Онтогенез в развитии ребенка

Онтогенез  – это индивидуальное развитие организма от момента образования зиготы до смерти. В ходе онтогенеза проявляется закономерная смена фенотипов, характерных для данного вида.

Различают два типа онтогенеза:

1. Прямой:

 – неличиночный (рыбы, птицы, пресмыкающиеся, яйцеклетки богаты питательными веществами, значительная часть онтогенеза в яйце во внешней среде)

– внутриутробный (млекопитающие, обеспечение жизненных функций и развития зародыша материнским организмом через плаценту, роль провизорных органов).

2. Непрямой – когда организм проходит через стадию личинки – зародыша, способного к самостоятельному существованию (насекомые, амфибии, иглокожие), для этого типа онтогенеза характерен метаморфоз – превращение в зрелую особь.  Метаморфоз:

– неполный (яйцо-личинка-имаго) –  свойствен тараканам, саранчовым, клопам. У этих насекомых из яйца выходит личинка, похожая на взрослое насекомое (нимфа) и после каждой линьки происходит постепенный рост имеющихся крыльев и органов размножения. У стрекоз и подёнок личинки живут в водной среде, дышат жабрами и лишены крыльев. При метаморфозе они превращаются в крылатых насекомых, дышащих с помощью дыхалец.

– полный (яйцо-личинка-куколка-имаго): у бабочек, жуков, комаров, пчёл, мух и др. развитие протекает с полным метаморфозом, когда питание осуществляется на стадии личинки, а расселение и размножение – на взрослой стадии. При этом в ходе превращений происходит последовательная смена не похожих друг на друга форм: из яйца вылупляется червеобразная личинка, которая после нескольких линек превращается в малоподвижную куколку, а из куколки выходит крылатое взрослое насекомое с тремя парами конечностей.  У двоякодышащих рыб личинка, имеющая наружные жабры, превращается во взрослую особь с жабрами, лежащими в полости тела, а также имеющую лёгкое. 
У земноводных похожий на малька рыб головастик, обитающий в воде, превращается в лягушонка с лёгкими, конечностями, костными зубами, который выходит на сушу.

Этапы онтогенеза:

1. Пренатальный (дородовой, эмбриональный) – от образования зиготы до выхода из яйцевых оболочек или рождения; организм не способен к самостоятельному существованию, развивается внутри материнского организма и полностью зависит от него.

Стадии:

зиготы;

бластулы  – стадия развития многоклеточного зародыша после дробления зиготы (митотического деления с самоудвоением ДНК, но без роста клеток). Все ядра клеток-бластомеров диплоидные, с абсолютно одинаковой генетической информацией. Обычно бластула состоит из 64 бластомеров. Зигота в процессе бластуляции не увеличивается в размерах, увеличивается число клеток, из которых она состоит; образуется однослойный зародыш, покрытый бластодермой, формируется первичная полость тела – бластоцель;

гаструлы  – стадия образования зародышевых листков – эктодермы, энтодермы (у двухслойных кишечнополостных и губок) и мезодермы (у трехслойных многоклеточных животных). У кишечнополостных животных на этой стадии формируются специализированные клетки, такие как стрекательные, половые, кожно-мускульные и т.д. Процесс образования гаструлы называется гаструляцией.

Нейрулы  – стадии закладки отдельных органов.

Гисто– и органогенеза  – стадии появления специфических функциональных, морфологических и биохимических различий между отдельными клетками и частями развивающегося зародыша. У Позвоночных животных в органогенезе можно выделить:

а) нейрогенез – процесс формирования нервной трубки (головного и спинного мозга) из эктодермального зародышевого листка, а также кожного покрова, органов зрения и слуха;

б) хордогенез – процесс формирования из мезодермы  хорды, мышц, почек, скелета, кровеносных сосудов;

в) процесс формирования из энтодермы  кишечника и связанных с ним органов – печени, поджелудочной железы, легких. Последовательное развитие тканей и органов, их дифференцировка происходит благодаря эмбриональной индукции  – влиянию одних частей зародыша на развитие других частей. Это связано с деятельностью белков, которые включаются в работу на определенных стадиях развития зародыша. Белки регулируют активность генов, определяющих признаки организма. Таким образом, становится понятным, почему признаки определенного организма появляются постепенно. Все гены никогда не включаются в работу вместе. В конкретное время работает лишь часть генов.

2.  Постнатальный (послеродовой, постэмбриональный) – с момента рождения до смерти; самостоятельное питание, передвижение и т.д.

Важнейшим событием онтогенеза является возможность осуществления размножения, по этому признаку выделяют следующие периоды постнатального этапа онтогенеза:

– дорепродуктивный (особь не способна к размножению) подразделяют на эмбриональный и ювенильный;

– репродуктивный (наиболее стабильное состояние);

– пострепродуктивный – связан со старением, характерно прекращение участия в размножении, устойчивость снижается. Различают внешние признаки старости (снижение эластичности кожи, поседение волос, развитие дальнозоркости) и внутренние (обратное развитие органов, снижение эластичности кровеносных сосудов, нарушение кровоснабжения мозга, деятельности сердца и др.). Все это приводит к снижению жизнеспособности и повышению вероятности гибели.

Читайте также:  Развитие личности ребенка обязанности ребенка

Постэмбриональный период человека подразделяется на следующие периоды:

– грудничковый (от рождения до 4 недель);

– грудной (от 4 недель до года);

– дошкольный (ясельный, средний, старший);

– школьный (ранний, подростковый);

– репродуктивный (молодой до 45 лет, зрелый до 65 лет);

– пострепродуктивный (пожилой до 75 лет и старческий – после 75 лет).

Онтогенез — индивидуальное развитие организма, состоит из 3 перио­дов:

Прогенез — созревание гамет и их слияние с образованием зиготы.

Эмбриональный период (или эмбриогенез) – с момента образования зиготы до рождения или выхода организма из яйцевых оболочек. Этапы эмбриогенеза: дробление, в результате которого образуется бластула; гаструляция, в процессе которой возникают зародышевые листки (эктодерма, энтодерма и мезодерма); образование тканей и органов. Спо­соб дробления зиготы зависит от количества желтка и характера его рас­пределения в цитоплазме яйцеклетки. Различают полное и неполное дроб­ление. Полное дробление может быть равномерным и неравномерным, а неполное – дискоидальным и краевым.  Процесс гаструляцииосуществляется разными способами и зависит от строения бластулы, т.е., в конечном счете, от количества желтка в яйцеклетке. Для гаструляции характерны перемещения и дифференцировка кле­ток, в результате чего образуется двух- или трехслойный зародыш. После завершения гаструляции происходит развитие осевого ком­плекса: хорды, нервной трубки, туловищной мезодермы; стадия нейрулы. Процесс дифференцировки клеток определяется многими механизмами, среди которых важную роль играет эмбриональная индукция.

Постэмбриональный период начинается после рождения или вы­хода организма из яйцевых оболочек. В нем различают прямое развитие, которое проходит без личиночной стадии, и непрямое развитие, при кото­ром имеется личиночная стадия, заканчивающаяся превращением (метаморфозом) во взрослую особь. 

Источник

Юлия Сергеева
Речевое развитие детей в онтогенезе

Речевое развитие детей в онтогенезе

Онтогенез речевого развития – это последовательность развития сторон и компонентов речи у детей на разных ступенях социализации.

В литературе вопросам поэтапности становления речи при ее нормальном развитии уделяется достаточно много внимания. В работах А. Н. Гвоздева, Д. Б. Эльконина, А. А. Леонтьева, Н. Х. Швачкина, В. И. Бельтюкова подробно описано становление речи у детей начиная с периода младенчества. Исследователи выделяют разное количество этапов в становлении речи детей, по-разному их называют, указывают различные возрастные границы.

Н. В. Нищева [40] отметила, что появление и дальнейшее развитиеречи зависит от ряда факторов:

определенной степени зрелости коры головного мозга;

определенного уровня развития всех органов чувств;

наличия речевой среды, речевого окружения;

состояния психофизического здоровья ребенка;

потребности пользоваться речью как основным способом общения.

А. Н.Гвоздев прослеживает последовательность появления различных проявлений в речи ребенка и на этой основе выделяет ряд периодов: период различных частей речи; период словосочетаний; период разных видов предложений. А. Н.Гвоздев рассматривает становление речи в линейной последовательности: лепет-слова-словосочетания-предложения-связная речь [13] .

Е. Н. Винарская этапы речевого развитияделит на следующие периоды:

период дофонетических универсалий;

период фонетических образов и жестов;

период фонетических представлений;

период фонематических обобщений.

Н. С. Жукова выделила два периода речевого развития: довербальный и вербальный. Н. С. Жукова выделила пять стадий развития ребёнка от рождения до 18 месяцев:

1 стадия – от рождения до 8 недель (2 месяца, характеризуется рефлекторным криком и звуками.

2 стадия – характеризуется качественным изменениям крика, появлением гуления и смеха.

3 стадия – характеризуется появлением лепета.

4 стадия – расцвет лепета, или стадия канонической вокализации. Период 5-7, 5-12,5 месяцев. Это стадия характеризуется повторением двух одинаковых слогов (ба-ба, да-да, ма-ма). На этой стадии усиливается контроль за произношением звуков.

5 стадия – охватывает период от 9 до 18 месяцев. На этой стадии появляются лепетные слова[59].

С. Н.Цейтлин писал: «Около двух месяцев у ребенка появляются отчетливо артикулируемые звуки и, главное, становится заметно, что он сам получает от них удовольствие. Это гуление, называемое так по сходству со звуками, издаваемыми голубями. К трем месяцам гуление достигает обычно максимума. Следующая стадия предречевых вокализаций — лепет. Если гуление включает звуки, напоминающие гласные, то лепет представляет собой сочетания звуков, скорее похожих на комбинации согласный + гласный» [60, С. 192].

Читайте также:  Развитие связной выразительной речи у ребенка

Перед переходом к словам появляются протослова,которые обладают следующими признаками:

простота звукового облика;

доступность для артикуляции в младшем возрасте;

мотивированность звуковой формы, имеющей понятный для

ребенка «звукоизбразительный» характер.

С. Н. Цейтлин [60] выделяет следующие этапы речевого онтогенеза: дословесный этап; этап однословных высказываний; этап начальных двухкомпонентных высказываний; этап элементарных сложных предложений; переходный этап к системной речи.

Изучением раннего развития речи занималась Л. И. Белякова и на основе проведенного исследования определила следующий онтогенез речи:

В 16-20 месяцев жизни у большинства детей словарь пополняется особенно интенсивно. Многие слова в первое время передаются ритмической структурой либо ударным слогом.

В 18-22 месяца жизни происходит формирование элементарной фразовой речи. Первые фразы состоят из 2-3 слов, которые еще не объединены в синтагму, а слово сопровождается жестом.

В 28-32 месяца жизни фразовая речь начинает интенсивно усложняться и интенсивно употребляться в активной речи детей. Грамматические формы становятся нормативными.

В период раннего возраста резко увеличивается активный словарь, так как у детей актуализируется словарь, и совершается переход слов из пассивного в активный словарь детей[31].

О. Е. Громова рассматривает взаимосвязь развития речи и психологического развития детейи ориентируется на следующую периодизацию: доречевой этап; этап первичного освоения языка; этап усвоения основных грамматических правил; этап усвоения морфологических, фонетических норм и развития связной речи.

О. Е. Громова отмечает, что период раннего возраста ключевой в овладении родного языка и зависит от социального окружения, речевой среды, условий воспитания.

Таким образом, происходит формирование речи до 3 лет. Этот период называют сензитивным периодом развития речи, это связано со строением и развитием мозговых структур ребенка раннего возраста.

Д. Б. Эльконин установил, что в период раннего возраста речь выступает средством общения и имеет практическую направленность и ситуативный характер.

Д. Б.Эльконин писал: «Изменение образа жизни ребенка, возникновение новых отношений со взрослыми и новых видов деятельности приводит к дифференциации функций и форм речи» [62, С. 7].

Ребенок переходит к контекстной речи и к монологической форме общения. С. Я. Рубинштейн считал, что контекстная речь лучше раскрывает мысли других людей вне зависимости от ситуации.

А. М. Леушина изучая закономерности речевого развития детей, заметила, что речь детей может быть ситуативной или контекстной в зависимости от условий общения.

Н. В. Нищева выделила характеристики речевого развития, на параметры которого должен обратить логопед и родители[41].

С момента рождения до 8 недель. В данный период необходимо обратить внимание на рефлексы — сосательный, хватательный.Можно отметить негативные признаки: крик и плач без объективной причины (при закупорке шейных сосудов поднимается внутричерепное давление, головная боль и у ребенка это проявляется в крике); гипертонус или гипотонус односторонний или двусторонний; мелкие гиперкинезы; необычная поза ребенка; парезы языка.

2- 5месяцев появляется гуление, подготавливающее артикуляцию гласных звуков, речевое дыхание.

С 5 месяцев до12 месяцев — это период лепета по 2 правилам: слоги с губными звуками и имитационное подражание. Если ребенок не переходит к лепету, то возможны проблемы со слухом, и ребенка надо направить к отоларингологу.

К 10 месяцам ребенок добавляет жесты, подкрепляя лепетную речь.

К году словарь ребенка составляет 10-15 осознанных лепетных слов и звукоподражание. В 1,5 -2 года у ребенка появляются предложения за счет глаголов. С 2,5 лет начинает формироваться грамматический строй речи, если этого не происходит, то возможно у ребенка задержка речевого развития.

К 3 годам ребенок строит простые распространенные предложения. Происходит качественный и количественный скачок в речевом развитии, формируются все части речи. К 4 годам становятся звуки позднего онтогенеза. В 5 лет ребенок использует сложные предложения, появляются шипящие и сонорные звуки. В 6 лет у детей правильная артикуляция. С 7- 17 лет ребенок овладевает письменной речи[33].

По Б. М. Гриншпун[18] выделяют закономерности речевого развития:

1. Период развития речи доречевой (1 год жизни).

С 3-6 месяцев этап гуления, который отражает физиологический комфорт ребёнка. С 6 месяцев появляется лепет. Лепет появляется не у всех детей: отсутствует у глухих, алаликов. умственно отсталых и зпр. Лепет представляет собой многократно повторение слогов сочетания которых не имеют смыслового значения. В период лепета идёт тренировка речевого дыхания. артикуляционного аппарата. По характеру лепет может отражать проблемы в развитии ребёнка детей с поражением ЦНС однообразный тихий лепет дыхание быстро истощается голос охриплый).

Читайте также:  6 месяц внутриутробного развития ребенка

2. Период развития речи (1 -1,5).

В словаре ребёнка появляются первые слова Количество слов от 8 до 12 большинство из них лепетные и звукоподражания эти слова получают предметную отнесённость. Получают предметную соотнесённость звуки: губно-губные (б, п, переднеязычные смычные (д,т, гласные. Понимание речи ограничено, так как ребёнок знает название нескольких игрушек и бытовых предметов.

3. Период развития речи (1,5-2).

Ребёнок стремится к речевой коммуникации с взрослым. Ребенок сам выражает с вои желания, показывает сформированность интонационной стороны речи. К концу 2 лет словарь ребенка составляет 200 слов.В это период устойчивое становление последовательности из 2-3 слогов и звуков: губно-зубные (в,ф, мягкий (л, носовой сонорный (н, заднеязычные (к,г,х). Ребёнок может удержать в памяти и выполнять 2 ступенчатые инструкции Поведение не регулируется речью взрослого[27].

4. Период развития речи(2-3).

Словарь ребёнка составляет 1000 слов. Ребенок очень активен в речи. К 3 годам заканчивается процесс фонематического образования. Ребенок может не говорит шипящих, твёрдого л и р — чаще заменяет их более простыми звуками по артикуляции.

Быстро увеличивающийся запас слов не позволяет ребенку уточнять произношение каждого слова, и взрослые должны внимательно вслушиваться в речь ребенка, понимать её и повторять правильно те слова, которые он искажает. Слыша правильное произношение слов, ребенок постепенно будет исправлять свою речь.

Чем младше дети, тем меньше они способны анализировать свое произношение. Им интересно содержание речи, их привлекают ее интонации, выразительность, а недостатков произношения отдельных звуков они не замечают. После 2-3 лет дети уже способны замечать неправильное произношение у своих товарищей и только после этого начинают обращать внимание на собственное произношение и постепенно улучшать его.

Ребёнок не понимает и самостоятельно не конструирует предложения, которые отражают причинно-следственные связи, так как мышление ещё наглядно-действенное. Есть много ошибок связанных с употреблением слов исключённых из правил, появляются неологизмы. (у зпр неологизмы появляются в 6-7 лет, а при умственной отсталости не появляются).

Эгоцентризм речи приводит к развитию внутренней речи, а затем словесно-логического мышления. Речь ситуативная.

5. Период развития речи(3-5 лет).

На третьем году жизни ребенок начинает проявлять внимание к тому, как произносится тот или иной звук, смотрит на губы говорящего, заглядывает в рот матери, чтобы увидеть, как она сказала, и таким образом облегчает себе произношение нового звука или слова. Произнесенное слово контролируется слухом, и таким образом в тесном взаимодействии артикуляции и слухового восприятия формируется правильное произношение. Не у всех детей легко проходит этот процесс. Нередки случаи, когда ребенок не может скопировать правильное движение, найти нужное положение языка, и тогда получается искаженный, неправильный звук. Примером искажения свистящих и шипящих звуков является их боковое и носовое произношение.

Заканчивается формирование фонетико-фонематической стороны речи. Все звуки должны дифференцироваться, и совершенствуется лексико-грамматический строй речи. Хорошо развита монологическая речь (пересказ, рассказ). Речь контекстна. Формируется чувство языковой нормы. Появляются предпосылки для овладения процессом чтения[10].

А. И. Иванова рассматривает два компонента развитие функций речи в онтогенезе: восприятие чужой речи и становление собственной речи.

Классическая периодизация развития детской речи, общепринятая в современных работах,сводится к выделению трех этапов:

доречевой, разделяемый на период гуления и лепета;

этап первичного освоения языка, то есть дограмматический;

этап усвоения грамматики. Появляются те грамматические формы, которые помогают ребенку ориентироваться в отношении к предметам и пространству (падежи, во времени (глагольные времена). Сначала появляется винительный падеж, затем – родительный, дательный, творительный и предложный.

Можно выделить основные закономерности нормального речевого развития:

1. Интенсивно развивается импрессивная речь (понимание) по отношению к экспрессивной речи.

2.Структурные компоненты языка: лексика грамматика фонетика развиваются неравномерно (с опережением лексика и грамматика запаздывает фонетика).

3. Смысловая сторона речи ребёнка опережает становление формальной стороны речи.

Таким образом, развитиеречи в дошкольном возрасте идет по двум линиям: совершенствуется импрессивная сторона речи и формируется собственная активная речь ребенка.

Источник