Онтогенез развитие памяти ребенка

Онтогенез развитие памяти ребенка thumbnail

Работа выполнена студенткой III курса

Философско-социологического факультета

Группы КЛП-1,2 — СП Солнцевой А.Н.

«Психофизиология развития памяти в онтогенезе (до 7 лет)».

Слайд

Память — это особая форма психического отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении информации в живой системе. («Возрастная физиология и психофизиология», В. Н. Осипова).

(Т.В. Алейникова, «ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ»)

Локализация памяти

Пространственная организация памяти связана со многими структурами головного мозга.

Прежде всего — это медиальная часть височной доли, гиппокамп и миндалевидный комплекс.

Слайд

Роль височной доли

Многие авторы считают, что височные доли мозга играют преимущественную роль в процессах, обусловливающих память.

Одним из первых доказательств этому были опыты канадского нейрохирурга У.Г. Пенфилда. Опыты проводились на операционном столе по окончании нейрохирургической операции (под местным обезболиванием). Прежде, чем закрыть трепанационное отверстие в черепе, Пенфилд производил раздражение различных участков мозга слабым электрическим током. При раздражении коры височных отделов мозга у больных возникали воспоминания. Интересно то, что таким путем удавалось вызвать у больного воспоминания, которых он не мог вызвать произвольно, причем в них присутствовало огромное число, казалось бы, совершенно забытых деталей.

Слайд

Роль миндалевидного комплекса

Миндалевидный комплекс является важнейшей структурой эмоциогенной системы, регулирующей память. И он участвует в первичной оценке поступающей в мозг информации и в осуществлении эмоциональной реакции. В результате, в миндалевидном комплексе формируется энграмма на эмоциогенное событие.

Существуют сведения о том, что выключение миндалевидного комплекса затрудняет воспроизведение следов памяти. А также, что стимуляция миндалин может нарушать краткосрочную память и процесс перехода краткосрочной памяти в долгосрочную. (Ильюченко).

Слайд

Роль гиппокампа

Функция гиппокампа в процессах памяти связана с кратковременной памятью. Люди с мозговыми нарушениями, локализованными в области гиппокампа, не могут хранить в памяти то, о чем узнали совсем недавно, однако память на давние прошлые события у них обычно бывает сохранной. (Милнер, Пенфилд).

Есть также сведения о том, что активность гиппокампа соотносится с переводом информации с кратковременной в долговременную намять.

Развитие памяти в онтогенезе

Если рассматривать возрастные аспекты развития памяти, то уже в период новорожденности (к концу первого месяца жизни) появляются первые, наиболее простые и жизненно важные условные рефлексы: на позу кормления проявляется сосательный рефлекс, на появление в поле зрения матери – эмоциональный “комплекс оживления”.

Образование условных рефлексов свидетельствуют о развитии механизмов памяти, и оно продолжается в период младенчества, когда четко проявляется узнавание знакомых предметов и знакомых лиц (в 3 – 4 месяца). К 8-10 месяцам ребенок в состоянии воспроизвести образ предмета, спрятанного на его глазах (т.е. найти этот предмет через 3-7 секунд после того, как его спрятали). К 8-месячному возрасту у ребенка созревает префронтальная кора, ответственная за хранение и актуализацию оперативной (рабочей) памяти, позволяющей воспроизводить место положения (запрятывания) объекта.

В годовалом возрасте появляются первые подражательные речевые реакции при запоминании ребенком первых слов (и понимании 10-20 слов, произносимых взрослыми). Далее, благодаря развитию памяти и мышления речевой запас наращивается.

Также в раннем возрасте (1-3 года) память становится одной из доминирующей функцией и очень быстро развивается, но при этом она имеет свои специфические особенности. В этом возрасте память непроизвольна. Для запоминания играет роль эмоциональность материала, его звучность, красочность и осмысленность и тому подобное.

В дошкольном возрасте (4-6 лет) начинает формироваться произвольная память, причем наилучшим образом в этот период она реализуется в игре. По-настоящему произвольная (сознательная, целенаправленная) память развивается в последующие возрастные периоды. Поскольку память в дошкольном периоде, развиваясь, включается в формирование личности, то ранние дошкольные годы (обычно с 3-4-х лет) оказываются годами первых детских воспоминаний.

Дальнейшее развитие памяти в период младшего школьного возраста (от 7 до 11 лет) протекает по линии произвольности и осмысленности.

При высокой способности к непроизвольному эмоциональному запоминанию в игре (свойственному и дошкольному возрасту) младшие школьники уже могут целенаправленно произвольно запоминать неинтересный, но нужный материал, и с каждым годом эта произвольная память становится лучше.

В подростковом возрасте (11 — 15 лет), совпадающем с пубертатным кризисом, из-за нестабильности настроения, эмоциональной сферы, физиологического тонуса проявления памяти также становятся нестабильными. Это не значит, что память слабеет, напротив, она продолжает улучшаться, но из-за рассеянности внимания, что часто связано с психологическими проблемами пубертанта, может периодически страдать как запоминание, так и воспроизведение.

Старший школьный возраст, или ранняя юность (15 — 19 лет), характеризуется общей стабилизацией личности и в связи с этим стабилизацией памяти на фоне продолжающегося ее развития. В норме все процессы памяти (образной, эмоциональной, условнорефлекторной, словесно-логической) – и запоминание, и хранение, и воспроизведение — продолжают улучшаться до 20-25 лет, затем выходят на стабилизированное плато, оставаясь практически без изменений до 40-45 лет, и потом ухудшаются.

Читайте также:  Нормы развития ребенка умения

Этапы формирования энграмм.

Фиксация следа в памяти осуществляется в три этапа.

Вначале, в иконической памяти на основе деятельности анализаторов возникают сенсорный след (зрительный, слуховой, тактильный и т. п.). Эти следы составляют содержание сенсорной памяти.

На втором этапе сенсорная информация направляется в высшие отделы головного мозга. В корковых зонах височной доли, а также в гиппокампе и миндалевидном комплексе происходит анализ, сортировка и переработка сигналов, с целью выделения из них новой для организма информации.

На третьем этапе следовые процессы переходят в устойчивые структуры долговременной памяти. Перевод информации из кратковременной памяти в долговременную по некоторым предположениям может происходить как во время бодрствования, так и во сне.

Источник

У детей развитие памяти начинается с возникновением первых условных рефлексов. Самым ранним условным рефлексом, возникающим у младенца в первые недели жизни, являются пищевые реакции ребенка. Это появление искательных движений головы, сосательные движения, раскрывание рта при взятии на руки в «положение под грудью». Примерно со 2-го месяца жизни оказывается доступным образование условно-рефлекторных связей с участием всех анализаторов. В этот период начинается узнавание ребенком окружающих лиц и предметов. К 5-ти месяцам латентный (скрытый) период узнавания – промежуток времени между двумя восприятиями, при котором возможно узнавание, – составляет несколько дней, на 2-м году он достигает нескольких недель, на 3-м году жизни увеличивается до нескольких месяцев, к 4 годам – до одного года, а к 7 годам достигает примерно трех лет. После появления реакции узнавания появляются и первые воспоминания об отсутствующих в данный момент лицах и предметах. К концу 1-го года жизни они отмечаются у детей в наиболее отчетливой форме: при назывании знакомого предмета ребенок начинает искать его глазами, поворачивая голову в сторону, где обычно находится этот предмет. На 2–3-м году жизни в связи с переходом к активной, самостоятельной речи воспоминания становятся более определенными и полными, так как речь служит средством для закрепления связей. Отмечается постепенное увеличение скрытого периода воспроизведения: на 2-м году жизни это еще несколько дней, на 3-м – несколько недель, на 4-м – несколько месяцев. Ведущей причиной столь непродолжительного скрытого периода узнавания и воспроизведения у детей в первые годы жизни является отсутствие достаточно прочных систем связей в раннем детском возрасте, в которые можно было бы включить новые связи (системы опыта), а также малая дифференцированность временных связей. Этим обусловлена недостаточность и неопределенность первых детских воспоминаний, а также быстрое забывание впечатлений раннего детства. Чаще всего отдельные непоследовательные воспоминания детства относятся только к 4–5-му году жизни, и лишь в некоторых случаях, при ярких эмоциональных воздействиях, они могут возникать в более раннем возрасте. Связные и последовательные воспоминания детства обычно возникают с 5–7 лет, а иногда с 9–10 лет.

В раннем детстве и в младшем дошкольном возрасте память характеризуется непреднамеренностью и непроизвольностью. В данном возрасте перед ребенком еще не стоят задачи запоминания чего-либо для воспроизведения в будущем. Маленький ребенок запоминает именно то, что имеет для него в данный момент актуальное значение и связано с его непосредственными жизненными интересами и потребностями, либо то, что оказывает сильное эмоциональное воздействие. Появление первых элементов произвольного запоминания можно увидеть лишь в середине дошкольного возраста, около 4–5-го года жизни. Их возникновение связано с быстрым развитием второй сигнальной системы и увеличением ее роли в регуляции поведения ребенка. Преднамеренное запоминание и воспроизведение возникают сначала в тех случаях, когда эти процессы непосредственно связаны с ведущим видом деятельности ребенка этого возраста – с игрой. Игровая деятельность эмоционально насыщена, что создаст сильное эмоциональное подкрепление памяти, способствуя таким образом процессам преднамеренного запоминания.

Характерной чертой памяти в детском возрасте является ее наглядно-образный характер. Ребенку легче запоминать предметы и картины, а при предъявлении словесного материала проще запоминаются образные и эмоционально действующие рассказы и описания. А вот отвлеченные понятия и рассуждения дети дошкольного возраста запомнить практически не могут. Наряду с наглядно-образной памятью у детей быстро развивается словесно-логическая память, но для ее развития требуется постоянное подкрепление со стороны предметных раздражителей.

В дошкольном возрасте можно видеть, что все виды памяти ребенка развиты слабо, причем продуктивность произвольной и непроизвольной памяти примерно одинакова, однако социально обусловленные виды памяти – произвольная, опосредствованная и логическая – интенсивно развиваются под воздействием воспитания и обучения. К моменту поступления в школу процессы памяти достигают достаточного уровня развития для успешного усвоения школьного учебного материала. В процессе развития от младшего школьного возраста к подростковому продуктивность природных видов памяти (непроизвольной, непосредственной и механической) растет быстрее, чем продуктивность социальных видов памяти, которые выходят на первые позиции в старшем школьном возрасте и определяют овладение будущей профессией и уровень социальных достижений.

Читайте также:  Социальный статус и социальное развитие ребенка с ограниченными возможностями

По мере взросления вместо суммарного восприятия внешних воздействий, связанных с иррадиацией возбуждения, у ребенка формируется способность к восприятию отдельных сторон явлений и предметов с их последующей оценкой. На основании этих способностей мыслительная деятельность у детей проходит путь от частного к общему. Физиологический механизм этого процесса обусловлен развитием аналитико-синтетической деятельности коры полушарий головного мозга.

Анализ (аналитическая деятельность) – это способность организма разделять, расчленять раздражители внешнего мира (образы), которые действуют на организм, на простейшие элементы, свойства и признаки.

Синтез (синтетическая деятельность) – это процесс, являющийся противоположным анализу, который заключается в выделении среди простейших элементов, свойств и признаков наиболее существенных и важных и объединении их в сложные системы и комплексы.

С помощью сенсорных систем организм различает, т.е. анализирует, все действующие внутренние и внешние раздражители и, основываясь на этом анализе, формирует (синтезирует) представление о них. В этом и заключается единство аналитико-синтетической деятельности мозга.

ВНД можно рассматривать как аналитико-синтетическую деятельность коры головного мозга и ближайших подкорковых образований, которая позволяет выделять из окружающей среды отдельные элементы, объединять их в комплексы и системы, соответствующие биологической значимости явлений окружающего мира. На протяжении детского и подросткового возраста формирование аналитикосинтетической деятельности является важным основанием интеллектуального развития и обучения и определяется, с одной стороны, генетически заложенными предпосылками (наследственная составляющая интеллектуальных возможностей), с другой, – формирующим воздействием окружающей среды.

Для оптимального формирования аналитико-синтетической деятельности, лежащей в основе мышления, в процессе онтогенетического развития необходим постоянный приток информации, особо значимой на текущем этапе развития (см. Сенситивные периоды).

Источник

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Амурский государственный университет»

(ГОУВПО «АмГУ»)

Кафедра психологии и педагогики

РЕФЕРАТ

на тему: ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ В ОНТОГЕНЕЗЕ

по дисциплине: КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Исполнитель

студент группы 464 А Т.А. Зубакина

Руководитель С.В.Смирнова

ПЛАН

1 Понятие памяти

2 Формирование и развитие памяти в онтогенезе

Заключение

Библиографический список

1 ПОНЯТИЕ ПАМЯТИ

Память – самая долговечная из наших способностей. В старости мы помним события детства восьмидесятилетней, а то и большей давности. Случайно оброненное слово, может воскресить для нас, казалось, давно забытые черты лица, имя, морской или горный пейзаж. Память определяет нашу индивидуальность и заставляет действовать тем или иным способом в большей степени, чем любая другая отдельно взятая особенность нашей личности. Вся наша жизнь есть не что иное, как путь из пережитого прошлого в неизвестное будущее, освящаемый лишь в то ускользающее мгновение, тот миг реально испытываемых ощущений, который мы называем»настоящим». Тем не менее, настоящие – это продолжение прошлого, оно вырастает из прошлого и формируется им благодаря памяти. Именно память спасает прошлое от забвения, не дает ему стать таким же непостижимым, как будущее. Иными словами, память придает направленность ходу времени.

2 ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ В ОНТОГЕНЕЗЕ

Первоначальным проявлением памяти можно считать условные рефлексы, наблюдаемые уже в первые месяцы жизни ребенка, например прекращение плача, когда в комнату входит мама. Более отчетливо проявление памяти обнаруживается тогда, когда ребенок начинает узнавать предметы. Впервые это наблюдается в конце первого полугодия жизни, и сначала узнавание ограничивается узким кругом объектов: ребенок узнает мать, других людей, которые его постоянно окружают, вещи, с которыми он часто имеет дело. Причем все это узнается, если не происходит длительного перерыва в восприятии предмета. Если промежуток времени между узнаванием и восприятием предмета (так называемый «скрытый период») был достаточно большим, то ребенок может не узнать предъявляемый ему предмет. Обычно этот скрытый период не должен превышать нескольких дней, иначе ребенок будет не в состоянии узнать что-либо или кого-либо.

Постепенно круг предметов, которые ребенок узнает, увеличивается. Удлиняется и скрытый период. К концу второю года жизни ребенок может узнать то, что видел за несколько недель до этого. К концу третьего года — то, что воспринималось несколько месяцев назад, а к концу четвертого — то, что было примерно год назад.

Прежде всего, у ребенка проявляется узнавание, воспроизведение же обнаруживается значительно позже. Первые признаки воспроизведения наблюдаются только на втором году жизни. Именно небольшой продолжительностью скрытого периода объясняется то, что первые наши воспоминания о детстве относятся к периоду четырех — пятилетнего возраста.

Первоначально память носит непроизвольный характер. В преддошкольном и дошкольном возрасте дети обычно не ставят перед собой задачу что-либо запомнить. Развитие произвольной памяти в дошкольном возрасте происходит в играх и в процессе воспитания. Причем проявление запоминания связано с интересами ребенка. Дети лучше запоминают то, что у них вызывает интерес. Также следует подчеркнуть, что в дошкольном возрасте дети начинают запоминать осмысленно, т. е. они понимают то, что запоминают. При этом дети преимущественно опираются на наглядно воспринимаемые связи предметов, явлений, а не на абстрактно-логические отношения между понятиями.

Читайте также:  Центра развития талантов ребенка сургут

Бурное развитие характеристик памяти происходит в школьные годы. Это связано с процессом обучения. Процесс усвоения новых знаний предопределяет развитие, прежде всего произвольной памяти. В отличие от дошкольника школьник вынужден запоминать и воспроизводить не то, что ему интересно, а то, что дает школьная программа. Под воздействием требований школы запоминание и воспроизведение приобретают все более произвольный характер и становятся гораздо более активными, поэтому обучение в школе с определенной точки зрения можно рассматривать как комплексную систему тренировки памяти молодого человека. В процессе обучения школьник учится ставить перед собой дифференцированные задачи по заучиванию учебного материала, т. е. определяет способ заучивания и воспроизведения информации в зависимости от уровня ее сложности и постепенно овладевает осмысленным запоминанием.

В этом возрасте память развивается в двух направлениях — произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями или образами-воспоминаниями и т.д. Но, в отличие от дошкольников, они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им не интересный. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память.

Младшие школьники так же, как и дошкольники, обладают хорошей механической памятью. Многие из них на протяжении всего обучения в начальной школе механически заучивают учебные тексты, что приводит к значительным трудностям в средних классах, когда материал становится сложнее и больше по объему. Они склонны дословно воспроизводить то, что запомнили. Совершенствование смысловой памяти в этом возрасте дает возможность освоить достаточно широкий круг мнемонических приемов, т.е. рациональных способов запоминания. Когда ребенок осмысливает учебный материал, понимает его, он его одновременно и запоминает. Таким образом, интеллектуальная работа является в то же время мнемонической деятельностью, мышление и смысловая память оказываются неразрывно связанными. Следует отметить, что младший школьник может успешно запомнить и воспроизвести и непонятный ему текст. Поэтому взрослые должны контролировать не только результат (точность ответа, правильность пересказа), но и сам процесс — как, какими способами ученик это запомнил. Одна из задач учителя в начальных классах — научить детей использовать определенные мнемонические приемы. Это, прежде всего, деление текста на смысловые части (обычно придумывание к ним заголовков, составление плана), прослеживание основных смысловых линий, выделение смысловых опорных пунктов или слов, возвращение к уже прочитанным частям текста для уточнения их содержания, мысленное припоминание прочитанной части и воспроизведение вслух и про себя всего материала, а также рациональные приемы заучивания наизусть. В результате учебный материал понимается, связывается со старым и включается в общую систему знаний, имеющуюся у ребенка. Такой осмысленный материал легко «извлекается» из системы связей и значений и воспроизводится.

Для того чтобы память действительно развивалась, необходима целая система воспитания памяти. Воспитанию положительных свойств памяти в значительной степени содействует рационализация умственной и практической работы человека: порядок на рабочем месте, планирование, самоконтроль, использование разумных способов запоминания, соединение умственной работы с практической, критическое отношение к своей деятельности, умение отказаться от неэффективных приемов работы и заимствовать у других людей эффективные приемы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Память – это очень сложный психический процесс, позволяющий человеку запоминать, воспроизводить, применять ту информацию, которую он смог усвоить. У каждого человека способности памяти сугубо индивидуальны, у кого – то она изначально лучше развита, а кто – то постоянно жалуется на слабое ее развитие. Со временем память может истощать свои ресурсы ввиду различных обстоятельств. Существует множество способов и средств, с помощью которых можно улучшить ее, и главное, взяться за это вовремя.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1 Блонский П.П. Память и мышление. //Избр. психолог. произведения. – М., 1964.

2 Выготский Л.С. История развития высших психических функций. //Собр. соч. в 6-ти т. – Т. 3, М., 1984.

3 Клацки Р. Память человека: структура и процессы. – М., 1978.

4 Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2001. — 592 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века»)

5 Основы психологии / Л. Д. Столяренко – Ростов — на — Дону. 1997

6 Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1990.

7 Психология Словарь справочник / М. И. Дьченко, Л. А. Кандыбович — Мн.: Хэлсон. 1998.

8 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии — СПб: Издательство «Питер», 2000 — 712 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»)

Источник