Оценка развития ребенка после рождения

Содержание

  1. Календарь развития ребенка с рождения и до 12 месяцев 
  2. Развитие ребенка: первый месяц жизни 
  3. Развитие ребенка: второй месяц жизни 
  4. Развитие ребенка: третий месяц жизни 
  5. Развитие ребенка: четвертый месяц жизни 
  6. Развитие ребенка: пятый месяц жизни 
  7. Развитие ребенка: шестой месяц жизни
  8. Развитие ребенка: седьмой месяц жизни 
  9. Развитие ребенка: восьмой месяц жизни
  10. Развитие ребенка: девятый месяц жизни
  11. Развитие ребенка: десятый месяц жизни
  12. Развитие ребенка: одиннадцатый месяц жизни 
  13. Развитие ребенка: двенадцатый месяц жизни 
  14. Какие отличия в развитии мальчиков и девочек
  15. Таблица с нормами роста и веса детей от 1- 12 месяцев

Для того, чтобы понимать, как лучше развивать вашего ребенка с рождения и до 1 года, нужно знать, как развивается вам малыш и какими навыками уже обладает малыш. Предлагаем вам календарь развития ребенка по месяцам после рождения и до года.

Уважаемые мамы и папы предлагаем вашему вниманию подробный календарь развития ребенка с самого рождения и до достижения 1 годика. Период с рождения и до 12 месяцев – это очень ответственный период, когда малыш познает все вокруг, изучает себя и окружающий мир, интенсивно развивается. Поэтому прочитайте статью внимательно, поскольку этот период развития малыша является самым важным этапом в жизни вашего крохи.

Календарь развития ребенка с рождения и до 12 месяцев 

Первый месяц жизни, самый сложный в плане подстройки друг под друга молодой мамы и малыша, рассмотрим более подробно — по месяцам.

Развитие ребенка: первый месяц жизни 

В связи с адаптацией к новой жизни, первый месяц новорожденного является самым трудным, как для ребенка, так и для мамы. Новорожденный проводит в состоянии сна около 70%. Во сне он растет ( за месяц может подрасти на 2-3 см), и легче переносит период привыкания к новым условиям жизни. Во время бодрствования ребенок совершает неосознанные махи ручками и ножками, которые пока находятся в тонусе. Поэтому ручки зажаты в кулачок, а ножки поджаты в коленях.
Жизненно важным аспектом является питание. Предпочтительнее грудное вскармливание, во время которого формируется эмоциональная связь между мамой и ребенком. В течение первого месяца жизни малыш прибавляет в весе примерно на 600-700 гр.
К концу первого месяца жизни новорожденный:

  • Прислушивается к посторонним шумам и разговорам.
  • Смотрит на яркие игрушки и лица окружающих.
  • Узнает голос и запах мамы.
  • Выражает эмоции плачем.

Малыш рождается с определенным набором рефлексов, которые спустя нескольких месяцев угасают:

  1. Сосательный. При прикосновении к губам или щеке, ребенок откроет рот и будет двигать языком как при сосании.
  2. Плавательный. Если поддерживая ребенка окунуть в воду, он будет пытаться плыть.
  3. Хватательный. Если прикоснуться к ладошке малыша, он будет сжимать ручку в кулачок.
  4. Поисковый. При поглаживании уголка рта, ребенок повернет голову в сторону прикосновения.
  5. Шагательный. При поддержки в вертикальном положении, слегка наклоните ребенка вперед. Малыш будет пытаться совершать шагающие движения.

Развитие ребенка: второй месяц жизни 

На втором месяце жизни выходит из стадии новорожденного, теперь он грудничок. В этот период начинает активно развиваться как физически, так и психологически. В весе прибавилось примерно 800гр, а в росте 3 см.

  • Чадо различает настроение и эмоциональное состояние мамы ( радость, злость, грусть).
  • Ребенок уже может самостоятельно приподнимать и держать недолго голову.
  • Начинает активно гулить и агукать.
  • Малыш «приветствует» маму, начиная быстрее двигать ручками и ножками, когда ее увидит.
  • Идет активное развитие органов зрения и слуха.
  • Несколько секунд может удерживать игрушку, сжав крепко в руке.

Развитие ребенка: третий месяц жизни 

На третьем месяце продолжают развиваться и совершенствоваться навыки движения. Теперь он умеет переворачиваться со спины на бок, может приподняться на предплечья, уверенней держит голову. Старайтесь чаще выкладывать ребенка на живот, это полезно для укрепления мышц спины и шеи, также помогает при коликах. Малыш с интересом рассматривает ручки и ножки, играет с ними. Изучая, трогает личико.

  • Грудничок подрастает еще на 3 см, а прибавка в весе составляет около 750 гр.
  • Ночной сон становится длиннее, а дневной сокращается. Время бодрствования увеличивается.
  • Ребенок высовывает самостоятельно соску и пытается ее взять обратно в рот.
  • Может узнавать окружающих и радуется им.
  • Громко смеется и подражает мимике взрослых.

Развитие ребенка: четвертый месяц жизни 

К четвертому месяцу жизни малыш заметно изменяется во внешности. Теперь он уже не тот новорожденный, который только кушал и спал. Ребенку необходимо общение и внимание родителей. Он будет капризничать, если мама ненадолго отойдет.

  • К концу четвертого месяца грудничок будет весить еще на 700 гр больше, и вырастит на 2,5 см.
  • Малыш переворачивается со спины на живот и обратно. И даже пытается ползать, отталкиваясь от чего-либо.
  • Ребенок различает цвета и форму.
  • Все что грудничок схватит рукой, потянет в рот. Поэтому необходимо следить, чтобы рядом с ребенком не было мелких деталей.
  • Произносятся первые слоги и можно услышать «ма», «па», «ба».
  • Отличается родителей от других людей.
  • Замирает, когда слышит музыку или громкий разговор.
  • При произношении ребенка по имени, начинает обращать внимание на того, кто сказал.

Развитие ребенка: пятый месяц жизни 

На пятом месяце грудничок уже более умело управляет своим телом, уверенно переворачивается, предпринимает попытки к самостоятельному сидению, ползанию, пытается вставать, держась за бортики кроватки. Время бодрствования увеличивая, позволяя маленькому человечку познать окружающий мир.

  • Приблизительная прибавка в весе к этому времени составит 700гр, а в росте еще 2 см.
  • Ребенок уверенно отличается знакомых от чужих ему людей.
  • Проявляет желание общения с мамой улыбкой, протягивает к ней ручек.
  • Осознанно берет игрушки, кидает их, тянет в рот.
  • У малыша начинают прорезываться первые зубки.
  • Различает интонацию голоса взрослых и подражает ей.
Читайте также:  Методы диагностики развития личности ребенка

Развитие ребенка: шестой месяц жизни

На шестом месяце развития ребенок уже может принимать не только молоко матери или молочную смесь, но и начинать кушать пюреобразную пищу. Лучше начинать прикорм с гипоаллергенных продуктов, по выборы которых необходимо проконсультироваться с педиатром.

  • Вес малыша прибавляется на 700гр, а рост на 2,5 см.
  • На шестом месяце грудничок понимает обращение по имени и отличает его от других.
  • Играет с предметами, перекладывая их из одной руки в другую.
  • Покачиваясь, встает на четвереньки — это первые предпосылки к ползанию.
  • Начинает понимать, что если уронить игрушку, то она упадет, если потрясти погремушку, она издаст звуки.
  • Настроение ребенка не постоянно и радость быстро сменяется раздражительностью, грустью и наоборот.
  • Долго лепечет и гулит, что доставляет малышу удовольствие от произносимых им звуков.

Развитие ребенка: седьмой месяц жизни 

Седьмой месяц развития малыша характеризуется активным прорезыванием зубов. Зудящие десна и боль при прорезывании доставляют малышу дискомфорт, а родителям волнения за своего чада. Грудничок все тянет в рот с целью уменьшить неприятные ощущения. Для данной задачи существуют различные прорезыватели: резиновые, с охлаждающим эффектом. Главное чаще мыть и прорезыватели и все предметы, которые ребенок непременно затянет в рот.

  • На седьмом месяце жизни ребенок набирает еще 600гр в весе и прибавляет 2 см в росте.
  • Малыш может садиться самостоятельно и уверенно сидеть.
  • Начинает ползать «по-«пластунски». Поэтому не оставляйте ребенка без присмотра на пеленальном столике или на диване, он может с легкостью упасть с высоты.
  • Может встать на ноги, держась за что-нибудь и немного постоять.
  • С удовольствием играет в развивающие игры с пальчиками: » Чи-чи-чи-сорока», в » Ладушки».
  • При регулярном занятии может показать где у него глазки, ушки, носик, ручки.
  • С интересом изучает предметы: крутит, вертит, пробует на зубок, пытается разобрать.
  • Может повторить несложные слоги: «му», «ам», «ав».

Развитие ребенка: восьмой месяц жизни

На восьмом месяце жизни грудничок становится активней с каждым днем. Он самостоятельно садится, перемещается из одного места в другое. Ему интересно рассматривать картинки и фотографии, малыш даже узнает на них родителей.

  • За этот месяц ребенок вырастит на 2 см, и поправится на 600 гр.
  • Совершенствуются двигательные навыки, приобретенные за предыдущие месяцы.
  • По просьбе старших может что-то принести или показать.
  • Ребенок может пытаться играть в развивающие игры, например, в пирамидку.
  • Реагирует на музыку, и может по-своему танцевать.

Развитие ребенка: девятый месяц жизни

На девятом месяце жизни ребенок может уже сделать несколько шажков, держась за что-либо, за бортики кроватки, или вдоль дивана. Они упорно осваивают данный навык, падают, но потом опять поднимаются. У малыша расширяется запас слов, повторяя слоги за взрослыми.

  • На девятом месяце ребенок прибавит в росте 2 см, в весе 600 гр.
  • Пытается вскарабкаться на стул, диван.
  • Открывает доступные ему ящики, дверцы шкафов, тумбочек.
  • Малыш привязан к маме, потеряв ее из виду, начинает плакать и капризничать.
  • Может самостоятельно пытаться одеваться и кушать ложкой.
  • На данном этапе жизни оттачивается мелкая моторика, поэтому важно ее развивать игрушками: шнуровками, пластилином. Но обязательно под присмотром старших.
  • Понимает поручения как «стой», «ложись», «иди».
  • Ребенок разговаривает на своем языке, но близкие могут уже понять, что хочет донести до них чадо.

Развитие ребенка: десятый месяц жизни

На десятом месяце жизни малыш копирует поведение и звуки за взрослыми. Играя, можно предложить ребенку сложить игрушки, попросить маленького помощника положить упавший столовый прибор на стол. В это время уже можно знакомить ребенка с книжками, но лучше с теми, которые трудно порвать.

  • Прибавка в росте и весе уменьшается по сравнению с первыми месяцами жизни, и составит еще плюс 1 см к росту и примерно 350гр к весу.
  • Малыш может сам сесть и находится в сидячем положении долгое время.
  • Вставать и пытаться делать первые шаги.
  • Может брать предметы двумя руками, но больше предпочитает обходится одной.
  • Берет предметы по принципу пинцета (большим и указательным пальцем), но интерес вызывают все же большие детали.
  • Способен показать где ушки, носик и т. д. на себе или на игрушке.

Развитие ребенка: одиннадцатый месяц жизни 

К одиннадцатому месяцу ребенок уже многому научился. Уверенно садится, встает, ползает, но еще не отточено мастерство ходьбы. Малыш с интересом общается со старшими и с другими детьми. Понимает название некоторых предметов и может на них указать.

  • К 11 месяцам грудничок вырастит на 1 см и поправится еще на 350 гр.
  • Малыш понимает когда ему что-то запрещают со словом «нельзя».
  • Может вскарабкаться на диван, кресло, и спустится обратно.
  • Пытается пить из кружки и есть с ложки.
  • По просьбе взрослых может поднять, положить, взять предмет.
  • Грудничку нравится когда его хвалят и стремится к ней.
  • Прощается, махая ручкой.
Читайте также:  Моу центр развития ребенка 14

УРА! Ребенку 1 годик!

Развитие ребенка: двенадцатый месяц жизни 

Приближаясь к двенадцати месяцам — своему первому дню рождения, ребенок уже не тот беспомощный младенец, а личность со своим нравом, предпочтениями и характером. В это время пора переходить на один дневной сон. У ребенка проявляется интерес к игре «Дочки-Матери», он качает игрушки, кормит их, купает. Также и сам любит игры в воде во время купания.

  • За месяц грудничок вырастит на 1 см, и прибавит в весе 350 гр.
  • Самостоятельно встает и может чуть пройти.
  • Может сказать несколько слов: «мама», «папа», «баба», «ав».
  • Появляются любимые блюда, которые ребенок с удовольствием может кушать ложкой. И отказывается от еды, которая не нравится.
  • Понимает предназначение некоторых предметов.
  • Капризничает при отсутствии родителей или любимой игрушки.

Какие отличия в развитии мальчиков и девочек

Врачами-педиатрами давно замечено, что в развитии новорожденных малышей разного пола есть свои отличия. И хотя каждый ребенок индивидуален, некоторые закономерности существуют.

Чаще отличия в развитие мальчиков и девочек бывают такими:

  • мальчики чаще рождаются крупнее девочек по росту и весу. Так, у доношенных новорожденных мужского пола средний рост при рождении – 53-56 см, в то время как у девочек всего 49-52 см;
  • говоря о детских нормах общего физического и психического роста, отмечено, что развитие мальчиков немного отстает от сверстниц уже на момент рождения. Но эта разница не всегда незаметна, и составляет не более 2-3 недель;
  • девочки миниатюрнее при рождении, но позже физическое развитие девочек ускоряется. Костный скелет у них в среднем формируется раньше, чем у мальчиков.

Таблица с нормами роста и веса детей от 1- 12 месяцев

Источник

Шкала Апгар — оценка состояния новорожденного, хорошая оценка по шкале Апгар

(1181 оценки)

Содержание:

  • Что такое шкала Апгар?
  • Как подсчитывают баллы?
  • Что считают нормой?
  • Оценка дыхания
  • Оценка частоты сердечных сокращений
  • Оценка цвета кожных покровов

При выписке из родильного дома на руки родителям выдают обменную карту новорожденного, где, наряду с весом и ростом, указывается оценка по шкале Апгар. Это всего две цифры, например 7/8 или 8/9, которые ничего не говорят родителям, но много значат как для самого малыша, так и для педиатра. По каким же критериям ставят эту первую «оценку»?

Что такое шкала Апгар?

Это система быстрой оценки состояния новорожденного для выяснения необходимости экстренной медицинской помощи. Шкала была предложена американским врачом-анестезиологом Вирджинией Апгар в 1952 г.

Для более удобного запоминания показателей Вирджиния Апгар разработала систему, где каждая буква фамилии APGAR определяла:

  • A (appearance) — цвет кожи;
  • Р (puls) — пульс;
  • G (grimace) — гримасы;
  • A (activity) — активность движения, тонус мышц;
  • R (respiration) — дыхательные движения, рефлекторная возбудимость.

Шкала Апгар предполагает суммарный анализ пяти критериев: окраска кожного покрова, частота сердцебиений, рефлекторная возбудимость (гримаса, кашель), мышечный тонус (двигательные движения), характер дыхания, — каждый из которых оценивается целыми числами в баллах от 0 до 2 включительно. Таким образом, общий результат оценки может находиться в диапазоне от 0 до 10.

Как подсчитывают баллы?

Баллы по шкале Апгар дают количественную оценку и обобщают реакцию новорожденного младенца на внематочную среду и реанимацию (восстановление резко нарушенных или утраченных жизненно важных функций организма — мероприятия, направленные на восстановление сердечных сокращений и дыхания). Каждому из пяти признаков присваивается значение 0, или 1, или 2. Затем пять значений суммируются, и результат является оценкой по шкале Апгар.

Баллы по шкале Апгар должны определяться на 1-й и 5-й минуте после рождения. Если сумма на 5-й минуте меньше 7, дополнительные измерения должны проводиться каждые 5 минут в течение последующих 20 минут.

Что считают нормой?

У большинства новорожденных состояние через 1 минуту после рождения по шкале Апгар оценивается в 7-8 баллов, а через 5 минут оценка здорового малыша достигает 8-10 баллов. Только у 15% новорожденных общее состояние в первую минуту жизни оценивается в 10 баллов. Состояние детей, которые набирают от 7 до 10 баллов, считается хорошим или превосходным, им требуется лишь обычный уход. Оценка по шкале Апгар при рождении в 0-3 балла (пульс менее 100 уд./мин., замедляющийся, отсутствие дыхания или его изменения, кожа бледная, мышечная атония) соответствует тяжелой асфиксии (отсутствию кислорода). Оценка через 1 минуту после рождения в 4-6 баллов (неустановившееся дыхание, частота сердцебиений 100 уд./мин. и более, сниженный мышечный тонус, слабый ответ на раздражение) соответствует средней степени асфиксии. Такому ребенку могут потребоваться лишь некоторые реанимационные процедуры. Оценка через 5 минут после рождения 6 баллов и ниже является показанием для интенсивной терапии или продолжения реанимационных мероприятий.

Надеяться на благоприятный прогноз при низкой оценке по шкале Апгар позволяет положительная динамика состояния малыша, то есть если к 5-й минуте малыш уверенно прибавляет себе 1-2 балла. У малышей, имеющих низкую оценку, повышена вероятность того, что в дальнейшем им понадобится наблюдение, а возможно — и лечение у невролога. Однако недавние показатели свидетельствуют, что большинство таких детей вырастают нормальными и вполне здоровыми.

Низкая оценка по шкале Апгар обычно связана с тем, что ребенок испытывает дефицит кислорода, то есть находится в состоянии гипоксии, причем это может быть как состояние хронической гипоксии, сформировавшееся еще во время беременности, так и состояние острой гипоксии — кислородное голодание, возникшее во время родов. Причинами хронической гипоксии, как правило, является различная патология беременности и, возможно, пороки развития, а причинами острой гипоксии — различные осложнения родов. У недоношенных малышей оценка по шкале Апгар, как правило, ниже, чем у доношенных.

Читайте также:  Таблицы индивидуальные маршруты развития ребенка в доу по фгос

Врач-педиатр оценивает состояние ребенка после рождения. Обычно профессионалу для этого нужно 40-60 секунд, для этого в его арсенале есть масса элементарных, но информативных приемов. Существует четкий алгоритм, которого придерживается доктор, обнаружив те или иные результаты. Дыхание, сердцебиение и цвет кожных покровов являются ведущими показателями.

Критерии для оценки по шкале Апгар0 баллов1 балл2 балла
Окраска кожного покроваБледность или цианоз (синюшная окраска)Розовая окраска тела и синюшная окраска конечностей (акроцианоз)Розовая окраска всего тела и конечностей
Частота сердцебиений за 1 минутуОтсутствует<100>100
Рефлекторная возбудимость (реакция малыша на введение носового катетера)Не реагируетРеакция слабо выражена (гримаса, движение)Реакция в виде движения, кашля, чиханья, громкого крика
Мышечный тонусОтсутствует, конечности свисаютСнижен, некоторое сгибание конечностейВыражены активные движения
ДыханиеОтсутствуетНерегулярное, крик слабыйНормальное, крик громкий

Оценка дыхания

Возможные варианты оценки и дальнейшие действия:

  • отсутствие дыхания — начинают искусственную вентиляцию легких (ИВЛ). Для этого в условиях родильного блока используют так называемый «мешок Амбу»: к носику и ротику ребенка прикладывается маска, через которую с помощью резинового мешка нагнетают воздух в легкие. При необходимости ребенка переносят в отделение реанимации, там подключают к аппарату искусственного дыхания;
  • самостоятельное, но неадекватное дыхание (судорожное или нерегулярное, поверхностное) — начинают искусственную вентиляцию легких;
  • самостоятельное регулярное — оценивают частоту сердечных сокращений.

Оценка частоты сердечных сокращений

  1. Определяют частоту сердечных сокращений за 6 секунд, используя один из трех методов;
    • выслушивание;
    • пальпация верхушечного толчка (доктор прощупывает грудную клетку младенца на предмет определения сердцебиений);
    • пальпация (прощупывание) пульса на сонных, бедренных или пупочных артериях (по пульсации пуповины).
  2. Умножив значение частоты сердечных сокращений (ЧСС) за 6 секунд на 10, получают частоту сердечных сокращений в минуту.
  3. Возможные варианты оценки и дальнейшие действия;
    • ЧСС менее 100 ударов в 1 минуту — проводится масочная искусственная вентиляция легких 100%-ным кислородом до восстановления нормальной ЧСС.
    • ЧСС более 100 ударов в 1 минуту — оценить цвет кожных покровов.

Оценка цвета кожных покровов

Возможные варианты оценки и дальнейшие действия:

  1. полностью розовые или розовые с цианозом (синим оттенком) кистей и стоп — наблюдают за состоянием малыша. Если все нормально — ребенка прикладывают к груди;
  2. синюшная кожа и видимые слизистые — проводят ингаляцию 100%-ным кислородом через лицевую маску до исчезновения синюшности,

Иногда низкие баллы, полученные малышом по шкале Апгар, вызывают неоправданное беспокойство за будущее ребенка. Пожалуйста, не забывайте, что шкала Апгар — это не оценка развития и состояния ребенка в целом и, тем более, не оценка его интеллектуального потенциалам Основное ее предназначение — только определение состояния малыша сразу после родов и выяснение необходимости экстренной медицинской помощи.

Информация на сайте имеет справочный характер и не является рекомендацией для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения. По медицинским вопросам обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Статья предоставлена журналом «Беременность. Мама и малыш»

Полностью согласна! Маме надо отдохнуть и ребенком заняться,а не переживать — почему такие оценки низкие? Если совсем плохо — пусть врачи работу свою выполняют. А для родителей от того что ребенок не получил 10 баллов при рождении, ситуация не ихменится — они уже мама и папа вот этого чудесного малыша, а не того, соседского. У моего сына по 6/8 по Апгар. Любить его за такие низкие «баллы» я меньше не стала. И растет сынок умным и развитым. Ничем от сверстников, при рождении получивших высший балл не отличается…

2009-11-25, lan-valentina

А может быть мамочкам лучше и не знать «эти цифры». Они нужны для врача. Ведь, действительно, это оценка состояния малыша сразу после родов. Мамочка и так в «шоке» от мук, а тут еще и эти баллы. Главное для нас — что впереди. Говорю так потому, что у нас в 42 недели на 1 минуте было 1-4, на 5-ой — 7-8. После роддома — прекрасный ребенок!!! На удивление всем неврологам, читающим нашу выписку! Дай Бог нам и Вам всем здоровья!!!

2009-02-09, МаРинА

У меня тоже 8, но одна… Вот и думаю после прочтения статьи — почему? Куда вторая делась? Или его не смотрели через 5 минут. Сама плохо помню сколько раз подходил неонатолог…

2008-01-28, МариНар

У меня стояло 8/8 баллов. Шкала Апгар оценивает состояние ребенка сразу после рождения и через 5 минут. Там несколько показателей: дыхание, крик, цвет кожи и т.д.

2008-01-28, юльк@

Очень познавательная статья. Все время слышу это слово и цифры и только теперь поняла, что это значит. А ведь у меня уже двое детей.

2008-02-12, Тюльпан

А мне устно озвучили одну цифру «8 баллов», а в карте записали «8/8»

2008-01-28, АНtИЛОП_А

У меня в карте только одна цифра стояла… Интересно почему?

2008-01-28, МариНар

Всего 9 отзывов Прочитать все отзывы.

Источник