Опыт работы с родителями по развитию интереса ребенка к познавательно

кристина гараева
Взаимодействие с родителями по формированию познавательных интересов в познавательно-исследовательской деятельности.

Глубокие преобразования, происходящие в современном обществе, приводят к изменениям в сфере дошкольного образования, предъявляются новые требования к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста. На первое место выходит развитие любознательной, активной, творческой личности, способной к принятию собственных решений, саморазвитию и самосовершенствованию. Достижение данной цели невозможно при несформированности у детей познавательной активности, которая является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Познавательная активность выражается в потребности исследовать окружающий мир.

Актуальностью данной проблемы является создание в ДОО условий для формирования любознательности и познавательных интересов, однако добиться эффективных результатов в воспитании у дошкольников этих ценных качеств личности можно только во взаимодействии с родителями.

Цель разработки – рассмотрение особенностей взаимодействия педагогов ДОО с родителями по формированию познавательных интересов детей в познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи:

— Развивать эмоционально-ценностное отношение дошкольников к окружающему миру совместно с родителями;

— Создать условия для участия родителей в образовательной деятельности;

— Обогатить развивающую предметно-пространственную среду по формированию познавательных интересов дошкольников;

— Способствовать формированию целостного устойчивого познавательного интереса у ребенка совместно с родителями;

— Повышать педагогическую культуру родителей в вопросах познавательно-исследовательской деятельности детей.

Реализация работы с родителями по формированию познавательных интересов в познавательно-исследовательской деятельности.

Для реализации избранного направления был разработан перспективный план работы с родителями с сентября по август.

Сентябрь.

1. Консультация для родителей «Роль семьи в развитии познавательных интересов».

2. Родительское собрание «Растить любознательных».

Форма проведения: круглый стол, дискуссия.

Цель: раскрыть значение познавательного интереса ребенка и отклика взрослых на него; научить развивать познавательную активность.

3. Создание «почтового ящика» — это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к воспитателю. Делиться мыслями, когда нехватка времени мешает педагогу встретиться с родителями.

Октябрь.

1. Консультация для родителей «Воспитание познавательного интереса через прогулки».

2. Создание картотеки прогулок (для родителей).

Цель: раскрыть для родителей ценность прогулки в формировании познавательного интереса, как важную составляющую разностороннего развития ребенка.

Ноябрь.

1. Консультация «Общаемся с детьми».

2. Памятка для родителей «Правила эффективного воспитания в семье».

3. Проведение конкурса сказок, рассказов о воздухе.

Декабрь.

1. Открытое заседание клуба «Юный исследователь» по теме «волшебница-вода». Родители вместе с детьми показывают опыты с водой.

2. Папка — передвижка «Как провести выходной день с ребенком».

Январь.

1. Проведение познавательно-игрового мероприятия «Путешествие почемучек».

2. Создание мини-музея «Волшебный мир камней».

3. Педагогический всеобуч «Методы, повышающие познавательную активность дошкольников»- вечер вопросов и ответов.

Февраль.

1. Открытое заседание клуба «Юный исследователь». Мастер-класс по росписи камней.

2. Памятка для родителей «Три основных способа познания окружающего мира».

3. Выставка рисунков «Путешествие капельки».

Март.

1. Открытое заседание клуба «Юный исследователь» по теме «Чудесное электричество» (Опыты, эксперименты).

2. Конкурс «Лучшая книга загадок».

Апрель.

1. Проект «Огород на подоконнике».

Цель: развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности в процессе выращивания растений.

2. Консультация для родителей «Как научить детей любить и беречь природу».

3. Открытое заседание клуба «Юный исследователь» по теме «Занимательный магнит». Родители вместе с детьми показывают опыты с магнитом.

Май.

1. Конкурс семейных презентаций по домашнему экспериментированию.

2. Создание картотеки опытов и экспериментов (для родителей).

3. Памятка для родителей по организации самостоятельной деятельности ребенка.

Июнь.

1. Праздник «Волшебная песочница». Организация игр и опытов с песком и водой.

2. Консультация для родителей «Мир, в котором мы живем».

3. Создание мини-музея «Моя первая энциклопедия».

4. Организация прогулки-экскурсии на поляну совместно с родителями.

Цель: раскрыть для родителей важность наблюдений в природе, любования красотой и разнообразием растительного и животного мира в формировании любознательной, активной, творческой личности ребенка.

Июль.

1. Памятка для родителей «Экскурсия по родному краю: 10 мест, которые стоит посетить вместе с ребенком».

2. Проект «Энциклопедия городов России». Дошкольники совместно с родителями и педагогом собирают материал о разных городах России и оформляют его в виде рукописной книги, сопровождая текстом и фотографиями.

3. Открытое заседание клуба «Юный исследователь» по теме «Фокус- покус». Родители с детьми показывают различные фокусы.

Август.

1. Памятка для родителей «Как организовать в домашних условиях лабораторию».

2. Создание мини-музея семян, плодов и косточек.

3. Проект «Красная Книга». Создание книги из рисунков редких и исчезающих видов растений, животных и птиц.

4. Итоговое родительское собрание. Подведение итогов. Чаепитие. Вручение грамот и благодарственных писем родителей.

Заключение

В методической разработке учитывались два основных принципа ФГОС ДО: формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности и сотрудничество организации с семьей.

Читайте также:  Значение сенсорной культуры и чувственного опыта в развитие ребенка

Формирование познавательных интересов отчетливо прослеживается в познавательно-исследовательской деятельности, так как в ней лежат жажда познания, стремление к открытиям, любознательность и потребность в умственных впечатлениях и многое другое. Но добиться эффективных результатов в развитии ребенка можно только в сотрудничестве с родителями воспитанников.

Для решения задач, поставленных в начале творческой разработке, использовались разнообразные способы и средства в работе с родителями: консультации, памятки для родителей и создание картотек, которые печатаются вручную и раздаются по одному экземпляру на семью – способствуют повышению педагогической культуры родителей. Совместные проекты с родителями не только создают условия для участия в образовательной деятельности, но и развивают любознательность, вызывают интерес к совместной деятельности, а также воспитывают у дошкольников целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца. Создания мини-музеев — способствуют обогащению развивающей предметно-пространственной среды (все коллекции остаются в детском саду в экспериментальном уголке). Создание в группе семейного клуба «Юный исследователь» способствует развитию эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру у дошкольников и их родителей. Также проводились родительское собрание, мероприятия, конкурсы и праздники, которые укрепили детско-родительские отношения, т. к. у ребенка наблюдается буквально взлет чувства собственного достоинства, когда кто-то из членов семьи принимает участие в жизни детского сада. Это сильно стимулирует стремление детей к достижению успеха. Все способы взаимодействия с родителями формируют целостный устойчивый познавательный интерес.

Подводя итоги творческой разработки по теме «Взаимодействие с семьями по формированию познавательных интересов в познавательно-исследовательской деятельности»можно сделать вывод: развитие любознательной, активной, творческой личности ребенка, способной к принятию собственных решений возможно в познавательно-исследовательской деятельности при полноценном сотрудничестве ДОО и семьи.

Источник

Совместная работа с родителями по формированию у детей познавательных интересов.

Скоро наши дети станут школьниками. Как мы подготовим ребёнка к школе, насколько сумеем сформировать у него те качества, которые определяют эффективность обучения, во многом  зависит от того, как у детей будут сформированы познавательные интересы.

    Необходимость формирования у старших дошкольников познавательных интересов доказывается результатами современных исследований. Психологи считают, что чем меньше ребёнок, тем шире должны быть его познавательные интересы, обеспечивающие ему яркие и разнообразные впечатления об окружающей жизни. Впоследствии эти впечатления станут основой для приобретения системы знаний. Разнообразие интересов побуждает ребёнка пробовать свои силы в разных областях знаний, во многих видах деятельности.

Определённую категорию учеников составляют так называемые «интеллектуально пассивные» дети, для которых характерно отрицательное отношение к умственной работе, стремление избежать активной мыслительной деятельности. Причиной является несформированный в дошкольные годы познавательный интерес.

Истоки любознательности и познавательных интересов заложены в окружающей действительности, но решающим в их формировании является процесс воспитания и обучения. При подготовке ребёнка к школе большое значение имеет воспитание у него внутренней потребности в знаниях. Стремление узнавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, желание вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения характеризуют развивающийся познавательный интерес. Обладая огромной побудительной силой, познавательный интерес заставляет ребенка активно стремиться к познанию. Ребёнок часто спрашивает взрослых о том, что его волнует, просит прочитать, рассказать. Читая или рассказывая ребёнку, не стоит стремиться к тому, чтобы он запомнил содержание произведения. Следует побуждать ребёнка к самостоятельным рассуждениям. Лучше спросить его, понравилось ли прочитанное или рассказанное, что он считает в нём главным, как поступил бы на месте того или иного героя, что узнал нового.  Не нужно стремиться объяснять и рассказывать ребёнку сразу обо всём, что он увидит.  В. А. Сухомлинский говорил: «Умейте открывать перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открывать так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».

Основа познавательного интереса – активная мыслительная деятельность. Под её влиянием ребёнок оказывается способен к более длительной и устойчивой сосредоточенности внимания, проявляет самостоятельность при решении умственной или практической задачи. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость успеха, в случае если проявил догадку, получил одобрение взрослых, — создают у ребёнка уверенность в своих силах.

Познавательный интерес связан с деятельностью памяти. Дошкольник легче и прочнее запоминает интересный материал, быстрее его воспроизводит.

   Между развитием интереса ребёнка и его знаниями об окружающем мире, социальной среде существует взаимная связь. С одной стороны, интерес побуждает ребёнка к приобретению знаний. С другой стороны, знания побуждают ребёнка к размышлению.

Читайте также:  Развитие ребенка до 1500 грамм

Познавательный интерес и любознательность ребенка особенно отчетливо проявляются в общении: он делится с взрослыми своими сомнениями, просит их рассказать, прочитать, объяснить, ответить на возникший вопрос. 

В дошкольных учреждениях  мы создаем  условия для формирования у детей любознательности и познавательных интересов. Однако добиться эффективных результатов в воспитании у дошкольников этих ценных качеств личности можно только в тесном сотрудничестве с семьей. Семья обладает большими возможностями для последовательного развития у ребенка интереса к познанию. Родители и старшие члены семьи хорошо знают особенности ребенка, могут воздействовать на его чувства, закладывают основу положительного отношения к тем или иным сторонам действительности. Интересы ребёнка проявляются в его вопросах. Они порождаются новым и неизвестным, всем тем, что вызывает у ребёнка сомнение, удивление, недоумение. Вопросы старших дошкольников помогают им ориентироваться в окружающем мире, уточняют и систематизируют представления о нём. Вопросы детей направлены на стремление установить причины явлений, уяснение связей и отношений между ними. К детским вопросам необходимо относиться внимательно. Отвечать на них рекомендуется таким образом, чтобы поддержать и углубить любознательность и познавательные интересы ребёнка. Встречный вопрос взрослого: «А как ты думаешь? » — побуждает ребенка к самостоятельным размышлениям, укрепляет веру в свои силы. Краткость, ясность ответа, доступность его пониманию дошкольника – этим должен руководствоваться взрослый, отвечая на детские вопросы. Необходимо побуждать ребёнка к дальнейшим наблюдениям и рассуждениям, а в дальнейшем — к самостоятельному поиску ответа на возникший вопрос. 

Следует помочь ребёнку перенести его познавательный интерес в игры, самый доступный  и понятный дошкольникам вид деятельности, где он сможет реализовать свои знания и опыт. Дополнят эти возможности рисунки или любая другая детская творческая деятельность, стоит лишь создать условия для этой деятельности. Это особенно ясно должны понять родители. Ведь зачастую, родители не задумываются над  смысловым содержанием мультфильмов, игрушек, приобретая их по первому требованию ребенка.

Лучше всего приобретать игрушки, способствующие развитию или же укреплению уже имеющегося познавательного интереса, смастерить вместе с детьми какие-либо модели, помочь развернуть игру,  принять в ней участие. Внимание родителей воодушевляет ребёнка, а участие их в детских играх и занятиях особенно радует дошкольника.

Работая с детьми,  мы используем каждую возможность для обогащения их яркими впечатлениями об окружающей жизни. Но родители, самые близкие для ребёнка люди имеют ещё более широкую возможность вводить своих детей в удивительный мир разнообразных удивительных открытий. Нужно лишь проводить с детьми прогулки и экскурсии, удивлять необычным в путешествиях и поездках, не оставлять незамеченными изменения, происходящие в близкой для ребёнка среде обитания, обсуждать увиденное. Семья обладает большими возможностями для последовательного развития у ребенка интереса к познанию. Родители и старшие члены семьи хорошо знают особенности ребенка, могут воздействовать на его чувства, закладывают основу положительного отношения к тем или иным сторонам действительности. Известна подражательность дошкольников, поэтому они легко «заражаются» теми интересами, которые свойственны родителям. Так, рассказы членов семьи о своей профессии часто служат причиной для возникновения у детей интереса к ней, желания продолжить дело старших. В беседах с детьми  можно услышать такие высказывания: «я буду продавцом, как моя мама», «Буду, как бабушка, воспитательницей», «Пойду работать, как мой папа». Уровень развития познавательных интересов во многом определяет подготовку ребенка к обучению в школе. Поэтому родителям важно знать показатели познавательных интересов у старших дошкольников. Понаблюдайте за своим ребенком в разных видах деятельности, в общении с взрослыми и сверстниками, чтобы выяснить, сформированы ли у ребенка познавательные интересы. При этом обратите внимание на следующее:

  •  задает ли ваш ребенок вопросы, каково их содержание и количество;
  •  стремится ли ребенок пополнить свои знания об интересующем его предмете, используя различные средства информации (просит почитать, рассказать; рассматривает иллюстративный материал; самостоятельно наблюдает; осуществляет несложные опыты; обращается к телевизионным и радиопередачам и т. д.);
  •  рассказывает ли взрослым и сверстникам о своих интересах;
  •  участвует ли в беседе о том, что его интересует (проявляет ли при этом активность, инициативу, охотно ли делится своими знаниями);
  •  отражает ли свои впечатления в разных видах деятельности, проявляя при этом инициативу, творчество (игры, рассказы, рисунки, лепка, конструирование, поделки из природного материала и пр.);
  •  способен ли к длительному сосредоточению внимания, есть ли отвлечения, умеет ли элементарно планировать деятельность, пытается ли преодолеть возникшие трудности;
  •  свойственна ли ребенку увлеченность, эмоциональность и выразительность речи, мимики, движений при проявлении интереса.

Благодаря развитию познавательного интереса, и сами знания, и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности.

Читайте также:  Влияние доу на развитие ребенка

Источник

Ирина Калинина
Работа с родителями по развитию познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования

Работа с родителями по развитию познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования».

Воспитатель: Калинина И. Г.

Слайд 1. Взаимодействие детского сада и семьи играет важную роль в развитии ребенка. Как известно, ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимодействия между родителями и педагогами. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы. Никому ни секрет, что для ребёнка родители – самые главные в мире люди, и родительские слова становятся руководством к действию. Задача воспитателя состоит в том, чтобы выстроить партнерские отношения с родителями.

Поэтому я стараюсь привлечь родителей к активной помощи в решении проблем, связанных с развитием познавательно-исследовательской активности дошкольников.

Слайд 3.Цель: расширение знаний родителей о развитии познавательно- исследовательской деятельности детей через организацию детского экспериментирования.

ЗАДАЧИ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ с родителями :

Развивать эмоционально-ценностное отношение дошкольников к окружающему миру совместно с родителями;

• Создать условия для участия родителей в образовательной деятельности;

• Обогатить совместно с родителями развивающую предметно-пространственную среду по формированию познавательных интересов дошкольников;

• Способствовать формированию целостного устойчивого познавательного интереса у ребенка совместно с родителями;

• Повышать педагогическую культуру родителей в вопросах познавательно-исследовательской деятельности детей.

Слайд 4. Взаимодействие с родителями. Формы и методы работы.

Слайд 5,6,7. Существуют следующие формы работы по организации работы с родителями. (Таблица на слайде).

Слайд 8. На начальном этапе я привлекла родителей к работе по поиску информации и иллюстративного материала, к созданию познавательно-развивающей среды в группе. Благодаря родителям, у нас появилась мини лаборатория, в которой дошкольник, в процессе экспериментирования, имеет возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Совместно с родителями и детьми собраны коллекции открыток о природе, семян, камней, ракушек, шишек, создан уголок природы, где дети ведут свои наблюдения и ухаживают за растениями.

Совместно с родителями в группе была создана мини – библиотека, в которой собрана вся интересная литература, связанная с опытами и экспериментами.

Слайд 9. На родительском собрании «Роль семьи в развитии интереса к опытно-экспериментальной деятельности дошкольников» я провела анкетирование родителей на тему «Детское экспериментирование в семье» с целью выявления отношения родителей к поисково-исследовательской активности детей и планирования своей работы.

Также я разработала консультации и памятки для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»; «Что нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»; «Воспитание любви к природе» и др.

Создала картотеку экспериментов и опытов, которые можно провести дома с детьми. Пользуясь интернетом поделилась информацией об экспериментах в домашних условиях.

Слайд 10. Тесное педагогическое взаимодействие позволило вовлечь родителей в образовательный процесс. Так мы провели совместное занятие «Извержение вулкана». Проведя данный опыт, дети увидели, как извергается вулкан. Это значит, что мы смогли создать природное явление.

Слайд 11-12. Родители активно включились в проект ««Копилка простых экспериментов в домашних условиях». Они проводили эксперименты и опыты дома с детьми и присылали фото и видео отчеты. Дети в группе рассказывали пользуясь фото и видео как они проводили опыты и что нового узнали, делились знаниями со своими сверстниками.

Слайд 13. Был проведен мастер – класс для родителей «Приключения веселого Пузырика», где дети сами учились делать мыльные пузыри, закрепляли свойства воды, изучали качества мыльных пузырей, а родители наблюдали за данным процессом.

Слайд 14. Мы постоянно привлекаем родителей к участию в конкурсах и выставках. С помощью родителей в группе реализован проект «Огород на окне». Родители охотно помогают в изготовлении атрибутов, предлагают свои идеи.

Слайд15.Вывод: экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. Использование новых форм работы с семьей повышает педагогическую активность родителей в работе по экспериментированию и успешной подготовке детей к обучению в школе. Исследовательская деятельность помогает развивать детскую любознательность, познавательный интерес ребенка, самостоятельность и творчество детей. Всё это возможно лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи.

В своей работе я придерживаюсь совету В. А.Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».

Слайд 14. Спасибо за внимание.

Источник