Окружающий мир 3 года ребенку первая младшая группа

                                         Пояснительная записка

Работа по познавательному развитию детей 2-3 лет строится в соответствии с их возрастными психологическими особенностями, выбираются адекватные формы, средства, методы и приемы взаимодействия с малышами. Введение в предметный мир предполагает формирование представлений о предмете, а в ознакомлении детей с явлениями общественной жизни стержневой темой является жизнь и труд детей. В основе ознакомления детей с природой лежит помощь ребенку в осознании себя как активного субъекта природы. Реализация программных задач осуществляется в процессе, как повседневного общения с детьми, так и в процессе образовательной деятельностью.  

Данная программа составлена с учётом основной образовательной программы дошкольного образования ДОУ, для реализации в течении 2017 – 2018 учебного года и нацелена на ознакомление с предметным окружением, ознакомлением с социальным миром и миром природы детей 2-3 лет.

Непосредственно образовательная деятельность в первой младшей группе по разделу «ознакомление с окружающим миром» проводится 1 раз в неделю, продолжительностью до 10 минут, с подгруппой детей. Исключается адаптационный период сентябрь и октябрь. Всего 28 в год. 

        Реализуемые направления

  1. Ознакомление с предметным окружением
  2. Ознакомление с социальным миром
  3. Ознакомление с миром природы

Основные цели и задачи программы

Ознакомление с предметным миром

— формировать представления о простейших связях между предметами ближайшего окружения;

— продолжать знакомить детей с названиями предметов ближайшего окружения: игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель. Побуждать детей называть цвет, величину предметов, материал, из которого они сделаны (бумага, дерево, ткань, глина); сравнивать знакомые предметы разные шапки, варежки, обувь и т. п.), подбирать предметы по тождеству найди такой же, подбери пару), группировать их по способу использования (из чашки пьют и т. д.).

— Раскрывать разнообразные способы использования предметов

— Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки; красный мяч – синий мяч; большой кубик – маленький кубик). Побуждать детей называть свойства предметов: большой, маленький, мягкий, пушистый и др.) Способствовать появлению в словаре детей обобщающих понятий (игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель и пр.). Знакомить с транспортными средствами ближайшего окружения.

Ознакомление с миром природы

— учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных (кошку, собаку, корову, курицу и т. д.) и их детенышей и называть их; узнавать на картинках некоторых диких животных (медведя, зайца, лису и т. д., называть их.

— знакомить детей с доступными явлениями природы.

— наблюдать за птицами и насекомыми на участке (бабочка и божья коровка)

— приучать детей подкармливать птиц.

— учить различать по внешнему виду овощи (помидор, огурец, морковь) фрукты (яблоко, груша и т.д.).

Помогать детям замечать красоту природы в разное время года.

Воспитывать бережное отношение к растениям и животным. Учить основам взаимодействия с природой (рассматривать растения и животных, не нанося им вред; одеваться по погоде).

Способствовать развитию  ответственного бережного  отношения к природе; развивать чувство ответственности за свои поступки по отношению к  представителям живой природы.

Ознакомление с социальным миром

— формировать элементарные представления о росте и развитии ребенка.

— закреплять умение называть свое имя. Развивать умение называть имена членов своей семьи. Развивать представления о положительных сторонах детского сада, его общности с домом (тепло, уют, любовь и др.) и отличиях от домашней обстановки (больше друзей, игрушек, самостоятельности и т. д.). Развивать умение ориентироваться в помещении группы, на участке.

— Напоминать детям название города (поселка), в котором они живут.

                                                               Формы работы

Групповая форма организации обучения(индивидуально-коллективная). Группа делится на подгруппы.

  • рассматривание, наблюдение
  • демонстрация наглядных пособий
  • игра-экспериментирование
  • исследовательская деятельность
  • конструирование
  •  развивающая игра
  • экскурсия, ситуативный разговор, рассказ, интегративная деятельность, беседа, воображаемая проблемная ситуация.

.                                  Особенности развития детей целевой группы

В развитии психических функций детей 2-3 лет доминирует восприятие. Дети этого возраста максимально связаны с наличной ситуацией, всё их поведение импульсивно.

Мышление у детей 2-3 лет — наглядно действенное. Дети этого возраста интеллектуально развиваются при условии наглядности предметной деятельности. Во взаимодействии с взрослыми дети усваивают способы действий с разнообразными предметами. Примерно к 2 годам у детей начинается первичная форма самосознания. Признаком этого самосознания является узнавание себя в зеркале.  Далее дети называют себя по имени, а ближе к трём годам появляется местоимение «Я». К возрасту трёх лет у детей предметная деятельность уже сформирована, по меньшей мере, по отношению тех предметов домашнего обихода, которыми дети  этого возраста пользуется. Большинство детей в возрасте 2-3 лет начинают переходить от абсолютного выполнения действия к символическому его изображению. Дети 2-3 лет начинают использовать функциональное назначение  предмета своим идеям и замыслу игры с ориентацией на его физические свойства и качества. У детей 2-3 лет развиты ощущения, восприятие, внимание, память, мышление (действенное, практическое), элементы воображения, которые развиты за счёт предметной деятельности.

Планируемые результаты освоения программы.

Может образовать группу из однородных предметов. Различает один и много предметов.

Различает большие и маленькие предметы, называет их размер. Различает и называет предметы ближайшего окружения. Называет имена членов своей се мьи и воспитателей.

Узнает и называет некоторых домашних и диких животных, их детенышей. Различает некоторые овощи, фрукты (1-2 вида). Различает некоторые деревья ближайшего окружения (1-2 вида). Имеет элементарные представления о природных сезонных явлениях 

Оценка индивидуального развития ребёнка проводится 2 раза в год (октябрь, апрель)

по методике Короткова Н.А., Нежнов П.Г. «Отслеживание развития ребёнка – дошкольника в образовательном процессе».

                     «Содержание воспитательно — образовательной работы»

                          Содержание

Количество

1

Ознакомление с предметным миром

            7

2

Ознакомление с миром природы

            14

3

Ознакомление с социальным миром

            7

Всего:

            28

Перспективное    календарно — тематическое планирование

Месяц

Неделя

Тема

Программное содержание

Н о я б р ь

1

«Дружная семья»

Знакомить детей с понятием «семья»; развивать навыки общения; общую моторику; воспитывать интерес к игре-инсценировке.

2

Игра «Найди и назови»

 Знакомить детей с предметами ближайшего окружения – игрушками; учить отвечать на вопросы, описывать игрушку и действия с ней, сравнивать и различать пластмассовые, резиновые, тканевые игрушки наощупь; развивать речь; тактильные ощущения; обогащать словарный запас по теме..

3

 Игра «Найди миски для кошки и котенка»

Знакомить детей с домашними животными: кошкой и котенком, учить отвечать на вопросы, произносить звукоподражания, сравнивать предметы по нескольким признакам (величине, цвету)   

4

Инсценировка сказки

 К. Чуковского «Цыпленок»

 Упражнять детей слушать сказку в инсценированном варианте; знакомить с домашними птицами, с внешним видом петуха, его повадками;  продолжать закреплять понятие «семья»; воспитывать интерес к сказкам.

Д е к а б р ь

1

«Лесные жители»

.

  Уточнить представления о зиме, ее признаках; учить отмечать погодные условия, различать сезонную одежду (зимнюю), способствовать запоминанию последовательности одевания на прогулку; развивать внимание, речь, общую моторику

2

Игра  «Какие бывают        

            птицы?»

 Упражнять различать количество предметов (один-много); учить внимательно слушать и наблюдать; формировать способность детей к диалогической речи; учить отвечать на вопросы словом и предложениями, состоящими из 3-4 слов; упражнять в звукоподражании голосам птиц, обогатить и активизировать словарь по теме; воспитывать заботливое отношение к птицам зимой.

3

«Зима»

Тепло оденем куклу

Упражнять рассматривать сюжетную картину, отвечать на вопросы по изображению, воспроизводить движениями конкретные действия. сопровождая их речью; развивать слуховое восприятие, навыки соотнесения зрительного образа со слуховым; активизировать словарь по теме «Зима».

4

Одежда для кукол. Игра «Угадай по описанию»

   Знакомить с понятием «одежда»; предметами одежды; учить последовательности одевания на прогулку, развивать внимание, восприятие, речь, общую моторику; воспитывать аккуратное отношение к одежде и желание убирать вещи на место; обогащать словарь за счет названий предметов одежды и обуви, определений.

Я н в а р ь

1

 Скоро Новогодний              

         праздник

Уточнить и обогатить представления о предстоящем событии – новогоднем празднике; учить рассматривать предметы (ёлку, ёлочные украшения) и отвечать на вопросы в ходе рассматривания, развивать внимание, речь, мелкую и общую моторику, восприятие, активизировать словарь по теме «Новогодний праздник».

2

«Найди каждому снеговику ёлочку»

Упражнять при наблюдении выделять наиболее яркие характерные особенности; формировать способность детей к диалогической речи;

3

«Зима»

 Упражнять   внимательно слушать и наблюдать; формировать способность к диалогической речи; активизировать словарь по теме; учить сравнивать предметы, подбирать и упорядочивать их по размеру, понимать слова «большой», «маленький».

4

«Зимние забавы»

 Уточнить представления о зимних играх, учить рассматривать сюжетную картину, отвечать на вопросы по изображению,

Ф е в р а л ь

1

          Игра «Что делают      

             птички?»

 Дать представление о зимующих птицах, учить наблюдать за птицами, сравнивать их, развивать внимание, речь, память, воспитывать любовь к живым существам и желание помогать им (кормить).

2

Рассматривание  картины «Птичий двор»

 Знакомить детей с названиями домашних птиц; упражнять в звукоподражании голосам домашних птиц; обогатить и активизировать словарь по теме; воспитывать заботливое отношение к животным.

3

Рассматривание автомашин, автобуса, трамвая (игрушки)

 Упражнять различать по внешнему виду и называть грузовой и легковой автомобили, автобус, трамвай, а также их основные части: кабину, руль, кузов, колеса, окна.  

4

 Составление рассказа «Шофер ведет грузовую машину»

Дать детям представление о профессии шофера, развивать словарный запас, кругозор, учить группировать слова в простые предложения, называть цвет и величину предметов, способствовать развитию речи как средства общения.

М а р т

1

«Мамин день»

 Дать представление о празднике, воспитывать желание помогать маме.

2

«Мамины помощники»  

 Дать представление о том, что мама проявляет заботу о своей семье; дать представление о предметах-помощниках (веник, совок, швабра, ведро, таз) и их назначении; учить группировать предметы по способу использования. Воспитывать желание помогать маме.

3

 «Матрешки в гостях»

Знакомить детей с предметами ближайшего окружения – игрушками; учить отвечать на вопросы, описывать игрушку и действия с ней, сравнивать и различать пластмассовые, резиновые, тканевые игрушки наощупь; развивать речь; тактильные ощущения; обогащать словарный запас по теме.

4

«Городские профессии»

 Создавать условия  внимательно слушать и наблюдать, формировать способность детей к диалогической речи, обогащать и активизировать словарь по теме.

А п р е л ь

1

«Кому что нужно?»(повар, врач, шофер)

  Знакомить детей с трудом взрослых; упражнять в названии предметов и их качеств, соотнесении труда с профессией; активизировать в речи детей названия орудий труда и профессий (повар, врач, шофер); развивать слуховое восприятие; группировать предметы по способу использования, подбирать предметы по тождеству.

2

«Признаки весны». Одеваем куклу на прогулку.

 Учить различать и называть признаки сезонов (весна, на улице тепло, снег растаял, солнышко светит ярко и т.д.), изменения в одежде людей, подбирать предметы по назначению, называть цвет, расширять словарный запас.

3

«Лесные звери весной»

   Уточнить представления детей о том, кто, что ест (птицы, зайцы, мыши). Учить различать взрослых животных и их детенышей, сравнивать по величине (большой – маленький; длинный — короткий). Активизировать словарь по теме. Способствовать развитию воображения)

4

« Птицы весной»

   Выявить и систематизировать знания детей о птицах, расширять словарный запас, слуховое внимание, кругозор, способствовать развитию речи как средства общения..

М а й

1

«Насекомые»

Упражнять наблюдать за  насекомыми на участке, знакомить с особенностями поведения насекомых и птиц летом; расширять словарный запас. Воспитывать бережное отношение к природе, способствовать развитию речи как средства общения

2

     «Жучки и паучки»

 Упражнять внимательно слушать и наблюдать. Воспитывать бережное отношение к природе, способствовать развитию речи как средства общения

3

       «Лето впереди»

Формировать элементарные представления о лете, сезонные изменения в природе, одежде людей.

4

«Летние растения»

Упражнять детей сравнивать растения, расширять знания о ягодах и фруктах. Расширять знания о растениях на территории детского сада (дерево, куст, трава), закреплять понятия (высокий-низкий, толстый-тонкий, много).

Читайте также:  У ребенка 3 года очень сильно текут слюни

Список литературы:

1.     Дыбина О.В. Предметный мир как средство формирования творчества у детей, 2002г.

2.     Козлова С. А. Мой мир: приобщение ребенка к социальному миру, 2000г.

3.     Основная образовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е.  

        Вераксы, Т.С. Комаровой,М.А.Васильевой.-3-е изд., М.:испр. и доп.- М.: МОЗАЙКА

        СИНТЕЗ,2016.-328с.

 4.   Помораева И.А., В.А. Позина Методическое пособие «занятия по формированию                                  

       элементарных математических представлений. – 2008г.

Источник

Месяц№ппНепосредственно образовательная деятельностьСовместная деятельность педагога и ребёнка осуществляемая в ходе режимных моментахСовместная  деятельность педагога и родителейТемаПрограммное содержаниеСентябрь1Игрушки. Мишка.Познакомить детей с               предметов ближайшего окружения:   игрушки (мишка); научить детей описывать игрушку (называть части, величину, признаки).1. Рассмотреть мишку, задавая детям вопросы.

2. Рассмотреть одинаковые игрушки разной величины.  

3. Д/и «Найди мишку».

4.Прочитать А. Барто «Мой мишка».

5. П.и «У медведя во бору».

Предложить родителям закрепить умение детей описывать игрушку.2

Любимые игрушки.Знакомить детей с предметами ближайшего окружения — это игрушки. Формировать умение отвечать на вопросы, описывать игрушку и действия с ней, различать игрушки на ощупь; развивать речь.1. Рассмотреть игрушки. Описать игрушки с помощью педагога.                2. Сравнить игрушки на ощупь, определить свойство материала, из которого изготовлены игрушки: твёрдый, мягкий; пушистый, гладкий 3. Ди «Найди и назови»

4. С/ р. игра с мишкой и куклой.

Предложить родителям рассказать детям о своих самых любимых игрушках в детстве.3

Дружная семья.Знакомить детей с понятием «семья», развивать навыки общения, формировать умение внимательно слушать художественное произведение. Выполнять движения соответствующие тексту.1. Познакомить с игрушкой-петушком.      

2. Рассмотреть и сравнить игрушки: курицы и петуха.                  

3. Прочитать Р.Н.П. «Петушок, петушок, золотой гребешок…»

4. Инсценировать Р.Н.П. «Вышла курочка гулять…»

Читайте также:  Ребенок 3 года не слушается дерется что делать
Предложить родителям рассказать детям обо всех членах семьи.4

Осень золотая.Расширять представления детей об окружающей природе, о предстоящем осеннем празднике, развивать художественное восприятие, внимание.1. Рассмотреть картину осеннего леса.

2. Рассказать об осени.

3. Физкультминутка «Ветер дует нам в лицо».

4. На прогулке наблюдать за красотой осенней природы.

5. Посмотреть альбом «Времена года».

Предложить родителям вместе с детьми рассмотреть осенние листья. Совместно составить букет из листьев.Октябрь

5Петушок с семьёй.Формировать умение детей слушать сказку в инсценированном варианте, отвечать на вопросы; знакомить детей с домашними птицами. Закреплять понятие «семья». Воспитывать интерес к сказкам.1. Познакомить с игрушечным цыплёнком.

2. Сравнить игрушки по величине (курица, петух, цыплёнок).

3. На прогулке: игра «Собери горох».

4. Прочитать РНС «Петушок и бобовое зёрнышко».

Предложить родителям рассказать детям обо всех членах семьи: папа, мама, сестра, дедушка, бабушка.6

Кто нам помогает? (о няне).Формировать представления детей о труде взрослых и воспитывать уважительное отношение к нему. Формирование умения называть действия, изображённые на сюжетных картинках, отвечать на вопросы.1. Познакомить и рассмотреть предметы-помощники няни.  

2. Перед обедом чтение рассказа «О няне».

3. Наблюдать за работой няни в группе.

Предложить родителям назвать детям предметы «помощники» (пылесос, посудомоечная машина и

т.д.).

7

Чайная посуда.Расширить представление о посуде, познакомить с названиями предметов чайной посуды и их назначением; расширять словарный запас, развивать речь.1. Рассмотреть чайную посуду.

2. Ду «Угостить кукол чаем».    

3. Посмотреть альбом «Посуда».

Посмотреть и назвать  вместе с детьми какая есть дома чайная посуда8

Рассматривание игрушечных машин.Формировать умения различать по внешнему виду и называть грузовой и легковой автомобиль, автобус, а также их основные части: кабину, руль, кузов,  колёса, окна; уметь описывание разных игрушечных машин; развитие речи, внимания, общей моторики.1. Познакомить с игрушечными машинами: грузовой и легковой автомобили.

2. Рассказ об автобусе.

3. Сюжетно-ролевая игра «Покатаем игрушки»    

4. На прогулке П. /и «Машины».

Вспомнить вместе с детьми и  повторить ПДД.Ноябрь

9Лошадь с жеребёнком.Продолжать знакомить детей с домашними животными и их детёнышами (лошадь и жеребёнок); учить сравнивать лошадь и жеребёнка, называть части игрушечной лошадки, произносить звукоподражания.1. Познакомить с игрушками: лошадка, жеребёнок.

2. Прочитать А. Барто «Лошадка».

3. Д/и «Найди лошадку и жеребёнка».                                  

Предложить родителям закрепить умение детей называть части игрушечной лошадки, произносить звукоподражания.10Комнатные растения в нашей группе.Познакомить детей с комнатными растениями группы, со способами ухода за ними.1. Познакомить с комнатными растениями.

2. Различать его части.  

3. На прогулке: посмотреть и сравнить комнатные растения с растениями улицы; стебель, листья.

4. Полить в группе растения.

Посмотреть вместе с  детьми, какие  дома есть растения, закрепить части растения.11Игра с матрёшкой.Вызвать интерес к новой игрушке, уметь сравнивать составляющие матрёшки и правильно её складывать.1. Рассмотреть матрёшки.

2. Выполнить музыкально — ритмические движения под музыкальную композицию «Пляска с платочком»  (муз. Е. Тиличеевой, сл. И. Грантовской.    

3. Игра «Матрёшки танцуют».

Закрепить умение детей правильно собирать матрёшку.12Одевание куклы на прогулку.Уточнить  представления детей об одежде, назначении вещей, способствовать запоминаю последовательности одевания на прогулку.1. Рассмотреть кукольную одежду.

2. Проговорить последовательность одевания на прогулку.

3. Посмотреть альбом «Одежда и обувь».

4. Ди «Одень мишку правильно».

Предложить родителям закрепить вместе с детьми названия осенней одежды и обуви.Декабрь13

Рассматривание игрушечных машин.Формировать умения различать по внешнему виду и называть грузовой и легковой автомобиль, автобус, а также их основные части: кабину, руль, кузов,  колёса, окна; уметь описывание разных игрушечных машин; развитие речи, внимания, общей моторики.1. Познакомить с игрушечными машинами: грузовой и легковой автомобили.

2. Рассказ об автобусе.

3. Сюжетно-ролевая игра «Покатаем игрушки»    

4. На прогулке П. /и «Машины».

Предложить родителям закрепить умения детей различать по внешнему виду и называть грузовой и легковой автомобиль, автобус, а также их основные части.14Зима.Уточнить  представления о зиме, её признаках, формирование умения отмечать погодные условия.1. Посмотреть альбом «Времена года».

2. Прочитать М. Познанский «Снег идёт».

3. На прогулке наблюдать за изменением погоды, назвать признаки зимы.

4. П.и «Тепло – холодно».

Предложить родителям вместе с детьми вспомнить народные приметы зимы, признаки зимы.15Зимние забавы родителей и малышей.Уточнить представления детей о зимних играх, формировать умение рассматривать сюжетную картину.1. Беседа о том, в какие игры дети играют зимой на улице с родителями.

2. Рассмотреть на прогулке снежинки.

3. Делать комочки из снега и бросать их в цель.  

4. Упражнение «Снежинка».

5. Наблюдать на прогулке за играми старших детей.

Вместе с ребёнком вспомнить детские игры и забавы.16Какая бывает обувь?Упражнять  детей различать по внешнему виду обувь, активизировать словарь по теме «Обувь».1. Ди «Обувной магазин».

2. Ди «Подбери кукле обувь».                    3.Уборка на обувной полочке у кукол.    

4. На прогулке. Ди «Назови обувь».

5. Рассказать о разнообразии обуви.

Предложить родителям вместе с детьми посмотреть

обувь всех членов семьи. Рассказать о разнообразии обуви.

Январь17

Скоро новогодний праздник.Уточнить и обогатить представления детей о предстоящем событии — новогоднем празднике, упражнять рассматривать предметы – ёлку, ёлочные украшения – отвечать на вопросы в ходе рассматривания.1. Уточнить назначение предметов (ёлка, ёлочные игрушки)

2. Хоровод под муз, композицию «Ёлочка» (музыка Е. Таличеевой, слова М. Булатова)

3. Изготовить коллективное панно «Нарядная ёлочка». 3.Рассмотреть на прогулке ели, сравнить их с лиственными деревьями.

Вспомнить и прочитать детям стихи о ёлочке.18Знакомство  с волком.Продолжать знакомить детей с животными леса: дать представление о волке.1. Рассказ по сюжетной картине.

2. Развивающая игра «Угадай, чьи следы?»

3. Рассмотреть на снегу следы животных и человека.

4. Прочитать сказку «Лиса и волк».

5. Посмотреть альбом «Лесные жители».

Предложить родителям вместе с детьми вспомнить РНС, в которых есть волк.19Одежда и обувь.Формировать умение классифицировать одежду и обувь, различать эти предметы по сезону, развивать внимание, речь.1. Рассказать о зимней одежде и обуви.

2. Классифицировать картинки с изображением обуви и одежды.                           3. Д/и «Что за чем?» (одевание на прогулку).

4. Посмотреть альбом «Одежда и обувь».

Предложить родителям вместе с детьми повторить названия зимней одежды и обуви.20Игрушки и посуда.Уточнить представление детей о том, для чего нужна посуда, сформировать умение  классифицировать посуду, развивать речь.1. Классифицировать игрушки и посуду (раскладывают предметы на 2 группы).

2. Беседа «Назначение предметов».                              3. Вспомнить перед обедом посуду, из которой едят.

Предложить родителям вместе с детьми закрепить название и назначение посуды.Февраль

ль

21Мебель в нашей группе.Развивать умение детей различать и называть предметы мебели, рассказать об их назначении.1. Рассмотреть картинки с изображением мебели.

Читайте также:  Какие продукты крепят стул ребенка 3 года

2. Игра «Положи предмет».

3. Повторить название мебели в группе.

Предложить родителям вместе с детьми и посмотреть какая мебель есть в квартире, и запомнить название этой мебели.22Ознакомление детей с качествами и свойствами предметов.Формировать умения детей различать и называть качества предметов (твёрдый, мягкий, тяжёлый, лёгкий), их свойства (тонет, плывёт).1. Определить качества и свойств предметов (пластмассовый пароход, бумажные кораблики, камушки).

2. Ди «Отгадай».

3. Ди «Волшебный мешочек».

Предложить родителям закрепить умение детей различать и называть качества предметов (твёрдый, мягкий, тяжёлый, лёгкий).23Рассматривание автомашин: автобуса, трамвая (игрушки).Формировать умение различать по внешнему виду и называть грузовой и легковой автомобили, автобус, трамвай, а  также основные их части.1. Рассмотреть автомашины, автобус, трамвай.

2. Игра «Чего не стало?»

3. Сюжетно – ролевая игра «Водители».

4. На прогулке: наблюдать за транспортом, вспомнить части машины.

Закрепить умение детей различать по внешнему виду и называть грузовой и легковой автомобили, автобус.24Покормим

птичек.

Дать представление о птицах, учить наблюдать за птицами, сравнивать их.1. Беседа о птицах.     2. Развесить на участке кормушки.

3. Пальчиковая гимнастика «Десять птичек».

4. Посмотреть альбом «Птицы».

5. Насыпать корм в кормушку.

6. Наблюдать за птицами, которые прилетают на кормушку.

Предложить родителям  вместе с ребёнком собрать дома остатки хлеба, крупу  и покормить птиц.Март25Домашние

животные и их детёныши.

Продолжить знакомить детей с домашними животными и их детёнышами, упражнять называть и сравнивать их по величине, развивать любознательность, речь.1. Отгадать загадки о животных.

2. Беседа о детёнышах домашних животных.

3. Игра «Покорми животных».

4. Игра «Послушай и назови».

4. Физкультминутка «Бычок».

5. Рассмотреть альбом «Домашние животные».

Предложить родителям дома вместе с детьми закрепить названия животных и их детёнышей26Игра «Куда что положить?»Совершенствовать у детей способность обобщать, уметь группировать предметы по назначению, развивать мышление.1. Игра «Угадай по описанию».

2. Повторить название предметов (посуды, название овощей, одежды). 3. Игра «Куда что положить?».

Предложить родителям закрепить дома навык детей класть игрушки (вещи) на свои места.27Кто трудиться на огороде?Совершенствовать умения различать предметы на огороде, знакомить с трудовой деятельностью на приусадебном участке, расширять словарный запас.1. Прочитать стихотворения и  загадки об овощах.

2. Игра «Кто что делает?»

3. Физкультминутка «Мы топаем ногами».

4. Посмотреть альбом «Овощи».

Предложить родителям вместе с детьми закрепить название овощей.28Из чего сделаны игрушки.Формировать умение определять название игрушек и материал, из которого они сделаны, развивать слуховое восприятие.1. Рассмотреть игрушки, определить свойства материала, из которого изготовлена игрушка.

2. Рассмотреть деревянную лошадку и другие игрушки из дерева.

3. Физкультминутка «Паровоз кричит: Ту — ту…!»

Предложить родителям дома вместе с детьми посмотреть

какие игрушки дома сделаны из дерева, пластмассы, ткани.

Апрель    

29Признаки весны.Формировать умения различать и называть признаки сезонов, развивать общую моторику.1. Беседа о признаках весны по вопросам.

2. Одевание куклы на весеннюю прогулку.

3. Вспомнить приметы весны.

4. Посмотреть альбом «Времена года».

5. На прогулке наблюдать за весенней погодой.

Предложить родителям вместе с детьми закрепить названия весенней одежды.30Кому что нужно?Упражнять детей в назывании предметов и их качеств, соотнесений орудий труда с профессией, активизировать в речи слова, называющие орудии труда и профессии.1. Соотнести профессии и предметы (дети подбирают к изображению повара, шофёра, доктора соответствующие предметы).                 2. Отгадать загадки про шофёра, повара, доктора.

3. Прочитать С. Михалкова «Профессии».

Предложить родителям рассказать детям о профессиях членов семьи.31Мамины помощники.Развивать общую моторику, слуховое внимание, расширять словарный запас; упражнять в  умении группировать предметы по способу использования, называть цвет, величину предметов.1. Рассмотреть картины с изображением предметов – помощников.

2. Беседа о предметах — помощниках. 3. Инсценировать стихотворение «Решили маме мы помочь».

4. Отгадать загадки про веник, совок, и другие бытовые предметы.

Предложить родителям вместе с детьми посмотреть, какие дома есть предметы – помощники.32Что делает шофёр?Развивать словарный запас, кругозор, формировать умения называть цвет и величину.1. Беседа о шофёре.

2. Составить рассказ «Шофёр ведёт грузовую машину».     3. Наблюдать на прогулке за грузовыми машинами.

4. Повторить  части машины: кабина, кузов, колёса.

Предложить родителям вместе с детьми закрепить названия автомобилей; легковые и грузовые.Май

33Где живут домашние птицы?Выявить и систематизировать

знания детей о домашних птицах, расширить словарный запас, кругозор.

1. Побеседовать о домашних птицах.

2. Игра «Бегут, бегут со двора…»

3. Игра «Кто как кричит?»

4. Отгадывание загадок про цыплёнка, утку, индюка.

5. Посмотреть альбом «Домашние птицы».

6. П.и «Курочка и цыплята».

Предложить родителям вместе с детьми закрепить названия домашних птиц.34Любимые игрушки ребят.Развивать общую моторику, слуховое внимание, расширять словарный запас, подбирать предметы по тождеству, группировать их по способу использования.1. Рассказать  о кукле.

2. Рассмотреть  и описать игрушки по вопросам.

3. Физкультминутка «Буратино подтянулся».

4. Прочитать А. Барто «Игрушки».

Предложить родителям рассказать детям о своей любимой игрушке, которая была у них в детстве.35Любимые предметы.Развивать общую моторику, слуховое внимание, расширить словарный запас, закрепить умения называть цвет, величину предметов, материал из которого они сделаны.1. Игра «Угадай по описанию»

2. Отгадывание загадок про пластилин, карандаши, краски.  

3. Ди «Волшебный мешочек».                    

Предложить родителям закрепить умение детей называть цвет, величину предметов, материал из которого сделаны игрушки.36Что есть на  нашем участке?Развивать общую моторику, закрепить умение наблюдать за птицами и насекомыми на участке, воспитывать бережное отношение к природе.1. Составить рассказ.

2. Слушать песни «Цветики» (музыка  В. Карасёвой; слова Н. Френкель.)          3. Экскурсия на участке: рассматривание растений, насекомых, птиц.

4. Посмотреть альбом «Насекомые», «Птицы».

Предложить родителям закрепить умение детей наблюдать за птицами и насекомыми.

Литература.

1. Аверина, И. Е. Физкультурные минутки в детском саду: практическое пособие [Текст] / И.Е. Аверина. – М.: Айрис – пресс, 2009.

2. Айрих, О.А. Эмоциональное развитие детей: занятия в первой младшей группе, дидактические игры, работа с семьёй [Текст]  /

О.А. Айрих. – Волгоград: Учитель, 2008.

3. Высокова, Т. П. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: программа, конспекты занятий [Текст]/ Т.П. Высокова. – Волгоград: Учитель, 2010.

4. Елисеева, Л.Н. Хрестоматия для маленьких  [Текст]  / Л.Н. Елисеева. – М.: Просвещение, 1982.

5. Комплексно – тематическое планирование по программе под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Первая младшая группа / авт.-сост. О.П. Власенко, В.Н. Мезенцева. – Волгоград: Учитель, 2011.

6. Комплексные занятия под  редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.   Первая младшая группа / авт.-сост. О.П. Власенко [и др.]. — Волгоград: Учитель, 2011.

7. Петровский, В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении [Текст] / В.А. Петровский [и др.]// Дошкольное образование в России. – М., 1996.

8. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст]  / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.- М.: Мозаика – Синтез, 2007.

Источник