Обследование социального развития ребенка
Методика 1
Вопросы для собеседования
(тест разработан С.А.Банковым)
1. Назови свою фамилию, имя, отчество.
2. Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.
3. Ты девочка или мальчик? Кем ты станешь, когда вырастешь:
ей или дядей?
4. У тебя есть брат (сестра), кто из вас старше?
5. Сколько тебе лет? Сколько будет через год, через два?
6. Сейчас утро или вечер (день или утро)?
7. Когда ты завтракаешь — вечером или утром? Обедаешь утром- или днем? Что бывает раньше — обед или ужин? День или ночь?
8. Где живешь? Назови домашний адрес.
9. Кем работает твой отец (мама)?
10. Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш (лентой-
, платье)?
11. Какое сейчас время года — зима, весна, лето, осень? Почему ты так думаешь?
12. Когда можно кататься на санках — зимой или летом?
13. Почему снег бывает зимой, а не летом?
14. Что делает почтальон (врач, учитель)?
15. Зачем нужны в школе звонок, парта?
16. Ты сам(а) хочешь пойти в школу?
17. Покажи у себя правый глаз, левое ухо. Для чего нужны гла-
за, уши?
18. Каких животных ты знаешь?
19. Каких птиц?
20. Кто больше: корова или коза? Птица или пчела? У кого
больше ног: у собаки или петуха?
21. Что больше: 8 или 5, 7 или 3? Посчитай от 3 до 6, от 9 до 2.
22. Что ты скажешь, как поступишь, если нечаянно сломаешь
чужую вещь?
Оценка ответов
1. За правильный ответ на все вопросы одного пункта ребенок
может получить 1 балл ( за исключением контрольных).
2. Ребенок может получить 0,5 балла за правильные, но неполные ответы на дополнительные вопросы пункта.
3. Правильными считаются ответы типа: «Папа работает инженером на заводе», «У собаки ног больше, чем у петуха, у собаки
их четыре, у петуха — две». Неверными считаются ответы типа:
«Мама-Таня», «Папа работает на работе», а также ошибки во
временах года, в признаках «больше — меньше».
4. Кконтрольным вопросам относятся 5, 8, 15, 22. Ответы на
них оцениваются так:
5-й: если ребенок может вычислить, сколько ему будет лет — 1
балл, если называет года с учетом месяцев — 3 балла.
8-й: за полный домашний адрес с названием своего города — 2
балла, за обоснованный по признакам ответ (не менее 3 признаков) — 2 балла, менее 3 признаков — 1 балл;
15-й: за каждое правильно указанное применение школьной
атрибутики — 1 балл;
22-й: за правильный ответ — 2 балла.
5. Пункт 16 оценивается совместно с пунктами 15 и 17. Если в
пункте 15 ребенок набрал 3 балла и дал положительный ответ на
пункт 16, в протоколе отмечается положительная мотивация к
обучению в школе (общая сумма баллов при этом должна быть не
менее 4).
Оценка результатов беседы
Вполне зрелыми для школы считаются дети, получившие в
сумме 24-29 баллов, менее подготовленными — получившие 20-
24 балла, не подготовленными — получившие 15 — 20 баллов.
Давая заключение, следует помнить, что беседа, как и любой лабораторный метод изучения ребенка, — вспомогательный метод. Психолого-педагогическое заключение можно дать только на основе анализа всех данных комплексного исследования.
Беседа может проходить и по более широкой программе. Ответы —
детей позволяют составить представление об их нравственных занятиях, ценностных ориентациях, умении выйти из проблемной ситуац
ии, руководствуясь личным опытом.
Методика 2
Вопросы для собеседования
I серия
1. Назови, пожалуйста, свою фамилию, имя, отчество.
2. Как фамилия, имя, отчество твоих родителей?
3. Где и кем работают твои отец и мать? Хочешь ли ты быть похожим
на них? Почему?
4. Какую работу выполняет учитель, врач, портниха, продавец,
милиционер?
5. Сколько тебе лет?
6. У тебя есть сестра или брат (родные или двоюродные)? Ты любишь его (ее, их)? Кто из вас старше, кто моложе? Почему ты так думаешь?
7. Какие правила поведения ты знаешь? Их надо выполнять
всегда или нет?
8. Ты сам(а) себе нравишься? За что тебя любят дома и в дет-
ском саду?
9. У тебя есть недостатки? Какие? Ты хочешь их исправить?
10. Чем занимаются дети в школе?
11. Ты хочешь пойти в школу? А почему? Зачем надо уметь читать-
, писать, считать?
12. Если щенок оставил грязные следы на полу, что ты будешь
делать?
13. Кем ты станешь, когда вырастешь?
14. Каким ты хочешь стать?
II серия
15. Алеся — украинка, Чубо — молдаванин (предъявляется цветная картинка с изображением детей в национальных костюмах), а
ты кто? Почему ты так думаешь?
16. Представь себе, что ты отправился путешествовать по родной —
стране, но вскоре соскучился по маме и решил написать ей письмо. Какой адрес ты укажешь на конверте?
17. Как называется твоя Родина? Ты любишь ее? За что ты ее любишь?
18. Как называется страна, в которой ты живешь?
19. Что надо делать, чтобы люди нашей страны жили счастливо?
20. Что больше: Москва или Россия? Почему ты так думаешь?
21. Какие есть страны кроме России?
22. В какой стране ты хотел бы жить? Почему именно в ней?
23. Хотел бы ты жить там, где мир, или там, где война? Почему?
III серия
24. У тебя есть друг? Как бы ты поступил, если бы:
а) во время урока он не смог ответить на вопрос учителя;
б) обидел кого-нибудь из ребят;
в) его кто-нибудь захотел обидеть;
25. Представь, что в комнате два стола. На каждом из них дети
строят улицы большого города. За одним столом играют Таня,
Алеша, Наташа, Варя и Андрей, за другим — Адия, Сара, Моника,
Марат и Хорст. За каким столом ты стал бы играть? Почему
именно за этим? Что для тебя важно?
26. Как бы ты поступил, если бы нечаянно порвал чужую книгу, но никто этого не видел?
27. Представь себе, что ты с мамой едешь в автобусе, немного
устал, в руках у мамы тяжелые сумки с продуктами. Вдруг освобождается место у окна. Как бы ты поступил?
Ответы оформляются в виде протокола на каждого ребенка.
При проведении диагностики социального развития ребенка используйте метод индивидуальной беседы ( тест С.А. Банкова). В ходе ее педагогу легко установить контакт с ребенком, завоевать его доверие, что чрезвычайно важно для правильной диагностики. Чтобы
достичь этого, ведите беседу доброжелательно, непринужденно, со
знанием дела; не торопите ребенка с ответом, предоставьте ему возможность подумать, вернуться к тем вопросам, на которые он затрудняется ответить; если первоклассник устал — сделайте небольшой
перерыв, затем закончите беседу; записывайте ответы дословно, постарайтесь- дать им правильную оценку.
Задание
Задачи:
-пронаблюдать особенности проявления дисциплинированности младших школьников;
-выявить сформированность у детей навыков организации собственной деятельности и поведения;
-выявить приемы и методы, применяемые учителем для организации детей и их дисциплинирования.
ПЛАН НАБЛЮДЕНИЯ
1.Пронаблюдайте, как дети вашего класса готовятся к уроку:
-достают из портфеля все необходимое к уроку до звонка, аккуратно раскладывают на парте;
-забывают подготовиться к уроку, достают все необходимое к уроку со звонком или после звонка;
-готовятся до звонка, но торопливо, небрежно.
2.Пронаблюдайте, как каждый ребенок организует работу в ходе урока:
-успевает за темпом всего класса, быстро включается в любой вид работы;
-постоянно отстает, проявляет несобранность, неорганизованность.
3.Обратите внимание, кто из детей вашего класса нарушает дисциплину( мешает работе одноклассников разговорами, берет без спроса чужие вещи, пытается испортить в тетради работу другого ученика). Подумайте, почему ребенок ведет себя недисциплинированно:
-ему скучно на уроке, так как учебный материал он не понимает;
-ему неинтересно, так как материал урока он знает;
-ребенку не хватает доброжелательного отношения, он привык, что его относят к «плохим» детям.
4.Пронаблюдайте, какими приемами добивается учитель порядка на уроке, рабочей дисциплины:
-четкой организацией урока, четкими распоряжениями, указаниями (словесными приемами, методами);
-постоянно вовлекает детей в работу, беседу;
-использует на уроке разные виды работ, интересные и практические задания;
-использует в ходе урока разнообразный материал, наглядные пособия;
-использует прием соревнования на уроке;
-применяет метод примера.
5.Пронаблюдайте, как учитель приучает детей к самоорганизации:
-какие указания дает по организации рабочего места, разных видов работ на уроке;
-как поощряет, как порицает за проявление неорганизованности, несобранности, недисциплинированности.
6.Сделайте вывод, какие приемы работы учителя по организации и дисциплинированию детей наиболее результативны.
Тема 4 Речевая подготовка первоклассников
Речь — одна из основных высших психических функций. Известно, что речь у детей формируется на основе восприятия окружающего предметного мира. Понимание речи связано с развитием чувственной основы речи-предметных образов. Важной является та роль речи, которую она выполняет в психической деятельности человека, — она организует все высшие психические функции, входит в их структуру, регулирует деятельность и поведение, т.е. речь, формируясь и развиваясь каксамостоятельный психический процесс, затем начинает выполнять функции опосредования высших психических функций, их связывания и организации. Фонематический слух, чистота фонематического восприятия.
Наблюдение за уроками, их анализ.
Методические рекомендации для студентов
Предметом наблюдений на этот раз сделайте изучение ново-
го материала на уроках.
1. Исследуйте, прежде всего, эффективность выбора учителем содержания и методов изучения нового материала:
какими способами и насколько удалось учителю подготовить учащихся к восприятию нового материала; как актуализировались опорные знания, умения; насколько эффективно осуществлялась мотивация учения первоклассников;
каково содержание учебного материала (научность, связь с жизнью, воспитательное и развивающее значение);
как происходит объяснение нового материала (система, логика, ясность, доступность, реализация межпредметных связей);
насколько рационально использовались методы, приемы обучения (словесные, наглядные, практические, проблемно-по-
исковые методы). Было ли занятие обеспечено техническими
средствами обучения;
применял ли учитель различные способы повышения самостоятельности и активности детей на уроке: учет возрастных и
индивидуальных особенностей; раскрытие перспективы учебной
деятельности; организация самостоятельной учебной деятельности; использование проблемного объяснения, постановка проблемных вопросов; введение заданий программированного характера (тетради с печатной основой); какие использовал пред-
писания, памятки; уделял ли внимание формированию умений
самопроверки; решению учебных задач в занимательной, игровой форме, включению детей в соревнование в процессе учебной
работы, осуществлению внутрипредметных и межпредметных
связей, использованию элементов новых инновационных педагогических технологий;
насколько эффективно сочетались на уроке индивидуальные, групповые, общеклассные формы учебной работы;
каким образом учитель обеспечивал на уроке атмосферу делово-
го сотрудничества, доброжелательности, доверия, взаимопомощи.
2. Отдельно проанализируйте такой важный этап урока, как закрепление нового материала:
рационально ли учитель отобрал материал для закрепления;
какие использованы пути, способы, средства закрепления, обобщения, систематизации нового материала;
о чем свидетельствуют ответы учащихся.
3. Подумайте и попытайтесь определить общую целевую установку, с которой учитель осуществлял воспитательный процесс на
данном или ряде ранее наблюдаемых уроков:
обеспечить прочное и правильное усвоение детьми материала,
предусмотренного программой;
максимально полно реализовать воспитательные возможности
учебного материала урока; обеспечить нравственное, эстетическое, экологическое воспитание, сформировать основы научного
мировоззрения у детей;
выработать у первоклассников прочные учебные умения и на-
выки (чтения, письма, счета и др.);
сформировать у детей первоначальные умения самообразования;
развить умственные способности учащихся в процессе обучения,
обеспечить постепенный переход от наглядно-действенного к абстрактно-логическому способу мышления; развить память, внимание,
воображение ребенка; создать благоприятные условия для выявления задатков детей и максимального развития их творческих способностей;
комплексное решение ранее перечисленных целей.
Возможно, вы обнаружите дополнительные, не названные выше задачи (укажите их).
2.Комплексный тестовый метод диагностики речевого развития
детей дошкольного возраста (Ф.Г.Даскалова)
1-й тест. Свободные словесные ассоциации по определенному слову
. Задача: «Будем играть в игру со словами. Я скажу тебе одно слово,
а ты скажешь мне другое — какое хочешь».
1 — стул;
2 — мяч;
3 — Иван;
4 — зайчик;
5 — пою;
6 — красный.
Оценка: по крайней мере 3 верных ответа (т.е. адекватные слову —
-раздражителю ассоциации).
2-й тест. Ассоциативное дополнение слова в предложении – подбор и активное употребление имен существительных
1 — Ребенок толкает….
2 — Девочка качает….
3 — Зайчик хрупает….
4 — Мама стирает….
5 — Девочка поливает….
Оценка: 5 верных ответов.
Источник
Подготовила Новикова Н.А.
Диагностика личностно-социального развития школьника
Для исследования особенностей личностно-социального развития детей использую адаптированную карту наблюдений классного руководителя, которая заполняется в течение учебного года. Для диагностики особенностей образа «Я» ребенка и его социальной компетентности использую: проективные методы (анализ детских рисунков на определенные темы, рассказов о себе); внеситуативно-личностные беседы; методики, направленные на изучение самооценки школьника, его ценностных отношений и суждений социально-нравственного характера, личностного поведения, наблюдение и внешнюю оценку социального развития ребенка, развитие социальной компетентности школьника; анкетирование-опрос родителей и педагогов.
В педагогической диагностике образа «Я» школьника использую критерии, выделенные одним из современных исследователей становления и развития образа «Я» ребенка М.В. Корепановой.
Это: наличие и характер представлений ребенка о себе;
Самооценка и самоотношение;
Ценностные суждения и отношения.
Для изучения представлений о себе школьнику предлагается:
Рассказать по фотографиям и собственным рисункам о себе своем отношении к близким и друзьям;
Ответить на вопросы, используя рисунки: чем ты похож и чем отличаешься от остальных детей, людей; узнать по описанию учителя о ком он из сверстников он рассказал.
Методика 1. Беседа с детьми (автор М.В. Карепанова)
Цель: изучить особенности уровня самосознания ребенка.
Вопросы для беседы с ребенком:
- Что ты любишь больше всего на свете?
- Чем бы ты стал заниматься, если тебе разрешили делать все?
- Расскажи о своем любимом занятии: как ты играешь, гуляешь и прочее.
- Расскажи, что ты больше всего не любишь.
- Тебе все нравится в школе? Что бы ты хотел изменить?
- Я волшебница и могу выполнить любое твое желание. О чем ты хочешь попросить меня?
Результаты беседы позволяют выделить следующие уровни когнитивного компонента в структуре образа «Я» ребенка:
- Опосредованное познание себя, своих возможностей;
- Приобретение знаний о себе в процессе самопознания;
- Осознание своей индивидуальности через эмоционально-ценностное отношение к себе и другим.
Методика 2. Проективный рисунок «Я в прошлом, я в настоящем, я в будущем»
Цель: исследование внутреннего благополучия, представлений о себе во временной перспективе, самоотношения, самоценности, наличия трудностей в контактах с окружающими, внутреннего равновесия, комфорта или наличия тревожности, дискомфорта, адекватности возрастной и половой идентификации детей.
Материалы: лист бумаги, цветные фломастеры и карандаши.
Организация диагностики: на листе бумаги, разделенном на три части, учитель предлагает ребенку нарисовать себя в разное время жизни: когда он был маленьким, какой он сейчас, каким он будет в будущем, когда вырастет.
По ходу выполнения задания учитель не вмешивается в этот поцесс, а фиксирует детские комментарии, которыми сопровождаются рисование и сами рисунки.
Обработка результатов.
В таблицу оформляют пять психологических характеристик:
- Чувство самоценности, самооценка (рисунок «Я сейчас»)
- Легкость в установлении общения, контактов (рисунок «Я сейчая»)
- Наличие эмоционального, психического комфорта, отсутствие тревоги, беспокойства (рисунок «Я сейчас»)
- Адекватность половой идентификации (все рисунки)
- Адекватность возрастной идентификации (все рисунки)
Форма протокола
№ п/п | Ф.И. ребенка | Самоценность | Контакты | Комфорт | Пол | Возраст | Примечание |
Максимальное количество баллов по параметрам « Самоценность», «Контакты», «Комфорт»- 5 баллов за каждый признак; за признак, характеризующий неблагополучие ребенка, вычитается 1 из 5.
В графах «Пол», и «Возраст» ставится максимум 2 балла. За каждый признак неадекватной возрастной или половой идентификации снимается 1 балл.
Определение признаков эмоционального неблагополучия
(При наличии одного такого признака вычитается 1 балл от максимально возможного по данному параметру)
Параметры | Признаки неблагополучия |
Чувство неполноценности, низкая самооценка |
|
Трудности общения |
|
Тревожность, беспокойство, чувство внутреннего дискомфорта |
|
Неадекватная половая идентификация |
|
Неадекватная возрастная идентификация |
|
Методика 3. Исследования самооценки ( В.Г. Щур, С.Г. Якобсон в модификации В.В. Ветровой)
Цель: изучить особенности самооценки ребенка.
1-й вариант
Материал: лист бумаги, на котором нарисованы яркие крупные лесенки одинакового размера, состоящие из пяти одинаковых ступенек (над каждой лесенкой надпись или значок (символ): счастье(радость), здоровье, ум).
Инструкция: «посмотри, пожалуйста. Здесь нарисованы лесенка счастья, лесенка здоровья, лесенка ума. На самой верхней ступеньке стоят самые счастливые, здоровые и умные дети, на самой низкой – самые нездоровые, несчастливые, неумные. Отметь, пожалуйста, на каждой лесенке ту ступеньку, на которой стоишь ты. Где стоишь на лесенке счастья? Куда ты поставишь себя на лесенке здоровья? Куда ты поставишь себя на лесенке ума?
Анализ результатов производится в баллах:
5-я ступенька – 5 баллов;
4 -я – 4 балла;
3-я – 3 балла;
2-я – 2 балла;
1-я – 1 балл.
Если показатели в сумме дают:
14-15 баллов – завышенная самооценка;
От 9 до 13 баллов – адекватная;
От 8 до 3 – заниженная.
Методика 4. Изучение личностно-социального поведения ребенка (модификация варианта Е.Г. Юдиной, Г.Б. Степановой, Е.Н. Денисовой)
Цель: изучение и оценка личностно-социального поведения обучающегося в различных видах совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.
В ходе наблюдения за поведением ребенка в естественных условиях фиксируется в протоколе наиболее интересующие аспекты личностно-социального развития обучающегося. Р-С (сверстники), Р-Р ( с родителями), Р-У (учителем). Для получения достоверной информации обратиться за помощью к родителям, организовав их опрос в соответствии с выделенными показателями.
Для фиксации результатов наблюдения использовать оценочную шкалу:
- Никогда – 1 балл;
- Редко – 2 балла;
- Иногда – 3 балла;
- Как правило – 4 балла;
- Часто – 5 баллов.
По результатам наблюдений составляется обобщенный профиль личностно-социального развития каждого ребенка. Для этого отмечается наиболее соответствующее ребенку таблицы.
Оценочная шкала означает:
2 – почти всегда;
1 – в большинстве случаев;
0 – иногда;
1 – в большинстве случаев (для утверждений, расположенных слева);
2 – почти всегда (для утверждений, расположенных слева).
Протокол наблюдения за личностно-социальными проявлениями обучающегося
Фамилия, имя обучающегося _________________________
Возраст ________________________________________
Показатели личностно-социального развития | Деятельность в режимные моменты | Организованная деятельность | Неорганизованная деятельность | ||||||
Р – Р | Р – У | Р – С | Р –Р | Р – У | Р – С | Р – Р | Р – У | Р – С | |
Идет на контакт | |||||||||
Откликается на просьбы и замечания | |||||||||
Действует сообща | |||||||||
Принимает помощь | |||||||||
Устанавливает дружеские отношения | |||||||||
Действует под руководством | |||||||||
Действует самостоятельно | |||||||||
Проявляет инициативу | |||||||||
Контролирует свое поведение | |||||||||
Конфликтует | |||||||||
Улаживает разногласия | |||||||||
Признает правила | |||||||||
Сочувствует | |||||||||
Подчиняет свои интересы интересам другого | |||||||||
Соблюдает очередь |
Методика 5. Внешняя оценка социальной компетентности ребенка родителями
Цель: изучение социальной компетентности обучающегося на основе родительской оценки.
Уважаемые родители! Вам предлагается оценить особенности умений Вашего ребенка общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Для этого отметьте в таблице те варианты ответов, которые в большей степени характеризуют поведение Вашего ребенка. Спасибо!
Умения обучающегося общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми | Никогда | Редко | Часто | Почти всегда | Всегда |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1.Вежлив | |||||
2. Внимательно слушает другого в разговоре | |||||
3. Умеет договариваться, согласовывать свои действия со сверстниками и взрослыми. | |||||
4. Может обратиться, вступить в контакт со взрослыми, сверстниками. | |||||
5. Понимает состояние других людей, наблюдателен в отношении их. | |||||
6.Анализирует и правильно оценивает действия других людей. | |||||
7.Анализирует и адекватно оценивает свои достоинства и недостатки. | |||||
8.Анализирует и правильно оценивает свои успехи в общении, взаимодействии с другими людьми. | |||||
9.Руководствуется в поведении человеческими ценностями, нравственными нормами(справедливость, забота, внимание, доброта и др.) | |||||
10.Контролирует свои действия. | |||||
11.Проявляет сочувствие, сопереживает другим людям. | |||||
12.Принимает сочувствие по отношению к себе от взрослых и сверстников. | |||||
13.Умеет переживать неуспех, с оптимизмом реагирует на неудачи. | |||||
14.Адекватно реагирует на успех сверстника, разделяет радость других, не завидует, не злится. | |||||
15.Умеет противостоять чужому мнению, если не согласен с ним, сказать «Нет!» | |||||
16.Адекватно реагирует на замечания, предложения подумать о правильности совершаемых поступков. | |||||
17.Принимает помощь от сверстников и взрослых. | |||||
18.Сам может предложить помощь и сверстнику, и взрослому. | |||||
19.Стремится к активности и самостоятельности во всех сферах жизнедеятельности. | |||||
20.Стремиться к конструктивному общению, сотрудничеству. | |||||
21.Ценит самого себя, нравится себе таким, какой он есть. |
Источник