Оценка пропорциональности развития ребенка формулы
При оценке физического развития ребёнка необходимо знать правильное соотношение между массой тела и ростом. Под массоростовым показателем (МРП) понимается отношение массы к росту, т.е. какая масса приходится на 1 см. длины тела. В норме у новорождённых (МРП) составляет 60 — 75 г.
Кроме роста и массы тела для оценки физического развития имеют значение правильные пропорции тела. Известно, что окружность груди у доношенных меньше окружности головы при рождении. Окружность головы у доношенных детей колеблется в достаточно широких пределах — от 33,5 до 37,5 см., в среднем равна 35 см. При анализе этих цифровых показателей следует учитывать рост и массу тела ребенка, а также соотношение окружности головы с окружностью грудной клетки. При сравнении следует учитывать, что при рождении голова не должна превышать окружность грудной клетки больше, чем на 2 см. В дальнейшем необходимо ориентироваться на темп прироста окружности головы. В первые 3 — 5 месяцев ежемесячная прибавка равна 1,0 — 1,5 см, а затем 0,5 -0,7 см. К году окружность головы увеличивается на 10 — 12 см и достигает 46 — 48см. Статистические функции.
Статические функции оценивают с учетом темпов моторного развития ребенка. Это различные двигательные умения ребенка. Необходимо учитывать способность ребенка в определенном возрасте удерживать голову, совершать движения руками (ощупывание объекта, хватание, удержание игрушки в одной руке, выполнение различных действий), появление динамических функций (поворачивание со спины на живот и с живота на спину, подтягивание, ползание, садиться, вставать на ноги, ходить, бегать).
В 2 месяца ребенок хорошо удерживает голову;
в 3 месяца — хорошо поворачивается со спины на живот; в 5,5 — 6 месяцев — хорошо поворачивается с живота на спину;
в 6 месяцев — сидит, если его посадили;
в 7,5 месяцев, (когда ребенок научится хорошо ползать) — сядет сам,
в 9 месяцев — хорошо стоит;
в 10 месяцев — прохаживается, держась рукой;
к 12 месяцам — самостоятельно ходит.
Своевременное прорезывание молочных зубов.
Зубы закладываются около 40-го дня эмбриональной жизни. Ребенок рождается, как правило, без зубов. Прорезывание зубов — акт физиологический, первые зубы прорезываются в возрасте 6 месяцев. Сперва появляются 2 нижних средних резца, к 8 месяцам появляются 2 верхних средних резца, к 10 месяцам появляются 2 верхних боковых резца. К году прорезываются 2 боковых нижних резца. Таким образом, в 1 год жизни ребенок должен иметь 8 зубов. К 2 годам заканчивается прорезывание остальных 12 молочных зубов. Костная система и мышечно — связочный аппарат у детей, особенно раннего возраста, отличается физиологической слабостью и требует строгой дозированной физической нагрузки.
После того как ребенку исполнится год, темп его физического развития несколько замедляется.
У годовалого ребенка окружность головы достигает в среднем 46,6 см, к полутора годам она возрастает до 47,9 см, у 2-летних малышей — до 49 см, а у трехлеток — до 50 см. За 2-й год жизни окружность головы увеличивается на 2 см, за 3-й — на 1 см.
Чтобы оценить, правильно ли развивается ребенок, наряду с массой и длиной тела определяют и его пропорциональность. Например, считается, что окружность груди у хорошо сложенного ребенка больше окружности головы на столько сантиметров, сколько лет малышу. Чем моложе ребенок, тем больше у него голова и тем короче конечности.
К моменту рождения ребенка его нервная система по сравнению с другими органами и системами наименее развита и дифференцирована. В то же время именно к этой системе предъявляются большие требования, так как она обеспечивает приспособление организма к условиям новой внешней среды и регулирует жизненно важные функции новорожденного ребенка.
В процессе приспособления должен установиться обмен веществ, должна перестроиться работа органов дыхания, кровообращения, пищеварения. Все эти системы после рождения ребенка начинают функционировать по-новому. Слаженная деятельность организма человека, его связь с окружающей средой осуществляется центральной нервной системой, а именно головным мозгом. Головной мозг состоит из подкорковых отделов и коры. Объединенную деятельность этих двух отделов И. П. Павлов назвал высшей нервной деятельностью. Основу ее составляют процессы возбуждения и торможения. Возбуждение — это активный ответ нервной системы на раздражение. Торможение — активный процесс, приводящий к задержке деятельности нервных центров или рабочих органов. Торможение неразрывно связано с процессом возбуждения и является как бы регулятором активности всех органов и систем организма. Нервную систему характеризует такое свойство как подвижность. Оно выражается в способности быстро реагировать на изменение окружающей среды.
Взаимодействие организма с окружающей средой осуществляется с помощью безусловных (врожденных) и условных (приобретенных) рефлексов. По принципу условных рефлексов формируются поведенческие реакции. Условные рефлексы могут быть выработаны как на непосредственные раздражители действительности (запах, звук, вид и т. д.) — первая сигнальная система, так и на слова, заменяющие непосредственные раздражители, — вторая сигнальная система.
Высшая нервная деятельность ребенка раннего возраста имеет свои особенности, знание которых поможет избежать многих ошибок в воспитании малыша. Какие же это особенности?
Условные рефлексы возникают у детей сравнительно быстро, но закрепляются медленно. Многие условные рефлексы, а, следовательно, умения, привычки, усвоенные правила поведения даже к трем годам не являются достаточно устойчивыми. И если их не подкреплять, они легко разрушаются.
Известно, что условные рефлексы возникают только при многократном повторении одних и тех же условий. Поэтому родители должны помнить, что формирование привычек, правил поведения у ребенка возможно лишь при постоянном упражнении, напоминании о них и при единстве требований к ребенку со стороны всех взрослых, воспитывающих его.
Высшая нервная деятельность детей раннего возраста характеризуется неуравновешенностью двух основных нервных процессов. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Положительные условные рефлексы вырабатываются быстрее, чем тормозные. Малыша значительно легче научить что-то делать, чем научить воздерживаться от не желаемого действия. Тормозные условные рефлексы требуют большего числа повторений, чем положительные условные рефлексы.
Именно из-за этих особенностей маленькому ребенку очень трудно сохранять длительное время тормозное состояние (например, спокойно стоять около мамы и ждать, когда она обсудит все проблемы со встретившейся приятельницей). Малыш крутится, вертится, а от мамы идут распоряжения, которые он выполнить не может: «Да постой ты спокойно! Не крутись!» Однако в раннем возрасте ребенок должен научиться понимать значение слов «надо», «нельзя» и соответствующим образом вести себя.
Начинать формировать тормозные условные рефлексы, задерживающие деятельность ребенка на слово «нельзя», следует уже в конце первого года жизни. Слово «нельзя» должно обязательно сопровождаться прекращением деятельности малыша. Вот он тянется к ножу, который лежит на столе, а мама говорит «нельзя» и убирает нож, заменяя его безопасным предметом. В данном случае мама использует метод отвлечения. Но этим методом можно пользоваться только на первом году жизни.
На втором-третьем году необходимо разъяснять малышу, почему нельзя брать тот или иной предмет, почему надо прекратить действия. «Алешенька, нож брать нельзя. Он острый. Можешь порезаться, будет больно», «Ирочка, играй, пожалуйста, потише, не кричи так громко: бабушка отдыхает», — говорит мама.
У детей второго, а тем более третьего года жизни можно выработать значительное число тормозных условных рефлексов. Но делать это следует очень осторожно. Нельзя бесконечно запрещать ребенку, прерывать его деятельность: «Не бегай, не кричи, положи на место» и т. д. Такие запреты могут привести к срыву нервной системы: ребенок в этом случае бывает излишне возбудимым или, наоборот, пассивным, вялым. Это отрицательно может сказаться на развитии его личности: его активности, самостоятельности, любознательности.
Итак, формировать тормозные рефлексы следует начинать в раннем возрасте, но делать это надо осторожно и постепенно. А. С. Макаренко отмечал, что найти должную меру между активностью и запретами — значит решить главный вопрос воспитания, то есть воспитать ребенка активной личностью, умеющей сдерживать вредные желания.
К особенностям высшей нервной деятельности детей относится сравнительно слабая подвижность нервных процессов. Дети не могут быстро начать или затормозить какое-либо действие. Поэтому нельзя требовать от них быстрого переключения с одного вида деятельности на другой: «Немедленно убирай игрушки и одевайся!» Необходимо дать установку перед началом нового вида деятельности, чтобы ребенок мог подготовиться и постепенно, безболезненно перейти к ней. Например: «Ирочка, скоро будем обедать. Убирай игрушки. Уложи куколку спать. Вот молодец. А теперь собери кубики в коробку».
При правильном воспитании у детей раннего возраста преобладает бодрое активное поведение. Они подвижны, много улыбаются, что соответствует оптимальному состоянию возбудимости их нервной системы. Но надо иметь в виду, что в раннем возрасте состояние возбудимости нервной системы неустойчиво.
Оптимальное состояние может даже от незначительных причин переходить в фазу повышенной или пониженной возбудимости. Поведение ребенка в этом случае резко нарушается. Малыш может или громко кричать, отказываться выполнять привычные для него действия, капризничать, или, наоборот, становится вялым, безразличным ко всему окружающему.
Повышение или понижение возбудимости наблюдается у детей сравнительно часто. Однако это нельзя признать естественным для данного возрастного периода. Изменение возбудимости чаще всего является результатом ошибок воспитания (нарушение режима, непосильные требования к ребенку, частые запреты и т. д.). Родители должны знать, что уравновешенное поведение детей может меняться и вследствие болезни, неполного удовлетворения их органических потребностей, воздействия неприятных физических раздражителей.
Понаблюдайте за малышом, постарайтесь своевременно понять причины изменения поведения ребенка и устранить их. Помните, что повышенное или пониженное возбуждение нервной системы, и, следовательно, неуравновешенное поведение вашего малыша отрицательно сказываются не только на его здоровье, но и на развитии.
Типы высшей нервной деятельности (общие и специфические)
Тип высшей нервной деятельности — это совокупность врождённых и приобретённых свойств нервной системы, определяющих характер взаимодействия организма с окружающей средой и находящих своё отражение во всех функциях организма.
В основе типа высшей нервной деятельности лежат индивидуальные особенности протекания в центральной нервной системе двух нервных процессов: возбуждения и торможения. Согласно взглядам И.П.Павлова основными являются три свойства нервных процессов:
1. Сила процессов возбуждения и торможения (связана с работоспособностью нервных клеток),
Сила процессов возбуждения характеризуется: высокой работоспособностью; инициативностью; решительностью; смелостью; мужеством; упорством в преодолении жизненных трудностей; способностью решать без срывов нервной деятельности сложные ситуации.
Сила процессов торможения характеризуется: самообладанием; терпеливостью; высокой способностью к сосредоточиванию, к дифференцированию допустимого, возможного от недопустимого и невозможного.
Слабость нервных процессов характеризуется: низкой работоспособностью; повышенной утомляемостью; слабой выносливостью; нерешительностью в сложных ситуациях, и быстрым наступлением при этом неврогенных срывов; стремлением избегать трудности, препятствия, активной работы и напряжения; малой инициативностью; отсутствием настойчивости.
Уравновешенность нервных процессов (связана с соотношением процессов возбуждения и торможения по их силе).
Уравновешенность нервных процессов характеризуется: ровным поведением и отношением к людям; сдержанностью; способностью к самообладанию, сосредоточенности, ожиданию; способностью легко и быстро засыпать; ровной речью, с правильной и выразительной интонацией.
Неуравновешенность с преобладанием возбуждения характеризуется: повышенной впечатлительностью; нервозностью поведения, причём по сильному типу это выражается в склонности к крику, по слабому типу — в уходе в себя, в слезливости; беспокойным сном с частыми сновидениями кошмарного содержания; быстрой речью (скороговоркой).
Подвижность процессов возбуждения и торможения(связана со способностью нервных процессов сменять друг друга).
Подвижность нервных процессов характеризуется: достаточно лёгким и быстрым переходом к новому делу; быстрой переделкой привычек и навыков; лёгкостью засыпания и пробуждения.
Инертность нервных процессов характеризуется: трудностью перехода к новому делу и переделки привычек и навыков; трудностью пробуждения; спокойным сном со сновидениями без кошмаров; замедленной речью.
Источник
Оценка пропорциональности развития ребенка
.
Преподаватель МОМК 2 Коломенский филиал:
Зверева Галина Николаевна
Как же связана педиатрия и математика
Педиатрия тесно связана с математикой, ведь с математики начинается все.
Ребенок только появился, а первые цифры в его жизни уже звучат: дата рождения, рост, вес.
Родители тоже не забывают о математике. Готовя ребенку пищу, взвешивая его, они постоянно используют математические расчеты. Ведь нужно решить элементарные задачи: сколько еды нужно приготовить, сколько ребенок должен весить при определенном росте, какое должно быть давление, какой рацион питания применять
Физическое развитие детей
Это процесс смены морфологических и функциональных особенностей ор-ма, а также их состояния в разные возрастные периоды, что определяет запас физических сил, выносливость и трудоспособность.
Пропорциональность развития
При оценке физического развития ребёнка необходимо знать правильное соотношение между массой тела и ростом. Под массоростовым показателем (МРП) понимается отношение массы к росту, т.е. какая масса приходится на 1 см. длины тела. В норме у новорождённых (МРП) составляет 60-75 г.
Кроме роста и массы тела для оценки физического развития имеют значение правильные пропорции тела.
Антропометрические индексы
1. Индекс Тура:
— новорожденный – окружность головы (Ог) больше окружности груди (Огр.) на 2 см
— в возрасте 2 – 4 месяца – окружность головы равна окружности груди (Ог = Огр.)
— в возрасте 1 года – Ог меньше Огр. на 2 см
— после 1 года – Огр. – Ог = п или 2п (п – число лет)
2. Индекс Эрисмана = Огр. – ½ роста
— дети до 1 года + 13,5 до 10 см
— дети 2- 3 лет + 9 до + 6 см
— дети 4 – 7 лет + 4 до + 2 см
— дети 8 – 15 лет + 1 до – 3 см 111111111111111111111111111Ф.Ф.Эрисман
3. Индекс упитанности (индекс Л.И. Чулицкой):
3 окружности плеча + окр. бедра + окружность голени – рост
Абсолютные значения составляют:
— дети до 1 года + 20 – 25 см
— дети 2 – 3 лет + 20 см
Для анализа упитанности у детей раннего возраста можно использовать вспомогательные индексы Чулицкой – индексы пропорциональности:
3 окружности плеча = окружность груди = окружность бедра + окружность голени. Если эта закономерность сохраняется, то жир распределен равномерно, исхуданий нет. Эти индексы чувствительны, т.к. жир исчезает сначала с туловища, затем с бедер и голеней.
4. Массо-ростовой индекс (Кетле 1)
Масса тела в г
Длина тела в см
Используется у новорожденных. Отражает состояние питания ребенка во внутриутробном периоде.
В норме величина индекса колеблется от 55,5 до 60 -70.
Его снижение свидетельствует о внутриутробной гипотрофии.
5. Избыточный вес – это
фактор риска возникновения сахарного диабета. Каждый человек должен знать для себя нормальную массу тела, связанную с его ростом, и стремиться к этому нормативу. По международным стандартам ВОЗ этот показатель принято называть индекс массы тела (ИМТ), который высчитывается следующим образом:
Масса тела (кг) / (рост человека (м))2
Нормальным индексом массы тела считается, если цифровой показатель будет от 18,5 до 24,9. Показатели ИМТ выше 25 означают наличие избыточного веса или ожирения:
Нормы для детей:
8 лет – 16,2 11 лет – 17,9 14 лет – 20,2
9 лет – 16,6 12 лет – 18,8 15 лет – 20,6
10 лет–17,2 13 лет – 19,6 16 лет – 21,3
Измерение окружностей производят с помощью сантиметровой ленты. Схематическое изображение длинников тела
«Филиппинский тест»
Для выполнения этого теста правую руку ребенка при вертикальном положении головы накладывают поперек середины темени. Пальцы руки при этом вытянуты в направлении мочки левого уха. Рука и кисть плотно прилегают к голове. Тест считается положительным, если кончики пальцев достигают уха.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОРМОТРОФИИ
Признаками нормотрофии являются (по Г.Н. Сперанскому):
1. Нормальный вес, рост, размеры тела и правильное их нарастание.
2. Чистая нежно-розовая бархатистая кожа, хороший тургор тканей, хорошая окраска слизистых оболочек, умеренно упругие мышцы, правильно развитый скелет.
3. Хороший аппетит при относительной неразборчивости к пище, нормальное переваривание и усвоение пищи, нормальный стул.
4. Отсутствие патологических отклонений при объективном исследовании внутренних органов.
5. Хорошая сопротивляемость инфекциям.
6. Правильное нервно-психическое развитие (статические функции, развитие условных рефлексов, речи, психики, спокойный, глубокий сон, живое выражение глаз, хорошее настроение).
1. Определение паспортного возраста ребёнка:Дата измерения — Дата рождения = Паспортный возраст ребенка
2. Измерение массы тела:Вес детей до 18 мес должен измерять на весах с возможностью «обнуления шкалы», калибровки и возможностью оценить прибавку веса до 10 г.Детей следует взвешивать либо голыми, либо в чистом подгузнике.Взвешивание лучше проводить в утренние часы.Для этого следует положить ребёнка на весы, зафиксировать на шкале его массу тела, записать показатели.Вес детей старше 18 месяцев следует взвешивать на весах со шкалой деления 100 г.Взвешивание лучше проводить в утренние часы, с минимальным количеством одежды.Для взвешивания следует поставить ребёнка на весы, зафиксировать на шкале его массу тела, записать показатели.
Измерение длины тела и роста:
Ребёнка до 2 лет следует измерять в лежачем положении (дина тела), ноги должны упираться в фиксированную перегородку измерительного стола.
Ребёнка следует положить так, чтобы:
-голова упиралась в стационарную перегородку
-ноги были выпрямлены
— пятки «смотрели» на ножную перегородку, пальцы ног – вверх.
При правильном положении ребёнка зафиксировать его длину, записать показатели.
Рост ребёнка с 2 до 18 лет следует измерять с использованием стадиометров (ростомеров), когда он стоит спиной к шкале, сверху подвижный ограничитель. Измерения лучше проводить в утренние часы, на выдохе, положение головы – верхний край уха и глаз располагаются на одной горизонтальной прямой
Ребёнка поставить без обуви и головного убора прямо, спиной к шкале, стопы полностью на полу, ноги разогнут. Пятки, ягодицы, лопатки прижаты к шкале.
При правильном положении ребёнка зафиксировать его длину, записать показатели.
Измерение окружности головы:
Этот параметр необходимо определять только у детей до 36 мес.
Измерение окружности головы производят по «окципитально-фронтальной» окружности — наибольшей окружности головы с точностью до 1 см.
Следует использовать гибкую не растягивающуюся градуированную ленту.
Накладывают ленту по линии над бровями, затем — над ушами, сзади- по самой широкой части головы.
При правильном положении ленты зафиксировать показатели, записать результаты.
Измерение окружности груди:
Следует использовать гибкую не растягивающуюся градуированную ленту.
Измерения следует проводить у раздетого ребёнка, на выдохе, с опущенными руками.
В положении стоя или сидя расположить ленту спереди на уровне сосковой линии, сзади — подлопаточной.
При правильном положении ленты зафиксировать показатели, записать результаты
Расчет прибавки роста и массы
Масса тела здорового доношенного новорожденного ребенка равна в среднем 3400-3500г у мальчиков, 3200-3400г у девочек. Но могут быть незначительные колебания как в сторону уменьшения так и в сторону увеличения массы тела у грудных детей. В первые дни после рождения масса ребенка уменьшается примерно на 150-200г. Это падение массы тела, как правило, закономерно и не считается патологическим, а называется физиологической убылью массы тела. Снижение массы продолжается 3-4 дня, затем начинается увеличение. Ориентировочно рассчитывают массу тела ребенка в первые 6 месяцев по формуле: М= Мр+ 800*п, где Мр- масса тела ребенка при рождении в граммах, п- число месяцев жизни.
Массу тела ребенка старше 6 месяцев можно рассчитать по формуле: М=Мр+800*6+400*(п-6), где Мр- масса тела ребенка при рождении в граммах, п- число месяцев жизни ребенка.
Массу тела ребенка до 10 лет можно рассчитать по формуле:М=10 + 2*п, где 10- средний вес ребенка в 1 год, 2- ежегодная прибавка веса, п- возраст ребенка.
Массу тела ребенка после 10 лет можно рассчитать по формуле: М=30 + 4*(п-10),где 30- средний вес ребенка в 10 лет, 4- ежегодная прибавка веса, п- возраст ребенка.
Для правильной оценки физического развития ребенка, на ряду, с массой необходимо учитывать и длину тела ребенка, т.е. сопоставление этих величин дает представление об особенности физического развития ребенка. Длина тела доношенного ребенка в среднем равна 50см (50,2см – длина тела девочек и 50,7см длина тела у мальчиков). В течении 1-х дней жизни длина ребенка несколько уменьшается, т.к. выравнивается деформация черепа, возникшая в результате акта родов. Длина тела интенсивно увеличивается в грудном возрасте. За 1-й год жизни длина тела увеличивается на 25см (в 1 ½ раза).
Прирост за каждый месяц первого года жизни составляет:
В 1-ю четверть (0-3 месяца) по 3 см за каждый месяц,
В 2-ю четверть (3-6 месяцев) по 2,5 см за каждый месяц,
В 3-ю четверть (6-9 месяцев) по 1,5 см за каждый месяц,
В 4-ю четверть (9-12 месяцев) по 1,0 см за каждый месяц.
Рост ребенка после первого года жизни можно вычислить по формуле:
Х = 75 + 6*п,где 75- средний рост ребенка в 1 год, 6- среднегодовая прибавка, п- возраст ребенка.
Расчет питания детей до 10 дней
1) Формула Зайцевой: 2 % от массы тела при рождении х п ( где п — количество дней).
2) Формула Финкельштейна: (если масса тела при рождении 3200 или меньше)= п х 70, если масса тела при рождении больше 3200 = 80хп
3) Формула Тура: пх10, где п — количество дней
Формулы расчета суточного объема питания детей в возрасте старше 10 дней
1) Объемный метод:
от 2 до 6 недель 1/5 от массы тела
от 6 недель до 4 месяцев 1/6 от массы тела
от 4 до 6 месяцев 1/7 массы тела
от 6 до 9 месяцев 1/8 массы тела.
2) Расчет по Шкарину: 8 недель ребенок получает 800мл; на каждую неделю, недостающую до 8 на 50 мл меньше, на каждый последующий месяц на 50 мл больше.
3) Расчет калорийный:
Iчетверть 120 ккал
IIчетверть 115 ккал
IIIчетверть 110 ккал
IYчетверть 100 ккал
В заключении:
Медики не должны закрывать глаза хотя бы на элементарную математику, которая просто необходима для организации быстрой, четкой и качественной работы. Каждый врач должен отметить для себя значение математики. И понять, что не только в работе, но и в повседневной жизни эти знания важны и намного упрощают жизнь.
Спасибо за внимание!
Источник