Окружающий мир 3 года ребенку первая младшая группа
Пояснительная записка
Работа по познавательному развитию детей 2-3 лет строится в соответствии с их возрастными психологическими особенностями, выбираются адекватные формы, средства, методы и приемы взаимодействия с малышами. Введение в предметный мир предполагает формирование представлений о предмете, а в ознакомлении детей с явлениями общественной жизни стержневой темой является жизнь и труд детей. В основе ознакомления детей с природой лежит помощь ребенку в осознании себя как активного субъекта природы. Реализация программных задач осуществляется в процессе, как повседневного общения с детьми, так и в процессе образовательной деятельностью.
Данная программа составлена с учётом основной образовательной программы дошкольного образования ДОУ, для реализации в течении 2017 – 2018 учебного года и нацелена на ознакомление с предметным окружением, ознакомлением с социальным миром и миром природы детей 2-3 лет.
Непосредственно образовательная деятельность в первой младшей группе по разделу «ознакомление с окружающим миром» проводится 1 раз в неделю, продолжительностью до 10 минут, с подгруппой детей. Исключается адаптационный период сентябрь и октябрь. Всего 28 в год.
Реализуемые направления
- Ознакомление с предметным окружением
- Ознакомление с социальным миром
- Ознакомление с миром природы
Основные цели и задачи программы
Ознакомление с предметным миром
— формировать представления о простейших связях между предметами ближайшего окружения;
— продолжать знакомить детей с названиями предметов ближайшего окружения: игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель. Побуждать детей называть цвет, величину предметов, материал, из которого они сделаны (бумага, дерево, ткань, глина); сравнивать знакомые предметы разные шапки, варежки, обувь и т. п.), подбирать предметы по тождеству найди такой же, подбери пару), группировать их по способу использования (из чашки пьют и т. д.).
— Раскрывать разнообразные способы использования предметов
— Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки; красный мяч – синий мяч; большой кубик – маленький кубик). Побуждать детей называть свойства предметов: большой, маленький, мягкий, пушистый и др.) Способствовать появлению в словаре детей обобщающих понятий (игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель и пр.). Знакомить с транспортными средствами ближайшего окружения.
Ознакомление с миром природы
— учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных (кошку, собаку, корову, курицу и т. д.) и их детенышей и называть их; узнавать на картинках некоторых диких животных (медведя, зайца, лису и т. д., называть их.
— знакомить детей с доступными явлениями природы.
— наблюдать за птицами и насекомыми на участке (бабочка и божья коровка)
— приучать детей подкармливать птиц.
— учить различать по внешнему виду овощи (помидор, огурец, морковь) фрукты (яблоко, груша и т.д.).
Помогать детям замечать красоту природы в разное время года.
Воспитывать бережное отношение к растениям и животным. Учить основам взаимодействия с природой (рассматривать растения и животных, не нанося им вред; одеваться по погоде).
Способствовать развитию ответственного бережного отношения к природе; развивать чувство ответственности за свои поступки по отношению к представителям живой природы.
Ознакомление с социальным миром
— формировать элементарные представления о росте и развитии ребенка.
— закреплять умение называть свое имя. Развивать умение называть имена членов своей семьи. Развивать представления о положительных сторонах детского сада, его общности с домом (тепло, уют, любовь и др.) и отличиях от домашней обстановки (больше друзей, игрушек, самостоятельности и т. д.). Развивать умение ориентироваться в помещении группы, на участке.
— Напоминать детям название города (поселка), в котором они живут.
Формы работы
Групповая форма организации обучения(индивидуально-коллективная). Группа делится на подгруппы.
- рассматривание, наблюдение
- демонстрация наглядных пособий
- игра-экспериментирование
- исследовательская деятельность
- конструирование
- развивающая игра
- экскурсия, ситуативный разговор, рассказ, интегративная деятельность, беседа, воображаемая проблемная ситуация.
. Особенности развития детей целевой группы
В развитии психических функций детей 2-3 лет доминирует восприятие. Дети этого возраста максимально связаны с наличной ситуацией, всё их поведение импульсивно.
Мышление у детей 2-3 лет — наглядно действенное. Дети этого возраста интеллектуально развиваются при условии наглядности предметной деятельности. Во взаимодействии с взрослыми дети усваивают способы действий с разнообразными предметами. Примерно к 2 годам у детей начинается первичная форма самосознания. Признаком этого самосознания является узнавание себя в зеркале. Далее дети называют себя по имени, а ближе к трём годам появляется местоимение «Я». К возрасту трёх лет у детей предметная деятельность уже сформирована, по меньшей мере, по отношению тех предметов домашнего обихода, которыми дети этого возраста пользуется. Большинство детей в возрасте 2-3 лет начинают переходить от абсолютного выполнения действия к символическому его изображению. Дети 2-3 лет начинают использовать функциональное назначение предмета своим идеям и замыслу игры с ориентацией на его физические свойства и качества. У детей 2-3 лет развиты ощущения, восприятие, внимание, память, мышление (действенное, практическое), элементы воображения, которые развиты за счёт предметной деятельности.
Планируемые результаты освоения программы.
Может образовать группу из однородных предметов. Различает один и много предметов.
Различает большие и маленькие предметы, называет их размер. Различает и называет предметы ближайшего окружения. Называет имена членов своей се мьи и воспитателей.
Узнает и называет некоторых домашних и диких животных, их детенышей. Различает некоторые овощи, фрукты (1-2 вида). Различает некоторые деревья ближайшего окружения (1-2 вида). Имеет элементарные представления о природных сезонных явлениях
Оценка индивидуального развития ребёнка проводится 2 раза в год (октябрь, апрель)
по методике Короткова Н.А., Нежнов П.Г. «Отслеживание развития ребёнка – дошкольника в образовательном процессе».
«Содержание воспитательно — образовательной работы»
№ | Содержание | Количество |
1 | Ознакомление с предметным миром | 7 |
2 | Ознакомление с миром природы | 14 |
3 | Ознакомление с социальным миром | 7 |
Всего: | 28 |
Перспективное календарно — тематическое планирование
Месяц | Неделя | Тема | Программное содержание |
Н о я б р ь | 1 | «Дружная семья» | Знакомить детей с понятием «семья»; развивать навыки общения; общую моторику; воспитывать интерес к игре-инсценировке. |
2 | Игра «Найди и назови» | Знакомить детей с предметами ближайшего окружения – игрушками; учить отвечать на вопросы, описывать игрушку и действия с ней, сравнивать и различать пластмассовые, резиновые, тканевые игрушки наощупь; развивать речь; тактильные ощущения; обогащать словарный запас по теме.. | |
3 | Игра «Найди миски для кошки и котенка» | Знакомить детей с домашними животными: кошкой и котенком, учить отвечать на вопросы, произносить звукоподражания, сравнивать предметы по нескольким признакам (величине, цвету) | |
4 | Инсценировка сказки К. Чуковского «Цыпленок» | Упражнять детей слушать сказку в инсценированном варианте; знакомить с домашними птицами, с внешним видом петуха, его повадками; продолжать закреплять понятие «семья»; воспитывать интерес к сказкам. | |
Д е к а б р ь | 1 | «Лесные жители» . | Уточнить представления о зиме, ее признаках; учить отмечать погодные условия, различать сезонную одежду (зимнюю), способствовать запоминанию последовательности одевания на прогулку; развивать внимание, речь, общую моторику |
2 | Игра «Какие бывают птицы?» | Упражнять различать количество предметов (один-много); учить внимательно слушать и наблюдать; формировать способность детей к диалогической речи; учить отвечать на вопросы словом и предложениями, состоящими из 3-4 слов; упражнять в звукоподражании голосам птиц, обогатить и активизировать словарь по теме; воспитывать заботливое отношение к птицам зимой. | |
3 | «Зима» Тепло оденем куклу | Упражнять рассматривать сюжетную картину, отвечать на вопросы по изображению, воспроизводить движениями конкретные действия. сопровождая их речью; развивать слуховое восприятие, навыки соотнесения зрительного образа со слуховым; активизировать словарь по теме «Зима». | |
4 | Одежда для кукол. Игра «Угадай по описанию» | Знакомить с понятием «одежда»; предметами одежды; учить последовательности одевания на прогулку, развивать внимание, восприятие, речь, общую моторику; воспитывать аккуратное отношение к одежде и желание убирать вещи на место; обогащать словарь за счет названий предметов одежды и обуви, определений. | |
Я н в а р ь | 1 | Скоро Новогодний праздник | Уточнить и обогатить представления о предстоящем событии – новогоднем празднике; учить рассматривать предметы (ёлку, ёлочные украшения) и отвечать на вопросы в ходе рассматривания, развивать внимание, речь, мелкую и общую моторику, восприятие, активизировать словарь по теме «Новогодний праздник». |
2 | «Найди каждому снеговику ёлочку» | Упражнять при наблюдении выделять наиболее яркие характерные особенности; формировать способность детей к диалогической речи; | |
3 | «Зима» | Упражнять внимательно слушать и наблюдать; формировать способность к диалогической речи; активизировать словарь по теме; учить сравнивать предметы, подбирать и упорядочивать их по размеру, понимать слова «большой», «маленький». | |
4 | «Зимние забавы» | Уточнить представления о зимних играх, учить рассматривать сюжетную картину, отвечать на вопросы по изображению, | |
Ф е в р а л ь | 1 | Игра «Что делают птички?» | Дать представление о зимующих птицах, учить наблюдать за птицами, сравнивать их, развивать внимание, речь, память, воспитывать любовь к живым существам и желание помогать им (кормить). |
2 | Рассматривание картины «Птичий двор» | Знакомить детей с названиями домашних птиц; упражнять в звукоподражании голосам домашних птиц; обогатить и активизировать словарь по теме; воспитывать заботливое отношение к животным. | |
3 | Рассматривание автомашин, автобуса, трамвая (игрушки) | Упражнять различать по внешнему виду и называть грузовой и легковой автомобили, автобус, трамвай, а также их основные части: кабину, руль, кузов, колеса, окна. | |
4 | Составление рассказа «Шофер ведет грузовую машину» | Дать детям представление о профессии шофера, развивать словарный запас, кругозор, учить группировать слова в простые предложения, называть цвет и величину предметов, способствовать развитию речи как средства общения. | |
М а р т | 1 | «Мамин день» | Дать представление о празднике, воспитывать желание помогать маме. |
2 | «Мамины помощники» | Дать представление о том, что мама проявляет заботу о своей семье; дать представление о предметах-помощниках (веник, совок, швабра, ведро, таз) и их назначении; учить группировать предметы по способу использования. Воспитывать желание помогать маме. | |
3 | «Матрешки в гостях» | Знакомить детей с предметами ближайшего окружения – игрушками; учить отвечать на вопросы, описывать игрушку и действия с ней, сравнивать и различать пластмассовые, резиновые, тканевые игрушки наощупь; развивать речь; тактильные ощущения; обогащать словарный запас по теме. | |
4 | «Городские профессии» | Создавать условия внимательно слушать и наблюдать, формировать способность детей к диалогической речи, обогащать и активизировать словарь по теме. | |
А п р е л ь | 1 | «Кому что нужно?»(повар, врач, шофер) | Знакомить детей с трудом взрослых; упражнять в названии предметов и их качеств, соотнесении труда с профессией; активизировать в речи детей названия орудий труда и профессий (повар, врач, шофер); развивать слуховое восприятие; группировать предметы по способу использования, подбирать предметы по тождеству. |
2 | «Признаки весны». Одеваем куклу на прогулку. | Учить различать и называть признаки сезонов (весна, на улице тепло, снег растаял, солнышко светит ярко и т.д.), изменения в одежде людей, подбирать предметы по назначению, называть цвет, расширять словарный запас. | |
3 | «Лесные звери весной» | Уточнить представления детей о том, кто, что ест (птицы, зайцы, мыши). Учить различать взрослых животных и их детенышей, сравнивать по величине (большой – маленький; длинный — короткий). Активизировать словарь по теме. Способствовать развитию воображения) | |
4 | « Птицы весной» | Выявить и систематизировать знания детей о птицах, расширять словарный запас, слуховое внимание, кругозор, способствовать развитию речи как средства общения.. | |
М а й | 1 | «Насекомые» | Упражнять наблюдать за насекомыми на участке, знакомить с особенностями поведения насекомых и птиц летом; расширять словарный запас. Воспитывать бережное отношение к природе, способствовать развитию речи как средства общения |
2 | «Жучки и паучки» | Упражнять внимательно слушать и наблюдать. Воспитывать бережное отношение к природе, способствовать развитию речи как средства общения | |
3 | «Лето впереди» | Формировать элементарные представления о лете, сезонные изменения в природе, одежде людей. | |
4 | «Летние растения» | Упражнять детей сравнивать растения, расширять знания о ягодах и фруктах. Расширять знания о растениях на территории детского сада (дерево, куст, трава), закреплять понятия (высокий-низкий, толстый-тонкий, много). |
Список литературы:
1. Дыбина О.В. Предметный мир как средство формирования творчества у детей, 2002г.
2. Козлова С. А. Мой мир: приобщение ребенка к социальному миру, 2000г.
3. Основная образовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е.
Вераксы, Т.С. Комаровой,М.А.Васильевой.-3-е изд., М.:испр. и доп.- М.: МОЗАЙКА
СИНТЕЗ,2016.-328с.
4. Помораева И.А., В.А. Позина Методическое пособие «занятия по формированию
элементарных математических представлений. – 2008г.
Источник
2. Рассмотреть одинаковые игрушки разной величины.
3. Д/и «Найди мишку».
4.Прочитать А. Барто «Мой мишка».
5. П.и «У медведя во бору».
4. С/ р. игра с мишкой и куклой.
2. Рассмотреть и сравнить игрушки: курицы и петуха.
3. Прочитать Р.Н.П. «Петушок, петушок, золотой гребешок…»
4. Инсценировать Р.Н.П. «Вышла курочка гулять…»
2. Рассказать об осени.
3. Физкультминутка «Ветер дует нам в лицо».
4. На прогулке наблюдать за красотой осенней природы.
5. Посмотреть альбом «Времена года».
2. Сравнить игрушки по величине (курица, петух, цыплёнок).
3. На прогулке: игра «Собери горох».
4. Прочитать РНС «Петушок и бобовое зёрнышко».
2. Перед обедом чтение рассказа «О няне».
3. Наблюдать за работой няни в группе.
т.д.).
2. Ду «Угостить кукол чаем».
3. Посмотреть альбом «Посуда».
2. Рассказ об автобусе.
3. Сюжетно-ролевая игра «Покатаем игрушки»
4. На прогулке П. /и «Машины».
2. Прочитать А. Барто «Лошадка».
3. Д/и «Найди лошадку и жеребёнка».
2. Различать его части.
3. На прогулке: посмотреть и сравнить комнатные растения с растениями улицы; стебель, листья.
4. Полить в группе растения.
2. Выполнить музыкально — ритмические движения под музыкальную композицию «Пляска с платочком» (муз. Е. Тиличеевой, сл. И. Грантовской.
3. Игра «Матрёшки танцуют».
2. Проговорить последовательность одевания на прогулку.
3. Посмотреть альбом «Одежда и обувь».
4. Ди «Одень мишку правильно».
2. Рассказ об автобусе.
3. Сюжетно-ролевая игра «Покатаем игрушки»
4. На прогулке П. /и «Машины».
2. Прочитать М. Познанский «Снег идёт».
3. На прогулке наблюдать за изменением погоды, назвать признаки зимы.
4. П.и «Тепло – холодно».
2. Рассмотреть на прогулке снежинки.
3. Делать комочки из снега и бросать их в цель.
4. Упражнение «Снежинка».
5. Наблюдать на прогулке за играми старших детей.
2. Ди «Подбери кукле обувь». 3.Уборка на обувной полочке у кукол.
4. На прогулке. Ди «Назови обувь».
5. Рассказать о разнообразии обуви.
обувь всех членов семьи. Рассказать о разнообразии обуви.
2. Хоровод под муз, композицию «Ёлочка» (музыка Е. Таличеевой, слова М. Булатова)
3. Изготовить коллективное панно «Нарядная ёлочка». 3.Рассмотреть на прогулке ели, сравнить их с лиственными деревьями.
2. Развивающая игра «Угадай, чьи следы?»
3. Рассмотреть на снегу следы животных и человека.
4. Прочитать сказку «Лиса и волк».
5. Посмотреть альбом «Лесные жители».
2. Классифицировать картинки с изображением обуви и одежды. 3. Д/и «Что за чем?» (одевание на прогулку).
4. Посмотреть альбом «Одежда и обувь».
2. Беседа «Назначение предметов». 3. Вспомнить перед обедом посуду, из которой едят.
ль
2. Игра «Положи предмет».
3. Повторить название мебели в группе.
2. Ди «Отгадай».
3. Ди «Волшебный мешочек».
2. Игра «Чего не стало?»
3. Сюжетно – ролевая игра «Водители».
4. На прогулке: наблюдать за транспортом, вспомнить части машины.
птичек.
3. Пальчиковая гимнастика «Десять птичек».
4. Посмотреть альбом «Птицы».
5. Насыпать корм в кормушку.
6. Наблюдать за птицами, которые прилетают на кормушку.
животные и их детёныши.
2. Беседа о детёнышах домашних животных.
3. Игра «Покорми животных».
4. Игра «Послушай и назови».
4. Физкультминутка «Бычок».
5. Рассмотреть альбом «Домашние животные».
2. Повторить название предметов (посуды, название овощей, одежды). 3. Игра «Куда что положить?».
2. Игра «Кто что делает?»
3. Физкультминутка «Мы топаем ногами».
4. Посмотреть альбом «Овощи».
2. Рассмотреть деревянную лошадку и другие игрушки из дерева.
3. Физкультминутка «Паровоз кричит: Ту — ту…!»
какие игрушки дома сделаны из дерева, пластмассы, ткани.
2. Одевание куклы на весеннюю прогулку.
3. Вспомнить приметы весны.
4. Посмотреть альбом «Времена года».
5. На прогулке наблюдать за весенней погодой.
3. Прочитать С. Михалкова «Профессии».
2. Беседа о предметах — помощниках. 3. Инсценировать стихотворение «Решили маме мы помочь».
4. Отгадать загадки про веник, совок, и другие бытовые предметы.
2. Составить рассказ «Шофёр ведёт грузовую машину». 3. Наблюдать на прогулке за грузовыми машинами.
4. Повторить части машины: кабина, кузов, колёса.
знания детей о домашних птицах, расширить словарный запас, кругозор.
2. Игра «Бегут, бегут со двора…»
3. Игра «Кто как кричит?»
4. Отгадывание загадок про цыплёнка, утку, индюка.
5. Посмотреть альбом «Домашние птицы».
6. П.и «Курочка и цыплята».
2. Рассмотреть и описать игрушки по вопросам.
3. Физкультминутка «Буратино подтянулся».
4. Прочитать А. Барто «Игрушки».
2. Отгадывание загадок про пластилин, карандаши, краски.
3. Ди «Волшебный мешочек».
2. Слушать песни «Цветики» (музыка В. Карасёвой; слова Н. Френкель.) 3. Экскурсия на участке: рассматривание растений, насекомых, птиц.
4. Посмотреть альбом «Насекомые», «Птицы».
Литература.
1. Аверина, И. Е. Физкультурные минутки в детском саду: практическое пособие [Текст] / И.Е. Аверина. – М.: Айрис – пресс, 2009.
2. Айрих, О.А. Эмоциональное развитие детей: занятия в первой младшей группе, дидактические игры, работа с семьёй [Текст] /
О.А. Айрих. – Волгоград: Учитель, 2008.
3. Высокова, Т. П. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: программа, конспекты занятий [Текст]/ Т.П. Высокова. – Волгоград: Учитель, 2010.
4. Елисеева, Л.Н. Хрестоматия для маленьких [Текст] / Л.Н. Елисеева. – М.: Просвещение, 1982.
5. Комплексно – тематическое планирование по программе под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Первая младшая группа / авт.-сост. О.П. Власенко, В.Н. Мезенцева. – Волгоград: Учитель, 2011.
6. Комплексные занятия под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Первая младшая группа / авт.-сост. О.П. Власенко [и др.]. — Волгоград: Учитель, 2011.
7. Петровский, В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении [Текст] / В.А. Петровский [и др.]// Дошкольное образование в России. – М., 1996.
8. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.- М.: Мозаика – Синтез, 2007.
Источник