Оценка физического состояния ребенка до 1 года
У новорожденного малыша органы чувств развиты лучше, чем двигательный аппарат. Но со временем на смену хаотичным движениям приходят все более осмысленные, целенаправленные, надо с первых же недель жизни малыша создать условия, обеспечивающие полноценное физическое и психическое развитие.
Особенно внимательно родители должны следить за правильным положением тела ребенка, когда он лежит, сидит, стоит. Ведь кости у младенца не обладают достаточной прочностью и легко поддаются искривлению. Неправильная поза не только нарушает осанку, но и приводит к непропорциональному росту костей. Процесс окостенения скелета происходит постепенно и тесно связан с образованием мышечной системы. Поэтому так важно с самого раннего детства укреплять мышцы с помощью массажа и гимнастики.
Родители должны уметь определять, правильно ли развивается их ребенок и соответствует ли его развитие установленной возрастной норме. При оценке физического развития детей учитывают следующие показатели:
1. Морфологические показатели: длина и масса тела, окружность грудной клетки, а у детей до трех лет — окружность головы.
2. Функциональные показатели: жизненная емкость легких, мышечная сила кистей рук и др.
3. Развитие мускулатуры и мышечный тонус, состояние осанки, опорно-двигательного аппарата, развитие подкожного жирового слоя, тургор тканей.
Морфологические показатели развития ребенка:
1) Одним из основных показателей является нормальное прибавление веса. В среднем за месяц малыши прибавляют 600—700 г в первом полугодии и 500—600 г — во втором. Традиционно вес грудных детей определяется на медицинских весах в детской поликлинике, но можно легко проверить его и с помощью простейшей формулы (расчет приблизительный):
Р + (л-к) = М, где
М — вес малыша на данный момент;
Р— вес малыша при рождении;
П — возраст ребенка (число месяцев);
к — коэффициент (для малышей в возрасте до полугода равен 0,7, от полугода до года — 0,6).
Например, 4-месячный мальчик, весивший при рождении 3 кг 40 г, может иметь вес: 3,4+(4*0,7) = 6,2 кг.
2) Рост грудного ребенка измерить нетрудно. На стол положите планку, на которой сбоку нанесены деления или метки предыдущих замеров. Перпендикулярно планке расположите два угольника (или две дощечки), один из которых закрепите неподвижно, а второй — свободно, чтобы скользил вдоль планки.
3) О правильном развитии ребенка можно судить и по размерам окружности головы, груди и живота. По этим показателям определяют пропорциональность соотношений важнейших частей тела ребенка, гармоничность его развития. Например, у новорожденного окружность головы примерно на 2 см больше окружности грудной клетки. На 4-м месяце жизни величины этих окружностей сближаются и уравниваются, на 12-м месяце размер грудной клетки становится на 2 см больше окружности головы. Такая закономерность сохраняется всю жизнь. Рост или вес существенно не влияют на эти пропорции, а отклонения могут свидетельствовать о некоторых нарушениях, заболевании. Окружность грудной клетки измеряют, накладывая сантиметровую ленту спереди на уровне сосков, сзади — на уровне нижних углов лопаток. При измерении окружности головы плотно обхватите сантиметровой лентой сзади затылочный бугор, а спереди — надбровные дуги. Кстати, величина окружности груди, разделенная пополам, обозначает размер одежды для малыша, а окружность головы — это размер головного убора.
Величина окружности живота очень изменчива и зависит от характера питания, тонуса мышц, типа выполняемых физических упражнений. Окружность живота должна быть несколько меньше окружности груди, в противном случае ребенок развит непропорционально.
Конечно, указанные возрастные показатели условны, однако они позволят родителям составить представление о физическом состоянии своих детей.
Предлагаем вашему вниманию динамику показателей физического развития малыша, а также примерную последовательность формирования статических и динамических функций соответственно месяцам его жизни.
Средние показатели развития новорожденного
Рост — 50—51 см.
Вес — 3,3—3,5 кг.
Окружности: головы — 34—36 см, груди — 32—34 см.
Появляется реакция на внешние воздействия — малыш начинает видеть и слышать, Выявляются врожденные умения: сосание, глотание, моргание и т. п.
Появляются условные рефлексы — на зрительный и слуховой раздражитель.
Самостоятельно не может изменить положения своего тела. Лежа на животе, голову не поднимает. Не может удерживать голову в вертикальном положении.
Средние показатели развития в 1 месяц
Рост — 53—54 см.
Вес — 4,1—4,3 кг.
Окружности: головы — 36,6—37,3 см, груди — 36,0—36,3 см-
Несколько секунд может удерживать голову в вертикальном положении. Лежа на животе, старается приподнять голову. В ответ на раздражение производит рефлекторные движения ручками и ножками.
Средние показатели развития в 2 месяца
Рост — 56—58 см.
Вес — 5,0—5,3 кг.
Окружности: головы — 38,4— 39 см, груди — 38,1—39,0 см.
Хорошо поднимает и удерживает голову в вертикальном положении 1 —1,5 минуты. Приподнимает голову и грудь, лежа на животе. Поворачивает голову в сторону говорящего. Хорошо следит за движущимися яркими предметами. Предметы хватает всей ладонью и крепко их удерживает.
Средние показатели развития в 3 месяца
Рост— 59—61 см.
Вес —6,0—6,3 кг.
Окружности: головы — 40,0—40,9 см, груди-—40,0—41,3 см.
В течение 5—6 мин. свободно удерживает голову в вертикальном положении. Лежа на животе, приподнимается и опирается на предплечья и локти. Переворачивается со спины на бок; меняет положение своего тела, но движения не координированы. Активно следит за движущимся предметом; определяет по голосу местонахождение взрослого. Тянется за игрушкой, засовывает пальцы в рот, тянет пеленку. Любит, если с ним играют взрослые.
Средние показатели развития в 4 месяца
Рост — 62—64 см.
Вес — 6,5—6,9 кг.
Окружности: головы — 41,0—41,9 см, груди — 41,8—42,0 см.
Приподнимает голову из положения на спине. При поддержке в вертикальном положении крепко упирается ножками. Сидит с поддержкой. Свободно переворачивается со спины на живот. Лежа на животе, приподнимается, опираясь на ладони, и следит за движущимся предметом. Хватает и удерживает в руках мелкие предметы; играет с висящими над кроваткой игрушками, берет в руки, ощупывает, тянет в рот.
Средние показатели развития в 5 месяцев
Рост — 64—68 см.
Вес — 7,4—7,8 кг.
Окружности: головы—42,2—43,2 см, груди — 43,0 — 44,3 см.
При поддержке или опоре садится, но удерживать прямо спину еще не может. Поддерживаемый под мышки, стоит ровно на ножках. Пытается поворачиваться с живота на спину. Подолгу удерживает схваченные предметы. Хорошо знает мать и не идет на руки к чужим. Хорошо различает тон голоса, который можно использовать в воспитательных целях. Не понимая слов, улавливает их смысл и интонации.
Средние показатели развития в 6 месяцев
Рост — 66—70 см.
Вес — 8,0—7,7 кг.
Окружности: головы— 43,2—44,2см, груди—44,3—45,5 см.
Самостоятельно садится и сидит ровно без поддержки. Свободно переворачивается с живота на спину. При поддержке за руки или за грудь встает и пытается переступать ножками. Пытается ползать на четвереньках. Свободно играет с игрушками, перекладывает их из одной руки в другую, размахивает ими, поднимает упавшую игрушку. Протягивает ручки, чтобы его взяли на руки. Начинает произносить первые слоги «од», «ба» и т. п.
Средние показатели развития в 7 месяцев
Рост — 68—71 см.
Вес — 8,3—8,9 кг.
Окружности: головы—44,0-44,8 см, груди —45,0—46,4 см.
Поднимается на четвереньки и свободно ползает. Уверенно сидит. Сидя самостоятельно, наклоняет и выпрямляет туловище. При опоре встает на колени; при поддержке за обе руки ровно стоит и хорошо переступает ножками. Тянется к своему изображению в зеркале; ищет взглядом и находит крупные предметы, называемые взрослыми.
Средние показатели развития в 8 месяцев
Рост — 70—72 см.
Вес — 8,5—9,5 кг.
Окружности: головы — 44,3—45,4 см, груди — 46,0—47,2 см.
Цепляясь за кроватку, встает и сам садится. Пытается хлопать в ладоши («ладушки»). Встает и пробует ходить при поддержке за руки. Становится разнообразной мимика: появляется интерес и удивление при появлении новой игрушки или незнакомого лица. Ищет взглядом нужный ему предмет и проявляет настойчивость и стремление достать его. Много играет с игрушками: рассматривает их, постукивает одной о другую, пытается бросить вниз и т. д.
Средние показатели развития в 9 месяцев
Рост— 71—73 см.
Вес — 9,3—9,9 кг.
Окружности: головы — 45,3—46,3 см, груди — 46,7—47,9 см.
Пытается стоять без опоры. Самостоятельно ходит, держась за опору, приподнимается и встает из любого положения. При ползании по ровной поверхности залезает на предмет (подушку, чемодан и т. д.). Выполняет довольно сложные движения: перебирает кубики, собирает мелкие предметы; выполняет простые просьбы: «дай ручку», «помаши ручкой —до свидания» и др. С игрушками предпочитает играть сидя. Ищет упавший или спрятанный предмет, отыскивает предметы, находящиеся в разных местах, запоминает их названия. Помнит свое имя, поворачивает лицо к тому, кто его зовет. Понимает слово -нет. Улавливает не только интонацию, но и значение отдельных слов (дай, на, брось, иди и др.). Различает величину, цвет и форму предметов.
Средние показатели развития в 10 месяцев
Рост — 72—74 см.
Вес — 9,5—10,4 кг.
Окружности: головы — 45,6—46,6 см, груди —47,0—48,3 см.
Сам поднимается и стоит без опоры. Может ходить, держась за руку. Мелкие предметы берет двумя пальцами, не отдает понравившуюся игрушку; хорошо подражает движениям взрослых. Сознательно выполняет сложные движения, например, открывает и закрывает коробочку, даст и берет мяч, прячет его. Начинает произносить простые слова. Окружающие предметы и животных называет отдельными слогами.
Средние показатели развития в 11 месяцев
Рост — 73—75 см.
Вес — 9,8—10,5 кг.Окружности: головы — 46,0—16,9 см, груди — 47,7—48,7 см.
Хорошо ориентируется в пространстве (встает, садится, нагибается, ходит при поддержке за руку). Знает названия многих предметов и показывает названную игрушку, части своего тела и т. д. Выполняет многие требования, при отрицании качает головой. Заметно возрастает координация движения пальцев (крепко держит игрушки, комкает и рвет бумагу).
Средние показатели развития в 12 месяцев
Рост — 71—76 см.
Вес — 10,1—10,7 кг.
Окружности: головы — 46,0—47,2 см, груди — 47,7—49,0 см.
Самостоятельно ходит; подходит, если зовут. Приседает и выпрямляется без опоры; наклонившись, может поднять предмет. Дает игрушку, если ее у него просят. Выполняет сравнительно сложные задания: открывает дверь, приносит отдельные предметы, игрушки. Пытается участвовать в одевании, умывании. Словарный запас — около 10 слов. Любит наблюдать за передвижением людей, животных; тянется к движущимся предметам, игрушкам.
На физическом развитии детей заметно отражаются особенности климата, жилищно-бытовые условия, режим дня, характер питания, а также перенесенные заболевания. На темпы физического развития влияют также наследственные факторы, тип конституции, интенсивность обмена веществ, эндокринный фон организма, активность ферментов крови и секретов пищеварительных желез.
Источник
Когда говорят о физическом развитии ребенка, подразумевают совокупность определенных показателей. Это рост, вес, окружность груди и головы. Все эти показатели каждый месяц оцениваются на приеме у педиатра. Врачу важно отслеживать именно их динамику роста. На основе пола вашего малыша и всех четырех показателей делается вывод о физическом здоровье ребенка. Таким образом, специалист может сказать уровень физического развития вашего дитя и при необходимости дать рекомендации.
В конце статьи мы подготовили удобную таблицу физического развития ребенка. Скачайте её, чтобы быть уверенной, что кроха развивается согласно нормам!
Считается, что рост ребенка соответствует его возрасту, и примерно за год дети вырастают на 25 см.
Вес малыша должен соответствовать его росту. К концу первого года жизни детки весят примерно 10 кг. При этом масса тела считается самым нестабильным показателем. Она зависит от состояния младенца (болезнь, потеря аппетита, нарушение сна, дискомфорт)
До 4 месяцев окружность головы должна быть на пару сантиметров больше окружности груди. К 4 месяцам эти показатели приравниваются. После четырех — окружность груди становится больше окружности головы.
Все дети разные и уровень физического развития даже при рождении отличается. Кто-то рождается маленьким и длинным, активно сосет грудь и лежит спокойно в кроватке, а у кого-то вес при рождении большой, тонус мышц слишком повышен, а ребенок вздрагивает от малейшего звука. Поэтому точка отсчета физического развития у всех малышей индивидуальна. Родители должны быть бдительны и если что то вызывает беспокойство или волнение нужно сразу же обращаться к врачу. Только специалист сможет грамотно определить и рассчитать физическое развитие ребенка.
В первый год жизни у детей хорошо развита кожная чувствительность и для лучшего физического развития необходимо постоянно прикасаться, трогать, производить легкие массажные движения вашему крохе.
Физическое
развитие детей до 1 года по месяцам
Новорожденный имеет врожденные безусловные рефлексы: пищевой (сосательные движения), ориентировочный (повороты головы на различные стимулы), оборонительный (крик на раздражающие факторы). Движения рук, ног, глаз спонтанные, неупорядоченные и нескоординированные. Двигается новорожденный всем телом.
К концу первого месяца жизни движения становятся более скоординированные, малыш старается приподнять голову в позе лежа на животе. На громкий звук реагирует разведением ручек в сторону, а затем поджимает их к телу и сжимает кулачки.
На 2 месяце жизни движения глаз становятся скоординированными, голова поворачивается в сторону звука, грудничок пытается хватать и трогать заинтересовавшие его предметы, голову может удерживать в течение 1-1.5 минуты в позе лежа на животе. Некоторые малыши в этом возрасте отвечать улыбкой на улыбку.
В течение 3 месяца жизни ребенок в позе на животе опирается на предплечья и локти. Переворачивается со спины на бок, крутит головой, удерживая ее в вертикальном положении. Подтягивает свое тело, когда берут на руки. При обращении к нему взрослого появляется «комплекс оживления» — улыбается, может смеяться, агукать и отвечать.
В 4 месяца младенец может узнавать лица и простейшие предметы, переворачивается со спины на живот. В положении лежа на спине, может приподнимать голову. Хватает и удерживает в руках мелкие предметы, тянет их в рот, появляются любимые и не любимые игрушки, предпочитает маму другим взрослым.
Пятый месяц — пытается сесть, но держать спину без поддержки не может, узнает знакомые голоса, при поддержки за подмышки ровно стоит на ногах, имитирует звуки.
Шестой месяц — самостоятельно садится, пытается ползать на четвереньках, учится произносить элементарные слоги, произношение которых похожи на сосательные движения губ и рта: ма-ма и т.д. Малыш меньше спит, физическая активность увеличивается, тенят ручки к маме, крепко хватает игрушки обеими руками. Происходит быстрое развитие мелкой моторики, бросает игрушки на пол и смотрит, что с ними произойдет. Прорезываются первые зубы, сначала появляются 2 нижних средних резца.
Во время седьмого месяца жизни свободно ползает, в положении сидя может выпрямлять и наклонять вперед туловище, старается воспринимать, понимать и запоминать слова. Расстраивается, когда теряет игрушку из виду и ищет ее. Умеет перемещать пищу из передней части рта в заднюю и как следствие лучше глотает.
В конце статьи мы подготовили удобную таблицу физического развития ребенка. Скачайте её, чтобы быть уверенной, что кроха развивается согласно нормам!
Восемь месяцев – сам встает, имея опору. При поддержке пробует ходить, производит различные манипуляции с игрушками (роняет, катает, бросает и т.д.), уверенно сидит самостоятельно. Появляются 2 верхних средних резца.
В девять месяцев ходит, держась за опору, знает свое имя, может выполнять простые просьбы. Удерживает предметы большим и указательным пальцами.
Десять месяцев — может подниматься и стоять без помощи посторонних, начинает произносить простые слова, не отдает понравившуюся игрушку, по просьбе взрослого ищет знакомый предмет. Появляются 2 верхних боковых резца.
В одиннадцать месяцев знает название многих предметов и частей своего тела, мелкая моторика хорошо развита, свободно ориентируется в пространстве, продолжает пытаться делать самостоятельные шаги.
К одному году самостоятельно ходит, может сам нагнуться. Понимает все, о чем говорят и что его просят сделать. Произносит первые осмысленные слова. Появляются 2 боковых нижних резца.
К концу 1 года жизни у малыша должно быть 8 зубов, из них 4 сверху и 4 внизу.
На физическое развитие влияют не только генетические факторы, но и факторы внешней среды (воспитание, питание, социальные условия). Если хотите чтобы у ребенка своевременно развивались все физические показатели необходимо ежедневно с ним заниматься, правильно кормить и в неограниченном количестве дарить свою любовь, в которой так нуждается ваш малыш.
Польза грудничкового плавания. Грудничковое плавание с рождения. Упражнения на фитболе для новорожденных. Читайте в нашей следующей статье.
Источник
Физическое развитие ребенка — это динамический процесс изменений размеров тела, его пропорций, телосложения, мышечной силы и работоспособности.
Успех работы врача — педиатра зависит от знания динамики анатомических и физиологических особенностей ребенка, его реактивности, потребностей в основных пищевых ингредиентах (белках, жирах, углеводах, минеральных веществах, витаминах).
Как педиатр я часто сталкиваюсь с тем, что родители сравнивают физическое и психоэмоциональное развитие своего ребенка и со сверстниками. И конечно же сразу возникают вопросы: когда в норме ребенок должен начать ползать – в полгода или в девять месяцев? Когда должен сделать первые шаги или привыкнуть к горшку?
Различия в нормах развития детей раннего возраста часто становятся предметом жарких споров во врачебном сообществе и, естественно, вызывают вопросы, а иногда и тревогу у молодых родителей.
Так кто же прав и какими нормами должны руководствоваться родители и педиатр?
На сегодняшний день европейцы по психомоторному развитию ничуть не хуже современных россиян, но нормы развития детей в России и странах Европы отличаются.
Поиск ответа на этот вопрос стоит начать с того, откуда вообще взялись нормы физического развития детей первого года.
В нашей стране нормы физического развития являются наследием советской педиатрии. Они начали формироваться еще до войны, в 30-е годы XX века, а окончательно оформились к середине 60-х годов, когда педиатры смогли собрать и проанализировать статистический материал.
Как формируются нормы физического развития ребенка?
В этом сложном процессе имеются две составляющие: первая – это статистический материал — это определенное количество соматически и неврологически здоровых детей, измеряемое иногда даже в сотнях тысяч человек.
На основании анализа физических параметров этих детей формируются статистические ряды, в которых видна абсолютная норма и отклонения в ту или иную сторону.
Так, собственно, и сформировались нормативы:
- держать голову в положении на животе – к 1-1,5 месяцам;
- переворачиваться со спины на живот – к 3 месяцам;
- ползать – к 6 месяцам;
- самостоятельно ходить – к 12 месяцам.
И все было просто в оценке физического развития – опросил, измерил, сопоставил, сделал мгновенный вывод: соответствует ребенок нормам развития или нет.
Для советской поликлинической медицины это было удобно: используя минимальное время, оценить соответствие или несоответствие норме большого количества детей.
Но при этом наличие норм физического развития лишало развитие ребенка индивидуальности
Но в последние годы нормы физического развитя принятого на постсоветском пространстве стали мягко вытесняться «западными» нормами. Причем не вполне официально, так как старые нормы никто законодательно не отменял. Отказ от них происходит медленно, небольшими шажками.
Так, например, лет десять назад чуть сдвинулась планка по физическому развитию первого года:
повороты со спины на живот – к 4 месяцам;
ползание – к 7;
ходьба – к 12-13 месяцам.
Логика рассуждения изменилась: пошел ребенок в 10 месяцам – хорошо, не пошел в 12 – не трагедия.
В последние 2-3 года нормы отодвинулись еще более демократично:
- перевороты теперь с 3 до 6 месяцев;
- ползание – с 6 до 9;
- ходьба – с 10 до 14-16 месяцев.
Однако все это меркнет на фоне той демократии и либерализма, который присутствует в нормах развития ребенка на Западе — там главенствует принцип: «никто не имеет права заставить ребенка делать то, что он не делает в данный период времени», так как это нарушение его прав.
Не переворачиваешься в 6 месяцев – не страшно, не ползаешь на четвереньках – не проблема (можно вообще не ползать).
Когда-нибудь все это будет и в нашем сообществе, нельзя лишать ребенка детства, таскать по врачам, массажам и неврологам.
Сейчас перед современными российскими педиатрами стоит поистине глобальный вопрос: «что есть истина — «советская» норма или принятое на Западе «отсутствие норм»?
Но сегодня мы наверняка знаем, что европейцы по психомоторному развитию ничуть не хуже современных россиян. Так почему же нормы развития детей в России и странах Европы так разнятся?
Стоит отметить, что западные нормы физического развития откорректированы по сравнению с «советскими нормами» — все показатели считаются нормой, если запаздывают на 2-3 месяца.
Выходит, все здоровы – надо только ждать.
Мои личные наблюдение – это вариант нормы, но ребенок нуждается в наблюдении невролога, особенно если беременность протекала патологически, были сложные или наоборот стремительные роды и длительная неонатальная желтуха, перенесенные заболевания в раннем возрасте.
И все же нужно ждать как будет развиваться малыш.
Во всех этих случаях часто ставятся диагнозы:
- темповая задержка моторного развития;
- заместительная гидроцефалия;
- перинатальная энцефалопатия;
- синдром повышенной возбудимости;
- гипертонус и другие.
но при этом родителям нужно помнить, что это не диагнозы, а синдромы, указывающие на определенные отклонения в физическом развитии ребенка и это ничего не значит.
Эти дети здоровы, и не надо лишать их детства: не ползает в 7 месяцев? — не страшно, поползет в 8 или 9 месяцев.
А если не поползет, а сразу начнет вставать? Ничего, быстрее пойдет. Не ходит в год? Не страшно, подождем до 18 месяцев. Если и тогда не будет ходить, подумаем, что делать».
Но при этом вопросы отставания в физическом развитии волнуют не только врачей-педиатров, но главным образом у родителей. Они обсуждаются в семейном кругу, у песочницы, на прогулке идет «сравнительный анализ» чужих и собственных детей.
Едва став родителями, мы тут же начинаем усиленно высматривать в детях признаки опережающего развития и приходим в полный ужас, если обнаруживается малейшее отставание от статистической «нормы».
В ужасе родители отправляются к неврологу (педиатру, ортопеду) и слышит: «Не беспокойтесь, ждите, время не пришло, все дети разные», на определенное время приходит успокоение, но только до первого визита на детскую площадку, где соседский годовалый малыш активно ходит по двору, а наш кроха даже не пытается ходить за две руки. И снова одолевают сомнения: «А вдруг отстает? А вдруг невролог чего-то не увидел?»
На фоне одолевающих сомнений родители приходят на консультации к другому специалисту, а может, и к третьему. И хорошо, если мнения этих троих более или менее совпадают – а если нет?
Начинается тернистый путь по врачам….
Родители с опытом (2-й, 3-й ребенок) спокойнее смотрят на вещи.
Но родителям первого ребенка приходится очень тяжело, особенно после путешествия по просторам Интернета, где не всегда можно найти правильный ответ, плюс еще и растущее недоверие к врачам — неучи, рвачи, бездари, «поколение с купленными дипломами»….
Наверное мне повезло и с учителями, и с коллегами и даже с начальством, в наше время и в нашей стране — это большая удача!
Мое мнение — надо, прежде всего, оценивать свой личный опыт, без оглядок на какие -то рекомендации.
В Российской (советской) педиатрии накоплен гигантский опыт наблюдения и ведения детей, поэтому по многим вопросам физического развития надо учиться именно у российской педиатрии, но при этом не исключая возможность индивидуального подхода к каждому ребенку.
Так кто все-таки прав? Чьи нормы развития ближе к истине? Как это ни парадоксально, в этом вопросе нет ни правых, ни виноватых. Мы не можем сейчас сказать: вот, мол, наши нормы отстали от жизни, западные нормы более современные и демократичные.В то же время мы не можем утверждать, что западные нормы неверны.
Грубые отклонения видны и заподозрить ДЦП, другие неврологические или соматические патологии, влияющие на развитие ребенка можно на основании нескольких факторов.
Поэтому оценка физического развития ребенка должна основываться на тщательном изучении и динамическом наблюдении анамнеза неврологического и соматического статуса ребенка, начиная с рождения и до момента оценки.
Врач, проводящий оценку, должен четко представлять динамику развития ребенка в течение ближайшего времени (недели-месяцы).
Например:
ребенок 4-х месяцев не делает самостоятельный переворот со спины на живот. Родители обеспокоены. Невролог говорит: «Подождем месяц, до пяти. Если и там поворотов не будет, будем лечить».
Врач на этом этапе должен четко знать: а оправдано ли это ожидание? Есть ли смысл подождать или уже в четыре стоит назначить терапию? А если поворот и пойдет к пяти, не повлияет ли такая задержка на дальнейшие двигательные схемы (ползание, ходьбу), вербальные схемы общения, тонкую моторику?
Ждать формирования очередной схемы движения и ничего не делать просто, но врачу необходимо правильно оценить развитие мышечного тонуса и предвидеть его влияние на развитие разных сфер в ближайшие годы жизни ребенка.
Поэтому важно наблюдаться у опытного и внимательного специалиста и слушать мнение специалиста. При этом не вижу большой проблемы в консультации другого врача, если определяются значительные нарушения физического развития. Если доктор не имеет достаточного опыта, есть сомнения, что с физическим и психоэмоциональным развитием ребенка не все хорошо — проконсультируйтесь у другого врача, которому доверяете, требуйте дополнительных консультаций зав. педгруппой, узких специалистов, консультации в области.
Все дети разные, у них свой путь развития и становления (дифференцировки) органов и систем организма — в этой ситуации важно и не пропустить патологию, и с другой стороны — не начать лечить, без причин.
Источник