Оценка особенностей развития ребенка дошкольного возраста бланк

ОПРОСНИК ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ОЦЕНКА ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» (1,5-7 ЛЕТ)

Цель: оценка личностных особенностей детей, определение потенциальной «группы риска».

Ф.И. ребенка_____________________________________________

1. Внешний вид. Отношение родителей.

1.1. Ребенок неопрятен. Родители не уделяют внимания его внешнему виду, одежде.

1.2. Ребенка забирают из сада одним из последних.

1.3. Родители мало общаются с воспитателями, не уделяют достаточного внимания ребенку.

1.4. Родители не интересуются жизнью группы.

2. Поведение ребенка в группе.

2.1. Не сразу воспринимает требование воспитателя.

2.2. Не выполняет правила распорядка жизни группы.

2.3. Не уверен, боязлив, плаксив без видимых причин.

2.4. Длительно расторможен, болтлив.

3. Игра и общение с детьми и взрослыми.

3.1. Предпочитает играть в одиночестве.

3.2. Конфликтует с детьми, дерется, кричит.

3.3. Не умеет поддерживать игру.

3.4. Плачет. Мало контактен со взрослыми. Ждет родителей.

4. Речевое развитие.

4.1. Речь невнятная. Имеются трудности в звукопроизношении.

4.2. Словарный запас беден.

4.3. Речь грамматически неправильная.

4.4. Малоразговорчив. Имеет трудности при пересказе.

5. Отношение к занятиям и их успешность.

5.1. Не способен контролировать свою деятельность. Нуждается в постоянном внимании педагога.

5.2. С трудом овладевает необходимым объемом знаний.

5.3. Неусидчив, не доводит дело до конца.

5.4. Мешает педагогу, детям на занятиях.

6. Социально-бытовые навыки и ориентировка в окружающем.

6.1. Недостаточен объем знаний об окружающем мире.

6.2. Путается в понятия: «дни недели», «времена года» и т.п.

6.3. Недостаточно сформированы общие социально-бытовые навыки (неопрятно одевается).

6.4. Не улавливает причинно-следственные отношения между явлениями окружающего (что из чего следует).

7. Темповые характеристики деятельности.

7.1. Часто сонлив и вял в течении дня.

7.2. Темп работы на занятиях неравномерен.

7.3. Работает медленно.

7.4. Темп работы быстрый, но работает хаотично.

8. Физическое развитие.

8.1. Недостаточное развит физически.

8.2. Быстро устает, становится вялым или, наоборот, расторможен.

8.3. Не посещает детский сад из-за болезни более семи раз в году.

8.4. Плохо ест. Беспокойно спит днем; трудно засыпает.

9. Моторное развитие.

9.1. Плохо развита мелкая моторика.

9.2. Нарушена общая координация. Неуклюж.

9.3. Медлителен в движениях.

9.4. Предпочитает работать левой рукой.

Инструкция: оцените выраженность поведенческих характеристик ребенка. Вам и другим специалистам организовать адекватную работу с ним. Не пропуская ни одного признака поведения, отметьте только одно из трех значений:

0 – данный признак поведения, развития отсутствует;

1 – выражен, но слабо;

2 – выражен ярко, значительно.

Если Вы сомневаетесь, как отмечать ту или иную характеристику поведения, вспомните, как вел себя ребенок в недавнем прошлом.

Обработка результатов:

1. Посчитать количество ответов «0» × на 0.

2. Посчитать количество ответов «1» × на 1.

3. Посчитать количество ответов «2» × на 2.

4. Суммировать полученные данные.

Интерпретация результатов: Ребенок может быть отнесен к «группе риска» и направлен на углубленное обследование (психолог, логопед, ПМПК), если общее количество баллов превышает 28.

Источник: М.М. Семаго, Н.Я Семаго журнал «Школьный психолог», 1999, № 39

Источник

Людмила Белоусова
Образец психолого-педагогической характеристики ребенка дошкольного возраста

Психолого — педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста обучающегося ГБДОУ детский сад №

Фамилия, имя ребенка

Возраст ребенка

Дата рождения:

Адрес проживания:

Иванова Светлана, дата рождения, посещает вторую среднюю группу с (указать период) ГБДОУ детского сада № (указать номер детского сада, район, город) в течение 2,5 лет.

Света воспитывается в полной семье. Семья благополучная.В семье двое детей: есть младшая сестра.

Психофизическое развитие ребенка соответствует возрастным нормам. Светлана обладает всеми необходимыми ребенку этого возраста навыкам самообслуживания. Преобладает устойчивый положительный эмоциональный фон настроения. Ребенок доброжелателен, контактен. В общении со сверстниками избирательна, играет в группе из 2-3 человек. Эмоционально откликается на переживания близких взрослых, детей, персонажей сказок и историй. Света проявляет доброжелательное отношение к окружающим. Помощь взрослых принимает охотно. С детьми не конфликтует, участвует в играх, не проявляя лидерских склонностей. Со взрослыми также идет на контакт, с удовольствием выполняет поручения.

Уровень развития основных психических процессов – память, внимание, воображение, восприятие, мышление соответствует возрастным нормативным показателям. Но, тем не менее, можно отметить, что внимание ребенка бывает рассеянное, Светлана часто отвлекается, работоспособность на занятиях не высокая. Света проявляет интерес к занятиям, но больше раскрывается в индивидуальном общении.

На занятиях «Ознакомление с окружающим миром» в период с…по… были пройдены темы «Домашние животные», «Дикие животные, «Овощи, «Фрукты», «Транспорт» и прочие. Светлана может назвать предметы, их свойства, качества, но не всегда пользуется обобщающими словами.

На занятиях по математике умеет считать до 10, сравнивает группы предметов по длине и высоте, различает и называет геометрические фигуры, определяет части суток, но путает правую и левую стороны, дни недели, не может назвать соседние числа от определенного числа.

На занятиях по лепке хорошо развиты технические навыки, поделки получаются выразительными и оригинальными. На занятиях по изобразительной деятельности Света рисует как по образцу, так и проявляет инициативу к индивидуальному творчеству.

На занятиях по развитию речи Света пересказывает короткие сказки, рассказы по сюжетным картинкам, составляет описательный рассказ по образцу, но иногда требуется помощь воспитателя в виде наводящих вопросов. При составлении рассказов использует в речи простые распространенные предложения, выразительными средствами речи пользуется мало.

Нарушено звукопроизношение. Трудности вызывает определение места звука в слове. При оформлении грамматического строя речи затруднено согласование числительных с существительными, прилагательных в роде, числе, падеже.

Просодическая сторона речи характеризуетсяслабой модуляцией голоса: недостаточно сформировано речевое дыхание, нет четкости произношения, интонационная незавершенность окончания фразы.

В связи с тем, что речь недостаточна развита, Света нуждается в логопедическом обследовании.

Родители Светы заинтересованы в развитии и воспитании ребенка. Выполняют все рекомендации педагогов.

Воспитатель, написавший характеристику.

Заведующий ГБДОУ детский сад

Дата.

Печать учреждения

Источник

Психолого-педагогическая характеристика ребенка на ПМПК

Фамилия, имя, отчество ребенка ______________________________________

Оценка адаптации ребенка в группе: а) хорошая; б) удовлетворительная; в) недостаточная; г) плохая; д) иное _____________________________________

Особенности латерализации: а) праворукий; б) леворукий; в) амбидекстер.

Личностно-характерологические, типологические особенности:

Активный, подвижный – инертный, медлительный.

Спокойный, уравновешенный – возбудимый, неуравновешенный

Отмечаются: повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, вялость, заторможенность и др.

Коммуникативные навыки:

1. Достаточно легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, понимает ее смысл, адекватно ведет себя.

2. Контакт и общение затруднены, понимание ситуации и реагирование на нее не всегда или не совсем адекватны

3. Плохо вступает в контакт, испытывает сильные затруднения в общении, понимании ситуации.

Особенности игровой деятельности: а) игра соответствует возрасту; б) игра соответствует более раннему возрасту; в) преобладает манипулятивная игра; г) игра отсутствует; д) иное _________________________________________

Основные трудности, отмеченные в обучении: а) усваивает программу хорошо; б) усваивает программу удовлетворительно; в) программу усваивает с трудом; г) программу не усваивает; д) иное___________________________

Общая осведомленность

Ребенок с трудом вступает в контакт,  имеет недостаточный уровень знаний о себе, своей семье, окружающем мире. Кругозор ограничен. Словарь беден, неточен.

1. Представления о мире достаточно развернуты и конкретны, может рассказать о стране, городе котором живет, о животных и растениях, временах года.

2. Представления достаточно конкретны, но ограничены непосредственно окружающим.

3. Кругозор ограничен, знания даже о непосредственно окружающем отрывочны, бессистемны.

Моторика

а) соответствует возрасту; б) моторно неловок, неуклюж; в) дефекты тонкой ручной моторики; г) иное ________________________________________

Наблюдается несовершенство общей моторики,  общая вялость, неточность движений, нарушена координация движений, затрудняется при необходимости удержать равновесие, испытывает трудности регуляции темпа движений.

У ребенка не скоординированы движения пальцев, умение делать мелкие, точные движения на бытовом уровне. Наблюдается  несформированность моторных навыков графической деятельности.

Особенности восприятия

а) соответствует возрасту; б) имеются нарушения зрительного восприятия; в) имеются нарушения слухового восприятия; г) комплексные нарушения восприятия; д) иное _________________________________________

Основные цвета, геометрические формы, величину не знает или путает, не соотносит слово с предметом; испытывает трудности при узнавании объекта; трудности в восприятии сюжетного изображения (сюжет в целом не воспринимает, перечисляет изображенное).

Объём зрительного восприятия (по количеству выделенных объектов в картинках нелепицах в картинках с множеством контуров)

1. Соответствует средним показателям возрастной группы.

2. Ниже средних показателей возрастной группы.

3. Намного ниже средних показателей возрастной группы.

Особенности внимания

а) без особенностей; б) недостаточно устойчивое; в) неустойчивое

Ребенок не умеет длительно сосредоточиться на каком-либо деле; неспособен к распределению и переключению внимания с одного вида деятельности на другой.  Проявляет рассеивание внимания на второстепенное с потерей основного, наблюдаются значительные трудности сосредоточения, недостаточный уровень произвольности внимания.

Устойчивость внимания (способен к длительному сосредоточению внимания на предмете или быстро отвлекается)

Характер отвлечения (отвлекается на внешние раздражители или в отсутствие внешних раздражителей)

Переключаемость внимания (быстрая, легкая, замедленная, затрудненная)

Общий уровень развития произвольного внимания (соответствует возрасту, ниже возрастной нормы, очень низкий)

Особенности памяти

(преобладающая модальность) : а) зрительная; б) слуховая; в) моторная; г) смешанная

а) без особенностей; б) медленно запоминает и быстро забывает; в) быстро запоминает и быстро забывает; г) иные проблемы __________

Сохранение информации затруднено; преобладает механическая память. При воспроизведении материала постоянно забывает детали, нуждается в наводящих вопросах, привносит вымышленные заимствования, повторяет отдельные фразы, но не может изложить основной смысл, допускает многочисленные ошибки в последовательности воспроизведения, искажает смысл; концентрируется на второстепенных объектах, не улавливает главную

мысль содержания.

Запоминает быстро или медленно, с трудом. Запоминает надолго, быстро забывает.

Характеристика вербальной памяти (достаточная, недостаточная).

Общий уровень развития памяти (соответствует возрасту, ниже возрастной нормы, очень низкий)

Особенности мышления

а) соответствуют возрасту; б) недостаточно сообразителен; в) грубые нарушения мышления; г) иное ______________________________________

Не  устанавливает причинно-следственные связи; при выполнении задания нуждается в постоянной опоре на образец, помощь педагога; последовательность действий при выполнении задания не устанавливает или устанавливает с помощью; непоследователен и нелогичен в своих суждениях.

Сформированность интеллектуальных умений (анализа, сравнения, обобщения, установления закономерностей):

1. Правильно определяет содержание, смысл (в том числе скрытый смысл)анализируемого, точно и емко обобщает его в слове, видит и осознает тонкие различия при сравнении, обнаруживает закономерные связи.

2. Задания, требующие анализа, сравнения, обобщения и установления закономерных связей, выполняет со стимулирующей помощью взрослого.

3. Выполняет задания с организующей или направляющей помощью взрослого, может перенести, освоенный способ деятельности на выполнение сходного задания.

4. При выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, выделения главного, установления закономерностей, нужна обучающая помощь, воспринимается помощь с трудом, самостоятельный перенос не осуществляется.

Основные трудности, отмечаемые в общении

а) трудностей нет; б) не умеет поддерживать игру; в) предпочитает быть в одиночестве; г) плачет, малоконтактен со взрослыми, детьми; д) конфликтен: е) иное __________________________________________________________

Речевое развитие

а) речь соответствует возрасту; б) речь невнятная; имеются трудности звукопроизношения; в) бедный словарный запас; г) речь грамматически неправильна; д) запинки в речи; е) речи нет; ж) иное __________________

Качество произношения, объём активного и пассивного словаря, развернутость речевого высказывания, степень развернутости ответов (соответствует возрасту, ниже возрастной нормы, очень низкий).  Речь эмоциональна или монотонная.

Социально-бытовые навыки

а) соответствуют возрасту; б) недостаточно сформированы; в) нарушены; г) иное _____________________________________________________________

Ориентировка в пространстве и времени

а) соответствует возрасту; б) недостаточно сформирована; в) нарушена; г) иное ____________________________________________________________

Отношение к занятиям, деятельность

а) соответствует возрасту; б) не способен контролировать свою деятельность; в) неусидчив, не доводит дело до конца; г) мешает педагогу, детям; д) быстро истощаем; е) иное _________________________________________________

1. Ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах.

2. Ребенок не достаточно активен и самостоятелен, при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция, круг интересующих вопросов довольно узок.

3. Уровень активности, самостоятельности низкий, при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, интереса к внешнему миру не обнаруживает, любознательности не проявляет.

Темп деятельности

а) соответствует возрасту; б) сонлив и вял в течение дня; в) темп работы на занятиях не равномерен; г) работает медленно и невнимательно; д) темп деятельности быстрый, но деятельность «хаотична и бестолкова»; е) иное __________________________________________________________________

Работоспособность низкая. Ребенок утомляем, истощаем, рассеян на занятиях, неусидчив. Наблюдаются резкие колебания работоспособности на протяжении занятия; темп работы замедлен.

Особенности поведения

Имеют место нарушения поведения, вредные привычки. Доминирующие увлечения и интересы слабо выражены.  Взаимоотношения с окружающими сверстниками и старшими доброжелательные. Адекватно относится к родным, сверстникам. Не умеет подчиняться требованиям взрослых

Особенности эмоционально-волевой сферы

Ребенок двигательно расторможен, эмоциональные реакции неадекватны, могут проявляться аффективные вспышки, проявляет склонность к отказным реакциям, гневу.

Преобладающее настроение (веселое, грустное) и поведение (спокойное, беспокойное, застенчивость, капризность, плаксивость, апатия, живость, навязчивость, робость)

Общее заключение: (общий уровень психического развития соответствует возрастному уровню, ниже возрастного уровня. На первый план выступает незрелость.

Поведенческие нарушения.

Трудности социализации. и т. д.).

Педагог-психолог ________________________________

Дата заполнения ______ 20_______ года

Источник

Фамилия, имя ребенка_________________________________

Возраст__________________

Группа______________________

Инструкция: Вам предстоит оценить выраженность некоторых по­веденческих характеристик ребенка, находящегося в Вашей группе. Это поможет организовать адекватную работу с ребенком. Необходимо, не пропуская ни одного признака поведения (развития), отметить (поставить крестик или галочку) только одно из трех значений: «0», «1»или «2», что характеризует выраженность данной характеристики в настоящий мо­мент. Значение «0» — показывает, что данный признак поведения (разви­тия) отсутствует, «1» — признак выражен в средней степени, «2» — означа­ет, что данный признак выражен в значительной степени. Постарайтесь работать внимательно, не пропуская утверждений.

  Оцениваемая характеристика Отсут. Слаб. Знач.
I. Внешний вид. Отношение родителей.      
1. Ребенок неопрятен. Родители не уделяют внимания его внешнему виду и одежде      
2. Ребенка забирают из сада одним из последних      
3. Родители мало общаются с воспитателя­ми, не уделяют достаточного внимания ребенку      
4. Родители не интересуются жизнью груп­пы и потребностями детского сада      
II. Поведение в группе.      
5. Не сразу воспринимает требования вос­питателя (как бы «отсутствует»)      
6. Не выполняет правила распорядка жизни группы      
7. Неуверен, боязлив, плаксив без видимых причин      
8. Двигательная и речевая расторможенность      
III. Игра и общение с детьми.      
9. Предпочитает играть в одиночестве      
10. Конфликтует с детьми, часто дерется, кричит      
11. Не умеет поддерживать игру      
12. Плачет. Очень ждёт родителей, малоконтактен со взрослыми      
IV. Познавательное развитие.      
13. Познавательно недостаточно активен (мало чем интересуется)      
14. Недостаточно сообразителен (затрудня­ется в ответах на простые вопросы)      
15. Плохо рисует (недостаточно сформиро­ваны графические навыки)      
16. Затруднено формирование элементарных математических представлений      
V. Социально-бытовые навыки и ориентировка в окружающем.      
17. Недостаточен объем знаний об окружающем мире      
18. Путается в понятиях «Дни недели», «Времена года», «Время суток» и т.п.      
19. Недостаточно сформированы общие со­циально-бытовые навыки      
20. Не улавливает причинно-следственные отношения между явлениями окружающего мира (что из чего следует)      
VI. Отношения к занятиям и их успеваемость.      
21. Не способен контролировать свою деятельность. Нуждается в постоянном контроле педа­гога      
22. С трудом овладевает необходимым объемом знаний      
23. Неусидчив, не доводит дело до конца      
24. Мешает педагогу и/или детям на заняти­ях      
VII. Темповые характеристики дея­тельности.      
25. Часто сонлив и вял в течении дня      
26. Темп работы на занятиях неравномерен      
27. Работает медленно и невнимательно      
28. Темп работы быстрый, но работает хао­тично и «бестолково»      
VIII. Речевое развитие.      
29. Речь малопонятна, трудности звукопроизношения (соответственно возрасту)      
30. Словарный запас беден по сравнению с другими детьми      
31. Имеются нарушения грамматического строя речи      
32. Говорит односложно, выраженные труд­ности пересказа      
IX. Физическое развитие.      
33. Недостаточно развит физически      
34. Быстро устает, истощается, становится вялым или, наоборот, расторможенным      
35. Не посещает детский сад из-за болезней (часто болеющий ребенок). Болеет более 7-ми раз в году      
36. Плохо ест. Беспокойно спит днем и/или трудно засыпает      
X. Моторное развитие.      
37. Плохо развита мелкая моторика рук      
38. Нарушена общая координация.
Неуклюжий
     
39. Медлителен в движениях      
40. Предпочитает работать левой рукой (или иногда работает левой рукой)      
Общее количество баллов по каждому столбцу:      
Общее количество баллов:      

Умножьте количество крестиков (галочек) на. соответствующее чис­ло (0, 1, 2) и запишите получившуюся цифру в графе «Общее количество баллов по каждому столбцу», суммируйте полученные баллы по всем столбцам и запишите полученную цифру в графу «Общее количество баллов».*

Необходимо также оценить область наиболее выраженных проблем ребенка (при сумме баллов, равной 6-8), для того чтобы осуществить за­тем более развернутую их диагностику:

· если ребенок набирает 6-8 баллов по «Внешнему виду. Отношению
родителей», то необходимо провести семейную консультацию и анализ
семейного воспитания по методике «Анализ стиля воспитания» или с по­
мощью теста «Определение родительских отношений».

· при наличии высокого балла по пунктам «поведение в группе», «Игра и общение с детьми и взрослыми» необходима диагностика инди­видуальных особенностей ребенка, оценка его стиля поведения (методи­ка «Определение адаптивного стиля поведения»), характера, темперамен­та;

· высокие баллы по «Речевому развитию» требуют расширенной ди­агностики логопеда;

· обследование дефектолога необходимо при высоких баллах по пунктам «Социально-бытовые и ориентировка в окружающем», «Отно­шение к занятиям»;

· обследование соматического состояния и психоневрологического статуса ребенка необходимо при высоких показателях по пунктам VII, VIII, IX.

Какие дополнительные особенности развития ребенка (его положи­тельные или отрицательные качества) Вы хотели бы отметить?

________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

Общая оценка особенностей развития и поведения ребенка

________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________

Общая характеристика ребенка, учитывающая отмеченные особенности по всем разделам анкеты, написанная в свободной форме

________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________

Дата заполнения анкеты___________________________________________

Подпись практиканта______________________________________________

*Примечание: Ребенок может быть отнесен к группе риска и направлен на углубленное обследование (психолога, врача, логопеда и др.) в том случае, если общее количество баллов превышает 28 баллов.

Задание 6. Проведите обследование ребёнка. Данные внесите в таблицу.

Критерии оценки исследуемых параметров

Оценка результатов по всем свойствам проводится с помощью пятибалльной шкалы, в которой наивысший балл ставится, если ребенок вы­полняет задания наилучшим способом, средний (3 балла), — если имеются умеренные трудности и низший (1 балл), — если задание выполняется наихудшим образом.

Первичный диагностический материал прилагается.

И. ребенка 
Возраст баллы
Общая моторика Качественная оценка 
Навыки основных движений 
Мелкая моторика Качественная оценка 
Рисунок 
Графомоторика 
Зрительное восприятие Цвет 
Форма 
Величина 
Зрительно-пространств. восприятие Схема тела 
В пространстве 
На бумаге 
Лингвистические правила 
Память Инструкции 
Слова 
Фразы 
Внимание Объём 
Переключаемость 
Устойчивость 
Речь Понимание 
Говорение 
Связная
Мышление Сравнение
Классификация
Обобщение
Анализ
Школьные навыки Счет
Письмо
Чтение
Эмоциональное состояние
Воля
Навыки общения
Сформированность игры
Навыки самообслуживания
Страхи, тревоги
Агрессивность

Общая моторика

Качественная оценка

5баллов.Движения координированные, ловкие, ритмичные.

4 балла.Незначительные нарушения координации, элементы «лиш­них» движений, некоторое снижение ловкости.

3 балла.Умеренные нарушения координации, ловкости, затрудне­ния в произвольной регуляции темпа и ритма движений. Повышенная двигательная активность, хаотичность, моторная скованность, напряженность.

2 балла.Выраженные нарушения координации, ловкости, аритми­ческие движения, моторная расторможенность или пассивность, непроиз­вольные, неконтролируемые движения.

1 балл.Полная некоординируемость движений, неспособность без внешнего контроля выполнять операции самообслуживания, функции передвижения.

Навыки основных движений

5 баллов. Владеет гимнастической ходьбой, бегает с захлестывани­ем голени и высоким подниманием бедра, прыгает в длину, в высоту, с разбега, владеет элементами баскетбола.

4 балла. Выполняет разные виды ходьбы в разных темпах, делает поскок на месте в ритм, отбивает мяч от земли и ловит его, лазает по вертикальной и наклонной плоскости.

3 балла. Ходит маршем (ритмично), бегает с ускорением, прыгает
на одной ноге, кидает мяч в горизонтальную цель, подлезает, под предметы разными способами.

2 балла. Обходит препятствия, ходит «змейкой», прыгает на месте,
ловит и кидает мяч двумя руками снизу, от груди, из-за головы.

1 балл. Ходит на носках. Подпрыгивает на месте. Ловит мяч двумя

руками.

Мелкая моторика

Качественная оценка

5 баллов. Движения точные, координированные, в полном объеме, хорошее переключение с одного на другое.

4 балла. Незначительная замедленность, редкие ошибки, трудности переключения.

3 балла. Умеренная замедленность, неточность, аритмичность дви­жений, дезавтоматизация на истощении.

2 балла. Выраженная замедленность, неточность, аритмичность, дискоординация движений.

1 балл. Полная некоординированность движений пальцев.

Навыки рисования

5 баллов. Рисунки: стадия правдоподобных изображений — отказ от
схематичных рисунков, попытки воспроизвести действительный вид
предметов. Рисунок человека — в наличии все части тела, они соразмерны,
приобретают округлость, дети пытаются передать движение. Большое
внимание уделяется одежде, рисунок «непрозрачный». Иногда может не
соблюдаться пропорциональность изображения (например, человек больше дома).

4 балла. Рисунки: стадия схематичного изображения. Рисунок чело­века — присутствуют все части тела, но тело не пропорционально, имеют­ся элементы изображения одежды, рисунок «прозрачный».

3 балла. Рисунки: стадия схематичного изображения. Рисунок чело­века — в фигуре четко выделены голова, туловище, руки, ноги.

2 балла. Рисунок: стадия рисования бесформенных изображений.
Ребенок стремится выразить на бумаге какой-то образ, но без его помощи
посторонний наблюдатель не может определить смысл нарисованного.
Рисунок человека — головоног. Но к неполному рисунку человека ребенок
может дорисовать отдельные части — голову, руку, ногу.

1 балл. Рисунок: стадия штрихов. Штрихи разнообразные, перекрещиваются, принимают округлые формы, зигзаги.

Графомоторика

5 баллов. Ребенок может срисовать фразу, написанную письменным шрифтом, сохраняя все элементы и размер образца; при письме по строчкам соблюдает строку; на нелинованной бумаге — отклонение от горизон­тальной линии не больше 30.

4 балла. Ребенок может переписать фразу, не соблюдая величин букв и строку, как на нелинованной бумаге, так и при письме по строч­кам. Хорошо обводит по контуру. Может точно срисовать любую геометрическую фигуру и сочетания фигур, сохраняя размеры.

3 балла. Ребенок может срисовать круг, квадрат, треугольник, углы сглажены. Самостоятельно переписывает отдельные слова, написанные печатным шрифтом.

2 балла. Ребенок может нарисовать круг, квадрат (округляя углы) и пересекающиеся линии. Рисует буквы; соотношение штрихов неправильное, многие буквы пишет зеркально. Движения глаз при слежении легче в горизонтальной плоскости, труднее сверху вниз и снизу вверх.

1 балл. Ребенок не может рисовать округлые формы и ритмичные параллельные линии.

Зрительное восприятие

Восприятие цвета

5 баллов. Различает оттенки цветов (до 20), может выложить ряд из семи цветов по интенсивности цвета; называет оттенки, имеющие собст­венное название (малиновый, алый, бирюзовый и т.д.).

4 балла. Различает оттенки цветов (до 20), может выложить ряд из
семи цветов по интенсивности цвета с некоторыми ошибками и помо­щью; называет оттенки, имеющие сложносочиненные названия (светло­
серый, темно-коричневый и т.д.).

3 балла. Различает и называет основные цвета.

2 балла. Различает основные цвета, называет четыре.

1 балл. Различает 4 цвета.

Восприятие формы

5 баллов. Узнает контурные изображения объемных предметов
(тест Попельрейтора), буквы в затрудненных условиях (наложенные, перечеркнутые).

4 балла. Ребенок выполняет так же, как на 5 баллов, но с помощью педагога и некоторыми ошибками, которые может исправить.

3 балла. Узнает контурные изображения предметов, собирает «Поч­товый ящик» на основе зрительного соотнесения без ошибок (далее похо­жие фигуры), называет некоторые из них.

2 балла. Собирает «Почтовый ящик» на манипулятивном уровне — методом проб и ошибок; различает четыре геометрические фигуры.

1 балл. Собирает «Доску Сегена», подкладывает парные картинки под образец (на уровне практических действий без речи).

Восприятие размера

5 баллов. Ранжирует по величине в ряд 10 элементов на основе абстрактного восприятия, может определить, куда нужно поставить в ряд ту фигуру, которую убрал экспериментатор.

4 балла. Ребенок выполняет так же, как на 5 баллов, но требуется 2-3 практические пробы для выполнения задания.

3 балла. Ранжирует по величине ряд из 5 элементов.

2 балла. Ранжирует предметы на манипулятивном уровне; собирает
матрешку из 3-5 элементов самостоятельно, может выбрать самый большой предмет, самый маленький го 3-4 предметов.

1 балл. Собирает матрешку из 3-4 элементов методом проб и оши­бок, с помощью; операция сериации не сформирована. Не выделяет са­мый большой и самый маленький предмет.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник