Опережение физического развития ребенка

Опережение физического развития ребенка thumbnail

Физическое развитие ребенка — это динамический процесс изменений размеров тела, его пропорций, телосложения, мышечной силы и работоспособности.

Успех работы врача — педиатра зависит от знания динамики анатомических и физиологических особенностей ребенка, его реактивности, потребностей в основных пищевых ингредиентах (белках, жирах, углеводах, минеральных веществах, витаминах).

Как педиатр я часто сталкиваюсь с тем, что родители сравнивают физическое и психоэмоциональное развитие своего ребенка и со сверстниками. И конечно же сразу возникают вопросы: когда в норме ребенок должен начать ползать – в полгода или в девять месяцев? Когда должен сделать первые шаги или привыкнуть к горшку?

Различия в нормах развития детей раннего возраста часто становятся предметом жарких споров во врачебном сообществе и, естественно, вызывают вопросы, а иногда и тревогу у молодых родителей.

Так кто же прав и какими нормами должны руководствоваться родители и педиатр?

На сегодняшний день европейцы по психомоторному развитию ничуть не хуже современных россиян, но нормы развития детей в России и странах Европы отличаются.

Поиск ответа на этот вопрос стоит начать с того, откуда вообще взялись нормы физического развития детей первого года.

В нашей стране нормы физического развития являются наследием советской педиатрии. Они начали формироваться еще до войны, в 30-е годы XX века, а окончательно оформились к середине 60-х годов, когда педиатры смогли собрать и проанализировать статистический материал.   

Как формируются нормы физического развития ребенка?

В этом сложном процессе имеются две составляющие: первая – это статистический материал — это определенное количество соматически и неврологически здоровых детей, измеряемое иногда даже в сотнях тысяч человек.

На основании анализа физических параметров этих детей формируются статистические ряды, в которых видна абсолютная норма и отклонения в ту или иную сторону.

Так, собственно, и сформировались нормативы:

  • держать голову в положении на животе – к 1-1,5 месяцам;
  • переворачиваться со спины на живот – к 3 месяцам;
  • ползать – к 6 месяцам;
  • самостоятельно ходить – к 12 месяцам.

И все было просто в оценке физического развития – опросил, измерил, сопоставил, сделал мгновенный вывод: соответствует ребенок нормам развития или нет.

Для советской поликлинической медицины это было удобно: используя минимальное время, оценить соответствие или несоответствие норме большого количества детей.

Но при этом наличие норм физического развития лишало развитие ребенка индивидуальности

Но в последние годы нормы физического развитя принятого на постсоветском пространстве стали мягко вытесняться «западными» нормами. Причем не вполне официально, так как старые нормы никто законодательно не отменял. Отказ от них происходит медленно, небольшими шажками.

Так, например, лет десять назад чуть сдвинулась планка по физическому развитию первого года:

повороты со спины на живот – к 4 месяцам;

ползание – к 7;

ходьба – к 12-13 месяцам.

Логика рассуждения изменилась: пошел ребенок в 10 месяцам – хорошо, не пошел в 12 – не трагедия.

В последние 2-3 года нормы отодвинулись еще более демократично:

  • перевороты теперь с 3 до 6 месяцев;
  • ползание – с 6 до 9;
  • ходьба – с 10 до 14-16 месяцев.

Однако все это меркнет на фоне той демократии и либерализма, который присутствует в нормах развития ребенка на Западе — там главенствует принцип: «никто не имеет права заставить ребенка делать то, что он не делает в данный период времени», так как это нарушение его прав.

Не переворачиваешься в 6 месяцев – не страшно, не ползаешь на четвереньках – не проблема (можно вообще не ползать).

Когда-нибудь все это будет и в нашем сообществе, нельзя лишать ребенка детства, таскать по врачам, массажам и неврологам.

Сейчас перед современными российскими педиатрами стоит поистине глобальный вопрос: «что есть истина — «советская» норма или принятое на Западе «отсутствие норм»?

Но сегодня мы наверняка знаем, что европейцы по психомоторному развитию ничуть не хуже современных россиян. Так почему же нормы развития детей в России и странах Европы так разнятся?

Стоит отметить, что западные нормы физического развития откорректированы по сравнению с «советскими нормами» — все показатели считаются нормой, если запаздывают на  2-3 месяца.

Выходит, все здоровы – надо только ждать.

Мои личные наблюдение – это вариант нормы, но ребенок нуждается в наблюдении невролога, особенно если беременность протекала патологически, были сложные или наоборот стремительные роды и длительная неонатальная желтуха, перенесенные заболевания в раннем возрасте.

И все же нужно ждать как будет развиваться малыш.

Во всех этих случаях часто ставятся диагнозы:

  • темповая задержка моторного развития;
  • заместительная гидроцефалия;
  • перинатальная энцефалопатия;
  • синдром повышенной возбудимости;
  • гипертонус и другие.

но при этом родителям нужно помнить, что это не диагнозы, а синдромы, указывающие на определенные отклонения в физическом развитии ребенка и это ничего не значит.

Эти дети здоровы, и не надо лишать их детства: не ползает в 7 месяцев? — не страшно, поползет в 8 или 9 месяцев.

Читайте также:  Задания на развитие памяти ребенка

А если не поползет, а сразу начнет вставать? Ничего, быстрее пойдет. Не ходит в год? Не страшно, подождем до 18 месяцев. Если и тогда не будет ходить, подумаем, что делать».

Но при этом вопросы отставания в физическом развитии волнуют не только врачей-педиатров, но главным образом у родителей.  Они обсуждаются в семейном кругу, у песочницы, на прогулке идет «сравнительный анализ» чужих и собственных детей.

Едва став родителями, мы тут же начинаем усиленно высматривать в детях признаки опережающего развития и приходим в полный ужас, если обнаруживается малейшее отставание от статистической «нормы».

В ужасе родители отправляются к неврологу (педиатру, ортопеду) и слышит: «Не беспокойтесь, ждите, время не пришло, все дети разные», на определенное время приходит успокоение, но только до первого визита на детскую площадку, где соседский годовалый малыш активно ходит по двору, а наш кроха даже не пытается ходить за две руки. И снова одолевают сомнения: «А вдруг отстает? А вдруг невролог чего-то не увидел?»

На фоне одолевающих сомнений родители приходят на консультации к другому специалисту, а может, и к третьему. И хорошо, если мнения этих троих более или менее совпадают – а если нет?

Начинается тернистый путь по врачам….

Родители с опытом (2-й, 3-й ребенок) спокойнее смотрят на вещи.

Но родителям первого ребенка приходится очень тяжело, особенно после путешествия по просторам Интернета, где не всегда можно найти правильный ответ, плюс еще и растущее недоверие к врачам — неучи, рвачи, бездари, «поколение с купленными дипломами»….

Наверное мне повезло и с учителями, и с коллегами и даже с начальством, в наше время и в нашей стране — это большая удача!

Мое мнение — надо, прежде всего, оценивать свой личный опыт, без оглядок на какие -то рекомендации.

В Российской (советской) педиатрии накоплен гигантский опыт наблюдения и ведения детей, поэтому по многим вопросам физического развития надо учиться именно у российской педиатрии, но при этом не исключая возможность индивидуального подхода к каждому ребенку.

Так кто все-таки прав? Чьи нормы развития ближе к истине? Как это ни парадоксально, в этом вопросе нет ни правых, ни виноватых. Мы не можем сейчас сказать: вот, мол, наши нормы отстали от жизни, западные нормы более современные и демократичные.В то же время мы не можем утверждать, что западные нормы неверны.

Грубые отклонения видны и заподозрить ДЦП,  другие неврологические или соматические патологии, влияющие на развитие ребенка можно на основании нескольких факторов.

Поэтому оценка физического развития ребенка должна основываться на тщательном изучении и динамическом наблюдении анамнеза неврологического и соматического статуса ребенка, начиная с рождения и до момента оценки.

Врач, проводящий оценку, должен четко представлять динамику развития ребенка в течение ближайшего времени (недели-месяцы).

Например:

ребенок 4-х месяцев не делает самостоятельный переворот со спины на живот. Родители обеспокоены. Невролог говорит: «Подождем месяц, до пяти. Если и там поворотов не будет, будем лечить».

Врач на этом этапе должен четко знать: а оправдано ли это ожидание? Есть ли смысл подождать или уже в четыре стоит назначить терапию? А если поворот и пойдет к пяти, не повлияет ли такая задержка на дальнейшие двигательные схемы (ползание, ходьбу), вербальные схемы общения, тонкую моторику?

Ждать формирования очередной схемы движения и ничего не делать  просто, но врачу необходимо правильно оценить развитие мышечного тонуса и предвидеть его влияние на развитие разных сфер в ближайшие годы жизни ребенка.

Поэтому важно наблюдаться у опытного и внимательного специалиста и слушать мнение специалиста. При этом не вижу большой проблемы в консультации другого врача, если определяются значительные нарушения физического развития. Если доктор не имеет достаточного опыта, есть сомнения, что с физическим и психоэмоциональным развитием ребенка не все хорошо — проконсультируйтесь у другого врача, которому доверяете, требуйте дополнительных консультаций зав. педгруппой, узких специалистов, консультации в области.

Все дети разные, у них свой путь развития и становления (дифференцировки) органов и систем организма — в этой ситуации важно и не пропустить патологию, и с другой стороны — не начать лечить, без причин.

Читайте также:  Вопросы на проверку развития ребенка

Источник

Вот здесь мы с вами бурно обсуждали вопросы опережающего развития. И я, помнится, обещался разместить свою небольшую статью на эту тему. Статья спорная, посему жду гневных комментариев.

 «Наш малыш в свои полтора года уже знает все буквы и цифры, с десяток геометрических форм и дюжину цветов. Очень любит сидеть с книжкой, листает ее, с удовольствием учит стихи»…

Как приятно, когда можно погордиться своим ребенком. Рассказать о нем друзьям, знакомым, поделиться радостью с интернетом, обсудить на мамкиных форумах… И вот, мы уже начинаем искать способы обеспечить своему малышу опережающее развитие. Зачем мы это делаем? Если отбросить те объяснения, которые лежат на поверхности нашего сознания, и которыми мы можем поделиться вслух, из серии: «мы развиваем интеллект ребенка, чтобы он был умным и добился в жизни многого», и заглянуть поглубже, причина окажется на удивление банальна. Мы добиваемся опережающего развития для своего ребенка, прежде всего в угоду своему тщеславию. Ведь, если мой ребенок делает все лучше, быстрее и раньше всех своих сверстников, значит – это мы, его родители такие замечательные и исключительные, что сумели зачать, родить и воспитать такого гения, ну или на худой конец, вундеркинда.

А теперь давайте разберемся, чего стоит ребенку удовлетворение родительских амбиций.

Начнем с того, что у психиатров опережающее развитие представляет собой диагноз и рассматривается это состояние в группе патологий развития, в одном ряду со слабоумием и психопатией. Появление в амбулаторной карте этого словосочетания, после посещения кабинета здорового ребенка, даст повод и психологу и психотерапевту с полным основанием занести вашего ребенка в группу риска. Почему? Да потому, что в дальнейшем, в той же карте может появиться диагноз шизофрения, например…

Значит ли это, что опережающее развитие ребенка опасно? Да, безусловно. Даже, если в дальнейшем обойдется без психиатрической патологии, вы, скорее всего, столкнетесь с проблемами физического и психологического характера. Чтобы понять, откуда эти проблемы возникают, вспомним закон сохранения энергии, который мы все проходили в школе. Закон, который прекрасным образом распространяется на психику. Энергия не возникает ниоткуда, не уходит в никуда – ее запас постоянен. Если на что-то мы тратим энергии больше, то в другом направлении деятельности ее становится меньше.

Другими словами, если мы бросаем все силы на интенсивное интеллектуальное развитие, начинают страдать другие сферы. В первую очередь – это эмоциональная сфера и во вторую, двигательная. Ухудшение развития двигательной сферы приводит тому, что ребенок не успевает за сверстниками в физическом развитии. Он хуже бегает, хуже прыгает, плохо лазает по шведской стенке… «Ну и что, зато он у нас самый умный», — скажем мы. И окажемся неправы. Во-первых, потому, что в дальнейшем это физическое недоразвитие будет проявляться, в том числе и в половой сфере, а, во-вторых, потому, что читать много книжек и быть самым умным не одно и то же.

Начнем со второго утверждения. Почему ребенок, который читает запоем, иногда по три-четыре книги параллельно может не стать умным? Дело в том, что читая книги по диагонали, малыш редко останавливается на их содержании, не всегда может выделить в них основной и дополнительные смыслы. Самое печальное в том, что при стремительном подходе к чтению книга перестает выполнять одну из основных своих задач – она не обогащает пассивный словарь ребенка. Он не улавливает красоту построения фраз, сокращает количество слов. Обратите внимание – умный и не по годам развитый малыш, читающий книги запоем, встречая незнакомое слово просто пропускает его, улавливая общий смысл фразы из контекста. Ему некогда искать значение этого слова в словаре, или просто спросить у родителей. Ведь впереди еще столько книг, которые надо прочесть! И еще один момент на который надо обратить здесь внимание. Углубляясь в книги, ребенок постепенно выпадает из круга общения сверстников. Тем самым, даже если он и развивает свой интеллектуальный багаж, он сильно проигрывает остальным детям в развитии эмоционального интеллекта. Того самого, на который сегодня делается значительная ставка всеми психологами, начиная от детских и заканчивая менеджеров по персоналу. С проблемой развития эмоционального интеллекта тесно связана и половая сфера, проблемы в развитии которой мы упоминули.

А при чем здесь половая сфера? Да при том, что ребенок плохо развитый физически еще на ранних ступенях детства, в дальнейшем будет хуже, чем его сверстники справляться не только с физкультурными упражнениями, но и со своевременным развитием гормональной сферы, медленнее будут развиваться вторичные половые признаки. Это приведет к остракизму со стороны одноклассников, дальше на этой базе легко формируются чувство неуверенности в себе, неудовлетворенности своим физическим «Я», комплекс неполноценности. Отталкиваясь от этих проблем, подросток будет с большим трудом выстраивать отношения со сверстниками противоположного пола, будет накапливаться отрицательная обратная связь в таких отношениях, что, в свою очередь, может усугубить ситуацию с гормональным фоном – подчиняясь все тому же закону сохранения энергии, организм не будет вырабатывать половые гормоны в должном объеме. Включится закономерный процесс компенсации, и энергия пойдет в наиболее привычное и одобряемое (родителями в том числе, если не в первую очередь) русло. Ребенок еще больше углубится в чтение, в науку, в интеллектуальное развитие, все дальше отрываясь от социальных контактов. Дальнейшее развитие ситуации пойдет по спирали, или по принципу снежного кома, пущенного с горы. И эта ситуация дает тот самый эффект, который совершенно напрасно радует и успокаивает родителей – подросток не шляется где ни попадя, не бегает по девочкам (мальчикам), а тихо сидит дома и читает. Или ходит в секцию по шашкам. С родителями тих и ласков, не бунтует как у других, и все гости восхищаются тем, какой порядочный у вас ребенок.

Читайте также:  Развитие ребенка четвертого месяца

Понимаете, что случилось? От опережающего развития в раннем детстве мы пришли к ретардации (замедленному развитию) в подростковом возрасте. Подросток по природе своей должен быть бунтарем, в нем должны кипеть гормоны, и если он тихо сидит дома на виду у папы с мамой, значит, что-то пошло не так. Время задуматься о консультации с психологом. Хотя, справедливости ради надо заметить, что если бы мы консультировались своевременно, еще до рождения малыша, и на всем протяжении его жизни, этой ситуации можно было бы избежать.

Так что же получается? Что развитый ребенок – это плохо? Ребенок, читающий книги – болен? Отнюдь. Хорошо. Но все хорошо в меру. Известный швейцарский психолог Жан Пиаже, посвятивший всю жизнь изучению развития психики ребенка, на вопрос о том, как сделать так, чтобы ребенок развивался быстрее, отвечал, что стремиться нужно не к тому, чтобы ребенок быстро промчался по всем этапам развития, а к тому, чтобы на каждом из этих этапов у ребенка были все возможности для полного и благоприятного развития. Именно при таком подходе мы и сформируем наиболее гармоничного взрослого.

Источник

Опережение физического развития ребенка

Елена Мазитова

Если кроха позже своих сверстников садится, встает на ножки или начинает говорить, мама сразу обращается за помощью к специалистам. Но как насчет опережения в развитии? Стоит ли гордиться достижениями малыша? Об этом читайте далее.

Нормы физического развития детей

Темпы формирования двигательных навыков и развития речи у малышей индивидуальны. Одни дети делают первые шаги в 10 месяцев, тогда как другие начинают ходить после года. При этом важно правильно понимать суть каждого из этапов развития крохи. Например, родители часто принимают желаемое за действительное: случайные заваливания за активные перевороты ребенка, а пластунские переползания с полноценным ползанием. В указанных случаях речь не идет об опережении развития.

Как относиться к тому, что кроха начал рано ходить?

Некоторые дети начинают ходить раньше, чем ползать. В таком случае обязательно обратите внимание на то, не стоит ли ребенок на носочках. Такая особенность вызвана повышенным тонусом конечностей и требует консультации педиатра и невролога. Крохе назначат расслабляющий массаж стоп, ног, бедер и ягодиц, а также дадут рекомендации относительно первой обуви. Все это поможет избежать проблем с ножками в будущем.

Опережение физического развития ребенка

Что касается родителей, то они должны всячески отвлекать малыша от ходьбы: как только он пытается встать на ножки, увлеките его новой игрушкой, посадив на попу.

Нужно ли ставить ребенка на ножки?

Специалисты категорически не рекомендуют этого делать. Ведь для того, чтобы научиться ходить, позвоночник и весь организм ребенка должны быть полностью готовы к предстоящим нагрузкам. Если вы начнете ставить младенца на ноги самостоятельно, это может привести к неправильному развитию костей.

А как быть в случаях, когда малыш научился чему-то сам раньше времени? Не стоит полностью ограничивать его активность и, конечно, не нужно увеличивать нагрузки. Ведь в дальнейшем такие действия могут затормозить развитие ребенка и отбить у него желание исследовать мир и приобретать новые навыки.

Фото: depositphotos

Читайте также

Осознанная красота материнства в нашем
Instagram:

Опережение физического развития ребенка

Новости партнеров

Источник