обучение ведётся от конкретного к абстрактному. Поэтому эксперименты в Монтессори-среде являются первым введением в науку. Отличительная черта Монтессори-опытов — дети обязательно участвуют в проведении, а не просто смотрят со стороны. Поэтому все эксперименты для детей от трёх до шести лет понятны и просты в исполнении. Их можно провести дома и в классе.
Эксперименты с детьми 3–4 лет
Что притягивает магнит
На поднос кладут большой магнит и ставят корзину с металлическими и неметаллическими предметами.
Взрослый берёт магнит и проверяет, что он притянет. Начинают с металлического предмета: его подносят к магниту, он притягивается, его откладывают в сторону. Берут неметаллическую вещь: она не притягивается, её откладывают в другую сторону. Затем малышу предлагают сортировать самостоятельно.
Дети постарше могут сделать вывод, что магнит притягивает металл.
Плавает или тонет
На поднос ставят коробку с 12 предметами, половина из которых тонет, половина — плавает, миску и кувшин с водой.
Миску наполните водой. Возьмите вещь из коробки, назовите, рассмотрите с ребёнком. Обсудите, какая она: большая или маленькая, тяжёлая или лёгкая. Аккуратно опустите предмет в жидкость, чтобы проверить, плавает он или тонет. В зависимости от результата отложите его в сторону. Теперь поступите так же с «контрастной» вещью и отложите в другую сторону. Таким образом рассортируйте всё содержимое коробки, предлагая малышу заранее угадать, утонет ли тот или иной предмет. В конце спросите, почему одни вещи тонут, а другие остаются на плаву. Подведите к выводу, что важен материал.
Можно проделать это упражнение с пластилином: в виде шара он утонет, а пластилиновая лепёшка будет держаться на плаву. Вывод: форма тоже важна.
Эксперимент с солёной и пресной водой
Два идентичных контейнера заполняют водой на две трети. В один кладут по ложке соли, каждый раз перемешивая, до тех пор, пока она не перестанет растворяться и не станет оседать в виде осадка.
Берут два яйца. Одно кладут в ёмкость с пресной водой — оно тонет. Второе яйцо помещают в контейнер с солёной — оно плавает у поверхности.
Вывод: соль делает воду плотнее. Эта плотность не даёт предметам тонут. Нам проще плавать в море, чем в пресном водоеме.
Как пьют растения
Налейте в стакан воду и добавьте пищевой краситель, чтобы получился насыщенный цвет. Поставьте в стакан стебель сельдерея и оставьте на ночь. Утром отрежьте часть стебля. Вы увидите, что стебель впитал в себя краску и окрасился на срезе.
Если сельдерей заменить белыми цветами, дети наглядно увидят, как пьют растения.
Бесплатные уроки о развитии ребёнка дома с рождения до 5 лет
Получить уроки
Опыты для детей 4–5 лет
Как поднять уровень воды
Наполните стакан до самого края. Скажите детям, что, не долив ни капли, сможете сделать так, чтобы жидкость перелилась. Возьмите камень и аккуратно опустите его в стакан. Предложите малышу опускать камни. Обратите его внимание на то, как жидкость приподнимается над краем ёмкости, как бы образуя пузырь. Продолжайте, пока стакан не переполнится.
Сделайте вывод, что твёрдое тело вытесняет воду, поднимая её уровень.
Смешивание цветов
Потребуются шесть маленьких стаканчиков, вода, пипетка, синяя, жёлтая и красная краска, палочки для перемешивания.
Налейте немного воды в стаканчик, капните несколько капель синей краски, перемешайте. Повторите с другими двумя стаканчиками, в один капнув жёлтую, а в другой — красную краску.
Возьмите стаканчик с синей жидкостью и перелейте часть в пустой, другую часть перелейте из стаканчика с жёлтой. Перемешайте и создайте таким образом зелёный цвет. Повторите с жёлтым и красным, а после — с красным и синим.
Предложите детям фиксировать результаты эксперимента на бумаге. Изобразите на листе три кружка: два рядом — это смешиваемые краски, один под ними — результат.
Конденсация
Наполните блестящую консервную банку водой наполовину, добавьте кубики льда или снег. Поставьте в тёплое место и наблюдайте: на стенках появятся маленькие капельки.
Похожий опыт можно провести, нагрев воду в кастрюле, а затем заполнив кубиками льда. Возьмите крышку и держите над кастрюлей. Водяной пар будет подниматься и конденсироваться на крышке, а затем опять стекать в кастрюлю.
Наблюдение за скоростью испарения
Налейте воду в бутылку с разметкой и поставьте в тёплое место. Отметьте уровень на следующий день. Сделайте вывод, что уровень уменьшился. Наполните две бутылки одинаковым количеством жидкости и поставьте одну — в тепло, другую — в холод. Предложите измерить количество жидкости на следующий день. Сделайте вывод о влиянии температуры на испарение.
Опыты для детей 5–6 лет
Огнеупорный шарик
Потребуются два шарика. Надуйте первый шарик и попросите ребёнка поднести его к горящей свече. Шарик лопнет. В другой шарик налейте воду. Она поглотит тепло свечи, и с шариком ничего не случится.
Что горит, а что — нет
Этот опыт всегда проводится под руководством взрослого. Возьмите большую миску, тонкую длинную свечу и различные материалы: бумагу, дерево, железо, воск. Ребёнок кладёт предмет в миску и поджигает, смотрит, что происходит с материалом: он горит, плавится или просто нагревается. Проведите опыт и с кубиком льда — он потушит свечу. Сделайте вывод о том, какие материалы горят.
Эти занимательные опыты в духе Монтессори познакомят детей от трёх до шести лет с основами науки.
Добавить в избранное
Распечатать
Источник
Поделиться ссылкой:
Для детей очень важно познавать окружающий их мир. Но обычные словесные рассказы или объяснения зачастую бывают скучными даже для подростков, им это быстро становится неинтересным. Заинтересовать юных химиков и физиков можно с помощью классных опытов и экспериментов дома. Так вы не только расскажете и покажете им что-то новое, но и отлично проведёте время вместе! Итак, представляю вам подборку лучших 25 научных опытов для детей в домашних условиях!
Опыты дома № 1 – Вода сама набирается в стакан
В этом опыте для детей в тарелку налейте воду, при желанию её можно подкрасить. Туда же положите кусочек пластилина и аккуратно придавите его. Затем в пластилин воткните 1-2 спички и зажгите их. После этого накройте горящие спички стаканом и немного подождите. Буквально через несколько секунд спички погаснут, а вода начнёт сама набираться в стакан.
Опыты дома № 2 – Вода, которая не смешивается
Окрасьте воду в стаканах в разные цвета. Окрашивать нужно обязательно, чтобы было видно, что вода в данном опыте между собой никак не будет смешиваться. Придать цвет воде, кстати, можно разными способами: с помощью гуаши, акварели, пищевых красителей и так далее. На стакан с холодной водой прикладываем карту или плотный картон, нужно сделать так, чтобы горлышко стакана было полностью закрыто. Переворачиваем всю нашу конструкцию и ставим на другой стакан с тёплой водой. Сейчас сталось самое простое, нужно только аккуратно вынуть «преграду» между стаканами. Если сделать этот опыт наоборот, то есть поменять стаканчики местами, то в таком случае краски сразу же начнут смешиваться. Такой опыт для детей точно понравится вашим чадам.
Опыты дома № 3 – Танцующие капли
В разогретую на плите кастрюлю с помощью чайной ложки добавляйте небольшое количество воды, буквально по несколько капель. Капли, попадая на разогретую поверхность, будут кататься по ней, прыгать, и исполнять весёлые танцы!
Опыты дома № 4 – Красочный дождь
Воду в ёмкости покройте толстым слоем пены для бритья. Сверху капайте на неё жидкими красителями. Через время цветные капельки пройдут сквозь пену, и, попав в воду, будут казаться в ней забавным красочным дождиком.
Опыты дома № 5 – Выращиваем настоящий кристалл
Этот опыт займёт от нескольких дней до нескольких недель, в зависимости от того, какой кристалл вы хотите. Для начала подготовьте нитку: вы можете взять как обычную прямую нитку, так и сделать из неё разные фигуры. Кристалл получится такой же формы, как и она. В сильно солёную воду опускайте нить и оставляйте. Вода должны быть настолько солёной, что соль не должна растворяться в ней. Кстати, по желанию можно окрасить воду чтобы получить цветной кристалл.
Опыты дома № 6 – Банка с плавающими пузырьками
В воду добавьте подкрашенное подсолнечное масло. Желательно добавлять его так, чтобы не образовывалось больших пузырей масла. Посыпьте их солью, чтобы пузырьки опустились вниз. Постепенно соль будет растворяться и пузыри масла начнут подниматься наверх. Добавьте ещё соли, чтобы масляные пузыри опустились обратно вниз.
Опыты дома № 7 – Волшебное яйцо
В бутылку киньте подожжённую бумажку, а на горлышко бутылки поставьте обычное куриное или перепелиное яйцо. Яйцо нужно предварительно сварить вкрутую и очистить от скорлупы. Спустя время, яйцо окажется в бутылке. Фантастика!
Опыты дома № 8 – Фараонова змея
Этот опыт рекомендуется делать с детьми более старшего возраста. В глубокую и широкую тарелку насыпьте достаточное количество песка и полейте его спиртом. Дайте впитаться и добавьте соль и сахар. После этого поджигайте получившуюся горку и наблюдайте вылезающую из неё «змею», которая поползёт столбом из тарелки!Этот опыт для детей произведет настоящий фурор!
Опыты дома № 9 – Огромные «взбитые сливки»
Этот детский эксперимент в какой-то степени похож на предыдущий. В растворённую в воде марганцовку добавьте немного жидкого мыла. При добавлении перекиси водорода начнётся активная реакция, в результате которой будет образовываться пена похожая на пушистые взбитые сливки или облачка.
Опыты дома № 10 – сладкая радуга
Купите конфетки Skittles или M&M’s, возьмите тарелку и разложите их по периметру, вокруг. Затем налейте немного воды, чтобы её уровень немного затрагивал конфеты. Немного терпения и краситель из конфет начнёт растворяться, окрашивая воду в разные насыщенные цвета. Советую брать конфеты только ярких оттенков, чтобы в итоге не получилось некрасивого коричневого цвета.
Опыты дома № 11 – Мягкое яйцо
Куриное яйцо положите на некоторое время в уксус, как минимум на двое суток или больше. Уксус начнёт разрушать скорлупу яйца, оставив в конечном итоге лишь тоненькую плёнку. Она не даст яйцу растечься, заставит его держать форму. На ощупь такое интересное яйцо будет мягким и эластичным. Ко всему прочему, оно немного увеличится в размерах. Также посмотрите на него через фонарик!
Опыты дома № 12 – Маленький вихрь
В бутылку налейте воду, в которую добавлено небольшое количество моющего средства. Начинайте взбалтывать воду в бутылке по часовой стрелке. Так в мыльной воде начнёт образовываться воронка, похожая на маленький торнадо.
Опыты дома № 13 – Вулкан
Из фольги сделайте вулкан. В его жерло выложите соду, её можно предварительно окрасить, чтобы будущая «лава» была цветной. Затем добавьте уксус. Из-за реакции этих двух компонентов сода начнёт бурлить и пениться, получится настоящий вулкан!
Опыты дома № 14 – Разноцветные цветочки
Сорвите из сада несколько цветов или же приобретите их в магазине. Желательно, чтобы цветы были с белыми лепестками. Поставьте их чистым срезом в окрашенную воду и подождите около получаса. Вы заметите, как цветы начинают окрашиваться в цвет той воды, в которой они стояли!
Опыты дома № 15 – Лизун
Смешайте клей ПВА или канцелярский клей, краситель и тетраборат натрия, чтобы получилась тягучая забавная игрушка – лизун. Это одновременно и опыт и игрушка! Подробнее о том, как сделать лизуна, а также о его видах, прочитайте здесь или по этой ссылке.
Опыты дома № 16 – Пенная радуга
Возьмите несколько стаканов, на дно каждых положите окрашенную соду. Например, в первом стакане окрашенная в красный цвет сода, во втором – в оранжевый, в третьем – в жёлтый и так далее. Также в каждый стакан добавьте немного средства для мытья посуды и всё перемешайте. Осталось только добавить пищевой уксус в стаканчики и наблюдать получающуюся цветную пенную радугу!
Опыты дома № 17 – Подводный бумажный кораблик
Этот опыт мне особенно нравится! В глубокую прозрачную миску налейте воду, на неё поставьте самодельный бумажный кораблик. Накройте его обычным стеклянным стаканом и опускайте стакан на дно. Чудо – так, даже находясь под водой, бумажный кораблик не боится воды и не намокает.
Опыты дома № 18 – Проявляющийся и пропадающий цвет
В воде сделайте раствор йода и крахмала и наблюдайте, как вода начнёт окрашиваться в насыщенный синий цвет. Если нагреть эту синюю жидкость, то эта окраска постепенно пропадёт. При остывании синий цвет вернётся.
Опыты дома № 19 – Соревнование свечек
На 3 разных по высоте уровня поставьте обычные свечки, подожгите их фитили. Накройте зажжённые свечки прозрачным стаканом и через несколько секунд они начнут потухать. Пишите в комментарии, какая свечка у вас потухла самая первая?
Опыты дома № 20 – Тушим свечу новым способом
Есть ещё один способ как потушить горящий фитилёк свечи. Для этого в колбе смешайте соду и раствор лимонной кислоты. Когда реакция закончится, из колбы пойдёт небольшой пар. Подносите её к свечам и «лейте» на них этот пар. Свечки начнут затухать одна за другой!
Опыты дома № 21 – Светящийся помидор
Делайте этот детский эксперимент вечером или ближе к ночью, чтобы можно было выключить свет и была темнота. С головок спичек соскребите серу, добавьте в неё белизну. Оставьте раствор на некоторое время, чтобы он настоялся. В результате должно образоваться два слоя. В шприц с иглой набираем получившийся раствор и делаем уколы помидору. Последняя инъекция для помидора будет с перекисью водорода, её нужно сделать практически в центр овоща. После этого выключайте свет и засыпайте вместе с новым импровизированным ночником – светящейся помидоркой!
Опыты дома № 22 – Ловим радугу
В тарелку из прозрачного стекла налейте воду, на дно положите зеркало. Фонариком или лучиком солнца из окна светим на зеркало и ловим отражаемый зеркалом свет на белый лист бумаги. Если всё сделано верно, то на бумаге должна будет появиться ваша собственная радуга!
Опыты дома № 23 – Сумасшедшая монетка
Найдите стеклянную бутылку и монетку. Нужно, чтобы монетка закрывала горлышко бутылки и не проваливалась внутрь. Когда всё будет готово, положите бутылку на несколько минут в морозильную камеру, а монетку смочите. Положите её на холодное горлышко и наблюдайте за тем, как монетка начнёт подскакивать и издавать интересные звуки.
Опыты дома № 24 – Горит, но не сгорает
Купюру номиналом 10 или 50 рублей пропитайте в растворе, сделанном из спирта и щепотки соли. Щипцами или пинцетом достаньте купюру из раствора и подожгите. Будет пламя, купюра начнёт гореть, но сгорать при этом не будет!
Опыты дома № 25 – Хождение по яйцам
Некоторые люди ходят по гвоздям или по стеклу, а мы будем по яйцам! Для этого подготовьте 2 лотка с яйцами и постелите что-нибудь на пол, на случай, если что-то пойдёт не так. Проверьте, чтобы в лотке не было треснувших яиц и чтобы они все стояли либо острыми, либо тупыми концами вверх. Встаньте на яйца всей поверхностью ноги, чтобы вес равномерно распределился на все яйца. Если страшно – можно положить на них тонкую доску или что-то подобное.
В этой статье с опытами для детей дома я постаралась собрать самые разные домашние эксперименты для ребят разных возрастных категорий. Делать опыты и эксперименты в домашних условиях очень интересное занятие. Они заинтересуют не только ребёнка любого возраста, но и взрослого человека. Какой из детских опытов вам понравился больше всего? Какие детские эксперименты вы попробовали сделать? Делитесь своими успехами и наблюдениями в комментариях!
Источник
Наталья Димитренко
Картотека опытов для детей 3–4 лет
ПЕСОК
1 Знакомство со свойствами песка Воспитатель ставит мельницу в пустую миску, совочком сыплет песок на лопасти
2 Научить детей пользоваться игрушками для получения практического опыта Воспитатель показывает детям, как насыпать совочком увлажненный песок в ведерко. Песок тут же можно высыпать. Можно носить песок по участку, потом высыпать его в песочницу или предложить детям перенести на соседний участок
3 Научить детей пользоваться игрушками для получения практического опыта Воспитатель берет совочек и копает им увлажненный песок. Затем дает детям по совочку и предлагает копать песок, насыпать его в кучки, рыть канавки, разглаживать неровности на песке. Все это происходит под непосредственным руководством воспитателя
4 Продолжить обучение детей практическим действиям в песке с новыми игрушками Воспитатель берет деревянную палочку и ставит ее в увлажненный песок, затем деревянным молоточком вбивает ее в песок. Потом дает каждому ребенку палочки и предлагает построить заборчик
5 Научить детей пользоваться игрушками для получения практического опыта Воспитатель раздает детям совочки и предлагает копать песок. Затем раздает детям формочки и предлагает испечь пирожки для куклы. Показывает детям,как это сделать: зачерпывает влажный песок совком и накладывает его в формочку, кладет на доску или бордюр песочницы, придерживая формочку рукой, стучит по формочке совочком, потом снимает форму. Пирожок готов. Показывает детям это действие 4—5 раз, затем предлагает сделать пирожок самостоятельно.
6 Знакомство детей со свойствами сухого песка Воспитатель ставит мельницу в пустую мисочку, совочком сыплет сухой песок на лопасти мельницы и наблюдает с детьми, что происходит с песком. Затем предлагает взять сухой песок в руку и слепить лепешку. Что происходит? Потом предлагает сделать из сухого песка пирожок для куклы — он рассыпается.
МАГНИТ
1 Познакомить детей с магнитом и его свойством притягивания металлических предметов Воспитатель берет магнит и подносит его к разным игрушкам, дети наблюдают за его действиями. Затем дает детям попробовать, как магнит притягивает металлические предметы. Воспитатель показывает, как при помощи магнита можно собрать мелкие Металлические предметы. Не забывайте про технику безопасности.
СНЕГ
1 Познакомить детей со свойствами снега, он лепится и состоит из снежинок Рассмотреть с детьми, как падает снег. Он состоит из красивых белоснежных снежинок. Если снежинку взять в теплые руки, она превращается в капельку водички. Снег лепится, из него можно при помощи лопатки построить горку, и потом с горки на саночках покатать куклу.
2 Показать детям, как образуются следы на снегу Рассмотреть на прогулке следы детей и воспитателя, птиц и животных.
3 Познакомить с таянием снега На прогулке набрать с детьми в чашку или тазик снега и принести в группу. Потом понаблюдать, что происходит со снегом. Опустить в воду белую бумагу и рассмотреть, что талая вода мутная, поэтому снег есть нельзя, он грязный. Но талую воду любят комнатные растения. Полить этой водой растения.
ВЕТЕР
1 Познакомить детей с движением воздуха Взять лист бумаги и помахать у детей перед лицом. Вы почувствовали холодок — это ветер. Есть такая игрушка — бумажная мельница, которую ветерок приведет в движение, когда вы будете бежать. Раздать детям эти игрушки и понаблюдать, как мельницы закрутились.
2 Игры с султанчиками В ветреную погоду дать детям поиграть с султанчиками, а можно помахать ими, и появится ветерок.
ТКАНЬ
1 Объяснить детям, что ткань состоит из ниточек Детям розданы кусочки ткани, и воспитатель на своей салфетке показывает, что ткань состоит из ниточек, вытягивает несколько, потом предлагает детям сделать то же самое.
2 Показать детям, что ткань можно красить У воспитателя и детей белые или однотонные неяркие салфетки. А кукле нужно сделать красивую салфетку в горошек. Горошинки можно нарисовать краской, и воспитатель показывает, как это сделать.
ВОДА
1 Познакомить детей со свойствами воды Воспитатель приносит в группу большую чашку, наливает в нее воду и предлагает детям потрогать ее. Затем он говорит, что в воде хорошо плавают рыбки, уточки, и предлагает детям опустить эти игрушки в воду, подуть, чтобы появились волны и уточки с рыбками поплыли
2 Научить детей пользоваться сачком для вылавливания игрушек из воды Воспитатель раздает детям рыбок и предлагает опустить их в чашку, чтобы рыбки поплавали. Затем показывает детям, как надо ловить рыбок сачком,приговаривая: «Ловись, рыбка, большая-и маленькая». Повторяет 4—5 раз, затем раздает детям сачки и предлагает им самостоятельно ловить рыбок.
3 Научить детей пользоваться черпачком для доставания шариков из воды Воспитатель бросает в чашку, наполненную наполовину водой, шарик и показывает, как его выловить черпачком. Повторяет свои действия несколько раз. Потом раздает детям чашки с водой, предлагает бросить в них шарики и самостоятельно достать их черпачком. Детям надо напомнить, что делать это нужно аккуратно, чтобы не разбрызгать воду.
4 Уточнить представление детей, что в помещении вода льется из крана струей вниз Это наблюдение делается, когда дети моют руки. Каждый раз воспитатель уточняет, что вода чистая, прозрачная и льется из крана для того, чтобы дети могли чисто помыть ручки. При этом воспитатель проговаривает потешки про воду
5 Научить детей мыть посуду для кукол. Воспитатель с детьми наблюдает, как помощник воспитателя моет посуду, потом спрашивает, какая вода у нее в раковине. Няня рассказывает, как теплая вода помогает ей делать посуду чистой. Затем воспитатель наливает в чашку теплой воды и показывает, как надо мыть посуду для кукол. Потом поручает это детям. Напоминает, что делать это надо аккуратно
6 Знакомство детей с разноцветной водой У воспитателя несколько баночек с прозрачной водой и крышечек с разведенной гуашью. При помощи пипетки в баночки по очереди капается разведенная гуашь, и дети наблюдают, как вода меняет окраску — превращается из прозрачной в разноцветную. Воспитатель бросает в окрашенную воду маленький предмет и его не видно. Делает-, ся вывод, что окрашенная вода непрозрачна.
7 Научить детей из цветной воды получать разноцветные льдинки Полученную разноцветную воду берут на прогулку и выливают в формочки. В конце прогулки воспитатель показывает детям, какие разноцветные льдинки получились из воды.
МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ
1 Научить детей выполнять дыхательное упражнение для выдувания мыльных пузырей. Воспитатель берет баночку с мыльным раствором и палочку для выдувания пузырей. Показывает детям, как надо дуть, чтобы получились пузыри. Потом выдувает пузыри, а дети их ловят.
КАМЕШКИ
1 Познакомить детей с камешками Рассмотреть, какого они цвета, какие на ощупь. Постучать о камешек, слушать издаваемый звук. Определить на ощупь твердый он или мягкий. Из камешков можно построить заборчик.
2 Плавают или тонут? Налить в таз воду и опустить несколько предметов среди них и камешки. Плавают ли камешки? А какой цвет у сухих и мокрых камешков?
3 Шумелки Положить камешки в деревянную коробку и потрясти ее, потом в банку от кофе и тоже потрясти. Послушать, какой звук издают камешки.
Источник