Оценка развития ребенка по векслеру
Тест интеллекта Д. Векслера для детей (3-я редакция) — тест для измерения уровня интеллектуального развития детей от 5 до 15 лет 11 месяцев, основанный на иерархической модели интеллекта Дэвида Векслера. В России адаптирована третья редакция теста.
Тест интеллекта Д. Векслера для детей относится к числу индивидуальных тестов и применяется в исследовательских и практических целях для измерения общих когнитивных способностей детей от 5 до 15 лет 11 месяцев. Тестирование занимает в среднем 60-90 минут и проводится психологом индивидуально. Общая шкала интеллекта Д. Векслера варьирует от 40 до 160 баллов (среднее — 100 баллов, стандартное отклонение 15 баллов).
Тест интеллекта Д. Векслера для детей состоит из 12 субтестов, разделенных на две группы, объединяющие соответственно вербальные и невербальные субтесты. В методическом руководстве субтесты представлены последовательно от 1-го до 12-го, сначала все вербальные, потом — невербальные. Однако практика применения теста Векслера показывает, что лучше чередовать вербальные тесты с невербальными. Несмотря на то, что тест охватывает большую возрастную группу (от 5 до 15 лет 11 месяцев), есть указания на то, что действительно информативными и надежными результаты становятся начиная с 7-8-ми летнего возраста.
В нашей стране методические руководства к тесту и сам тест выпустили несколько психодиагностических предприятий, но наиболее популярным в практике является перевод и адаптация А. Ю. Панасюка (1973 — первой редакции теста), под редакцией Ю. И. Филимоненко и В. И. Тимофеева (1998).
Тест основан на иерархической модели интеллекта Д. Векслера, которая включает в себя три уровня: 1) уровень общего интеллекта; 2) уровень групповых факторов, а именно: интеллекта действий (невербального интеллекта) и вербального интеллекта; 3) уровень специфических факторов, соответствующих отдельным субтестам.
Т.е. проведя практически тест мы получаем на выходе общий показатель интеллекта, показатели вербального и невербального интеллекта, а также показатели развития ряда специальных характеристик: общая осведомленность (широта познавательных интересов), умение строить умозаключения на основе жизненного опыта и с опорой на здравый смысл, умение оперировать числовым материалом, понятийное мышление (способности к классификации, упорядочиванию материала), дефинитивное мышление, оперативная слухоречевая память, зрительная наблюдательность, понимание и предвосхищение событий, аналитико-синтетические способности, эвристические компоненты мышления (способности к синтезу целого из его частей), скорость формирования новых навыков, умение решать перцептивные задачи.
История создания теста
Первая форма шкал Векслера, известная как шкала интеллекта Векслера—Бельвю была разработана в 1939 году и. По форме и по содержанию эта шкала служит базисной моделью для всех последующих шкал интеллекта. Она имела ряд методических недостатков, касавшихся, в основном, величины и репрезентативности нормативной выборки, а также надежности некоторых субтестов. Эти недостатки были устранены в следующих вариантах. Парадокс создания этой шкалы состоит в том, что Дэвид Векслер критиковал предыдущие тесты интеллекта, отмечая, что они разрабатывались для детей и адаптировались для взрослых просто добавлением более трудных заданий того же типа. И что содержание этих тестов не представляло никакого интереса для взрослых.
Однако в 1949 году, разрабатывая шкалу интеллекта для детей, Векслер лишь добавил в шкалу для взрослых более легкие задания. Таким образом, в первой редакции WISC детям, например, предлагалось считать сигары. Третья редакция теста Векслера для детей (WISC-III) была разработана в 1991 году и рассчитана для тестирования детей от 5 до 15 лет. Четвертая редакция теста была произведена в 2003 году: была пересмотрена структура самого теста, выделены дополнительные показатели (рабочая память, скорость обработки информации).
Векслеровская шкала интеллекта для дошкольников и младших школьников впервые появилась в 1967 г. и предназначалась для детей в возрасте 4-6,5 лет. В 1989 году эта шкала была пересмотрена и ее диапазон расширился от 3 до 7 лет. В России тест адаптирован в первой редакции (Ильина, 2006).
Все методики Векслера имеют много общего. Они включают вербальную и невербальную шкалы, каждая из которых состоит из идентичных субтестов. В тестах для взрослых и дошкольников содержатся по 11 субтестов, 6 из них относятся к вербальной шкале, 5 — к невербальной. В тесте для детей (WISC) добавлен еще один субтест невербальной серии — «Лабиринты».
В каждом тесте первичные показатели (баллы) каждого субтеста переводятся в стандартные со средним 10 баллов и стандартным отклонением 3 балла. Раздельно вычисляются коэффициенты вербального, невербального и общего интеллекта.
По всем Векслеровским шкалам имеется полная информация о валидности и надежности, касающейся как отдельных субтестов и раздельно вербальной и невербальной частей, так и полной шкалы.
Со времени выхода в свет первых шкал Векслера было предложено множество их сокращенных вариантов. Цель этих сокращенных шкал — уменьшить время тестирования. В некоторых исследованиях для оценки интеллекта используются всего два субтеста «Словарный» и «Кубики Кооса», как наиболее показательные в вербальной и невербальной части.
Однако, несмотря на высокую валидность кратких форм, психодиагносты не рекомендуют их использовать за исключением тех случаев, когда необходим быстрый и приблизительный отбор испытуемых. Это связано с тем, что при использовании сокращенных шкал утрачивается много существенной информации, обедняются результаты качественного наблюдения за выполнением.
Адаптация
Векслеровские шкалы измерения интеллекта довольно широко используются в отечественных исследованиях. Методика для взрослых была переведена и адаптирована в Ленинградском психоневрологическом институте имени В. М. Бехтерева (1969) и неоднократно использовалась для исследовательских целей. Последняя по времени адаптация теста интеллекта Векслера для взрослых (WAIS) произведена психологами Санкт-Петербургского государственного университета (1991 г.).
Шкала для детей была адаптирована и стандартизирована на отечественной выборке Панасюком в 1973 году. Изменения коснулись, в первую очередь, вербальной части — субтестов «Понятливость», «Осведомленность», «Словарный» и, в меньшей мере, субтеста «Сходство». Тест был проверен на валидность сопоставлением результатов группы типично развивающихся детей и группы детей с умственной отсталостью.
В 1992 году Ю.Филимоненко и В.Тимофеев выпустили «Руководство к методике исследования интеллекта у детей Д. Векслера». Авторы исправили некоторые погрешности описания Панасюка и модифицировали некоторые субтесты.
Примечания к тесту
Для многих субтестов (за исключением субтестов «Понятливость», «Повторение цифр», «Недостающие детали» и «Складывание фигур») вся возрастная группа, на которую рассчитан тест, делится на две подгруппы: до 8 лет и начиная с 8 лет не подозреваемых в задержке интеллектуального развития. Если первой подгруппе задания в субтестах предъявляют начиная с первого, то для второй начало отсрочено (самые простые задания в субтестах не используются, по крайней мере, с самого начала). В субтесте «Шифровка» этим двум подгруппам дают разные варианты заданий.
В ряде случаев при проведении теста допускается оказание строго дозированных видов помощи. Возможны и подсказки для первых заданий субтестов. Так, в субтесте «Сходство» в случаях неправильных ответов предоставляются подсказки: для первого задания (лимон кислый, а сахар …сладкий); и для пятого задания (для детей старше 8 лет) психолог поясняет «кошка и мышка — это животные». Для последующих заданий этого субтеста подсказки не предусмотрены. Следует отметить, что в руководстве точно определено, для каких заданий можно давать подсказки и в какой форме они должны быть представлены. Это существенный момент стандартизации процедуры.
Одна из особенностей инструкций в этом тесте — это подробные указания относительно того, когда и какие вопросы следует задавать испытуемому, если его ответ неясен или недостаточен. Приводятся дословные формулировки этих вопросов. Дополнительный вопрос задается только в том случае, если ответ ребенка невозможно оценить в 0 или 1 балл; если же ответ находится между 1 и 2, дополнительный вопрос не задается и ответ оценивается в 1 балл. При этом форма вопроса должна быть самой общей: «Скажи мне что-нибудь еще» или «Расскажи мне что-нибудь еще об этом».
Кроме того, в руководстве теста даются очень четкие указания по оцениванию ответов. В инструкции к каждому субтесту сначала предоставляются общие критерии оценок, а затем для каждого задания разъясняются специфические правила, на которые следует опираться при оценивании; приводятся примеры ответов. Так, в субтесте «Понятливость» для четвертого задания («Чтобы ты маленький мальчишка, меньше тебя ростом, стал бы с тобой драться?») общие принципы оценки разъясняются следующим образом: 2 балла даются в случаях, если ребенок проявляет собственную активность, т. е. сам принимает решение или сам пытается исправить предлагаемую в вопросе ситуацию («Успокою или займу чем-нибудь или остановлю его. Объясню ему, что так нельзя. Переведу в шутку»). В 1 балл оцениваются такие ответы: «попрошу кого-нибудь остановить его», «скажу маме», «поставлю в угол». В 0 баллов оцениваются ответы следующего типа: «повалю и буду держать его», «оттолкну», «дам сдачи».
Недостатки теста
Одним из недостатков всего теста, а особенно вербальных субтестов является не постепенное, а поэтапное усложнение вопросов, что может привести к фрустрации ребенка, в первую очередь это касается дошкольников. Например, в субтесте «Осведомленность» тестирование можно прекратить после пяти неудач подряд, однако, последним вопросом, на который правильно может ответить среднестатический дошкольник является вопрос о временах года, в то время как по инструкции ему могут задаваться вопросы вплоть до: «Почему нефть или масло плавают на воде, а не тонут?». Это же замечание касается субтестов «Понятливость», «Арифметический», «Сходство» и других.
Последняя адаптация теста была в 1991 году и естественно, что есть «неработающие» вопросы, на которые не могут ответить современные дети. Серьезные проблемы у детей вызывает 26-й и 23-ий вопросы субтеста «Осведомленность»: «Кто открыл Южный полюс?» и «Из чего получают скипидар?»
В Субтесте «Понятливость» практически никто не может ответить на 13-й вопрос: «Почему мы выбираем депутатов парламента?» В этом же субтесте есть неудачные вопросы, требующие предсказать свое поведение в маловероятных ситуациях, такие, как: «Что бы ты сделал, если бы увидел поезд, приближающийся к поврежденным рельсам?» и «Почему при кораблекрушении надо в первую очередь спасать женщин и детей?»
В Субтесте «Словарный» было отмечено ложное понимание слов «катакомбы» (дети уверены, что это что-то вроде бомбоубежищ), «ирония» (смысл слова искажен прекрасным фильмом Э.Рязанова «Ирония судьбы или с легким паром»; дети так отвечают на вопрос: Что такое «ирония»? — это «судьба», или даже идут дальше, добавляя «с легким паром».).
В Субтесте «Недостающие детали» не совсем удачны рисунки «зонтика» и «человека в шляпе».
Тест интеллекта Д. Векслера для детей (4-я и 5-я редакции)
В 2003 году была разработана 4-я редакция теста интеллекта для детей Д. Векслера. И хотя примерно 70% заданий остались прежними, в новой редакции тест претерпел большие изменения. Во-первых, больше не производится подсчет показателей вербального и невербального интеллекта. Вместо них введены индексы: индекс вербального понимания и индекс перцептивного мышления. Кроме того добавлены индексы рабочей памяти и скорости обработки информации. Во-вторых, в 4-й редакции теста 15 субтестов и только 10 из них присутствовали в предыдущей редакции. Появились 3 новых субтеста (Picture Concepts, Letter-Number Sequencing, Matrix Reasoning) и 2 новых дополнительных субтеста (Cancelation and Word Reasoning). Два субтеста из 3-й редакции не вошли в новую редакцию теста («Последовательные картинки» и «Складывание фигур»).
В 2014 году была опубликована 5 редакция теста, в которой были введены дополнительные субтесты, позволяющие высчитать дополнительные показатели: количественный показатель рассуждений, показатель слухоречевой рабочей памяти, невербальный показатель, показатель познавательной активности и показатель общих способностей. Изменилась также возрастная группа, на которую рассчитан тест (с 6 до 16 лет).
Применение теста интеллекта Д. Векслера для оценки интеллектуального развития детей с расстройствами аутистического спектра
Многие специалисты считают, что тест интеллекта Д. Векслера не подходит для измерения уровня интеллекта детей с РАС, поскольку не учитывает особенностей этой группы, в частности асинхронию развития многих способностей, а также то, что значительная часть детей невербальны и не может ответить на вопросы в субтестах вербальной серии. Тем не менее, оценка интеллектуального развития важна для детей с РАС, поскольку знания интеллектуальных способностей ребенка могут стать основой для понимания наблюдаемого поведения и функционирования в других областях (Ozonoff, Goodlin-Jones, Solomon, 2005). Специалисты редко ограничиваются только исследованием интеллекта ребенка. Чаще всего тест интеллекта, наряду с тестами адаптивного поведения и академических достижений, помогают в диагностике РАС. Кроме того, поскольку дети с РАС обычно показывают бОльшую изменчивость когнитивных навыков, чем типично развивающиеся дети, возможность сопоставить профиль интеллектуального развития с оценками по тестам адаптивного поведения чрезвычайно ценна. Результаты тестирования дают полезную информацию относительно сильных и слабых сторон когнитивных навыков ребенка, включая информацию о том, действительно ли наблюдаемые различия статистически значимы.
Несмотря на сильные стороны теста интеллекта для детей Д. Векслера, этот тест подходит далеко не всем детям с РАС: для детей младшего возраста с интеллектуальными нарушениями эффект пола скорее всего не позволит увидеть сильные и слабые стороны развития когнитивных навыков ребенка. Этот тест не рекомендуется также использовать для детей, не пользующихся устной речью и для детей, которые не могут работать в ограниченном временном диапазоне.
Источник
Приятно общаться с умным человеком, который может поддержать любую тему, вовремя пошутить и стать серьезным. О таких людях говорят, что они имеют высокий уровень интеллекта. Что это за понятие и какие его уровни бывают?
Уровень интеллекта — что это?
Интеллект характеризуется как определенное качество психики человека, которое позволяет ему адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Он также заключается в способности обучаться чему-то новому, понимать и применять свои знания и опыт. Уровень интеллекта — это определенный коэффициент, выраженный в количественной оценке способности человека адаптироваться к новым условиям жизни.
Тест Векслера
Определением уровня интеллекта занимались многие ученые, но особенной популярностью пользуется в последнее время шкала Векслера. Разработанная в 1939 году, она позволяет определить аспекты интеллектуальных особенностей ребенка и взрослого в диапазоне от трех до семидесяти четырех лет. Базируются тесты Векслера на иерархической интеллектуальной модели, вершиной которой и является вербальный и практический (невербальный) интеллект.
История возникновения критериев определения умственного развития в тесте
В 1939 году появилась первый вариант шкалы — Bellevue, где «Бельвью» – это название клиники. Предложенные тесты Векслера были предназначены для диагностирования интеллектуальных способностей людей от семилетнего до 69-летнего возраста. Д. Векслер подвергал критике применяемые на тот момент тесты, основным из которых был тест Стэнфорд-Бине. Он считал их непригодными для исследования взрослой категории людей, так как они имеют скоростную направленность, что является затруднительным для пожилого возраста. Также в существующих тестах присутствовали примитивные операции, направленные скорее на детский возраст.
Его особенности
Характерной чертой данного метода тестирования является возможность охватить большой диапазон возрастов, и отдельный тест Векслера — детский вариант, дающий конкретную характеристику интеллектуальных задатков ребенка и выявляющий закономерности развития интеллекта. Кроме того, результаты, полученные при тестировании, учитываются психиатрами для правильной постановки диагноза.
Какие есть модификации этой методики?
Векслер сделал объединение субтестов по содержанию и уровням трудности. А умственный IQ перенаправил на возрастной.
W-B (Wechsler-Bellevue Adult Intelligence Scales) — это, скорее, была интеллектуальная шкала для взрослых. Она подвергалась редакции дважды. В итоге в 1949 году свет увидели тесты Векслера WAIS, то есть Wechsler Adult Intelligence Scale. Это уже была стандартизованная методика, которая распределена по половым и возрастным признакам. Из них 1700 исследуемых имели возраст от 16 до 64 лет, а 475 – от 60 лет и выше. При стандартизации учитывался не только возраст, но также профессиональный статус и образование. Итоговая шкала предназначена для диапазона десять-шестьдесят лет. Главные критерии субтестов — это:
- высокая корреляционная составляющая с другими тестами;
- различие по функциям, что исключает специфическое влияние определенных способностей или их отсутствия;
- возможность определенных выводов согласно результатам тестирования.
Сегодня используются три вида диагностики: тест WAIS (взрослые от 16 до 64 лет), WISC (дети и подростки 6,5-16,5 лет) и WPPSI (дети 4-6,5 лет). Для Российской Федерации адаптацию прошли только первые два: WAIS и WISC.
Блоки теста
В данную методику входит 2 блока:
- вербальный, состоящий из 6 подтестов;
- невербальный – 5 подтестов.
В первом блоке исследуют общую компетентность (осведомленность), сообразительность (понятливость), арифметику, подобие (сходство), повторение цифр, словарь. А к невербальной относят исследования в области недостающих деталей, последовательных картинок, используют кубики Коса, складывают фигуры, используют шифровку. Все задания даются в порядке повышения сложности от уровня к уровню. По времени тестирование занимает один час на подопечного и еще один – для обработки результатов. При проведении учитывают возрастную категорию, так как есть отдельный тест Векслера — детский вариант, и отдельный – для взрослых.
Что учитывается в результатах теста?
Для подведения итогов необходимо осуществить три уровня обработки и интерпретации результатов. Первый уровень – это анализ отметок общего, вербального и невербального интеллекта. Второй – исследование результатов с подсчетом соответствующего коэффициента, оценочного профиля выполненных задач. На третьем этапе происходит интерпретация индивидуального профиля с учетом поведения подопечного в ходе обследования и других диагностических данных. Аналогично взрослому обрабатывают тест Векслера для дошкольников, анализируя результаты поставленных задач.
Используя классический вариант для получения результата, специалист подсчитывает первые «мокрые» оценки каждого исследования. После этого он подводит итоги по оценкам из таблиц, которые соответствуют заданию, переводит в типовые и отображает в виде профиля. Вербальные оценки и невербальные необходимо сложить по отдельности, затем определить показатели, исходя из общих таблиц IQ.
Описание шкал методики Векслера
В методику включены вербальная и невербальная шкалы. В первую входят такие показатели:
1. Шкала общей осведомленности состоит из 29 вопросительных заданий, на которые необходимо дать ответ. В этом заключается диагностика уровня простых знаний, без специальной теоретической подготовки. Правильно – один балл, неправильные ответы не учитываются.
2. Шкала понимания содержит в себе 14 задач исследования смысловой нагрузки выражений и способности к рассуждению. Оценки по уровню правильности — от нуля до двух баллов.
3. Арифметическая состоит из 14 заданий из курса арифметической науки начального образования. Тест устный, здесь важна внимательность специалиста, который проводит обследование. Он смотрит на легкость оперирования данными и временной интервал.
4. Найти схожесть объектов — 13 задач на выявление общей категории объектов. В этом блоке важна понятийность. Оценки от нуля до двух.
5. Запомнить цифры – ряды 3-9 цифр (прослушать и устно повторить) и 2-8 цифр, которые воспроизводят в обратном порядке.
6. Запас слов состоит из 42 понятий. При этом изучается вербальный опыт, понятийность, осмысленность. Десять слов в этом блоке взяты из повседневного языка общения, двадцать — имеют средний уровень сложности, 12 из них — абстрактные и теоретические понятия. Оценки здесь выставляются от нуля до двух за один вариант.
Тест Векслера взрослый — вариант невербальной оценки интеллекта. Он включает 5 действий:
- Символьные данные (шифровка) – 100 цифр по 1,5 минуты.
- Довершение рисунков — 21 штука (20 минут).
- Гексаэдры Косса (40 кубиков) — собрать из кубиков чертеж.
- Последовательность – 8 серий карточек.
- Сбор объектов из фигур – 4 задания.
Результат проверки интеллекта по такой методике, как тест Векслера для детей, зависит от общей сформированной культуры ребенка и его успеваемости в школе. Успешность выполнения заданий связана с уровнем общего IQ, но также определена генетикой. Из этого следует, что скорость обретения вербальных навыков и знаний определит его успешность и уровень образованности.
Разъяснение результатов
Самым интересным моментом в любом тесте является время расшифровки результатов. Это относится ко всем методикам, ведь человеку интересно знать, зачем он потратил столько времени и что он из себя представляет в рамках выбранной тематики.
Тест Векслера на интеллект также предполагает определенную градацию результатов. Эта характеристика умственного развития здесь рассматривается в следующих диапазонах:
- Более чем высокий интеллект – оценка 130.
- Высокий – 120-129.
- Хороший – 110-119.
- Средний – 90-109.
- Плохой – 80-89.
- Граничная зона – 70-79.
- Низкий (умственный дефект) – до 69.
Особенности детского варианта теста
Шкала диагностики для детей школьного возраста (6,5-16,5 лет) включает в себя двенадцать подтестов, соответствующих WAIS, но с привнесенными более легкими и похожими по типу задачами и подтестом «лабиринт».
Тесты Векслера для дошкольников отличаются тем, что «понимание» заменено на «запоминание цифр», а «лабиринт» – на «кодирование». Во время эксперимента вербальная и невербальная части чередуются для того, чтобы ребенок мог с легкостью усваивать задания и выполнять их. Для подсчета IQ дополнительные исследования не принимают во внимание.
Подтест «лабиринт» состоит из заданий, которые постепенно возрастают по трудности выполнения. Для этого предусматривается определенное время (найти выход), после чего подсчитываются ошибки.
В 1967 году увидела свет версия WPPSI, состоящая из 11 подтестов, из которых один — вспомогательный. Восемь из них облегченные и прошли адаптацию к WISC, а остальные три — абсолютно новые. Диагностирование по этой методике можно провести в два этапа.
Вербальный блок включает в себя: компетентность, запас слов, арифметические способности, подобие, осознание и предложения.
В шкалу действий этой модификации теста входят: дом для животного, довершение рисунков, лабиринты, геометрические схемы, конструирование блоков – гексаэдры Косса.
«Предложения» в этом блоке заменили на «запоминание символов», которые взяты из WISC, им либо заменяют любой вербальный тест, либо применяют дополнительно.
Подтест «дом для животного» взят вместо «шифровки» из WISC и состоит он из карточек с изображениями собаки, цыпленка, рыбы и кошки. Ребенок расставляет домики в соответствии с ключом.
Условия его проведения
При процедуре исследования интеллектуальной сферы детей тестирование начинают только после мотивации подопечного. Тогда лишь детский тест Векслера покажет реальные результаты. При этом необходимо постараться настроить положительно ребенка, используя улыбку и создав позитивный настрой.
Ребенок не должен чувствовать себя, как на экзамене. Вход в тестирование должен быть в игровой форме. Вопросы формулируются четким произношением и точно. Все ответы, за исключением явно отрицательных, необходимо поощрять. Неудачные ответы амортизируют, а при молчании ребенка специалист должен стимулировать его к ответу. К следующему заданию не переходят, пока не получат ответ на предыдущее. При противоречиях необходимо дать выбрать правильный вариант наводящим вопросом «как?». Дополнительные вопросы в этом случае неуместны, так как они ставят детей в затруднительную ситуацию.
Возможен и такой вариант, когда ребенок выполнит поставленную задачу неправильно. Тогда тестирующий психолог должен сделать вид, как будто не заметил этого, и предложить ребенку заняться обдумыванием ответа на следующий вопрос. После удачи в следующем ответе испытуемому предлагается опять вернуться к предыдущему вопросу.
Подход к молодым людям в возрасте от 16 лет, когда они проходят тест Векслера взрослый, абсолютно идентичен детскому, с небольшими поправками на возраст.
Интерпретация невербальных показателей детского варианта теста
IQ (тест Векслера) анализируется с помощью коэффициентов. Важно специально уделить внимание совершенствованию невербальных компонентов у ребенка. Многие ученые считают, что невербальная диагностика намного шире в возможностях.
Необходимо учитывать, что результат тестирования в детском возрасте может значительно поменяться, если меняются условия жизни, воспитания и обучения ребенка. Шаблонная методика не способна полностью показать интеллект индивидуума, поскольку не принимает во внимание динамические аспекты развития умственных способностей. Справедливо сказать, что высокий IQ — это еще не гениальность. Часто бывает, что люди высокого интеллекта незаметны для социума, со средним — добиваются больших профессиональных успехов. Дело в том, что успешность зависит от специфического интеллекта, оригинальности мышления, силы устремления к цели и прочего. Нельзя категорически говорить по итогам теста об интеллектуальном потенциале, пределе развития ребенка. Это недопустимо с точки зрения морали.
Корректность в описании итогов теста
Именно по этой причине от психолога требуется некоторая мягкость в описании результатов, показывающих невысокий интеллектуальный уровень. Интерпретация теста Векслера предполагает наличие разного итога прохождения методики. Когда приходит время оглашать результаты, специалист должен это сделать без намека на низкий уровень интеллекта, подавая надежду человеку, советуя ему, не останавливаясь на достигнутом, развиваться дальше.
Источник