Физическое развитие слепого ребенка

Физическое развитие слепого ребенка thumbnail

Развитие зрительного восприятия и двигательной сферы ребенка тесно связаны с момента его рождения. Если в первые месяцы жизни ребенка движения рук и ног учат его видеть предметы, фиксировать свое внимание на движущемся объекте, то к 5-6 месяцам соотношение зрения и двигательной сферы изменяется. Глаз начинает играть ведущую роль в формировании движений, коррекции их точности и направленности. Именно поэтому двигательная сфера детей с нарушениями зрения развивается иначе, чаще запаздывает в развитии, в координации движений, их точности, так как нарушенное зрение не обеспечивает ребенку необходимый контроль за движениями.

У детей с нарушением зрения наблюдаются некоторые специфические особенности развития двигательной сферы. Например, овладение ходьбой, которая является одним из необходимых двигательных навыков, происходит у слепых к 2-2,5  годам, у слабовидящих – к 1,5 годам, тогда как нормально видящие дети овладевают ею к концу первого года жизни. У них чаще, чем у нормально видящих, можно наблюдать отсутствие самоконтроля, саморегуляции движений. А это, естественно, не может не сказаться на координации, согласованности действий рук. Для детей с нарушениями зрения характерна нескоординированность зрительно-двигательных функций, нарушение микроориентирования и нарушение тонуса различных групп мышц.

Кроме того, специалисты выделяют следующие особенности развития детей с нарушениями зрения:

  • меньшая подвижность,
  • нечеткость координации движений,
  • снижение темпа выполнения заданий,
  • уменьшение ловкости,
  • нарушение ритмичности,
  • трудности при ориентировке в пространстве,
  • трудности при выполнении движений на равновесие.

Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации.

Моторика детей с патологией зрения отличается общей неловкостью, недостаточной координированностью, они неловки в навыках самообслуживания, отстают от сверстников по ловкости и точности движений, у них с задержкой развивается готовность руки к письму. Мышечные возможности руки ребенка с патологией зрения требуют особой тренировки и коррекции. Упражнения для кисти и пальцев позволяют корригировать движения, воздействовать на все мышцы руки, тренировать мышечные усилия и точность двигательных реакций. Тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и, особенно, для развития речи, а также является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.

Из-за отсутствия или резкого снижения зрения дети не могут спонтанно по подражанию окружающим овладеть различными предметно-практическими действиями, как это происходит у нормально видящих детей. Вследствие малой двигательной активности мышцы рук детей с нарушением зрения (особенно у тотально слепых) оказываются вялыми или слишком напряженными. Все это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук и отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности детей.

Упражнения, рекомендованные для физического развития детей с нарушениями зрения в домашних условиях

  1. Ходьба на месте или с продвижением вперед. Подбородок слегка приподнять, расправить плечи, живот подтянуть. Длительность упражнения – 1-2 минуты.
  2. Напряженные руки вверх, ходьба на носках, через 4 счета – напряженные руки вниз, ходьба на полной стопе. Упражнение повторить 3-4 раза. Руки и плечи поднимаются как можно выше. Это упражнение способствует растягиванию позвоночника, развивает координацию движений, ловкость.
  3. Ходьба на носках, ноги в коленях слегка согнуты, руки на поясе, голова приподнята. Спину держать прямо. Упражнение можно выполнять на месте или с продвижением вперед. Это упражнение хорошо укрепляет мышцы спины и ног.
  4. «Медвежий шаг» — перемещение вперед с выносом вперед одновременно левой руки и ноги, а затем – правой.
  5. «Гусиный шаг» — перемещение с приседанием и опорой ладонями о колени, с удержанием спины в прямом положении.
  6. «Птичий шаг» — передвижение вперед, прыгая на одной ноге, вторую согнуть и взяться рукой за щиколотку.
  7. Наклоны вперед-назад.
  8. Вращение туловищем.

Комплекс упражнений должен включать дыхательные упражнения и пальчиковую гимнастику.

Кроме того, детям с нарушениями зрения может быть рекомендовано выполнение следующих упражнений в зависимости от возраста:

  • 4 года: ходить на носках, приставными шагами вперед и в сторону, ходить по доске, положенной наклонно, перепрыгивать через небольшие препятствия (5 см), бросать мяч, влезать на гимнастическую стенку.
  • 5 лет: подпрыгивать, поворачиваясь кругом; прыгать в длину на 60 см; прыгать на одной ноге, продвигаясь вперед; бросать мяч на 3,5-6,5 м, бросать мяч двумя руками снизу, из-за головы; ходить на четвереньках, опираясь на стопы и ладони.
  • 6 лет: стоять на одной ноге; ударять мяч, отскочивший от земли; делать «ласточку», желательно без поддержки взрослого; ходить по гимнастической скамейке; прыгать с места в длину на 80 см.
  • На 6-7 и последующих годах жизни данные упражнения усложняются и совершенствуются.

Важно помнить, что часто слова, обозначающие движения, ребенку с нарушениями зрения ни о чем не говорят, поэтому взрослый должен показывать движения с помощью манипулирования телом ребенка, его руками и ногами таким образом, чтобы он мог представить себе названные движения. Так формируется тактильно-кинестетический образ при минимальном участии зрения.

Важно помнить, что для детей с нарушениями зрения имеется ряд противопоказаний при занятиях физкультурой и спортом, что важно учитывать и родителям, и специалистам.

К примеру, при миопии и гиперметрии, аккомодационном косоглазии, амблиопии, афакии, атифакии, дистрофии птоз, нистагме с осторожностью необходимо выполнять прыжки, поднимать тяжести, противопоказаны упражнения в висе, прыжки в длину, высоту с приземлением на всю стопу, кувырки вперед-назад, стойка на лопатках «березка», резкие повороты туловища с поворотом головы, выполнения «мостиков», бег на скорость.

Детям с более тяжелыми заболеваниями зрения (отслойка сетчатки, глаукома, острые воспалительные заболевания, в послеоперационном периоде) разрешены только пальчиковая и дыхательная гимнастика, ЛФК, игры малой подвижности, все остальные упражнения запрещены.

Слабовидящим детям показаны все упражнения в соответствии с учетом возраста и возможностей детей.

У людей с нарушениями зрения хорошие перспективы для занятий спортом. Они принимают участие в Паралимпийских играх. Традиционные виды спорта для них: легкая атлетика, гимнастика, плавание, классическая борьба, лыжные гонки, коньки, шахматы и шашки, биатлон, футбол.

Читайте также:  Дошкольный центр развития ребенка вилейка

Источник

Развитие двигательной активности у детей дошкольного возраста с глубоким нарушением зрения.

Слепота ребенка – это серьезное испытание для него самого и его родственников.

Можно представить, каким неожиданным и крутым поворотом в судьбе семьи является рождение слепого ребенка. В семье возникает иная психологическая обстановка. Психологи и тифлопедагоги называют ее даже шоковой ситуацией. Вызвана она двумя обстоятельствами: во-первых, многие родители не имеют представления о том, чему и как обучать слепого ребенка; во-вторых, многим родителям не ясны перспективы будущего своего ребенка.

Они еще не знают потенциальных возможностей слепых.

Родители не должны сомневаться в способностях своего ребенка из-за отсутствия у него зрения, но должны ясно представлять, что многое будет даваться ему труднее, чем нормально видящим сверстникам. От родителей потребуется значительно больше времени для обучения и воспитания, даже самопожертвование.
При нормальном интеллекте и правильном воспитании слепой ребенок может достигнуть высокого уровня физического и духовного развития. Он может обрести рабочую профессию, получить высшее образование и стать педагогом, научным сотрудником юристом, математиком-программистом, музыкантом, массажистом.

Жизнь подтверждает это многочисленными примерами.
У нас в стране, к сожалению, слишком мало детских дошкольных учреждений для детей с глубокими нарушениями зрения, поэтому многое в воспитании зависит от усилий и знаний самих родителей, так как именно в первые три года активно формируется механическая адаптация ребенка к окружающей среде, и только родители могут оказать воздействие на этот процесс.

Стремитесь приспосабливать ваши действия не к слабым, а сильным сторонам характера ребенка, поскольку ваша цель — вырастить здорового, нормально физически развитого ребенка, умеющего самостоятельно преодолевать трудности, счастливого, несмотря на инвалидность.

Слепой ребенок лишен возможности получать полную информацию о мире, ибо до 90% ее мы получаем через зрительный орган. Его самостоятельный опыт беден по сравнению с опытом зрячих сверстников, ограничены и возможности воспитания и обучения. При обучении и развитии слепого ребенка необходимо учитывать три особенности общего характера:

  • Слепой малыш развивается согласно общим закономерностям, характерным для всех детей, однако его развитие имеет и особенности;

  • Этапы развития он проходит последовательно, но позже своих зрячих сверстников;

  • Развитие незрячих детей диспропорционально: более развиваются те стороны и функции, которые меньше всего связаны с дефектом. Другие стороны (движение, ориентация в пространстве) развиваются медленнее. Так происходит, пока ребенок при помощи взрослых не выработает способы компенсации своего недостатка.

Особенности физического развития детей

с тяжелыми нарушениями зрения

Слепые и слабовидящие дошкольники характеризуются:

  • меньшей подвижностью,

  • нечеткостью координации движений,

  • снижением темпа выполнения движений,

  • недостаточной ловкостью, ритмичностью, точностью.

Дети испытывают трудности при ориентировке в пространстве, выполнении движений на равновесие. (трудности при ориентировке в пространстве)

Осложнено формирование понятий об основных движениях, что снижает двигательную активность, сдерживает развитие естественных потребностей в движении.

Недостаток физической активности вызывает у слепых детей стереотипные, навязчивые движения, которые очень пугают родителей. Но избавиться от них можно одним способом – давать своему малышу адекватную и разнообразную физическую нагрузку. (стереотипные навязчивые движения)

Для детей раннего возраста характерно отставание физического развития по отношению к возрастной норме. (отставание в физическом развитии)

Особенно трудным для детей со зрительной патологией является овладение правильной вертикальной позой в положении стоя и ходьбой, что влечет за собой нарушение осанки, появление плоскостопия, делает невозможной выработку правильной координации движений.

Физические движения, упражнения а, следовательно, и физическое, развитие ребенка с точки зрения медицины являются фундаментальными и основными для последующего всестороннего его развития.

Зрячие малыши более подвижны и любознательны, они копируют повторяют движения, упражнения за взрослыми в этом им помогает зрение. Ребенок с нарушениями зрения пассивен. Окружающая среда на него не действует, он не видит ее. Поэтому незрячего малыша надо побуждать к движениям, чем раньше, тем лучше.

Следует помнить, что упущенное в раннем детстве восполняется потом с трудом и не всегда. Как говорится в пословице: «Всему свое время». Приобретение каждого навыка в определенном возрасте требует времени. Если оптимальный момент для освоения упущен, навык развивается труднее.

Слепому ребенку сложно регулировать свое внешнее поведение, ведь он не видит себя и других со стороны, не понимает свое положение в пространстве, затруднен в самостоятельных передвижениях . Из-за неуверенности и отсутствия опыта физическая активность таких детей снижена.

Задача родителей — развивать у ребенка различные движения и чем больше будет запас, багаж этих движений, тем выше будет уровень физической подготовленности ребенка. У него будут развиваться сила, быстрота, гибкость, выносливость, координация движений — все эти физические качества необходимы в жизни любому человеку, а незрячему вдвойне.

Рекомендации родителям:

  1. Следите за позой ребенка во время разговора с другим человеком. Голова его не должна быть склоненной, лицо обращено в сторону собеседника, а собеседник должен ощущать реакцию ребенка на разговор. К сожалению, нередко можно наблюдать, когда взрослый инвалид по зрению, беседуя со зрячим и сидя с ним рядом, смотрит прямо перед собой, а то и в другую сторону.

  2. Описывайте подробнее разного рода препятствия. Не приучайте ребенка ходить с вытянутыми вперед руками. Это некрасиво и привлекает внимание людей. Защитное положение при ходьбе: рука ребенка согнута в локте под прямым углом и слегка выдвинута вперед перед туловищем.

  3. К сожалению, довольно часто, низко наклоняясь в поисках упавшей игрушки в заставленной мебелью квартире, ребенок ударяется головой о какой-либо предмет. Приучите малыша резко не наклоняться. При низких наклонах туловища в помещениях согнутая в локте рука должна быть выставлена вперед на уровне лба. Это предохранит от ушиба.

  4. Если ребенок ищет легкий или круглый предмет, его рука должна не скользить по полу, а совершать движения, накрывающие ладошкой предмет, иначе при быстром прикосновении руки предмет может укатиться дальше.

  5. Время от времени ходите с ребенком по улице с интенсивным движением, чтобы он привыкал к городской обстановке. Объясняйте уличные шумы.

При определении возможности допуска инвалидов по зрению к физкультурным занятиям, спортивным тренировкам в первую очередь необходимо учитывать их специфические особенности, психологический и офтальмологический статус. Основными факторами, определяющими возможность участия в физкультурной и спортивной деятельности, являются: состояние здоровья, характер глазной патологии, общая физическая подготовленность и уровень психологической подготовленности. Эти критерии являются основой определения показаний в ограничении и противопоказаний к физическим нагрузкам.

Читайте также:  Моторика рук для развития ребенка

К заболеваниям органа зрения, не требующим ограничений при занятиях физической культурой (подгруппа А), относятся:

К заболеваниям органа зрения, требующим ограничения физических нагрузок (подгруппа Б), относятся:

К заболеваниям органов зрения, являющимся противопоказаниями к физическим нагрузкам, но не лимитирующим занятия ЛФК (подгруппа В), относятся:

—наследственные тапето-ретинальные дистрофии;

—наследственные атрофии зрительного нерва;

—помутнения роговицы,

—атрофия, субатрофия глазного яблока;

—непрогрессирующий кератоконус;

—гиперметропический тип клинической рефракции;

—последствия воспалительных заболеваний сетчатки.

—глаукома компенсированная;

—высокая осложненная близорукость;

—атрофия зрительного нерва;

—макулодистрофия (без склонностей к геморрагиям и отслойке сетчатки);

—диабетическая, гипертоническая ангиопатия;

—врожденная осложненная катаракта;

—афакия.

—отслойка сетчатки (лица, перенесшие операции со сроком не менее двух лет); —вывихи и подвывихи хрусталика; —состояния после кератопротезирования; —лица с ИОЛ; —лица с эктазированными и истонченными бельмами роговицы; —острый кератоконус; —последствия рецидивирующих кровоизлияний в стекловидное тело; —отслойка стекловидного тела на фоне высокой осложненной близорукости; —гипертоническая диабетическая ретинопатия; —последствия рецидивирующих кровоизлиянии в сетчатку; —ретиношизис; —дистрофия сетчатки с наклонностью к геморрагиям; —глаукома некомпенсированная; —атрофия зрительного нерва сосудистого генеза

Противопоказаны:

—силовые упражнения, характеризующиеся натуживанием (для слабовидящих); —упражнения, связанные с сотрясением тела, — прыжки на скакалке, соскоки, кувырки, стойки на голове, прыжки в воду вниз головой, висы вниз головой; —выполнение упражнений при ЧСС свыше 180 уд. /мин.

Развивать двигательную сферу нужно через активные игры, гимнастику, упражнения, прогулки. 

С раннего возраста взрослым необходимо поддерживать с малышом тесный физический контакт. Занятия физкультурой должны быть совместными, семейными. Как уже говорилось ранее незрячего ребенка нужно побуждать к действиям в данном случае своим примером. Маленькие дети очень любят играть, играя они познают мир. Подвижные игры развивают физические качества, ориентировку в пространстве. Больше играйте с детьми, придумывайте подвижные игры вместе.

Для всех слепых и слабовидящих детей независимо от возраста, состояния здоровья и зрения рекомендованы следующие упражнения: построения и перестроения; общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами; упражнения с мячом; упражнения по исправлению и правильному формированию осанки; упражнения на координацию, точность, равновесие; ритмические занятия; упражнения в лазанье и перелезании; упражнения на ориентировку без зрительного контроля; упражнения на развитие простой и сложной реакции; упражнения на гибкость; ходьба, бег умеренной интенсивности; метание малых мячей; прогулки на свежем воздухе в нормированном темпе.

Какими же двигательными навыками должен и может обладать ребенок дошкольного возраста с глубоким нарушением зрения спросите вы? Да всеми теми же, что и его зрячий сверстник. И помочь ему в освоении двигательных навыков в первую очередь должны вы, дорогие родители, ну и конечно мы педагоги.

Итак, перейдем к навыкам.

1. Дошкольник должен четко знать части своего тела (руки, ноги, голова, туловище, живот, спина, грудь, шея, локти, колени, плечи, пояс, бедра, кисти рук, пальцы и т. д.)

Упражнения надо начинать в полуторагодовалом возрасте. Спрашиваем у ребенка: «Где твоя голова, животик, ножки?» Берем руку малыша и кладем на определенную часть тела, называя ее. Повторяем это многократно и не один день. Убедившись в том, что ребенок может уже правильно показывать части тела, переходим к показу частей лица: щеки, нос, глаза, уши.

Касание различных частей тела ребенка, мамы, папы, куклы может стать интересной игрой. При этом малыш ответит только на один вопрос: «Что это?» или покажет определенную часть тела.

Игра: «Поехали, поехали голова…»

2. Развивайте у вашего ребенка умение выполнять на слух простейшие движения-упражнения для рук, ног и туловища.

Упражнения такие как: руки вверх, в стороны, вперед, на пояс, к плечам, за голову, руки в замок, на колени, ноги вместе, ноги врозь и т. д.

При показе каких-либо движений не становитесь перед ребенком, т. к. в этом случае ваши движения будут выглядеть «зеркальным отображением» и воспримутся им труднее. Встаньте позади ребенка, возьмите в свои руки руку малыша или его ногу, и он начнет имитировать ваши движения.

Игра «Запрещенное движение»

3. Приучайте ребенка к режиму начинайте день с совместной зарядки, разучите самые простые упражнения, а если в последствии к этим упражнениям вы подберете веселую музыку, ваш малыш будет с удовольствием их выполнять.

Пример зарядки: Приложение 1

4. Приобретите предметы для занятий физкультурой дома. Ребенок должен знать и уметь определять простейший спортивный инвентарь и предметы такие как скакалка, обруч, мяч, гантели, кубики, сравнивать их на ощупь и называть их.

Например:

5. Уметь бегать и ходить на звуковой сигнал.

Важным условием улучшения пространственной ориентации детей с дефектами зрения является их хорошее моторное, или двигательное, развитие. 

— Когда ребенок научится ходить, гуляя с ним, тренируйте передвижение на слух.

Пример-игра «Шагай за мной». Шагая впереди подавать сигнал связкой ключей, колокольчиком, просто топать ногами.

Можно поиграть в игру » Тише едешь, дальше будешь, стоп!»

Многие незрячие дошкольники не умеют и боятся бегать, а ведь именно при беге синхронизируется работа рук и ног, вырабатывается выносливость.

Бегайте с ребенком, держа его за руку. Чтобы ему было не страшно запнуться или упасть. Комментируйте дистанцию которую бежите, например: ямка, лужа, бугор, в горку, с горы, паребрик вверх, паребрик вниз, правее, левее и т. д. Потом дайте ему один палец, а на короткую дистанцию разрешите пробежать самостоятельно. Встаньте в конце дорожки и подавайте сигналы, корректируйте его бег. Дистанцию постепенно увеличивайте.

6. Чтобы корректировать передвижение нужно учить малыша быстро определять где право-лево, верх-низ, перед-зад, над-под.

Попытайтесь с применением звуковых сигналов, хотя бы связки ключей, отработать повороты ребенка на 45°, 90*, 180°.

Игра со звуком, с предметами

7. Готовя ребенка к школе, родители должны обучить его одеваться, обуваться, (завязывать шнурки) самостоятельно.

Читайте также:  Индивидуальная траектория развития ребенка в начальной школе

Это способствует большей уверенности ребенка в себе и меньшей зависимости от других.

К формам и методам развития слепых детей предъявляются особые требования, ставятся особые цели, главная из которых – научить незрячего маленького человека жить в обществе активной, максимально полноценной жизнью. В этом на помощь родителям и педагогам приходит коррекционная педагогика и психология.

Список использованной литературы

1. Беженцева, Л. И. Особенности организации процесса физического воспитания детейинвалидов (слепых и слабовидящих) в условиях школы-интерната / Л. И. Беженцева. — Томск. Изд-во ТГПУ,2003. — С. 233-237

2. Возрастные основы здоровья: Учебно-методическое пособие / С. Б. Нарзулаев, И. И. Диамант, Е. В. Ширенкова, Н. Н. Демидко, Г. Н. Лапина. -Томск. :Изд-во ТГПУ,2007. — С. 34-35

3. Демирчоглян, Г. Г., Специальная физическая культура для слабовидящих школьников / Г. Г. Демирчоглян, А. Г. Демирчоглян. — М.: Советский спорт, 2000. – С. 95-102

4. Загревская, А. И. Физическое воспитание студентов с ослабленным здоровьем в педагогических вузах. Учебное пособие / А. И. Загревская, А. Д. Игнатова, Н. И. Жукова, Л. Н. Чуйко — Томск.:Изд-воТГПУ,2003. — с. 91-102

5. Комплексная реабилитация больных и инвалидов: Учебно-методическоепособие / С. Б. Нарзулаев, Г. Н. Попов, Г. Н. Лапина, О. Ю. Похоруков. — Томск. Изд-во ТГПУ, 2006. — с. 22-26

6. Коррекционная и профилактическая направленность адаптивного физического воспитания слепых и слабовидящих детей / О. В. Бастрон, И. Н. Сафронова. — Томск.: Из-во ТГПУ,2007. — С.167-169

7. Курдыбайло С. Ф. Врачебный контроль в адаптивной физической культуре / С. Ф. Курдыбайло, С. П. Евсеев, Г. Б. Герасимова. — М.: Советский спорт, 2004. — С.10-12

8. Лисовский, В. А., Комплексная профилактика заболеваний и реабилитация больных и инвалидов. Учебное пособие / В. А. Лисовский, С. П. Евсеев, В. Ю. Голофеевский, А. Н. Мироненко. — М.: Советский спорт, 2004. – С. 251-253

9. Маллаев, Д. М. Игры для слепых и слабовидящих / Д. М Маллаев. — М.: Советский спорт, 2002. – С. 32-33

10. Попов, Г. И. Педагогические основы адаптивного физического воспитания учащихся санаторно-лесных школ / Г. Н. Попов. — Томск.: Изд-во Томского госуниверситета, 2002. — С. 58-66

11. Справочник лечебных средств и терапевтических методов. Пер. с англ. – М.: «ННН», «РИПОЛ КЛАССИК», 2001. – 400 с.

12. Стернина, Э. М. Теория и методика воспитания слепых и слабовидящих школьников / Э. М. Стреринина. — СПб.: Питер, 2001.- 77 с

13. Теория и организация физической культуры: Учебник. Том 2 / Под ред. С. П. Евсеева. – М.: Советский спорт, 2007. – С. 26

14. Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие // Под ред. Л. В. Шапковой. – М.: Советский спорт, 2003. – с. 93-156

Приложение 1

Комплекс утренней гимнастики для дошкольников в стихах

1.Упражнение начиная, все на месте зашагаем.

  Руки вверх поднимем выше, их опустим, глубже дышим.

  Взгляд, ребята, тоже выше, может Карлсон есть на крыше.

2. Упражнение второе. Руки ставь за головою.

    Словно бабочки летаем, крылья сводим, расправляем.

    Раз-два, раз-два, полетели в облака.

3. Упражнение номер три, вверх немножечко смотри.

    Руки вверх поочередно и легко нам и удобно.

    Раз, два, три, четыре, плечи разверни пошире.

4. Очень любим упражнение:

    Руки к плечам, круговые движения.

    Раз — вперед, два — назад,  физкультуре каждый рад.

5. Руки к бедрам, ноги врозь, так давно уж повелось.

   Физкультура каждый день прогоняет сон и лень.

   Три наклона делай вниз, на четвертый поднимись.

6. Гибкость всем нужна на свете,

    Наклоняться любят дети.

    Раз — направо, Раз- налево, пусть окрепнет наше тело.

7. В заключенье, в добрый час,

    Мы попрыгаем сейчас.

    Раз, два, три, четыре, нет детей сильнее в мире

 Гимнастика для глаз «Весёлая неделька»

— Всю неделю по — порядку,
Глазки делают зарядку.
— В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.

Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

— Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда.

Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

— В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем.

Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения)

— По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны.

Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации)

— В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять

В другую сторону бежать.

Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз)

— Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.

Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз)

— В воскресенье будем спать,
А потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать.

Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение)

— Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя!

11

Источник