Оценка физического развития недоношенного ребенка

Оценка физического развития недоношенного ребенка thumbnail

Интенсивно развиваются технологии выхаживания преждевременно рожденных детей. Некоторые из малышей рождаются глубоко недоношенными. Помимо проблем, связанных с лечением и выхаживанием таких крошек, существуют трудности с оценкой их нервно-психического развития. На какие нормы и шкалы стоит ориентироваться, чтобы понять, нормально ли развивается малыш?

Маленькие борцы

После перехода на новые критерии живорождения врачи стали выхаживать детей, появившихся на свет в 22 недели и старше. Их вес очень мал: от 500 грамм. 

Это не просто очень маленькие дети. У таких малышей органы и системы незрелые, иммунитет работает слабо, а сам организм очень чувствителен к воздействию на него различных неблагоприятных факторов. То, что никак не отражается на здоровье доношенных детей, ребенка с экстремально низкой массой тела может убить или серьезно повредить его здоровье.

Дети, родившиеся на свет с очень низкой массой тела (от 1000 до 1499 г) и с экстремально низкой массой тела (менее 1000 г), составляют группу максимального риска по развитию различной тяжелой патологии и инвалидизирующих заболеваний. Причем чем меньше срок беременности, тем выше риск того, что у одного ребенка будет совокупность серьезных проблем.

У многих недоношенных детей, которым удалось выжить, отмечаются нарушения работы внутренних органов, неврологические расстройства, сенсорные нарушения. У них более высокий риск детского церебрального паралича, задержки умственного развития, минимальных мозговых дисфункций (проблемы речи, нарушения зрения, сложности в обучении, трудности с концентрацией внимания).

Физическое развитие тоже имеет свои особенности. Как правило, оно имеет низкие показатели на протяжении первых трех лет жизни у детей с очень низкой и экстремально низкой массой тела. Это связано с тяжестью состояния в первые недели и месяцы жизни, высокими энергетическими затратами, трудностями вскармливания, проблемами усвоения питательных веществ. Ну а дефицит питательных веществ отражается не только на показателях роста и веса, но и на нервно-психическом и интеллектуальном развитии ребенка.

Ранее выявление различных патологий, формирования вышеперечисленных и других нарушений необходимо для того, чтобы вовремя начать реабилитацию малыша и адекватное лечение. Цель этих мероприятий: адаптировать ребенка к жизни, а также дать ему возможности для обучения и развития.

Может ли у одного ребенка быть сразу несколько возрастов?

Мы привыкли считать возраст человека от момента его рождения. А вот у недоношенного ребенка врачи определяют сразу три возраста. Какие же?

  • Хронологический возраст

Это тот показатель, к которому мы привыкли. Он считается от дня рождения ребенка. Если малыш родился 1 января, то 1 февраля ему исполнится 1 месяц.

  • Постконцептуальный возраст

Его еще называют постменструальным. Это тот возраст, который считается от первого дня последней менструации. Он считается в неделях (иногда для точности к неделям добавляются дни). Например, ребенок родился 1 января в сроке 25 недель. В таком случае 1 февраля его постконцептуальный возраст составит 29 недель и 2 дня.

  • Корригированный возраст

Это возраст ребенка с поправкой на недоношенность. Он считается относительно 40 недель в ту и другую сторону. Если ребенок родился в 25 недель 1 января, то его корригированный возраст 1 февраля составит минус 11 недель, то есть ему не хватает 11 недель до 40. А сколько же ему будет 1 июня, когда хронологический возраст составит 6 месяцев? Оказывается, ему будет всего 6 недель и 4 дня корригированного возраста! 

Другими словами, только спустя полгода после рождения на сроке 25 недель гестации малыша можно будет сравнить по развитию с полуторамесячным доношенным ребенком. Хотя слово «сравнить» не совсем является уместным в данной ситуации.

Именно на основе корригированного возраста составлена наиболее часто используемая шкала умений недоношенных малышей.

Особенности психомоторного развития недоношенных

Как можно сравнивать, насколько хорошо развиваются недоношенные дети, родившиеся в одно и то же время, но на разном сроке? Естественно, что ребенок, родившийся в 34 недели, скорее догонит своих доношенных сверстников, чем кроха, появившийся на свет в 27 недель. Так на какие показатели ориентируется врачи? На что обратить внимание родителям?

Прошло немало времени, прежде чем врачи могли сделать определенные выводы о нервно-психическом развитии преждевременно рожденных детей, хотя разработка различных шкал (как более простых, так и сложных) для оценки развития недоношенных детей продолжается до сих пор. 

О чем мы точно знаем сегодня?

  • Ребенок развивается поступательно (постепенно).
  • Навыки формируются примерно в той же последовательности, как и у доношенных детей, но с поправкой на корригированный возраст.
  • Индивидуальные особенности становления психомоторных функций связаны со сроком беременности, на котором родился ребенок, с уровнем его морфофункциональной незрелости и степенью перинатального повреждения. То есть, ребенок тем дольше будет приобретать новые навыки, чем больше проблем он пережил в первые месяцы своей жизни.
  • Необходимо динамическое ежемесячное наблюдение за ребенком, чтобы можно было адекватно оценить темпы его развития.

Что умеет кроха?

Ниже мы приведем примерный перечень навыков и умений, которые можно ожидать от недоношенного малыша в первые 18 месяцев его жизни. Однако стоит помнить, что ориентироваться стоит не на хронологический возраст, а на корригированный. 

Это условные нормативы, которые нельзя строго применить ко всем недоношенным детям, но для родителей и врачей важно иметь хотя бы такие ориентиры.

  • 2 месяца корригированного возраста: первые умения

Малыш устойчиво удерживает голову, начинает гулить, улыбаться, прислушивается. Он узнает родных людей, радуется им при общении.

  • 4 месяца корригированного возраста: расширение возможностей

Малыш хорошо лежит на животике, поднимает голову, осматривает пространство вокруг. Он следит за предметами, за людьми. Кто-то из малышей уже хорошо переворачивается на живот и спину, а кто-то только учится это делать.

  • 6 месяцев корригированного возраста: движение вперед!

Ребенок учится сразу многому: ползать, вставать на четвереньки, сидеть. Развивается речь – появляется лепет. Это многократное повторение одних и тех же слогов («ма-ма-ма», «дя-дя-дя» и др.). Малыш очень интересуется игрушками, интересными вещами, которые находятся даже вне зоны его досягаемости, он пытается к ним подползти, подтянуться.

  • 9 месяцев корригированного возраста: как интересен мир!

Тяга к новым знаниям и любопытство побуждают малыша везде ползать, вставать, тянуться за предметами, разнообразно играть. В речи все больше новых слогов, он пытается подражать новым звукам. Малыш начинает хорошо понимать слово «нет», ведь именно в это время появляется так много запретов от родителей.

  • 12 месяцев корригированного возраста: развивается самостоятельность

Ребенок уже многому научился: он делает первые шаги, много ходит вдоль мебели, может нагнуться и поднять с пола предмет. Активно развивается речь: малыш осознанно произносит новые слова, может ответить на простые вопросы, понимает речь, обращенную к нему. Активно пользуется жестами: машет ручкой, мотает головой, кивает. Он очень расстраивается, если пропали из поля зрения мама или папа, начинает плакать.

  • 15 месяцев корригированного возраста: учиться и еще раз учиться!

С каждым днем пополняется словарный запас малыша. Он любит рассматривать картинки, слушать книжки, может показать пальчиком на предметы, животных, части тела. Движения становятся более координированными, ребенок хорошо ходит, умеет присесть на корточки. Он осознанно играет простыми развивающими игрушками (кубики, пирамидка), учится сортировать, собирать простые головоломки.

  • 18 месяцев корригированного возраста: совсем большой!

Малыш уже может подняться на лестнице, взобраться на горку на улице, начинает бегать, пытается сам одеваться и раздеваться, неплохо ест ложкой и пьет из чашки. Он четко знает, что хочет, и что не хочет. Ребенок эмоционально общается, употребляет в речи все больше слов.

Оценить гармоничность развития малыша можно совместно с педиатром и неврологом. Эти же специалисты вовремя заметят «слабые места» в развитии крохи и помогут разработать план его дальнейшего наблюдения, построения развивающих занятий при необходимости лечения, включающего не только лекарства, но и массаж, лечебную физкультуру, кинезиотейпирование и другие современные методики.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

  1. Особенности психомоторного развития и методы реабилитации недоношенных детей после выписки / Федорова Л.А. // Вестник современной клинической медицины. = 2014. — Том 7. — вып.6
  2. Оценка нервно-психического развития недоношенных детей на первом году жизни / Степанова О.А. // Вестник современной клинической медицины. = 2013. — Том 6, вып.1
  3. Особенности физического и нервно-психического развития глубоконедоношенных детей раннего возраста, рожденных с очень низкой и экстремально низкой массой тела в Калининградской области / Муц Е.У., Шестакова В.Н. // Вестник Смоленской государственной медицинской академии. = 2019. — Том 1

Источник

Недоношенным
называют ребенка, родившегося до
окончания полных 37 нед (260 дней)
беременности. В зависимости от массы
тела при рождении всех детей делят на
детей с низкой (менее 2500 г), с очень низкой
(менее 1500 г) и экстремально низкой массой
тела (менее 1000 г).

Для оценки
физического развития недоношенного
новорожденного используют оценочные
таблицы сигмального (табл. 7) и перцентильного
типа (рис.2). В настоящее время отдается
предпочтение перцентильным таблицам.

При построении
этих таблиц по вертикали откладываются
показатели массы тела, длины, окружности
головы, груди ребенка, по горизонтали
– его гестационный возраст. Если точка
пересечения этих линий располагается
между кривыми Р 25 – Р 50 – Р 75, то показатель
соответствует средней норме для данного
гестационного возраста, если от Р 10 до
Р 25 и от Р 75 и Р 90, то показатель ниже и
выше средней нормы. Величины ниже Р 10 и
выше Р 90 рассматриваются как низкие и
высокие.

Таблица
7

Основные параметры физического развития при рождении в зависимости от гестационного возраста (м±σ) (Дементьева г.М., Короткая е.В., 1981)

Срок
гестации, нед

Масса
тела, г

Длина
тела, см

Окружность
головы, см

Окружность
груди, см

Массо-ростовой
коэффициент

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

1124±183

1381±172

1531±177

1696±212

1827±267

2018±241

2235±263

2324±206

2572±235

2771±418

3145±441

3403±415

3546±457

35,9±1,8

37,9±2,0

38,9±1,7

40,4±1,6

41,3±1,9

42,7±1,8

43,6±1,7

44,4±1,5

45,3±1,7

47,6±2,3

49,6±2,0

50,8±1,6

51,7±2,1

26,6±1,9

28,0±1,5

28,9±1,2

29,5±1,5

30,2±1,6

30,6±1,2

31,3±1,3

31,9±1,3

32,3±1,4

33,7±1,5

34,7±1,2

35,5±0,9

35,7±1,3

23,9±1,9

25,7±1,7

26,4±1,4

26,7±1,6

27,9±1,9

28,4±1,7

28,9±1,7

29,6±1,6

30,1±1,9

31,7±1,7

33,1±1,6

34,3±1,2

35,0±1,7

31,2±3,9

36,3±3,3

39,4±3,7

41,9±4,3

44,1±5,3

46,4±4,6

49,9±4,9

51,7±4,6

53,6±4,9

57,9±6,6

63,6±6,9

66,9±6,6

68,8±7,5

Оценка физического развития недоношенного ребенка

Гестационный
возраст, нед

Оценка физического развития недоношенного ребенка

Гестационный
возраст, нед

Оценка физического развития недоношенного ребенка

Гестационный
возраст, нед

Оценка физического развития недоношенного ребенка

Гестационный
возраст, нед

Рис. 2. Оценочная
(перцентильная) таблица физического
развития

новорожденных с
учетом гестационного возраста (Дементьева
Г.М., 2000)

Оценка постнатального
физического развития недоношенного
ребенка также проводится по таблицам.
При это рассчитывается постконцептуальный
возраст ребенка, который определяется
путем суммирования срока гестации и
возраста после рождения, и оцениваются
параметры развития в соответствии с
постконцептуальным гестационным
возрастом ребенка. Например, 8 – недельный
ребенок (2 мес.), родившийся на 27 – неделе
гестации, трактуется как ребенок с
постконцептуальным возрастом 35 нед., и
его параметры физического развития
сравниваются с показателями данного
гестационного возраста.

По соотношению
массы тела и гестационного возраста
все новорожденные делятся на 3 группы:

  1. большие
    к сроку беременности (выше 90-го перцентиля)

  2. соответствующие
    сроку беременности;

  3. малые
    к сроку беременности (ниже 10-го
    перцентиля).

Для обозначения
3 группы детей используется термин
«задержка внутриутробного развития»
(ЗВУР). Выделяют 3 варианта ЗВУР:
гипопластический (пропорциально
маленький ребенок), гипотрофический
(или пренатальная, внутриутробная
гипотрофия) и диспластический (отчетливые
диспропорции и проявление наследственной
патологии, либо множественные стигмы
дизэмбриогенеза, тяжелые неврологические
и обменные нарушения). При диагностике
внутриутробной гипотрофии определяют
степень её тяжести (табл. 8).

Таблица 8

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #

    18.03.201613.49 Mб2227запруднов григорьев детские болезни.pdf

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НЕДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ С НИЗКОЙ И ЭКСТРЕМАЛЬНО НИЗКОЙ МАССОЙ ТЕЛА ПРИ РОЖДЕНИИ

  • Авторы
  • Файлы работы
  • Сертификаты

Шестак Д.А. 1, Урбанович О.В. 1, Хильмончик Н.Е. 1

1ГрГМУ

 Комментарии

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Актуальность. В последние годы возрастает проблема недоношенности новорожденных в связи с увеличением частоты преждевременных родов. Физическое развитие служит показателем функциональной зрелости организма и является одним из важных критериев для характеристики состояния детского населения, имеет большое социальное значение.

Цель. Оценить показатели физического развития детей с низкой массой тела (НМТ) и экстремально низкой массой тела (ЭНМТ) при рождении и проанализировать их вес и длину тела в возрасте 1 и 3 года жизни.

Материалы и методы исследования. Нами было проведено ретроспективное статистическое исследование путем анализа историй развития ребенка на базе ГУЗ «Детская поликлиника №1 г.Гродно», прикрепленных по месту обслуживания. В исследование включены 20 историй развития ребенка, родившихся с НМТ и ЭНМТ, выхаживавшихся на базе родильных отделений г.Гродно и ГОДКБ в 2015-2016 годах. Гестационный возраст детей при рождении — от 210 до 252 дней.

Результаты. Средний срок гестации на момент рождения составил 235,49 (± 3,89) дней. Средняя масса при рождении составила – 2077 (± 81,56) г, длина тела – 44 (± 0,59) см, окружность головы – 30,65 (± 0,49) см, окружность груди – 28,5(±0,51) см. Средний возраст родильниц составил 34 (±1,096) года. Среднее число родов у каждой по счету — 1,8 (±0,28). Родоразрешение происходило естественным путем у 35% женщин, путем кесарева сечения – 65%. Генитальная и экстрагенитальная патология матерей была следующей: 10% – уреаплазмоз, 70% – угроза прерывания беременности, 15% – хронический пиелонефрит, 10% – анемия, 15% – хроническая фетоплацентарная недостаточность. На ИВЛ находились 30% новорожденных. При оценке состояния новорожденных по шкале Апгар: 90% респондентов имели – 8/8 баллов, 5% – 7/7 баллов и 5% ребенок – 6 баллов (ИВЛ). Средние сутки выписки домой составили 25,49 (±4,01) дней. По группам риска на 1-м году жизни младенцы распределились следующим образом: внутриутробная инфекция – у 90%, перинатальное поражение нервной системы – у 80%, трофические нарушения – у 20%, анемия – у 35%, пневмония – у 10% респондентов. Среднее количество зубов к 1 году жизни у детей составило 5,07 (±0,51). К первому году жизни средняя масса составила 9474 (± 298) г, длина тела – 75,59 (± 0,64) см. На третьем году жизни средняя масса составила 14093 (± 655) г, длина тела – 96,55 (± 2,05) см. Группа здоровья у всех недоношенных новорожденных на 1-м году жизни II-б.

Выводы. Проведенный анализ показал, что исследуемая группа недоношенных детей, имеющих низкие показатели физического развития при рождении, к третьему году жизни соответствуют данной возрастной группе.

Литература

1. Алямовская, Г. А. Особенности физического развития глубоко недоношенных детей на первом году жизни / Г. А. Алямовская, Е. С. Кешишян, Е. С. Сахарова // Вестн. соврем. клин. мед. – 2013. – Т. 6, № 6. – С. 6–14.

Просмотров работы: 35340

Код для цитирования:

Источник

Способы оценки правильного развития недоношенного ребенка и близнецов

Вы можете использовать два нижеприведенных способа для того, чтобы проверить, отстает ли ваш недоношенный ребенок в развитии от доношенного ребенка так, как это ему положено в норме, или имеется дополнительная задержка развития вашего ребенка из-за поражения его мозга (патология).

Близнецы, даже доношенные, также могут быть проверены этими способами на основании их веса (удобнее всего использовать для них способ № 1). Однако с некоторой поправкой: доношенные близнецы в нервно-психическом развитии быстрее догоняют своих сверстников, чем обычные (не из двойни) недоношенные дети, родившиеся с таким же весом.

Способ № 1. Для оценки развития недоношенного ребенка воспользуйтесь таблицей, приведенной ниже. Как вы видите, основной критерий для оценки – это вес при рождении. В таблице приведены средние сроки освоения основных двигательных (Д), психических (П) и речевых (Р) навыков относительно веса при рождении.

Как пользоваться таблицей. Для примера оценим первый навык, указанный в таблице. В левом столбце указано, в каком возрасте расположенные на этой строке навыки обычно имеются у доношенных детей. Как вы видите, доношенный ребенок уже на 1-м месяце жизни пытается удержать голову, лежа на животе. Недоношенный ребенок, родившийся с весом менее 1500 г, начинает удерживать голову значительно позднее, только на 3-4-м месяце жизни. Ребенок с легкой степенью недоношенности начинает удерживать голову на 2-м месяце жизни, а иногда и раньше. Если он к концу 2-го месяца жизни не удерживает голову, то можно подозревать, что ребенок не только недоношен, но и то, что у него имеется поражение нервной системы, которое требует лечения.

Большинство недоношенных детей развиваются быстрее, чем указано в таблице. В таблице приведены навыки, которыми должны владеть все недоношенные дети в данном возрасте. Поэтому развитие в пределах таблицы не исключает полностью патологию нервной системы у недоношенного ребенка. Все равно надо регулярно посещать детского невролога на первом году жизни.

Внимание!

Если же имеется даже незначительное отставание от таблицы, то к неврологу надо обращаться срочно, внепланово.

* В левом столбце указан возраст, при котором доношенные дети осваивают навыки развития.

Для более тщательной и достоверной оценки развития своего недоношенного ребенка вам следует не ограничиваться этой таблицей, а обращаться к основному тексту книги (этапы развития). Во-первых, там подробно описаны навыки, только кратко указанные в таблице, и описана методика их проверки. Во-вторых, в таблице приведено очень ограниченное количество навыков. Ориентируясь на сроки развития тех навыков, которые указаны в таблице, вы можете проверить наличие и развитие у ребенка схожих с ними навыков, приведенных на аналогичном этапе развития ребенка в основном тексте.

Способ № 2. Основные навыки, приобретаемые младенцами на первом году жизни, появляются и закрепляются у детей, родившихся с весом 1500–2000 г, на 2–3 месяца позднее, чем у доношенных. Поэтому вы можете проверить развитие своего ребенка по книге с учетом такого отставания. Например, вашему ребенку, родившемуся с указанным весом (1500–2000 г), исполнилось 6 месяцев. Из календарного возраста 6 месяцев вычитаем должное отставание в 2–3 месяца. То есть: 6 месяцев – (2–3 месяца) = (3–4 месяца). Получаем, что его развитие должно соответствовать описанным в книге этапам «3 месяца» или «4 месяца» или где-то между ними. Конечно, если вы более точно знаете, насколько раньше срока родился ребенок, то вы можете более точно вычислить, какой этап использовать для проверки – «3 месяца» или «4 месяца». Если же ваш ребенок родился с весом 2000–2500 г, то проверять развитие в книге следует с учетом его задержки на один-два месяца. Постепенно эта задержка (отставание, разрыв) в развитии сокращается: большинство недоношенных малышей догоняют своих доношенных сверстников по психомоторному развитию в год-полтора.

Исключение составляют лишь дети с III и IV степенями недоношенности (вес при рождении менее 1750 г), которые в норме могут наверстать отставание иногда только лишь на третьем году жизни. И развитие у них происходит неравномерно – до 5–6 месяцев жизни они не только отстают от доношенных детей, но и темпы развития у них более медленные, чем у доношенных. Они как бы накапливают силы (дозревают) до рывка в развитии на 6-7-м месяцах жизни. С этого возраста глубоко недоношенные дети особенно быстро начинают догонять доношенных по развитию тонкой моторики (хватание предметов, мелкие движения рук) и лепета. Что касается развития массивных (глобальных) движений (удержание головы, сидение, стояние, ползание), то разрыв с доношенными детьми сокращается медленнее. Поэтому если проверять глубоко недоношенных детей по книге, то мы увидим, что на втором полугодии жизни они больше отстают в крупных движениях, чем в мелкой моторике, развитии психики и в доречевом развитии.

Таким образом, в период с 6-7-месячного до 11-12-месячного возраста недоношенный ребенок быстрее, чем доношенный, проходит описанные в книге помесячные этапы развития. Однако к 12 месяцам жизни глубоко недоношенный ребенок еще не догонит доношенного. Кроме того, вышеописанный рывок в его развитии заканчивается, и ему нужен еще целый год, чтобы догнать доношенного ребенка.

При этом и на втором году жизни у глубоко недоношенного ребенка остается неравномерность развития основных групп навыков: движений, психики и речи. При проверке по книге меньше всего он отстает в развитии психики. На протяжении второго года жизни двигательное развитие догоняет психику, и к 18–20 месяцам глубоко недоношенные дети по двигательному и психическому развитию должны быть такими же, как и их доношенные сверстники. Впрочем, считается нормальным, если задержка развития тонкой моторики рук отмечается до достижения ребенком возраста трех лет (хотя на первом году жизни тонкая моторика развивалась быстрее, чем глобальные движения). Такая же закономерность неравномерного развития имеет место и с речью. Несмотря на более быстрое, по сравнению с движениями, на первом году жизни развитие лепета, в последующем медленнее всего у таких глубоко недоношенных детей развивается речь – они догоняют по развитию речи доношенных детей только к 24-му месяцу жизни.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Следующая глава >

Похожие главы из других книг:

22. Методика групповой оценки физического развития. Акселерация
Оценка физического развития коллектива производится путем анализа возрастных изменений средних величин их средних квадратических отклонений, годичных приростов показателей в различные возрастные

8. Цент ильный метод оценки физического развития
Учитывая наблюдающееся варьирование различных показателей физического развития ребенка, нужно знать так называемое нормальное, или гаусс-лапласовское, распределение. Характеристиками этого распределения являются

50. Методы оценки физического развития детей и подростков
Метод сигмальных отклоненийПоказатели развития индивидуума сравниваются со средними показателями, характерными для соответствующей возрастно-половой группы, разница между ними выражается в долях

51. Методы оценки физического развития детей и подростков (продолжение)
На втором этапе определяют морфофункциональ-ное состояние по показателям массы тела, окружности груди в дыхательной паузе, мышечной силе кистей рук и жизненной емкости легких (ЖЕЛ). В качестве

Методы оценки физического развития детей и подростков
При разработке и выборе методов оценки физического развития необходимо прежде всего учитывать основные закономерности физического развития растущего организма:1) гетероморфность и гетерохронность развития;2)

5. Показатели физического развития детей. Центильный метод оценки физического развития
Учитывая наблюдающееся варьирование различных показателей физического развития ребенка, нужно знать так называемое нормальное, или гаусс-лапласовское, распределение.

Способы оценки результативности работы
В работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения развития, используется качественный анализ нарушений и происходящей динамики. Так, например, для специалиста не столько важно количество освоенных ребенком слов, сколько его умение

2.10. Ступени развития ребенка
С первых дней жизни ребенок обучается жить у своих родителей, все приобретенные при этом навыки понадобятся ему во взрослой жизни. От того, чему он научился, во многом зависит его будущая жизнь. Весь этот детский опыт можно разделить на

Выбор правильного приспособления для ношения ребенка
Еще в начале наших исследований мы поняли, почему в западных странах у матерей не принято носить на себе детей: просто им неудобно пользоваться имеющимися приспособлениями. У других же народов детей носят, применяя

Комплекс динамических дыхательных упражнений для развития правильного дыхания
Развитие полного удлиненного выдоха:– ходьба в среднем темпе. Вдох и выдох только через нос. На каждом третьем шаге – вдох, на четвертом шаге – выдох. Продолжительность выдоха постепенно

Методика оценки физического развития детей
В настоящее время наиболее распространенным способом оценки физического развития является метод взаимосвязи антропометрических признаков (по шкалам регрессии), которые обеспечивают гармоничность, пропорциональность их

9 месяцев развития ребенка по Звезде Магов Главные этапы внутриутробного развития ребенка под влиянием планет, соответствующих 9 месяцам беременности. Что делать для того, чтобы наш малыш впитал лучшие качества, поданные планетами-покровителями.
В следующих главах мы

Способы отлучения ребенка от груди
Резкое отлучениеЕсли женщина прежде всего ориентируется на свое состояние, усталость от кормления, внешние факторы, она может просто уехать от ребенка на 3–7 дней. В таком случае малыша ставят перед фактом: мамы нет, и ему придется

ДНЕВНИК РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Сейчас мы с вами рассмотрим развитие детеныша от года до трех ориентировочно по месяцам. Хочу сразу сказать, что все то, что мы говорим о каком-то месяце, важно, чтобы ребенок сделал шаги в возрастном развитии где-то в ближайшем окружении. За 2

Профилактика ранней половой возбудимости — начало правильного сексуального воспитания ребенка
Задача родителей состоит в том, чтобы стремиться к формированию у ребенка сексуальной гармонии, исключающей возможность социальных и биологических конфликтов.Профилактика

Источник