Оценка нпр ребенка 1 года жизни

Автор: ГКУЗ Дом ребенка № 1.

Оценка НПР проводится в следующем возрасте (эпикризные сроки): На первом году НПР контролируется ежемесячно, на втором году темп роста и развития несколько замедляется и контроль за НПР проводится один раз в квартал, на третьем году один раз в полгода, с трех лет – один раз в год.Условные обозначения анализаторов: Аз — зрительный анализаторАс — слуховой анализатор Э — эмоции Др — движения руки и действия с предметамиДо — движения общиеРп — речевое понимание Ра — речевая активностьН — навыкиС — сенсорное развитие

Возраст Анализатор Проявление
10 днейАзУдерживает в поле зрения движущийся предмет.
 АсВздрагивает и мигает при резком звуке.
18-20 днейАзУдерживает в поле зрения неподвижный предмет.
 АсУспокаивается при сильном звуке.
1 месяцАзСосредотачивает взгляд на неподвижном предмете, появляется плавное прослеживание движущихся предметов.
 АсПрислушивается к звуку и голосу взрослого.
 ЭПервая улыбка в ответ на разговор.
 ДоЛёжа на животе, пытается поднять голову.
 РаПроизносит отдельные звуки.
2 месяцаАзДлительное зрительное сосредоточение.
 АсИщущие повороты головы при длительном звуке.
 ЭБыстро отвечает улыбкой на разговор взрослого.
 ДоЛёжа на животе, поднимает и некоторое время удерживает голову.
 РаПовторно произносит отдельные звуки.
3 месяцаАзЗрительное сосредоточение в вертикальном положении, на лице говорящего с ним взрослого.
 ЭКомплекс «оживления» в ответ на игрушки.
 ДоЛежит на животе, удерживая голову, опирается на предплечья. Высоко подняв голову, крепко упирается ногами при поддержке подмышками.
 ДрСлучайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью.
4 месяца АзУзнаёт мать, радуется.
  АсНаходит глазами невидимый источник звука.
  ЭГромко смеётся в ответ на общение.
  ДРРассматривает, захватывает и раскачивает висящую игрушку.
  РаГулит.
  НПридерживает грудь матери или бутылочку.
5 месяцев АзОтличает близких людей от чужих по внешнему виду (по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого взрослого).
  АсУзнаёт голос матери, различает строгую и ласковую интонацию обращенной речи.
  ЭРадуется ребёнку, берёт у него из рук игрушку, гулит.
 ДрЧётко берёт игрушку из рук взрослого, удерживает в руке игрушку.
 ДоДолго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук. Переворачивается со спины на живот.Ровно, устойчиво стоит при поддержке подмышки.
  РаПодолгу певуче гулит.
  НЕст с ложки полугустую и густую пишу.
6 месяцев АсПо — разному реагирует на своё и чужое имя.
  ДРУверенно берёт игрушки, находясь в любом положении, подолгу занимается с ними, перекладывает из одной руки в другую.
  ДоПереворачивается с живота на спину. Передвигается, переставляя руки или немного подползая.
  РаПроизносит отдельные слоги, начало лепета.
  НЕст с ложки, снимает пищу губами.
7 месяцев ДрИгрушкой стучит, размахивает, перекладывает, бросает её и др.
  ДоХорошо ползает (много, быстро, в разных направлениях).
  РпНа вопрос «где?» ищет и находит взглядом предмет, неоднократно называемый, постоянно находящийся в определённом месте.
  РаПодолгу лепечет, произносит одни и те же слоги.
  НПьёт из чашки, которую держит взрослый.
8 месяцевЭСмотрит на действие другого ребёнка и смеётся или лепечет.
ДрИгрушками занимается долго и разнообразно действует ими в зависимости от их свойств. Подражает действиям взрослого с игрушками (толкает, стучит, вынимает, и др.).
 ДоСам садится, сидит и ложится. Придерживаясь руками за барьер, сам встаёт, стоит и опускается. Переступает боком, держась за барьер.
 РпНа вопрос «где?» находит несколько (2-3) предметов на постоянных местах. По слову взрослого выполняет разученные ранее действия (без показа), например, «ладушки», «дай ручку» и др.
 Рагромко, чётко, повторно произносит различные слоги.
 НЕст корочку хлеба, которую сам держит в руке. Пьёт из чашки, которую держит взрослый.
9 месяцевАсПлясовые движения под плясовую музыку.
 ЭДогоняет ребенка, ползет ему на встречу. Подражает действиям, движениям другого ребёнка.
 ДРС предметами действует по — разному, в зависимости от их свойств (катает, вынимает, открывает, гремит, нажимает и другое).
ДоПереходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них рукой.
 РпНа вопрос «где?» находит взглядом несколько знакомых предметов в разных местах, независимо от их постоянного месторасположения. Знает своё имя — оборачивается на зов.
 РаПодражает взрослому, повторяет за ним новые слоги, которые уже есть в его лепете.
 НХорошо пьёт из чашки, слегка придерживая её руками. Формируется навык опрятности (спокойно относится к высаживанию на горшок).
10 месяцевЭДействует рядом с ребенком или играет одной игрушкой с ним.
ДРСамостоятельно или по просьбе взрослого выполняет с игрушками различные действия.
 ДоВходит на невысокую поверхность или «горку», держась за перила и сходит с неё. Идет вперед с поддержкой за обе руки.
 РпПо просьбе «дай» находит и даёт знакомые предметы. При заигрывании с ним («прятки», «догоню-догоню») выполняет разученные действия и движения.
 РаПодражает взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в его лепете.
 НЗакрепляются умения, приобретенные в 9 месяцев.
11 месяцевЭРадуется приходу детей. Избирательное отношение к детям.
 ДРОвладевает навыками и разученными действиями, выполняет их по просьбе взрослого.
 ДоСтоит самостоятельно. Делает первые самостоятельные шаги.
РпПо словесной инструкции выполняет различные действия, не подсказанные предметами /водит куклу/. Появляется первое общение в понимаемой речи, /по просьбе взрослого находит и даёт куклу, которую видит среди игрушек/.
 РаПроизносит первые слова — обозначения «ав-ав», «кис-кис», «дай».
 НУмение и навыки закрепляются.
12 месяцевАзРазличает предметы по форме — кубик, кирпичик. Узнает на фотографии знакомых.
 ЭПротягивает другому ребёнку и отдаёт игрушку, сопровождая её лепетом, смехом. Ищет игрушку, спрятанную другим ребёнком.
 ДрСамостоятельно выполняет различные действия с игрушками. Переносит действия, разученные с одним предметом на другой.
ДоХодит самостоятельно.
РпПонимает названия предметов, имена взрослых, отдельные поручения. Понимает «нельзя».
 РаПроизносит 5-10 облегченных слов, легко подражает новым слогам.
 НСамостоятельно пьёт из чашки.
1год 3 мес.СИграя, различает два разных по величине предмета, например, два куба.
 ДрУмеет воспроизводить в игре разученные действия /кормит куклу, собирает пирамиду/.
 ДоХодит длительно, меняет положение / присядет, наклонится/.
 РпЗначительно увеличился запас понимаемых слов.
 РаПользуется лепетом и облегченным словом / «дай», «мама», «никак», «бах»/.
 НСамостоятельно ест густую кашу ложкой.
1год 6 мес.СИз предметов разной формы /3-4/ к предлагаемому образцу и слову, подбирает такой же формы, /например, к кубику — кубик/.
 ДрУмеет воспроизводить часто наблюдаемые в жизни действия /причесывает, умывает куклу/.
 ДоДвижения более координированные — перешагивает через препятствия приставным шагом, /, например, через папку, лежащую на полу/.
 РпНаходит по слову среди нескольких внешне сходных предметов два одинаковых по значению, но разных по цвету и величине.
 РаВ удивлении, радости или сильной заинтересованности называет предмет.
 НСамостоятельно ест жидкую пищу ложкой.
1год 9 мес.СИграя, различает три разных по величине предмета (например, 3 куба).
 ДоУмеет ходить по поверхности шириной 15-20 см на высоте от пола 15-20 см.
 ДрСтроит «ворота», «скамейку», «домик».
 РаПользуется двухсловными предложениями.
 РпОтвечает на вопросы взрослого при рассматривании сюжетных картинок.
 НУмеет частично раздеваться с небольшой помощью, взрослого.
2 годаСПо предлагаемому образцу и просьбе взрослого находит предмет того же цвета.
 ДоПерешагивает через препятствие чередующимся шагом.
 ДрВ игре воспроизводит ряд логических связанных действий. Например, куклу, купает, вытирает.
 РаПользуется 2-3 словными предложениями при общении с взрослыми, употребляя прилагательные и местоимения.
РпПонимает короткий рассказ о событиях, знакомых ребёнку из его личного опыта.
НУмеет частично одевать одежду с небольшой помощью взрослого.
2 года 6 мес.СПодбирает по образцу разнообразные предметы четырёх цветов /красный, синий, жёлтый, зелёный/.
 ДоПерешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую над полом на 20-28 см.
 ДрВ игре действует взаимосвязано, последовательно (кормит куклу, укладывает спать, гуляет).
 РаСтроит предложение из трех и более слов. Появляются вопросы где? куда?
 НСамостоятельно одевается, но ещё не умеет застёгивать пуговицы и завязывать шнурки.
3 годаСНазывает 4 основных цвета.
 ДоПерешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую над полом на 30-35 см.
 ИгрыВ играх исполняет роль. Например: играя с куклой, говорит: мама, доктор.
 РаУпотребляет сложные предложения. Появляются вопросы почему? когда?
 НОдевается самостоятельно с небольшой помощью взрослого, застёгивает пуговицы, завязывает шнурки.
4 годаМышление, речь.Умеет группировать предметы по классам: мебель, посуда, одежда, животные, птица и др.
 Моторика.Умеет подпрыгивать одновременно на двух ногах, на месте и продвигаясь вперёд. Всегда или иногда сам застёгивает пуговицы, завязывает шнурки.
 Внимание и памятьВнимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многих повторений, но в целом успешно.
 Социальные контакты.Умеет играть с другими детьми и, соблюдая правила игры.
 ПсихикаБез отклонений.
5 летМышлениеУмеет составить по картинке рассказ из нескольких предложений. Правильно отвечает на вопрос, как герой попал в данную ситуацию.
 МоторикаУмеет прыгать на месте на одной ноге и подвигаться вперёд. Одевается и раздевается самостоятельно всегда или почти всегда.
 Внимание памятьВнимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многих повторений, но в целом успешно.
 Социальные контакты.Умеет играть с другими детьми и, соблюдая правила игры.
 ПсихикаБез отклонений.
Читайте также:  Фруктовый торт для ребенка 1 год

Оценка НПР детей раннего возраста.

Группы риска детей по нервно — психическому развитию:

Группа внимания: 

  • дети с опережением в развитии по одному или нескольким показателям на 2 и более эпикризных срока..
  • дети с отставанием в развитии по одному или нескольким показателям на один эпикризный срок.

Группа риска: дети с отставанием в развитии по одному или нескольким показателям на 2 эпикризных срока. 

Группа высокого риска: дети с отставанием в развитии по одному или нескольким показателям на 3 эпикризных срока. 

Группа диспансерная: 

  • дети с отставанием в развитии по одному или нескольким показателям на 4-5 эпикризных срока.
  • дети с отставанием в развитии по одному или нескольким показателям на 6 и более эпикризных срока,
  • дети с уровнем интеллекта, не подлежащим оценке НПР.

Группы развития I группа: 

  • дети с нормальным развитием.
  • дети с опережением в развитии:

а) на один эпикризный срок (ускоренное развитие)

б) на два и более эпикризных сроков (высокое развитие).

в) дети с дисгармоничным развитием — с опережением на разные эпикризные

сроки по одному или нескольким показателям. 

П группа: 

  • дети с отставанием в развитии на один эпикризный срок:

1-я степень — по 1-2 показателям.

2-я степень — по 3-4 показателям.

3-я степень — по 5-7 показателям.

  • дети с негармоничным развитием (часть показателей выше на 1-2, другая часть ниже на 1 эпикризный срок).

III группа: 

  • дети с отставанием в развитии на 2 эпикризных срока.

1-я степень — по 1-2 показателям. 

2-я степень — по 3-4 показателям. 

3-я степень — по 5-7 показателям.

  • дети с дисгармоничным развитием: часть показателей выше, часть ниже на 12 эпикризных срока, часть показателей может соответствовать норме.

IV группа:

Читайте также:  Путешествие ребенок 1 год

1) дети с отставанием на 3 эпикризных срока.

1-я степень — по 1-2 показателям.

2-я степень — по 3-4 показателям.

3-я степень — по 5-7 показателям,

2) дети с дисгармоничным развитием (часть показателей ниже на 1-2 эпикризных срока, часть на 3 эпикризных срока, некоторые показатели могут соответствовать норме).

V группа: 

  • дети с отставанием на 4-5 эпикризных срока.

1-я степень — по 1-2 показателям.

2-я степень — по 3-4 показателям.

3-я степень — по 5-7 показателям.

дети с дисгармоничным развитием (часть показателей ниже на 1-3 эпикризных срока, часть на 4-5 эпикризных срока, некоторые показатели могут соответствовать норме).

Категория: Будущим родителям.

Печать
E-mail

Источник

Оценка нервно-психического развития детей 1-го года жизни осуществляется по следующим показателям:

1 — зрительные ориентировочные реакции (АЗ — анализация зрительная);

2 — слуховые ориентировочные реакции (АС — анализация слуховая);

3 — эмоции и социальное поведение — Э;

4 — движение (руки и действия с предметами — ДР);

5- движения общие — ДО;

6 — подготовительные этапы развития речи:

понимание речи — ПР, активная речь — АР;

7 — умения в кормлении и в других режимных процессах, навыки — Н.

Ребенок в возрасте 10 дней:

АЗ — удерживает в поле зрения движущиеся предмет (ступенчатое слежение);

АС — вздрагивает и моргает при резком звуке.

Ребенок в возрасте 18-20 дней:

АЗ — удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого);

АС — плачущий или кричащий ребенок успокаивается при сильном звуке (слуховое сосредоточение).

Ребенок в возрасте 1 месяц:

A3 — плавное прослеживание движущегося предмета;

АС — длительное слуховое сосредоточение (прислушивается к голосу взрослого, к звуку игрушки);

Э — первая улыбка в ответ на разговор взрослого;

ДО — лежа на животе, пытается поднимать и удерживать голову (до 5 сек.);

АР — издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним.

Ребенок в возрасте 2 месяца:

A3 — длительное зрительное сосредоточение: смотрит на привлекший внимание неподвижный предмет или лицо взрослого, длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым;

АС — ищущие повороты головы при длительном звуке, поворачивает голову в сторону голоса взрослого;

Э — быстро отвечает на разговор с ним улыбкой, длительное зрительное сосредоточение на другом ребенке;

ДО — лежа на животе, поднимает и некоторое время удерживает голову (не менее 5 сек.);

АР — повторно произносит отдельные звуки.

Ребенок в возрасте 3 месяца:

A3 — зрительное сосредоточение в вертикальном положении на руках у взрослого (на лице говорящего с ним взрослого, на игрушки);

Э — отвечает комплексом оживления на эмоциональное общение с ним (разговор), ищет глазами ребенка, издающего звуки;

ДР — случайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью;

ДО — лежит на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову (1 минута).

Ребенок в возрасте 4 месяца:

A3 — узнает мать или близкого человека (радуется);

АС — поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его глазами;

Э — во время бодрствования часто и легко возникает «комплекс оживления», громко смеется в ответ на эмоциональное речевое общение, ищет взглядом другого ребенка, рассматривает, радуется, тянется к нему;

ДР — рассматривает, ощупывает, захватывает низко висящие над грудью игрушки;

ДО — удерживает голову в вертикальном положении (на руках у взрослого), при поддержке под мышки крепко упирается о твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренном суставе;

РА — гулит;

Н — во время кормления придерживает руками грудь матери или бутылочку.

Ребенок в возрасте 5 месяцев:

A3 — отличает близких людей от чужих по внешнему виду (по-

разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого взрослого);

Читайте также:  Физиологический фимоз у ребенка 1 год

АС — узнает голос матери или близкого человека, различает

строгую и ласковую интонацию обращенной к нему речи, по-разному реагирует;

Э — радуется ребенку, берет у него из рук игрушки, гулит;

ДР — берет игрушку из рук взрослого, удерживает игрушку в руке;

ДО — долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук, переворачивается со спины на живот, ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки;

РА — подолгу певуче гулит;

Н — ест с ложки полугустую и густую пищу.

Ребенок в возрасте 6 месяцев:

АС — по-разному реагирует на свое и чужое имя;

ДР — уверенно берет игрушки, находясь в любом положении, и подолгу или занимается, перекладывая из одной руки в другую;

ДО — переворачивается с живота на спину, передвигается, переставляя руки или немного подползая;

РА — произносит отдельные слоги (начало лепета);

Н — хорошо ест с ложки, снимая пищу губами, небольшое количество жидкой пищи пьет из блюдца или чашки.

Ребенок в возрасте 7 месяцев:

ДР — стучит игрушкой, размахивает, перекладывает, бросает ее;

ДО — хорошо ползает (много, быстро, в разных направлениях);

ПР — на вопрос «Где?» находит взглядом предмет, находящийся постоянно в определенном месте (например, часы, куклу);

АР — подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги (2-3);

Н — пьет из чашки, которую держит взрослый.

Ребенок в возрасте 8 месяцев:

Э — смотрит на действия другого ребенка, смеется или лепечет;

ДР — игрушками занимается долго и разнообразно, действует ими, в зависимости от их свойств, подражает действиям взрослого с игрушками (толкает мяч, стучит, вынимает);

ДО — сам садится, сидит, ложится, держась руками за барьер, сам встает, стоит и опускается, переступает, держась за барьер;

РП — на вопрос «Где?» находит несколько предметов, (2-3) на постоянных местах, по просьбе взрослого, выполняет разученные ранее простые действия;

РА — громко, четко и повторно произносит различные слоги;

Н — ест корочку хлеба, которую сам держит в руке, пьет из чашки, которую держит взрослый.

Ребенок в возрасте 9 месяцев:

АС — плясовые движения под плясовую мелодию;

Э — догоняет ребенка, ползет ему навстречу, подражает действиям другого ребенка;

ДР — с предметами действует по-разному, в зависимости от их свойств (катает, нажимает, вынимает);

ДО — переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них руками;

РП — на вопрос «Где?» находит несколько знакомых предметов в разных местах, независимо от их постоянного местоположения, знает свое имя, оборачивается на зов;

РА — подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые уже есть в лепете;

Н — хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками, формируется навык опрятности (спокойно относится к процессу высаживания на горшок).

Ребенок в возрасте 10 месяцев

Э — действует рядом с ребенком или одной игрушкой с ним;

ДР — самостоятельно и, по просьбе взрослого, выполняет разученные с игрушками действия: вынимает, вкладывает, открывает, закрывает, катает, действия с предметами принимают устойчивый характер;

ДО — входит на невысокую поверхность или горку, держась за перила, и сходит с нее, идет вперед с поддержкой за обе руки;

РП — по просьбе «Дай!» находит и дает знакомые предметы; по вербальной просьбе взрослого, выполняет более сложные разученные действия и движения: «Догоню-догоню», «Сорока-ворона», играет в прятки и др.);

РА — подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых не было в его лепете;

Н — закрепляются умения, приобретенные в 9 месяцев.

Ребенок в возрасте 11 месяцев:

Э — радуется приходу детей; избирательное отношение к детям;

ДР — овладевает новыми действиями с предметами и начинает выполнять их по слову взрослого: накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень;

ДО — стоит самостоятельно; делает первые самостоятельные шаги;

РП — по словесной инструкции, выполняет разученные действия, не подсказанные предметами (водит куклу, кормит собачку); появляются первые обобщения в понимаемой речи (по словесной просьбе взрослого, находит, дает любую куклу, которую видит среди игрушек, любой мяч, все машины, часы);

РА — произносит первые слова-обозначения, например: «Дай, мама, би-би»;

Н — закрепляются приобретенные в 9 месяцев умения и навыки.

Ребенок в возрасте 12 месяцев:

A3 — различает две контрастные формы предметов (подбор по образцу), узнает на фотографии знакомого взрослого;

Э — протягивает другому ребенку игрушку, сопровождая это смехом и лепетом, ищет игрушку, спрятанную другим ребенком;

ДР — выполняет самостоятельно разученные действия с игрушками: катает, водит, кормит; переносит действия, разученные с одним предметом, на другой (водит, кормит, баюкает куклу, кошку, зайца);

ДО — ходит самостоятельно (без опоры);

ПР — понимает (без показа) название нескольких предметов, действий, имена детей и взрослых, выполняет отдельные поручения (принеси, найди, отдай тете, положи на место); понимает слово нельзя (прекращает действие); некоторые слова в понимаемой речи приобретают обобщенный характер; по вербальной просьбе взрослого, выполняет разученные ранее действия с игрушками;

РА — подражая взрослому, легко произносит новые слоги; произносит 5-10 облегченных слов;

Н — самостоятельно пьет из чашки (берет ее руками и пьет).

Источник