Обследование речи ребенка 5 лет

Протокол обследования устной речи

Фамилия, имя ребенка_________________________________________________________

Дата рождения, возраст (лет, мес.)_____________________Время обследования________

Строение и подвижность артикуляционного аппарата

Губы (толстые, тонкие, укороченная верхняя губа, неполное смыкание губ)_______________________

Зубы(диастема(щель между верхними резцами),кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов), крупные_________________________________________________________________________

Прикус прогнатия(выступание верхней челюсти), прогения(выступание нижней челюсти), боковой открытый прикус, передний открытый прикус, норма_________________________________________

Небо(твердого, мягкого): излишне низкое твердое небо, уплощенное,»готическое», куполообразное; укороченное мягкое небо, раздвоение маленького язычка, норма______________________________

Язык: излишне толстый, не уменьшающийся во рту, излишне узкий, укороченная подъязычная связка, маленький, норма________________________________________________________________

Подвижность артикуляционного аппарата

Для губ: вытянуть вперед-покой_________________________оскал-покой________________________

 круговое движение губ хоботком_______________________поднять вверх верхнюю губу опустить_________________________________ вниз нижнюю губу_____________________________

Для языка: показать широкий язык________________________узкий язык_______________________

Лакательные движения языком___________________________пощелкать языком________________

Присасать к твердому небу_______________________________________________________________

Состояние общей и мелкой моторики

  • Попрыгать на одной ноге, на обеих ногах.
  • По команде логопеда «Раз» одновременно поставить ноги на ширине плеч, руки на пояс_____________________________________________________________________________
  • Положить обе ладони на стол и раздвинуть пальцы(«пальчики поссорились»), сдвинуть их вместе(«Пальчики помирились»). Повторить 5-6 раз;
  • Поочередно поднимать от стола большие пальцы обеих рук, указательные, средние, безымянные, мизинцы. Повторить 5-6 раз._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Состояние звукопроизношения

Инструкция: «Повтори за мной предложение».

Бабушка сушила мокрое белье на веревке.

(если выявляются дефекты звукопроизношения, то предлагаются слова)

Инструкция: «Повтори за мной слова».

Собака – маска – нос_________________щука-вещи-лещ__________________

Сено – василек – высь________________чайка-очки-ночь_________________

Замок – коза________________________рыба-корова-топор_______________

Зима – магазин______________________река-варенье-дверь_______________

Цапля – овца – палец_________________лампа-молоко-пол_______________

Шуба – кошка – камыш______________лето-колесо-соль_________________

Жук – ножи_________________________

Свистящие(характер нарушений)

Шипящие(характер нарушений)

С

Ш

С ‘

Ж

З

Ч

З ‘

Щ

Ц

Сонорные (характер нарушений)

Другие звуки (характер нарушений)

Л

Л ‘

Р

Р ‘

Состояние слоговой структуры слова

Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова

  • Повтори слова

Светофор _____________________сковорода_____________________фотограф___________________

Вертолет _____________________велосипед_____________________автомобиль_________________

Парикмахер __________________мотоциклист___________________

  • Повтори предложение

Мальчики слепили снеговика_____________________________________________________________

Водопроводчик чинит водопровод_________________________________________________________

Волосы подстригают в парикмахерской_____________________________________________________

Саше понравился пластмассовый кораблик_________________________________________________

У девочки Дины котенок Тима.____________________________________________________________

Регулировщик стоит на перекрестке._______________________________________________________

Состояние фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений

Проверка состояния фонематического восприятия

  • Повтори за мной слоговые ряды и слова

та-да-та ____________________________                        да-та-та ___________________________

ка-га-га ____________________________                        га-га-ка ___________________________

па-ба-па____________________________                       ба-ба-па___________________________

кот-год-кот______________________________ том-ком-гном _____________________________

том-дом-ком____________________________ мак-бак-так _______________________________

Состояние фонематического анализа и синтеза

  • Скажи, какой первый звук в слове

А – Аня, аист, астра_____________

О – осы, Оля, окна______________

И – Ира, ива, ил________________

У – улица, уши, Уля_____________

  • Определение места звука в слове (в начале, в середине, в конце)

С – сад_____________________фокус______________________лиса_____________________

К – кошка____________________окно______________________мак_____________________

  • Определение последовательности звуков в слове САНИ (МАК, СОК)

Какой звук ты слышишь в начале слова сссани?__________

 Какой звук ты слышишь после звука с? и т.д_____________

Фонематический синтез

  • Составь слова из звуков

[с],[а],[д]__________________[д],[о],[м]___________________[р],[у],[к],[а]_________________

[п],[о],[ч],[к],[а]_______________

  • Фонематические представления

Подбери слово на заданный звук. Инструкция: «Назови слово со звуком [с],[з],[ц],[ш],[ж],[ч],[щ]». (отобрать картинки, в названии которых имеется данный звук.

Например, на звук  [с ]: самолет, стакан, сыр, сумка, сосна_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Особенности словарного запаса

Исследование номинативного словаря

  • Назови, какие ты знаешь?

•овощи_____________________________________________________________________

•фрукты ____________________________________________________________________

•одежда ____________________________________________________________________

•обувь ______________________________________________________________________

•мебель_____________________________________________________________________

•времена года _______________________________________________________________

•транспорт __________________________________________________________________

•дикие животные_____________________________________________________________

•домашние животные _________________________________________________________

•птицы _____________________________________________________________________

•цветы______________________________________________________________________

•деревья ____________________________________________________________________

•грибы _____________________________________________________________________

•ягоды _____________________________________________________________________

•профессии _________________________________________________________________

  • Назови предмет по его описанию

Инструкция: «Как называется предмет, в котором варят суп?_________________________

Как называется предмет, которым копают землю?__________________________________

Как называют место, на котором выращивают овощи?_______________________________

  • Знание обобщающих слов

Яблоко, груша,банан, слива_____________________________________________________

Картофель, помидор, огурец_____________________________________________________

Платье, кофта, юбка, майка______________________________________________________

Кеды, сапоги, тапки, кроссовки___________________________________________________

Диван, кровать, шкаф, кресло______________________________________________________

Зима, весна, лето, осень__________________________________________________________

Автобус, мотоцикл, машина, ______________________________________________________

Лиса, заяц, волк, медведь_________________________________________________________

Корова, лошадь, коза, свинья______________________________________________________

Сорока, дятел, воробей___________________________________________________________

Мак, роза, василек_______________________________________________________________

Береза, сосна, рябина____________________________________________________________

Маслята, подберезовик, сыроежка__________________________________________________

Малина, земляника, смородина, ежевика____________________________________________

Повар, маляр, врач_______________________________________________________________

  • Подбор синонимов

Радость ________________________печаль___________________________________________

Врач___________________________шофер____________________________________________

Исследование атрибутивного словаря

  • Подбор определений к словам:

Например: Туча черная

Лес _____________________________________дом____________________________________

Небо ___________________________________дорога___________________________________

Мама __________________________________книга____________________________________

  • Подбор относительных прилагательных

Стол какой(деревянный), а стакан?»

Вата_________________________________замок_______________________________________

Ранец _______________________________шуба________________________________________

Ваза ________________________________снег_________________________________________

Ремень______________________________море________________________________________

Мед________________________________лист_________________________________________

  • Подбор антонимов

широкий ____________________ длинный _________________ высокий ___________________

весёлый _____________________ светлый _________________ больной ___________________

прямой _____________________ сухой ____________________  холодный _________________

Исследование предикативного словаря

  • Называет действия. Кто как передвигается?

Собака _________________________лошадь__________________________________________

Ворона _________________________человек_________________________________________

Червяк __________________________бабочка________________________________________

Рыба ___________________________черепаха________________________________________

  • Кто как голос подает?

Собака __________________утка________________________петух________________________

Гусь_____________________ворона_____________________лошадь______________________

Жук_____________________кошка______________________волк_________________________

  • Действия людей различных профессий

Маляр___________________________портной_________________________________________

Врач_____________________________парикмахер_____________________________________

Летчик___________________________тракторист______________________________________

Исследование грамматического строя речи

  • Исследование способности словоизменения
  • образование множественного числа существительных и родительного падежа существительных множественного числа:

множ.число им.пад.

множ.число родит.пад.

стул

ведро

воробей

дом

пчела

ухо

утёнок

окно

  • Образование существительных множественного числа

Дом-дома-домов

Дерево-________________________________________________________________________

Яблоко_________________________________________________________________________

Окно-окна-окон

Марка_________________________________________________________________________

Стол___________________________________________________________________________

Шар___________________________________________________________________________

Книга_________________________________________________________________________

Вишня_________________________________________________________________________

  • Согласование прилагательных с существительными

(используются предметные картинки. Образец: шар-красный, чашка-красная, платье-красное.)

Шарф____________________________Шапка_________________________________________

Пальто___________________________

  • Образование названий детенышей

у кошки ____________________ у собаки __________________ у свиньи ___________________

у медведя ___________________ у зайца _________________ у лисы_____________________

у коровы ___________________ у лошади __________________ у овцы_____________________

у мыши ____________________ у лягушки _________________ у курицы __________________

Исследование способности словообразования

  • образование уменьшительно-ласкательной формы:

дом______________________ ёлка ______________________ Женя _______________________

стул_____________________гриб _______________________ Костя _______________________

кровать__________________ложка______________________кукла________________________

  • образование прилагательных от существительных

Дерево-деревянный

Резина________________________стекло__________________хрусталь___________________

Кожа_________________________железо__________________шелк______________________

Бумага_______________________кружево_________________

  • образование глаголов префиксальным способом

Инструкция: «Покажи где мальчик пришел……..?!»

Шел (пришел, ушел, подошел, дошел)

Ходит (уходит, подходит, заходит, переходит)

Наливает (поливает, выливает, переливает, доливает)

  • образование притяжательных прилагательных

У зайца хвост заячий, а у волка?_____________________________________________________

 У лисы?_________________________________________________________________________

У зайца голова заячья, а у волка?____________________________________________________

У лисы?_________________________________________________________________________

  • Согласование существительных с числительными

— 1 —

ухо

— 2 —

— 5 —

помидор

стул

ручка

Обследование связной речи

  • составление рассказа по картинке__________________________________________________
Читайте также:  Признаки кори у ребенка 5 лет

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • составление рассказа по серии картин ________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • пересказ_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Источник

Пояснительная записка

Цель: логопедического обследования – выявление у детей нарушений речи.

Задачи:

·       определение уровня речевого развития ребенка;

·       разработка плана коррекции речевых нарушений;

Каждый ребенок, посещающий логопедическую группу, обследуется 2 раза в год по следующим параметрам:
          • звукопроизношение;
          • фонематические процессы;
          • словарный запас;
          • грамматический строй речи;
          • связная речь.

При составлении логопедического обследования за основу взята методика С. В. Большаковой «Логопедическое обследование ребёнка», М.: А. П. О., 1995.

При проведении логопедического обследования детей для обеспечения объективной последующей оценки состояния ребенка соблюдаются следующие условия:

·       создание в   ходе всего обследования комфортности, установление эмоционального контакта с ребенком;

·       чередование словесных и наглядных методик для предупреждения утомления;

·       предъявление заданий в  игровой форме;

·       учет уровня развития познавательной деятельности ребенка;

·       учет работоспособности ребенка;

·       четкое и доступное предъявление инструкции к заданиям.

Критерии оценки речевого развития:

Параметры

Уровни развития

Характеристика

Звукопроизношение

Низкий 

Нарушено несколько групп звуков. 

Средний 

Нарушено произношение 1-2 звуков или звуки в речи присутствуют, но наблюдаются нарушения дифференциации звуков. 

Высокий

Звукопроизношение в норме.

Фонематические процессы

Низкий 

Не слышит данный звук в любой позиции. 

Средний 

С заданием справляется, но допускает несколько ошибок. 

Высокий

Фонематические процессы в норме.

Словарный запас

Низкий 

Активный словарь ограничен бытовым уровнем. 

Средний 

Использует все части речи; использует простые предлоги, в употреблении сложных допускает ошибки; пользуется антонимами; при подборе синонимов испытывает затруднения. 

Высокий

Активный словарь близок к возрастной норме.

Грамматический строй речи

Низкий

Речь резко аграмматична.

Средний

Допускает незначительное количество ошибок при словообразовании и словоизменении.

Высокий

Грамматический строй близок к возрастной норме.

Связная речь 

Низкий 

Испытывает значительные затруднения при составлении рассказа по картинке, по серии картинок, пользуется вопросно-ответной формой при пересказе. 

Средний 

При составлении рассказа и пересказе использует не более 2-3 предложений.

Высокий    

Умеет построить рассказ, пользуясь простыми распространенными предложениями и предложениями сложной синтаксической конструкции.

План логопедического обследования

  1. Звукопроизношение.

Назови картинки:

С: сад, коляска, глобус

СЬ: беседка, василёк

З: замок, зонт, Незнайка

ЗЬ: земляника, обезьяна

Ц: цапля, кольцо, индеец

Ш: шашки, ошейник, вишни

Ж: живот, жук, лыжи

Щ: щит, щенок, площадь

Ч: печенье, свеча, мяч

Л: лось, колбаса, стол

ЛЬ: плита, поле

Р: рак, фартук, мухомор

РЬ: рябина, бревно

Й: Егор, лейка, друзья

К: куртка, скрипка, шкаф

Г: грелка, грядка, виноград

Х: хлеб, ткачиха, подсолнух

Повтори:

У сома усы. У Зины зонт. Кузнец куёт цепь.

Шапка и шубка – вот он наш мишутка. У ежа ежата.

Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока. Девочки и мальчики скачут, как мячики. Дятел долбил ель. К нам во двор забрался крот. Майя и Юля поют.

  1. Фонематическая сторона речи.

а) Фонематический слух.

Повтори:

С-Ц: сабля – цапля

С-Ч: сайка – чайка

СЬ-Щ: посёлок – щётка

Ч-Ц: чайка – цапля

Ч-ТЬ: чёлка – тёлка

Ч-Щ: чурка – щука

С-Ш: миска – мишка

З-Ж: зал – жало

Р-Л: рак – лак

б )Фонематическое восприятие.

1.Анализ звукового состава слова.

Назови первый звук в слове: Алик, утка, волк, банка.

Назови последний звук в слове: мука, шары, пух, нос.

2.Слоговая структура слова:

Назови картинки: портфель, крокодил, черепаха, балалайка, милиционер.

  1. Грамматический строй речи.

а)Образование множественного числа существительных.

Я буду говорить про один предмет, а ты про много предметов. Например: лампа – лампы.

Лист – листья                        Ведро — вёдра

Глаз – глаза                            Мост — мосты

Ухо – уши        Утёнок — утята

Стул – стулья        Дом — дома

Окно – окна        Помидор – помидоры

б) Образование родительного падежа существительных множественного числа.

Скажи, чего не стало?

Листья – листьев                   Вёдра – вёдер

Глаза – глаз             Мосты – мостов

Уши – ушей         Утята – утят

Стулья – стульев         Дома – домов

Окна – окон         Помидоры – помидоров

в) Предложно-падежное управление. (по картинкам)

В: Куда идут девочки? (в школу)  Где лежит лекарство? (в шкафу)

НА: Где висит одежда? (на вешалке) Где лежит торт? (на тарелке)

С: Откуда снимем пальто? (с вешалки) Откуда возьмём торт? (с тарелки)

ПОД: Где сидит ёжик? (под кустом) Где находится крючок? (под водой)

ЗА: Куда прячутся дети? (за дерево) Где сидит ученик? (за партой)

ИЗ-ЗА: Откуда выбегут ребята? (из-за дерева) Откуда встанет ученик? (из-за парты)

в) Согласование прилагательных с существительными

Назови картинки:

Синий чайник             Красный трактор        Жёлтый песок

Синяя рубашка        Красная звезда        Жёлтая корзина

Синее небо        Красное платье        Жёлтое крыльцо

Синие васильки        Красные лыжи        Жёлтые фонари

г) Согласование числительных с существительными

Посчитай:

Одна машина, две машины, три машины

Одна кукла, две куклы,…пять кукол

Одно дерево, два дерева,…восемь деревьев

д) Уменьшительно-ласкательная форма существительных

Скажи ласково:

Юбка – юбочка           Женя – Женечка

Ёлка – ёлочка            Саша – Сашенька

Заяц – зайчик             Володя – Володенька

Шкаф – шкафчик            Стул – стульчик

Лена – Леночка                          Дом – домик

е) Образование прилагательных от существительных

Шкаф сделан из дерева. Значит он какой? (деревянный)

Чемодан сделан из кожи…

Солдатик сделан из пластмассы…

Рюмка сделана из стекла…

Клещи сделаны из железа…

Книга сделана из бумаги…

Варежки сделаны из шерсти…

Сок сделан из моркови (капусты, огурцов)…

  1. Словарный запас.

а) Части предметов

Назови части предметов.

Чайник (крышка, носик, ручка, донышко)

Стул (спинка, сиденье, ножки)

Читайте также:  Ребенок 5 лет ленится

Машина (руль, кабина, колёса, кузов)

б) Детёныши животных

Назови детёнышей животных.

Кошка, собака, лошадь, корова, свинья, лев, ёж, овца, заяц, белка, лиса, курица.

в) Слова-антонимы

Скажи наоборот (по картинкам):

Этот мальчик весёлый, а этот какой?…

День светлый, а ночь…

Это бельё сухое, а это бельё…

Эта девочка больная, а эта…

Этот день холодный, а этот…

Этот мяч большой, а этот…

Эта книга толстая, а эта…

Эта линия прямая, а эта…

г) Знание профессий

Назови профессии.

Кто водит машину?

Кто разносит письма?

Кто продаёт продукты, вещи?

Кто стрижёт волосы?

Кто шьёт одежду?

Кто летает на самолёте?

Кто готовит пищу?

Кто рисует картины?

Кто учит детей в школе?

Кто воспитывает детей в детском саду?

  1. Связная речь.

а) Составление рассказа по картинке.

б)Составление рассказа по серии картинок.

в) Пересказ.

Кот (для детей 5 лет).

В бидоне было молоко. Кот толкнул бидон. Бидон упал, молоко потекло. Кот лакал молоко.

Соня и собака (для детей 6 лет).

У дома сад. В саду сосна. Под сосной стоит скамейка. На скамейке сидит Соня. У Сони собака. Соня даёт собаке кусок хлеба.

Источник

     

       Учебно — методический комплект  диагностических методик речевого развития детей  5  — 6 лет создан на основе современного подхода к диагностике психического развития детей дошкольного возраста. В нём даны подробные пояснения по заполнению основных разделов опросника речевого развития детей, предложены доступные для ребенка приемы обследования.

       Материалы раздела пригодятся не только студентам педагогических учебных заведений, они будут полезны широкому кругу специалистов дошкольных образовательных учреждений (воспитателям,  логопедам, дефектологам), а также  родителям, стремящихся к всестороннему развитию своих детей.

       Назначение: тестовые задания предлагаемой методики определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста разработаны с междисциплинарных позиций, что позволяет интегрировать в единое диагностическое пространство множество различных параметров, которые следует учитывать при оценке речи детей. Предлагаемая методика может быть использована в практической работе как самостоятельно, так и в комплексе с прочими методиками, направленными на изучение других сторон общепсихического развития ребенка.

       Технология определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста

       Тестовые задания предлагаемой методики определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста разработаны с междисциплинарных позиций, что позволяет интегрировать в единое диагностическое пространство множество различных параметров, которые следует учитывать при оценке речи детей.

       Однако необходимо помнить, что речевая продукция, возникающая в результате выполнения того или иного задания, предоставляет материал для анализа по многим параметрам, например: количественный состав словаря и объем вербальной памяти; уровень сформированности системных связей в лексиконе и словообразовательных процессов; концентрация и распределение внимания, словесно-логическое мышление и словоизменительные навыки. Кроме того, при обследовании необходимо дифференцировать виды речевой деятельности: продуктивные (говорение) и репродуктивные (аудирование, восприятие).

       Оценить речевую продукцию ребенка во время проведения диагностической процедуры, учитывая сразу все параметры в комплексе, очень сложно. Поэтому каждое тестовое задание предполагает оценку речи ребенка не более чем по двум-трем определенным параметрам.

       Наиболее четкому структурированию в практическом применении поддаются задания, позволяющие оценить речь по таким параметрам, как:

сформированность лексической системности;

сформированность грамматической компетенции;

сформированность фонологической компетенции. Психологическая база речи (оперативная и

долговременная память, способность концентрировать и распределять внимание, когнитивные процессы), а также смысловая адекватность высказывания оцениваются по результатам выполнения всех диагностических заданий в целом.

       Инновационная сущность предлагаемой методики заключается прежде всего в том, что определение уровня речевого развития не сводится собственно к его квалификационной оценке (уровень А; Б; С … или уровень 1; 2; 3… и т.п.), так как она малоинформативна с точки зрения прогнозирования перспектив дальнейшего речевого развития ребенка. Не говоря уже о том, что оценка речи в «чистом виде», т.е. безотносительно к конкретным ситуациям (уровень притязаний, бытовые условия жизни, социальная среда, соматическое состояние и др.), не представляется эффективной.

       Оценка речевой продукции проводится на основе качественных характеристик. Параметры, выведенные в сводных таблицах для каждого возраста, легко комбинируются в модульные ряды в зависимости от интересующего аспекта речи. Таким образом, результаты тестирования могут дать и общую оценку речевого развития ребенка в баллах относительно максимально возможного, и детальную описательную характеристику отдельных звеньев речеязыкового механизма, которые порой развиты у детей весьма неравномерно. В подобных ситуациях одинаковое общее количество баллов у детей вовсе не отражает истинную картину их речевого развития и тем более не определяет единый маршрут их логопедического сопровождения.

       Использование этих тестов позволяет проанализировать динамику речевого развития по определенным параметрам.

       Особенно хотелось бы подчеркнуть, что результаты данного тестирования следует рассматривать в описательном плане как развернутую характеристику речевого развития ребенка.

       В итоге проведения диагностической процедуры должна сложиться целостная картина речевого развития ребенка, позволяющая спрогнозировать и оценить дальнейшую перспективу формирования его коммуникативной компетенции.

       Предлагаемая методика может быть использована в практической работе как самостоятельно, так и в комплексе с прочими методиками, направленными на изучение других сторон общепсихического развития ребенка.

       Возраст: дети дошкольного возраста — 5-6 лет.

       Собственно языковое тестирование целесообразно предварить небольшим собеседованием, для того чтобы убедиться, не являются ли возможные ошибки в речи лишь следствием обедненного представления об окружающем мире.

       Как тебя зовут? Сколько тебе лет? В каком городе ты сейчас живешь? В какие дни недели мы отдыхаем? Какие звери живут в лесу? (35 слов) Кого поздравляют 8-го марта? С каким праздником нас поздравляет Дед Мороз? Когда перелетные птицы улетают на юг? На каком этаже ты живешь? Что нужно делать, если ты собрался переходить улицу, но горит желтый свет светофора? Какой сейчас месяц? Какие ты знаешь сказки? (23 сказки)

       ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 12.

Читайте также:  Меню дня рождения ребенка 5 лет дома

       Блок I

       Основная цель тестовых заданий этого блока заключается в определении уровня сформированности лексической системности, которая оценивается по двум основным параметрам: объему словаря и многообразию связей (смысловых и формальных) между лексическими единицами.

       Задание 1. Назови то, что ты видишь на рисунках.

Рисунки:

А. скворечник, люстра, гнездо, гиря, кувшин, клещи, портфель

Б. клен, рябина, колокольчики, одуванчик, дуб, ромашка, ландыш.

В.синица, снегирь, ласточка, индюк, дятел, носорог, бегемот, рысь.

Г. смородина, вишня, малина, редис, баклажаны, свекла, кабачок.

Д. кепка, панама, комбинезон, пиджак, галстук, туфли, сандалии.

       ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Макси­мальное количество баллов — 36.

        Задание 2. Рассмотри рисунки и скажи, для чего нужен каждый из этих предметов.

Рисунки: холодильник, хлебница, отвертка, кормушка, сети, половник, носилки (лист 5-6).

       ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов Максимальное количество баллов — 7.

        Задание 3. Рассмотри рисунки и скажи, почему их поместили рядом

Рисунки (парами): сахарница — сахар; шуруп — отвертка; свитер — клубок; самокат — велосипед.

       ОЦЕНКА: установлена смысловая связь — 1 балл, не установлена — 0  баллов. Максимальное количество баллов — 4.

        Задание 4. Рассмотри рисунки и скажи, чем различаются предметы, изображенные на них. Рисунки: шуруп—гвоздь; кофта—свитер; пальто—шуба; табурет—стул.

       ОЦЕНКА: адекватный ответ (выделение существенных признаков I —

1  балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 4

        Задание 5. Рассмотри рисунки и скажи, кто что делает. Рисунки:

Девочка поливает сметаной вареники.

Мальчик раскрашивает картинку.

Девочка посыпает маком (солью, сахаром) печенье.

Мальчик выбивает ковер.

Девочка выливает воду.

       ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 5.

        Задание 6. Послушай слова и скажи, какое лишнее. Объясни свой выбор. Слова:

вишня, малина, крыжовник, ромашки, земляника;

морковь, огурцы, репа, яблоко, кабачок.

       ОЦЕНКА: верный ответ — 1 балл, неверный — 0 баллов. Макси­мальное количество баллов — 2.

        Задание 7. Растолкуй значения слов: маслёнка, пелёнка, селёдочница, дрессировщица, воротник, лыжник, шахматист, турист.

       ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 8.

        Задание 8. Как называется профессия человека, который: работа­ет на тракторе, убирает двор и улицу, показывает фокусы, играет на гитаре, на скрипке, охраняет лес?

       ОЦЕНКА: правильный ответ — 1 балл, неправильный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 6.

        Задание 9.Догадайся, какое слово будет следующим.

       Образец: Курица — цыплёнок; свинья — поросёнок.

Корова — телёнок; собака — ?

Ворона — гнездо; муравей — ?

Лётчик — самолёт; шофёр — ?

Коза — козёл; курица — ?

Рыба — удочка; бабочка — ?

       ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Макси­мальное количество баллов — 5.

        Блок II

       Основная цель тестовых заданий этого блока заключается в опреде­лении уровня грамматической компетенции. Основным критерием оценки грамматической компетенции является сформированность словоизмени­тельных и словообразовательных навыков и умений.

       Задание 10. Ответь на вопросы.
Какой мяч мы называем футбольным?
Какую бочку мы называем дубовой?
Какую змею мы называем ядовитой?
Какую ветку мы называем сосновой?
Какие лыжи мы называем горными?
Какие очки мы называем солнцезащитными?
Какую машину мы называем снегоуборочной?
       ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов Максимальное количество баллов — 7.

        Задание 11. Как изменится слово, если этих предметов будет больше, чем один?
Образец: лист—листья.
Слова: колесо, ухо, перо, молоток, пень, леденец.
       ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Макси­мально е количество баллов — 6.

       Задание 12. Рассмотри рисунки и скажи, что на них изображено и сколько.
Рисунки: шесть чашек, пять пуговиц, пять кисточек, пять карандаше шесть топоров, пять кукол (лист 5-10).
       ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Макси­мально е количество баллов — 6.

       Задание 13. Назови иначе.
Образец: Лист дуба — это дубовый лист.
Куст сирени — это…
Сок черники — это…
Ствол берёзы — эта…
Косточка вишни — это…
Варенье из земляники — это…
Сок абрикоса — это…
       ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 6.

       Задание 14. Закончи предложение.
Тигр живет с тигрицей, а лев …
Шерсть козы — козья шерсть, а шерсть овцы …
На гитаре играет гитарист, а на скрипке …
Из клубники варят клубничное варенье, а из смородины …
Хвост кошки — кошачий хвост, а хвост лисы …
       ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 5.

      3адание 15. Догадайся, какое слово будет следующим.
Перец — перечница, мыло — ?
Сосна — сосновый, земляника — ?
Лётчик — летать, дрессировщик — ?
Длинный — длиннее, короткий — ?
Рыбный — рыба, мясной — ?
     ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Макси­мальное количество баллов — 5.

        Задание 16. Рассмотри рисунки и скажи, где находятся и что дела­ют животные.
Рисунки: кошка под стулом, кошка на заборе, кошка за деревом, со­бака перепрыгивает барьер (через барьер), кошка спрыгивает со стула (лист 5-11).
       ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Макси­мальное количество баллов — 5.

       Задание 17. Послушай и повтори предложение, не меняя слов.
Наступила осень, и перелётные птицы улетели на юг.
На баяне играет баянист, а на скрипке — скрипач.
Каждое утро за моим окном весело чирикают воробьи.
       ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Макси­мальное количество баллов — 3.

       Задание 18.Послушай предложение и ответь на вопросы. Катя старше Иры на два года. Кто младше: Катя или Ира? Петю провожа